Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продовольственная безопасность как составляющая системы национальной экономической безопасности




Национальная безопасность – это весьма емкое, комплексное понятие, предполагающее необходимость учитывать значительное количество аспектов. В целом национальную безопасность следует определить как состояние, при котором в государстве защищены его национальные интересы (политические, социальные, экономические, военные, экологические), реализовано противодействие рискам, связанным с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружием массового поражения, а так же угрозам духовным, культурным и интеллектуальным ценностям народа.

Вопросы государственной безопасности имеют многовековую историю. Национальная безопасность всегда трактовалась как защита государства и его граждан от различного рода угроз. При этом в ходе исторического развития человеческого общества научно-практические подходы к определению, способам обеспечения и критериям оценки национальной безопасности постоянно эволюционировали, отражая специфику той или иной эпохи. Античные времена, периоды феодализма и становления капитализма, современный этап развития мировой цивилизации демонстрируют потребность любого государства в построении целостной обоснованной концепции и теоретико-методологических основ системы национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (рис. 1).

 

Концепция Национальной безопасности Российской Федерации
Сферы  
Отраслевые концепции экономической безопасности (доктрины)  
Законодательная власть
Региональная
Транспортная
Военная
Пограничная
Социальная
Экологическая
Экономическая
Информационная
 
 
Субъекты обеспечения экономической безопасности  
Президент РФ
Исполнительная власть
Гражданское общество

 

Рисунок 1. Структура концепции национальной безопасности

Российской Федерации

 

Государственная политика в сфере национальной безопасности регламентируется обширной правовой базой, включающей документы различных уровней нормативного регулирования ([25],[7],[22],[26],[35]).

Система национальной безопасности включает такой важнейший элемент, как экономическая безопасность. Национальная экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-ориентированное развитие страны, формируется достаточный экономический потенциал. В соответствии с таким подходом к определению национальной экономической безопасности должны формулироваться цели, задачи и функции государственных структур, разрабатываться критерии и показатели экономической безопасности государства.

Назначение системы национальной экономической безопасности - это:

-управление возможными противоречиями, проявляющимися в результате расхождения экономических интересов государства, общества, личности;

- ликвидация и минимизация опасностей в экономическом секторе;

 - повышение устойчивости национального хозяйства к влиянию экзогенных и эндогенных отрицательных факторов.

Экономическая безопасность государства обеспечивается совокупностью связанных между собой и взаимодействующих компонентов. Основными составляющими национальной экономической безопасности выступают:

-социальная безопасность

-продовольственная безопасность

-информационная безопасность

-финансовая безопасность

Входя в систему экономической и национальной безопасности, продовольственная безопасность имеет собственное содержание. Она трактуется как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Система продовольственной безопасности государства - это совокупность социальных, экологических и экономических отношений, в рамках которых реализуются цели государства в устойчивом, достаточном и качественном удовлетворении потребностей населения в необходимых (основных) продуктах питания при полной или максимально возможной независимости государства от внешних источников продовольствия. При этом указанные цели государства должны согласовываться с интересами территориальных образований, субъектов предпринимательства и отдельных домохозяйств. Политика в сфере продовольственной безопасности на уровне государства, субъектов Федерации и регионов определяется положениями достаточно широкой нормативной базы ([24],[36],[34],[19],[12] и т.д.).

Продовольственная безопасность как составная часть экономической безопасности отражает, в первую очередь, социальную направленность на реализацию важнейшего человеческого права – обеспечение самого его существования.

Право на полноценное питание и на защиту от голода составляет неотъемлемую часть Международного билля о правах человека от 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. Это право также закреплено в Конвенции о правах ребенка от 1989 г. и других международных правовых актах[1].

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Право на питание относится к основополагающим правам человека, так как пища входит в систему первичных жизненных потребностей человека, обеспечивая само его существование. Поэтому в Декларации подчеркивается, что человек имеет право на такой уровень питания, который является достаточным для поддержания здоровья.

Важнейшим международным документом универсального характера является Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания[2], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1974 г. Она, в частности, гласит, что каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей.

Конституция нашей страны декларирует следующее: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, ст. 7]. В силу этого обеспечение продовольственной безопасности признается важнейшим национальным приоритетом.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [24, п.5].

К основным угрозам национальной продовольственной безопасности в настоящее время относятся:

- недостаточно устойчивое развитие сельского хозяйства;

-необоснованные объемы экспорта отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

-низкий уровень совокупного платежеспособного спроса населения на продовольствие и недостаточные темпы улучшения качества его питания;

-деформированность структуры экономики АПК, ее сырьевая ориентация;

-диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства;

-невысокий уровень деловой активности в пищевой и перерабатывающей промышленности;

-несовершенство государственного регулирования агропродовольственного сектора;

-дефицит квалифицированных кадров в АПК;

-недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

-несовершенство системы мониторинга и прогнозирования развития агропродовольственного рынка.

