Описание, данное Шри Дживой Госвами 5 глава
12) вриндаванешвари кришна прийа мадана мохини шримати кришна-канта ча кришнананда-прадайани 108) према-прийа према-рупа премананда-тарангини према-хара према-датри према-шактимайи татха 109) кришна-премавати дханйа кришна-према-тарангини према-бхакти-прада према премананда-тарангини 110) према-крида-паританги према-бхакти-тарангини премартха-дайини сарва- гивета нитйа-тарангини Перевод: 12) Щри Радха — царица и повелительница Вриндавана. Радха очень дорога Кришне и пленяет трансцендентного Купидона (Кришну) Своей совершенной красотой. Радха — Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
108) Шри Радха — олицетворение премы, и Ее любовь — 109) Радха — воплощение удачи. Радха исполнена любви к НО) Каждая часть тела Радхи насыщена любовью. Радха — океан према-бхакти. Радхарани дарует сокровище премы.
Шри Кундешвара Махадева ки джап! Шри-Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джай! 3. Радха-Кришна Пурана Мандир Щри Радха-кунда будет справа от вас, когда вы выйдете из храма Махадевы. Предложите дандаваты и молитвы и остановитесь на пару минут, чтобы полюбоваться величественной трансцендентной красотой Радха-кунды и Шьяма-кунды. Пройдите еще метров шестьдесят по парикрама маргу, и вы увидите по правую сторону дороги каменное сооружение в виде арки. Им помечено место джхуланы Радха-Говинды (качания на качелях). Поднимитесь по небольшой аллее на пригорок, который находится слева от вас, до черноватого храма пирамидальной формы. Это старейший храм Радха-Кришны на Радха-кунде. Рагхунатха
4 Маханидхи Свами
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Два дерева, ним и баньян, сплелись во дворе храма В шастрах сказано, что люди должны поклоняться таким двум деревьям как Лакшми-Нараяне. Но здесь, на Радха-кунде, этим деревьям поклоняются как Радхе и Кришне (изначальным Лакшми-Нараяне), вечно обнимающим друг друга. «Повсюду во Вриндаване и на берегах Ямуны растут прекрасные деревья, подобные воплощениям Господа. Эти деревья калпа-врикша, исполняющие желания, могут даровать сокровище кремы. Они помогают человеку помнить о Господе, луне Враджи, которая мгновенно восходит в его сознании» («Враджа-рити-чинтамани»). Будем же молить эти исполняющие желания деревья, кланяясь им и посыпая голову пылью, чтобы они исполнили наше желание служить сокровенным играм Радхи и Кришны. Шри-Шри Радха-Кришна ки джай! 4. Шри Гопала Манипур Мандир Вернитесь на парикрама морг, сверните влево и пройдите еще пятьдесят метров. Дорога, которая пойдет влево от вас, — Говардхана парикрама морг. Сразу за этим перекрестком слева вы увидите красный каменный Гопала Манипур Мандир. Брахманы-враджаваси, которые служат пуджари Гопаладжи последние сорок лет, рассказали такую историю о Божестве:
«Господу Гопаладжи изначально поклонялись в Аоме одного враджаваси. Около ста лет назад Гопаладжи явился во сне царю Манипура Чурачанде Махарадже. Тхакураджи (Гопаладжи) велел царю построить для Себя храм возле Радха-кунды. Храм должен был располагаться таким образом, чтобы Гопаладжи мог смотреть на Радха-кунду и давать Свой милостивый даршан Сурьядеве. Царь нашел то самое место, откуда было видно, как первые лучи восходящего солнца скользят по глади Радха-кунды, и построил там храм, чтобы доставить удовольствие Господу. Если вы придете сюда на рассвете, то увидите, что первые лучи восходящего солнца падают прямо на прекрасный, подобный лотосу лик Гопаладжи, как того и хотел Господь. Божество Шри Джаганнатха Девы пришло вместе с Го-палом. Спустя какое-то время, здесь появились и Радха-Ви-нода (маленькие Божества Радха-Кришны). Позже какие-то преданные из Манипура забыли здесь Божества Радха-Кришны большего размера». В 1994 году, незадолго до начала месяца Карттика, Шрипад Сварупа Дамодара Свами из Манипура, вайшнав с самого рождения, принял управление Шри Гопала Манди-ром. Шрипад Бхакти Сварупа Дамодара Свами Махараджа— ученик нитья-лила Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджи Прабхупады, ачаръи-ос- нователя ИСККОН (Международного Общества сознания Кришны). Многие старшие брахманы и почтенные вайшнавы, живущие у Радха-кунды, отметили, что Радхарани, видимо, довольна тем, как Шрила Прабхупада проповедовал по всему миру юга-дхарму и Харинама санкиртану. Вот почему Шри Радха отвела ИСККОН такое особенное место у Своей любимой Радха-кунды. Шри Гопала Дева ки джай!
