· Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
· С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг. Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
· С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
. Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?» «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?».
Способы проверки знаний, умений, навыков
Методы: чтение произведения, беседа по прочитанному тексту; заучивание стихотворения
Диагностика дошкольников детей от 4 до 5 лет по разделу «Чтение художественной литературы»
Высказывает желание послушать определенное литературное произведение
С интересом рассматривает иллюстрированные издания детских книг
Называет любимую сказку, понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Может высказаться по поводу услышанного произведения
Узнает иллюстрации Е.Чарушина, Васнецова, Рачева
ИТОГ
Критерии оценивания:
0 – нет знаний;
1 – частичные;
2 - достаточные;
3 – полные, наиболее самостоятельно справляется с заданиями в рамках своего возраста
Список литературы:
1. О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой
2. Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада
Образовательная область «Художественное творчество»
Пояснительная записка
Содержание данной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
развитие детского творчества,
приобщение к изобразительному искусству.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Настоящая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т.С.Комаровой, В. В. Гербовой с учетом обновления содержания по парциальным программам. Для успешного овладения детьми 5-го года жизни изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих условиях.
Одна из важнейших задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью
В данной группе проводится два занятия по рисованию в месяц в чередовании с лепкой и два занятия по аппликации в чередовании с конструированием.
Продолжительность занятия 20 мин. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).
Содержание образовательной области
Разделы
Программное содержание
Рисование
У детей 5-го года жизни необходимо продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).
Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Учить правильно передавать соотношение предметов по величине.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки концом ворса кисти.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по в личине.
Декоративное рисование
Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и назвать цвета, используемые в росписи.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту, сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее Место в порядке, по окончании работы все убирать со стола. В данной группе проводится два занятия по рисованию в месяц в чередовании с лепкой.
Лепка
Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять прием лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легки оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширения возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезан и по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата овальные из прямоугольника путем скругления углов. Использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат на треугольники и т. п.).
Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Тематический план по изобразительной деятельности
№
Тематические блоки
Содержание блоков
Растения, явления природы
1.Формировать у детей представление о дереве и способах его изображения.
2.Формировать представление об изменении внешнего вида в различное время года.
3.Формировать и закреплять представления детей о форме предметов(круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная). Величине, расположении частей.
4.Продолжать закреплять, обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
5.Закреплять умения правильно держать карандаш, фломастер, мелок. Учить закрашивать рисунок карандашом, кистью.
Животные
1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунках.
2.Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (зайчик, мишка) и соотносить их по величине. Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложной позы движения.
Человек
1.Научить изображать человека в длинной одежде.
2.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.
3.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.
4.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.
Архитектура
1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной, квадратной формы и изображать их в рисунках.
2.Закреплять навык закрашивания предметов карандашами и красками.
3.Побуждать детей украшать дома, вносить в рисунки свои дополнения.
Транспорт
1.Формировать представление о понятии «транспорт», его назначении, форме.
2.Учить передавать в рисунке прямоугольные формы предмета, дополняя деталями треугольной, круглой, квадратной формы.
Декоративное рисование
1.Познакомить детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства (дымковская, филимоновская игрушка). Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
2.Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.
3.Формировать у детей понятие об особенностях узора:повтор, чередование, ритм.
4.Учить украшать предметы, используя в рисовании знакомые элементы узоров
Перспективно - тематический план по развитию изобразительной деятельности детей
Месяц
Неделя
Лепка
Аппликация
Совместная деятельность
Примечание
Сентябрь
Яблоки и ягоды (персики и абрикосы)
Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать правильное отношение к результатам работы.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 47
Наблюдения на прогулке, экскурсии, беседа о том, что поспело в садах и огородах, рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов, ягод. Сравнительный анализ. Чтение стихотворений загадок по теме.
Пальчиковая игра «Компот»
Д/и «Большое и маленькое», лото «Овощи»
Красивые флажки.
Учить детей действовать ножницами, правильно их держать, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 48
Беседы о лете, чтение стихотворений, рассматривание фото, картин.
Уточнение представлений о геом. фигурах. Д/и «Сложи такой же узор», «Подбери по цвету и форме», «Закрой окошки».
Цель: Упражнять в сравнении геометрических фигур, размера, цвета.
Большие и маленькие морковки.
Учить лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.
Рассматривание картин, овощей.
Беседа об овощах. Чтение стихотворений и загадок.
Дидактические и настоль-печатные игры на закрепление названий овощей «Чудесный мешочек», «Карлики и великаны».
