Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство римской империи 3 в. н. э.




Тяжелые потрясения, пережитые Рим­ской империей в правление последних Антонинов, явились закономерным ре­зультатом начавшегося кризиса рабовла­дельческого общества. После убийства Коммода в 192 г. н. э. вспыхнула граждан­ская война между военачальниками рим­ских армий. В результате кровопролитной борьбы к власти пришел Септимий Север. Династия Северов правила Римской импе­рией в течение 40 с лишним лет (193— 235 гг. н. э.). В отличие от Антонинов, стремившихся расширить социальную ба­зу принципата, Септимий Север и его преемники опирались прежде всего на войско. Углубляется процесс провинциализации и «варваризации» армии. Внут­реннее положение империи продолжало ухудшаться. Об этом ясно свидетельст­вуют неудачные попытки Северов вос­становить мелкое и среднее землевла­дение, систематические раздачи хлеба, расширение алиментаций, строительство, призванное не только прославить прави­телей, но и дать заработок городскому плебсу, рост налогов и необычайную стро­гость при их взыскании. Декрет Каракаллы (212 г. н. э.) о распространении прав римского гражданства почти на все сво­бодное население империи не облегчил положения масс. Непрочность власти, опи­рающейся только на войско, обнаружилась в последующих событиях: Кара калла был убит заговорщиками, насильственной смертью погиб и его преемник Макрин. Такой же была участь последних предста­вителей династии — Элагабала и Алек­сандра Севера. Начинается острый поли­тический кризис, охвативший всю импе­рию. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпаде­ние провинций, появление в разных частях империи самостоятельных прави­телей.

В 238 г. н. э., например, за четыре ме­сяца были провозглашены и свергнуты пять императоров: Максимин, Гордиан I, Гордиан II, Пупиен и Бальбин. Галлия, возглавленная Постумом, превратилась я самостоятельное государство. Под властью Одената — правителя Пальмиры, разбога­тевшей на посреднической торговле, объе­динились Сирия, Месопотамия, Финикия и южная часть Малой Азии. Усилилось наступление соседних народов, особенно на северных и восточных границах империи.

В области социальной кризис характе­ризовался массовым бегством колонов и рабов, запустением целых областей, разви­тием разбойничества, массовыми антирим­скими движениями, подобно движению багаудов в Галлии, буколов в Египте, монотариев в Риме. В экономической жизни Наблюдается деградация сельского хозяй­ства, резкий упадок ремесла и торговли. Неуклонно снижается производительность рабского труда и труда колонов. Упадок хозяйственной жизни усугублялся финан­совым кризисом, отсутствием безопасных путей сообщения, хозяйственной децент­рализацией в результате политического кризиса и самостоятельного развития ре­месла и торговли в провинциях. Повыси­лось значение земельной собственности, растут латифундии, происходит постепен­ная натурализация хозяйства.

Кризис 3 в. н. э. носил всеобъемлющий характер. Это был кризис рабовладельче­ской общественно-экономической форма­ции, культуры и социальных отношений. Характерными признаками кризиса рабо­владельческой культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм и широкое распространение

 

 

 

 

21. Термы Каракаллы. Тепидарий. 210 г. Рим. Реконструкция

 

 

христианства. Христианство родилось как религия угнетенных, потерпевших пора­жение в борьбе с угнетателями. «Всеоб­щему бесправию и утрате надежды на воз­можность лучших порядков соответство­вала всеобщая апатия и деморализация»1. В этих условиях единственным выходом становилась религия. «Во время... всеоб­щего экономического, политического, ин­теллектуального и морального разложения и выступило христианство» 2. Оно обра­щалось «ко всем страждущим и обреме­ненным», провозглашало всеобщее равен­ство, проповедовало уважение к труду и бедности. Ранних христиан объединяла вера в приход спасителя, ненависть к ра­бовладельческому Риму. Римское государ­ство подвергало христиан гонениям. Од­нако в конце 2 в. н. э. и особенно в 3 в. н. э. происходят перемены в социальном составе христианских общин. Под влияни­ем кризиса и морального разложения гос­подствующих классов к христианству на­чинают примыкать представители знати. Они несут в христианские общины свое имущество и свою идеологию. Складывает­ся церковная организация. В учении хри­стиан на первый план выдвигается про­поведь смирения и покорности, непротив­ления злу насилием. Все это подготавли­вает союз церкви с государством и ставит христианство на службу господствующим классам.

