Искусство римской империи 3 в. н. э.
Тяжелые потрясения, пережитые Римской империей в правление последних Антонинов, явились закономерным результатом начавшегося кризиса рабовладельческого общества. После убийства Коммода в 192 г. н. э. вспыхнула гражданская война между военачальниками римских армий. В результате кровопролитной борьбы к власти пришел Септимий Север. Династия Северов правила Римской империей в течение 40 с лишним лет (193— 235 гг. н. э.). В отличие от Антонинов, стремившихся расширить социальную базу принципата, Септимий Север и его преемники опирались прежде всего на войско. Углубляется процесс провинциализации и «варваризации» армии. Внутреннее положение империи продолжало ухудшаться. Об этом ясно свидетельствуют неудачные попытки Северов восстановить мелкое и среднее землевладение, систематические раздачи хлеба, расширение алиментаций, строительство, призванное не только прославить правителей, но и дать заработок городскому плебсу, рост налогов и необычайную строгость при их взыскании. Декрет Каракаллы (212 г. н. э.) о распространении прав римского гражданства почти на все свободное население империи не облегчил положения масс. Непрочность власти, опирающейся только на войско, обнаружилась в последующих событиях: Кара калла был убит заговорщиками, насильственной смертью погиб и его преемник Макрин. Такой же была участь последних представителей династии — Элагабала и Александра Севера. Начинается острый политический кризис, охвативший всю империю. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в разных частях империи самостоятельных правителей. В 238 г. н. э., например, за четыре месяца были провозглашены и свергнуты пять императоров: Максимин, Гордиан I, Гордиан II, Пупиен и Бальбин. Галлия, возглавленная Постумом, превратилась я самостоятельное государство. Под властью Одената — правителя Пальмиры, разбогатевшей на посреднической торговле, объединились Сирия, Месопотамия, Финикия и южная часть Малой Азии. Усилилось наступление соседних народов, особенно на северных и восточных границах империи.
В области социальной кризис характеризовался массовым бегством колонов и рабов, запустением целых областей, развитием разбойничества, массовыми антиримскими движениями, подобно движению багаудов в Галлии, буколов в Египте, монотариев в Риме. В экономической жизни Наблюдается деградация сельского хозяйства, резкий упадок ремесла и торговли. Неуклонно снижается производительность рабского труда и труда колонов. Упадок хозяйственной жизни усугублялся финансовым кризисом, отсутствием безопасных путей сообщения, хозяйственной децентрализацией в результате политического кризиса и самостоятельного развития ремесла и торговли в провинциях. Повысилось значение земельной собственности, растут латифундии, происходит постепенная натурализация хозяйства. Кризис 3 в. н. э. носил всеобъемлющий характер. Это был кризис рабовладельческой общественно-экономической формации, культуры и социальных отношений. Характерными признаками кризиса рабовладельческой культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм и широкое распространение
21. Термы Каракаллы. Тепидарий. 210 г. Рим. Реконструкция
христианства. Христианство родилось как религия угнетенных, потерпевших поражение в борьбе с угнетателями. «Всеобщему бесправию и утрате надежды на возможность лучших порядков соответствовала всеобщая апатия и деморализация»1. В этих условиях единственным выходом становилась религия. «Во время... всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения и выступило христианство» 2. Оно обращалось «ко всем страждущим и обремененным», провозглашало всеобщее равенство, проповедовало уважение к труду и бедности. Ранних христиан объединяла вера в приход спасителя, ненависть к рабовладельческому Риму. Римское государство подвергало христиан гонениям. Однако в конце 2 в. н. э. и особенно в 3 в. н. э. происходят перемены в социальном составе христианских общин. Под влиянием кризиса и морального разложения господствующих классов к христианству начинают примыкать представители знати. Они несут в христианские общины свое имущество и свою идеологию. Складывается церковная организация. В учении христиан на первый план выдвигается проповедь смирения и покорности, непротивления злу насилием. Все это подготавливает союз церкви с государством и ставит христианство на службу господствующим классам.
