Описание, данное Шри Дживой Госвами 6 глава
«Однажды, сидя здесь, Джахнава Деви услышала звуки флейты, а затем увидела под этими деревьями Кришну, Рад-ху и всех сакхи» («Бхакти-ратнакара»). Вот пранама мантра Шри Ананге Манджари из «Паддхати» Шри Дхьяначандры Госвами: шри-радхика-прана- самам канийасим вшиакхика-ишкишта-саукхйа-сауштхабам лиламритеноччхалитанга-мадхурим ананга-пурвам пранамами манджарим «Я в величайшем смирении склоняюсь перед Шрима-ти Анангой Манджари, чье тело исполнено сладостного нектара любовных игр. Она научилась служению сакхи у Вишакхи Деви. Ананга Манджари неотлична от жизненной силы Шри Радхики, и она Ее младшая сестра». А это медитация на Шримати Радхарани из «Санат-ку-мара самхиты»: «Я медитирую на Шри Радхику, стоящую рядом с Кришной. На Радхе синие одежды, а цвет Ее тела напоминает расплавленное золото. Радхарани слегка прикрывает Свое прекрасное улыбающееся лотосное лицо краем одежды. Пребывающие в постоянном движении, глаза Радхи танцуют на Ее очаровательном лице, как птицы чакоры. Большим и указательным пальцами Радха предлагает там-булу устам Своего возлюбленного. Жемчужное ожерелье украшает прекрасную высокую грудь Радхи. Талия Радхики тонка, а широкие бедра украшены кин-кини-малой (ожерельем из маленьких мелодично позванивающих колокольчиков). Радха носит серьги с драгоценными камнями и браслеты. Золотые колокольчики сладкозвучно позванивают на прекрасных, как лотосы, стопах Радхи, а перстни украшают пальцы на Ее ногах. Шри Радха необычайно изящна Все части Ее трансцендентного тела неописуемо прекрасны. Радхика очень счастлива, умиротворена и цветуще юна Шри Радха — олицетворение любви к Кришне, и Она всегда стоит рядом с Ним, полностью погруженная в анан-да расу».
В «Ананга Манджари Сампутике» дается прекрасное описание Шри Ананги Манджари: «Ананга Манджари — младшая сестра Шримати Радхарани. Она живет в обители Купидона и дарует преданность. Подобно тому, как Шримати Радхарани ■— энергия (шакти) Господа Шри Кришны, Ананга Манджари — энергия Господа Баларамы, изначального духовного учителя. Тот, кто становится последователем Ананги Манджари, постигает все знание Вед и обретает любовь к Радхе и Кришне. Если вы жаждете милости Кишоры-Кишори (Радхи и Кришны), — телом, умом и речью с решимостью поклоняйтесь лотосным стопам Ананги Манджари. Такое поклонение возможно только по милости Шри Нитьянанды Прабху.
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Ма Джахнава бесконечно дорога Господу Нитьянанде. Одно трансцендентное тело стало двумя (Господом Нитьянан-дой и Джахнавой Деви), чтобы пролить милость на падшие души. Она, Ананга Манджари в Кришна-лилс, стала Джахнавой Деви. Она прекрасна, лицо ее сияет, как полная луна, а прекрасные, словно лотосы, глаза чарующе искрятся. Ма Джахнава, мать всей вселенной, всегда погружена в экстатическое блаженство. Из сострадания к обусловленным душам она явилась в этот мир вместе со Шри Нитьянандой Прабху. Моя дорогая Ма Джахнава, я самая ничтожная и глупая обусловленная душа. Пожалуйста, благослови меня, чтобы мой ум всегда был сосредоточен на твоих лотосных стопах. Я не могу даже на миг забыть твою безграничную славу. Как же мне описать ее? Пожалуйста, будь милостива ко мне. Пожалуйста, развей мои печали и исполни мое желание служить тебе. Ты обладаешь божественными качествами, и я предлагаю эту молитву твоим лотосным стопам. Даруй мне такое благословение, чтобы я никогда не забывал о тебе даже во сне, где бы я ни родился. Я хочу, чтобы мой ум всегда был погружен в медитацию на твои прекрасные, как лотосы, стопы. Пожалуйста, будь милостива ко мне. С соломинкой во рту, я громко прошу твоего благословения».
