«Что умеет карандаш»
Программное содержание. Выявить уровень умений и навыков детей в рисовании цветными карандашами на начала года.
Материал.Образная игрушка, цветные карандаши, бумага ½ А4.
Ход занятия.
В гости к детям пришёл сеньор Карандаш.
Карандаш: «Здравствуйте ребята. Меня зовут сеньор Карандаш. Я пришёл в гости, чтобы показать какое чудо может нарисовать один карандаш. Я покажу вам, как можно нарисовать дорожку, травку, солнышко.
Педагог:Наши ребята уже умеют всё это рисовать.
Карандаш:Вот молодцы! Тогда я хочу подарить вам волшебные карандаши, чтобы вы нарисовали картинку с домиком, рядом с домом дерево, и разноцветный забор. А волшебные карандаши вам помогут.
Педагог: ребята, давайте скажем сеньору Карандашу спасибо за волшебный подарок. Попробуем нарисовать похожую картинку. (вспомнить какой формы домик, крыша у домика, как можно нарисовать забор. Показать руками как выглядит дерево.
Самостоятельная работа детей. рассмотреть рисунки, найти положительные стороны в каждой работе.
Высокий:Использует изобразительные материалы и инструменты. Проявляет самостоятельность, инициативу. Правильно держит карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использует их, отличаясь достаточным качеством при создании изображения. Закрашивает рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносит мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводит широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки концом ворса кисти. Использует в рисовании разнообразные цвета, получает более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш. Владеет знаниями о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине (дерево высокое, цветок маленький и т.д.), расположении их частей. Правильно передаёт соотношение предметов по величине. Передаёт сюжет рисунка, правильно располагает изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Владеет композиционными умениями при передаче в рисунке нескольких предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносит их по величине. Имеет представление о народной игрушке. Создаёт декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Украшаетформы различной конфигурации элементами Дымковской и Филимоновской росписью. Активно и творчески применяет ранее усвоенные способы и умения, используя выразительные средства. Стремиться к оригинальному решению, эмоционально относится к процессу создания изображения. Передаёт реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Самостоятельно смешивает краски для получения новых оттенков. Проявляет интерес к произведениям искусства, выражает эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, Узнаёт и называет предметы и явления природы, окружающей действительности, в художественных образах книжной иллюстрации, произведениях народного искусства (потекши, сказки, загадки, изделия народного декоративно-прикладного искусства).
Средний: Правильно пользуется изобразительными материалами, иногда прибегая к помощи взрослого. Правильно держит карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Имеет некоторые затруднения при закрашивании рисунка кистью, карандашом, не регулирует нажим на карандаш. Владеет знаниями о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), затрудняется в расположении частей при рисовании предметов. Испытывает некоторые затруднения при передаче соотношения предметов по величине. (дерево высокое, цветок маленький и т.д.) Затрудняется в правильном расположении изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия. Частично владеет композиционными умениями при передаче в рисунке нескольких предметов (кукла, зайчик и др.) прибегая к помощи взрослого. Имеет представление о народной игрушке. Испытывает затруднения при составлении декоративных композиций по мотивам дымковских, филимоновских узоров. В основном знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись) Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу. В процессе рисования изредка обращается за помощью к педагогу. Не всегда передаёт реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Не всегда может самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Проявляет интерес к произведениям искусства, выражает эмоции при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, испытывает затруднения при общении по поводу искусства.
Низкий: Пользуется изобразительными материалами с помощью и напоминанием взрослого. Имеет затруднения при использовании инструментов и при закрашивании рисунка кистью, карандашом. Нет аккуратности при закрашивании предметов твёрдым и мягким изобразительным материалом. Не владеет знаниями о форме, величине предметов, требует постоянной помощи взрослого. Не владеет композиционными умениями и навыками. Не имеет представление о народной игрушке. Испытывает затруднения при составлении декоративных композиций по мотивам дымковских, филимоновских узоров. В реализации замысла не проявляет инициативу, самостоятельность и творчество. Не знает название цветов, не владеет умением смешивать краски для получения нового оттенка. Не проявляет интерес к произведениям искусства, выражает эмоции при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, Узнаёт и называет предметы и явления природы, окружающей действительности, в художественных образах книжной иллюстрации, произведениях народного искусства (потекши, сказки, загадки, изделия народного декоративно-прикладного искусства)
Умения и навыки в рисовании гуашевыми красками
«Домик в деревне»
Программное содержание. Выявить уровень умений и навыков детей в рисовании гуашевыми красками на начала года.
Материал.
Ход занятия.Ребята, посмотрите, сколько у меня котят. Я их нашла в корзине у двери. Они мне рассказали очень грустную историю. Оказывается, котята раньше жили в деревне с красивыми домами, рядом с домом стоял цветной забор, росли большие деревья. А теперь они потерялись и не могут найти дорогу домой. Мы можем помочь котятам вернуть их домики?
Можем, для них мы нарисуем домики в деревне. Нужно очень постараться, чтобы ваши домики понравились котятам, и они бы выбрали себе понравившийся домик.
Самостоятельная работа детей. В конце дети рассматривают рисунки и расселяют котят в домики.
Умения и навыки в рисовании элементов декоративной росписи
«Украсим предметы узорам». (диагностическое занятие на конец года)
Программное содержание. Выявить уровень умений и навыков детей в рисовании
элементов декоративно-прикладного искусства на конец года. Дымковская роспись.
Материал. Шаблон фартука 16х15 см., варежки, платочки, чашки. Сахарницы, солонки, чайника и т.д., гуашь, кисть №3.
Предварительная работа.Рассматривание дымковской игрушки.
Ход занятия.Организовать выставку изделий декоративно-прикладного искусства. Открыть мастерскую по росписи изделий быта:скатертей, платочков. Фартуков, варежек, сапожков и т.д. вспомнить с детьми особенности составления узоров на разных по форме предметах, расположение элементов на них. Предоставить детям возможность свободного выбора шаблонов и изобразительных материалов. Самостоятельная работа детей. рассмотреть изделия, обратить внимание на аккуратность, правильное использование изобразительного материала.