Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство римских провинций




Без характеристики искусства римских провинций картина развития искусства Римской империи не будет полной. Рим­ская империя, владевшая огромной терри­торией, включала в себя области разной степени культурного развития. Восточные области империи (Египет, Передняя Азия, Греция) были очагами древнейших куль­тур; западные провинции — Галлия, Бри­тания, Паннония — находились ко време­ни завоевания их римлянами, то есть в 1 в. до н. э.— 1 в. н. э. еще на стадии формирования классового общества.

Придунайские области — Фракия (ны­нешняя Болгария), Мезия (Румыния) с 4 в. до н. э. были связаны с греками. На западном побережье Черного моря нахо­дился ряд греческих колоний.

Завоеватели романизировали западные провинции, вводили латинский язык, стро­или там города по* римскому образцу с храмами, театрами, амфитеатрами, арка­ми, акведуками. Примерами такого рода городов в Галлии являются города Оранж с его театром и аркой Тиберия, Арль с ам­фитеатром, Ним с театром и знаменитым акведуком (Гардений мост). В провинции Бельгика также сохранились римские по­стройки, например трехпролетная арка в Реми (Реймс) 3 в. н. э.

В старых галльских городах сохрани­лось много скульптурных произведений, преимущественно местной работы. Это изображения галльских божеств, надгро­бия, посвятительные стелы с групповыми портретами ремесленников и торговцев. В галльской скульптуре сочетаются черты античного и местного художественного стиля. Влияние античного искусства ска­зывается в некоторых композиционных приемах, в трактовке одежды, в орнамен­тальных мотивах. Местные черты харак­теризуются большой экспрессивностью лица и вместе с тем неумелым анатомиче­ским построением всей фигуры, обобщен­ной моделировкой, своеобразной трактов­кой прически и особенной точностью в пе­редаче окружающей человека обстановки: мебели, посуды, инструментов. Характерен в этом отношении рельеф из Реми (Реймс, Исторический музей), в котором сочетаются образы римской и галльской мифологии, черты местного и античного искусства. В центре — сидящий галльский бог Цернунос с мешком зерна на коленях. Образ божества и символические фигуры животных около него имеют чисто местный смысл, но стоящие по сторонам Меркурий (Гермес) и Аполлон —боги античного пантеона — скопированы с античных ста­туарных образцов. Мастер, создавший этот рельеф, 'воспроизвел достаточно удачно пропорции -II позы античных статуй. Пла­стическая же моделировка упрощена, детали не проработаны. Типичен для галль­ского искусства рельеф из Реми с изобра­жением мастерской сапожника 3 в. н. э. Формы фигуры плоские, анатомическое строение не проработано, складки одежды обозначены резкими линиями. Но зато заботливо и точно обрисована обстановка мастерской: колодка, инструменты, кор­зинка для обрезков кожи. Замечательны­ми памятниками галло-германской скуль­птуры начала 3 в. н. э., могут считаться рельефы из Неймагена около Трира (Трир, Рейнский государственный музей). На одном из них изображены учитель и ученики, на другом — большая барка, груженная бочками, и рядом с ними груп­па виноторговцев. В первом рельефе ясно выступает влияние античного искусства: в моделировке лиц и фигур, трактовке складок одежды, хотя фасоны костюмов и мебели местного типа. Во втором рельефе понимание натуры и художественно-тех­нические приемы совершенно своеобраз­ны и характерны для местного искусства. Выразительность, живость, портретность без всякой идеализации, яркая психологи­ческая характеристика, может быть, и не уступают лучшим римским портретам, но средства выражения у галло-германских мастеров совсем иные. Художник широко пользуется буравом для моделировки глаз и прядей волос, ушной раковины.

В греческой и римской скульптуре все­гда четко проработаны глазное яблоко, веки, надбровные дуги, рисунок губ, гра­ница волос и бороды, отдельные пряди во­лос. Мастер неймаганского рельефа пре­дельно обобщает формы, лепит голову крупными массами и только глубоким врезом бурава и резкими насечками вы­деляет глаза, рот, волосы. Фигуры вино­торговцев слишком велики по отношению к лодке, но это несоответствие не нару­шает общей выразительности рельефа.

В начале 1 в. н. э. римляне укрепились в альпийских и придунайских провин­циях: Реци и (Бавария), Паннонии (Венг­рия), Фракии (Болгария). Здесь выросло много городов с римским и местным насе­лением. Так же, как и в галльских, в этих городах многие здания строились по рим­скому типу. Богатым городом был Аквин-кум (близ Будапешта) в Паннонии, По­ла (ныне Пула) в Югославии, где сохра­нились две арки, храмы, грандиозный амфитеатр.

Богатейшими восточными провинциями империи были Сирия и Египет. Сирия.имела большое значение в торговле с Индией и Китаем. В Сирии были очень силь­ны традиции древневосточной культуры, но в городах, возникших в период элли­низма, преобладали античные культурные элементы. Особенно были богаты города: Лаодикея, Апамея и Антиохия.