Шри Ананга Манджари ки джап! Тхакурани Шри Джахнава Деви ки джай! 13. Самадхи Рагхунатхи даса Госвами Идя берегом Радха-кунды от Джахнава Баитхаки, вы пройдете мимо нескольких маленьких самадхи. Сверните в последний вход слева от вас. Насладитесь нектаром святого имени. Для удовольствия Даса Госвами на протяжении последних двадцати лет здесь непрерывно воспевается Харе Кришна мантра. Конусообразное здание из серого мрамора — самадхи Шри Рагхунатхи даса Госвами. Предложите дандават и обойдите самадхи и группу киртана четыре раза За самадхи, у его основания, есть небольшой камень, который можно сдвинуть. Отодвиньте его в сторону и зачерпните сухим листом немного воды. Это чари-намрита с лотосных стоп самадхи мурти Рагхунатхи даса Госвами. Теперь почтите маха-прасад (пахту) Рагхунатхи даса Госвами, он находится в нише в стене за группой киртана. Предложите дандават и помолитесь Дасу Госвами, чтобы он даровал вам возможность навсегда остаться у Радха-кунды погруженным в любовное служение Радха-Гиридхари. В «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 16.60 — 61) Кришнадас Госвами говорит: бхакта-пада дхули ара бхакта-пада джала эй тина-сева хайте кришна према хайа пунах-пунах сарва шастре. пхукарийа кайа «Пыль с лотосных стоп преданных, вода, омывавшая стопы преданных, остатки пищи, которую вкушали преданные, — это три вещи, наделенные необычайным могуществом. Служа им, человек достигает высшей цели, экстатической любви к Кришне. Об этом ясно и неоднократно говорится во всех богооткровенных священных писаниях». Чтобы помочь падшим душам Кали-юги обрести божественное служение Шримати Радхарани, Дас Госвами сделал все три вещи доступными у своего самадхи: пыль с его лотосных стоп, чаринамриту, омывавшую его стопы, и
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
священные остатки его пищи — пахту. Давайте же служить этим трем трансцендентным драгоценным камням, исполняющим желания прикоснувшегося к ним, и таким образом развивать в себе экстатическую любовь к Радхе и Кришне.
Ежедневная бхаджана Шри Рагхунатхи даса Госвами включала в себя повторение шестидесяти четырех кругов джапы, манаси-ссву в духовной форме Рати Манджари, поклонение Говардхана шиле, трехкратное омовение в Радха-кунде, тысячу поклонов Кришне и две тысячи поклонов и объятий вайшнавам и девяносто минут отдыха Иногда на отдых совсем не оставалось времени. В одиннадцатом стихе «Манах-шикши» Рагхунатха дас объясняет, что человек должен ежедневно поклоняться Гири-Говардхану пятью нектарными способами: 1. Пуджа (поклонение по всем правилам, омовение, бхога, арати); 2. Киртана (воспевание имени Гиридхари); 3. Дхъяна (медитация на Гирираджа); 4. Шравана (слушание о Его славе и играх); 5. Наши (предложение поклонов Гирираджу); Рагхунатха дас Госвами никогда не ел ради чувственного наслаждения. Он вкушал минимальное количество пищи, необходимое для поддержания души в теле. После ухода Господа Чайтаньи Рагхунатха дас стал есть только фрукты и пить молоко. После ухода Санатаны Госвамипады Рагхунатха стал питаться только пахтой: он выпивал столько пахты, сколько умещалось в листе (около ста грамм) раз в день или два дня. Когда же и Рупа Госвами вошел в нитъя-лилу, Рагхунатха совсем перестал пить и есть. Он медленно сгорал в огне разлуки с Господом и Его любящими слугами. Враджа-васи плакали, видя, как он слабеет. В «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатха дас Госвами написал, что служение Шри Радхе — высшее достижение в духовном совершенстве. Испытывая непереносимые страдания и безысходность от разлуки с Радхарани, Дас Госвами написал: «Моя жизнь не имеет ценности. Я оставлю ее, если не обрету Твою милость. Жизнь у Радха-кунды и во Вриндава-не бессмысленны для меня. Даже Сам Кришна не нужен мне без Тебя, не говоря уже о Вриндаване. О Шримати Радхарани! Ты единственная цель моей жизни. Пожалуйста, будь милостива ко мне. Рыдая в великом горе, я обнимаю в своем сердце Твои лотосные стопы и умоляю позволить мне служить Тебе с любовью. Пусть «Вилапа-кусуманджали» доставит Тебе хоть немного удовольствия».
