Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание, данное Шри Дживой Госвами 3 глава




Однажды Радха и Кришна сидели в прекрасной кунд-же на берегу Радха-кунды. Вдруг Радха увидела отражение Своего золотого сияния на сверкающей синей груди Шья-мы. Радха очень рассердилась, потому что подумала, будто это одна из Ее соперниц-2о;ш, вроде Шьямалы или Чандры, обнимает Ее возлюбленного Кришну прямо у Нее на глазах.

Радха не могла вынести этого. Она гордо отвернулась от Кришны и убежала в другой домик, закрыв лицо вуалью. Тщетно сакхи пытались успокоить Ее. Думая, что Кришна позвал сакхи, только чтобы задобрить Ее, Радха сказала:

«Я забыла стыд, потеряла честь и доброе имя. Я столько вытерпела для того лишь, чтобы встретиться с этим маль­чишкой. И теперь прямо у Меня на глазах Он наслаждает­ся с одной из Моих соперниц. Это невыносимо».

Не сумев смягчить Радху, гопи заставили ни в чем непо­винного Кришну пойти и попросить прощения у Радхи. Но и это не помогло. Радха не хотела говорить и сидела, покрыв голову и закрыв лицо. Так и не сумев переломить приступ гордости у Радхи, Кришна решил поклоняться Радха-кунде. Кришна подумал: «Если Я стану поклоняться Радха-кунде и она будет Мной довольна, то и Радхарани тоже будет до­вольна Мной».


Глава 6. Служение и поклонение Радха-кунде

Совершив омовение, Кришна предложил Радха-кунде цветы, омытые Его слезами любви. Затем Он предложил дандаваты и стал молиться: «О Шри Радха-кунда, пожа­луйста, даруй Мне свою милость: пусть Радха вновь благос­клонно посмотрит на Меня». Своим примером Кришна учит всех, как служить и поклоняться Шри Радха-кунде.

апи джана иха кашчид йасйа сева прасадаих

пранайа сура лапы сйат тасйа гоштхендра сунох

сапади кила мад ниш дасйа пушпа прашасйа

тад ати сурабхи радха кундам эвашрайо ме

«По милости Радха-кунды, в любом, кто занимается здесь преданным служением, проснется желание стать слу­жанкой Радхи. Оно — раскрывшийся цветок на лозе жела­ния Кришна-ирел-ш. Да будет прекрасная чарующая Радха-кунда моим единственным прибежищем».

В этом стихе, пятом стихе «Радха-кундаштакам», Шри Рагхунатха дас Госвами говорит, что кашчид (кто-либо, об­ладающий или не обладающий должными качествами), ко­торый без оскорблений служит Радха-кунде, обретет не только Кришна-прему, но и божественное служение Шри­мати Радхарани в манджари-бхаве. Как правило, любовь к Богу обрести очень сложно. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупа Госвами говорит, что бхагавад-рати или бхавы можно достичь только посредством садханабхи-нивеша-ны (интенсивного или полного погружения в практику пре­данного служения) или по милости Кришны и Его предан­ных, которых очень редко можно встретить в этом мире.

В форме Радха-кунды, или жидкой премы, Шримати Радхарани наиболее милостива и сострадательна. В выше­упомянутом стихе Рагхунатха дас Госвами говорит, что


 



3. Маханидхи Свами



Сладостное прославление Радха-кунды

человек быстро обретет прему, просто без оскорблений практикуя преданное служение возле Радха-кунды. Пре­данное служение означает служить Радха-кунде: смотреть на нее, приходить к ней или жить возле нее, поклоняться Божеству или преданным возле Радха-кунды, омываться в ее водах, проводить аратпи или обходить вокруг Радха-кун­ды. Все это стало возможно по милости Шри Чайтаньи, Махапрабху.

йапгха йатпха гаура падаравинде

виндепга бхакпгим крита-пунйа-раших

татха пштхот-сарпати хридй-акасмад

радха-падамбходжа-судхамбу рашкх

«Только тот, кто чрезвычайно удачлив, может обрести милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Служа прекрасным, как лотосы, стопам Гауранги, душа может вкусить чистый нектар служения лотосным стопам Радхи» («Чайтанья-чан-драмрита», 88).

