Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание, данное Шри Дживой Госвами 1 глава




Шри Джива Госвами так описывает создание Шьяма-кун-ды и Радха-кунды в «Гопала-чампу»:

«Услышав громогласный рев Ариштасуры, Кришна вернулся к Холму Говардхана и убил демона. И все же, даже убив Ариштасуру, Кришна пребывал в отважном и воинст­венном умонастроении. Позже, когда Кришна увидел мес­то, где Он сражался с Ариштасурой, Он ударил оземь Своей лотосной стопой так, словно пнул обидчика. От удара Его стопы образовалось значительное углубление, которое стало Шьяма-кундой.

Шьяма-кунда столь могущественна, что может очис­тить любого. Она может даровать достижение четырех це­лей человеческой жизни, а именно: дхармы, артхи, камы и мокши. Кришна и мальчики-пастушки омылись в Шьяма-кунде. Тем самым Кришна явил пример, которому должен следовать каждый разумный человек. Увидев Шьяма-кунду, враджаваси приняли ее за величайшее место паломничест­ва, которое явилось прямо с Патала-локи для того, чтобы да­ровать им благо. Воспользовавшись возможностью, все они тотчас же омылись в ней. Они стали раздавать пожертвова­ния, радостно петь о том, как Кришна одолел демона, а за­тем возвратились в Нандаграм и Варшану.

Шри Кришна поклонился Нанда Бабе и старшим и стал смиренно служить им. Затем Он отправился к Се­бе в спальню и притворился спящим. Тайком покинув Нандаграм, Шри Кришна, океан высшей любви, пришел


к Говардхану и сладостно заиграл на Своей флейте, сзы­вая гопи в лес Враджа.

Никто не видел, как Кришна ушел на раса стхали, чтобы встретиться с гопи и насладиться танцем раса. Радха вкусила сладость прекрасных, как лотос, уст Шьямы, кото­рой всегда наслаждается Его флейта. Радха и Кришна без чувств упали в объятья друг друга. Погруженные в экстати­ческую любовь, Они проявили одновременно все признаки саттвика бхавы.

Затем Кришна сказал Радхарани, указывая на Шьяма-кунду: «Взгляни! Эта Моя кунда подобна океану, омываю­щему Гири-Говардхан. Подобно тому, как Я избавляю Моих преданных от страданий, или как Господь Шива выпивает яд из Молочного Океана, или как Господь Баларама успока­ивает коров, Шьяма-кунда освобождает преданных от всех грехов. Она избавляет их от страданий и умиротворяет их.

Посмотри, Радха, какую кунду Я создал, — она мгно­венно очищает каждого. Но Ты не создала никакого очища­ющего священного места. Что же подумают о Тебе благо­честивые люди?»

Услышав слова Кришны, гопи сказали: «Мы не совер­шали никаких грехов, поэтому нам нет нужды очищаться, чтобы умиротворить или удовлетворить кого-то. Ты же оск­вернился, убив демона Ариштасуру».

Кришна улыбнулся и со смехом сказал: «Ариштасура не был коровой, он был демоном и просто выглядел, как ко­рова. Он был ярым противником и коров, и религии, и все­го священного. Защищая безбожного демона, вы разделяете карму го-хатйи (греха убийства коровы).

Теперь и вам необходимо очиститься. Согласно ут­верждениям Вед, подданные страдают от греховных по­ступков царя. Ваша царица — Радхарани. И поскольку


 




Сладостное прославление Радха-кунды


Глава 3. Проявление Радха-кунды


 


Радха — ваша царица и предводитель, пусть Она одна очис­тится от греха убийства коровы».

Топи ответили: «Ты прав, Кришна. Общаясь с Тобой, мы взяли на себя часть последствий Твоих греховных по­ступков! Чтобы очиститься, мы создадим озеро, подобное Твоему». И гопи создали Радха-кунду.