Архитектура. Искусство 3 в. н. э. необыкновенно ярко и наглядно выражает сложную социальную и политическую историю Рима, борьбу новых идей со старыми, отжившими формами мировоззрения античной эпохи. Несмотря на разруху и обеднение империи, в течение 3 в. н. э. воздвигается несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений. Эти памятники должны были уверить подданных в богатстве императора и его щедрости. С конца 2 в. н. э. в римской архитектуре все более и более дают себя знать повышенная декоративность и внешняя репрезентативность. Строительство, не имевшее того размаха, которым оно обладало ранее, стремилось компенсировать сокращение числа построек увеличением декоративных элементов в архитектурных сооружениях. Ко времени Септимия Севера относится трехпролетная арка Септимия Севера на форуме Романум.. Поверхность ее почти полностью покрыта скульптурными изображениями. В этом проявилось характерное для данного времени повышение интереса к декоративному началу в монументальном искусстве. В начале 3 в. н. э. в Риме были построены термы Каракаллы (рис. 21), вторые по размеру в Риме (на первом месте были термы Диоклетиана, сохранившиеся хуже). Сооружение представляло собой сложный комплекс многообразных помещений. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры — площадки для спортивных упражнений, многочисленные помещения, предназначенные для отдыха, библиотечные помещения, магазины и пр. Термы вмещали до 1800 человек одновременно. По конструктивному решению и сложному санитарно-техническому оборудованию термы выделялись среди прочих римских сооружений. Они являются своеобразной энциклопедией архитектурно-художественных и конструктивных приемов, применявшихся в римском строительстве. Это определило в последующее время повышенный интерес к римским термам со стороны крупнейших исследователей античной архитектуры. Комплекс терм состоял из огромного прямоугольного здания, помещавшегося в парке и замкнутого с четырех сторон двухэтажными корпусами. Общие размеры терм Каракаллы составляли в плане 353x335 м2.
Основные помещения главного адания размещались по его оси: бассейн с холодной водой (фригидарий), большой зал, являвшийся центральным помещением терм (тепидарий), и круглый бассейн с горячей водой (кальдарий). Фригидарий в термах Каракаллы вовсе не был перекрыт, тепидарий завершен тремя мощными крестовыми сводами, кальдарий же имел купольное перекрытие. По сторонам основных помещений — фригидария, тепи-дария и кальдария — находились палестры, окруженные помещениями меньшего размера. Подобно другим крупнейшим -сооружениям Римской империи, термы производили огромное впечатление на современников. Колоссальные размеры перекрытых куполами и сводами залов, палестры, обширные партеры, окружавшие главное здание, галереи и павильоны, превосходная отделка помещений, мозаики и скульптуры восхищали всех, кто входил в пределы терм: При императоре Диоклетиане в конце 3 в. н. э. возводятся самые крупные термы Рима, вмещавшие до 3200 человек. Эти грандиозные термы свидетельствуют о подражательности и эклектизме, которые становятся все более характерными чертами римского зодчества. Композиционное решение их не дает почти ничего нового по сравнению с более ранними постройками.