П/и «Кто быстрее соберет урожай»
Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы.
Учить резать широкую полоску бумаги, правильно держать ножницы. Развивать творчество детей, воображение. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с.49
Игры с игрушками, наблюдения и рассматривание предметов (лесенки, скамеечки, столики, заборчики) на прогулках. Рассматривание иллюстраций.
Октябрь
Огурец и свекла.
Познакомить детей с предметами овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми и кругообразными движениями рук. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 54
Беседа с рассматриванием иллюстраций. Отгадывание загадок.
Рисование «Цветные шары»
Д/и «Опиши предмет», «Найди такой же по форме», настоль-печатные игры на закрепление названий овощей.
Пальчиковая игра «Хозяйка с базара домой принесла…»
С/р игра «Магазин»
Укрась салфеточку.
Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать части.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 51
Наблюдение в цветнике, рассматривание предметов декоративного искусства.
Закрепление геометрических фигур в дидактических играх. Изготовление билетиков для с\р игры.
Яйцо.
Продолжать знакомить с предметами овальной формы. Учить передавать ее приемом оттягивания и скругления концов пальцами. Познакомить с понятиями острый, тупой.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 55
Познакомить с формой яйца в дидактических играх.
Игры с игрушками уточнение названий их форм.
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба»
Лодки плывут по реке.
Учить создавать предметы, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 54
Разучивание стихотворений об осени, листопаде, целевая прогулка в парк.
Целевая прогулка на реку, рассматривание иллюстраций.
Чтение стихов и рассказов.
Пальчиковая игра «Капитан».
Ноябрь
Грибы.
Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы, подводить к образной оценке работы.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 56
Беседа о сборе грибов, прогулке в лес. Рассматривание иллюстраций, картин, муляжей.
Раскрашивание силуэтов грибов»
Чтение стихов и загадок по теме.
Пальчиковая игра «По грибы»
Большой дом.
Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 56
Наблюдение на прогулках, Беседа с рассматриванием картин, иллюстраций.
Д/и «Что нам стоит дом построить». Конструирование домов с использованием схем.
Игры и упражнения по плоскостному моделированию.
Рыбка.
Закреплять знание овальной формы, приемов изготовления предметов такой формы, учить приему оттягивания, сплющивания, передаче характерных особенностей рыбки.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 58
Наблюдения за рыбками в аквариуме, Беседа и рассматривание формы тела рыбок, обведение формы пальчиками в воздухе.
Чтение стихов и загадок.
Пальчиковые игры «Пять маленьких рыбок», «Рыбки плавают в водице».
Грибы.
Учить детей срезать углы, закругляя их. Закреплять умение держать ножницы, аккуратно наклеивать части аппликации.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 58
Рассказывание и чтение сказок.
Беседы о лете, рассматривание картин, иллюстраций, фото.
Игры и упражнения по плоскостному моделированию.
Декабрь
Уточка с утятами.
Учить передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 62
Рассматривание тематического словаря «Домашние птицы», проведение беседы на тему «Птичий двор». Рассматривание игрушечной утки, выделение основных частей. Чтение стихотворения В. И. Мирясовой «Утка».
Вырежи и наклей какую хочешь постройку.
Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 61
Игры и занятия со строительным материалом.
Д/и «Подбери по форме», «Поможем козлятам спрятаться от волка», «Чудесный мешочек».
Девочка в зимней одежде.
Учить видеть части человеческой фигуры в одежде и передавать это с соблюдением пропорций.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 62
Беседа по теме. Рассматривание кукол в зимней одежде, наблюдения на прогулке за прохожими.
Д/и «Оденем куклу на прогулку», «Собери девочку из фигур».
Бусы на елку.
Закреплять знание о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок разной формы, наклеивать аккуратно, посередине листа.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 63
Рассказывание сказок, рассматривание картинок.
Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен.
Д/и «Что бывает круглым, овальным», «Клубочки».
Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе».
Январь
Девочка в длинной шубке.
Учить передавать в лепке фигуру человека, соблюдая пропорции. Закреплять приемы лепки.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 66
В процессе наблюдений на прогулке уточнять пропорции человеческой фигуры.
Пирамидка из шаров.
Учить вырезать округлые формы из квадратов, прямоугольников. Закреплять приемы владения ножницами. Учить красиво подбирать цвета.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 64
Игры с игрушками, уточнение их формы.
Д/и «Правильно разложи фигуры», «Три медведя», «Что бывает круглым?».
Вылепи какое хочешь игрушечное животное.