Архитектура. Искусство 3 в. н. э. необы­кновенно ярко и наглядно выражает слож­ную социальную и политическую историю Рима, борьбу новых идей со старыми, отжившими формами мировоззрения ан­тичной эпохи. Несмотря на разруху и обед­нение империи, в течение 3 в. н. э. воз­двигается несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений. Эти памятники должны были уверить подданных в богатстве императо­ра и его щедрости.

С конца 2 в. н. э. в римской архитекту­ре все более и более дают себя знать по­вышенная декоративность и внешняя реп­резентативность. Строительство, не имев­шее того размаха, которым оно обладало ранее, стремилось компенсировать сокра­щение числа построек увеличением деко­ративных элементов в архитектурных соо­ружениях. Ко времени Септимия Севера

относится трехпролетная арка Септимия Севера на форуме Романум.. Поверхность ее почти полностью покрыта скульптур­ными изображениями. В этом проявилось характерное для данного времени повыше­ние интереса к декоративному началу в монументальном искусстве.

В начале 3 в. н. э. в Риме были построе­ны термы Каракаллы (рис. 21), вторые по размеру в Риме (на первом месте были термы Диоклетиана, сохранившиеся ху­же). Сооружение представляло собой сложный комплекс многообразных поме­щений. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры — площадки для спортивных упражнений, многочисленные помещения, предназначенные для отдыха, библиотечные помещения, магазины и пр. Термы вмещали до 1800 человек одновре­менно. По конструктивному решению и сложному санитарно-техническому обору­дованию термы выделялись среди прочих римских сооружений. Они являются свое­образной энциклопедией архитектурно-ху­дожественных и конструктивных приемов, применявшихся в римском строительстве. Это определило в последующее время по­вышенный интерес к римским термам со стороны крупнейших исследователей ан­тичной архитектуры. Комплекс терм со­стоял из огромного прямоугольного зда­ния, помещавшегося в парке и замкнутого с четырех сторон двухэтажными корпуса­ми. Общие размеры терм Каракаллы со­ставляли в плане 353x335 м2.

Основные помещения главного адания размещались по его оси: бассейн с холод­ной водой (фригидарий), большой зал, яв­лявшийся центральным помещением терм (тепидарий), и круглый бассейн с горя­чей водой (кальдарий). Фригидарий в тер­мах Каракаллы вовсе не был перекрыт, тепидарий завершен тремя мощными кре­стовыми сводами, кальдарий же имел купольное перекрытие. По сторонам ос­новных помещений — фригидария, тепи-дария и кальдария — находились палест­ры, окруженные помещениями меньшего размера.

Подобно другим крупнейшим -сооруже­ниям Римской империи, термы произво­дили огромное впечатление на современ­ников. Колоссальные размеры перекрытых куполами и сводами залов, палестры, об­ширные партеры, окружавшие главное здание, галереи и павильоны, превосход­ная отделка помещений, мозаики и скульптуры восхищали всех, кто входил в пределы терм:

При императоре Диоклетиане в конце 3 в. н. э. возводятся самые крупные тер­мы Рима, вмещавшие до 3200 человек. Эти грандиозные термы свидетельствуют о по­дражательности и эклектизме, которые становятся все более характерными чер­тами римского зодчества. Композиционное решение их не дает почти ничего нового по сравнению с более ранними постройками.

В 3 в. н. э. при императоре Аврелиане в связи с неустойчивым внешнеполитиче­ским положением Рима город обносится мощными оборонительными стенами с вы­сокими башнями. В оборонительное соору­жение были включены и некоторые старые здания, например надгробие 1 в. н. э. в виде пирамиды (пирамида Цестия). Стены Аврелиана, сохранившиеся частич­но до нашего времени, являются единст­венным в своем роде памятником форти­фикационного строительства Древнего Рима.

Ко времени Диоклетиана относится так­же крупный дворец в Солоне (современ­ный Сплит в Югославии). Это сооруже­ние в виде крепости, построенное на за­падной окраине зарождавшейся тогда Во­сточной Римской империи, знаменует от­ход от античных традиций и начало ви­зантийской архитектуры.

