Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Электронный документ, электронный документооборот, электронная цифровая подпись.

Как правило, законодательство связывает момент обретения документом юридической силы с подписанием документа должностным лицом в порядке, установленном законодательство. Указанная подпись может быть, как графической (собственноручной), так и электронной.

Специфика применения электронной цифровой подписи в электронных документах получила закрепление в Законе Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», установившем правила, соблюдение которых влечет признание равнозначности электронной подписи собственноручной. Применение электронной цифровой подписи становится легальным, если оно обусловлено наличием соответствующего программного обеспечения и существованием специально создаваемых систем сертификации и выдачи кодов (ключей). Для этих целей законом установлен ряд базовых понятий, которые положены в основу функционирования всей системы использования электронной цифровой подписи.

Электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.

Электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.

Средство электронной цифровой подписи – программное, программно-техническое или техническое средство, с помощью которого реализуются одна или несколько из следующих функций: выработка электронной цифровой подписи, проверка электронной цифровой подписи, выработка личного ключа или открытого ключа

Личный ключ электронной цифровой подписи (далее – личный ключ) – последовательность символов, принадлежащая определенным организации или физическому лицу и используемая при выработке электронной цифровой подписи.

Открытый ключ – последовательность символов, соответствующая определенному личному ключу, доступная для всех заинтересованных организаций или физических лиц и применяемая при проверке электронной цифровой подписи.

Карточка открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее – карточка открытого ключа) – документ на бумажном носителе, содержащий значение открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее – открытый ключ), информацию, подтверждающую его принадлежность определенным организации или гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю (далее – физическое лицо), а также содержащий иную информацию, предусмотренную настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Сертификат открытого ключа – электронный документ, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию, подтверждающую принадлежность указанного в нем открытого ключа определенным организации или физическому лицу, и иную информацию, предусмотренную настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Отзыв открытого ключа – процедура, заключающаяся в досрочном прекращении действия открытого ключа.

Организация, оказывающая услуги по распространению открытых ключей (далее – поставщик услуг), – организация, выполняющая одну или несколько из следующих функций: достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу, издание, распространение, хранение сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей.

Обобщенная схема использования электронной цифровой подписи заключается в следующем. Отправитель электронного документа создает с применением известного только ему личного ключа (кода) свою электронную подпись, т.е. специальную программу кодирования и направляет электронный документ с реквизитом в виде этой программы по электронной почте адресату. Лицо (лица), которому адресован данный документ с электронной цифровой подписью, имеет возможность прочесть электронный документ и подтвердить правильность электронной подписи с помощью открытого ключа цифровой подписи. При этом получатель электронного документа лишен возможности воздействовать на содержательную сторону последнего путем внесения в него поправок, изменений и т.п.

Электронные документы могут применяться во всех сферах деятельности, где используются программные, программно-технические и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде.

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

1) создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью программных, программно-технических и технических средств;

2) иметь определенную структуру;

3) быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Электронный документ состоит из двух неотъемлемых частейобщей и особенной. Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа. Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей, а также может содержать дополнительные данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи (электронных цифровых подписей) и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления. Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе информации. Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Копия электронного документа создается путем удостоверения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Копия электронного документа должна содержать указание на то, что она является копией соответствующего электронного документа.

Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется:

- нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия;

- организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Ведомственное хранение и последующая передача на постоянное хранение электронных документов осуществляются в течение сроков и в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь об архивном деле. При приеме электронных документов на ведомственное и постоянное хранение должна устанавливаться их подлинность. При ведомственном и постоянном хранении электронных документов должна быть обеспечена их целостность.

Информация, составляющая содержание хранимых электронных документов, выдается по запросам организаций или физических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

В случае если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и (или) государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

Электронная цифровая подпись предназначена для:

- удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;

- подтверждения целостности и подлинности электронного документа.

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ.

Подтверждение целостности и подлинности электронного документа осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.

Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа.

Совокупность процедур, методов, программных, программно-технических и технических средств, относящихся к практическому применению электронной цифровой подписи, образует технологию электронной цифровой подписи. Требования к технологии электронной цифровой подписи устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Владельцем личного ключа являются организация или физическое лицо, осуществившие выработку личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владелец личного ключа обязан:

- хранить в тайне личный ключ;

- обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения);

- не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек;

- отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена.

