В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую связан с лексическими темами, рассматриваемыми в других разделах программы. Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям, по возможности, следует читать каждый день (и новые, и уже им знакомые произведения).
У детей 5-го года жизни продолжают развивать интерес к художественной литературе. Учат внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствуют формированию эмоционального отношениях литературным произведениям. Побуждают рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогают детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжают объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжают воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывают отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учат вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогают выразительно, естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжают знакомить с книгами. Обращают внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Рассказывают детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.
Общее количество занятий в год – 18 занятий, 1 раз в две недели (чередуется с занятием по развитию речи), продолжительностью до 20 минут.
· Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы стихотворения.
· Помогать детям, используя разные приемы и педaгогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
· Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
· Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Дата
(месяц)
| Недели
| Лексичес
кая тема
| Тема занятия
| Программное содержание
| | |
Совместная деятельность
| Примечание
| |
Сентябрь
|
|
| Лето Диагностика
| Диагностика проводится по решаемым задачам. Методика прилагается
|
|
| |
|
| |
| Детский сад.
| Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
| Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.
|
| О.С. Ушакова, Н.В.Гавриш Знакомим дошкольников с литературой с. 55
| |
| Хлеб.
| Чтение стихотворнеий об осени Г.Новицкая «Летний сад»
| Учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
|
| О.С. Ушакова, Н.В.Гавриш Знакомим дошкольников с литературой с. 56
| |
Октябрь
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Сад -огород
| Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди»
| Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
|
| Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой с. 58
| |
| Животные Севера, тундры
| Заучивание стихотворений Г.Новицкой «Тишина»
| Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.59
| |
Ноябрь
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Поздняя осень. Одежда, ее классификация
| С.Маршак «Вот какой рассеянный»
| Развивать наблюдательность, слуховое восприятие поэтического слова, понимать осмысленно сюжет и содержание стихотворений. Формировать слуховое внимание, чувство юмора и побуждать детей понимать смысл веселых стихов. Воспринимать эмоционально жизненные противоречия, несоответствие норме, привычке, ожиданию, отраженные в художественной форме. Воспитывать любовь к чтению литературы и желание ее слушать.
|
| Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада. С.371
| |
| Мой организм
Человек
| Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат»
| Деть представление о жанре рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр. 62
| |
Декабрь
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Мебель
В гостях у елочки.
| Чтение веселых стихотворений
| Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.63
| |
| Новый год.
Неделя пожарной без-ти
| Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»
| Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.66
| |
Январь
| 1,2
| К а н и к у л ы
|
|
|
|
| |
| Русские народные традиции
Рождество
| Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на елке»
| Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.71
| |
| Зимующие птицы
| Рассказывание русской народной сказки «Зимовье»
| Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.69
| |
Февраль
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Зимушка-зима
| Чтение стихотворений о зиме
| Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, развивать образность речи детей.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.67
| |
| Защитники Отечества
Военные профессии
| Ознакомление с малыми фольклорными формами
| Учить детей понимать содержание и значение пословицы, связывать ее значение с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры «Панас».
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.70
| |
Март
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Мамы разные нужны, мамы всякие важны.
| Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка»
| Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.72
| |
| Наша родина- Россия. Столица – Москва
Профессии
| Чтение стихотворений о весне. Заучивание
Г. Ладонщикова «Весна»
| Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.73
| |
А прель
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Космос.
Посуда
| Чтение К.И. Чуковский «Федорино горе»
| Развивать наблюдательность, слуховое восприятие поэтического слова, понимать осмысленно сюжет и содержание стихотворений. Формировать слуховое внимание, чувство юмора и побуждать детей понимать смысл веселых стихов. Воспитывать любовь к чтению литературы и желание ее слушать
|
| Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада. С.22
| |
| Мой дом. Город
| Чтение стихотворений В.Козлова, Л.Такташевой
| Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.
|
|
| |
Май
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Человек
| Чтение веселых стихотворений
| Продолжать учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально-оценочную лексику.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.76
| |
| Насекомые
| Заучивание стихотворения Е.Благининой «Черемуха»
| Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.
|
| О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.78
| |