Описание, данное Шри Дживой Госвами 4 глава
Шрила Прабхупада семь раз упоминает слово «омовение» в своем комментарии к этому стиху. Хотя возможность получить даршан Радха-кунды выпадает крайне редко, ачаръи многократно подчеркивают неизмеримую духовную ценность служения Радха-кунде, а также омовения в ее трансцендентных водах, исполненных премы. «Необходимо постоянно омываться в ней (в Радха-кунде)... это омовение составляет высшее совершенство преданного служения... Шрила Рупа Госвами советует даже тем, кто не может постоянно жить на берегах Радха-кунды, хотя бы омыться в озере столько раз, сколько выпадет такая возможность. Это самое важное в практике преданного служения». («Нектар наставлений», 11, комм.). Слова Шрилы Прабхупады «омыться в озере» четко и ясно указывают, как и где надо совершать омовение. Шрила Прабхупада часто критиковал глупцов и негодяев, которые неверно толкуют «Бхагавад-гиту». «Когда значение слов Кришны прямое и ясное, оно не требует толкования негодяев-материалистов», — так говорил Прабхупада. Когда Кришна говорит, что Ему надо предложить немного воды, Он ясно говорит об обычной воде — не о молоке, апельсиновом соке или какой-то другой жидкости. Таким же образом прямое значение слова омовение— «полное погружение тела в емкость с жидкостью». Шрила Прабхупада не говорит, что надо омываться, просто побрызгав немного воды на голову. Не говорит он и того, что надо взять ведро воды из Радха-кунды и омыться в уединении, как утверждают некоторые люди. Когда Прабхупада говорит: «Он должен омыться в кунде», — он непосредственно подразумевает, что человек должен прийти к Радха-кунде и полностью погрузить свое тело в ее священные воды, исполненные премы.
Совершать или не совершать омовение — это не вопрос для философских споров. Если бы Шрила Прабхупада желал дать всем преданным наставление не омываться в Радха-кунде, он мог бы серьезно заявить об этом в одной из своих книг. Но он этого не сделал. Не пересматривал он и комментарии ни к одному из множества изданий «Нектара Наставлений», где он неоднократно поощряет омовение в Шри Радха-кунде. Шрила Прабхупада хотел, чтобы не только его ученики омывались в Радха-кунде, но чтобы каждый пришел и обрел милость Шримати Радхарани. Однажды Шрила Прабхупада издал «Нектар Наставлений» стотысячным тиражом, чтобы донести до обычных людей непревзойденную славу Радха-кунды. «Омывшись в Радха-кунде, человек становится очень дорог Господу Шри Кришне» («Хари-бхакти-виласа»). «Из своей величайшей милости к людям, чтобы позволить им вкусить Свою сладость, Радха и Кришна стали двумя озерами. Сияя от счастья, преданные омываются в них. Я думаю, что эти два озера — любовь Божественной Четы, и самые удачливые омываются в ней. И поскольку омовение в этих озерах подобно омовению в трансцендентной любви Шри Радхи и Шри Шьямы, они носят имена Божественной Четы» («Враджа-рити-чинтамани»).
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 7. Омовение в Радха-кунде
Умонастроение и способ омовения Нет среди ичарьев Гаудия вайшнавов ни одного, кто призывал бы не омываться в Радха-кунде. Следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, который Сам раскрыл местонахождение Радха-кунды и омылся в ней, все Его последователи поддерживают эту традицию. Шри Рагхунатха дас Госвами, «капитан Радха-кунды», подал пример всем будущим сад-хакам, омываясь в Радха-кунде трижды в день. Что же говорить о простых людях? Дас Госвами даже устроил пологие спуски к водам Радха-кунды и Шьяма-кунды, чтобы коровы, буйволы и другие животные тоже могли омыться в озере любви милостивой Радхи.
