3. 2. Тактика BTL: планируем промо
BTL — это непрямая реклама. Под BTL понимают комплекс маркетинговых мероприятий, которые направлены на увеличение продаж. К BTL относят следующие элементы: 1) стимулирование сбыта среди потребителей — это распространенные методы повышения продаж. Однако часто предприятия ограничиваются этим направлением в работе с BTL, что неверно. Стимулирование сбыта среди потребителей. не единственное направление BTL. Трудно представить сегодня компанию, которая не пыталась бы стимулировать сбыт среди своих покупателей. Для стимулирования сбыта среди потребителей используют самые разные методы: — цеповые методы. Это разнообразные скидки, дисконтные карты постоянным клиентам, купоны на скидки и др. Ценовые методы стимулирования являются наиболее распространенными в нашей стране, так как позволяют без особенно крупных затрат получить небольшое конкурентное пре- имущество. Многие обувные магазины предлагают накопительные дисконтные карты, чтобы покупатель приходил к ним снова и снова, постоянно увеличивая свою скидку. Конечно, для существенного результата ценовых методов недостаточно, однако многие производители ограничиваются исключительно ими. Покупатели хорошо реагируют на ценовые методы стимулирования сбыта при определенных условиях. Например, действенным методом являются сезонные скидки, когда перед каким-либо праздником предоставляются скидки на определенные товары. В данном случае при повышенном спросе выиграет продавец, который предложит более низкую цену; — распространение бесплатных образцов товара. Этот процесс еще называют сэмплингом. Копания, когда запускает новый продукт, для знакомства потребителей с продукцией и для стимулирования спроса распространяет бесплатные образцы, которые дают возможность попробовать продукт как можно большему числу потенциальных потребителей. Для этого нанимают промоуте-ров, которые занимаются распространением бесплатных образцов в самых разных местах: от магазинов до улицы. Распространение бесплатных образцов будет эффективно тогда, когда качество продукта довольно высокое (то есть потребителям понравится товар), когда распространение происходит в тех местах, где образцы попадут в руки потенциальных потребителей (целевой аудитории). Распространение продукции должно проводиться в соответствий с базовыми принципами (доступность образцов, ненавязчивость, предоставление потребителям интересующей информации, привлечение внимания именно целевой аудитории), и только тогда оно будет давать высокие результаты. Данный метод не подходит для товара, который уже давно присутствует на рынке: главным образом, сэмплинг нацелен на знакомство с новым или обновленным товаром;
— подарки. Это инструмент, который предполагает подарок за покупку определенного товара. При этом подарки могут быть разными, и здесь необходимо помнить о том, что не всякий подарок действительно будет стимулировать спрос. Подарок должен быть полезным для потребителя, а всякие безделушки вряд ли заинтересуют всерьез (при этом вложенные средства могут не окупиться). Поэтому к выбору подарка подходят ответственно, анализируют возможные варианты, учитывая бюджет рекламной кампании. При этом подарки могут преподноситься в разных формах: от подарков по почте до подарка к другому товару от этого же производителя (например, лосьон для тела в подарок к гелю для душа); — розыгрыши, лотереи и другие подобные мероприятия, которые носят развлекательный характер. Данное направление выделяют в особенное, так как оно требует специального подхода. Проведение таких мероприятий требует не столько больших затрат, сколько оригинальной и хорошей идеи, а также правильного расчета бюджета на них. Розыгрыши сегодня довольно популярны среди производителей самых разных товаров. В простейшем виде они проводятся по таким правилам: если присылается определенное количество купонов или штрихкодов с упаковки, то покупатель выигрывает приз, а набравшие наибольшее количество очков принимают участие в розыгрыше главного приза. Приблизительно по такой схеме и проводятся розыгрыши;
