Искусство римской империи 4-5 вв. Н. Э.
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Кризис 3 в. н. э. поставил империю на край гибели, но рабы и колоны, выступавшие против существующего строя, не были, классом, способным поднять угнетенных на борьбу за новый способ производства. Это дало возможность рабовладельцам империи, хотя бы на короткий срок, затормозить развитие кризиса и восстановить распавшуюся империю. События 3 в. н. э. нанесли тяжелый ущерб муниципальной знати и городским землевладельцам, составлявшим социальную опору принципата. Решающую роль в экономике и политической жизни римского государства приобретают огромные земельные владения военно-бюрократической знати, представляющие собой замкнутые в экономическом отношении самодовлеющие хозяйственные организмы, основанные на эксплуатации колонов и посаженных на землю рабов. Значительная часть населения перемещается из городов в сельские местности. Изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату — неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских пережитков. Император-доминус пользуется неограниченной властью как «господин и бог» по отношению к любому из подданных. Реформы Диоклетиана (284—305 гг. н. э.) — первого римского доминуса — на короткий срок обеспечили известную стабилизацию империи. Наблюдается даже некоторое оживление торговли и ремесленного производства, укрепляется обороноспособность страны. Однако центробежные силы продолжают действовать. Все слабее становятся связи между Западом и Востоком. Диоклетиан вынужден был разделить империю сначала на две, а затем на четыре части. Император Константин (306—337 гг. и, э.) перенес столицу империи в Константинополь (330 г.
н. э.), а в 395 г. н. э. империя окончательно распалась на Западную и Восточную. В поздней империи создается огромный бюрократический аппарат, содержание которого непосильным бременем ложится на плечи налогоплательщиков. Жестокие государственные поборы побуждают колонов, мелких свободных землевладельцев, а иногда и горожан спасаться бегством. Для борьбы с текучестью рабочей силы и в интересах регулярного сбора налогов все слои податного населения и, в первую очередь, земледельцы — колонны — были прикреплены к своим занятиям и месту жительства. В этой закрепощенной части сельского населения уже явственно выступают черты будущего феодального общества. Не менее отчетливо видны эти (черты и в положении земельных магнатов поздней империи, свободных от налогов, располагавших вооруженной силой, судебной властью и часто совершенно независимых по отношению к государству. Особенно большими привилегиями пользуется церковное землевладение. К концу 4 в. н. э. христианство становится господствующей в империи религией. Диктатура крупных землевладельцев нашла в христианской церкви необходимую идеологическую опору. Однако ничто не могло спасти от гибели рабовладельческий мир. «Всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню — таков был конечный результат римского мирового владычества». Рабство продолжало оставаться основой римской экономики, но «ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд...». На почве глубокого кризиса экономической и социально-политической системы рабовладельческого общества рождаются новые формы общественных связей. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. Христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще существовали такие поэты, как Авзаний и Клавдиан, и такие выдающиеся историки, как Аммиан Мар-целин, для их творчества были характерны подражание старым образцам и чрезмерное увлечение внешней формой. Художественная литература несла на себе печать болезненной изысканности и раболепия. В моде были панегирики, прославляющие вычурным напыщенным языком добродетели «вечных» доминусов. Общий уровень культуры резко понизился, даже элементарная грамотность становится привилегией немногих.
В восстаниях и войнах, потрясавших распавшуюся империю, в ожесточенных религиозных распрях погибло много художественных произведений. Архитектура. Изобразительное искусство. В архитектуре 4 в. н. э. новые формы складываются медленнее, чем в портрете или рельефе. Архитектура времени Константина — последний этап развития римского античного зодчества. К этому периоду относятся два замечательных сооружения — базилика Константина-Максенция и арка Константина у подножия Палатинского холма. Базилика Константина отличается от всех более ранних базилик своей структурой: она представляет собой повторение композиционной схемы тепидария терм. Центральный неф перекрыт тремя крестовыми сводами, а каждый из боковых, расчлененный на три части, перекрыт Коробовыми сводами. Во внешнем оформлении отмечается упрощение архитектурных форм, столь характерное для позднеримского зодчества. Ярко характеризует римское искусство 4 в. н. э; арка Константина в Риме. По своим архитектурным формам она не является оригинальной; в ней воспроизведена схема трехпролетной арки Септимия Севера. Арка Константина гармонична и красива в своих пропорциях, ее строил архитектор, воспитанный всецело в традициях расцвета римской архитектуры 1—2 вв. н. э. Государственная казна настолько была 'бедна в этот период, что строить арку с многочисленными архитектурно-декоративными деталями заново не было возможности. Почти все рельефы, скульптуры, даже колонны и части антаблемента взяты строителями из старых монументов 2—3 вв. н. э. Огромная арка (25,7 м ширины, около 22 м высоты) окончена в 315 г. н. э.