Топи стали прославлять Радха-кунду, говоря: «О Шья-ма! Радха-кунда — для Твоего блага и для Твоей возлюблен­ной подруги Шри Радхи. Она очищает, подобно Ганге, бе­рущей начало от стоп Господа Вишну. Всего лишь коснувшись ее, человек обретает освобождение. Подобно тому как Парвати Деви появилась на свет от Гималаев, Рад­ха-кунда произошла от Холма Говардхана. Господь Балара-ма сбил спесь с демона Праламбхи. Так же и озеро Радхи сбивает спесь со всех великих рек. Что же еще сказать во славу Радха-кунды?»

Тогда Шьяма улыбнулся и нежно поднял подбородок Радхики. Он почтительно сказал: «Хе Радхе! Если лицо Твое ярче полной луны, то что пользы от луны? Твой прекрасный лотосный лик совершенно затмевает лунный свет. Перед сиянием Твоей улыбки меркнут звезды».

Затем Радха, Шьяма и гопи отправились к Гирирад-жу, чтобы насладиться -раса-лихой в чаще леса» («Гопала-чампу»).

Царь Ваджранабха восстанавливает Радха-кунду

После того как Кришна покинул Землю, трансцендентная форма и красота Радха-кунды ушли в непроявленное состо­яние. Иными словами, они стали недоступны материалис­тическому взгляду. Ваджранабха, правнук Господа Криш­ны, пришел в Хастинапур, когда Господь завершил Свою


р. Тогда царь Юдхиштхира возвел его на престол Матхуры.

Говорится, что садху попросили царя Ваджранабху рас­крыть места игр Шри Кришны во Враджа-мандале. Царь Ваджранабха исходил Враджа-мандалу вдоль и поперек, но, к сожалению, не смог найти ни одной лила-стханы (места игр Кришны). С сердцем, полным печали и тревоги, царь Ваджранабха сел у реки Ямуны и заплакал от отчаянья.

Вдруг священные древа желаний Враджи, калпа-врик-ша, заговорили с царем. Они рассказали ему, как найти мес­та трансцендентных игр Радхи и Кришны. Переполняемый радостью, царь принялся за дело, используя все доступные ему средства.

Он установил многие известные Божества Вриндавана, такие как Мадана Мохана (сейчас в Кароли), Говиндаджи (сейчас в Джайпуре), Гопинатха, Кешаваджи (изначальное Божество в Матхуре, в Джанмаштане), Харидева (у Манаси Ганги), Шри Гопала (сейчас Шри Натхаджи), Шри Сакши-Гопала, Гопишвара Махадева, Вриндадеви и многие другие. Божество Говинда Девы, которое сделал царь, так походило на Верховного Господа, что Уша Деви, мать Ваджранабхи, за­стенчиво прикрыла лицо вуалью, принимая Его даршан. Че­тыре с половиной тысячи лет спустя Шесть Госвами вновь обнаружили эти Божества и возродили поклонение Им.

Тогда же (примерно пять тысяч лет назад) царь Вадж­ранабха отыскал Шьяма-кунду и обустроил этот водоем, чтобы увековечить память места, где Шри Кришна убил де­мона Ариштасуру. Хотя в обычное время этого не видно, но когда в Шьяма-кунде нет воды, в центре ее можно увидеть стену, отгораживающую маленькую глубокую кунду. Ее называют Ваджра-кундой — это та самая кунда, которую вырыл царь.


 



Маханидхи Свами



Сладостное прославление Радха-кунды

Господь Чайтанья восстанавливает Радха-кунду в 1514 г. н. э.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел к Радха-кунде,, это место называлось Аришта-грам, по имени демона-быка! Аришты. Несколько ктрестъян-врадживиси жили там, на! холме за храмом Пурана Радха-Кришна Мандир. Если не! считать нескольких полей, расчищенных для выращивание сельскохозяйственных культур, все это место было окружи но непроходимыми джунглями, в которых водилось жество тигров и медведей.

За многие годы Радха-кунда и Шьяма-кунда зарослк Они стали всего-навсего двумя прудами посреди несколь ких рисовых полей. Местные крестьяне называли их Гаури кундой и Кали-кундой. Ачарьи говорят, что Радха-кунда и Шьяма-кунда исчезли от боли разлуки с Радхой и Кришной, Из-за того же чувства разлуки Гирираджа-Говардхан каж дый день понемногу погружается в землю.

В «Бхакти-ратнакаре» приводится удивительное опи сание того, как Господь Чайтанья посетил Радха-кунду.

