Процесс принятия решения о приобретении товара можно разбить на пять этапов.
Процесс принятия решения о приобретении товара можно разбить на пять этапов. Этап 1-й. Осознание потребности. На данном этапе человек понимает, что товар ему необходим. Осознание потребности можно ускорить или вызвать при помощи маркетинговых приемов, чем активно пользуются производители товаров. Этап 2-й. Поиск информации. После того как человек понял, что ему необходим товар, он начинает поиск информации о нем, о его особенностях, о разных производителях. Этап 3-й. Оценка возможных вариантов приобретения товара. Это анализ информации, полученной на предыдущем этапе. Сравниваются возможные варианты приобретения, цены, качеств товаров. Этап 4-й. Принятие окончательного решения о покупке товара. Решение принимается на основе анализа, проведенного на предыдущем этапе. Покупатель выбирает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его запросам и обладает оптимальным на его взгляд сочетанием цены и качества. Этап 5-й. Оценка правильности сделанного выбора. Это процесс использования товара. Если покупатель доволен, то в следующий раз он, возможно, приобретет тот же товар. Если нет, то он обратится к другому производителю. Поведение потребителей очень сложно предугадать, каждый имеет свое мнение и свой мотив поведения. Очень сложно изучить и учесть все мотивы и факторы, воздействующие на потребителя, до конца. На его поведение влияет множество факторов, и от того, насколько правильно они определены, зависят успех деятельности компании на рынке и эффективность проводимых маркетинговых мероприятий. 1. 6. АНАЛИЗ ПРОДУКТА (РЕАЛИЗУЕМОГО ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ) Новый товар на рынке (или просто усовершенствованный товар) иногда является тем фактором, который позволяет компании закрепиться на рынке, выделиться среди конкурентов. При выходе на рынок с новым товаром, который положительно воспринят потребителями, производитель обладает серьезными преимуществами. Во-первых, некоторое время у него нет конкурентов, а потому он может диктовать свои условия рынку. Во-вторых, у потребителей эта компания будет какое-то время полностью ассоциироваться с товаром. Однако успешно выйти на рынок с новым товаром не так уж легко. Это рискованно, так как всего лишь 20% новых товаров воспринимаются рынком. Да и из них не все становятся популярными. Тем временем издержки на запуск нового производства очень высоки, а неудача нового товара может негативно сказаться на финансах производителя.
Причин, почему новый товар сложно воспринимается рынком, много. Среди них несоответствие времени выпуска и возможностей товара (когда товар опережает время и будет успешным только позднее, при ином уровне развития общества и технологий), неудачный дизайн, несоответствие требованиям потребителей и т. д. Для того чтобы снизить риск возможных неудач, товар проходит предварительное тестирование, то есть проверку. Такие исследования следуй ет проводить до начала производства, чтобы не выделять деньги на то, что заведомо не принесет прибыли. Тестирование товара проводится при помощи потребителей. Небольшой выбранной группе предлагают оценить товар, который представлен на данном этапе в виде концепции, иногда предлагают посмотреть образец. Важно как можно более подробно описать свойства, назначение и внешний вид товара и выслушать мнение потребителей по поводу нового товара (что нравится, не нравится, каких свойств не хватает новому товару и т. п. ). Эти замечания следует учитывать при разработке варианта, который будет запущен в производство.