На аттике помещены рельефы времени Марка Аврелия, и голова на изображениях этого императора была заменена портретной головой Константина. Раскрепованный антаблемент у аттика украшен статуями пленных даков, некогда стоявших на форуме Траяна. На пилонах над малыми пролетами вставлены по два круглых рельефа с какого-то разрушенного монумента времени Адриана. Ниже медальонов вокруг пилонов проходят узкие ленты рельефов, созданных одновременно с постройкой арки. Рельефы, украшающие постаменты колонн, по-видимому, относятся к монументу 3 в. н. э. Вместе с постройкой должны были быть исполнены и крылатые Виктории над архивольтом главной арки и гений над боковыми пролетами. Такое смешение на одном сооружении различных по стилю пластических украшений говорит о каком-то безразличии со стороны высокого заказчика к тому, как будет выглядеть в целом новый монумент, и, кроме того, о внимании к старым памятникам, понимании их художественной значимости. Но важно отметить, что новые, то есть узкие над пролетами рельефы созданы уже всецело в рамках нового стиля, далеко ушедшего от античных канонов. На одном из них была изображена трибуна, находившаяся некогда на форуме Романум. Трибуна окружена решеткой и по углам украшена статуями сидящих богов. В центре на трибуне сидит император, значительно превосходя размерами находящихся рядом с ним приближенных. По сторонам трибуны две симметричные группы подданных, размещенных в два яруса, причем головы нижнего ряда поставлены в одну ровную линию. В верхнем ряду только одна голова чуть-чуть возвышается над другими. Такое «равно-головие» — «исокефалия» — одна из характерных черт нового складывающегося в эту эпоху стиля. Все фигуры одинаковы в пропорциях и одеждах, складки которых даны несколькими сухими резкими линиями. Суммарно и обобщенно трактованы головы стоящих граждан, несколько более подробно разработаны лица на трибуне. Весь рельеф, очень плоский, скорее выглядит врезанным в фон, чем выпуклым.
Так же исполнены и другие одновременные рельефы арки. Выделение размером фигуры императора, статичность фигур, плоскостность, однообразие поз и одежд, обобщенность форм характеризуют эти рельефы. Все отличает их от старого римского повествовательного рельефа, всегда живого, динамичного. Осталась лишь одна традиционно римская черта — изображение конкретных архитектурных сооружений, которые составляют фон для фигур. В портретном искусстве 4 в. н. э. можно видеть произведения различного стиля. Голова Константина (2,4 м высоты) от колоссальной статуи (Рим, палаццо Консерваторе) из базилики Константина в Риме лишь в общих чертах сохраняет портретное сходство, это скорее обобщенный образ доминуса, наместника бога на земле, чем живого человека. Огромные, широко открытые глаза с остановившимся взором, ровные дуги бровей, спокойно сложенные губы создают впечатление бесстрастности и неземного величия. В этом много сходного с древневосточным искусством, где изображение царя трактовалось как изображение божества, вспомним, например, колоссы Рамсеса II. Еще дальше отстоят от античного реалистического портрета парные статуи (египетского происхождения) из порфира императора и его соправителя (Рим, Ватикан). В панцирях военачальников, в военных сапогах, с мечами у пояса и в венцах на головах стоят, обнявшись, два одинаковых лицом властителя. Полное нарушение анатомического строения, неловкость в движении рук, отсутствие индивидуальных черт, обобщенная трактовка лица и вместе с тем тщательная отделка деталей вооружения, обуви говорят, что мастер — создатель этой группы добивался прежде всего доходчивости, понятности содержания. Он хотел показать дружественность и единодушие правителей западной и восточной частей империи, а пластическая анатомия, портретность совершенно его не интересовали. Работа в порфире трудна и требует большого навыка в обработке поверхности деталей, но мастеру совершенно чужды основные принципы античного искусства. Традиция римского реалистического портрета была очень живуча и сильна и в колоссальной портретной статуе Валентиниана I (364—375 гг. н. э., Барлетта) выступает очень ярко. Колосс из бронзы, высотой около 5 м, великолепной работы, возрождает тип статуи императора-военачальника. Тщательно отделаны панцирь, туника с длинными рукавами и вторая туника из плотной материи с бахромой у подола и на рукавах, складки плаща и пряди ровно расчесанных густых волос. Зрачки, был и выполнены из серебра, детали костюма и украшений позолочены. Фигура превосходно построена, под плотной одеждой и панцирем ясно чувствуются формы тела. Особенно удалось скульптору передать индивидуальные портретные черты лица.