«Завершив Свою ?гарикраму по Враджа-мандале, Гос­подь Чайтанья сел под деревом шамала возле Шьяма-ку» ды. Хотя никто не знал местонахождения Радха-кунды и, Шьяма-кунды, Господь Чайтанья увидел их среди рисовых; полей. Господь с радостью омылся в том ничтожном коли­честве воды, которое было в кундах, и стал всячески про славлять их. Изумленные Его поведением, жившие там ври дживиси обезумели от привлекательности Его нектарног облика.

Один из них сказал: «Нет никаких сомнений, этот сан-ньяси не из материального мира, потому что мой ум трепе­щет в экстазе при виде Его».


Глава 3. Проявление Радха-кунды

Другой сказал: «Это не санньяси. Это Сам Кришна, пе­реодетый отшельником, явил Себя нам. Посмотрите, весь Бриндаван отвечает на Его любовь! Кукушки и попугаи ра­достно кричат: «Хе Шьяма! Хе Говинда! Хе Мурари!» Павли­ны, радостно распустив свои радужные хвосты, танцуют, ликуя. Свежие благоуханные цветки распускаются на дере­вьях. Мед сочится из их стволов и стекает, подобно слезам любви, увлажняя Его лотосные стопы.

Лозы малапш и джутпхи сыплют сладко пахнущие цветки на голову этого человека, одетого в одежды саннья­си. Олени пьют нектар Его лотосного лика чашами своих продолговатых глаз. Коровы, взволнованные, сбежались, подняв хвосты, окружили Его и не сводят с Него глаз, пол­ных любви. Видя, как они плачут в экстазе, мы понимаем, что деревья и животные Враджи встречают друга, которого очень давно не видели. Дорогой брат! Давай же поклонимся лотосным стопам Господа, который милостиво раскрыл трансцендентную сущность этих двух рисовых полей!»

Шри Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джап!

Рагхунатха дас Госвами приумножает милость

Комментируя явление Радха-кунды Господом Чайтаньей, один из ачаръев говорит: «Шри Чайтанья Махапрабху, оли­цетворение премы, высвободил приливную волну, положив начало восстановлению вечных лила-сшхан Радхи и Криш-НЬ1 во Вриндаване, и затопил всех экстатической любовью к Богу».

С милостивого одобрения Шри Рупы и Санатаны Гос­вами, Рагхунатха дас Госвами поселился у Радха-кунды и полностью погрузился в бхаджана расу. В своей духовной


 




Сладостное прославление Радха-


кунды


Глава 3. Проявление Радха-кунды


 


форме служанки по имени Рати Манджари он в уме служъ Шри Радхе день и ночь. В то время площадь каждой из ку> составляла всего двенадцать квадратных футов.

«Однажды в сердце Рагхунатхи даса возникло жел^
ние для всеобщего блага расширить кунды до размеро]
двух больших прекрасных озер. Посчитав его препятстви
ем для своей бхаджаны, Рагхунатха стал корить себя за та
кое «порочное желание». Затем, с еще большей решимоо
тью, он безраздельно погрузился в служение лотосньи
стопам Гандхарвики-Гиридхари. Тем не менее, если а
сердце чистого преданного возникает какое-либо жела-|
ние, от него невозможно отказаться, потому что Кришну
выполнит его.!

В это время в Бадарикашрам пришел один богатый че-1 ловек, чтобы сделать большое пожертвование Господу На-] раяне. Во сне этому человеку явился Господь и велел отнес-1 ти деньги в Аришта-грам (к Радха-кунде) и отдать их Рагхунатхе дасу Госвами для восстановления кунд. Когда Рагхунатха дас услышал эту историю, он пришел в изумле­ние. Воздав хвалу счастливой судьбе этого человека, Рагху­натха дас Госвами возглавил работы по расширению кунд» («Бхакти-ратнакара»).

Маха-мантра и появление Радха-кунды

Чтобы явить Свою милость и сострадание падшим душам века Кали, Господь Шри Кришна пришел на землю в обра­зе Шри Чайтаньи Махапрабху и распространил Харе Криш­на маха-мантру:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.