Развивать умение задумывать содержание работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. Воспитывать активность и самостоятельность. Развивать воображение, умение рассказать о созданном образе.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 66
Чтение книг, разучивание стихотворений, рассматривание игрушечных животных, (выделение основных частей), иллюстраций.
Д/и «Какой игрушки не стало?», «Чья это тень?».
Раскрашивание силуэтов животных.
Пальчиковые игры.
Сложи животное из геометрических фигур.
Тележка с игрушками.
Учить пользоваться ножницами, вырезать округлые формы из квадратов, прямоугольников. Учить составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 67
Знакомство с дымковскими игрушками
Игры с игрушками, уточнение их формы.
Чтение стихов и загадок. Пальчиковые игры.
Февраль
Хоровод.
Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношения частей. Учить объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 68
Хороводные игры, пляски в повседневной жизни и на занятиях по муз воспитанию.
Наблюдения на прогулке.
Сложи фигуру человека. (Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера).
Летящие самолеты.
Учить правильно составлять изображения из частей, находить место той или иной части в общей работе, аккуратно наклеивать. Закрепить знание формы – прямоугольник, учить плавно срезать его углы.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 69
Разучивание стихотворений об армии, рассматривание иллюстраций, картин.
Птичка.
Закреплять умение лепить предметы, передавая форму частей, простые отношения по величине, сглаживать соединения частей.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 69
Наблюдения на прогулке, у кормушки, рассматривание картин, иллюстраций в книгах, народных игрушек (Выделение основных частей).
Чтение стихов, загадок.
Пальчиковые игры.
Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке.
Учить вырезать и наклеивать красивый цветок. Учить вырезать части цветка, составлять из них красивое изображение. Воспитывать внимание к родным и близким.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 70
Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, рассматривание открыток с изображением цветов.
Пальчиковая игра «Распускаются цветы»
Март
Козленочек.
Учить лепить четвероногое животное. Закреплять приемы лепки.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 74
Знакомство с животными, дидактические игры на закрепление животных и их детенышей.
Рассматривание иллюстраций, народных игрушек.
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Декоративная аппликация на квадрате.
Учить составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их. Закреплять приемы резания.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 71
Рассматривание изделий декоративного прикладного искусства.
Уточнение представлений о геом. фигурах. Д/и «Сложи такой же узор», «Подбери по цвету и форме», «Закрой окошки».
Мисочка.
Учить лепить, используя уже знакомые приемы и новые (вдавливание и оттягивание краев).
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 73
Рассматривание игрушечной посуды.
С/р игры в кукольном уголке.
Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное.
Учить выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творчество, воображение.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 73
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Игры с муляжами овощей и фруктов «Чудесный мешочек»,
Знакомство с предметами разной формы в повседневной жизни.
Игры с блоками Дьенеша.
Апрель
Зайчики на полянке.
Учить лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение.
Рассматривание иллюстраций с изображением зайцев (кроликов). Выделение основных частей. Дидактические игры на закрепление животных и их детенышей.
Отгадывание загадок.
Пальчиковые игры.
П/и «Зайчик серенький».
Загадки.
Закреплять умение соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей. Упражнять в аккуратном наклеивании.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 76
Уточнение формы частей предметов в дидактических играх с игрушками. Наблюдения, беседы с детьми об окружающих их предметах, характерных особенностях и назначении предметов.
Посуда для кукол.
Закрепить умение лепить посуду. Отрабатывать нужные для этого приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 79
С/р игры в кукольном уголке.
Лепка отдельных предметов посуды.
Рассматривание игрушечной посуды.
Вырежи и наклей, что хочешь.
Учить задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 78
Рассматривание красиво украшенных предметов быта.
Рассматривание аппликационных работ, выполненных детьми.
Игры с блоками Дьенеша.
Май
Птички клюют зернышки.
Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 80
Наблюдения за птицами на прогулке.
Рассматривание картин, фотоиллюстраций.
Пальчиковые игры.
Чтение стихов и загадок.
Красная Шапочка.
Учить передавать образ сказки. Учить изображать человека. Закреплять умение аккуратно наклеивать.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 80
Наблюдения на прогулке, чтение книг, стихов о весне.
Лепка по замыслу.
Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Учить пользоваться стекой для украшения изделий.
Волшебный сад.
Учить создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения. Учить ножницами закруглять углы квадрата, прямоугольника.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 81
Чтение сказок, просмотр мультфильмов.
Беседы с детьми о чудесах, которые описываются в сказках.