Дандават парикрама вокруг Радха-кунды

Пада севанам (служение лотосным стопам Кришны) — один из девяти видов преданного служения, упомянутых Шри Прахладой Махараджей в «Бхагаватам». Пада сева­нам включает в себя ряд практик, таких, как, например, служение вайшнавам, совершение парикрам и предложе­ние дандаватов. Иногда преданные думают: «Является ли это истинной практикой — совершать дандават парикра-му вокруг Радха-кунды?» Да, это абсолютно подлинная фор­ма преданного служения, которая одобряется шастрами и которую практиковали ачарьи. ^андаваты следует предла-


Глава 6. Служение и поклонение Радха-кунде

гать, чтобы доставить удовольствие Радхе и Кришне, сми­ренно предлагая свое тело, ум и речь.

Это аскеза, цель которой — сделать нас смиренными, очистить наши сердца и удовлетворить Господа. Но все по­ложительные результаты теряются, если мы начинаем гор­диться и говорить: «Знаете, прабху, я совершил дандават парикраму вокруг Радха-кунды!» Погружение в пыль Рад­ха-кунды или Вриндавана должно делать нас смиренными, а не гордыми нашим смирением — это ведет к падению. Как говорится, гордость — предтеча падения.

Ачарьи спорят, совершал ли Рагхунатха дас Госвами дандават парикраму вокруг Радха-кунды. Одни говорят, что никогда об этом не слышали и не видели, чтобы об этом где-то напрямую упоминалось. Они говорят, что когда Дас Госвами жил у Радха-кунды, он всегда был погружен в слу­жение Шримати Радхарани в своей вечной форме Рати Манджари, что он всегда находился под руководством Шримати Радхарани.

Другие ачаръи говорят, что, хотя Рагхунатха дас Госва­ми и был сиддха пурушей (полностью освобожденной ду­шой), он действовал как садхака (практикующий), чтобы указать нам правильный путь садханы (преданного служе­ния). Поэтому они считают, что Рагхунатха дас Госвами не­сомненно совершал дандават парикраму вокруг Радха-кунды, чтобы подать пример практикующим преданное служение. И в то же самое время он пребывал ъсварупа авеше, внутренне погрузившись в служение лотосным сто­пам Шри Радхи в своей духовной форме Рати Манджари.

В «Манах-шикше», 11, Рагхунатха дас Госвами говорит: тад иджйакхй дхйана шравана натпи панчамритам идам, дхайан нитйа говардханам анудинам твам бход-жа монах — «Необходимо каждый день поклоняться


 




Сладостное прославление Радха-кунды


Глава 6. Служение и поклонение Радха-кунде


 


Холму Говардхану, и вот пять видов поклонения: иджйа (формальная пуджа), акхйа (воспевание Его имени), дхйа-на (медитация), шравана (слушание Его славы) и' наши (предложение Ему поклонов)».

Слово наши включает в себя предложение дандава-тов. Поскольку Рагхунатха дас Госвами жил возле Радха-кунды, весьма вероятно, что он поклонялся Холму Говардхана, совершая дандават парикраму вокруг Радха-кунды, которая является частью Холма Говардхана.

Шрила Прабхупада объясняет в своей лекции (запись 78/76): «Рагхунатха дас Госвами показал нам, как следует поклоняться Радха-кунде. Санкхйа пурвака нами гона на-тиЬхих. Он обходил Радха-кунду, простираясь в покло­не,— таково служение Радха-кунде. Он не только повторял святые имена, но и кланялся многие сотни раз, обходя Рад-ха-кунду».

Со слов Шрилы Прабхупады все становится ясно, и те ачаръи, что совершают дандават парикраму вокруг Радха-кунды, одновременно являются истинными после­дователями Даса Госвами и получают благо от этого. В «Прартхане» Нароттама дас Тхакур говорит: рупа-раг-хунатха-паде хоибе акути - «Когда же во мне про­снется желание следовать по стопам Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи даса Госвами?» По милости вайшнавов мы можем получить возможность служить с любовью Шри Радхе. Мы обретаем их милость, искренне следуя их примеру. Исполнимся же желания следовать примеру Рагхунатхи даса Госвами, совершая дандават парикраму вокруг Радха-кунды.