Перед тем как приблизиться к Радха-кунде, человек должен осознать Ее трансцендентную славу и положение. Получив благословение своего духовного учителя, необходимо сначала обойти Радха-кунду и Шьяма-кунду. К слову сказать, Шрила Рагхунатха дас Госвами всегда совершал дандаваты, обходя Радха-кунду. Исходя из своих средств, человек может поклоняться Радха-кунде, предлагая ей пуджу и арати так же, как Самой Шримати Радхарани. Благовония, светильник на масле гхи, цветы, сладости и злаки — все это можно предлагать. Слушайте о нектарной славе Радха-кунды, а затем предлагайте молитвы Шри Гуру и Гауранге, Радхе и Кришне и всем вайшнавам (см. Главу 9 «Молитвы»). Эту шлоку из «Враджа-виласа-ставы» можно петь в качестве пранамы Радха-кунде на мелодию «Шад-госвами-аштаки»: душтаршита-вадхе свайам самабхават, кришнангхри-падмад идам спхитам йан-макаранда-виштритир иба, риштакхйам шитам сарах сопанаих париранджитам прийатайа, шри-радхайа каритаих премналингад ива прийа-сара идам, тан нитйа нитйам бхадже «Когда был убит демон Ариштасура, от удара лотосной стопы Кришны возникло огромное озеро Аришта-кунда, наполненное нектаром и окруженное ступенями из драгоценных камней. Поскольку это Ее любимое озеро, Шри Радха всегда с любовью обнимает его. Я буду вечно поклоняться Радха-кунде» («Враджа-виласа-става»). В «Гаури-тантре» говорится: «Садхака, который повторяет восемь слогов Радха-мантры (шрим рам радхи-кайаи сваха), достигнет лотосных стоп Шримати Радхи-ки». Итак, можно повторять эту мантру, медитируя на вечные игры Радха-Мадхавы у Радха-кунды, затем предложить дандаваты и омыться в ней с величайшим смирением и преданностью. Медленно войдите в кунду и остановитесь, повернувшись лицом к Радха-кунде, если вы в Шьяма-кунде, или к самадхи Даса Госвами, если вы в Радха-кунде. Помолитесь про себя: «О Радха-кунда и Шьяма-кунда, пожалуйста, очистите мое сердце и наполните меня премой, чтобы я мог вечно служить Вашим лотосным стопам во Вриндаване». Затем трижды окунитесь с головой. Будьте внимательны: ступайте в воде осторожно и не побеспокойте живущих в кунде черепах Шри. После омовения в каждой кунде предложите дандаваты и попросите Радху-Мадхаву простить вам те оскорбления, которые вы волей-неволей совершили.
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 7. Омовение в Радха-кунде
Существует несколько мнений о количестве и порядке совершения омовений. Одни говорят, что нужно сначала омыться в Радха-кунде, потом — в Шьяма-кунде, а затем снова в Радха-кунде, потому что наша конечная цель — принять прибежище у лотосных стоп Шримати Радхарани. Другие утверждают, что достаточно одного только омовения в Радха-кунде, потому что ее воды смешиваются с водами Шьяма-кунды. Чтобы очиститься от греха убийства быка, го-хшпъи, Кришна созвал в Шьяма-кунду все священные реки итиртхи. Пользуясь очистительной силой вод Шьяма-кунды, многие преданные сначала омываются в ней, чтобы вымыть грехи из своего сердца. Затем, с чистым сердцем, они омываются в Радха-кунде, чтобы обрести дар премы. Радха и Кришна купались в обеих кундах. И Шримати Радхарани сказала, что дарует Кришна-прему всякому, кто омоется в Шьяма-кунде. Подобным же образом Кришна пообещал благословить PaAxa-прсмой любого, кто омоется в Радха-кунде. Когда Господь Чайтанья обнаружил их, Он сначала омылся в Радха-кунде, а затем в Шьяма-кунде. Главное — омыться в обеих кундах. Если у вас нет личных откровений по поводу омовения, мы предлагаем вам последовать примеру Господа Гауранги. Нижеприведенные высказывания разных преданных дают представление о том, каким должно быть умонастроение во время омовения в Радха-кунде: 1. «О Шримати Радхарани, мы падшие, деградировавшие и грешные негодяи. Наши тела — не говоря уже об умах — грязны и полны скверны. С одной стороны, мы не вправе осквернять Твое самое любимое озеро, исполненное премы, своими нечистыми телами и порочными умами. Но по- скольку мы столь падшие и заблудшие, то нуждаемся в Твоей милости. Будь милостива к нам, Шримати Радхарани. Пожалуйста, позволь нам омыться в Твоей кунде, очисти наши сердца и позволь нам служить Твоим лотосным стопам». 2. «О Шри Радха и Шри Шьяма, пожалуйста, очистите мое