В 3 в. н. э. при императоре Аврелиане в связи с неустойчивым внешнеполитическим положением Рима город обносится мощными оборонительными стенами с высокими башнями. В оборонительное сооружение были включены и некоторые старые здания, например надгробие 1 в. н. э. в виде пирамиды (пирамида Цестия). Стены Аврелиана, сохранившиеся частично до нашего времени, являются единственным в своем роде памятником фортификационного строительства Древнего Рима. Ко времени Диоклетиана относится также крупный дворец в Солоне (современный Сплит в Югославии). Это сооружение в виде крепости, построенное на западной окраине зарождавшейся тогда Восточной Римской империи, знаменует отход от античных традиций и начало византийской архитектуры. Новые черты ясно выступают в памятниках, связанных с христианской религией. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы — подземные галереи и помещения, прокладываемые могильщиками — фоссорами — за пределами города, обычно в мягком туфе, в виде сложной сети улиц-коридоров, тянувшихся на многие километры. В катакомбах первые христиане хоронили своих собратьев по религии и там же совершали поминки, молились. Подземные ходы-галереи имели обычно около 1 м в ширину и до 3—4 м в высоту. Иногда эти галереи располагались друг под другом в несколько ярусов. В стенах коридоров делались прямоугольные выемки «локули», в которых клали покойников, завернутых в саваны, без гробов. Отверстия «локулей» закрывали каменной или терракотовой плитой. Входы в катакомбы прикрыты небольшими постройками, так называемыми цимитери-альными камерами, имевшими форму квадрата с примыкавшими к нему стрех сторон полукруглыми апсидами. Катакомбы окружают Рим сплошным кольцом. Наиболее известны своими росписями катакомбы Каликста, Себастьяна, Домицил-лы, Присциллы. Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве 3 в. н. э. реалистический с острой психологической характеристикой портрет переживает еще раз свой расцвет. В последние годы 2 и в начале 3 в. н. э. при Септимии Севере и его преемниках еще продолжают жить художественные формы антониновского портрета: полировка лица, тщательная мягкая моделировка, подробная разработка прядей волос и бороды. Но в эти формы вкладывается совершенно иное содержание. Только волевые энергичные суровые правители могли удерживать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Портреты с выражением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Портрет Юлии Домны (Мюнхен, Глиптотека), жены Септимия Севера, передает большую энергичность, активность, чем задумчивые образы 2 в. н. э.
Портреты Септимия Севера рисуют нам человека энергичного, решительного, а портреты его сына Каракаллы (Париж, Лувр) с поразительной реальностью раскрывают нам крутой нрав, подозрительность и грубость одного из самых жестоких деспотов Рима. С тридцатых годов 3 в. н. э. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Ленинград, Эрмитаж). Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная лепка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта. Во второй половине 3 в. н. э. как реакция на портреты типа Филиппа Аравитянина делается попытка возродить классицизм 1 в. н. э. Портрет императора Галиена (Рим, Национальный музей) подражает портретам Августа и в мягкой моделировке лица и в трактовке волос мягкими слегка вьющимися прядями. Смешения различных художественных элементов причудливо сочетаются в колоссальной портретной бронзовой статуе императора Требония Галла (252—253 гг. н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Героическая нагота фигуры греческого классического типа соединяется с ярко индивидуальными чертами лица. Немолодой возраст и экспрессивная мимика лица с глубокими и резкими складками на лбу, искривленной гримасой рта показаны беспощадно правдиво. Стиль этой головы близок портрету Филиппа Аравитянина. Рельеф. Повествовательный рельеф продолжает занимать значительное место в искусстве конца 2-— 3 вв. н. э. Арка Септимия Севера на форуме Романум богато украшена рельефами, посвященными сценам военных походов. Между колоннами на пилонах большие рельефы построены композиционно так же, как и на колоннах Траяна и Марка Аврелия: на постаментах под колоннами изображено по две фигуры варваров. Трактовка рельефов по стилю ближе к рельефам колони Марка Аврелия, но выполнены они с меньшим мастерством. Смешение различных стилистических приемов можно видеть и на ряде рельефных саркофагов 3 в. н. э. Ярким примером может служить так называемый саркофаг Людовизи (Рим, Национальный музей), близкий по своей тематике к историческим повествовательным рельефам. Изображена сцена битвы конных и пеших римлян с варварами: в центре на коне — военачальник