В этот век Господь Кришна, Верховная Божественная Личность, нисходит в форме Своих святых имен, чтобы да­ровать Свою милость. Воспевая эти имена, любая обуслов­ленная душа может очиститься от всех аиартх и апарадх. Постепенно искренний садхака поднимается до уровня безоскорбительного воспевания. Развиваясь духовно, он достигнет уровня чистого воспевания и вкусит нектар бхак-щи-расы, священной любви к Богу.

Один из учеников как-то спросил Шрилу Прабхупаду, является ли умонастроение харинама-санкиртаны умо­настроением гопи в раса-лиле. Шрила Прабхупада под­твердил это, ответив: «Да, ты понял суть санкиртаны». Та­ким образом, человек вкушает блаженные расы на уровне чистого воспевания.

В Кали-югу Шри Кришна распространяет Свою ми­лость посредством Своих святых имен — трансцендентного звукового воплощения. Подобным же образом Шримати Радхарани раздает Свою милость в Кали-югу через транс­цендентные воды Своего священного озера, Шри Радха-кунды. На санскрите слово сара означает «озеро», или кун-да. Сара также означает «лучшая, сладчайшая часть чего-либо». Если же слоги са и ра поменять местами, то по­лучится раса, что означает «жидкость, божественный вкус» или «духовный нектар».

Во «Враджа-рити-чинтамани», стих 34, Шри Вишванат-ха Чакраварти Тхакур объясняет, что сара Радхи, или Ее озе­ро, — не что иное, как Ее трансформировавшаяся раса, или мадхурья прсма. Шри Чакравартипада говорит, что однаж­ды Кришну так очаровала и поразила неописуемая красота Щримати Радхарани, что Он растаял и превратился в озеро экстатической расы. Эта раса и стала озером, сара, Шьяма-кундой. Подобным же образом, услышав чарующие звуки


 




Сладостное прославление Радха-кунды


Глава 3. Проявление Радха-кунды


 


флейты Шьямы, почувствовав Его сладостный аромат и уви­дев Его обворожительный облик, Шримати Радхарани рас­таяла и превратилась в озеро экстатической расы, которое и стало Радха-кундой.

Подобно тому, как наслаждается бхакти-расой тот, кто чисто воспевает святые имена Кришны, искренний садхака, без оскорблений омывающийся в Радха-кунде, вкушает чистый духовный нектар мадхуръя-расы. Омы­ваться в Радха-кунде — означает омываться в исполненной расы жидкой форме премы Шримати Радхарани. Появле­ние Радха-кунды в материальном мире — это выражение сострадания Шримати Радхарани к страждущим душам ве­ка Кали.

Так же, как Кришна дарует прему тому, кто чисто вос­певает Его имена, Радхарани дарует прему и личное служе­ние Ей в манджари-бхаве тому, кто, не совершая оскорбле­ний, омывается в Ее любимом озере. Божественная Чета столь милостиво благословила все обусловленные души эти­ми двумя дарами: Харе Кришна мантрой и Радха-кундой. Оба эти дара — беспричинная милость Шри Чайтаньи Ма-хапрабху. Через Свое воплощение в образе Господа Чайта­ньи Кришна даровал Свои совершенные святые имена. И через Господа Гаурангу Шримати Радхарани раскрыла мес­тонахождение Радха-кунды и исключительную важность омовения в Ее озере неиссякаемой милости.

Радхаштами и появление Радха-кунды

Появление Радха-кунды напоминает явление Шри Кришны и Шримати Радхарани. Все три формы Господа явились на восьмой день луны, аштами. Подобно Кришне, явившему­ся в полночь, Радха-кунда и Шьяма-кунда тоже появились


в полночь. Поскольку Радха-кунда— проявление Шримати Радхарани, она возникла в месяц Карттика, когда Шримати Радхарани является Верховным Божеством. Карттику назы­вают месяцем Шримати Радхарани. Итак, как и надлежит, Радха-кунда появилась в Ее месяц.