3. «Мы совершаем омовение только для того, чтобы доста 4. «Я всегда думаю о милости Радхи, ибо Кришна сказал Рад 5. «В пятой шлокс «Радха-кундаштакам» Дас Госвами гово
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 7. Омовение в Радха-кунде
6. «О Шримати Радхарани, я предаюсь Тебе и прошу у Тебя 7. «Я совершаю омовение в Радха-кунде, чтобы обрести не шъяма-кунде радха-кунде снана кари' кабе джудаба парана «Когда же, омывшись в Щьяма-кунде и Радха-кунде, я достигну того уровня, когда смогу посвятить всю мою жизнь и душу служению Радха-Говинде?» («Прартхана»). Жизнь у Радха-кунды «Только по милости Рагхунатхи даса Госвами появилась возможность жить у Радха-кунды» («Бхакти-ратнакара»). «Некоторые великие души могут жить на берегу Шри Радха-кунды, любимого озера Шри Радхи, потому что в предыдущих жизнях они поклонялись прекрасным лотосным стопам Шри Гандхарвы и Ачьюты (Радхи и Кришны) с никогда не увядающей сладостью духовной любви в сердце. Эти возвышенные преданные — мои жизнь и душа» («Вра-джа-виласа-става»).
«...Несомненно, те, кто практикует преданное служение на берегах Радха-кунды, — самые удачливые люди во вселенной» («Шри Упадешамрита», 10). В своих комментариях к стихам 9-11 «Шри Упадеша-мриты» Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивает важность жизни у Радха-кунды: «Возвышенные преданные предпочитают жить у Радха-кунды, потому что здесь непрерывно проходят сокровенные любовные игры (рати-виласа) Радхи и Кришны. Кто же в таком случае оставит Радха-кунду и согласится жить где-то в другом месте? Ни один человек, чей разум поглощен трансцендентным, не пойдет на это. Таким образом, конечная цель каждого, кого интересует сознание Кришны,— принять прибежище Радха-кунды и посвятить всю свою жизнь преданному служению возле нее. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что Радха-кун-■да—самое важное место для тех, кто желает совершенствоваться в преданном служении в умонастроении сакхи и манджари Шримати Радхарани». «...Здесь также рекомендуется поселиться на берегу Радха-кунды, полностью погрузившись в любовное служение Господу. Нужно каждый •день совершать омовение в этом озере и отбросить все свои Материалистические воззрения, найдя прибежище у Шри Радхи, ее подруг и служанок гопи». «...Кто же откажется жить у Радха-кунды и в духовном теле, переполняемом экстатическими эмоциями преданности {апракрита-бхава), с любовью служить Божественной Чете, Шри Шри Радха-Говинде, которые поглощены Своей ашта-калийа лилой, Своими вечными ежедневными играми...?» («Шри Упадешамрита», 10). В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Если человек на протяжении всей жизни практикует
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 7. Омовение в Радха-кунде
