Искусство римских провинций
Без характеристики искусства римских провинций картина развития искусства Римской империи не будет полной. Римская империя, владевшая огромной территорией, включала в себя области разной степени культурного развития. Восточные области империи (Египет, Передняя Азия, Греция) были очагами древнейших культур; западные провинции — Галлия, Британия, Паннония — находились ко времени завоевания их римлянами, то есть в 1 в. до н. э.— 1 в. н. э. еще на стадии формирования классового общества. Придунайские области — Фракия (нынешняя Болгария), Мезия (Румыния) с 4 в. до н. э. были связаны с греками. На западном побережье Черного моря находился ряд греческих колоний. Завоеватели романизировали западные провинции, вводили латинский язык, строили там города по* римскому образцу с храмами, театрами, амфитеатрами, арками, акведуками. Примерами такого рода городов в Галлии являются города Оранж с его театром и аркой Тиберия, Арль с амфитеатром, Ним с театром и знаменитым акведуком (Гардений мост). В провинции Бельгика также сохранились римские постройки, например трехпролетная арка в Реми (Реймс) 3 в. н. э. В старых галльских городах сохранилось много скульптурных произведений, преимущественно местной работы. Это изображения галльских божеств, надгробия, посвятительные стелы с групповыми портретами ремесленников и торговцев. В галльской скульптуре сочетаются черты античного и местного художественного стиля. Влияние античного искусства сказывается в некоторых композиционных приемах, в трактовке одежды, в орнаментальных мотивах. Местные черты характеризуются большой экспрессивностью лица и вместе с тем неумелым анатомическим построением всей фигуры, обобщенной моделировкой, своеобразной трактовкой прически и особенной точностью в передаче окружающей человека обстановки: мебели, посуды, инструментов. Характерен в этом отношении рельеф из Реми (Реймс, Исторический музей), в котором сочетаются образы римской и галльской мифологии, черты местного и античного искусства. В центре — сидящий галльский бог Цернунос с мешком зерна на коленях. Образ божества и символические фигуры животных около него имеют чисто местный смысл, но стоящие по сторонам Меркурий (Гермес) и Аполлон —боги античного пантеона — скопированы с античных статуарных образцов. Мастер, создавший этот рельеф, 'воспроизвел достаточно удачно пропорции -II позы античных статуй. Пластическая же моделировка упрощена, детали не проработаны. Типичен для галльского искусства рельеф из Реми с изображением мастерской сапожника 3 в. н. э. Формы фигуры плоские, анатомическое строение не проработано, складки одежды обозначены резкими линиями. Но зато заботливо и точно обрисована обстановка мастерской: колодка, инструменты, корзинка для обрезков кожи. Замечательными памятниками галло-германской скульптуры начала 3 в. н. э., могут считаться рельефы из Неймагена около Трира (Трир, Рейнский государственный музей). На одном из них изображены учитель и ученики, на другом — большая барка, груженная бочками, и рядом с ними группа виноторговцев. В первом рельефе ясно выступает влияние античного искусства: в моделировке лиц и фигур, трактовке складок одежды, хотя фасоны костюмов и мебели местного типа. Во втором рельефе понимание натуры и художественно-технические приемы совершенно своеобразны и характерны для местного искусства. Выразительность, живость, портретность без всякой идеализации, яркая психологическая характеристика, может быть, и не уступают лучшим римским портретам, но средства выражения у галло-германских мастеров совсем иные. Художник широко пользуется буравом для моделировки глаз и прядей волос, ушной раковины.
В греческой и римской скульптуре всегда четко проработаны глазное яблоко, веки, надбровные дуги, рисунок губ, граница волос и бороды, отдельные пряди волос. Мастер неймаганского рельефа предельно обобщает формы, лепит голову крупными массами и только глубоким врезом бурава и резкими насечками выделяет глаза, рот, волосы. Фигуры виноторговцев слишком велики по отношению к лодке, но это несоответствие не нарушает общей выразительности рельефа.
