Государственное регулирование деятельности агропромышленного комплекса
Ни одна из развитых стран мира не обходится без государственного регулирования своего аграрно-промышленного комплекса. Это связано с необходимостью обеспечения оптимального его функционирования с общественной точки зрения. Государство выступает как субъект политической власти и носитель публичных интересов. Для защиты и реализации последних оно вправе вмешиваться в частную хозяйственную деятельность и осуществлять регулирование предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере в случаях, пределах и формах, которые предусмотрены Конституцией РФ, Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и иными федеральными законами [1],[20]. Как правило, государство осуществляет вмешательство в экономику посредством корректирующих и стабилизационных функций, а также путем регулирования распределительных процессов. Государственное регулирование сельского хозяйства, как центрального звена АПК - это деятельность государства по воздействию на систему аграрного предпринимательства, функционирующего преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а также государственных заказов, лицензий, квот, иных административных методов воздействия. Данная деятельность базируется на определенных принципах (рис. 2).
Рисунок 2. Принципы государственной аграрной политики [20, ст. 5] Основными целями государственной политики в аграрной сфере являются: 1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; 2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; 3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; 4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; 5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; 6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов) [20, ст. 5]. Государственное регулирование в сфере АПК выполняет ряд функций. Первая функция государственного регулирования состоит в том, чтобы создать устойчивую систему продовольственного обеспечения страны на основе формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, их достаточных резервов для государственных нужд, стабилизационных продовольственных фондов для повышения качества жизни населения.
Вторая функция государственного регулирования сельским хозяйством связана с созданием рыночной производственной инфраструктуры на селе, формированием эффективных федеральных и региональных продовольственных рынков. Для этого используются инструменты наблюдения за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен на промышленную продукцию, направляемую в аграрный сектор, поддерживается паритет индексов таких цен, применяется комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Третья функция государственного регулирования в аграрном секторе состоит в обеспечении устойчивого развития сельских территорий; создании условий для расширения рынка труда в сельской местности, повышения уровня жизни сельского населения, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве. Социальные функции государства связаны с созданием условий для повышения комфортности проживания в сельской местности, обеспечением равного доступа с горожанами к благоустроенному жилью, здравоохранению, образованию, торговле, бытовому обслуживанию. Четвертая функция государственного регулирования в аграрной сфере заключается в решении конкретных задач в области охраны окружающей среды и природопользования. Федеральным законодательством определены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, а так же при мелиорации земель [15, ст.42, ст. 43]. Данные требования выступают как мера экологически допустимого поведения предпринимательского поведения в аграрной сфере. В законодательстве выделены и другие функции государства. К их числу относятся: государственная поддержка сельскохозяйственных товаро-производителей; защита экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК; формирование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства [20].
Основным документом, обеспечивающим реализацию государственной политики в аграрной сфере, является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [27]. Этот документ определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий (табл. 2)
Таблица 2 - Цели Государственной программы по этапам ее реализации
Для достижения целей аграрной политики государство использует определенные правовые формы. Традиционными правовыми формами государственного регулирования сельского хозяйства являются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы аграрного права.
Второй самостоятельной правовой формой государственного регулирования сельского хозяйства признаются договоры между федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [27]. По таким договорам осуществляется финансирование мероприятий, предусмотренных Государственной программой. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в целях реализации государственной аграрной политики определяет следующие меры [20, ст. 6]: 1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям; 2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей; 3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; 4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; 5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, предоставление им консультационной помощи; 6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции; 7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики; 8) проведение закупочных интервенций[4] на рынке сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций; 9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Представленный список можно дополнить следующими мерами: - финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий; - расширение форм кредитования для сельхозпроизводителей (лизинга, системы складских (зерновых) расписок, залога сельскохозяйственной продукции); - устранение межрегиональных торговых барьеров, препятствующих свободному движению сельскохозяйственных товаров; - формирование рыночной инфраструктуры аграрного рынка - страховых, торговых, кооперативных структур, обслуживающих сельскохозяйственные коммерческие организации.
Налоговым законодательством РФ предусмотрена возможность для сельскохозяйственных товаропроизводителей выбора режима налогообложения. В данном случае речь идет об общем режиме налогообложения, а также о специальном режиме налогообложения - едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН). Порядок применения специального налогового режима, исчисления и уплаты ЕСХН установлен гл. 26.1 Налогового кодекса РФ. Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН имеет свои особенности. Уплата данного налога заменяет ряд других налогов: налог на прибыль, налог на имущество. Начиная с 2019 года сельскохозяйственные организации, применяющие ЕСХН, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). При этом данные организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы [6,ст.145]. Реализация совокупности рассмотренных функций, мер и направлений обеспечивает эффективность функционирования отечественного АПК, и как следствие создает благоприятные условия для развития каждого отдельного предприятия данной сферы. ► Контрольные вопросы 1. Дайте определение продовольственной безопасности государства. Чем определяется содержание продовольственной безопасности как элемента системы национальной безопасности, и ее собственное содержание? 2. Назовите основные угрозы продовольственной безопасности государства. 3. Дайте характеристику системы показателей для оценки состояния продовольственной безопасности Российской Федерации; 4. Укажите критерии, используемые для оценки состояния продовольственной безопасности 5. Какие механизмы предусмотрены государством для обеспечения продовольственной безопасности? 6. Какие критерии принимаются для разработки норм потребления пищевых продуктов населением страны? 7. Охарактеризуйте структуру агропромышленного комплекса Российской Федерации. 8. Дайте определение экономической безопасности АПК и обоснуйте его. 9.В чем заключается государственное регулирование сельского хозяйства? Укажите его задачи и основные принципы. 10. Укажите функции государственного регулирования в сфере АПК. 11. Каковы основные цели Государственной программы развития сельского хозяйства? 12. Укажите основные меры по реализации государственной аграрной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|