Новые черты ясно выступают в памятни­ках, связанных с христианской религией. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы — подземные галереи и помещения, прокладываемые могильщика­ми — фоссорами — за пределами города, обычно в мягком туфе, в виде сложной се­ти улиц-коридоров, тянувшихся на мно­гие километры. В катакомбах первые хри­стиане хоронили своих собратьев по рели­гии и там же совершали поминки, моли­лись. Подземные ходы-галереи имели обычно около 1 м в ширину и до 3—4 м в высоту. Иногда эти галереи располага­лись друг под другом в несколько ярусов. В стенах коридоров делались прямоуголь­ные выемки «локули», в которых клали покойников, завернутых в саваны, без гро­бов. Отверстия «локулей» закрывали ка­менной или терракотовой плитой. Входы в катакомбы прикрыты небольшими по­стройками, так называемыми цимитери-альными камерами, имевшими форму квадрата с примыкавшими к нему стрех сторон полукруглыми апсидами. Катаком­бы окружают Рим сплошным кольцом. Наиболее известны своими росписями ка­такомбы Каликста, Себастьяна, Домицил-лы, Присциллы.

Изобразительное искусство. В изобрази­тельном искусстве 3 в. н. э. реалистиче­ский с острой психологической характе­ристикой портрет переживает еще раз свой расцвет. В последние годы 2 и в начале 3 в. н. э. при Септимии Севере и его преемниках еще продолжают жить ху­дожественные формы антониновского портрета: полировка лица, тщательная мягкая моделировка, подробная разработ­ка прядей волос и бороды. Но в эти формы вкладывается совершенно иное содержа­ние. Только волевые энергичные суровые правители могли удерживать власть в своих руках в наступивший период кризи­са и распада империи. Портреты с выра­жением мягкой грусти, меланхолии усту­пают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Порт­рет Юлии Домны (Мюнхен, Глиптотека), жены Септимия Севера, передает большую энергичность, активность, чем задумчивые образы 2 в. н. э.

Портреты Септимия Севера рисуют нам человека энергичного, решительного, а портреты его сына Каракаллы (Париж, Лувр) с поразительной реальностью рас­крывают нам крутой нрав, подозритель­ность и грубость одного из самых жесто­ких деспотов Рима.

С тридцатых годов 3 в. н. э. в портрет­ном искусстве вырабатываются новые ху­дожественные формы. Глубина психологической характеристики достигается не де­тализацией пластической формы, а, наобо­рот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт лич­ности. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Ленинград, Эрмитаж). Ше­роховатая поверхность камня хорошо пе­редает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная лепка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими на­сечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта.

Во второй половине 3 в. н. э. как реак­ция на портреты типа Филиппа Аравитя­нина делается попытка возродить класси­цизм 1 в. н. э. Портрет императора Галие­на (Рим, Национальный музей) подражает портретам Августа и в мягкой модели­ровке лица и в трактовке волос мягкими слегка вьющимися прядями.

Смешения различных художественных элементов причудливо сочетаются в колос­сальной портретной бронзовой статуе императора Требония Галла (252—253 гг. н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Героическая нагота фигуры греческого классического типа соединяется с ярко индивидуальными чертами лица. Немоло­дой возраст и экспрессивная мимика лица с глубокими и резкими складками на лбу, искривленной гримасой рта показаны бес­пощадно правдиво. Стиль этой головы близок портрету Филиппа Аравитянина.

Рельеф. Повествовательный рельеф про­должает занимать значительное место в искусстве конца 2-— 3 вв. н. э. Арка Септимия Севера на форуме Романум богато украшена рельефами, посвященными сце­нам военных походов. Между колоннами на пилонах большие рельефы построены композиционно так же, как и на колоннах Траяна и Марка Аврелия: на постаментах под колоннами изображено по две фигуры варваров. Трактовка рельефов по стилю ближе к рельефам колони Марка Аврелия, но выполнены они с меньшим мастер­ством.

Смешение различных стилистических приемов можно видеть и на ряде рельеф­ных саркофагов 3 в. н. э. Ярким примером может служить так называемый саркофаг Людовизи (Рим, Национальный музей), близкий по своей тематике к историческим повествовательным рельефам. Изображена сцена битвы конных и пеших римлян с варварами: в центре на коне — военачаль­ник с портретными чертами лица, вокруг него, заполняя всю плоскость фона,— фи­гуры сражающихся. Наступая один на другого, в резких поворотах энергичных движений, переплетаются тела римлян, варваров и коней, расположенные в не­сколько ярусов.