В начале 1 в. н. э. римляне укрепились в альпийских и придунайских провинциях: Реци и (Бавария), Паннонии (Венгрия), Фракии (Болгария). Здесь выросло много городов с римским и местным населением. Так же, как и в галльских, в этих городах многие здания строились по римскому типу. Богатым городом был Аквин-кум (близ Будапешта) в Паннонии, Пола (ныне Пула) в Югославии, где сохранились две арки, храмы, грандиозный амфитеатр. Богатейшими восточными провинциями империи были Сирия и Египет. Сирия.имела большое значение в торговле с Индией и Китаем. В Сирии были очень сильны традиции древневосточной культуры, но в городах, возникших в период эллинизма, преобладали античные культурные элементы. Особенно были богаты города: Лаодикея, Апамея и Антиохия. Антотохия — большой город с многоэтажными домами, храмами, термами; главная улица, длиною почти шесть километров, была обрамлена величественной колоннадой с портиками. Во многих частных и общественных зданиях полы были украшены мозаиками. Одна из великолепнейших мозаик (Принстон, Музей университета) из римской виллы 1 в. н. э. изображает пирующих Диониса я Геракла, пляшущих сатиров и вакханок, другая — Афродиту и Адониса, суд Париса. Отдельные сцены заключены в орнаментальную рамку. В композиции, в образах, живописной манере мастер мозаики работает в традициях эллинистической живописи. Во 2 в. н. э. приобретает большое значение сирийский город Пальмира, сделавшийся в 3 в. н. э. центром самостоятельного государства. Пальмира уже в древности считалась одним из красивейших городов, и ее имя сделалось нарицательным. Вдоль широких улиц тянулись крытые колоннады, заканчивающиеся огромными арками. Если стиль архитектурных сооружений носил чисто античный характер, то масштабы и пышность декоративных элементов несут на себе влияния древневосточной архитектуры. Э, Пальмире открыта большая семейная усыпальница (подземная катакомба), состоящая из нескольких камер, стены которых были покрыты росписью. Большое центральное помещение перекрыто полуциркульным сводом, в середине которого написан медальон со сценой похищения Ганимеда. В простенках между входами в усыпальницы изображены крылатые гении (Нике), стоящие на сфере и держащие портреты в круглых рамах. В люнете помещена многофигурная композиция..— Одиссей узнает Ахилла, спрятанного Зртаря Ликомеда,—подобная композиция известна в помпеянских росписях.
Портреты покойных написаны в традициях древневосточного искусства: темным контуром обрисованы черты лица, светотень отсутствует» преобладает локальный цвет. Такая графическая манера мало напоминает греко-римскую живопись. Художники достигли некоторого портретного сходства, но всем изображениям приданы одинаковая бесстрастность выражения, неподвижность черт, застылость взгляда. Пальмирские рельефные надгробия и скульптурные портреты носят такой же» характер, что и живописные портреты. В более ранних скульптурах 2 в. н. э. можно видеть общие черты с римскими портретами того же времени: задумчивое, сосредоточенное выражение лица, пышные мужские прически, но приемы трактовки прядей волос близки приемам, известным нам по древним памятникам переднеазиатского искусства. Пальмирские портреты 3 в. н. э. уже далеки от римских психологических портретов: это изображение совершенно как бы окаменевших лиц с неподвижным взором. Тщательной отделке отдельных прядей волос, ювелирным украшениям, узорам на одежде уделено большее внимание, чем проработке анатомического строения головы, плеч, рун. Недалеко от Пальмиры находился культовый комплекс — святилище римских и местных богов— Ваальбек (рис. 22). Акрополь Ваальбека и близлежащие храмы строились с конца 1 в. н. э. до 3 в. н. э. и представляли собою великолепный архитектурный комплекс. На Акрополь вели Пропилеи в виде шестиугольного двора, обрамленного колоннами. Далее располагался огромный двор с портиками. В глубине двора возвышался грандиозный храм Юпитера, периптер коринфского стиля с монолитными двадцатиметровыми колоннами. За приделами Акрополя стоял второй большой храм, посвященный Вакху, также представлявший собой коринфский периптер; внутренняя поверхность стен храма расчленена коринфскими полуколоннами и эдикулами в два яруса; кроме того, в глубине целлы на возвышении устроен был небольшой портик из разноцветного мрамора. Третий, небольших размеров храмик, круглый в плане, с коринфскими колоннами и сложным раскрепованным антаблементом, с выступающим портиком (3 в. н. э.), поражает изысканностью своих форм. Весь комплекс Ваальбека, так же как и колоннады Пальмиры, выполнен в античных архитектурных формах, но в колоссальных масштабах; в декоративном убранстве выступают характерные черты искусства Востока.
