Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношений и проведении землеустроительных работ

 

За последние годы в России значительно расширился круг участников земельных отношений – земельными собственниками и землепользователями наряду с сельскими жителями стали десятки миллионов горожан. Рыночная экономика, частная земельная собственность и новые формы хозяйствования на земле поставили много новых вопросов по совершенствованию земельных отношений. Рост числа собственников, владельцев и пользователей земельных участков стимулировал земельный оборот, расширение сферы и изменение характера земельных отношений.

Основной задачей государственного регулирования земельных отношений является улучшение использования земли как главного средства производства и важнейшего природного ресурса, приведение в соответствие новых организационных форм и производственных отношений, создание правовых, организационно–технологических и других предпосылок для перехода общества на более высокий уровень развития по организации цивилизованного земельного оборота и решения экологических проблем.

Существует два типа регулирования земельных отношений: государственное и рыночное. Государственное регулирование обеспечивает организационно–правовой базис, регламентирует экономические взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в рамках существующей правовой базы и с учетом условия производительного использования земельных участков. При этом оба типа регулирования земельных отношений должны функционировать только в тесном взаимодействии.

Кроме того, необходимо учитывать временной фактор проводимых земельных преобразований. Здесь можно выделить две его формы: а) изменения проводятся за достаточно короткий срок в форме кардинальных преобразований; б) изменения осуществляются постоянно, планомерно.

Но, как показывает практика многих развитых стран, и в первом и во втором случаях прямое организующее начало в формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству. Рыночный механизм формируется также в рамках существующего законодательства с учетом интересов государства.

Под государственным регулированием земельных отношений понимается комплекс организованных, правовых, экономических и других направлений, видов и форм государственной деятельности, обеспечивающей многообразие форм собственности, владения и пользования землей, равноправное развитие различных форм хозяйствования на ней, самостоятельность субъектов земельных отношений, рациональное и эффективное использование земельного фонда страны.

Роль и значение государственного регулирования земельных отношений в формировании социальной структуры общества заключается в создании новых социальных слоев, включая собственника земли и лиц, желающих и имеющих возможность приобрести землю.

И здесь огромная роль отводится реформированию земельных отношений. Прежде всего, при этом необходимо обеспечить создание условий для нормального гражданского оборота земли и реализации принципов социальной ответственности перед участниками земельных отношений, преемственность, требующую учета исторически сложившихся социальных и технологических предпосылок для решения современных проблем российского землеустройства и реализм при оценке современной российской земельной ситуации.

 

Регулирование землевладений и землепользований

 

Различные землевладения и землепользования образуют в совокупности земельное хозяйство страны. Рациональная организация земельного хозяйства улучшает территориальное взаимодействие всех отраслей сельского, лесного, водного хозяйства, минерально-сырьевого комплекса и др. Землевладения и землепользования, составляющие вместе со стационарными средствами производства земельное хозяйство, весьма динамичны по своему составу. Ликвидируются и видоизменяются одни предприятия, создаются новые землевладения и землепользования, меняется характер земельных отношений в стране. Эти изменения должны быть объектом разумного государственного регулирования, направленного на обеспечение интересов общества в целом.

Землеустроительные органы имеют существенные функции по управлению (регулированию) земельным фондом. Они организуют работу по кадастровой оценке земель, земельному кадастру объектов недвижимости, мониторингу земель, составлению схем использования и охраны земельных ресурсов, схем и проектов землеустройства, проведению противоэрозионных мероприятий, выполняют картографирование земель, почвенное, геоботаническое и другие обследования и изыскания.

Землеустройство предполагает выполнение действий, которые включают в себя: предоставление земель для федеральных нужд; разработку земельных программ, установление основных положений и реализацию системы землеустройства; осуществление мониторинга и контроля за использованием и охраной земель.

Поэтому землеустройство нуждается в постоянном обновлении соответственно изменениям, происходящим в организации производства и территории.


 

ГЛАВА 3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

В ФЕОДАЛЬНО–КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

Зарождение земельных отношений

И начало межевых действий

В Древней Руси

 

В основе возникновения и развития человеческого общества, а также всякого производства материальных благ лежит труд.

Земля является продуктом природы, естественной основой, первой материальной предпосылкой и условием процесса производства и труда. Чтобы осуществлялся процесс производства, необходимо приложение труда к земле посредством различных средств производства.

Поэтому на всех исторических этапах развития человеческого общества происходило соединение и взаимоприспособление земли (территории) в процессе труда и различных средств производства между собой.

В первобытном обществе это соединение и приспособление носило относительно случайный характер, заключающийся в разграничении сфер использования земель для различных целей.

Люди жили небольшими группами главным образом за счет собирания пищи (грибов, плодов, ягод и др.) и за счет охоты, которые осуществляли коллективно, при помощи простейших орудий. В ряде случаев между отдельными группами людей происходили столкновения, так как большое число людей не могло прокормиться вместе. По этой причине происходили разделение и освоение новых территорий.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений являлась общинная собственность на средства производства, которая соответствовала примитивному характеру производительных сил. Орудия труда в первобытном обществе были настолько слабо развиты, что они исключали возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку. Отсюда вытекала необходимость коллективного труда, общей собственности на землю и другие средства производства, а также на продукты труда. В последующем с развитием орудий производства, ростом населения осваивались новые земли для скотоводства и земледелия.

С появлением собственности и развитием общественного разделения труда между пастушескими и земледельческими племенами, родовыми общинами появилась необходимость отграничивать земли, то есть устанавливать границы используемых территорий. Сначала при этом отграничении земель использовали естественные рубежи (большие реки, озера, границы угодий, балки и другие элементы рельефа). Затем стали применять специально оборудованные знаки и пометки, устанавливаемые на межах (камни, столбы, дороги и др.).

