1. 5. Анализ целевой аудитории. Преимущества составления программы сегментирования.
1. 5. АНАЛИЗ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ Целевая аудитория — это группа потенциальных потребителей, для которых предназначен товар. Целевой рынок — это и есть рынок, где есть целевая аудитория. Именно на целевой рынок и на целевую аудиторию направлены все маркетинговые мероприятия, все действия компании по стимулированию сбыта своей продукции. Для определения целевых рынков и целевой аудитории проводится сегментация рынков. Путем сегментации рынков предприятие концентрирует свои усилия на тех участках, где ему это наиболее выгодно. Тем самым снижаются расходы на борьбу с конкурентами, на рекламу и по иным направлениям. Сегментация помогает более эффективно расходовать имеющиеся финансовые ресурсы и время, что благоприятно сказывается на конечном результате деятельности компании. В процессе сегментации рынок разделяют на несколько частей в соответствии с особенностями аудитории. Таким образом из целого рынка выделяют его составляющие, которые являются группами людей, объединенных по какому-либо принципу. Все покупатели разные, у них есть свои предпочтения и особенности. Это и учитывает сегментирование. С помощью сегментирования производители способны удовлетворить потребности покупателей наиболее полно, а конкуренция становится менее жесткой в отрасли. Сегментация обладает следующими преимуществами: 1) учитывает потребности покупателей, особенности каждой группы людей, представленной на рынке. Учет особенностей потенциальных потребителей позволяет рынку лучше функционировать; 2) способствует спецификации маркетинговых мероприятий, которые разрабатываются компанией, учитывает особенности сегментов и повышает их эффективность;
3) способствует распределению маркетинговых ресурсов по основным направлениям в соответствии с сегментами. Ресурсы направляются на стимулирование спроса разных товаров таким образом, чтобы учитывать особенности спроса в каждом сегменте рынка; 4) позволяет выявить сегменты рынка, где спрос еще не удовлетворен. Таким образом компании могут начать выпуск новых товаров специально для таких сегментов, что позволит занять еще одну нишу на рынке, которая не была замечена ранее конкурентами. После того как компания провела сегментацию, она выбирает, какие именно сегменты рынка для нее наиболее привлекательны. Дальнейшая работа проводится именно с ними: предложение им продуктов, наиболее полно удовлетворяющих их потребности, и разработка целевых маркетинговых программ, которые максимально полно учитывают их особенности. От процесса сегментирования зависит эффективность работы компании по продаже своей продукции. Процесс сегментирования можно разделить на три этапа. 1. Сбор и анализ информации. На данном этапе проводится сбор информации о покупателях продукции или о клиентах фирмы, анализ потребителей и деятельности компании, способа позиционирования, конкурентных преимуществ, рыночных тенденций и иных факторов, которые так или иначе затрагивают компанию. 2. Разработка стратегии сегментирования. На данном этапе проводится сегментирование рынка, выбор наиболее привлекательных сегментов, где деятельность компании будет более эффективной. В каждом из выбранных сегментов позиционирование проводится отдельно. 3. Внедрение. На данном этапе происходит осуществление стратегии позиционирования. Разрабатываются марке- тинговые программы и маркетинговые мероприятия, при помощи которых стратегия сегментирования, разработанная на предыдущем этапе, будет выполнена. Необходимо не просто составить план мероприятий, но и продумать пути его исполнения, а также методы контроля.