«Я молю служанок Шримати Радхики (таких как Рати Манджари), чьи шмели сердец вечно опьянены нектаром прекрасных, как лотосы, стоп Радхи и Кришны; они рыдают, и волосы на их телах встают дыбом от блаженства любви к Божественной Чете; они горько плачут, если что-то не дает им служить повелителю и повелительнице их жизни, — я молю их явиться моему взору» («Вриндавана-махи- мамрита»). «На берегу Радха-кунды есть прекрасная беседка из золота, жемчуга и драгоценных камней. Почитая все прочее неважным, Божественная Чета приходит сюда и наслаждается веселыми играми любви. Как два верховных советника трансцендентной любви, Радха и Кришна умащают Свое царство счастьем. Я вечно поклоняюсь этой прекрасной роще на берегу Радха-кунды» («Враджа-виласа-става»). Шри-Шри Гандхарвика-Гиридхари ки джай! Шрила Рагхунатха Даса Госвами ки джай!
Сладостное прославление Радха- кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
14. Шива Мандир Вернитесь на Радха-кунда парикрама марг, сверните вправо и пройдите метров пятнадцать. На возвышенности слева от марга вы увидите маленький красный каменный храм Господа Шивы. Махадева обитает там, защищая Радха-кун-ду с севера. Милосердие — качество, присущее всем вайшнавам. Они проявляют его, предоставляя обусловленным душам возможность служить Радхе и Кришне и развивать любовь к ним. Господь Шива — величайший вайшнав, и он очень милостив. Будем же молить милостивого Господа Шиву дать нам возможность выразить Радхе и Кришне нашу любовь. Рагхунатха дас Госвами прославляет Гопишвару (знаменитое Божество Господа Шивы во Вриндаване) во «Врад-жа-виласа-ставе>> вот в таком стихе: «Желая скорее обрести сокровище нежных объятий Кришны, многие прекрасные нежные гопи с преданностью поклонялись Господу Шиве. Я каждый день поклоняюсь Го-пишвара-тиртхе на берегу Ямуны, где гопи с радостью проводили свое богослужение». Шри Махадева ки джай! 15. Радхарамана Мандир Вход в Радхарамана Мандир — рядом с Шива Мандиром, описанным в предыдущем пункте, на возвышенности слева от вас. В 1879 году здесь были установлены Божества Шри Радхарамана и Шри-Шри Ревати-Баларамы. Изначальному Божеству Радхараманы, которое Само проявилось из шала-грама Гопалы Бхатты Госвами, и по сей день поклоняются во Вриндаване возле Нидхувана. Интересно заметить, что бхаджана кутир Гопалы Бхатты расположен прямо напротив этого храма, всего в ста метрах к югу, на другом берегу Радха-кунды. После ара-ти Радхарамане враджаваси обычно поют:
меро радха рамана гиридхари меро радха рамана гиридхари гиридхари шйама банавари гиридхари шйама банавари «Мой Господь — Радхарамана (возлюбленный Радхи) и Гиридхари (поднявший Холм Говардхана)! Цвет лица Гиридхари — черно-синий, и Он живет в лесу Вриндавана!» Шри-Шри Радхарамана ки джай! Шри Гири-Говардхана ки джай! 16. Площадка Раса Манд ала Прямо напротив Радхарамана Мандира — круглое цементное возвышение, называемое раса мандала. На самом деле это сцена на открытом воздухе. Она и множество подобных ей площадок были построены во Вриндаване Нараяна Бхат-той Госвами и его последователями. Нараяна Бхатта был брахманом из Южной Индии, искусным в кала кендрах (музыкальной драме, пении, танце и т. д.). Он писал драмы, прославляющие игры Радхи и Кришны. Строго воспитанные маАъчикм-враджаваси из брахманических семей исполняли роли Радхи, Кришны и гопи. На этих круглых площадках, или раса мандалах, шли представления раса хилы для удовольствия и очищения публики.