— программы лоялъности, которые носят долгосрочный характер. Лояльность потребителей — это не просто постоянство в покупке определенного товара. Это эмоциональная привязанность к бренду, к компании-производителю. Лояльные покупатели — это цель любой компании, так как они приносят неплохой доход. На привлечение нового клиента (покупателя) требуется гораздо больше денег, чем на сохранение лояльного потребителя. Однако программы, направленные на формирование лояльности со стороны покупателей, носят долгосрочный характер. Нельзя в течение одного месяца получить лояльных, преданных потребителей: на это требуется, как правило, 3-5 лет. Но, несмотря на боль- шие затраты времени и денег, результат стоит всех понесенных расходов. Не стоит забывать о том, что лояльность необходимо постоянно поддерживать. Создаются специальные программы, которые поощряют постоянных покупателей, уже давно являющихся потребителями — удержание лояльных клиентов является не мене важной задачей, чем их привлечение; 2) стимулирование сбыта среди посредников. Нельзя забывать о том, что именно посредник стоит между производителем и потребителем. Поэтому для того, чтобы посредники выбирали товар конкретной фирмы, необходимо приложить немало усилий, то есть необходимо стимулировать спрос среди посредников. Охарактеризуем основные методы стимулирования спроса среди посредников: —- конкурсы среди дилеров. Это конкурсы, которые по определенным условиям выделяют тех дилеров, что наиболее активно продают продукцию компании. Победителей в таких конкурсах выделяют в зависимости от уровня продаж. Дилеры в подобной ситуации заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше продукции. Конечно, это при условии, что призы в таких конкурсах достойные и стоящие (например, скидка на приобретение крупной партии товара, или частичный возврат средств, или дополнительная продукция в подарок). В противном случае посредники не захотят принимать участие в таких конкурсах. Стимулирование с помощью конкурсов есть и среди потребителей, однако среди посредников такие мероприятия будут иметь свою специфику. Главным будет объем продаж, а призы в большинстве случаев — это не подарки, а продукция компании либо большие скидки. Конкурсы среди дилеров проводят все более или менее крупные компании, которые заинтересованы в увеличении объема реализации продукции поставщикам;
— торговые купоны от производителей розничным продавцам. Это компенсация от производителя. Такой метод стимулирования продаж сегодня менее распространен, но тем не менее эффективен. Компенсация сама по себе является привлекательной, а если ее предлагают на выгодных для продавца условиях, то это может существенно увеличить уровень продаж посредникам. К сожалению, в нашей стране данный метод поощрения посредников не получил должного признания; — дилерская премия. Это премия за покупку товара в определенном объеме. За покупку некоторого количества товара посредник получает премию. Это не обязательно денежная премия. Часто используют выставочную премию. Она представляет собой выставочный стенд с дополнитель-ным количеством продукции компании и другими материалами. Это не просто дополнительное количество продукции со стендом, могут прилагаться другие элементы, которые являются частью рекламной кампании. Например, для рекламы соков могут прилагаться не только стенды и набор соков, но и искусственные фрукты, корзины с фруктами и пр. Такие премии предназначены не только для посредников: предполагается, что они будут использованы для стимулирования продаж конечных потребителей. И действительно, яркие и необычные стенды приковывают внимание и позволяют лишний раз выделить продукт на фоне конкурентов. Дилерские премии — один из наиболее распространенных методов стимулирования продаж среди посредников. Он не всегда требует больших затрат, однако дает высокие результаты, так как в итоге воздействует не только на посредников, но и на конечных потребителей.