Преимущества составления программы сегментирования. 1. Получение новой информации о рынке, о конкурентах, о своем положении среди них. Новая информация помогает лучше ориентироваться в сегодняшней ситуации, а если разработка программы базируется на устаревших данных, то результат получается неудовлетворительным, так как несоответствие между старыми и новыми данными может быть существенным, даже если временной разрыв составляет всего несколько месяцев. 2. Вся деятельность компании строится скорее в соответствии с потребностями рынка, чем с собственными представлениями о бизнесе. Близость к рынку позволяет наиболее полно удовлетворять потребности покупателей, учитывать все факторы, влияющие на бизнес. 3. Установление новых приоритетов в работе. Компания ориентируется не на весь рынок, а на его отдельные сегменты, где ее деятельность будет наиболее успешной. Иногда такие решения коренным образом меняют всю деятельность компании, положительно отражаются на стратегии ее развития. 4. Оптимизация использования ресурсов компании. Благодаря сегментированию ресурсы распределяются по необходимым направлениям и в соответствии с определенными пропорциями. 5. Улучшение конкурентных преимуществ. Благодаря ные преимущества, которыми компания обладает, использу- ются не полностью и неоптимально. 6. Лучшее понимание потребностей рынка, потребностей целевой группы потребителей. Иногда сегментирование предполагает полный пересмотр прежних взглядов на потребителей. Дело в том, что целевая группа может в значительной мере отличаться от общей массы потребителей на рынке. В процессе составления программы сегментирования учитывается все: от особенностей спроса в данном сегменте до совершения покупки.
7. Разработка маркетинговых программ ведется в соответствии с особенностями приоритетных сегментов рынка. Это позволяет делать маркетинговые мероприятия более эффективными и действенными, так как максимально полно учитываются запросы целевой аудитории. Чем больше учитываются особенности целевой группы потребителей, тем лучшее воздействие на них оказывают маркетинговые программы. 8. Сегментирование отражается не только на внешней деятельности, но и на внутреннем устройстве компании. Иногда оно способствует изменению ее структуры, работы некоторых отделов и др. Это обусловлено тем, что изменения в производстве, позиционировании, маркетинге и других областях требуют изменения в работе сотрудников, а иногда и целых подразделений компании. Сегментация рынков проводится по определенным признакам. Наиболее распространенными признаками для сегментации являются: 1) географическое положение (от 3 до 7 географических зон); 2) пол (мужской или женский); 3) возраст (младший, средний и старший); 4) доход (низкий, средний, высокий). Но для каждого конкретного товара набор признаков будет разным. Помимо сегментирования для построения эффективной маркетинговой стратегии используются и другие приемы. К таким приемам относят психографику. Психографика — это наука,. изучающая психологические особенности поведения людей, используемые в маркетинге. Зная особенности поведения и психику людей, можно предугадывать их поведение, подстраиваться под них, чтобы наиболее полно удовлетворить все запросы. Попытки разделить всех потребителей в соответствии с особенностями их поведения предпринимались еще в середине XX в. В частности, в 1960 г. Д. Рисмэн выделил три типа людей в соответствии с особенностями их потребления: 1) традиционалисты, которые в потреблении консервативны и придерживаются общепринятых норм; 2) социалисты, которые зависят от чужого мнения, приспосабливаются, подражают, то есть несамостоятельны при выборе товаров;
3) индивидуалисты, которые в потреблении независимы, ориентируются не на чужое мнение, а на свои представления. В 1970-х гг. Р. Хейли привел свое разделение потребителей в зависимости от выгод, которые они ищут для себя, потребляя товары: 1) искатели статуса, потребление которых направлено на то, чтобы повысить свой уровень в глазах других людей, подняться над ними, показать престиж, подчеркнуть высокий социальный статус; 2) консерваторы, которые привязаны к традиционным представлениям, имеют высокий социальный статус и чтят традиции, стабильность;
3) рационалисты, экономные, которые в потреблении ориентируются на экономические выгоды, то есть в товаре они ищут оптимальное для себя сочетание цены и качества; 4) жизнелюбы, которые стремятся следовать моде и последним тенденциям; 5) независимые, которые в потреблении ориентируются на свои представления, свой стиль, не ищут одобрения со стороны; 6) гедонисты, которые часто являются людьми с доходами выше среднего, ищут в потреблении комфорт и удовольствие. После этого не раз предпринимались попытки классифицировать людей в соответствии с их стилями потребления. Масштабное исследование было проведено в 1990-х гг. В исследовании приняло участие 15 000 потребителей из 14 стран мира (США, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Германия, Финляндия, Испания, Мексика, Колумбия и Венесуэла, Япония, Гонконг, Индонезия). В данном исследовании были представлены модели разных обществ и культур: англосаксонской, германо-скандинавской, латинской и тихоокеанской. Исследование проводилось на предмет отношения людей к определенным нормам, ценностям, поведению. Без учета национальных особенностей было выделено пять стилей потребления: 1) стремящиеся (стремятся к успеху в жизни, ищут удовольствия, энергичные, как правило это молодые люди); 2) достигающие (обеспеченные потребители, добившиеся в жизни определенного положения, как правило, люди средних лет); 3) традиционалисты (среднеобеспеченные потребители, консервативны во взглядах, чтят традиции и следуют общепринятым нормам); 4) приспосабливающиеся (адаптированные люди, как 5) подавленные (малообеспеченные потребители, посто Помимо приведенных классификаций в соответствии с особенностями и стилем потребления существуют и иные разделения. Но все они так или иначе подразделяют людей на группы, что помогает производителям ориентироваться не на весь рынок, а на определенные его сегменты.
