Цель:определить умение подбирать слова противоположные и близкие по значению.
Методика: спросить у ребенка: у кролика хвост короткий, а у собаки …; корова спит ночью, а гуляет …; собака большая,
а щенок …; и т. д.
Кошка добрая… А как еще можно по другому сказать о ней?
Задание 2.
Цель:определить умение понимать и употреблять обобщающие слова(«одежда», «мебель», «овощи», «посуда»).
Методика: предложить ребенку картинки с изображением овощей, фруктов, а затем посуды.
- Выбери, что тебе нужно для приготовления компота.
- Назови, что это?
- Как можно назвать это одним словом?
- Выбери, что тебе нужно для приготовления супа.
- Назови, что это?
- Как можно назвать это одним словом?
Показывать ребенку картинки с изображением посуды (или кухонной, или столовой, или чайной).
- Назови, что это?
- Как можно назвать все эти предметы одним словом?
Задание 3.
Цель:умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предмета.
Методика: предложить картинку с любым животным (корова, коза).
- Кто это? (корова, коза)
- Какая корова (или коза, или др.)?
- Что может делать корова (или коза, или др.)?
- На что похожи глаза у коровы? (они темные, блестящие, как угольки, бусинки…).
- Для чего люди держат корову?
Задание 4.
Цель:определить умение понимать разные значения многозначных слов.
Методика: иголки бывают у ежика. А еще какие бывают иголки? (швейные- которыми шьют; медицинские- которыми ставят уколы; у елки).
Высокий уровень - ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, определяет свойства и качества предмета, доступные к восприятию и обследованию.
Средний уровень. Ребенок имеет достаточный словарь, пользуется обобщающими словами и понятиями, допускает ошибки, но сам исправляется с небольшой помощью взрослого
Низкий уровень - Ребенок имеет бедный словарный запас
Звуковая культура речи
Задание 1.
Цель: определить умение правильно произносить звуки родного языка.
Методика: предложить различные картинки из лото. Назови, что это?
Задание 2.
Цель: определить умение находить слова, сходные и различные по звучанию.
Методика: предложить ребенку поиграть в игру. Послушай слово мишка. К нему можно подобрать слова, которые звучат похоже: мишка- шишка. А теперь попробуй подобрать еще слова(малышка, пышка, мышка, глупышка, зайчишка), и к слову лягушка(квакушка, пушка, мушка, хлопушка, подушка, ватрушка).
Показать сюжетную картинку с животными.
- Кто это?
- Какой…?
- Как еще можно сказать?
(Дети подбирают разные определения).
Задание 3.
Цель: определить умение правильно пользоваться умеренным темпом
речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Методика: Послушайте маленький стишок про лягушку: не найдуя ушки у нашей лягушки. Скажите это стихотворение
тихо-тихо. Теперь погромче. Скажите медленно… Быстро
Высокий уровень - Ребенок определяет самостоятельно место звука в начале слова. Придумывает слова на заданный звук. Осмысленно относится к собственному произношению и старается работать над этим.
Средний уровень -испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Не всегда верно определяет звук, с помощью взрослого придумывает слова на заданный звук.
Низкий уровень -Допускает ошибки
в звукопроизношении, самостоятельно
не может выделить звук.
Грамматический
строй речи
Задание 1.
Цель: определить умение образовывать существительные родительного падежа, мн. числа.
Методика: провести игру «Кого не стало» (картинки с изображением животных или их детенышей во мн. числе, или игрушки).
Задание 2.
Цель: определить умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши…).
Методика: воспитатель предлагает ребенку попросить Петрушку выполнить какие-то команды, но при этом нельзя забывать волшебное слово «пожалуйста».
Задание 3.
Цель: определить умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик).
Методика: предложить детям картинки с изображением животных.
- Кошка какая? А кот?
- Петух какой? А курица?
Задание 4.
Цель: определить умение употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около).
Методика: провести дидактическую игру «Куда спрятался щенок».
Высокий уровень -речь достаточно чистая, грамматически правильная, выразительная; самостоятельно справляется и правильно образует уменьшительно- ласкательную форму существительного.
Средний уровень -грамматические
ошибки редкие, речь чистая,
правильная, допускает ошибки при
словообразовании
Низкий уровень -Допускает отдельные грамматические ошибки и речь недостаточно выразительная. Самостоятельно не умеет образовывать слова
Связная речь
Для определения умения составлять монологи, детям предлагаются задания в соответствии с критериями таблицы
Высокий уровень -Владеет умением отвечать на вопросы, используя все части речи, самостоятельно составляет описательный рассказ по картинке и игрушке, способен составить повествовательный рассказ из нескольких предложений (5-6)
Средний уровень -Владеет умением отвечать на вопросы, но предложения простые или односложные, преобладают существительные и глаголы. С помощью взрослого составляет описательные и повествовательные рассказы из нескольких предложений.
Низкий уровень – На вопросы
отвечает не четко, ответы односложны.
Без наводящих вопросов не может составить
рассказы.
Диагностическая таблица речевого развития детей от 4 до 5 лет в рамках образовательной области «Коммуникация»