Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей
Важнейшим направлением реализации государственной аграрной политики, во многом определяющим экономические результаты деятельности сельскохозяйственных производителей, является предоставление последним бюджетных средств в форме целевых субсидий [20, ст. 6]. Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Согласно Бюджетному кодексу РФ субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов, связанных с производством и реализацией основных видов продукции и товаров, выполнением работ и оказанием услуг [4 ст. 78]. Субсидии предоставляются по уровням бюджета в соответствии с действующими Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации [33]. Основные направления государственной поддержки АПК определены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [27]. Министерство сельского хозяйства РФ ежегодно утверждает план-график реализации данной программы, в котором прописаны основные статьи расходов на развитие отечественного агропромышленного комплекса, в том числе на субсидирование отрасли. В настоящее время меры государственной поддержки АПК, можно сгруппировать на три направления (рис. 3).
Рисунок 3. Основные направления предоставления субсидий предприятиям агропромышленной сферы
В рамках указанных направлений предприятиям АПК предоставляются следующие виды субсидий: 1) на поддержку льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса. Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции, могут получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5%. Возмещение кредитной организации недополученных доходов происходит напрямую из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России. Механизм льготного кредитования позволяет предприятиям АПК не отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части процентной ставки с последующим ожиданием их возврата в виде субсидий; 2) на поддержку инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе. Данный вид поддержки реализуется путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), взятым на развитие агропромышленного комплекса. Субсидированию подлежат инвестиционные кредиты, направленные на развитие подотраслей растениеводства, животноводства, мясного и молочного скотоводства; 3) на компенсацию прямых затрат, осуществленных на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Субсидия позволяет возместить часть прямых затрат, понесенных на создание и (или) модернизацию объектов АПК, за счет средств федерального бюджета. Претендовать на получение этого вида поддержки могут предприятия, начавшие строительство и (или) модернизацию плодохранилищ, картофелехранилищ и овощехранилищ, тепличных комплексов, молочных ферм, свиноводческих комплексов, селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, оптово-распределительных центров, не более чем за три года, предшествующих году предоставления субсидии. Получателям средств компенсируется от 20% до 35% затрат на создание (модернизацию) объектов АПК в зависимости от направления и географии их размещения, но не более предельного значения нормативных затрат, определяемого Минсельхозом России;
4) предоставление консолидированной субсидии («единая» субсидия). «Единая» региональная субсидия направлена на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК. Она объединяет 26 субсидий на поддержку сельского хозяйства, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе субсидии на поддержку краткосрочного кредитования, страхования, малых форм хозяйствования, селекции и племенного дела, а также отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, связанных с развитием традиционных для регионов направлений развития сельского хозяйства. Субъекты Российской Федерации в рамках «единой» субсидии самостоятельно определяют объемы, формы и методы государственной поддержки по соответствующим приоритетным направлениям, исходя из специфики сельхозпроизводства, природно-климатических и других особенностей региона, при обязательном выполнении условий предоставления субсидий и достижении плановых показателей результативности, устанавливаемых соглашением о предоставлении субсидий. Размер «единой» субсидии, предусмотренный для бюджета конкретного субъекта РФ, определяется по методике, установленной правилами предоставления и распределения «единой» субсидии, учитывающей различные экономические показатели региона, при этом для обеспечения сбалансированности распределения «единой» субсидии между субъектами Российской Федерации применяется система повышающих и ограничивающих коэффициентов; 5) на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Субсидии выделяются на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока и направлены на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. В связи с этим при распределении данного вида субсидий для субъектов РФ, в которых средняя молочная продуктивность коров по сельхозпредприятиям по итогам за отчетный год составляет 5000 кг и выше –используется повышающий коэффициент. Сельхозпроизводителям субсидии предоставляются при условии обеспечения сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году к уровню предшествующего года;
6) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Цель данного вида субсидий - возместить сельхозпроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) часть затрат на проведение агротехнологических работ, облегчить подготовку к посевным и уборочным кампаниям, стимулировать инвестиции в повышение урожайности и качества почв. Такую субсидию иногда называют «погектарной», поскольку выплаты осуществляются по ставкам в расчете на 1 га посевной площади. Получить субсидию можно через региональный орган АПК: рассмотрение заявки не должно превышать 15 рабочих дней, а средства должны быть выплачены в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об их предоставлении; 7) на обновление парка сельскохозяйственной техники. С целью повышения доступности сельскохозяйственной техники производителям, реализующим такую технику со скидкой, предоставляются субсидии из федерального бюджета. Субсидирование сельхозпроизводителей должно обеспечить эффективность от вложения бюджетных средств. Соответственно, процесс субсидирования должен быть прозрачным на каждом его этапе и сопровождаться тщательным надзором за расходованием средств. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели. Основные (укрупненные) этапы процесса получения сельскохозяйственными организациями государственной помощи в форме субсидий:
1. СХП определяют субсидии, которые они хотели бы получить, и производят оценку требований (условий) их получения; 2. СХП подготавливают все необходимые для получения субсидии документы и представляют их в региональный орган управления; 3. Региональный орган управления АПК изучает и рассматривает представленные документы; 4. По результатам рассмотрения документов региональный орган управления АПК принимает решение о предоставлении субсидии (отказе) и сообщает о принятом решении сельхозпроизводителю; 5. Предусмотренные средства государственной помощи перечисляются сельхозпроизводителю; 6. Контроль выполнения условий и требований, которые установлены при предоставлении тех или иных субсидий, а также контроль целевого использования субсидии. Основнойформой контроля является проверка документов, наличие которых обязательно для получения государственной помощи. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, первичным учетным документам получателя субсидий, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. В процессе проверки рассматриваются и иные документы, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа. Если содержание полученных сведений вызывает обоснованные сомнения либо возникают противоречия, или эти сведения не достаточны для проведения всесторонней проверки, может быть назначена выездная проверка сельскохозяйственного товаропроизводителя. Результатом проверки является выявление соблюдения или несоблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, т.е. подтверждение документального состояния дел фактическому. Особым направлением поддержки сельскохозяйственного производителя следует рассматривать меры по развитию страхования рисков в АПК. В настоящее время страхование деятельности сельскохозяйственных предприятий производится на добровольной основе. В советский период успешно функционировала система обязательного сельскохозяйственного страхования через государственную страховую компанию в едином финансовом механизме всей страны. С распадом СССР и переходом к рыночным отношениям наступил новый период в развитии страхования. Законом РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села» с 1991 г. обязательное страхование в сельском хозяйстве было отменено. Государство выбрало политику стимулировании сельхозпроизводителей к страхованию посевов сельскохозяйственных культур через механизм субсидирования страховых премий. Кроме того, стала активно развиваться система коммерческого страхования через частные страховые компании на рынке страховых услуг.
Наличие договоров сельскохозяйственного страхования является условием предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции [10, ст. 4]. Оказание государственной поддержки в соответствии Федеральным законодательством осуществляется: а) в растениеводстве - при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате воздействия следующих событий: - воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар); - проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер; - нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях [10, ст. 8]; б) в животноводстве - при страховании рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате воздействия следующих событий: - заразные болезни животных, включенные в перечень, утвержденный уполномоченным органом, массовые отравления; - стихийные бедствия (удар молнии, землетрясение, пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, лавина, сель, оползень); - нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии, воды; - пожар [10, ст. 8]. Бюджетные средства в виде субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, поступают на расчетный счет страховщика на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя [10, ст. 3]. Средства федерального бюджета так же выделяются для поддержки сельскохозяйственных организаций, осуществляющих деятельность на неблагоприятных для сельскохозяйственного производства территориях. Неблагоприятными в данном случае признаются территории, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но при этом производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций [20, ст.7] Определить, считается ли конкретная территория неблагоприятной, можно на основе критериев, установленных Правительством РФ (табл. 3). Таблица 3 - Критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции [30]
Территория субъекта РФ относится к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции при соблюдении хотя бы одного из следующих условий: а) 50 и более процентов сельскохозяйственных угодий (применительно к климатическим показателям - 50 и более процентов территории) субъекта РФ соответствуют одному или нескольким критериям, указанным в таблице, а интегральный показатель социально-экономического развития сельских территорий субъекта РФ ниже среднероссийского значения; б) 80 и более процентов сельскохозяйственных угодий (применительно к климатическим показателям - 80 и более процентов территории) субъекта РФ соответствуют двум и более критериям, указанным в таблице независимо от значения интегрального показателя социально-экономического развития сельских территорий субъекта РФ. В структуре государственной помощи, кроме субсидий, выделяют бюджетные кредиты. Они являются самостоятельной формой государственной помощи. В большинстве случаев СХП получают от государства такие кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Характерной особенностью, которая отличает бюджетный кредит от обычного, является то, что часть затрат, связанных с уплатой процентов по такому кредиту, возмещается заемщику бюджетом в виде государственной субсидии. Бюджетный кредит носит строго целевой характер, т.е. выделяется предприятию на определенные цели. Таким образом, поддержка аграрного сектора является важнейшим направлением государственной денежно-кредитной политики и выражается в системном субсидировании отрасли. Данное направление характеризуется распределительным характером на основе принципа приоритета отрасли. ► Контрольные вопросы 1. Укажите особенности сельскохозяйственного производства. 2. Дайте характеристику природных и климатических условий функционирования сельскохозяйственной отрасли. 3. Назовите основные принципы организации сельскохозяйственного производства. 4. В каких организационно-правовых формах экономические субъекты могут осуществлять сельскохозяйственную деятельность? 5. Укажите отличительные признаки сельскохозяйственного производственного кооператива. 6. Какими особенностями обладает земля, как основное средство производства в сельском хозяйстве? 7. Дайте определение земель сельскохозяйственного назначения. Какие виды земель выделяют в составе земель сельскохозяйственного назначения? 8. Какие меры предусмотрены государством в целях охраны и сохранения земель сельскохозяйственного назначения? 9. Укажите основные направления государственной поддержки АПК. 10. Дайте определение субсидии. Какие виды субсидий предоставляются предприятиям АПК? 11. Какими мерами осуществляется стимулирование сельхозпроизводителей к страхованию сельскохозяйственных рисков? 12. По каким критериям осуществляется оценка территорий для отнесения их к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|