Государство не должно допускать продовольственных кризисов. Продовольственный кризис (чрезвычайная продовольственная ситуация) – это ситуация, в которой обеспечение населения жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами питания находится под угрозой на всей или значительной части территории страны, и в которой данная угроза может быть устранена только с применением мер государственного регулирования.

Продовольственная безопасность государства обеспечивается разработкой и реализацией целого комплекса экономических и организационных и иных мер. Указанные меры должны быть направлены, в первую очередь, на предупреждение продовольственных кризисов и удовлетворение потребностей населения в жизненно важных продуктах на уровне физиологических норм питания.

Обеспечение национальной продовольственной безопасности предполагает решение ряда задач:

-поддержание необходимого уровня внутристранового производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-создание государственного продовольственного резерва и поддержание его в объеме, достаточном для использования в случаях уменьшения потребления продуктов питания отдельными социальными группами населения ниже физиологических норм и для предупреждения чрезвычайной продовольственной ситуации;

-гарантированный физический и экономический доступ все социальных групп населения к основным видам продуктов питания;

-обеспечение рациональных норм потребления питания населением;

-контроль соответствия качества производимого и закупаемого за рубежом продовольствия требованиям государственной системы стандартов.

Рассмотрим отдельные из указанных направлений:

- степень независимости продовольственного обеспечения страны от импортных поставок. Согласно нормативам Всемирной сельскохозяйственной организации при ООН (ФАО[3]), продовольственная безопасность государства считается достаточной, если:

а) в нем производится порядка 80% потребляемого продовольствия;

б) кроме производства необходимого количества продовольствия осуществляется его дополнительный выпуск в объеме 17% для формирования восполняемого страхового запаса.

В случае, когда определенные виды продовольствия не выпускаются или их производство ограничено, продовольственная безопасность государства обеспечивается за счет импорта продовольствия. 

В целях оценки уровня продовольственной безопасности РФ действующей Доктриной продовольственной безопасности установлена система показателей, а так же пороговые значения критериев, представляющих собой значения удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка по  ряду продуктов [24].

- экономическая доступность продовольствия - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения [24, п.5]. Экономическая доступность определяется уровнем доходов граждан, системой цен, наличием социальных пособий и льгот, структурой потребления. Каждый житель страны независимо от его социального статуса и места жительства должен иметь возможность приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления. Рост доходов и сокращение масштабов бедности населения  повышает экономическую доступность продовольствия;

- физическая доступность продовольствия - это уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов [24, п.5]. В настоящее время для населения РФ физическая доступность продовольствия обеспечена, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

 - создание государственного продовольственного резерва и поддержание его в объеме для предупреждения чрезвычайной продовольственной ситуации. Данный резерв составляет часть государственного материального резерва и состоит из неснижаемого и оперативного запаса продовольственных товаров, предназначенных для использования в условиях продовольственного кризиса.

- поддержание физиологических норм - кроме количества необходимо обеспечивать необходимые качество и дифференциацию продуктовой корзины, т.е. ее сбалансированность. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов – это рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

В России рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания, разрабатываются Министерством здравоохранения [37]. Данные нормы представляют собой среднедушевые величины основных групп пищевых продуктов, а также их ассортимент в килограммах на душу населения в год (кг/год/человек). При разработке норм питания учитывают химический состав и энергетическую ценность пищевых продуктов, обеспечивающую расчетную среднедушевую потребность в пищевых веществах и энергии, а также разнообразие потребляемой пищи.

Рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов лежат в основе формирования потребительской корзины для населения страны [18, ст.1]. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (табл. 1)

Таблица 1 - Состав и объем продуктов питания, включаемых в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации (в натуральных показателях) [18]

 

Наименование

 

Ед. изм.

Объем потребления

(в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население пенсионеры дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 77,6
Картофель кг 100,4 80,0 88,1
Овощи и бахчевые кг 114,6 98,0 112,5
Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8
Мясопродукты кг 58,6 54,0 44,0
Рыбопродукты кг 18,5 16,0 18,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7
Яйца штук 210 200 201
Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0
Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,5

 

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается не реже одного раза в пять лет [24].

- контроль соответствия качества производимого в стране и закупаемого за рубежом продовольствия. Продовольственная безопасность предполагает предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения. Указанное направление приобретает особую остроту для потребителей, что связано с высокой долей поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. Данная ситуация стала следствием того, что существующая система государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов не соответствует произошедшим в ходе реформирования экономики изменениям условий производства и оборота сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия. Российское законодательство позволяет производить продукты питания по собственной «оригинальной» рецептуре (техническим условиям - ТУ), в том числе с использованием более дешевых, по сравнению с ГОСТами, ингредиентов. Почти 80% продовольственного сырья и продукции пищевой промышленности выпускаются по отраслевым стандартам и техническим условиям, в которых изначально заложены упрощенные технологии, а получаемая продукция отличается низкими потребительскими качествами. Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации.

Достижение цели и реализация задач обеспечения безопасности в продовольственной сфере предполагает выработку соответствующей стратегии и на ее основе механизмов действия федеральных и региональных органов государственной власти и управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...