Акрополь Ваальбека. 1 —10 вв. н. э. План
Второй богатой восточной римской провинцией был Египет, присоединен-ный к Риму в 30 г. до н. э. Культурным и торговым центром, как и в эпоху эллинизма, осталась Александрия. Романизация недостаточно глубоко проникла в жизнь Египта, сохранившего свой язык, религию, обряды и обычаи. Типично эклектическим памятником является портретная статуя жреца из Александрии (Александрия, Египетский музей). Традиции же эллинистического искусства в Египте были очень сильны и, как говорилось выше, сыграли большую роль в формировании и римского искусства. Обычай заказывать и хранить дома живописные портреты распространился в Египте не без влияния Рима. После смерти изображенного человека, уже по египетскому обычаю, его портрет накладывался на лицо мумии, благодаря чему до нас дошла большая серия портретов из некрополей в современной Хаваре (севернее Каира) и в Эль Фаюме (древних Арсиное и Крокодилополисе). Это энкаустические портреты египтян, греков, евреев, живших в Египте в 1—3 вв. н. э. Большинство портретов писалось еще при жизни заказчика и изображали молодых людей и людей среднего возраста, но положены они нередко на мумии глубоких стариков. Портреты 1—2 вв. н. э. в своих стилистических особенностях очень близки римским скульптур-ным портретам этих же столетий. Такие же приемы моделировки, одинаковая выразительность лица, одинаковые прически. Манера письма египетских портретов 1 в. н. э. может быть сравнима с живописью II декоративного стиля. В портретах 2 в н. э. можно различить две группы; одну — родствен-ную римским скульптурным портретам, другую — возрождающую древне-восточные традиции. К первой группе относятся такие портреты, как, напри-мер, портрет братьев из Фаюма (Каир, Египетский музей), портрет пожилой женщины (Берлин, Государственные музеи). Меланхолическое выражение, характерное для всей этой группы, напоминает нам скульптурные портреты времени Марка Аврелия. Если первая группа отличается яркой индивидуаль-ной характеристикой, живостью взгляда, богатством колорита (еще пример—женский портрет из Фаюма, Париж, Лувр), то во второй преобладает локаль-ный цвет. К концу 2 и 3 вв. н. э. Iприемы эллинистическо-римской живописи отступают перед новыми приемами. Теперь в портретах отсутствует пласти-ческая проработка формы, господствуют плоскостность, обобщенность; игра светотени сменяется жестким линейным рисунком, раскрашенным локальны-ми красками. Примером могут служить экземпляры Британского, Венского, Берлинского музеев.
Фаюмские портреты представляют огромную художественную и историчес-кую ценность, являясь почти единственными памятниками античной станковой живописи. Большое значение в хозяйственной и политической жизни Римской империи имели африканские провинции, расположенные на территории нынешних Марокко, Туниса и Алжира. Здесь римляне строили города но типу военных римских лагерей, с центральной площадью — форумом и ровными квадрата-ми кварталов. За пределами города находились виллы владельцев латифун-дий. Наибольшего расцвета африканские города достигли во 2—3 пв. н. э. Примером такого города является лучше других сохранившийся город Тим гад (рис. 23).
Город Тим гад. 2—3 вв. и. э. План На форуме этого города, окруженном колоннадой, находилось здание городского совета (курия) с трибуной, базиликой и храмом; недалеко от форума стояла трехпролетная арка Траяна с коринфскими колоннами. Улицы Тим гада были вымощены каменными плитами; главные улицы заканчивались арками. В городе были и театр и храмы. Многие городские здания и виллы украшены мозаиками с декоративными узорами и многофигурными композициями. На африканских мозаиках изображены не только персонажи и эпизоды античной мифологии (обычные сюжеты эллинистических и римских мозаик), но и целый ряд сцен реальной жизни. Например, близ города Константины в термах частной виллы пол был украшен мозаикой с изображением архитектурных сооружений, садов, сценой охоты с собаками, портретами любимых лошадей хозяина. На полу виллы Лабериев близ города У тики (Тунис) мозаикой исполнены сцены сельских работ: пахота, стадо и пастухи и, кроме того, сцены охоты.. На африканских мозаиках мифологические сцены трактованы, как правило, более живо. В этом сказывается традиция эллинистическо-римского искусства: давно определившиеся композиционные приемы, становившиеся часто шаблонными, образы уже канонизированные. Сцены обыденной жизни, видимо, местными мастерами компоновались по желанию заказчика: готовых образцов не было, поэтому и рисунок не такой умелый, позы более неуклюжи, фигуры нескладны, и живописная сторона мозаик гораздо слабее. Искусство римских провинций оставило нам не только ряд памятников выдающегося художественного значения, но, главное, раскрывая процесс развития местного стиля, показало ту основу, на которой формировалось искусство средних веков. Также важно отметить то обстоятельство, что если в 1—2 вв. н. э. художественный стиль Римской империи играл значительную роль в развитии провинциального искусства, то в 3 в. н. э. местные художественные традиции, а на Востоке — древнейшие становятся господствующими и, в свою очередь, влияют на официальный стиль Рима. Искусство провинций наглядно показывает границы распространения и степень влияния античной культуры в Европе и на Востоке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|