В случае неисполнения владельцем личного ключа указанных обязанностей на него возлагается возмещение причиненного вследствие этого вреда.

Открытый ключ вырабатывается на базе личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владельцем открытого ключа являются организация или физическое лицо, являющиеся владельцем личного ключа, на базе которого выработан этот открытый ключ.

Принадлежность открытого ключа владельцу личного ключа удостоверяется путем постановки на карточке открытого ключа собственноручной подписи представителя и оттиска печати владельца личного ключа, являющегося организацией, или собственноручной подписи владельца личного ключа, являющегося физическим лицом.

Сертификат открытого ключа подписывается электронной цифровой подписью поставщика услуг, издавшего этот сертификат открытого ключа.

Карточка открытого ключа и сертификат открытого ключа должны содержать:

- значение открытого ключа;

- информацию, однозначно идентифицирующую организацию или физическое лицо, являющиеся владельцем открытого ключа;

- информацию о сроке действия открытого ключа.

В карточке открытого ключа и сертификате открытого ключа может содержаться и иная информация.

Форматы карточки открытого ключа и сертификата открытого ключа устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Пользователем открытого ключа являются организация или физическое лицо, которым владельцем открытого ключа или уполномоченным им лицом предоставляется открытый ключ для проверки электронной цифровой подписи.

Распространение открытого ключа осуществляется в целях обеспечения получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами открытого ключа, который требуется для проверки электронной цифровой подписи.

Открытый ключ распространяется владельцем личного ключа или уполномоченным им лицом.

Распространение открытого ключа должно осуществляться способом, обеспечивающим возможность доказательства принадлежности открытого ключа его владельцу.

Оказание услуг по распространению открытых ключей осуществляется организациями, в том числе поставщиками услуг, и индивидуальными предпринимателями на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Владелец открытого ключа имеет право отозвать открытый ключ. Владелец открытого ключа должен осуществить отзыв открытого ключа способом, позволяющим пользователям этого открытого ключа получить информацию об его отзыве.

Государственная система управления открытыми ключами предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней поставщиков услуг.

Основными функциями Государственной системы управления открытыми ключами являются:

- регистрация владельцев личных ключей;

- издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей;

- создание и сопровождение баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;

- внесение сертификатов открытых ключей в базу данных действующих сертификатов открытых ключей;

- обеспечение доступности баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;

- отзыв сертификатов открытых ключей;

- достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенной организации или физическому лицу;

- хранение карточек открытых ключей.

Порядок функционирования Государственной системы управления открытыми ключами определяется положением о ней, утверждаемым совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Аккредитацию поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами и контроль за соблюдением условий аккредитации осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

Условия аккредитации поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами, порядок проведения аккредитации и осуществления контроля за соблюдением ее условий устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь обеспечивает взаимодействие Государственной системы управления открытыми ключами с поставщиками услуг иностранных государств.

Иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, признается на территории Республики Беларусь в случаях и порядке, определенных международным договором Республики Беларусь, предусматривающим взаимное признание сертификатов открытых ключей или другой способ придания юридической силы иностранным электронным документам.

Сертификат открытого ключа, изданный поставщиком услуг иностранного государства, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами, признается на территории Республики Беларусь.

Таким образом, электронная цифровая подпись позволяет идентифицировать, то есть однозначно определить того, кто подписал документ, и это ее первое назначение. Второе: она защищает документ, который подписан, от каких-либо изменений.

У человека имеется пара криптографических ключей. Один нужен для того, чтобы подписывать документы. Пользователь хранит этот ключ в тайне, никому его не передает и подписывает документы, конечно же, только сам. Второй ключ - открытый и доступен всем, с его помощью можно убедиться, кто подписал документ. Но в конечном итоге, электронная цифровая подпись - это результат вычислений, выполненных по некой математической формуле.

Первый закон об электронном документе появился в Беларуси в 2000 году. Однако это явление еще не стало массовым. Ведь использование электронной цифровой подписи не является обязательным, как и использование электронного документа. Закон говорит лишь о том, что это возможно. Поэтому сначала электронная цифровая подпись будет внедряться там, где уже поняли, что обмен электронными документами дешевле и эффективнее. Уже сегодня у граждан Беларуси есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде, оформлять через белорусскую таможню грузы с подачей тех же электронных деклараций, в межбанковской системе платежи осуществляются в электронном виде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...