Покупатели существенно различаются между собой, это не однородная группа людей, которая действует по единому сценарию и по одним правилам. Даже внутри целевой группы могут наблюдаться существенные различия в по- треблении одного и того же продукта. Проводя сегментирование, рынок можно разделить не на пять--десять, а на несколько десятков сегментов, что создает дополнительные трудности в выборе тех, где компания будет наиболее успешно осуществлять свою деятельность. Рынок можно разделить на сегменты с точки зрения пользования товаром: покупатели, еще не приобретавшие товар, покупали, приобретавшие товар, регулярные пользователи и потенциальные потребители. Покупатели могут по-разному относиться к разным маркам товара. Есть группа покупателей, которые постоянно приобретают один и тот же товар одной марки. Это лояльные покупатели, которым нравится компания, нравится продукт, они эмоционально привязаны к ним. Некоторые покупатели покупают товар двух-трех марок. Это не такие верные покупатели, как те, что пользуются только одной, однако и они постоянны в своих предпочтениях. Другая группа потребителей покупает товар разных марок, постоянно меняя свои предпочтения. Это не означает, что они используют товар каждой марки только единожды, но говорит о том, что привязанности к конкретной марке у них нет. И еще одна группа потребителей — потребители, которые вообще не проявляют никаких предпочтений ни к одной марке. Иногда их называют странниками. Для каждой компании наиболее желаемыми являются лояльные покупатели, которые постоянно покупают товар одной компании, эмоционально привязаны к марке или бренду. Однако заполучить и удерживать таких потребителей сложно, требуются усилия и постоянная работа в данном направлении. Однако если компания решила сформировать среди потребителей группу лояльных покупателей, то разрабатываются специальные программы, направленные на достижение поставленной цели. Потребители принимают решения о покупке по-разному. Иногда спонтанно, иногда после долгого и тщательного анализа и сравнения свойств товаров разных марок. Но в целом процесс принятия решения можно рассмотреть как совокупность ряда составляющих. В соответствии с каждым элемен- том необходимо предпринимать разные действия для привлечения потребителей к конкретной торговой марке (таблица 2). Таблица 2 Составляющие принятия решения о покупке
У людей в силу разных обстоятельств и под влиянием различных факторов складывается свой стиль потребления (таблица 3). В соответствии со своим стилем потребления покупатели ведут себя в магазине при выборе товаров (своего рода набор правил, которые человек осознанно или неосознанно использует). Успех рекламной кампании и маркетинговых мероприятий зависит не только от того, как выбирается продукт, но и от того, как он используется после его приобретения. Таблица 3 Классификация потребителей по стилю потребления4
Каждый потребитель в определенный момент времени относится к определенному типу, но нельзя сказать, что тип потребления сохраняется на протяжении всей жизни. Периодически стиль потребления может меняться под воздействием ряда факторов (например, с изменением возраста, социального статуса и т. д. ). Сегментация рынков проводится разными способами. Наиболее распространенные методы сегментации: 1) построение сетки сегментации; 2) сегментация по выгодам; 3) группировка; Юсновы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1997. 4) многомерная классификация; 5) функциональные карты. При выборе сегмента, в котором компания будет наиболее активно действовать, учитываются некоторые факторы, характеристики, требования, важными из которых являются: 1) емкость рынка. Ее определяют для того, чтобы понять, каковы будут возможные расходы на его освоение, а также какую потенциальную прибыль можно будет получить; 2) устойчивость сегмента. Крайне важна для компании, которая решила прийти на рынок надолго. Когда определяется устойчивость сегмента, компания принимает решение о том, действительно ли данный сегмент ей подходит, будет ли деятельность в нем эффективной и долгой. Если устойчивость сегмента недостаточна, то лучше отказаться от намерения осваивать его. Вовремя проанализировать устойчивость — значит принять обоснованное решение о целесообразности