Валентиннан известен как человек злой и жестокий, и эти свойства характера раскрыты очень ясно. Перед нами живой эмоциональный человек, но в наряде и позе всесильного владыки. Он не отвечает, как Август из Прима Порта, на приветствия, но только принимает поклоны, не замечая присутствующих, не обращая на них внимания, презирая всех как низших существ. Насколько еще сильны традиции античного искусства, показывают портрет императрицы Евдокии около 400 г. н. э. (Рим, вилла Торлония) и мраморная статуя магистрата (Рим, Ватикан) в длинной одежде и плаще, стоящего торжественно и прямо с приподнятой рукой. Лицо, ярко индивидуальное, промоделировано для этого времени необыкновенно мягко, как это делали во времена Антониной, но выражение бесстрастное и как бы окаменелое: характер этого человека скрыт под маской официальной торжественности. Складки одежды, выступающие под ними формы могут быть сравнимы с греческими классическими работами. Также в традициях классики исполнен диптих (на гладких сторонах диптиха делались записки делового содержания) из слоновой кости с рельефными фигурами Асклелия и Гигейи (около 400 г. н. э., Ливерпуль, музей). Их свободные позы, живописные драпировки заимствованы из искусства 4—3 вв. до н. э. На диптихе с аллегориями городов Рима и Константинополя начала 5 в. н. э. фигуры трактованы иначе. Они статичны, плоскостны, складки одежды жестки. Торжественная репрезентативность — характерная черта позднеантичного стиля. Портретная голова императора Аркадия (377—408 гг. н. э., Берлин, Государственные музеи) несет на себе лишь внешние элементы античного классического стиля: правильный овал, ровные дуги бровей, миндалевидной формы глаза, четко обрисованный красивый рот, но.все формы сглажены, лицо лишено индивидуальной психологической характеристики. К началу 4 в. относится портрет, Констанция Хлора (Берлин, Государственные музеи). К портретному искусству 4 — начала 5 в. н. а. относятся и изображения неизвестных из Эфеса (Вена, Историко-художественный музей) и Рима (Копенгаген, Ню Карлсберг, Глиптотека). Памятник времени поздней античности — рельефы на базе обелиска Феодосия в цирке в Константинополе — уже трудно назвать античным: изображение императора в цирковой ложе, его приближенных и воинов но композиции сходны с рельефами на арке Константина, но образы еще более схематичны. Раннехристианское искусство. В 4 в. н. э. после признания в 313 г. н. э. христианства государственной религией начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. В первое время после признания христианства верующие совершали богослужения в старых римских базиликах. Естественно, что их план послужил образцом и для новых церковных сооружений. Древнехристианские базилики имели прямоугольное очертание. Внутреннее их пространство расчленялось на три или пять нефов. В алтарной части нефы пересекались поперечной галереей — трансептом. Сам алтарь располагался в апсиде, полукруглой нише, перекрытой четвертью шаровой поверхности — конхой. Апсида ' завершала собою перспективу центрального, самого широкого нефа церкви. Перед входом в базилику находился обширный прямоугольный двор — атриум, окруженный колоннадой. В атриуме оставались те, кто еще не прошел обряда крещения и поэтому не имел права входить в храм. Посредине атриума ставилась купель для омовения. Конструктивное решение христианских базилик отличалось чрезвычайной простотой. Сравнительно тонкие стены выкладывались из кирпича, перекрытие осуществлялось посредством деревянных ферм. Античные римские строительные приемы для такого рода сооружений почти утратили свое значение. Нефы базилик отделялись друг от друга рядами мраморных колонн, на которые опирались арки или антаблемент, поддерживающие возвышавшиеся над перекрытием боковых нефов прорезанные окнами продольные стены среднего нефа. Иногда в базилики переносились колонны из старых античных сооружений. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно, как и их композиция и конструкция. К числу наиболее известных пятинефных раннехристианских базилик Рима следует отнести базилику Петра (4 в. н. э.), замененную в 16 веке знаменитым собором св. Петра, и построенную в 4 в. н. э. базилику Сан-Паоло-Фуори ле Мура (св. Павла за городскими стенами) — самую просторную из сооружений этого типа: Из трехнефяых базилик 4 в. н. э. наиболее примечательны базилики Санта-Пуденциана и Санта-Мария Маджоре. Интересные образцы христианских базилик 4—5 вв. н. э. находятся в Сирии. Основным материалом этих сооружений служил камень в сочетании с деревом. В перекрытиях сочетались балочные системы и арки. Наряду с базиликами