Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основные принципы деятельности средств массовой информации.

В Беларуси правовую основу деятельности средств массовой информации составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г «О средствах массовой информации» (далее - Закон), международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь.

Действие Закона распространяется на средства массовой информации, учреждаемые в Республике Беларусь, а также на иностранные средства массовой информации в части, касающейся их деятельности на территории Республики Беларусь.

Действие Закона, за исключением требований о государственной регистрации средств массовой информации, распространяется на информационные ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых осуществляется распространение продукции средства массовой информации.

Легальное понятие «средство массовой информации» дается в ст.1. Средство массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет. Массовая информация – предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством вещания теле- или радиопрограммы или в иной форме периодического распространения. Вещание теле- или радиопрограммы – распространение юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, или иностранной организацией теле- или радиопрограммы самостоятельно либо с использованием в установленном законодательством Республики Беларусь порядке сетей электросвязи оператора электросвязи.

Основными принципами деятельности средств массовой информации являются:

1. достоверность информации – средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности;

2. законность – информация не должна противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь;

3. равенство – средства массовой информации исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации;

4. уважение прав и свобод человека – средства массовой информации обеспечивают соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь;

5. многообразие мнений – средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе;

6. развитие национальной культуры – средства массовой информации содействуют распространению и популяризации национальных культурных ценностей;

7. защита нравственности – средства массовой информации не должны допускать распространения информации, посягающей на нормы общественной нравственности;

8. соблюдение норм профессиональной этики журналистов и общепринятых норм морали – журналисты средств массовой информации в своей деятельности должны неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики и общепринятые нормы морали.

Не допускается незаконное ограничение свободы массовой информации, которое выражается:

1. в осуществлении цензуры массовой информации – требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений в соответствии со статьями 18 и 26 настоящего Закона;

2. во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;

3. в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь;

4. в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;

5. в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

6. в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации.

 Массовая информация может распространяться в Республике Беларусь на государственных языках Республики Беларусь и на других языках. В средствах массовой информации не допускается использование нецензурных слов и выражений, под которыми понимают сегмент бранной лексики, включающий грубейшие бранные выражения.

Виды СМИ.

Вид средства массовой информациигазета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.

К сожалению, не все данные термины конкретизируются законодателем.

Видео-, кинохроникальная программа, радио-, телепрограмма – совокупность аудио-, аудиовизуальных информационных сообщений и (или) материалов (передач), радио-, телепередач, имеющих постоянное название и носящих периодический характер.

К основным видам СМИ относятся печатные и аудиовизуальные.

Печатные средства массовой информации. Под печатными средствами массовой информации понимают газету, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев.

В Республике Беларусь учредителями печатных изданий выступают Национальное собрание совместно с Советом Министров, Администрация Президента, Совет Министров, Конституционный Суд, министерства и ведомства, местные советы депутатов, местные советы депутатов совместно с исполкомами, местные советы депутатов совместно с исполкомами и редакциями газет, исполнительные комитеты, исполнительные комитеты совместно с редакциями газет, государственные предприятия, общественные объединения, научные учреждения и учебные заведения, предприятия и организации с негосударственной и смешанной формой собственности, редакции средств массовой информации, учреждения культуры, религиозные организации, граждане.

Для развития печатных средств массовой информации Республики Беларусь в стране проводится Национальный конкурс печатных средств массовой информации "Золотая Литера". Его проведение и организация регулируется Инструкцией Министерства информации Республики Беларусь. Учредителем конкурса выступает Министерство информации Республики Беларусь.

Аудиовизуальные СМИ. К ним относятся телевизионные и радиовещательные средства массовой информации. Радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма, распространяемая с использованием сетей электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

Телевизионное средство массовой информации – телепрограмма, распространяемая с использованием сетей электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

С целью оказания всемерного содействия развитию национального телевещания, формирования полноценного информационного пространства Республики Беларусь, повышения профессионального уровня журналистов, операторов, режиссеров и работников других профессий, занятых в производстве телепрограмм, Министерством информации совместно с Белтелерадиокомпанией, ЗАО "Второй национальный телеканал", ЗАО "Столичное телевидение" разработано и утверждено Положение о Национальном телевизионном конкурсе «Телевершина» (постановлением Министерства информации Республики Беларусь от 28 мая 2004 г. № 14).