преданное служение таким образом, то оставив тело, он вернется назад к Богу, чтобы служить Радхарани так же, как и в медитации во время жизни на берегу Радха-кунды. Отсюда следует, что жизнь на берегу Радха-кунды и ежедневное омовение в ее водах и есть высшее совершенство преданного служения». Конечно же, эти утверждения Шрилы Прабхупады не означают, что преданным всего мира следует бросить все и переселиться к Радха-кунде. Но они, вне всякого сомнения, указывают на то, что Радха-кунда — важнейшее из мест служения. Если по милости гуру и Гауранги преданный получает там служение, это означает, что он очень и очень удачлив. Ничто не происходит случайно. Возможность жить и выполнять служение у Радха-кунды — это дар Самой Радхарани и Ее представителя, Шри Гуру. «Шрила Рупа Госвами советует даже тем, кто не может постоянно жить на берегу Радха-кунды, хотя бы омыться в озере столько раз, сколько выпадет такая возможность. Это самый важный элемент практики преданного служения» («Нектар наставлений», 11, комм.). Итак, ачарьи дают наставления жить у Радха-кунды и омываться в ней. Если нет такой возможности, то нужно регулярно посещать кунду и омываться в ней «столько раз, сколько это возможно». Вот история, которая показывает, что, вероятно, вскоре многим преданным ИСККОН может быть предоставлена возможность жить и заниматься служением у Радха-кунды. Как-то раз один из учеников спросил Прабхупаду: «Шрила Прабхупада, возле Радха-кунды есть уменьшенные копии всех основных храмов Вриндавана. Можно и нам построить копию храма ИСККОН, Кришна-Баларам Мандир, на берегу Радха-кунды?» «Да, это хорошая мысль, — ответил Шрила Прабхупада — Вы можете сделать это когда угодно. Земля стоит недорого. Вы можете организовать ашрам.. И что вы там будете делать?» «Проповедовать!» — ответил ученик. «Нет, Радха-кунда не место для проповеди. Радха-кун-да — ЭТо место для наслаждения! — сказал Шрила Прабхупада. Помолчав немного, Шрила Прабхупада улыбнулся и добавил: — Это хорошая мысль». «Это озеро — мой вечный дом. Радха-кунда — все для друзей Радхи. Радха-кунда наполнена славой любви Радхи к Кришне. Кришна любит Радха-кунду так же, как и Саму Шримати Радхику. И я молю, чтобы подруга Лалиты, Радха, вечно наслаждалась играми у этого озера перед моим взором» («Ставали»). Шри Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джай! Глава 8. Парикрама по Радха-кунде Глава 8 ПАРИКРАМА ПО РАДХА-КУНДЕ Чтобы добраться до Радха-кунды, идите по дороге из Чатикары во Вриндаване до Т-образного перекрестка. Если свернете влево — выйдете к Манаси-Ганге и городку Го-вардхана, а если вправо — попадете прямо к Радха-кунде. В десяти минутах ходьбы от этого перекрестка по левую руку от вас должна быть больница. Если идти дальше, еще какое-то время спустя по левую сторону дороги вы увидите храм, над входом в который висит вывеска на английском, хинди и бенгали: «Th. Radha Gokulananda Temple» (Храм Тхакура Радха-Гокулананды). Здесь начинается наша парикрама по Радха-кунде. Священные места, расположенные вокруг Радха-кунды, перечислены в нижеприведенном списке, и каждый пункт сопровождается справочным материалом. 1. Тхакура Радха-Гокулананда Мандир В этом маленьком храме установлены пратибху мурпш Радха-Гокулананды. Изначальные Божества Шри Вишва-натхи Чакравартипады находятся во Вриндаване, в Радха-Гокулананда Мандире рядом с Радхараманджи. В семнадцатом веке, когда мусульмане напали на Врин-даван, многие из подлинных Божеств Шести Госвами были перенесены к Радха-кунде с целью Их сохранения. Затем Их перевезли в Камьявану и, наконец, в Кароли и в Джайпур в Раджастхане. На берегу Радха-кунды были построены уменьшенные копии больших храмов Вриндавана. В них были установлены пратибху мурпш (экспансии изначальных Божеств, неотличные от Них), чтобы прославить пребывание здесь Господа и продолжить поклонение Ему. По милости Господа живущие возле Радха-кунды могут посещать семь главных храмов Вриндавана, не покидая Радха-кунду. Радха-Мадана-мохана, Радха-Говинда, Радха-Гопинатха, Радха-Дамодара, Радха-Шьямасундара, Радхара-мана и Радха-Гокулананда — все Они здесь. Может показаться, что изначальные Божества