присутствия в данном сегменте; 3) доступность сегмента. Это важное требование для принятия решения о присутствии на рынке. Если рынок доступен, то для предприятия будет гораздо легче найти каналы распределения, партнеров, обеспечить хорошие условия для хранения и транспортировки товаров, обеспечить продвижение товаров и т. д. Недоступность рынка связана со сложностью входа на него и другими сложностями, с которыми сталкивается компания, которая все же начала свою деятельность на данном рынке; 4) совместимость сегмента рынка с остальными час-тями рынка. Деятельность компании в данном сегменте может так или иначе затронуть интересы конкурентов, которые работают в других сегментах, если данные сегменты совместимы. Если интересы компании слишком сильно пересекаются с интересами конкурентов, то это означает дополнительные расходы в будущем на конкурентную борьбу за данный сегмент. Поэтому данный фактор нужно учитывать при оценке сегмента и при анализе возможных будущих расходов; 5) прибыльность. Ее оценка приводится на основе расчета рентабельности, нормы прибыли и других показателей. Прибыльность может показать либо привлекательность сегмента, либо неудовлетворительные характеристики. Недостаточная прибыльность говорит о том, что не стоит входить на данный сегмент рынка. Оценка прибыльности проводится по тем показателям, которые наиболее полно показывают результат деятельности предприятия в данной отрасли; 6) эффективность работы именно на данном сегменте рынка. Определяется способом организации производства и менеджмента на предприятии, способностью подстраиваться под особенности рынка, достаточностью ресурсов. От того, насколько эффективной может быть деятельность конкретной компании на определенном сегменте рынка, в большой мере зависит конечное решение о том, стоит ли выходить на рынок, а точнее, на данный сегмент; 7) защищенность сегмента от новых конкурентов. Важно знать, какие именно предприятия могут в будущем стать конкурентами, какие у них сильные и слабые стороны, если у них конкурентные преимущества и т. д. Все это помогает определить, на каких сегментах следует сосредоточиться, а возможно, и от каких лучше заранее отказаться. Компания при планировании своей деятельности выбирает одну из трех стратегий охвата рынка: 1) недифференцированный маркетинг. Данная стратегия предполагает, что рынок рассматривается как единое целое, а не как отдельные сегменты. Компания предлагает товар не узкой группе лиц, а всему рынку. Поскольку потребители на рынке различаются между собой, то компания в маркетинговой стратегии делает упор на их общие черты. Расчет идет на большинство покупателей, которые более или менее однородны. Стратегия рекламной кампании и все маркетинговые мероприятия не учитывают индивидуальных особенностей сегментов, а предлагают продукт рынку в целом. На некоторых рынках, где потребители не сильно различаются, четкого выделения сегментов с ярко выраженными характерными чертами нет, недифференцированный маркетинг будет давать высокие результаты. С финансовой точки зрения недифференцированный маркетинг выгоден, так как затраты на него небольшие. Издержки низки как при производстве товаров (так как предлагается один товар всему рынку), так и при проведении маркетинговых мероприятий и рекламных кампаний. Например, нет необходимости проводить исследование каждого сегмента рынка. Если деятельность такой фирмы рассматривать с точки зрения деятельности в разных сегментах, то можно отметить ориентацию на наиболее крупные из них; 2) дифференцированный маркетинг. Такая стратегия предполагает ориентацию не на рынок в целом, а на его сегменты. При этом для каждого сегмента выпускается свой товар. Так можно охватить значительную долю рынка, но в то же время учесть особенности каждого сегмента. Товар, производимый для каждого сегмента, более полно учитывает потребности покупателей, поэтому они в будущем могут стать приверженцами именно этой марки, что позволит более прочно закрепиться в сегменте. Это, в свою очередь, влияет в целом на восприятие компании на рынке. Если компания ассоциируется с наиболее крупными сегментами, то она начинает ассоциироваться с рынком в целом. Это оказывает положительное влияние на ее имидж и общее мнение о ней. Таким