Антотохия — большой город с многоэтаж­ными домами, храмами, термами; главная улица, длиною почти шесть километров, была обрамлена величественной колон­надой с портиками. Во многих частных и общественных зданиях полы были укра­шены мозаиками. Одна из великолепней­ших мозаик (Принстон, Музей универси­тета) из римской виллы 1 в. н. э. изобра­жает пирующих Диониса я Геракла, пля­шущих сатиров и вакханок, другая — Аф­родиту и Адониса, суд Париса. Отдельные сцены заключены в орнаментальную рам­ку. В композиции, в образах, живописной манере мастер мозаики работает в тради­циях эллинистической живописи.

Во 2 в. н. э. приобретает большое значе­ние сирийский город Пальмира, сделав­шийся в 3 в. н. э. центром самостоятель­ного государства. Пальмира уже в древ­ности считалась одним из красивейших го­родов, и ее имя сделалось нарицательным. Вдоль широких улиц тянулись крытые колоннады, заканчивающиеся огромными арками. Если стиль архитектурных соо­ружений носил чисто античный характер, то масштабы и пышность декоративных элементов несут на себе влияния древне­восточной архитектуры. Э, Пальмире от­крыта большая семейная усыпальница (подземная катакомба), состоящая из нескольких камер, стены которых были покрыты росписью. Большое центральное помещение перекрыто полуциркульным сводом, в середине которого написан ме­дальон со сценой похищения Ганимеда. В простенках между входами в усыпаль­ницы изображены крылатые гении (Ни­ке), стоящие на сфере и держащие порт­реты в круглых рамах. В люнете помеще­на многофигурная композиция..— Одиссей узнает Ахилла, спрятанного Зртаря Ликомеда,—подобная композиция известна в помпеянских росписях.

Портреты покойных написаны в тради­циях древневосточного искусства: темным контуром обрисованы черты лица, свето­тень отсутствует» преобладает локальный цвет. Такая графическая манера мало на­поминает греко-римскую живопись. Ху­дожники достигли некоторого портретно­го сходства, но всем изображениям при­даны одинаковая бесстрастность выражения, неподвижность черт, застылость взгляда.

Пальмирские рельефные надгробия и скульптурные портреты носят такой же» характер, что и живописные портреты. В более ранних скульптурах 2 в. н. э. мож­но видеть общие черты с римскими порт­ретами того же времени: задумчивое, со­средоточенное выражение лица, пышные мужские прически, но приемы трактовки прядей волос близки приемам, известным нам по древним памятникам переднеазиатского искусства. Пальмирские портреты 3 в. н. э. уже далеки от римских психо­логических портретов: это изображение совершенно как бы окаменевших лиц с неподвижным взором. Тщательной отдел­ке отдельных прядей волос, ювелирным украшениям, узорам на одежде уделено большее внимание, чем проработке анато­мического строения головы, плеч, рун.

Недалеко от Пальмиры находился куль­товый комплекс — святилище римских и местных богов— Ваальбек (рис. 22). Ак­рополь Ваальбека и близлежащие храмы строились с конца 1 в. н. э. до 3 в. н. э. и представляли собою великолепный архи­тектурный комплекс. На Акрополь вели Пропилеи в виде шестиугольного двора, обрамленного колоннами. Далее распола­гался огромный двор с портиками. В глу­бине двора возвышался грандиозный храм Юпитера, периптер коринфского стиля с монолитными двадцатиметровыми ко­лоннами. За приделами Акрополя стоял второй большой храм, посвященный Вак­ху, также представлявший собой коринф­ский периптер; внутренняя поверхность стен храма расчленена коринфскими по­луколоннами и эдикулами в два яруса; кроме того, в глубине целлы на возвыше­нии устроен был небольшой портик из разноцветного мрамора. Третий, неболь­ших размеров храмик, круглый в плане, с коринфскими колоннами и сложным раскрепованным антаблементом, с выступаю­щим портиком (3 в. н. э.), поражает изы­сканностью своих форм. Весь комплекс Ваальбека, так же как и колоннады Паль­миры, выполнен в античных архитектур­ных формах, но в колоссальных масшта­бах; в декоративном убранстве выступают характерные черты искусства Востока.