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
В белом здании напротив храма Гопаладжи — пратибху мурти Божеств Радха-Канты. Изначальные Божества Рад-ха-Канты были установлены Шри Вакрешварой Пандитом в Джаганнатха Пури рядом с Гамбхира Матхом. Справа от алтаря установлено также и мурти Шри Вакрешвары Пан-дита Госвами.
Говорят, что Вакрешвара Пандит принимает форму Тунгавидьи сакхи, чтобы служить Шри Радхе во Врадже. В апраката Радха-кунде (непроявленном духовном измерении) пространство вокруг этого храма называется кунджей Тунгавидьи, где Тунгавидья сакхи служит своим возлюбленным Радха-Канте. Однажды, по милости Вакрешвары, Девананда Пандит получил избавление от оскорбления, которое он нанес Шривасу Пандиту. Объясняя этот случай, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Кришна поселился в нем, поэтому Вакрешвара Пандит танцует. И место, благословленное пребыванием Вакрешвары Пандита, становится местом паломничества более священным, чем все священные места» («Чаитанйа-бхагавата»). Шри-Шри Радха-Канта ки джай! Шри Вакрешвара Пандит Госвами ки джай! 6. Радха-Кунджа Бихари Мандир Выйдя из Радха-Канта Мандира, поверните налево, пройдите метров десять и, свернув вправо, идите в сторону Говард-хана парикрама морга. Пройдите еще сто метров и вы увидите справа красный каменный храм. Божества Махапрабху и Радха-Кунджа Бихари были установлены в этом храме Гау-дия Матха Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати. Вот стихи из «Шри-Шри Кунджа Бихари аштакам» Шрилы Рупы Госвами: индра-нила-мани-манджула-варнах пхулла-нипа-кусуманчита-карнах кришналабхир акришораси хари сундаро джайати кунджа-бихари радхика-вадана-чандра-чакорах сарва-баллава-вадху-дхрити-чаурах чарчари-чатуратанчита-чари чаруто джайати кунджа-бихари «Вся слава Кунджа Бихари! Цвет Его лица зачаровывает, как темно-синие сапфиры. Уши Его украшены цветами кадамбы. На Его широкой груди — гирлянда из ягод гунджа. Вся слава Кунджа Бихари! Он — птица чакора, пьющая сияние луноподобного лика Радхики. Он — вор, похитивший покой жен пастухов. Он грациозно танцует ив такт бьет в ладоши». Рядом с храмом — пушпа самадхи Шрилы Гаураки-шоры даса Бабаджи. намо гаура-кишорайа сакшад-ваирагйа-муртайе випраламбха-расамбходе падамбуджайа те намах
«Я смиренно склоняюсь перед Шрилой Гауракишорой дасом Бабаджи Махараджей, олицетворенным отречением. Он всегда погрркен в чувства разлуки со Шри Кришной и глубочайшей любви к Нему». Сладостное прославление Радха- кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