Правовые основы взаимодействия средств массовой информации и государственных органов

Нормативная основа - Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации».

Руководители государственных органов и иных государственных организаций несут персональную ответственность за состояние работы со средствами массовой информации.

Организация этой работы в государственных органах и иных государственных организациях возлагается на пресс-секретаря или ответственного за работу со средствами массовой информации руководителя структурного подразделения, определяемого руководителем государственного органа.

Основными задачами лица, ответственного за работу со средствами массовой информации, являются:

1) обеспечение взаимодействия государственного органа со СМИ;

2) предоставление средствам массовой информации официальных сведений о деятельности государственного органа, за исключением относящихся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;

3) подготовка и проведение информационных мероприятий по формированию положительного имиджа государственного органа;

4) организация освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию государственного органа;

5) оперативное реагирование на события в мировом и (или) национальном информационных пространствах, относящиеся к деятельности государственного органа) и др.

Предоставление средствам массовой информации официальных сведений о деятельности государственного органа осуществляется руководителем государственного органа, его заместителями, а также по согласованию с руководителем государственного органа лицом, ответственным за работу со средствами массовой информации, если иной порядок предоставления таких сведений средствам массовой информации не установлен данным руководителем).

Государственные средства массовой информации Республики Беларусь уведомляют организации об опубликованных в соответствующих периодических изданиях либо прозвучавших в программах теле- и радиоканалов материалах, содержащих сведения о невыполнении или ненадлежащем выполнении должностными лицами и работниками этих организаций Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, решений Совета Министров Республики Беларусь, а также информируют об этом Комитет государственного контроля и Генеральную прокуратуру (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г. № 630 «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации»).

 Руководители государственных органов и иных организаций обязаны обеспечивать рассмотрение опубликованных в периодических изданиях, учредителями которых являются республиканские и местные государственные органы, либо прозвучавших в программах теле- и радиоканалов критических материалов в свой адрес или в адрес подчиненных работников и в пределах компетенции принимать меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Для совместной координационной работы средств массовой информации и государственных органов в Республике Беларусь был создан общественный координационный совет в сфере массовой информации. Он является общественным консультационным и координационным органом и создается в целях реализации и защиты конституционных прав граждан на свободу получения и распространения информации (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 1625 «О создании общественного координационного совета в сфере массовой информации»).

Общественный совет формируется из представителей государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации и иных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере массовой информации.

Основными задачами общественного совета являются:

1) координация взаимодействия органов государственного управления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере массовой информации;

2) обеспечение правильного применения законодательства в сфере массовой информации;

3) рассмотрение спорных вопросов, возникающих при применении законодательства в сфере массовой информации.

В соответствии с возложенными на него задачами общественный совет имеет право:

- давать оценку о наличии (отсутствии) в продукции вышедших в свет средств массовой информации нарушений требований Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»;

- давать разъяснения по вопросам, возникающим в процессе выпуска средств массовой информации;

- вносить предложения в Министерство информации о совершенствовании законодательства о средствах массовой информации;

- запрашивать у государственных органов, общественных объединений, иных организаций необходимые документы, касающиеся выносимых на рассмотрение общественного совета вопросов;

- приглашать на заседания общественного совета руководителей юридических лиц, на которые возложены функции редакции средства массовой информации, учредителей средств массовой информации, журналистов средств массовой информации и заслушивать их сообщения по вопросам, входящим в компетенцию этого совета.

 Общественный совет рассматривает запросы государственных органов, общественных объединений, иных организаций, связанные с применением законодательства о средствах массовой информации.

Заседания общественного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...