в раннехристианское время строились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие" античные традиции круглого храма. Такая форма более всего подходила для баптистериев, прощалей и мавзолеев. Широкой известностью пользуется мавзолей Сан та-Констанца в Риме первой половины 4 в. н. э. Барабан его купола покоится на расположенных по кольцу парных колоннах. Центральный объем здания окружен галереей, перекрытой сводом. Другим выдающимся памятником центрического типа является церковь Сан-Стефано Ротондо середины 5 в. н. э., план которой образуется двумя рядами поставленных по кругу колонн. Оба типа раннехристианского храма — базиликальный и центрический — как бы сливаются воедино в зданиях крестообразной формы. Характерным образцом такого сооружения может служить небольшой по размеру мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (около 440 г. н, э.). Центральная его часть перекрыта парусным сводом. Живопись. Искусство живописи периода разложения рабовладельческого строя развивается по двум направлениям, одно продолжает традиции классической живописи, другое разрабатывает новые формы. Уникальный памятник станковой живописи (Рим, Национальный музей), датируемый началом 4 в. н. э., в энкаустической технике изображает богиню Рому (так называемая Рома Барберини). Вероятно, это часть большой картины с портретами Константина и его сыновей. Рома на троне с Викторией в руке нарисована в фас к зрителю, напоминает культовые статуи 2 в. н. э., возможно, воспроизводит статую Ромы, стоявшую в храме Венеры и Ромы в Риме. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. В катакомбах Присциллы типичны в этом отношении изображение доброго пастыря и сцены «Три отрока в пещи огненной» и «Жертвоприношение Исаака». В последней изображено приготовление»к жертве: в центре Авраам, к нему приближается маленький Исаак с вязанкой хвороста. То же можно сказать и о сцене «Источения воды» в катакомбе Каллисты, лишь в лице Моисея больше передана объемность, которая достигается не рисунком, а живописным пятном. Особенно характерны фигуры орант. Например, из могилы Двух орант в Риме: неподвижные, в длинных одеждах, с воздетыми в молитвенном жесте руками, с экстатическим выражением лица. При строительстве христианских храмов продолжалось развитие монументальной живописи. Здания базилик украшаются фресками и мозаиками, которыми оформляется апсида, купола, торцовые стены главного нефа. Хотя эти росписи выражали уже совершенно новые христианские идеи, в формальном отношении они все еще продолжают следовать сложившимся античным традициям. Подавляющее большинство произведений 4—5 вв. н. э. сосредоточивается в Риме. Наиболее древней является мозаика мавзолея Санта-Констанца. Главная часть убранства, украшавшая купол, была уничтожена в 17 веке, но плафоны обходов сохранились. Они представляют собой декоративные композиции, образуемые то из узоров геометрического характера, то из различных чисто античных мотивов: растений, птиц, круглых медальонов со вписанными в них изображениями маленьких крылатых гениев, человеческих голов, ж и ротных, розеток и т. п. На двух плафонах, главное поле которых заполняют плетения виноградных лоз, изображена сцена виноделия: маленькие фигурки давят виноград под навесом с колоннами и фронтоном, другие подвозят его на телегах, запряженных волами. Все эти изображения имеют иносказательный, отвечающий христианской символике смысл, но в плане живописной трактовки они близки реалистическому античному искусству. Монументально-репрезентативное направление в искусстве конца 4 в. и начала 5 в. н. э. находит свое яркое выражение в мозаике из базилики Санта-Пуденциана. В центре композиции изображен Христос на троне, по сторонам сидят двенадцать апостолов. За ними стоят две женщины, держащие венки (св. Пуденциана и св. Прасседа). Фоном служит полукруглый портик, вдали высятся Голгофа и строения Иерусалима. Надо всем парят гигантские символы евангелистов: ангел, крылатый лев, телец и орел. В этой мозаике причудливо сплетаются традиции античности и христианская догматика. Христос изображен как владыка вселенной, но в то же время в нем много общего с античным изображением Юпитера. Глубинность пространства, объемность фигур, умение подчинить частное целому и сочетать естественность образов с величавостью общего стиля — все это также обнаруживает близость этой мозаики к искусству античности. История искусства позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми художественными принципами, послужившими основой формирования и развития феодального искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|