Тестируют не только вид и свойства товара, но и его название. Процесс создания имени для товара называют неймингом. Это самостоятельная сфера, которая занимается составлением имен и названий для товара. Часто название или имя товара или услуги играет большую роль в его судьб», особенно это касается новых товаров, свойства которых потребителю еще неизвестны. Тестирование названий проходит при помощи опроса, когда людям предлагают несколько вариантов, которые необходимо оценить и запомнить. При этом имя воспринимается с двух точек зрения: как ассоциация с предыдущим опытом и как первая реакция. Как только человек видит новое название, у него появляются ассоциации. Эти ассоциации с предыдущим опытом (с названиями предметов явлений и др. ) помогают легче запомнить новое название. При этом важно, чтобы не возникало ложных ассоциаций, которые предполагают ассоциации с названием товара, не имеющего отношения ни к торговой марке, ни к данному товару. В этом случае название, возможно, и запомнят, но правильных ассоциаций, направленных на повышение доверия к торговой марке, не будет. Первая реакция на название товара не менее важна, чем возникающие ассоциации. Первая реакция должна быть однозначно положительной. Принцип «реклама, на которую потребители реагируют, уже хорошая реклама» не действует. Негативные эмоции, безусловно, спо- собствуют запоминанию товара, однако вряд ли потребитель захочет приобретать тот товар, который вызвал негативную реакцию. Название товара выбирается поэтапно: сначала тестируют множество названий, затем выбирают несколько наиболее удачных вариантов, среди которых остается впоследствии только один — тот, который и становится названием торговой марки. Возникает вопрос, как же выбрать то название, которое станет наиболее удачным для нового товара. Для окончательного выбора главным может быть мнение руководителей компании, специалистов, других экспертов. Важно, чтобы выбор того или иного названия был обоснованным и не базировался на простой симпатии к определенному варианту. Компании, которые подходят к выбору нового названия добросовестно, предпочитают использовать специальные исследования. Эти исследования выясняют мнение конечных потребителей, то есть тех, кто будет приобретать товар. Такие исследования позволяют выбрать название, которое скорее всего придется по вкусу целевой аудитории. Таким образом снижаются риски, связанные с неприятием названия товара или торговой марки в начале выхода товара на рынок. Могут быть выявлены названия, с которыми возникают негативные ассоциации, а также названия, которые трудно запоминаются потребителями или не запоминаются вообще. Такие исследования помогают исключить субъективные факторы при выборе имени, что часто мешает, к примеру тогда, когда окончательный выбор проводит руководитель предприятия.
Анализ товара не ограничивается выбором нового названия тестированием разных вариантов имени для товара или торговой марки. В процессе анализа товара используют также эксперимент и пробный маркетинг. Эксперимент — это исследование, в процессе которого объект исследования помещается либо в реальные условия, либо в искусственную среду, максимально приближенную к реальной. При этом поведение объекта исследования при- мерно равно поведению в реальной ситуации. В ходе эксперимента можно менять значение разных факторов, воздействующих на объект, и таким образом определить, какие факторы наиболее сильно влияют на него, какие не оказывают существенного воздействия, а также влияние зависимых и независимых переменных на объект. Зависимая переменная — переменная, которая может изменяться, если изменять начальные условия в исследовании. Независимая переменная — переменная, которая не может быть изменена исследователями. Эксперимент может проводиться в разных условиях. Иногда эксперименты проводят в реальных условиях, чтобы получить наиболее полную и достоверную информацию о поведении объекта. В случае нового товара — это исследование, которое покажет, как товар будет воспринят целевой аудиторией. Эксперименты, проводимые в лабораторных условиях у шало приближены к реальности, однако и они обладают своими преимуществами. В первую очередь это возможность изменить те или иные переменные. В лабораторных условиях гораздо проще измерить влияние тех или иных факторов, изменить степень их воздействия на объект исследования. Поэтому в ряде случаев лабораторные исследования — это оптимальный вариант эксперимента.
Проведение экспериментов позволяет оценить степень воздействия независимых переменных на зависимые. Очень важно знать взаимосвязь переменных, степень влияния их друг на друга. Иногда приходится строить сложные многофакторные модели, позволяющие не просто оценить влияние факторов друг на друга, но и получить конкретные цифры и коэффициенты. Для этого используются специальные компьютерные программы и методики. Многофакторный анализ — это тот метод, который, к сожалению, не слишком распространен, несмотря на свою эффективность. Это связано со сложностью его применения и необходимостью обладания специальными знаниями. Результаты, которые получены в ходе эксперимента, затем распространяют на большое количество людей. Дело в том, что значительная масса потребителей реагирует на товар и маркетинговые мероприятия однотипно. Но для того, чтобы сделать такой вывод, необходимо оценить, действительно ли небольшая группа людей, с помощью которых проводился эксперимент, является типичным представителем целевой аудитории. Успех товара на рынке зависит главным образом от потребительских оценок. Потребительские оценки товара важны на любом этапе его создания и продвижения: от создания модели и имени до реализации маркетинговых мероприятий для стимулирования продаж. Г. Ассэль отмечает, что потребители рассчитывают на наличие у товара различных достоинств, поэтому рассматривают его с разных точек зрения5. Согласно его теории существует три уровня восприятия товара: 1) товар по замыслу; 2) товар в реальном исполнении; 3) товар с подкреплением.
