Продовольственная безопасность как составляющая системы национальной экономической безопасности
Национальная безопасность – это весьма емкое, комплексное понятие, предполагающее необходимость учитывать значительное количество аспектов. В целом национальную безопасность следует определить как состояние, при котором в государстве защищены его национальные интересы (политические, социальные, экономические, военные, экологические), реализовано противодействие рискам, связанным с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружием массового поражения, а так же угрозам духовным, культурным и интеллектуальным ценностям народа. Вопросы государственной безопасности имеют многовековую историю. Национальная безопасность всегда трактовалась как защита государства и его граждан от различного рода угроз. При этом в ходе исторического развития человеческого общества научно-практические подходы к определению, способам обеспечения и критериям оценки национальной безопасности постоянно эволюционировали, отражая специфику той или иной эпохи. Античные времена, периоды феодализма и становления капитализма, современный этап развития мировой цивилизации демонстрируют потребность любого государства в построении целостной обоснованной концепции и теоретико-методологических основ системы национальной безопасности. Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (рис. 1).
Рисунок 1. Структура концепции национальной безопасности Российской Федерации
Государственная политика в сфере национальной безопасности регламентируется обширной правовой базой, включающей документы различных уровней нормативного регулирования ([25],[7],[22],[26],[35]). Система национальной безопасности включает такой важнейший элемент, как экономическая безопасность. Национальная экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-ориентированное развитие страны, формируется достаточный экономический потенциал. В соответствии с таким подходом к определению национальной экономической безопасности должны формулироваться цели, задачи и функции государственных структур, разрабатываться критерии и показатели экономической безопасности государства. Назначение системы национальной экономической безопасности - это: -управление возможными противоречиями, проявляющимися в результате расхождения экономических интересов государства, общества, личности; - ликвидация и минимизация опасностей в экономическом секторе; - повышение устойчивости национального хозяйства к влиянию экзогенных и эндогенных отрицательных факторов. Экономическая безопасность государства обеспечивается совокупностью связанных между собой и взаимодействующих компонентов. Основными составляющими национальной экономической безопасности выступают: -социальная безопасность -продовольственная безопасность -информационная безопасность -финансовая безопасность
Входя в систему экономической и национальной безопасности, продовольственная безопасность имеет собственное содержание. Она трактуется как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Система продовольственной безопасности государства - это совокупность социальных, экологических и экономических отношений, в рамках которых реализуются цели государства в устойчивом, достаточном и качественном удовлетворении потребностей населения в необходимых (основных) продуктах питания при полной или максимально возможной независимости государства от внешних источников продовольствия. При этом указанные цели государства должны согласовываться с интересами территориальных образований, субъектов предпринимательства и отдельных домохозяйств. Политика в сфере продовольственной безопасности на уровне государства, субъектов Федерации и регионов определяется положениями достаточно широкой нормативной базы ([24],[36],[34],[19],[12] и т.д.). Продовольственная безопасность как составная часть экономической безопасности отражает, в первую очередь, социальную направленность на реализацию важнейшего человеческого права – обеспечение самого его существования. Право на полноценное питание и на защиту от голода составляет неотъемлемую часть Международного билля о правах человека от 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. Это право также закреплено в Конвенции о правах ребенка от 1989 г. и других международных правовых актах[1]. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Право на питание относится к основополагающим правам человека, так как пища входит в систему первичных жизненных потребностей человека, обеспечивая само его существование. Поэтому в Декларации подчеркивается, что человек имеет право на такой уровень питания, который является достаточным для поддержания здоровья.
