3. 3. PR: имиджевый инструмент
PR (public relations) — это особенная сфера маркетинга, которая занимается управлением имиджем компании и установлением отношений между производителем и потребителем. Иначе PR называют связями с общественностью. Инструменты PR (разного рода публикации, мероприятия и новости о компании) помогают управлять имиджем компании. Имидж есть у любой фирмы, однако у некоторых он складывается сам собой, без фактического участия компании, а некоторые стараются его сформировать в положительном направлении и управлять им. Управление имиджем является одной из наиболее важных задач PR. Имидж — это образ компании или товара, сформированный под влиянием определенных факторов и характеристик, который призван оказывать воздействие на потребителей. Имидж в современных условиях, когда неценовая конкуренция становится все более значимым инструментом, является важной частью в работе компании. Рассмотрим понятие PR с точки зрения имиджевого инструмента маркетинга. PR является гораздо более широким понятием, чем просто реклама, и это не средство рекламы, а совершенно отдельная сфера деятельности компании. Компания вовлечена в public relations даже в случае, когда не занимается рекламой. Имидж, образ компании возникает не только в силу отдельных маркетинговых мероприятий. Компании, которые всерьез занимаются PR, тратят на это направление большие деньги и много времени. PR не может ограничиться одной акцией или серией мероприятий: это довольно длительный процесс, так как формирование образа компании в сознании потребителей происходит под действием целого ряда факторов (качество продукта, общение с клиентами, сравнение с конкурентами, поведение в кризисных ситуациях). Основная цель PR заключается в выстраивании отношений между компанией и ее потребителями.
Маркетинг и PR связаны между собой более тесно, чем реклама и PR. Маркетинг тесно связан с репутацией компании, с ее достоинствами, образом. PR же может помочь компании донести до целевой аудитории информацию, определенный образ. Но не стоит отождествлять эти понятия, так как это не позволит достигать целей и задач, характерных для каждого направления, а тем временем именно исполнение собственных функций является одной из составляющих успеха в деятельности по каждому направлению. Несмотря на то что public relations — это широкое понятие, его можно рассматривать как совокупность деятельности по восьми основным направлениям. 1. Отношения со средствами массовой информации. Сотрудники, которые являются ответственными за направление public relations, устанавливают контакты с представителями прессы, телевидения и другими СМИ. Это могут быть не просто контакты, а также личные отношения, которые позволяют обсуждать выпуск материала, касающегося компании или ситуации в той сфере, где компания осуществляет свою деятельность. Важно, чтобы широкая публика получала материал, способствующий укреплению имиджа компании. Конечно, только хороших отношений мало: необходимы идеи, умение составлять обзоры, преподносить материал в более выгодной для компании форме. Тогда отношения со СМИ будут наиболее оптимальными для компании и для ее образа в глазах потребителей. 2. Корпоративные отношения включают в себя имидж, образ руководителей, репутацию компании. Имидж руководителей является важной составляющей образа компании в целом, так как руководители выступают в СМИ, проводят переговоры и выполняют другие важные функции, заметные для потребителей и других заинтересованных сторон. Поэтому формирование имиджа руководителей — это не пустые затраты, а часть создания хорошего имиджа всей компании.
3. Отношения с государственными органами. От них зависит деятельность компании на территории страны или конкретного региона. Помимо общих вопросов и разрешений на деятельность есть еще одно важное направление — лоббирование своих интересов. Процесс лоббирования заключается в том, что определенные люди или политические силы действуют в интересах компании, в частности могут даже приниматься законы на государственном уровне в интересах крупной фирмы или же определенной группы компаний. Наиболее крупные компании на лоббирование тратят много сил и денег, хотя общество в целом к этому явлению относится негативно. 4. Отношения с населением. Важно, чтобы в процессе общения не возникало конфликтов, спорных ситуаций, недовольства присутствием компании на рынке. Для этого проводятся специальные мероприятия, направленные на укрепление отношений с населением. Это различные праздничные мероприятия, спонсорство важных для города или страны событий (в последнем случае — для крупных компаний), а также поддержание экологии. 5. Отношения с персоналом. От того, как построены отношения с персоналом, зависят производительность труда компании в целом и во многом качество изготовляемой продукции. Поэтому на предприятии создают свою систему мотивации для сотрудников, которая направлена на то, чтобы стимулировать работников. Система мотивации должна учи^ тывать особенности каждого конкретного предприятия. Система мотивации включает в себя не только материальные стимулы, но и иные способы поощрения. Помимо системы мотивации в компании выстраивают систему отношений между сотрудниками (руководителями и подчиненными, различными отделами и др. ). Грамотно разработанная система взаимоотношений способствует четкой и слаженной работе, сводит к минимуму споры о выполнении тех или иных обязанностей или поведении в той или иной ситуации, так как ключевые вопросы прописаны в должностных инструкциях и правилах поведения. 6. Кризис-менеджмент. Это связи с общественностью, осуществляемые в случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций: от стихийных бедствий до кризисной ситуации на предприятии вследствие неэффективного управления. Именно в такие моменты образ компании нуждается в особенном внимании со стороны специалистов, занимающихся PR. Если компании в случае возникновения непредвиденных ситуаций удается сохранить лицо и достойное поведение, то это является ее положительной чертой, что повышает ее имидж в глазах клиентов. Например, в случаях стихийных бедствий, которые приводят к остановке производства или человеческим жертвам, некоторые предприятия предоставляют своим работникам или их семьям компенсации, а при обнаружении брака в определенной партии продукции производится ее отзыв. Необходимо вовремя признать свою вину или же пойти навстречу своим работникам или потребителям продукции.
7. Финансовые отношения. Это отношения с государственными органами (налоговыми органами, казначейством, антимонопольной службой и др. ), инвесторами, которые вкладывают деньги в проекты компании, и другими сторонами. Особенными являются отношения с инвесторами. Иногда компания не может самостоятельно реализовать какой-либо проект, и тогда приходится искать инвесторов, которые смогут вложить деньги. От того, насколько грамотно с ними будут выстроены отношения, зависит решение инвесторов о том, стоит ли участвовать в проекте. Для того чтобы инвестор был заинтересован, необходимо грамотно представить концепцию проекта, предоставить бизнес-план, предполагаемый результат, а также обосновать его. 8. Товарная пропаганда. Это процесс планирования, реализации и оценки программ, которые стимулируют покупку и удовлетворенность потребителей посредством достоверной передачи информации и впечатлений, которые отождествляют компании и их продукты с потребностями, желаниями, заботами и интересами потребителей. 10 Это направление предполагает разработку специальных программ, направленных на информирование об определенном товаре и формирование положительного имиджа. Это направление актуально для новых товаров. Все направления деятельности в PR важны, поэтому работать необходимо не по одному из них, а по всем. Комплексный подход к PR будет более эффективным, нежели работа в одном направлении. Формирование имиджа происходит с учетом индивидуальных особенностей товара и компании. При этом выделяют разные виды имиджа, в зависимости от подхода к рассмотрению этого понятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|