Сладостное прославление Радха- кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
К счастью, такие представления раса хилы проходят во Вриндаване до сих пор. Где бы мы ни увидели раса ман-далу, мы должны почтительно поклониться и вспомнить о блаженных, полных расы играх Божественной Четы, Радхи-Мадхавы. «Всякий, кто с верой слушает или описывает веселые игры Шри Кришны и юных гопи Вриндавана, обретет чистую преданность Господу. Таким образом он станет рассудительным и преодолеет вожделение, недуг сердца» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.39). шри-раса-мандала джайа, джайа радха-шйам джайа джайа раса-хила, сарва-манорама шйамакунда, радхакунда, гири-говардхан шри-говинда, гопинатха, мадана-мохан 17. Радха-Говинда Мандир Обойдите раса мандолу справа по тропе парикрамы, слева от вас покажется дверной проем. За ним — пратибху мурти изначальных Божеств Радха-Говиндаджи Шри Рупы Госвами, которые сейчас находятся в Джайпуре. Радха-Говиндаджи — сева мурти всех Гаудия вайшна-вов. Шри Шри Радха-Говиндаджи вдохновляют и просветляют всех искренних преданных на пути према-бхакти. Они милостиво принимают наши подношения и в ответ благословляют нас Своей любовью и милостью. Эти Божества Радха-Говинды на Радха-кунде изумительно красивы. Своим чарующим обликом и веселыми шутками Они похитили сердца всех кунда баси (живущих у Радха-кунды). «О Шри Говинда! Шри Радха — лучший драгоценный камень среди гопи Враджи. Прекрасные, подобные лотосам, стопы Радхи дороже Тебе, чем миллион сердец. О Господин полубогов! Я вновь и вновь молю Тебя: пусть Шримати Радхи-ка возьмет меня в служанки, слркение Ей исполнено неувядающей изумительной расы» («Радха раса-шудха-нидхи»). «Пусть пыль со стоп гопи станет единственным твоим смыслом существования. Пой: «Радха-Говинда!» Почувствуй, как освежающа и умиротворяюща жизнь во Врадже, и в своей вечной духовной форме просто воспевай: «Радха-Говинда!» («Гитавали», Тхакур Бхактивинода). Шри Шри Радха-Говинда Дева ки джай! 18. Джибья Мандир (язык Гирираджи) Выйдя из храма Говиндаджи, сразу же поверните налево. Дойдите до тихой кунджи и через нее пройдите к маленькому белому храму, в котором находится трансцендентный язык (джихва) Шри Гирираджа. Со смиренным умонастроением тихо отодвиньте цепь внизу двери и войдите в храм Гирираджа. Красноватая квадратная каменная шила, покоящаяся на плите из белого мрамора, — это язык Гирираджи. Чтобы воспрепятствовать использованию вод Радха-кунды в мирских целях, Рагхунатха дас Госвами велел вырыть колодец к востоку от Шьяма-кунды. Копая колодец, рабочие наткнулись на камень, из которого пошла кровь. Рагхунатха дас остановил работы и стал обдумывать этот удивительный случай. Той же ночью во сне Говардхан сказал ему, что Его язык поврежден. Господь велел вынуть язык из колодца и начать поклоняться ему надлежащим образом. В этом месте каждый может выразить почтение Гири-Го-вардхану и получить Его благословение. Просто предложите