В день явления Шримати Радхарани, Радхаштами, пре­данные омывают Ее панча амритой, пятью нектарами: своей исполненной любви верой, преданием себя, привязанностью, памятованием и молитвами. В день же Шри Радха-кундашта-ми, день явления Радха-кунды, известный еще как Бахулашта-ми, Шримати Радхарани отвечает преданным взаимностью, нежно обнимая их и омывая нектаром Своей премы. В этот день все преданные омываются в Шри Радха-кунде, празднуя Ее милостивое явление в этот мир.

Появление Молочного океана в Радха-кунде

В 1941 году были проведены обширные ремонтные работы по восстановлению Радха-кунды и Шьяма-кунды. Когда их осушили, стало видно, как со дна кунд бьют бесчисленные крохотные роднички. Некоторые из этих подземных род­ников источали столько воды, что кунды вскоре вновь на­полнялись, если выключали дренажные помпы. Ачаръи, жи­вущие у кунд, говорят, что каждый источник представляет собой одно из святых мест, тиртх, которые сошлись сюда пять тысяч лет назад по зову Кришны. Эти тиртхи приня­ли форму родничков, чтобы продолжать служить прекрас­ным, словно лотосы, стопам Шримати Радхарани.

Тогда же преданные обнаружили Канчана-кунду, ма­ленькую кунду посреди Радха-кунды. Это место, огражден­ное стеной, является той изначальной кундо\с, которую Шримати Радхика и гопи выкопали своими браслетами.


 




Сладостное прославление Радха-


кунды


Глава 3. Проявление Радха-кунды


 


Что удивительно, в центре Радха-кунды преданные обнару­жили несколько необычных родников, из которых сочилась густая беловатая жидкость, напоминающая молоко.

В последние пятьдесят лет случалось, что «молочные родники» выделяли огромное количество «молока». Оно со­бирается в отчетливо различимые в водах Радха-кунды лу­жицы. Иногда «молочные родники» источают столько мо­лока, что вся Радха-кунда становится такой белой, будто кто-то вылил в нее тысячи тонн молока. Однажды местный преданный собрал немного этого молока в бутылку, а на следующий день оно превратилось в йогурт.

Откуда берется это молоко? Местные ачарьи говорят, что из Кшира сагары, Молочного Океана Вселенной. Кши-ра сагара появился в Радха-кунде, когда Кришна созвал пшртхи и реки Вселенной, чтобы наполнить Шьяма-кунду. Это произошло подобно тому, как Кришна призвал Гангу к Говардхану, чтобы удовлетворить желание Нанды Бабы, ко­торый хотел совершить очистительное омовение. Это про­явление священной реки Ганги называется Манаси Ганга.

Почему же в Шьяма-кунде нет молочных родников? Священные пшртхи, наполнив Шьяма-кунду, сделали свое дело, очистив Кришну, а затем наполнили Радха-кунду. Здесь они приняли прибежище Шримати Радхарани, по­просив оставить их Ее слугами в Ее нитъя-лиле. И Она со­гласилась.

Эти пшртхи (в форме молочных родников) иногда пе­реполняет экстаз при виде лил Радхи-Мадхавы, и тогда мо­локо потоками бьет из них. Это происходит подобно тому, как у мамы Яшоды и у коров сочится молоко от экстатичес­кой любви к Кришне.

В Аюрведе молоко названо амритой, или нектаром. Молоко — это форма нектара, потому что оно имеет слад-


коватый вкус, способно питать тело и ум и поддерживать их здоровье. Так же, как молоко поддерживает тело, нектар премы питает душу. Радха-кунда наполнена обоими этими нектарами, дарующими жизнь. У Радха-кунды можно ис­пить и молочного нектара из таинственного подземного ис­точника, и према-амритьс, нектара премы, текущего от прекрасных, словно лотосы, стоп Шримати Радхарани.

Шри Шри Радха-кунда Шъяма-кунда ки джай!



Глава 4. Описание Радха-кунды


Глава 4

ОПИСАНИЕ РАДХА-КУНДЫ

радха-кунда-махгша то' корийа шраван лалайигпа хо'йе ами падибо такхан

«Едва я услышу, как Шри Рупа Манджари воспевает славу священной Радха-кунды, меня охватывает столь непе­реносимо острая тоска по ней, что я тут же падаю без чувств» («Гита-Мала»).