Важнейшим международным документом универсального характера является Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания[2], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1974 г. Она, в частности, гласит, что каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей. Конституция нашей страны декларирует следующее: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, ст. 7]. В силу этого обеспечение продовольственной безопасности признается важнейшим национальным приоритетом. Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [24, п.5]. К основным угрозам национальной продовольственной безопасности в настоящее время относятся: - недостаточно устойчивое развитие сельского хозяйства; -необоснованные объемы экспорта отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия; -низкий уровень совокупного платежеспособного спроса населения на продовольствие и недостаточные темпы улучшения качества его питания; -деформированность структуры экономики АПК, ее сырьевая ориентация; -диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства;
-невысокий уровень деловой активности в пищевой и перерабатывающей промышленности; -несовершенство государственного регулирования агропродовольственного сектора; -дефицит квалифицированных кадров в АПК; -недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка; -несовершенство системы мониторинга и прогнозирования развития агропродовольственного рынка. Государство не должно допускать продовольственных кризисов. Продовольственный кризис (чрезвычайная продовольственная ситуация) – это ситуация, в которой обеспечение населения жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами питания находится под угрозой на всей или значительной части территории страны, и в которой данная угроза может быть устранена только с применением мер государственного регулирования. Продовольственная безопасность государства обеспечивается разработкой и реализацией целого комплекса экономических и организационных и иных мер. Указанные меры должны быть направлены, в первую очередь, на предупреждение продовольственных кризисов и удовлетворение потребностей населения в жизненно важных продуктах на уровне физиологических норм питания. Обеспечение национальной продовольственной безопасности предполагает решение ряда задач: -поддержание необходимого уровня внутристранового производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия; -создание государственного продовольственного резерва и поддержание его в объеме, достаточном для использования в случаях уменьшения потребления продуктов питания отдельными социальными группами населения ниже физиологических норм и для предупреждения чрезвычайной продовольственной ситуации; -гарантированный физический и экономический доступ все социальных групп населения к основным видам продуктов питания; -обеспечение рациональных норм потребления питания населением; -контроль соответствия качества производимого и закупаемого за рубежом продовольствия требованиям государственной системы стандартов. Рассмотрим отдельные из указанных направлений: - степень независимости продовольственного обеспечения страны от импортных поставок. Согласно нормативам Всемирной сельскохозяйственной организации при ООН (ФАО[3]), продовольственная безопасность государства считается достаточной, если: а) в нем производится порядка 80% потребляемого продовольствия; б) кроме производства необходимого количества продовольствия осуществляется его дополнительный выпуск в объеме 17% для формирования восполняемого страхового запаса.
В случае, когда определенные виды продовольствия не выпускаются или их производство ограничено, продовольственная безопасность государства обеспечивается за счет импорта продовольствия. В целях оценки уровня продовольственной безопасности РФ действующей Доктриной продовольственной безопасности установлена система показателей, а так же пороговые значения критериев, представляющих собой значения удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка по ряду продуктов [24]. - экономическая доступность продовольствия - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения [24, п.5]. Экономическая доступность определяется уровнем доходов граждан, системой цен, наличием социальных пособий и льгот, структурой потребления. Каждый житель страны независимо от его социального статуса и места жительства должен иметь возможность приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления. Рост доходов и сокращение масштабов бедности населения повышает экономическую доступность продовольствия; - физическая доступность продовольствия - это уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов [24, п.5]. В настоящее время для населения РФ физическая доступность продовольствия обеспечена, по крайней мере, на минимальном уровне потребления; - создание государственного продовольственного резерва и поддержание его в объеме для предупреждения чрезвычайной продовольственной ситуации. Данный резерв составляет часть государственного материального резерва и состоит из неснижаемого и оперативного запаса продовольственных товаров, предназначенных для использования в условиях продовольственного кризиса. - поддержание физиологических норм - кроме количества необходимо обеспечивать необходимые качество и дифференциацию продуктовой корзины, т.е. ее сбалансированность. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов – это рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения. В России рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания, разрабатываются Министерством здравоохранения [37]. Данные нормы представляют собой среднедушевые величины основных групп пищевых продуктов, а также их ассортимент в килограммах на душу населения в год (кг/год/человек). При разработке норм питания учитывают химический состав и энергетическую ценность пищевых продуктов, обеспечивающую расчетную среднедушевую потребность в пищевых веществах и энергии, а также разнообразие потребляемой пищи. Рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов лежат в основе формирования потребительской корзины для населения страны [18, ст.1]. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (табл. 1) Таблица 1 - Состав и объем продуктов питания, включаемых в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации (в натуральных показателях) [18]
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается не реже одного раза в пять лет [24]. - контроль соответствия качества производимого в стране и закупаемого за рубежом продовольствия. Продовольственная безопасность предполагает предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения. Указанное направление приобретает особую остроту для потребителей, что связано с высокой долей поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. Данная ситуация стала следствием того, что существующая система государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов не соответствует произошедшим в ходе реформирования экономики изменениям условий производства и оборота сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия. Российское законодательство позволяет производить продукты питания по собственной «оригинальной» рецептуре (техническим условиям - ТУ), в том числе с использованием более дешевых, по сравнению с ГОСТами, ингредиентов. Почти 80% продовольственного сырья и продукции пищевой промышленности выпускаются по отраслевым стандартам и техническим условиям, в которых изначально заложены упрощенные технологии, а получаемая продукция отличается низкими потребительскими качествами. Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации. Достижение цели и реализация задач обеспечения безопасности в продовольственной сфере предполагает выработку соответствующей стратегии и на ее основе механизмов действия федеральных и региональных органов государственной власти и управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|