Мастер этого саркофага изучил рельефы колонны Траяна и многое заимствовал от­туда, особенно в образах римлян, в анатомии, в изображении мускулатуры, одежды, вооружения, но иначе решил об­разы варваров. Суровый героизм даков сменился грубостью и зверством дикарей, подчеркнуто безобразных, с искаженными лицами, взлохмаченными шевелюрами. Рельеф саркофага очень высокий, местами переходящий почти в круглую скульпту­ру; обилие складок, пышные гривы коней, длинные пряди причесок варваров созда­ют живописную, богатую игрой света и тени картину. Еще большую живость при­давали некогда раскраска, следы которой сохранились на волосах, глазах и губах, и обильная позолота на вооружении и кон­ской сбруе.

Живопись. В живописи 3 в. н. э., как и в пластике, сосуществуют разные художе­ственные направления. К старой античной школе относятся фрески некогда богатого здания, возможно, императорского дворца на Палатине. На фоне колоннады изобра­жена вереница слуг в одинаковых одеж­дах, несущих ларцы и корзинки. Во главе выступает распорядитель пира. Старым реалистическим традициям следуют и ма­стера мозаики в термах Каракаллы, пол в палестре изображал в размер натуры ат­летов-победителей с венками и пальмовы­ми ветками (теперь в Риме в Капитолий­ском музее). Развитая мускулатура атле­тов резко и объемно подчеркнута, но в об­щем построении фигур есть некоторые не­достатки. Особенно интересны здесь ярко индивидуальные лица. Без идеализации выразительно переданы грубые некраси­вые черты борцов и гимнастов. Трактовка волос может быть сравнима с трактов­кой на портретах типа Филиппа Арави­тянина.

В 3 в. н. э. появляется христианское ис­кусство в виде росписей катакомб в Риме. По своему сюжету росписи связаны с представлениями христианской рели­гии - библейские сцены, образы Христа и Богоматери, но по своей художественной форме они стоят на уровне античных рос­писей 3 в. н. э. Особенно интересны по своеобразной манере росписи христиан­ские гробницы й катакомбы Петра и Марцелины с изображением Сусанны. Широ­кие, как бы небрежно положенные мазки следуют уверенно пластической форме. Подчеркиваются только главные объемы, плотные темные линии резко обозначают глаза, брови, нос. Волосы даны общей мас­сой. Форма строится на контрастах света и тени, схематично, без детализации, но экспрессивно и точно, что характерно для нового направления. Живописцы работали в исключительно трудных условиях, глу­боко под землей, при свете факела или светильника; тем более вызывает удивле­ние их уверенное мастерство.

Замечательным памятником конца 3 в. н. э. является недавно раскрытая в ре­зультате археологических раскопок импе­раторская вилла в Сицилии около совре­менного города Пьяцца Армерина. Вилла принадлежала соправителю императора Диоклетиана Максимину Геркулию и со­стояла из многих помещений, полы кото­рых покрыты мозаикой.

Мозаичные картины на мифологические и современные постройке виллы сюжеты сложены из цветных смальт, до сих пор блещут яркостью красок. Много мастеров работало над мозаиками, одни следовали эллинистической, то есть реалистической живописной традиции, другие работали в новой, более условной манере. Так, хотя человеческие фигуры рисуются анатоми­чески правильно, но выглядят статично, как бы застывшими в разных позах. Тем­ный подчеркнутый контур фигур, линеар­ная прорисовка складок, локальные тона, почти без светотени, не выявляют объемов, персонажи выглядят плоскими. Лица без выражения лишены индивидуальных черт, большие, широко раскрытые глаза создают впечатление бесстрастности. Одна из мо­заик изображает осенний пейзаж с боль­шими деревьями, под которыми отдыхают знатные охотники, возлежа на коврах. С обычной для римского искусства точ­ностью переданы вооружение, покрой одежды, утварь. Композиция строится не в глубину, а ярусами, одна над другой, что придает картине несколько условный характер.

Искусство 3 в. н. э.—один из самых сложных периодов истории римского ис­кусства, периодов, когда многовековое ан­тичное искусство с его развитой реалисти­ческой формой, с богатейшей традицией портретного искусства, с обязательным требованием твердого знания пластиче­ской анатомии, тщательной и подробной разработкой прически и складок одежды, с совершенным мастерством в передаче дви­жения вступает в острую борьбу с новым пониманием художественного образа и с новыми идеями и формами изобразитель­ного искусства, зарождающегося в недрах разлагающегося рабовладельческого об­щества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...