3. 5. Оценка эффективности рекламной кампании
Оценка эффективности — обязательная составная часть рекламной кампании. Она позволяет не только понять, насколько правильно была организована рекламная кампания, но и сделать более серьезные выводы. В частности, оценить, насколько правильным был подход в сравнении с другими рекламными кампаниями, насколько сильны позиции на рынке, насколько грамотны специалисты и т. д. Даже само понятие эффективности рекламной кампании можно рассматривать с нескольких точек зрения: с экономической, психологической, а в некоторых случаях, и социальной. Эффективность с экономической точки зрения — это повышение продаж, увеличение популярности товара, подкрепленное увеличением прибыли. Многие предприятия рассматривают только экономическую эффективность, поскольку считают ее ключевым показателем. Экономическая эффективность измеряется проще, чем другие виды эффективности, так как она имеет денежное выражение и, как правило, свои временные рамки. Гораздо сложнее измерить психологический и социальный эффекты от рекламной кампании. Конечно, экономическая эффективность в значительной мере отражает общую эффективность рекламной кампании, но в то же время не весь эффект можно измерить в денежном выражении. Эффективность с психологической точки зрения — это эффективность воздействия рекламы на сознание и подсознание покупателей. Нередко среди целей рекламы выделяют не только увеличение выручки, но и психологическое воздействие на потребителя с целью привлечения новых покупателей, завоевания доверия потребителей, а также повышения их лояльности. Психологический эффект от рекламы нельзя измерить в денежном выражении, так как он растянут во времени. Психологический эффект ощущается
не только непосредственно в момент проведения рекламной кампании, но и после нее. Только хорошая реклама способна сохранять свой эффект долго после окончания самой рекламной кампании. Воздействие на сознание и подсознание в долгосрочном плане открывает перед компанией-производителем широкие перспективы: лояльные покупатели — это покупатели, преданные компании. Покупатели, которые эмоционально привязаны к производителю, являются конечной целью всех предприятий, собирающихся всерьез работать на рынке. На привлечение новых клиентов приходится затрачивать слишком много сил и денег, поэтому гораздо проще и выгоднее формировать лояльное отношение покупателей к торговой марке или к производителю товара. В последнем случае реклама косвенно отражается и на другой продукции предприятия, которая не рекламируется непосредственно. Поэтому многие производители, организуя рекламную кампанию, рассчитывают на психологический эффект не только в отношении конкретной торговой марки, но и в отношении всей компании в целом. Конечно, такая цель находит отражение в общей концепции, и вся рекламная кампания построена именно на этом. Психологическая эффективность трудноизмерима. Трудности связаны с растянутостью во времени психологического эффекта, к также со сложностями при его соотнесении с денежными затратами. Но при правильном подходе, при проведении периодических исследований рынка, а также при отслеживании результата рекламной кампании можно измерить психологическое воздействие, хотя точной цифры получить нельзя. Это отпугивает многие компании от попыток измерения психологического эффекта (как в процессе рекламной кампании, так и после нее). Эффективность с социальной точки зрения — это изменения в обществе (общественных норм, предпочтений и т. д. ). Как правило, о социальном эффекте и социальной эффективности рекламной кампании говорят, когда среди ее целей были социально значимые: снижение количества курящих людей, снижение употребления алкоголя и т. д. Такая эффектив-
ность может измеряться не только для социальной рекламы, но и для рекламы других продуктов, например средств, способствующих снижению тяги к курению. Но в большинстве случаев социальная эффективность применима по большому счету только к социальной рекламе. Ее спонсорами могут выступать какие-либо предприятия или государство. В любом случае необходимо определить, насколько такая реклама эффективна, рационально ли были потрачены имеющиеся ресурсы, какие методы воздействия наиболее эффективны, какие подходы к социальной рекламе более предпочтительны. Эффективность от социальной рекламы с экономической точки зрения рассматривается редко. В данном случае именно социальная эффективность будет определяющей. Для того чтобы наиболее полно оценить эффективность рекламной кампании, используют не один подход, а как минимум два. Обычно это экономическая и психологическая эффективность. В ряде случаев определяется и социальная эффективность рекламы. Только рассматривая эффективность с разных точек зрения, можно определить наиболее точно то, насколько правильно была организована рекламная кампания, достигла ли она своих целей, насколько эффективна была в целом. Эффективность рекламной кампании начинают измерять в процессе ее реализации. Можно оценивать отдельные стадии рекламной кампании. В частности, можно оценить даже этап разработки плана рекламной кампании. При этом будут оцениваться скорость разработки идеи, квалификация специалистов, альтернативные варианты и т. д. Оценка рекламной кампании не будет лишней ни на одном из этапов. Своевременное выявление недостатков в работе путем оценки рекламной кампании поможет сэкономить ресурсы, время, повысить качество рекламы. Нельзя ни в коем случае ограничиваться только измерением конечных результатов. Так будут пропущены многие недостатки и ошибки, своевременное выявление и устранение которых могло бы повысить эффективность всей рекламной кампании. В то же время многие предприятия или даже рекламные агент -