Если вы все еще сомневаетесь, стоит ли совершать дан­дават парикраму, совершите ее. Как говорил Шрила Прабхупада: «О ценности чего-либо можно судить по его


итогам». Оживляющий опыт очищения развеет все ваши сомнения. Кроме того, дандават парикрама вокруг Радха-кунды и Шьяма-кунды занимает всего около часа. Соверше­ние дандаватов помогает понять значение шлоки, которая должна украшать наши шеи.

тринад апи суничсна, тарор апи сахишнуна аманина манадена, киртанийах сада харих

«Воспевать святое имя Кришны необходимо в смирен­ном умонастроении, считая себя ниже травинки. Нужно стать терпеливее дерева, освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим, не требуя почтения взамен. Только так возможно вечно вос­певать святое имя Кришны» («Шикшаштака», 3).

Поклонение в месяце Карттика

Карттика, или Дамодара (октябрь-ноябрь) — любимый ме­сяц Гаудия вайшнавов. Веды и грантхи Госвами говорят, что карттика-девата (Верховное Божество месяца Карт­тика) — Сама Шримати Радхарани. В «Шри Уткалика Вал-ларих» Шри Рупа Госвами называет Радхарани Карттикой-деви, Богиней месяца Карттика

В «Бхакти-расамрита-синдху» упоминается Урджа вра­та. Это обет совершения аскезы, который принимают пре­данные и которому следуют на протяжении Карттики, что­бы доставить удовольствие Урджешвари (имя Радхарани). Слово урджа означает «способность, наслаждение, расшире­ние и вдохновение». Шримати Радхарани (Урджешвари) — покровительница и источник всех этих сил. Только Шри Радха обладает безграничной способностью вдохновлять


 




Сладостное прославление Радха-кунды


Глава 6. Служение и поклонение Радха-кунде


 


Кришну и увеличивать Его наслаждение, самоотверженно служа Ему с любовью. Поэтому, чтобы обрести благослове­ние Шримати Радхарани и служение Ей, на протяжении месяца Карттика преданные соблюдают обет, именуемый Урджа вратой.

Многие называют октябрь-ноябрь месяцем Дамодары. Имя Дамодара относится к той лиле, когда мама Яшода связала Кришну веревкой. Но Гаудия вайшнавы называют октябрь-ноябрь месяцем Радха-Дамодары, основываясь на лиле уттара-кханда, описанной в «Бхавишья Пуране».

«Однажды в благоприятный месяц Карттика Кришна опоздал на свидание с Радхарани в кундже. Шри Радха, на­хмурившись, с гневом взглянула на Него. Она взяла золотые лозы и обвязала ими Шьяму, как веревкой, вокруг живота, в наказание за то, что Он не пришел в обещанное время. Кришна сказал, что опоздал потому, что мама Яшода задер­жала Его дома из-за праздника. Поняв Свою ошибку, Радха тут же развязала Своего возлюбленного Дамодару».

Вот почему Гаудия вайшнавы медитируют на того Да­модару, что связан любовью Радхи и осыпан Ее легкими уда­рами любовного экстаза В «Бхагавад-гите» ГосподЪ Шри Кришна говорит: масонам марга-ширшо 'хам — «Из ме­сяцев Я — Маргаширша (ноябрь-декабрь)». Поскольку Кришна всегда следует за Радхой, то абсолютно правильно и то, что Его месяц также следует за Ее месяцем Карттика. По этому поводу Шрила Прабхупада сказал:

«Вся слава Радхарани! Она столь дорога Кришне. Все хотят любить Кришну, но Кришна хочет любить только Радху. Только представьте себе все Ее величие! Кришна-пре- ма столь бесценна, но Кришна следует за Радхарани. Попы­тайтесь понять Радхарани. Она столь велика. Мы должны почитать Ее.