котхай го према-майи / радхе радхе! радхе радхе го джайа / радхе радхе! декха дийа прана ракхо / радхе радхе! томар катал томай раке / радхе радхе! радхе вриндавана-виласини / радхе радхе! радхе кану-мано-мохини / радхе радхе! радхе ашта-сакхир широмани / радхе радхе! радхе вришабхану-нандини / радхе радхе! «О Радхе! Радхе! Где Ты? О Богиня экстатической любви! О Радхе! Радхе! Вся слава Тебе. О Радхе! Радхе! О Радхе! Радхе! Явись мне, чтобы поддержать во мне жизнь. Твой самый презренный, падший слуга взывает к Тебе. О Радхе! Радхе! О Радхе! Радхе! О прекрасная, наслаждающаяся Вриндава-ном. О Радхе! Радхе! О пленяющая ум Кану (Кришны). О Радхе! Радхе! О Радхе! Радхе! О прекраснейший драгоценный камень среди Своих восьми ближайших сакхи. О Радхе! Радхе! О обворожительная дочь Вришабхану Махараджа О Радхе! Радхе!» Шри-Шри Радха Кунджа Бихари ки джай! Шри Чашпанья Махапрабху ки джай! Шрипада Гауракишора Даса Бабаджи ки джай! 7. Мальяхари-кунда Выйдя из Радха-Кунджа Бихари Мандира, пройдите еще метров сорок по направлению к Говардхана парикрама моргу. За большим деревом, обнесенным низкой каменной оградой, которое будет справа от вас, сверните вправо — на дорогу, мощенную булыжником. Пройдите по ней, никуда не сворачивая, сто семьдесят пять метров. Вы войдете в маленькую деревню, молочную ферму, где вдоль дороги мирно пасутся коровы и буйволы. Остановитесь, когда дорога начнет уходить вправо. Слева от вас и будет Мальяхари-кунда. На северном берегу этой заброшенной кунды вы увидите колодец и, возможно, несколько коров и буйволов. Это место описано в пятой части «Бхакти-ратнакары»: «О Шриниваса, у Мальяхари-кунды проходили чудесные игры, связанные' с жемчужным ожерельем. Рагхунатха дас Госвами милостиво описал эти игры в своей книге «Шри Мукта Чарита». Вот краткое изложение «Истории с жемчугом», или мукта чариты: «Однажды в Двараке Сатьябхама сказала; «О мой Господь, подруга сказала мне, будто Ты вырастил несравненные жемчужины в саду во Вриндаване. Пожалуйста, расскажи мне эту удивительную историю». Когда Кришна вспомнил Враджу, Его переполнила экстатическая према, и Он стал рассказывать.
«Однажды гопи пришли к Мальяхари-кунде, чтобы отпраздновать Дивали месяца Карттика. Мой ручной попугай Вичакшана сказал Мне об этом, и Я тут же отправился к Мальяхари-кунде. Увидев, что Радхика и гопи нанизывают на нити жемчуг, чтобы сделать ожерелья, Я попросил у них несколько жемчужин, чтобы украсить Моих любимых коров, Харини и Хасини. Но они отказали Мне.