Например, восточные славяне селились в основном небольшими группами в разбросанных укрепленных городах преимущественно на берегах больших рек и озер. Земли, находящиеся вокруг поселений, считались общими, их делили между отдельными лицами или семьями по жребию. Уже в первые века новой эры у них имелись знаки земельной собственности – тамги, которые ставили на границах полей и лугов.

С возникновением частной собственности и классов, разложением первобытно-общинного строя, а в дальнейшем с развитием новых общественно–экономических формаций соединение и взаимоприспособление земли, различных средств производства и живого труда между собой превращаются в форму сознательной деятельности людей по целенаправленной организации использования земель и регулированию земельных отношений. Данная деятельность получила разные названия: сначала землемерие и межевание, а затем землеустройство.

В любом классовом обществе землеустройство призвано воплощать в жизнь интересы господствующего класса, являясь в его руках главным орудием для осуществления земельной политики, направленной на охрану и укрепление прав собственности на землю и организацию ее использования в интересах этого класса.

Необходимость проведения землемерных работ возникла у человечества в глубокой древности. Народы Индии, Египта, Греции и других стран за несколько тысячелетий до нашей эры делили земельные массивы на части, вели строгий учет земель, осуществляли различные измерения в целях строительства каналов, возведения сооружений, отграничения и обмеры земель, учет их качества для обложения налогом.

В Древнем Риме с целью закрепления прав собственности на землю были проведены описания земель, начало которых приписывается Сервию Туллию (IV в. до н. э.). Для этого были заведены специальные реестры, в которые заносили сведения о размере земельных участков, способе их обработок, качестве и доходности земель. В других римских колониях перепись земель первоначально была проведена при Юлии Цезаре (100–44 гг. до н. э.). Преемник Цезаря – Октавиан Август (63–44 гг. до н. э.) ввел точное измерение земель с составлением их описаний, карт, определением качества, что позволило вдвое увеличить налог деньгами и натурой.

Выделение в первобытном обществе классов, процесс перехода к рабовладельческому строю усиливают значение земли как объекта собственности и источника богатства и обостряют земельные отношения, которые на отдельных этапах проявляются в виде суровой, вооруженной борьбы за землю. Яркими страницами этой борьбы явились известное из истории Древнего Рима движение братьев Гракхов в 132–121 гг. до новой эры, крестьянские восстания в Европе в средние века и др.

Острота земельных отношений в России проявилась не сразу. Начало разграничений землевладений относится к отдаленным временам, о которых мы имеем недостаточно сведений и исторических источников. В летописи Нестора “Повесть временных лет” описано лишь географическое расселение славянских племен на пространствах территории нашей страны и нет никаких сведений о том, каким образом эти племена отграничивали свои земли от земель соседей.

Исходя из изучения памятников истории, из источников наших летописцев, еще задолго до времен Нестора восточные славяне селились небольшими организованными группами, о чем свидетельствуют и археологические раскопки. Учитывая многообразие природных и исторических особенностей территории нашего государства, можно предположить наличие двух форм поселений древних славян: по отдельности (индивидуально, семьями, родами) и в городищах (совместно). Данным формам соответствуют и два вида разграничения земель, и соответствующие способы землепользования. Удобные земли, находившиеся вокруг поселений, считались принадлежностью всех членов славянской общины. Они оставались неделимыми, обрабатывались сообща или делились на равные участки в каждом угодье, а затем распределялись по жребию между отдельными лицами или семьями. Уже в первые века новой эры у восточных славян имели место специальные межевые знаки, которые ставились на полях и на границах сенокосов – ”тамги”, представляющие собой сложенные определенным образом камни.

У земледельцев участки делились бороздами, которые, как и любые другие обозначения границ, получили название меж. Отсюда и появилась необходимость в межевании, которое отличается от землемерия и геодезии тем, что разграничение земель носило не только технический характер, но имело юридическое значение, согласно которому границы приобретали законность и могли быть восстановлены во всех случаях их нарушения.

В VI–IX веках в восточнославянском обществе шел процесс классообразования и создания предпосылок феодализма. Возникновение сначала племенных, а затем территориальных княжеств сделало возможным появление государственных объединений. Наиболее крупными из них были Киевское и Новгородское княжества. Объединение их в IX веке под главенством Киева положило начало существованию могущественного древнерусского государства – Киевской Руси. Его классовая сущность направлена на укрепление господства феодалов и закабаление свободных крестьян – общинников. Во главе этого государства стоял самый могущественный феодал – великий киевский князь, считавшийся верховным собственником всей земли.

Факты свидетельствуют о том, что землемерие и межевание на Руси достаточно быстро развивались. Уже к моменту официального принятия христианства (более 1000 лет назад) в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) существовала письменность, проводилось индивидуальное обучение грамоте и было известно землемерие (землеустройство).

С развитием государства все большее значение приобретала земельная собственность. С ростом ценности земли появляется необходимость в регулировании землевладения, в более точном разграничении земель. К этому времени относятся свидетельства летописи о существовании меж на границах удельных княжеств.

 

Удельные князья постоянно сталкивались с необходимостью решения земельных вопросов. По их указанию наделяли землей, отводили земельные участки в натуре, разрешали земельные споры. Межевые работы осуществляли представители известных княжеских и боярских фамилий. Межевое дело для многих семей было наследственным и передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну (например, Вельяминовых, Беклемышевых, Загряжских, князей Звенигородских, Пушкиных, Плещеевых, Шаховских, Жеребцовых, Заболотских и др.).

В статьях “Русской правды” о межах и межевом суде виден будущий свод межевых законов, княжеский служитель, отправленный для отвода и раздела земель, является первым землемером, а его действия – первым видом государственного землеустройства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...