Уровни можно представить в следующей форме (рис. 3).
Товар по замыслу. Это основной товар, обладающий определенными свойствами, которые и предназначены для удовлетворения потребностей покупателей. Например, свойство стиральной машины — возможность стирать одежду. Товар по замыслу — это основной уровень, который воспринимается потребителем в первую очередь. Если товар по замыслу не будет оценен, то и другие уровни не сыграют существенной роли при формировании образа в сознании потребителей. Поэтому важно, чтобы данный тип восприятия был положительным. При выборе марки товара потребитель смотрит не только на дополнительные функции или дополнительное обслуживание, а в первую очередь он пытается оценить, насколько товар может удовлетворять потребность. Речь идет не о качестве продукта, а о возможности его использования по прямому назначению.
Товар в реальном исполнении. Это образ товара, который включает его качество, некоторые свойства, название торговой марки, стиль, упаковку и др. Товар в реальном исполнении более осязаем, чем товар по замыслу. Если товар по замыслу — это в первую очередь идея товара, то, для чего он предназначен, то товар в реальном исполнении — это конкретный товар со своими особенностями, уровнем качества, образом торговой марки. Создавая товар в реальном исполнении, предприятие пытается сделать его особенным, придать ему такие свойства, которые отличают его от товара конкурентов. Товар с подкреплением. Это сервис, связанный с товаром, то есть дополнительное обслуживание, доставка, возможность оплаты товара в рассрочку или в кредит и т. д. Подобные услуги имеют сегодня большое значение, так как при высоком уровне конкуренции в ход идут не только конкурентные преимущества товара, но и качество его послепродажного обслуживания. Чем лучше сервис, тем больше шансов, что данный товар будет приобретен. Первый уровень — товар по замыслу — является базовым, на нем строится второй уровень — товар в реальности, а на нем, в свою очередь, третий — товар с подкреп- лением. Потребительские свойства товара следует анализировать при помощи данной модели, последовательно изучая каждый из трех уровней. Анализ товара включает в себя и анализ жизненного цикла товара. Каждый товар находится на определенной стадии своего жизненного цикла. Выделяют четыре этапа жизненного цикла товара: 1) выход товара на рынок; 2) рост; 3) зрелость; 4) спад. Каждый этап обладает своими характерными чертами, своими проблемами и имеет свои эффективные маркетинговые приемы. Например, на этапе выхода на рынок целью маркетинговых мероприятий является знакомство потребителей с товаром, стремление заинтересовать их в покупке, создание положительного образа товара и торговой марки. На стадии роста целью является рост продаж, а также формирование лояльного отношения к товару, торговой марке (то есть формирование эмоциональной привязанности к компании и бренду). На этапе зрелости производители пытаются сохранить высокие темпы и уровень продажи товара, то есть поддерживается уже существующий интерес к товару. На этапе спада товар может приобрести новые свойства для дальнейшего своего развития, может постепенно выйти из производства, но и на этом этапе производитель старается сделать производство товара выгодным. Соответственно на каждом этапе разрабатывается своя рекламная кампания, учитывающая как особенности этапа жизненного цикла, так и способ позиционирования товара, его образ. Приобретя продукт, потребитель оценивает его не только с точки зрения качества, но и с точки зрения цены. Каждому товару потребитель приписывает определенную стоимость, которая, по его мнению, является справедливой. С ней он сравнивает впоследствии все цены на аналогичные товары. Для того чтобы продукт был привлекателен для по- требителя по цене, проводят тестирование цен, которое позволяет выявить ценовые границы. Тестирование цен проводится при помощи различных методов, которые можно разделить на две группы: прямые методы и косвенные методы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|