«Есть место, благоухание которого превосходит запах сандала, усиленный в миллион раз. Есть место, благоухание которого превосходит аромат мускуса, усиленный в милли­он раз. Есть место, что благоуханнее потока камфары. Есть место, благоуханнее всей кункумы. Есть место, что чудес­нейшим ароматом превосходит агуру.

И днем и ночью оно напоено сладостным ароматом всевозможных цветов. Там есть всевозможные напитки и изысканнейшие яства и множество сладчайших и прекрас­нейших фруктов. Там лежат пояса, цветочные гирлянды, разбросаны разорванные ожерелья из драгоценных кам­ней и многое другое, потому что игры Радхи-Мадхавы про­ходят там.

Пусть дочь царя Вришабхану, которая поет с темноли­ким Кришной, и в сопровождении подруг — гопи, явится


моим глазам в прекрасной беседке, изукрашенной драго­ценными камнями, на берегу удивительной Радха-кунды.

Радха и Ее подруги своими лотосными ладонями плес­кали водой в Господа Кришну, жемчужину среди всех воз­любленных. Опустив луноподобное лицо, Кришна восклик­нул: «Хватит! Довольно! Признаю Себя побежденным!» Когда Радха услышала эти слова, подобные потоку нектара, Она перестала брызгать и рассмеялась. Мне интересно, не­ужели здесь проходили такие игры?

Неужели когда-то эти два трансцендентных нектар-ных Божества наслаждались удивительными играми, укра­шая друг друга цветами в этой рощице изящных деревьев калпа-врикша, чьи раскидистые ветви усыпаны восхити­тельными цветами?

Вся слава наслаждению, которое испытывают влюб­ленные Радха и Кришна, украдкой бросая друг на друга нежные радостные взгляды, прикасаясь под разными пред­логами друг к другу, отчего волосы на Их телах встают ды­бом от экстаза, и обмениваясь друг с другом сладчайшим потоком нектарных слов.

Моя царица — Шри Радха, которая поражает подруг великолепием Своего прекрасного юного тела, сияюще­го подобно расплавленному золоту; а также вечно изумляю­щим прекрасным потоком Своих любовных лил, Своими слезами, дрожащим голосом и другими признаками Своей экстатической любви к темноликому Кришне. Когда подру­ги Шри Радхи приходят в Ее любимую рощу, их переполня­ет такой экстаз, что волосы на их телах встают дыбом.

Пусть же поселятся в моем сердце Шри Радха и Ее воз­любленный, переполняемые волнами удивительной сладости, восхитительной красоты, веселых трансцендентных игр и со­вершенного знания искусства любви, которые пришли во


 




Сладостное прославление Радха-кунды


Глава 4. Описание Радха-кунды


 


Вриндаван из Враджа и чья чудесная красота возрастает во многие сотни раз возле Радха-кунды.

Когда же украсит мои уста своей славой озеро, которое поражает великолепием волн нектарного океана сладости и которое наполняет Вриндаван необычайно восхитительным ароматом, самое удивительное из всех мест, где Шри Радха наслаждается Своими прекрасными играми?

У корней деревьев, растущих вокруг Радха-кунды,— площадки с мозаикой из драгоценных камней, и каждая из них неповторима. Одни круглые, другие прямоугольные, третьи — шести- или восьмиугольной формы. Высота од­них-— всего лишь до колен, других же — до пупка, подбо­родка или шеи. Радха-Мадхаве и гопи нравится сидеть на них, потому что эти площадки зимой теплые, а летом ■— прохладные.

Купалънтл-гхаты окружены различными кунджалш (рощами). За ними — банановые рощи, цветочные и фрук­товые сады, красиво вписанные в яркий пейзаж. Сотни слуг Вриндадеви собирают там плоды, цветы и многое другое для подношения Радха-Говинде. И все, что они собирают, хранится затем в домиках из драгоценных камней, располо­женных вокруг Радха-кунды.

Чтобы доставить еще больше удовольствия Радха-Мадхаве, когда Они играют в этих домиках, Вриндадеви и ее служанки выполняют всевозможные виды служения. Они подметают тропинки и дворики и опрыскивают их ду­шистой водой. Они вешают на дверные проемы гирлянды из благоухающих цветов. Устроив качели, они развешивают над ними яркие гобелены.

