Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О непослушании детей.




 

Отчего оно происходит? Опыт не­послушания накапливается у детей постепенно и при своем становлении постоянно и неуклонно подкрепляется непра­вильной тактикой родителей. Например, ребенок плачет до тех пор, пока его не возьмут' на руки, не приступает к еде, пока ему не расскажут сказку, отказывается выполнять тре­бование матери, пока она не пообещает купить желаемую игрушку. Непослушание возникает в результате постоянных уступок, в результате, не знающей никаких разумных границ, родительской любви. Недаром одним из синонимов непослу­шания является слово избалованность.

Что же, могут спросить нас, вообще не нужно показывать своей любви к детям, лишить их ласки и нежности, разго­варивать с ними только в холодном и строгом тоне? Вот как ответил на этот вопрос А. С. Макаренко: «Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но ко­гда возникнет надобность, надо уметь распорядиться корот­ко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правиль­ности распоряжения, в неизбежности его выполнения».

Распоряжение должно быть понятным и посильным для ребенка, оно не должно противоречить ни здравому смыслу, ни предыдущим распоряжениям, ни распоряжениям других родственников. Очень плохо, когда один из родителей тре­бует одно, другой — другое, иногда противоположное. Вот ребенок и приноравливается не слушаться ни того, нн дру­гого. Распоряжение не должно отдаваться со злостью или раздражением, но и не должно превращаться в уговаривание.

Требования родителей к ребенку должны быть конкрет­ны и определенны. Бесполезно абстрактно приказывать, на­пример, «убрать» в комнате. В силу того, что у детей только к девяти-десяти годам формируется абстрактное мышление, они такого приказания просто не осмыслят по-настоящему. Нужно вполне определенно и конкретно объяснить, а если нужно, то и показать, что они должны сделать и как.

Требования родителей не должны страдать непостоянст­вом. Если вы приучаете ребенка убирать за собой постель или мыть после еды посуду, то он должен делать это всегда, каждый день, а не от случая к случаю. Иначе один раз он схитрит и не выполнит вашего требования, в другой раз от­крыто откажется выполнять.

Тесно с вопросом о непослушании соприкасается пробле­ма наказания. Можно ли наказывать ребенка? Если можно, то как? С ростом общей культуры все меньше остается сто­ронников так называемой «ременной педагогики». Физиче­ское. наказание, ' в первую очередь, признание духовной сла­бости воспитателя, признание полной педагогической беспо­мощности.

«Наказание, — пишет А. С. Макаренко, — очень трудная вещь; оно требует от' воспитателя огромного такта и осто­рожности... Цель наказания не в том, чтобы унизить малень­кого человека, а в том, чтобы вызвать в нем переживание сделанной ошибки». Даже переход родителей на сухой, офи­циальный тон в обращении с провинившимся ребенком—до­статочно суровое и действенное, по А. С. Макаренко, сред­ство наказания. Из других видов и форм наказания можно назвать: задержку удовольствия или развлечения, запреще­ние выхода к товарищам, отсрочку обещанной покупки.

В любом случае наказание должно быть обосновано и соответствовать тяжести проступка. Необоснованные, грубые наказания часто становятся причиной отсутствия контакта между родителями и детьми, не менее часто они ведут к детской нервности, к неврозам. Нередко нервная сшибка на­ступает у детей, родители которых крайне несдержанны з эмоциональном отношении. Нельзя, — говорит А. П. Чехов, — делать детей игрушкой своего настроения: то нежно лобы­зать, то бешено топотать па них ногами.

Много споров вызывает и такой вопрос: с какими задат­ками, кем рождается ребенок — диким зверем или кротким невинным ангелом. Если «диким зверем», то все задачи вос­питания сведутся к тому, чтобы обуздать животные инстинк­ты. Если «невинным ангелом», то достаточно, по-видимому, отгородить ребенка от вредных влияний, изолировать от «су­ровой» действительности — и все будет в порядке.

Не правы ни те, ни другие. Все качества человека как хорошие, так и дурные' не даются с рождения, все они вы­рабатываются в процессе жизни, в процессе воспитания. Врожденным бывает только тип нервной системы, темпера­мент, да и он, по последним исследованиям советских уче­ных, может изменяться в зависимости от внешних условий.

Многие родители жалуются на нехватку времени для воспитания. В самом деле, большинство родителей в наше время работают, многие, кроме основной работы, ведут боль­шую общественную деятельность, свободного времени оста­ется мало. Но и этого времени при разумном его использо­вании оказывается достаточно для успешного воспитания детей.

Вот, что пишет по этому поводу видный русский педагог, учитель К. Д. Ушинского, П. Г. Редкий: «Если вы подарите вашим детям хоть по нескольку минут в день на осмотр

комнат, где вы живете; если изредка побеседуете с ними в сумерки; если по воскресным и праздничным дням возьмете их иногда с собой на прогулки городские или загородные и, спрятав свою мнимую ученость, приметесь сами снова учить­ся с ними вместе, то в продолжении тех лет, пока дети ва­ши останутся при вас, вы накопите для них значительный капитал знания и развития, который принесет огромные про­центы, а сверх того, вы сами для себя извлечете отсюда и удовольствие, и пользу».

Еще несколько слов о внедомашней жизни ребенка. Дело в том, что вне дома — в школе, во дворе, на улице ребенок может быть несколько иным, чем в семье. Домашний деспот, кумир семьи может занимать в ребячьем коллективе далеко не первое место, быть незаметным, заурядным, трусливым. Подобные диспропорции почти всегда ведут к нервности, к невротическим реакциям. Поэтому родители обязаны знать: что представляют из себя их дети во внедомашней обстанов­ке, чтобы вовремя заметить и но мере возможности ликви­дировать возникающие «диспропорции».

Великий древнегреческий философ Платон писал, что пет ничего божественней воспитания, что только через воспита­ние человек делается настоящим человеком. От нас самих зависит, какими вырастут наши дети. «Плохое воспитание, — по словам А. С. Макаренко, — это наше будущее горе, это — наши слезы, это — наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Поэтому вопросы правильного воспитания, профилакти­ка детских нервных заболеваний и устранения причин дет­ской нервности имеют большое значение, являются одним из важнейших факторов в борьбе за построение коммунисти­ческого общества.

Нынешние дети — будущие строители коммунизма, буду­щие творцы истории. Им жить в обществе, которое постави­ло целью воспитать нашу молодежь не только всесторонне образованной и духовно красивой, по и здоровой, закален­ной. Решение этих больших задач немыслимо без объединен­ных усилий школы, семьи и общественности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...