Стимулирование сбыта как среди потребителей, так и среди посредников является распространенным видом BTL, то есть непрямой рекламы. Как и любой другой маркетинговый инструмент, непрямая реклама требует грамотного анализа положения компании на рынке, достоинств товара, силы конкурентов и т. д. Следует всегда помнить правило маркетинга: нельзя стимулировать продажи с помощью единственного средства. Лучше всего оптимальный инструмент использовать в сочетании с другими элементами BTL;
3) прямой маркетинг (direct-marketing). Данное направление сегодня получает все большее распространение в нашей стране. Из-за небольшого опыта работы в рыночных условиях многие предприятия неправильно понимают сущность директ-маркетинга. Для многих директ-марке-тинг является всего лишь почтовой рассылкой, которая, по мнению многих, неэффективна. В то же время неэффективным это направление делает подход, который выбирают предприятия. К директ-маркетингу относят мероприятия, которые направлены на получение отклика от потребителя, то есть на получение от него заказа, запроса, обращения. Директ-маркетинг призван выявлять потенциальных потребителей, которые при правильном подходе вступают с компанией в диалог, в ходе которого клиент может приобрести товар. Директ-маркетинг позволяет одновременно и привлекать клиентов, и исследовать рынок. Это очень гибкий маркетинговый инструмент. Основные инструменты директ-маркетинга: — листовки, проспекты, бесплатные газеты и прочие материалы, которые распространяются среди потенциальных потребителей. Данный инструмент сегодня применяют практически повсеместно. Каждый человек хотя бы раз брал такую листовку или газеты, распространяемые совершенно бесплатно. Эти средства недороги в изготовлении, их раздают большому количеству людей, и высока вероятность того, что многие из тех, кто получил такую газету, листовку, проспект, являются потенциальными потребителями (то есть принадлежат к нужной целевой аудитории). Недостатком такого средства распространения является то, что многие люди пренебрежительно относятся к таким материалам и выбрасывают их, не читая. Но влияние этого недостатка можно свести к минимуму, если распространять такие материалы правильным образом (не навязывать материалы потенциальным потребителям через каналы, используемые целевой аудиторией: Интернет, почту, при непосредственном контакте), сделать их яркими, привлекательными, то есть та-
кими, которые заинтересуют потенциальных потребителей. Поэтому при грамотном подходе это направление директ-маркетинга способно принести хорошие результаты; — почта, телефон и факс — средства прямого ответа. Именно с почтовой рассылкой чаще всего ассоциируется ди-рект-маркетинг. Такие инструменты директ-маркетинга сегодня являются наиболее распространенными, так как именно они позволяют получать отклики от потребителей, общаться с ними, отвечать на запросы и т. д. При этом довольно популярным средством остается почта. Почтовая рассылка целесообразна, так как является недорогостоящей, позволяет передать потребителю большое количество информации и дать ему возможность связаться с производителем. Но многие компании неправильно пользуются этим инструментом, используя почтовую рассылку как одноразовую акцию. Естественно, ограничившись одной рассылкой какой-нибудь листовки, нельзя ожидать высоких результатов. При таком подходе отклики могут составлять всего несколько процентов, при том что грамотный подход может обеспечить и 30%, и 50% откликов. Рассылку можно построить разными способами. Например, в первый раз можно прислать рекламные материалы и анкету, а также формы для заказа товаров и услуг. Если потенциальный потребитель откликнется, то сотрудничество продолжают. А можно делать рассылку широкому кругу потребителей вне зависимости от того, откликнулись ли они в первый раз или нет. Например, компании, которые занимаются распространением товаров, часто делают рассылку регулярно, в том числе и при обновлении предлагаемого ассортимента. Потенциал этих инструментов очень высокий, иногда они могут быть более эффективными, чем обычная реклама по радио или телевидению. Однако он остается нераскрытым из-за того, что сущность и процесс директ-маркетинга в целом и средств прямого ответа в частности понимаются неверно изначально. Нельзя ограничиться одной рассылкой или единственной серией звонков: расходы в таком случае небольшие, но и эффекта практически никакого; — Интернет. Данное направление сегодня очень активно развивается. Оно помогает информировать как можно больше людей, анализировать широкую аудиторию. Но, к сожалению, на практике получается зачастую совсем по-иному. Обилие рассылок через Интернет, ежедневные письма с рекламой и спам настолько прочно вошли в жизнь современного человека, что многие удаляют такие письма, не читая. Поэтому реклама через Интернет требует особенного подхода. Необходимо позаботиться хотя бы о том, чтобы пользователь заинтересовался темой электронного письма, не удалил его сразу, захотел посмотреть содержимое. Сделать это не так просто, но некоторые компании добиваются того, чтобы пользователи отвечали на их письма. Принципы рассылки в Интернете