Они приготовляют цветочные ложа, покрывая листья множеством мягких благоухающих лепестков красного лотоса и драпируя их сверху тонкой тканью. Не забывают и


про мягкие цветочные подушки для сидения. Они ставят ко­робочки с паном, горшочки с пьянящим медовым нектаром и золотые кувшины со свежей питьевой водой с ароматом камфары так, чтобы их можно было достать рукой с ложа из цветов. Все эти приготовления усиливают божественность атмосферы Радха-кунды.

Душистая пыльца и мед, сочащийся из белых лилий и розовых, красных, белых и голубых лотосов, освежают воды Радха-кунды и придают им сладкий вкус. Сразу же за сада­ми и деревьями Радха-кунды расположены шесть лесов вре­мен года, где Радха и Кришна могут наслаждаться любым временем года по Своему выбору. Лебеди, журавли, чакра-вакры и другие птицы поют сладостными голосами на во­дах Радха-кунды и вокруг нее. Попугаи стихами прославля­ют экстатические игры Радха-Мадхавы.

Принимая Муралидхару за грозовое облако, ликующие павлины кричат: «Ке ка! Ке ка!» — и, опьяненные любовью, начинают танцевать, распустив хвосты. Божественное пе­ние диковинных птиц чатаки подобно нектару для слуха А чакоры утоляют жажду лунным светом, который излучает неописуемо прекрасный лик Крищначандры. Все эти сла­достные картины, звуки и запахи создают удивительно ра­достную и чарующую атмосферу, доставляющую удовольст­вие Радхике и Шьяме».

Кунджи ашта-сакхи

Вокруг Радха-кунды расположены кунджи- восьми подруг Щри Радхи, ашта-сакхи. Каждая гопи сама украсила и обустроила свою кунджу таким образом, чтобы еще больше увеличить безграничное счастье Божественной Четы. Вокруг кундж ашта-сакхи — по восемь меньших рощ


 




Сладостное прославление Радха-кунды


Глава 4. Описание Радха-кунды


 


восьми помощниц каждой из сакхи. Основной цвет и мес­тоположение каждой кунджи указаны в скобках.

«Безгранично прекрасная Шри Радха-кунда исполнена совершенной любви Божественной Четы. Вокруг— рощи подруг Радхи, и повсюду здесь слышно жужжание мно­жества счастливых пчел» («Враджа-рити-чинтамани»).

1. Кунджа Шри Лалиты сакхи (к северу от Радха-кунды)

Кунджа Лалиты имеет форму огромного лотоса, и в ней можно насладиться всеми временами года. Она самая боль­шая и наиболее дорога Радхе и Кришне, потому что всегда наполняет Их величайшей радостью. В этой кундже есть площадки из золота, хрусталя, сапфиров и лазурита. В цент­ре расположен золотой храм в форме лотоса с тысячей ле­пестков, который называется Анангам-рангамбуджа. Эта кунджа уменьшается или увеличивается в размерах по же- ] ланию Радхи-Мадхавы.

Восемь меньших кундж вокруг нее напоминают свои- ] ми очертаниями лотосы с восемью лепестками. Одна из; них, Васанта кунджа, дарует весеннее наслаждение своими j прекрасными белыми, синими, красными, желтыми и зеле­ными цветами, жужжанием пчел и сладостным пением ку­кушек.

К юго-западу от кунджи Лалиты расположен трехэ­тажный храм-лотос удивительнейшей красоты. В нем на двух этажах расположено шестнадцать богато убранных комнат. Со всех четырех сторон в храме есть окна и вход­ные двери. Внутри на стенах храма — изображения сокровенных игр Радха-Мадхавы (раса-лила, пурва-рага и другие), инкрустированные драгоценными камнями;


снаружи изображены игры Кришны, в которых Он убивает демонов (Путану, Ариштасуру и других). На третьем же этаже большой изукрашенный драгоценными камнями ку­пол поддерживают красные коралловые колонны срезны­ми хрустальными основаниями. В этом зале на открытом воздухе Радха и Кришна наслаждаются прекрасным видом на Радха-кунду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...