Радха — прекраснейшая из всех девушек. Она всегда так нарядно одевается, что привлекает Дамодару Своей красотой. Если вы поедете во Вриндаван, то увидите, что все поклоняются Радхарани. Все преданные Вриндавана покло­няются Радхарани. Чистые преданные молятся Радхарани: «О Радхарани! Ты столь милостива. Я прошу Твоей милос­ти» (запись лекции Шрилы Прабхупады, 18.9.1969).

На протяжении месяца Карттика сотни преданных приходят из Бенгалйи, Ассама, Манипура и других облас­тей Индии и приезжают со всего мира, чтобы жить возле Радха-кунды, служить и поклоняться ей. Каждый день мно­жество преданных с экстатическими киртанами обходит вокруг священных кунд, изливая свое сердце в звуках люб­ви. В месяц Карттика все особенно стараются тем или иным образом добиться Радха крипа-катакши, всемилос­тивого взгляда Шримати Радхарани. Служить Радхарани — высший идеал и сокровенное желание большинства Гаудия вайшнавов.

В «Хари-бхакти-виласе», (16.95) описаны виды предан­ного служения, которые следует выполнять в Карттику. «О ученые брахманы! Господь Дамодара радуется, если в ме­сяце Карттика человек поклоняется Божеству Радхики с единственной целью доставить Ей удовольствие».

Только чистые брахманы, обладающие необходимыми качествами и строго соблюдающие правила и предписания, могут поклоняться Божеству Радхарани. Но Шримати Рад­харани в Своей самой милостивой форме Шри Радха-кунды дарует неограниченные возможности всем и каждому по­клоняться Ей так, как того желает сердце, в любое время дня и ночи.

Обходя Гирираджа-Говардхана в месяце Карттика, враджаваси иногда приходят к Радха-кунде в полночь или


 




Сладостное прославление Радха-кунды


Глава 6. Служение и поклонение Радха-кунде


 


в два часа ночи. Получив даршан прекрасной божественной формы Радха-кунды, сверкающей при свете полной луны, треАШные-враджаваси восклицают в экстазе: «Джай Шри Радха-кунда ки джай! Вамши вари ки джай! Джай Джай Шри Радхе! Бол Гирираджа Махараджа ки джай!» Затем они поклоняются Радха-кунде, предлагая благовония, све­тильники на масле гхи, цветы и, чтобы радостно оповестить о завершении арати жидкой форме премы Шри Радхи, — несколько громких хлопушек-фейерверков.

Все эти спонтанные проявления преданности ни за что не могли бы произойти в арчана-марге, или храмовом по­клонении Божеству. В полночь храмовое Божество Радхара-ни наслаждается играми с Кришной в уединении, за закры­тыми дверями. Люди не могут видеть Божество и служить Ему в этот час. Арати Радхе заканчивается звуком ракови­ны, а не треском хлопушек-фейерверков! Таким образом, можно понять, что в форме Радха-кунды Шримати Радха-рани намного милостивее, чем в форме Божества.

Преданное служение, совершаемое в месяце Карттика, дает потрясающие результаты.

«Однажды царица Сатьябхама спросила Кришну,'как ей выпала такая удача — стать Его женой. И Кришна отве­тил, что она достигла своего нынешнего положения благо­даря тому, что в прошлой жизни, желая стать Его женой, со­блюдала Карттика-врату» («Падма Пурана»).

«Если в месяц Карттика преданный предложит све­тильник на масле гхи Радха-кунде, он увидит всю вселен­ную» («Падма Пурана»).

«Шри Радха — самая любимая гопи Кришны, и Радха-кунда так же дорога Кришне, как Сама Шри Радха Поэто­му преданные должны омываться в Радха-кунде в месяц Карттика и поклоняться Кришне» («Бхакти-ратнакара»).


Служение и поклонение Радха-кунде на протяжении Карттики наиболее благоприятно. Милостивая Радха-кунда отвечает взаимностью всем, кто ей поклоняется, благослов­ляя их враджа-бхакти.