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Но в конце концов мама Яшода дала мне несколько жемчужин, и Я посадил их в саду возле Ямуны. Когда Я отправил Мадхумангалу попросить у гопи молока, чтобы полить Мои жемчужины, они просто посмеялись над ним. Тогда я попросил молока у Своей мамы и полил жемчужины. Через четыре дня появились тоненькие зеленые росточки. Топи смеялись надо Мной, говоря, что это побеги сорняков. Через несколько дней побеги выросли и стали ползучими растениями, источающими сладкий аромат. На удивление всем, на этих растениях стали появляться большие красивые жемчужины. Мы с Моими друзьями потешались над маленькими жемчужинами гопи. Топи очень понравились Мои жемчужины, но Я не дал им ни одной. И они поклялись вырастить жемчужный сад вдвое больше Моего. Топи собрали весь свой жемчуг и посадили его. Они не оставили ни одной жемчужины ни на своих телах, ни в домах. «Ну, теперь-то мы покажем Кришне», — думали гопи и щедро поливали свое жемчужное поле трижды в день молоком, гхи и маслом. Чандравали тоже засеяла поле, вдвое больше, чем у Радхики. Видя, что в садах гопи выросли одни только колючки, мы с друзьями смеялись над ними. Чтобы еще больше унизить гопи, Я надел на всех коров, буйволов, коз и овец Врад- жи изысканные украшения и ожерелья из жемчуга Даже каждой обезьяне, живущей во Вриндаване, досталось по жемчужному ожерелью! А сакхи не получили ни одной жемчужинки. Топи боялись, что родители накажут их, увидев, что в доме не осталось жемчуга. Они дали Чандрамукхи и Канча-налате много золота и послали их купить Мои жемчужины. Но Я отказал им, сказав, что каждая гопи должна прийти сама и поторговаться, чтобы купить Мой жемчуг. Тогда пришли все гопи, кроме Радхарани, которая спряталась неподалеку так, что могла все слышать. Все гопи хотели купить Мой жемчуг. Я дал Вишакхе маленькую жемчужину для Радхарани и сказал, что если Она не заплатит немедленно, то Я запру Ее в Своем саду. Тогда Субала, который выступал посредником, попросил Меня быть помягче и не заламывать цену. Субала открыл коробку с Моим жемчугом и показал его гопи. Тут мы стали спорить о цене жемчуга. Не достигнув соглашения, гопи ушли к Шри Радхике и все вместе отправились к Радха-кунде». И тогда Кришна с величайшей радостью Своими руками сделал ожерелья из лучших жемчужин. Он взял первое и положил его в золотую шкатулку, на крышке которой выгравировал имя Радхики. Точно так же Кришна приготовил и другие шкатулки, чтобы отправить каждой сакхи. В знак взаимности Радхарани послала Кришне орехи бетеля, душистые гирлянды и вкусные блюда, которые приготовила Сама. Счастливые гопи надели ожерелья и вернулись домой, и родители с радостью любовались их жемчужными украшениями. Мукта-чарита лила ки джай!
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Вернитесь на Говардхана парикрама марг, сверните вправо и идите до маленького перекрестка (около ста метров). Сверните вправо, придерживаясь Говардхана парикрама морга, и пройдите еще тридцать пять метров, пока не увидите слева озеро. Это Шива Кхари, или Шива Пушкарини. Прямо у дороги стоит храм Господа Шивы, известный как Рамешвара. Храм имеет форму куба высотой около полутора метров. Господь Шива поселился здесь, чтобы охранять Радха-кунду. Вот история о Господе Шиве из «Падма пура-ны», Вриндавана Махатмьи: «Однажды самка шакала остановилась у Шива Кхари, чтобы немного попить из кунды. Дети увидели шакалиху и прибежали с палками, чтобы побить ее. Спасаясь, она спряталась в лисьей норе, которая оказалась поблизости. Тогда дети, чтобы изловить шакалиху, разложили костер у входа в нору. В это время, по счастливому стечению обстоятельств, Шримати Радхарани шла с Радха-кунды вместе с гопи. Услышав горестный плач шакалихи, Она сказала: «Нельзя, чтобы кто-то был несчастен в месте, которое я очень люблю». И Радха отправила одну из гопи посмотреть, в чем дело. Когда гопи увидела, в какую беду попала шакалиха, она прогнала детей, а удачливую шакалиху принесла клотос-ным стопам Радхи. Шакалиха, плача, упала перед Царицей Вриндавана. Тогда Шримати Радхарани приласкала ее и благословила, даровав вечное служение». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур приводит такую молитву Шиве в «Учении Шри Чайтаньи»: «Единственное, о чем стоит просить в молитвах — это чтобы Криш- на все сильнее и сильнее привлекал наш ум. Нам не нужны ни богатство, ни последователи, и мы не жаждем избавления от страданий рождения и смерти. Когда мы рядом с Махадевой (Шивой), мы должны молиться I осподу Шиве: «Слава правителю царства Вриндавана, чей лоб украшен полумесяцем! Слава тому, кому поклоняются Санандана, Санатана и Нарада! О Господь, благослови меня неистощимой безграничной любовью к прекрасным, как лотосы, стопам возлюбленного Враджи». Мы не просим ни об исцелении от недуга, ни об освобождении. Но, обращаясь к Господу Шиве и Парвати, мы говорим: «Пожалуйста, благословите нас, чтобы наши умы были сосредоточены на Кришне». Тот, кто с верой омывается в прекрасной кунде Шива Кхари, может обрести самое сокровенное служение Шримати Радхарани. Давайте же, перед тем как вернуться к Радха-кунде, помолимся, посыпав голову пылью этого священного места, чтобы Господь Шива был милостив к нам. Шива Кхари ки джай! 9. Радха-Шьямасундара Мандир Теперь снова идите к храму Радха-Кунджа Бихари и Радха-кунде. Сверните влево, пройдите мимо храма Гопала и поверните налево на узкую тропинку. Когда вы пройдете по ней вглубь метров пять, слева от вас будет вход в Радха-Шьямасундара Мандир. Божества этого храма — экспансии Тех, что были установлены во Вриндаване Шри Шьяманандои Прабху. Кришнадас (прежнее имя Шьямананды) вставал до рассвета, чтобы подмести тропинки Сева Кунджи. Однажды
Сладостное прославление Радха- кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Лалита завязала Кришнадасу глаза и отвела его к Радхарани. Перед тем как прикрепить колокольчик на лодыжку Радхе, Кришнадас с почтением коснулся им своего лба. От этого прикосновения возникла новая тилака, по которой и по сей день можно отличить его последователей. Узнав об этом удивительном случае, Шри Джива Госвами дал Кришнадасу имя Шьямананда. Давайте же будем молиться Шьямананде Прабху, чтобы однажды он благословил нас, дав какое-нибудь смиренное служение, которое привлечет к нам внимание Шримати Радхарани. Шри-Шри Радха-Шъямасундара ки джай! Шрила Шьямананда Прабху ки джай! 10. Радха-Дамодара Мандир Выйдите из Радха-Шьямасундара Мандира, сверните влево и пройдите по тропинке еще тридцать метров. Через дверной проем слева от вас будет виден маленький красный храм Радха-Дамодары. Изначальные Божества Радха-Дамо-дары, установленные во Вриндаване Шри Дживой Госвами, сейчас пребывают в Джайпуре. Вот стих из знаменитой «Шри Дамодараштаки» Шри Сатьявраты Муни, прославляющий Господа Дамодару: намас те 'сту дампе спхурад дипти-дхамне ~i • намо радхикайаи твадийа прийайаи намо 'нанта-лилайа девайа тубхйам «О Господь Дамодара! Я склоняюсь перед чудесной веревкой, обвязавшей Твою талию, обитель ослепительного сияния. Я склоняюсь перед Твоим животом, прибежищем всей вселенной. Я склоняюсь перед Радхикои, Твоей возлюбленной. И, наконец, я склоняюсь перед Твоими бесчисленными трансцендентными играми». Шри Санатана Госвамипада объясняет сокровенное содержание этой стотры в своей «Диг-Даршана-Тике». Слова намо радхикайаи означают, что поклоны предлагаются возлюбленной Кришны — Бхагавати Шри Радхике. Это сделано, чтобы показать, что милость возлюбленной Кришны помогает достичь желаемого. Слово радхика указывает на качества и совершенство того, кто всегда занят поклонением Кришне, или ардха-ной, заботясь только о Его удовольствии. Слова твадийа прийайаих. означают, что Радха дорога не только Кришне, но и всем преданным Кришны. Слова намо 'нанта-лилайа девайа тубхйам означают «я склоняюсь перед Тобой, Шри Кришна, всегда увлеченным неисчислимыми играми (такими как раса-лила) со Шримати Радхикои во Враджа Гокуле». Шри-Шри Радха-Дамодара ки джай! Шри Джива Госвами ки джай!
