1. 4. Анализ конкурентной среды, основных конкурентов
1. 4. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ, ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ Конкуренция — это явление, при котором разные субъекты рынка вступают в борьбу друг с другом за свои интересы. Под влиянием конкуренции складывается рыночная ситуация. Явление конкуренции — очень сложное и является частью рыночного механизма. Оно оказывает существенное воздействие на конкретное предприятие, отрасль, экономику в целом, позволяя развиваться и становиться сильнее одним предприятиям и вытесняя с арены рынка более слабые. В каждой отрасли ситуация складывается под влиянием нескольких конкурентных сил (рис. 2). Потенциальные конкуренты. Данная сила на первый взгляд воздействует на рынок недостаточно, однако это не так. Выходя на рынок, потенциальные конкуренты могут нести самую разную опасность: от незначительной потери доли рынка частью компаний до вытеснения с рынка. Выходя на рынок, компании часто применяют новые технологии в производстве, строя бизнес с учетом ошибок других фирм. Потенциальные конкуренты могут остаться незамеченными, так как компании, уже давно работающие на рын- Шортер М. Конкуренция. Учебное пособие. М., 2001. ке, недооценивают угрозу с их стороны. Но со временем фирмы, незаметно вошедшие в рынок, становятся сильнее и популярнее благодаря своим преимуществам. Когда ком-пании замечают угрозу, становится уже поздно. Поэтому потенциальные конкуренты вносят существенный вклад в конкуренцию в отрасли. Сила потенциальных конкурентов зависит и от действий, которые существующие на рынке компании предпринимают, чтобы выжить новичков с рынка или не позволить им занять прочное положение на нем. Товары-заменители. Эта группа также оказывает существенное, но не очевидное влияние на отрасль. Например, масло и маргарин, кофе и какао, минеральная вода и молочные продукты — товары-заменители. Эти товары аналогичны по своему действию, они могут без особенного ущерба для потребителей быть заменены друг другом. Поэтому товары-заменители создают более напряженную конкурентную борьбу в отрасли.
Поставщики. Они могут существенно влиять на ситуацию в отрасли, так как от их поставок зависит процесс производства продукции. Сильно влияют на рынок поставщики тех ресурсов, которые при изготовлении продукции являются основными (различное сырье). Поэтому нельзя недооценивать поставщиков, изучая ситуацию в отрасли и уровень конкуренции внутри нее. Также власть поставщиков увеличивается, есди у предприятий нет альтернативы или издержки переключения слишком высоки. Покупатели. Они в той или иной мере обладают властью над рыночной ситуацией. Однако степень их влияния на рынок может существенно отличаться в зависимости от разных факторов. Например, чем однороднее рынок, тем больше власть покупателей. Если на рынке присутствуют стандартные продукты, то конкуренция между производителями будет сильнее. Также покупатели сильнее влияют на уровень конкуренции, если издержки переключения малы (то есть покупатель без ущерба для себя может отказаться от одного продукта в пользу другого, производимого другой компанией). Конкурентная борьба между существующими в отрасли конкурентами. Это наиболее очевидная сила, которая влияет на уровень конкуренции. Предприятия, производящие аналогичную продукцию, борются за потребителей постоянно, так как их интересы противоположны: если какое-либо предприятие добивается лидирующего положения на рынке, то это идет во вред остальным участникам. Для того чтобы стать лидерами или закрепиться на рынке, получив свою долю, компании прибегают к маркетинговым инструментам, проводят рекламные кампании, предлагают новые услуги, совершенствуют производство продукта, его упаковку и т. д. Средства конкурентной борьбы разнообразны. Их использование может ограничиваться законодательно или же этическими нормами (здесь речь идет о недобросовестной конкуренции). Действия каждого участника рынка находят ответ среди конкурентов. Ответные действия призваны снизить положительное влияние на рынок действий компании или же улучшить мнение о той, что предприняла их. С ответными действиями стоит быть осторожными, так как они могут нанести вред той фирме, что их предприняла. Например, излишнее снижение цен в ответ на снижение цен конкурентов может поставить фирму в положение, когда цена близка к себестоимости, и производство становится нерентабельным.
Анализ конкурентных сил рынка позволяет определить, насколько легко войти в отрасль, как стоит себя позиционировать, откуда исходит главная опасность для производителей, выявить сильные и слабые стороны компании, ее конкурентов, определить направления развития и т. д. Конкуренция является одним из наиболее значимых вопросов, которые рассматривает организация при разработке стратегии рекламной кампании, при принятии решения о ее проведении. В зависимости от особенностей отрасли главными силами могут являться разные конкурентные силы. Например, на некоторых рынках сильнее всего влияние покупателей, а на некоторых — новых игроков, которые приходят на рынок. Важным шагом в условиях рынка и в условиях конкуренции является разработка конкурентной стратегии. Цель разработки конкурентной стратегии — выбор такого способа позиционирования, который характеризовал бы компанию и ее продукт и выделял бы на ее фоне конкурентов. Разработка конкурентной стратегии всегда ведется с учетом деятельности конкурентов. Поэтому анализ конкурентов — это центральная часть разработки конкурентной стратегии. Анализ конкурентов состоит из нескольких этапов. Все части анализа конкурентов важны для создания единой картины, определяющей конкурирующие фирмы и место компании среди них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|