Омовение на Бахулаштами

«В этот день (Бахулаштами) Кришна создал Шьяма-кунду, созвал все священные реки и омылся в их водах, воспевая их имена. Кришна завершил Свое омовение незадолго до полу­ночи. И по сей день люди таким же образом омываются в священной кунде. Тот, кто совершает омовение в Радха-кунде в день Бахулаштами, который также называют Кришнаштами, доставляет удовольствие Господу Хари» («Бхакти-ратнакара»).

Радха-кунда появилась в полночь на Бахулаштами, восьмой день убывающей луны месяца Карттика. Каждый год в этот день тысячи преданных омываются в Радха-кун­де, празднуя милостивое явление Шри Радхи. На Бахулаш­тами некоторые семейные пары втыкают в целую тыкву пять видов металла (золото, серебро, медь и т. д.) или хотя бы рупию и предлагают Радха-кунде. Связав свои одежды вместе, супруги совершают омовение в Радха-кунде, возно­ся молитвы, в которых просят благословить их сыном. Гово­рят, что обычно Радха-кунда исполняет желание супругов, что, в свою очередь, усиливает их привязанность к Радха-кунде. Так проявляется сострадание Шри Радхи, чтобы при­влечь их к высшему вкусу самоотверженного любовного служения Радха-Говинде.


 



 


Глава 7. Омовение в Радха-кунде


Глава 7

ОМОВЕНИЕ В РАДХА-КУНДЕ И ЖИЗНЬ ВОЗЛЕ НЕЕ

Слава омовения в Радха-кунде

В «Радха-кундаштакам» Рагхунатха дас Госвами говорит, что в том, кто хотя бы однажды омылся в Радха-кунде, мгновенно пробуждается чистая любовь к Богу. Кришнадас Кавирадж утверждает то же в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 18.10):

сей кунде йеи эка-бара каре снана танре радха-сама 'према' кришна каре дана

«Несомненно, Шри Кришна дарует экстатическую лю­бовь, подобную любви Радхарани, всякому, кто омылся в Радха-кунде хотя бы один раз за всю свою жизнь».

«В сердце преданного сразу же пробудится чистая лю­бовь к Кришне, подобная любви гопи, если он хотя бы раз со­вершит омовение в Радха-кунде» («Шри Упадешамрита», 11). Может возникнуть вопрос: как такое возможно? Ответ та­ков: слава Радха-кунды равна славе Самой Шри Радхи. Про­сто смотреть на Радха-кунду или омываться в ней — то же,


что смотреть непосредственно на Шримати Радхарани и общаться с Ней. Это подтверждается в «Брихад Бхагаватам-рите» (2.5.233): «Всякий, кто тем или иным образом увидит Верховную Богиню Радхику, обретет прему».

Хотя тысячи людей омываются в Радха-кунде, почему же ни один из них не проявляет признаков любви к Богу? Необычайное воздействие, упомянутое садху и шастрами, омовение в Радха-кунде оказывает только на тех, кто совер­шает его без оскорблений. Тот же принцип относится и к воспеванию святых имен. Чистым преданным святые име­на раскрывают Себя как Радха-Гопинатху, исполненных трансцендентной красоты и погруженных в экстатические игры, полные любви. Безоскорбительное воспевание Харе Кришна мантры дарует освобождение, а чистое — према-

бхакти.

Преданный-неофит старательно повторяет маха-мант-ру, очищается и прогрессирует, переходя от уровня воспе­вания с оскорблениями к уровню чистого воспевания. По­добным же образом совершающий оскорбления человек может избавиться от своего оскорбительного умонастрое­ния и достичь высшей цели — любви к Богу, терпеливо раз за разом омываясь в Шри Радха-кунде.

В «Падма Пуране» сказано: динам экам нивасена, ха-рау бхактир праджайате — «Просто прожив один день в Матхуре, можно обрести Хари-бхлкоти, преданность Хари». Так не равноценны ли омовение в Радха-кунде и жизнь в Матхуре? Не совсем. Омовение в Радха-кунде — особенное, потому что оно дарует Радха-Говинда враджа-прему.