Вриндавана покинули Враджа-дхаму, однако следует понимать, что Они вечно пребывают здесь. Они всегда играют здесь и даруют преданным Свой божественный даршан. Игры Господа непостижимы, и воля Его неоспорима. Никто не сможет остановить Господа, если Он пожелает покинуть Вринда-ван, как в случае с Гопала Раджей (Шри Натхаджи), ушедшим в Раджастхан. Влекомый чистой любовью преданных Раджастхана, Господь Гопала из тенистых рощ Враджи ушел в пустынные пески Раджастхана. Таким же образом возлюбленные Божества Шри Рупы Госвами, Радха-Говинда, ушли в Джайпур. Теперь на мангала арати Им ежедневно поклоняются десять тысяч преданных. Радха-Дамодара, возлюбленные Божества Шри Дживы Госвами, по Своему желанию ушли в Джайпур, где пробыли семьдесят лет. Затем Божества вернулись на короткое время во Вриндаван, прежде чем снова уйти в Джайпур, где Они и находятся последние двести пятьдесят лет.
I Сладостное прославление Радха- кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Мы обращаемся ко всем с просьбой о пожертвовании Преданные должны жертвовать ликшми на поддержание этого и всех остальных священных мест, которые мы посетим во время нашей парикрамы. В ведических шастрах утверждается, что, придя к садху (святому) или в храм Господа Шри Кришны, человек должен сделать пожертвование. Подношение может быть скромным и состоять из злаков, фруктов, сладостей или овощей, а может представлять собой и большие суммы денег. Пренебречь этим ведическим предписанием и не пожертвовать ничего означает совершить оскорбление. «Тот, кто обладает одними лишь книжными познаниями и не желает следовать предписаниям шастр, не может считаться добродетельным человеком» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.31, комм.). Один разгневанный пуджари-враджаваси так изложил мне свои мысли на этот счет: «Махарадж, западные преданные тратят около сорока тысяч рупий на одни только билеты, чтобы прилететь во Вриндаван из Америки или Европы, так ведь? Они тратят эти деньги, чтобы увидеть изначальные Божества Вриндавана: Говиндаджи, Дамодару, Радхараманаджи и других. Их главное занятие здесь — это получение даргиа-на, омовение в Ямуне и Радха-кунде и парикрама вокруг Гирираджа. Но можете ли Вы объяснить мне, Махарадж, почему западные преданные, преодолев столько препятствий для того, чтобы приехать сюда, получают даршан Тхакураджи (Божества Шри Кришны), выражают свое почтение — и просто уходят, не пожертвовав ни пайсы? Разве они приезжают не из богатейших стран мира? Что это с ними? Даже самый бедный индиец жертвует несколько рупий, получив даршан Тхакураджи». Во всех ведических предписаниях подчеркивается, что домохозяева должны раздавать милостыню, чтобы очистить нажитое богатство. В«Шримад-Бхагаватам»(1.13.31) говорится, что Махараджа Юдхиштхира был праведным царем и достойным подражания грихастхой. Он занимался благочестивой деятельностью, предписанной домохозяевам, ежедневно лично раздавая пожертвования в храмы, брахманам и так далее. Бали Махараджа был великим царем и грихастхой, который стал вечным спутником Верховного Господа, пожертвовав все, что у него было. В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит: йе йатха мам прападйанте — «Я одаряю тебя по твоей преданности Мне». Далее, в одиннадцатом стихе двенадцатой главы «Гиты», Кришна говорит: карма пхала тйагам — человек обретает умиротворение, отказываясь от плодов своей деятельности. Спокойствие ума необходимо для того, чтобы стать сознающим Кришну. «Милостыня, поданная в соответствии с предписаниями, без ожидания выгоды, в нужное время, в надлежащем месте и достойному человеку, является милостыней в гуне благости» («Бхагават-гита», 17.20). В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада говорит: «Духовное совершенство имеет важное значение. Вот почему давать пожертвования рекомендуется в местах паломничества (таких как, например, Вриндаван) или достойным брахманам, или в вайшнавские храмы». Помимо того, что благотворительность — это одна из шести брах-манических добродетелей, раздача пожертвований необходима для самоосознания. «Не занимаясь подвижничеством
