Задание1. Изучить возможности ребенка в лепке предмета из частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания. Ребенку предлагают пластилин и просят вылепить утенка.
-Посмотри, какой у меня утенок. Вылепи утенка из пластилина.
Высокий уровень:
Умеет создавать предмет из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания. Использует приемы вдавливания, примазывания, при лепке посуды, работает пальцами. Умеет передать в лепке простой сюжет
Средний уровень:
Умеет создавать предмет из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания с небольшой помощью взрослого. Использует приемы вдавливания, примазывания, при лепке посуды, работает ладонями. Сюжет в лепке передает с помощью взрослого
Низкий уровень:
Не умеет создавать предмет из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания. Не использует приемы вдавливания, примазывания, при лепке посуды, работает пальцами. Не умеет передавать сюжет в лепке
Лепка предметов посуды
Задание 2. Изучить возможности использования приемов вдавливания и примазывания при лепке посуды.
Ребенку предлагают вылепить предметы посуды – чашку и блюдце.
-Внимательно посмотри на чашку с блюдцем. Вылепи их из пластилина.
Умение передавать в лепке сюжет
Задание 3. Ребенку предлагают вылепить сюжет по сказке «Колобок»
Диагностическая таблица знаний, умений, навыков детей от 4 до 5 лет по лепке
Дата _____________Группа____________________ Воспитатели ____________________________
№
Ф.И. ребенка
Умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями
Умение сплющивать шар, сминая его ладонями двух рук
Умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара
Умение вытягивать отдельные части из целого куска
Прищипывание мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички)
Умение сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки
Умение вдавливать середину шара, цилиндра, для получения полой формы
Умение использовать стеку, при украшении изделия
Умение передать выразительность образа в летке
Умение создавать образ по замыслу
Общий уровень умений
0 – знания и умения не сформированы
1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)
2 – достаточные знания и умения, 3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)
Способы проверки знаний, умений и навыков детей по аппликации
№
Вопросы диагностики
Методика проведения
Уровни освоения знаний, умений и навыков
Правильно держит ножницы
Задание 1. Аппликация из вырезанных форм.
Выяснить возможности ребенка в вырезании геометрических форм.
Материал: квадраты и прямоугольники разного цвета, листы бумаги, ножницы, кисть, клей, салфетка, иллюстрация «Колобок катится с горки», муляжи яблока и сливы.
-Вырежи из бумаги и наклей, как Колобок катится с горки.
-Вырежи из бумаги и наклей яблоко и сливу.
Задание 2. Составление узоров из геометрических и растительных форм.
Цель: выяснить уровень сформированности умения составлять узоры из геометрических и растительных форм на полосе, квадрате, круге.
Материал: бумага в форме полосы, квадрата и круга, две коробочки с растительными и геометрическими формами, кисть, клей, салфетка.
-Подумай и выложи узоры на полосе, квадрате, круге. Наклей один из узоров.
Высокий уровень:
Умеет разрезать прямоугольник по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Соотносить геометрическую форму с формой предмета, подбирает удачные сочетания цветов для фона и вырезывания. Устанавливает связь узора с формой и назначением предмета. Составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате. Вырезывает самостоятельно элементы узора. Активно входит в роль художника ковровой фабрики, делает удачный выбор цвета, фона, элементов узора.
Средний уровень:
Умеет разрезать прямоугольник по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Не всегда соотносит геометрическую форму с формой предмета, подбирает удачные сочетания цветов для фона и вырезывания с помощью взрослого. Составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате. Вырезывает самостоятельно элементы узора.
Низкий уровень:
Не умеет разрезать прямоугольник по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Не соотносит геометрическую форму с формой предмета, подбирает удачные сочетания цветов для фона и вырезывания. Не устанавливает связь узора с формой и назначением предмета. Не составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате. Вырезывать самостоятельно элементы узора не умеет.
Умеет вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник),
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Умеет правильно размещать изображение на листе бумаги
Аккуратно наклеивает изображения, состоящие из нескольких частей
Диагностическая таблица знаний, умений, навыков детей от 4 до 5 лет по аппликации
Дата ____________Группа____________________ Воспитатели ____________________________
№
Ф.И. ребенка
Правильно держит ножницы
Умеет вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник),
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Умеет правильно размещать изображение на листе бумаги
Общий уровень умений
0 – знания и умения не сформированы, 1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)
2 – достаточные знания и умения, 3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)
Список литературы:
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой и др. М., Мозаика-Синтез, 2010
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., Мозаика-Синтез, 2008