Мадхуръя-према Враджи во много раз превосходит любовь к Богу в таких Его формах, как Хари, Вишну или Нараяна. Радха-кунда дарует Радха-Кришна прему в умо­настроении рагатмика враджаваси гопи и манджари.


 



 



Сладостное прославление Радха-кунды

Мадхурья-према, чистая сокровенная любовь гопи Враджы, во много раз более велика, чем айшваръя бхава, почтительная преданность жителей Матхуры и Двараки Господу Хари.

Во втором стихе «Радха-кундаштакам» Рагхунатха дас Госвами говорит: враджа бхави мура шатрох прейасинам никамаир — «Такой глубины любви трудно достичь даже самым дорогим возлюбленным Кришны во Враджа-бхуми». Что же это за любовь? Это манджари према, экстатическая любовь, которую испытывают личные служанки Шри Рад-хи. Эту любовь, которую дарует Радха-кунда, трудно обрес­ти даже возлюбленным Кришны, не говоря уже о слугах, друзьях и родственниках, поклоняющихся Кришне в умо­настроении айшваръя бхавы.

«Радха-кунда и Шьяма-кунда — не что иное, как према Радхи и Кришны. Омывшись в ней, удачливые души могут мгновенно обрести прему. Вот почему эти два озера названы в честь Божественной Четы. Радха-Кришна приняли формы Радха-кунды и Шьяма-кунды с единственной целью про­лить милость на всех живых существ. Тот, кто омоется в этих кундах, сразу ощутит сладость любви к Радха-Говинде. Вот почему преданные омываются в кундах, исполненных величайшего счастья» («Враджа-рити-чинтамани»).

Омовение в Радха-кунде — величайшая удача

В одиннадцатом стихе «Шри Упадешамриты» Шри Рупа Госвами говорит: йат прештхаир апй ахам асулабхам ким пунар бхакти-бхаджам — «К Радха-кунде редко мо­гут прийти даже кришна-прештхи, наиболее возвышен­ные преданные; а потому для бхакти-бхаджам, обычных преданных, практикующих преданное служение, достичь Радха-кунды еще труднее».


Глава 7. Омовение в Радха-кунде

Комментируя этот стих, Шрила Прабхупада говорит, что у таких возвышенных преданных, как Нарада Муни и Шаунака Риши, нет возможности омыться в Радха-кунде. Получить возможность омыться в священнейших водах Радха-кунды можно только благодаря величайшей удаче, накопленной в этой или прошлых жизнях.

Не отказавшись от самоотождествления с мужским телом, невозможно войти в сокровенные игры Радха-Мадхавы на Радха-кунде. Брахма, Нарада, Шива и Щука не только пребывают в сознании преданных-мужчин, но и по­клоняются Кришне в умонастроении благоговения и почте­ния. Вот почему такие великие личности не могут стать со­кровенными слугами Шри Радхи у Радха-кунды.

«О Провидение! Я с почтением склоняюсь перед То­бой! Преодолев могущественное течение времени, я обрел Радху, редчайшее сокровище в океане нектарной сладости любви. Обрести Радху может только тот, кто избрал своим единственным прибежищем умонастроение гопи. Величай­шие полубоги, такие как Господь Брахма или Господь Ши­ва, не обладают необходимыми качествами для того, чтобы даже пылинку с лотосных стоп Радхи возложить себе на го­лову!» («Радха раса-шудха-нидхи»).

Чтобы обрести сокровенное служение Шримати Рад-хике, необходимо принять умонастроение гопи и манджа­ри. Преданное служение в почтительном умонастроении не может быть спонтанным и лишенным колебаний. Вот почему оно не может быть исполнено совершенного бла­женства, ананды. Враджа — обитель, исполненная непре­рывного празднества сладостного спонтанного преданного служения.