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
и не жертвуя свои богатства, невозможно обрести милость Верховного Господа» («Шримад-Бхагаватам», 3.24.3, комм). В конце концов, мы должны отдать Кришне все, так почему бы не начать с нескольких рупий? Совершая пари-краму, надо отдавать приемлемые пожертвования в каждом храме. Пожалуйста, помните, что минимальная сумма, двадцать рупий, в Америке — всего лишь пятьдесят центов. Приезжие преданные обычно тратят сто-триста рупий в день на еду и питье, а на парикраме не хотят потратить и десяти рупий на служение Господу Кришне. У нас искаженная система ценностей, это очевидно. Мы без долгих раздумий щедро тратим деньги на нужды своего тела. Но, к сожалению, когда речь заходит о служении Кришне и очищении души, мы становимся скупцами. Мы смиренно просим всех преданных не скупиться и жертвовать в те храмы, которые они посещают. Давать пожертвования на Радха-кунде особенно благоприятно, потому что это самое важное место во всем духовном царстве Вриндавана. Шри Шри Тхакура Радха-Гокулананда ки джай! Шри Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джай! 2. Шри Кундешвара Махадева Мандир Идите дальше по дороге, ведущей к Радха-кунде, по правую руку от вас будут два магазина, торгующих сладостями. А по левую руку, на обочине дороги, прямо перед тем, как справа от вас покажется Радха-кунда, вы увидите маленький белый мраморный храм Кундешвары Махадевы (Господа Шивы). Внутри храма растет священное дерево пипул. Отсюда, с западного берега, Господь Шива защищает священное озеро Радхи от вторжения недостойных людей. Господь Шива, как оберегающее Божество, служит Божественной Чете повсюду во Враджа-мандале, охраняя наиболее сокровенные места Их игр, такие как Радха-кунда, Вамши-вата, Манаси Ганга и другие. Следующие цитаты из шасгпр помогут осознать положение Господа Шивы. «Господь Шри Кришна сказал: «Внемли Мне, о Шива, ты столь же дорог Мне, как и Мое тело. Тот, кто дорог тебе, Мне еще дороже. Я позволяю тебе жить во всех Моих обителях. Ты защищаешь и поддерживаешь все святые дха.иы. Тот, кто заявляет, что предан Мне, но пренебрегает тобой, всего лишь притворяется Моим преданным» («Сканда пурана»). «Господь Кришна сказал: «Как могут те, кто не выказывает почтения лучшему из Моих преданных, Господу Шиве, стать Моими преданными?» («Ади-вараха пурана»). «Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что никто не должен критиковать или принижать положение Его энергий, проявленных в формах полубогов и полубогинь. Выражая любовь и почтение к ним, человек укрепляет свою преданность Господу Кришне» («Чайтанья-бхагавата»). «Если человек относится к Господу Шиве с преданностью и почтением, сердце его сразу же очищается» («Шримад-Бхагаватам», 4.7.10, комм.). Преданный должен смиренно и почтительно просить у Шри Кундешвары Махадевы разрешения войти в пределы Радха-кунды. Мы должны искренне молить Господа Шиву дать нам возможность служить лотосным стопам Радха-Мадхавы на берегу Радха-кунды. Господа Шиву можно легко умилостивить, предложив ему цветы и воду из Шри Радха-кунды. Господь Шива вознес множество чудесных молитв во славу Радха-Шьямасундары. В «Урдхвамнайа Тантре»
Сладостное прославление Радха-кунды
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|