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Ему немного воды из Радха-кунды, туласи манджари, душистые цветы и свое сердце. Затем обойдите вокруг Него семь раз, воспевая славу Гирираджи: «Джай Гири-Говардхана! Джай Гири-Говардхана! Джай Радха-Гиридхари! Джай Радха-Гиридхари! Радхе!» Говорится, что если время и обстоятельства не позволяют совершить полную Говардхана па-рикраму, то можно получить такое же благо, как и от полной парикрамы, обойдя семь раз любую Говардхана шилу. Шри Гирираджа Махараджа ки джай! 19. Самадхи трех Госвами Возвратитесь через внешний выход Радха-Говинда Мандира и сверните влево на маленькую аллею. Пройдя по ней до конца, вы войдете в самадхи мандир Трех Госвами. Все эти нитъя-сиддха преданные оставили мир в один и тот же день, но в разные годы: Рагхунатха дас Госвами (1583), Раг-хунатха Бхатта Госвами (1563) и Кришнадас Кавирадж Госвами (1588). Шри Джива Госвами велел кремировать их священные останки, чтобы над ними не надругались мусульмане. Затем он поместил их пепел здесь. Часть пепла тела Рагхунатхи даса Госвами была погребена на берегу Шри Радха-кунды. Часть священного пепла тела Рагхунатхи Бхатты также была захоронена в Месте Шестидесяти Четырех Самадхи, рядом с храмом Радхи-Говинды во Вринда-ване. Тремя маленькими квадратными мраморными плитами внутри мандира отмечены самадхи Рагхунатхи Бхатты (слева), Кришнадаса Кавираджи (в центре) и Рагхунатхи даса Госвами (справа). Испросив милости этих возвышенных душ, нужно четырежды обойти самадхи. Если есть время, можно спеть «Шад-Госвами-аштаку» начиная с девятого стиха. Служением Рагхунатхи Бхатты Госвами было повторение Харе Кришна мантры и чтение вслух «Бхагаватам». Все возвышенные вайшнавы Вриндавана, включая Шри Рупу и Санатану Госвами, наслаждались его Бхагавата катхой. Он пел шлоки на четыре разных мотива так же благозвучно, как кукушка. Когда Рагхунатха Бхатта читал «Бхагаватам», он орошал страницы слезами Кришна-премы. По велению Шри Чайтаньи Махапрабху Рагхунатха Бхатта Госвами на протяжении всей жизни оставался брах-мачари. Он был так поглощен Кришна катхой, что никогда не беседовал на мирские темы, не говоря уже о том, чтобы критиковать преданных. Рагхунатха был уверен, что каждое живое существо служит Господу в соответствии с уровнем своего осознания, и поэтому не следует обращать внимание на его недостатки. Рагхунатха Бхатта Госвами прожил во Врадже сорок пять лет. Его вечная форма вни-тья-лиле Радха-Говинды — Раса или Рага Манджари. Шри Рагхунатха дас Госвами ки джай! 20. Бхаджана-кутир Гопала Бхатты Госвами Выйдя из Самадхи Трех Госвами, сверните влево, пройдите десять метров по направлению к Радха-кунде и сверните вправо — к бхаджана кутиру Шри Гопалы Бхатты Госвами, обращенному к Радха-кунде. Придя во Вриндаван, Шри Гопала Бхатта Госвами стал поклоняться одиннадцати шалаграма шилам. Он никогда
Сладостное прославление Радха- кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