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Вернитесь на Радха-кунда парикрама марг и сверните влево. Следующий храм справа от вас, за водопроводными кранами — Радха-Гопинатха Мандир. Эти Божества Радха-Гопинатхи были установлены около четырехсот лет назад после того, как Джахнава Деви получила даршан Господа Гопинатхи под деревом тамаха у Радха-кунды. В Гаура-лиле Джахнава Деви — божественная супруга Шри Нитьянанды Прабху. Во Враджа-лиле она служит Радхе-Шьямасундаре как Ананга Манджари, младшая сестра Радхи. По известной легенде, которой уже двести лет, когда Джахнава Деви принимала Его даршан, Гопинатха похитил ее и поставил слева от Себя. И Радха, чтобы выполнить желание Кришны, передвинулась и встала справа от Него. Но Гаудия ачаръи, шастры и историки объясняют это так. Посетив Вриндаван, Джахнава Деви увидела, что Божество Радхарани стоит рядом со значительно меньшим по размерам Гопинатхой. Вернувшись в Бенгалию, Джахнава велела стхапати, мастеру, изготовляющему Божества, изваять новое Божество Шримати Радхарани. Когда работа была выполнена, оказалось, что лицо Божества Радхи в точности похоже на лицо Джахнавы Деви. Это произошло по той причине, что стхапати, преданный последователь Ма Джахнавы, все время думал о ней, когда работал, и его мысли приняли форму Божества. Когда это Божество Радхарани прибыло во Вриндаван, Шри Джива Госвами провел абхишеку и установил Его рядом с Гопинатхой. С тех пор храмовые брахманы поклоняются этому Божеству как Радхарани, со всеми надлежащими мантрами. Шри-Шри Радха-Гопинатха ки джай! Шримати Ананга Манджари ки джай! Шримати Джахнава Деви ки джай! 12. Ма Джахнава Баитхака (место, где сидела Ма Джахнава) Получив даршан Радха-Гопинатхи, пройдите через храм прямо к Радха-кунде. Справа есть площадка, вдающаяся в Радха-кунду. Возле деревьев тамала и бакула стоит маленький храм, отмечающий место, где сидела Ма Джахнава. За храмом — ступеньки, ведущие к Джахнава Гхату, месту омовения Ма Джахнавы. После ухода Господа Нитьянанды, в 1582 году Ма Джахнава пришла во Вриндаван, чтобы обойти Враджа ман-далу и посетить Радха-кунду. В те четыре дня, что Ма Джахнава провела у Радха-кунды, она проявляла признаки экстатической Кришна-прелш. Она также была очень счастлива встретиться с Дасом Госвами и Кавираджем Госвами. «Во время приезда Шри Ищвари (Ма Джахнавы) во Вриндаван Шри Рагхунатха дас Госвами был охвачен столь сильной тоской разлуки со Шри Радхой, что не мог ходить. Шри Джива Госвами попросил Джахнаву Деви прийти к Радха-кунде и дать свой божественный даршан Дасу Госвами. Прославленная Ма Джахнава излучала золотое сияние более яркое, чем солнце. Когда Рагхунатха дас Госвами увидел, что она идет, он обезумел от экстатической любви. Он так плакал, что перестал ее видеть. Джахнава Деви не могла понять, что происходит в сердце Рагхунатхи даса. Слезы божественной любви текли из их глаз, как из колодезных источников. Рагхунатха дас не знал, что сказать, чтобы доставить
ПО
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Почему Джахнава Деви сидела именно на этом месте у Радха-кунды? Она сидела здесь, потому что в апраката лихе отсюда начинается хрустальный мост, ведущий в кунджу Ананги Манджари, похожую на остров, плавающий по Радха-кунде. Медитируя на свое служение и форму Ананги Манджари (в Кришна-лиле), Джахнава Деви получила дар-шан Господа Гопинатхи, играющего на Своей чарующей флейте, здесь, под деревом тамала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|