Брахма, Шива и Нарада могли видеть часть детских игр Кришны. Но любовных игр юности Шьямы не видели ни


 




Сладостное прославление Радха-кунды

они, ни кто-либо, отождествляющий себя с телом мужчины. В «Чаитанья-чаритамрите» объясняется, что тот, кто покло­няется Кришне в умонастроении спонтанной любви, до­стигнет Враджи. Но тот, кто поклоняется Кришне в соот­ветствии с правилами и предписаниями, станет спутником Господа на Вайкунтхе. Брахма, Шива и Нарада — предан­ные в умонастроении Вайкунтха-бхавы, они просто не ощущают сладостности Говинды.

Совершать или не совершать омовение

Эта часть адресована членам ИСККОН, у которых есть ка­кие-либо сомнения или оговорки насчет омовения в Шри Радха-кунде. В сентябре 1975 года Шрила Прабхупада из­дал «Шри Упадешамриту» Шри Рупы Госвами, в которой необычайно превозносится Радха-кунда. В то время он поз­волил своим ученикам посетить Радха-кунду и омыться в ее священных водах. Но говорят, что позже он запретил учени­кам совершать омовение в ней, узнав, что некоторые из них отнеслись к Радха-кунде без должного почтения: они оскор­били Шримати Радхарани, когда легкомысленно резвились и плавали в священных водах Ее озера.

Во время беседы в своей комнате во Вриндаване пято­го сентября 1976 года, Шрила Прабхупада затронул этот вопрос. «Нет различия между Радха-кундой и Радхарани, — сказал Шрила Прабхупада. — Как же вы можете прыгать по Радхарани? Радха-кунда и Радхарани неотличны друг от друга. Как можете вы наслаждаться плаванием в Радха-кун­де? Вы не должны даже касаться стопами Радха-кунды. Можно взять немного воды и побрызгать на голову — это будет выражением почтения Радха-кунде».


Глава 7. Омовение в Радха-кунде

Шрила Прабхупада давал мудрые наставления своим ученикам в соответствии с временем, местом и обстоятель­ствами (кала, деша и патра). Иногда он давал, казалось бы, совершенно противоречащие друг другу наставления. На­пример, однажды двое брахмачари, очень схожие по ха­рактеру и качествам, обсуждали свое служение со Шрилой Прабхупадой. Одному из них Шрила Прабхупада велел же­ниться, а другому — принять саннъясу. Их духовные братья очень удивились, узнав, что Прабхупада предписал разные ашрамы двум, казалось бы, столь схожим, брахмачари.

На самом деле Шрила Прабхупада давал два различных вида наставлений: временные, в соответствии с временем, местом и обстоятельствами, и вечные наставления, которым должны следовать все и во все времена. Наставления, кото­рые Шрила Прабхупада давал лично или в письмах отдель­ным ученикам, конкретны и касаются определенной лично­сти, такие наставления в большинстве своем попадают в категорию соответствующих времени, месту и обстоятельст­вам. Но наставления и указания, содержащиеся в книгах Шрилы Прабхупады, относятся к вечным. Им должны сле­довать все преданные повсюду в мире на протяжении после­дующих десяти тысяч лет Золотого века Господа Гауранги.

Сам Шрила Прабхупада особо подчеркивал значи­мость и важность своих книг. Архивные документы, такие как письма, записи лекций и бесед Шрилы Прабхупады, ко­торые недавно были опубликованы, имеют меньшее значе­ние. Когда Шрила Прабхупада говорил, что все, что хотел сказать, он изложил в книгах, или: «Хотите узнать меня — прочтите мои книги», — он имел в виду свои изданные при жизни работы, такие как «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита», «Чайтанья-чаритамрита», «Шри Упадешамрита» («Нектар наставлений») и другие.


 




Сладостное прославление Радха-


кунды


Глава 7. Омовение в Радха-кунде


 


Помимо вышеприведенной цитаты из беседы, где Шрила Прабхупада говорит о совершении омовения-йад- мана у Радха-кунды, он многократно повторяет в своих книгах, что преданные должны регулярно омываться в Рад­ха-кунде. В одиннадцатом стихе «Шри Упадешамриты» Шри Рупа Госвами говорит: тат премсдам шакрид апи шарах шнатур авишкароти — «Если человек хотя бы од­нажды омоется в священных водах Радха-кунды, его любовь к Кришне полностью проявится».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...