не жил на одном месте. Перенося шалаграмы в полотняной сумке, он бродил по Врадже, как Шри Рупа и Шри Са-натана Госвами. Как-то раз один богатый человек, желая послужить Гопала Бхатте, подарил ему роскошную одежду и украшения. Гопала Бхатта принял эти подарки и подумал: «Если бы у меня было Божество, я бы мог украсить Его всем этим». В тот вечер, предложив своим шалаграма шилам бхогу и арати, он уложил Их отдыхать в корзьиу. На следующее утро, вернувшись после омовения в Ямуне, он начал проводить шалаграма пуджу. Каково же было удивление Гопала Бхатты Госвами, когда он, придя разбудить Господа, увидел прекрасное Божество Кришны, играющего на флейте. Теперь у него было десять шил и это Божество. Охваченный духовным блаженством, он упал на землю и простерся в дандавате. Затем он стал возносить различные стуши и стотры (гимны и молитвы). Шри Рупа, Са-натана и многие другие преданные сбежались, услышав эту удивительную новость. Вся вселенная была очарована прекрасным обликом Господа. Не отрываясь, все смотрели на Господа, а их слезы текли и омывали Его. Божество Шри Радхарамана Девы явилось в день полнолуния Вашакха в 1542 году. Радхараманаджи — одно из немногих изначальных Божеств Госвами, никогда не покидавшее Вриндавана. Радхарамане Деве до сих пор с любовью и вниманием поклоняются в соответствии с высокими стандартами в Его храме возле Нидхувана во Вриндаване. Шри Радхарамана Дева — воистину прекрасная форма Господа. Лицо Его — ровного сияющего синего цвета шъям, грудь у Него широкая, руки длинные, талия тонкая, как у льва, бедра покатые и крепкие. Он обладает многими необычными чертами. Например, не только глаза и ногти на Его руках имеют форму лепестков лотоса, но даже и зубы. Тот, кто однажды увидит Его всепривлекающую форму, изогнутую в трех местах, останется навсегда пленен ею. На спине Радхараманы все еще можно разглядеть частички изначальной шалаграма шилы, из которой Он появился. На Голоке Вриндавана Гопала Бхатта •— возлюбленная служанка Шри Радхи, Гуна Манджари. Будем же помнить пленяющего ум Шри Радхарамана Деву и молиться о милости Шри Гопала Бхатты Госвами, медитируя на этот перевод шучака киртана Манохары даса. «Всякий раз, когда я вижу прекрасные лотосные стопы Шри Гопала Бхатты Прабху, глаза мои наполняются слезами. Человек высвобождается из круговорота рождений и смертей, слушая о твоих неисчислимых добродетелях. С тех пор как меня привлек твой луноподобный лик и уста, сияющие, словно восходящее солнце, меня больше не пронзают десять золотых стрел Купидона. Твои прекрасные зубы напоминают нить жемчуга. Твои радостные речи полны сладчайшего нектара. Твоя жизнь — это Шри Рупа и Санатана, Даса Рагху-натха, Бхатта Рагхунатха, Рагхава Пандит, Кавирадж Госвами и Локанатха Госвами. Радхараманаджи — твоя душа Ты преклоняешь перед Господом Чайтаньей свое тело, преисполненное любви. Подобно пчеле, ты привязан к Его нектарным лотосным стопам. Ты столь милостиво дал прибежище Шриниваса Ачарье (своему ученику). Все, что ты делаешь — это наслаждаешься расой, общаешься с чистыми преданными и вкушаешь божественное безумие гогш бхавы. Игры Радхараманы протекают через твой ум, подобно небесной Ганге. Ты сокровище расика вайшнавов. Ты наслаждаешься прсма расой, и экстатические эмоции
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