совпадают с принципами рассылки по традиционной почте. Современные поисковые системы Яндекс, Гугл, а также специализированные сайты (Бегун) предлагают осуществить контекстную рекламу. При помощи подобных объявлений производители или продавцы могут найти потребителей для своей продукции или услуг как в пределах России, так и за рубежом. Настройка подобных рекламных кампаний очень проста, стоимость зависит от целей и задач, а также охватываемого региона. Эффективность таких объявлений довольно высока. В целом же Интернет обладает высоким потенциалом с точки зрения общения с потенциальными потребителями продукции: необходимо просто ненавязчиво предлагать принять участие в данной акции, выделиться на фоне тех, кто ограничивается рассылкой стандартных спам-сообщений, дать изначально понять, что участие в опросе или другом мероприятии не преследует цели выманивания денег. Необходимо завоевать доверие, со стороны потребителей; 4) событийный маркетинг (event marketing) — популярное современное направление в маркетинге. Включает в себя различные развлекательные мероприятия, события, которые призваны привлечь внимание к компании, выделиться среди конкурентов. Событийный маркетинг требует нестандартного подхода, оригинальной идеи, концепции, ко- торая будет выгодно выделять рекламируемую продукцию. Событийный маркетинг не просто привлекает внимание к продукции, но и укрепляет доверие к компании в целом, повышает ее имидж, улучшает отношение к ней со стороны потребителей. Он поддерживает корпоративный имидж, позволяет охватить большую аудиторию. Специальные мероприятия для нашей страны являются относительно новым явлением. Поэтому полезно будет использовать опыт проведения таких мероприятий у крупных западных компаний, которые и в нашей стране их проводят. Организацией таких мероприятий занимаются специальные агентства^ которым можно обратиться. Самостоятельно их практически никто не проводит, так как это требует особенного подхода и опыта работы в данной сфере. Для самостоятельного проведения такого рода мероприятий компания должна иметь хотя бы несколько сотрудников (например, маркетингового отдела), способных грамотно разработать и реализовать проект. Но в таком случае нельзя гарантировать, что результат будет высоким, как планировалось. Только в случае организации специальных мероприятий профессионалами можно рассчитывать на высокую эффективность. Примерами мероприятий событийного маркетинга являются презентации, вечеринки, фестивали, соревнования, шоу и т. д.; 5) POS-материалы — рекламные материалы, которые используются сегодня повсеместно, их можно встретить около магазинов, непосредственно в местах продаж. К ним относят ростовые фигуры, кармашки, вобблеры, мини-витрины и другие материалы. Они призваны обратить внимание покупателя на конкретный товар в магазине, помочь сделать ему тот выбор, который необходим производителю. К наиболее часто используемым POS-материалам относят следующие: — вобблеры. Данный инструмент представляет собой небольшую рекламу, которая прикреплена к полкам в магазине и шевелится от сквозняков или простого движения воздуха. Вобблеры при движении сразу привлекают внима- ние покупателей, и они таким образом знакомятся с данной рекламой. Вобблеры довольно популярны и эффективны, особенно если они прикреплены к полкам с тем товаром, который они рекламируют. Здесь расчет идет на психологическую особенность потребителей: зачастую они именно в магазине определяются, какой торговой марке отдать предпочтение. При этом реклама одной из них непосредственно в месте продажи склоняет к покупке товара этой марки; — диспенсеры. Данные материалы представляют собой конструкцию, к которой крепятся кармашки с бесплатными листовками, образцами и пр. Потребители любят бесплатные образцы, журналы и схожие материалы. Особенно они пользуются популярностью в местах продаж товаров, сходных по назначению (например, можно поставить диспенсер с каталогами обоев в строительном магазине); — ростовые фигуры. Такие фигуры изготавливаются большого размера, а могут представлять собой просто какой-либо символ, знак магазина или же конкретный товар в увеличенном виде. Эффективность данного инструмента зависит от качества выполнения работы по изготовлению фигуры и от идеи, которая положена в основу такого рекламного материала. В увеличенном виде можно изготовить практически любой товар: от банки с йогуртом до мобильного телефона или телевизора. Ростовые фигуры привлекают внимание и вызывают позитивные эмоции у потребителей; — мини-витрины. Они представляют собой небольшие упаковки, где можно поместить несколько единиц товара и помогают представить товар в более выгодном свете, выделить на фоне других. Мини-витрины оформляют, как правило, в том же стиле, что и упаковку товара. Такие стенды могут использоваться и для одной единицы товара. Все элементы BTL могут давать высокие результаты, однако всегда стоит помнить о том, что их применение должно быть продуманным и уместным. Внедрению каждо- го элемента должен предшествовать анализ с обоснованием решения о целесообразности их включения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|