образом, дифференцированный маркетинг для некоторых рынков, где сегменты четко выделены, является наилучшей стратегией, так как позволяет занять значительную долю рынка при наиболее полном учете потребностей покупателей из выбранных сегментов; 3) концентрированный маркетинг. В случае концентрированного маркетинга товар производится исключительно для одного сегмента. Здесь усилия направляются не на рынок в целом и не на большую часть рынка, а лишь на небольшой его сегмент. Часто концентрированный маркетинг не предполагает лидирующих позиций, однако он позволя- ет закрепиться на определенном участке рынка, занять там прочное положение и обеспечить стабильную деятельность. Концентрированный маркетинг обладает своими преимуществами, которые, однако, будут ощутимы только тогда, когда он используется грамотно и на тех рынках, где подобная стратегия целесообразна и оправданна. Концентрированный маркетинг связан с повышенными рисками. Если при дифференцированном и при недифференцированном маркетинге компании ориентируются на большую часть рынка, то Концентрированный маркетинг предполагает работу с узким сегментом, то есть если в нем закрепиться не удается, то Компания с рынка уходит. При других стратегиях неудача В одном из сегментов не так значительна. Именно по этой причине концентрированный маркетинг является не очень распространенной стратегией. Несмотря на разнообразие маркетинговых стратегий, В условиях рынка главным остается потребитель. Именно от его мнения и его отношения к товару зависит производитель. Если производитель прислушивается к мнению потребителей, удовлетворяет потребности выбранного сегмента рынка, то он становится успешным, закрепляется на рынке, получает свою долю рынка. Те производители, которые игнорируют интересы потребителей или же уделяют им недостаточно внимания, страдают от потери прибыли, от низкой рентабельности производства, низкого спроса на товар, и к тому же они часто вынуждены уходить с данных рынков, так как они не могут получить прибыли. Потребителей следует отличать от покупателей. Это два схожих понятия, которые, однако, имеют принципиальные различия в некоторых вопросах. И потребители, и покупатели приобретают товар, однако потребители делают это исключительно для собственного потребления, а покупатели — не только для потребления, но и для использования в дальнейшем в производстве. Например, потребители покупают ткань для собственных нужд или производства, а покупатели — не только для себя и производства, но и для перепродажи, например для магазина тканей. Под потреблением понимается процесс использования благ для удовлетворения своих потребностей, но не для перепродажи. Потребители, как и покупатели, не являются однородной группой. Они также подразделяются на группы в зависимости от признака классификации (таблица 4). Таблица 4 Классификация потребителей
Разделяют потребителей и по отношению к новинкам. Реакция потребителей на новый товар и степень готовности к его приобретению крайне важны для производителей, так как вывод товара на рынок — очень сложный и ответственный этап. Создана даже специальная психографическая шкала, которая показывает отношение людей к новинкам. Новаторами, то есть теми, кто готов сразу же попробовать новый товар, являются всего 2, 5% потребителей; ранними последователями (теми, кто использует товар после того, как он опробован новаторами) являются 13, 5% покупателей; поздними последователями, теми, кто пробует товар после того, как значительное число людей его приобрело, являются 34% потребителей (иначе их назы- вают ранним большинством); позднее большинство по числу участников данной группы совпадает с ранним большинством; то есть тоже 34%; остальные 16% — консервативные потребители, они приобретают товар позже всех, да и то с крайней настороженностью, так как не любят пробовать новое. Знание типа потребителя в современных условиях крайне важно. Оно помогает подобрать те маркетинговые инструменты, которые будут эффективны в конкретном случае, будут учитывать особенности поведения потребителей, их предпочтения. Такой подход позволяет увеличить продажи продукта. Необходимо разрабатывать индивидуальный подход на каждом этапе принятия решения о покупке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|