с портретными чертами лица, вокруг него, заполняя всю плоскость фона,— фигуры сражающихся. Наступая один на другого, в резких поворотах энергичных движений, переплетаются тела римлян, варваров и коней, расположенные в несколько ярусов. Мастер этого саркофага изучил рельефы колонны Траяна и многое заимствовал оттуда, особенно в образах римлян, в анатомии, в изображении мускулатуры, одежды, вооружения, но иначе решил образы варваров. Суровый героизм даков сменился грубостью и зверством дикарей, подчеркнуто безобразных, с искаженными лицами, взлохмаченными шевелюрами. Рельеф саркофага очень высокий, местами переходящий почти в круглую скульптуру; обилие складок, пышные гривы коней, длинные пряди причесок варваров создают живописную, богатую игрой света и тени картину. Еще большую живость придавали некогда раскраска, следы которой сохранились на волосах, глазах и губах, и обильная позолота на вооружении и конской сбруе. Живопись. В живописи 3 в. н. э., как и в пластике, сосуществуют разные художественные направления. К старой античной школе относятся фрески некогда богатого здания, возможно, императорского дворца на Палатине. На фоне колоннады изображена вереница слуг в одинаковых одеждах, несущих ларцы и корзинки. Во главе выступает распорядитель пира. Старым реалистическим традициям следуют и мастера мозаики в термах Каракаллы, пол в палестре изображал в размер натуры атлетов-победителей с венками и пальмовыми ветками (теперь в Риме в Капитолийском музее). Развитая мускулатура атлетов резко и объемно подчеркнута, но в общем построении фигур есть некоторые недостатки. Особенно интересны здесь ярко индивидуальные лица. Без идеализации выразительно переданы грубые некрасивые черты борцов и гимнастов. Трактовка волос может быть сравнима с трактовкой на портретах типа Филиппа Аравитянина. В 3 в. н. э. появляется христианское искусство в виде росписей катакомб в Риме. По своему сюжету росписи связаны с представлениями христианской религии - библейские сцены, образы Христа и Богоматери, но по своей художественной форме они стоят на уровне античных росписей 3 в. н. э. Особенно интересны по своеобразной манере росписи христианские гробницы й катакомбы Петра и Марцелины с изображением Сусанны. Широкие, как бы небрежно положенные мазки следуют уверенно пластической форме. Подчеркиваются только главные объемы, плотные темные линии резко обозначают глаза, брови, нос. Волосы даны общей массой. Форма строится на контрастах света и тени, схематично, без детализации, но экспрессивно и точно, что характерно для нового направления. Живописцы работали в исключительно трудных условиях, глубоко под землей, при свете факела или светильника; тем более вызывает удивление их уверенное мастерство. Замечательным памятником конца 3 в. н. э. является недавно раскрытая в результате археологических раскопок императорская вилла в Сицилии около современного города Пьяцца Армерина. Вилла принадлежала соправителю императора Диоклетиана Максимину Геркулию и состояла из многих помещений, полы которых покрыты мозаикой. Мозаичные картины на мифологические и современные постройке виллы сюжеты сложены из цветных смальт, до сих пор блещут яркостью красок. Много мастеров работало над мозаиками, одни следовали эллинистической, то есть реалистической живописной традиции, другие работали в новой, более условной манере. Так, хотя человеческие фигуры рисуются анатомически правильно, но выглядят статично, как бы застывшими в разных позах. Темный подчеркнутый контур фигур, линеарная прорисовка складок, локальные тона, почти без светотени, не выявляют объемов, персонажи выглядят плоскими. Лица без выражения лишены индивидуальных черт, большие, широко раскрытые глаза создают впечатление бесстрастности. Одна из мозаик изображает осенний пейзаж с большими деревьями, под которыми отдыхают знатные охотники, возлежа на коврах. С обычной для римского искусства точностью переданы вооружение, покрой одежды, утварь. Композиция строится не в глубину, а ярусами, одна над другой, что придает картине несколько условный характер. Искусство 3 в. н. э.—один из самых сложных периодов истории римского искусства, периодов, когда многовековое античное искусство с его развитой реалистической формой, с богатейшей традицией портретного искусства, с обязательным требованием твердого знания пластической анатомии, тщательной и подробной разработкой прически и складок одежды, с совершенным мастерством в передаче движения вступает в острую борьбу с новым пониманием художественного образа и с новыми идеями и формами изобразительного искусства, зарождающегося в недрах разлагающегося рабовладельческого общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|