 

 

Акрополь Ваальбека. 1 —10 вв. н. э. План

 

Второй богатой восточной римской про­винцией был Египет, присоединен-ный к Риму в 30 г. до н. э. Культурным и тор­говым центром, как и в эпоху эллинизма, осталась Александрия. Романизация недо­статочно глубоко проникла в жизнь Егип­та, сохранившего свой язык, религию, об­ряды и обычаи. Типично эклектическим памятником является портретная статуя жреца из Александрии (Александрия, Египетский музей). Традиции же эллинистического искусства в Египте были очень сильны и, как говорилось выше, сыграли большую роль в формировании и римского искусства. Обычай заказывать и хранить дома живописные портреты распростра­нился в Египте не без влияния Рима. По­сле смерти изображенного человека, уже по египетскому обычаю, его портрет на­кладывался на лицо мумии, благодаря чему до нас дошла большая серия порт­ретов из некрополей в современной Хаваре (севернее Каира) и в Эль Фаюме (древ­них Арсиное и Крокодилополисе). Это энкаустические портреты египтян, греков, евреев, живших в Египте в 1—3 вв. н. э. Большинство портретов писалось еще при жизни заказчика и изображали молодых людей и людей среднего возраста, но по­ложены они нередко на мумии глубоких стариков. Портреты 1—2 вв. н. э. в своих стилистических особенностях очень близ­ки римским скульптур-ным портретам этих же столетий. Такие же приемы моделиров­ки, одинаковая выразительность лица, одинаковые прически. Манера письма еги­петских портретов 1 в. н. э. может быть сравнима с живописью II декоративного стиля. В портретах 2 в н. э. можно раз­личить две группы; одну — родствен-ную римским скульптурным портретам, дру­гую — возрождающую древне-восточные традиции. К первой группе относятся та­кие портреты, как, напри-мер, портрет братьев из Фаюма (Каир, Египетский музей), портрет пожилой женщины (Берлин, Го­сударственные музеи). Меланхолическое выражение, характерное для всей этой группы, напоминает нам скульптурные портреты времени Марка Аврелия. Если первая группа отличается яркой индивидуаль-ной характеристикой, живостью взгляда, богатством колорита (еще при­мер—женский портрет из Фаюма, Па­риж, Лувр), то во второй преобладает локаль-ный цвет. К концу 2 и 3 вв. н. э. Iприемы эллинистическо-римской живопи­си отступают перед новыми приемами. Те­перь в портретах отсутствует пласти-че­ская проработка формы, господствуют плоскостность, обобщенность; игра све­тотени сменяется жестким линейным ри­сунком, раскрашенным локальны-ми кра­сками. Примером могут служить экземп­ляры Британского, Венского, Берлинско­го музеев.

Фаюмские портреты представляют ог­ромную художественную и историчес-кую ценность, являясь почти единственными памятниками античной станковой жи­вописи.

Большое значение в хозяйственной и по­литической жизни Римской империи име­ли африканские провинции, расположен­ные на территории нынешних Марокко, Туниса и Алжира. Здесь римляне строили города но типу военных римских лагерей, с центральной площадью — форумом и ровными квадрата-ми кварталов. За преде­лами города находились виллы владельцев латифун-дий. Наибольшего расцвета афри­канские города достигли во 2—3 пв. н. э. Примером такого города является лучше других сохранившийся город Тим гад (рис. 23).

 

Город Тим гад. 2—3 вв. и. э. План

На форуме этого города, окруженном колоннадой, находилось здание город­ского совета (курия) с трибуной, базили­кой и храмом; недалеко от форума стоя­ла трехпролетная арка Траяна с коринфскими колоннами. Улицы Тим гада были вымощены каменными плитами; главные улицы заканчивались арками. В городе были и театр и храмы.

Многие городские здания и виллы укра­шены мозаиками с декоративными узора­ми и многофигурными композициями. На африканских мозаиках изображены не только персонажи и эпизоды античной мифологии (обычные сюжеты эллинисти­ческих и римских мозаик), но и целый ряд сцен реальной жизни. Например, близ го­рода Константины в термах частной виллы пол был украшен мозаикой с изображе­нием архитектурных сооружений, садов, сценой охоты с собаками, портретами любимых лошадей хозяина.

На полу виллы Лабериев близ города У тики (Тунис) мозаикой исполнены сце­ны сельских работ: пахота, стадо и пасту­хи и, кроме того, сцены охоты..

На африканских мозаиках мифологиче­ские сцены трактованы, как правило, бо­лее живо. В этом сказывается традиция эллинистическо-римского искусства: дав­но определившиеся композиционные прие­мы, становившиеся часто шаблонными, образы уже канонизированные. Сцены обыденной жизни, видимо, местными ма­стерами компоновались по желанию заказ­чика: готовых образцов не было, поэтому и рисунок не такой умелый, позы более не­уклюжи, фигуры нескладны, и живопис­ная сторона мозаик гораздо слабее.

Искусство римских провинций оставило нам не только ряд памятников выдающе­гося художественного значения, но, глав­ное, раскрывая процесс развития местно­го стиля, показало ту основу, на которой формировалось искусство средних веков.

Также важно отметить то обстоятель­ство, что если в 1—2 вв. н. э. художест­венный стиль Римской империи играл значительную роль в развитии провинциаль­ного искусства, то в 3 в. н. э. местные ху­дожественные традиции, а на Востоке — древнейшие становятся господствующими и, в свою очередь, влияют на официаль­ный стиль Рима. Искусство провинций на­глядно показывает границы распростране­ния и степень влияния античной культу­ры в Европе и на Востоке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...