переполняют тебя. О океан спонтанной любви к Радхара-мане, ты — друг падших. Вся вселенная прославляет Тебя. Твоя божественная форма прекрасна и преисполнена милосердия. Твои неисчислимые трансцендентные добродетели ■— это образец и мерило критерий. О повелитель, дай мне хоть раз увидеть Твои прекрасные, как лотосы, стопы, средоточие всей сладости. После множества рождений я обрел редкостное счастье служить слугам Твоих вечных спутников. Из-за греховной кармы я впустую растрачивал свою жизнь, предаваясь чувственным наслаждениям. Я совершил множество оскорблений. Моя единственная надежда в том, что Ты, сокровищница милосердия, освободишь мою падшую душу. Я алчен и греховен. И хотя ум его непостоянен, этот Манохара дас взывает к тебе: «Пожалуйста, не пренебрегай мной!» Шри Шри Радхарамана Дева ки джай! Гопала Бхатта Госвами ки джай! 21. Бхаджана кутир Кришнадаса Кавираджа Вернитесь к Самадхи Трех Госвами, сверните влево, на аллею, по которой вы пришли, а затем вправо, на узенькую улочку. Последнее здание слева в конце улочки — бхаджана кутир Кришнадаса Кавираджа. Попросите уборщика, присматривающего за зданием, впустить вас. Господь Нитьянанда явился во сне Кришнадасу Кави-раджу и сказал: аре аре кришнадаса, на караха бхайа, вркндаване йаха танха, сарва лабхйа хайа — «О мой дорогой Кришнадас, ничего не бойся. Отправляйся во Вринда-ван, и там обретешь все» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 5.195). Кришнадас Кавирадж покинул свой край, Западную Бенгалию, и пришел во Вриндаван, где прожил много лет на берегу Шьяма-кунды. Здесь он написал «Шри Чайтанья-ча-ритамриту», «Говинда-лиламриту» и «Шаранга Рангаду». Нароттама дас Тхакур так прославляет его в «Прартхане»: «Кришнадас Кавирадж, написавший «Шри Чайтанья-чари-тамриту», — мудрейший из преданных. Его «Говинда-лила-мрита» заставляет плакать камни, но, увы, мой ум не привлекается ею». «Чайтанья-чаритамрита» — самая точная и достоверная философская биография Господа Чайтаньи. Каждая строчка пронизана бесконечным смирением, вдохновением и преданностью Махапрабху и Шри Нитьянанде Праб-ху. Кришнадас обладал удивительным даром говорить, не нанося оскорблений, даже если он порицал противников. Его личное смирение через стиль произведения невольно эхом отзывается в сердце каждого читателя «Шри Чайта-нья-чаритамриты». Кришнадас Кавирадж обладал глубочайшим знанием всех ведических писаний. Из его произведений становится ясно, что он в совершенств.е постиг шрути, смрити, ньяю, джьотир шастры и в совершенстве овладел кулинарным искусством. Хотя Кришнадас был эрудированным ученым, строгим аскетом и парамахамса расика байшнавом, он писал о себе так: «Я глух, нем и абсолютно безграмотен. Мой ум материалистичен, асам я более низок, нежели червь в навозе». Кавирадж Госвами (он наиболее известен под этим именем) был воплощением смирения — он обладал большим смирением, чем травинка, — и терпения — он был более терпелив, чем дерево. Кастури Манджари, одна из восьми самых любимых служанок Радхи, — такова манджари рупа Кавираджа
Сладостное прославление Радха-кунды Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Госвами. Давайте же склонимся здесь к его стопам с покорностью и будем молиться милостивому Кришнадасу Кави-радже Госвами. Пусть он благословит нас величайшим смирением, чтобы мы могли понять его произведения. Пусть по его милости мы когда-нибудь достигнем должного уровня, чтобы вечно служить блаженным играм Радха-Шьяма-сундары.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|