ства либо не проводят оценку рекламной кампании вообще, либо ограничиваются только несколькими показателями, рассчитанными после окончания рекламной кампании. Это неверный подход. Но именно поэтому многие специалисты потом удивляются низкой эффективности рекламной кампании и не могут понять, где же были допущены ошибки. Оценку действенности рекламы можно проводить в несколько последовательных этапов, 1. Постановка рекламной задачи, подготовка плана ее реализации основаны на данных исследования рынка. На этом этапе проводится ориентировочная оценка действенности рекламной кампании. 2. Предварительная оценка действенности рекламной кампании на проектные варианты рекламных средств, их содержание и форму. 3. Промежуточную оценку действенности рекламных средств следует также проводить в процессе их производства, распространения и непосредственно при воздействии на потребителя. 4. Последующая оценка действенности рекламной кампании является практически заключительным этапом рекламной кампании. Она дает возможность провести общую оценку всей рекламной кампании и позволяет выявить недостатки, допущенные на предыдущих этапах измерения действенности рекламы. 12 Такая последовательность действий отражает необходимость оценки рекламы и постоянного контроля на каждом этапе: от разработки плана до конечных результатов. При этом оценку каждой рекламной кампании стоит подкреплять отчетом, где будут описаны последовательно мероприятия по оценке, критерии оценки, недостатки в работе и т. д. Поскольку эффективность рекламной кампании рассматривают с разных точек зрения (в основном с экономической и психологической), то и методы, используемые 12Абаку мое В. В., Голубев А. А., Кустарев В. П., Подлесных В. И., Прохоров Ю. К., Тюленев Л. В. Менеджмент. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. в процессе оценки, будут различаться в зависимости от направления.
Оценка экономической эффективности. Экономическую эффективность оценивают при помощи показателей, способных определить увеличение товарооборота, выручки и других схожих показателей. Экономическую эффективность нельзя рассчитать по одной формуле или одному показателю. Это комплексное понятие, которое включает в себя расчет многих показателей, в том числе тех, которые отражают особенности конкретной компании и ее рекламы. Полученные данные анализируют и делают вывод о том, насколько рекламная кампания была эффективной. Одним из наиболее важных является показатель товарооборота. Это объем продаж за определенный период времени. Он определяется не только для того периода, в котором проводилась рекламная кампания, но и в другие промежутки времени. В частности, исследуется товарооборот до начала рекламной кампании. Так предприятие получает базу, с которой будут соотноситься все изменения. Конечно, товарооборот необходимо контролировать и тогда, когда рекламная кампания не проводится. Это позволяет непрерывно отслеживать изменения в работе предприятия и его эффективность. Путем постоянного контроля можно вовремя выявить имеющиеся проблемы и своевременно начать их устранение. ^ Измерение товарооборота в период рекламной кампании также необходимо. Часто рекламная кампания состоит из последовательных мероприятий, эффективность которых лучше измерять отдельно. Так проще будет понять, что наиболее действенно, а что не оказывает влияния на потребителей. Поэтапный контроль процесса рекламной кампании позволяет вовремя выявить недочеты плана рекламной кампании, устранить их и скорректировать план. План рекламной кампании по сути не является окончательным. Его изменения могут быть обусловлены выявлением недостатков на этапе планирования, которые привели к тому, что выработанный план не оптимален, неэффективен. В таком случае его следует скорректировать. Необходимость подобных изменений может выявить оценка товарооборота. Например, если в процессе рекламной кампании по мере последовательной реализации конкретных мероприятий товарооборот постоянно увеличивался^ после некоего мероприятия не изменился, то это является сигналом к анализу причин сложившейся ситуации. Возможно, такие мероприятия малоэффективны, а потому их лучше заменить другими (если это возможно). Измерение товарооборота после рекламной кампании — очевидное и необходимое мероприятие. При этом грамотное измерение товарооборота в этот период поможет понять не только эффективность рекламной кампании, но и возможную длительность ее эффекта (необходимо измерять товарооборот и после проведения кампании). Если эффект от рекламной кампании продолжается долгое время (то есть продажи держатся на хорошем уровне в течение некоего периода), то это говорит об эффективно выполненной рекламной кампании. Но иногда эффект затухает сразу же после ее окончания, и тут выводы прямо противоположны. Таким образом, с помощью длительности эффектов сравнивают эффективности различных рекламных кампаний. Этим путем выявляется эффективность и результативность разного рода мероприятий. Следует заметить, что не существует универсальных способов проведения кампаний, многое зависит от индивидуальных особенностей отрасли и самой фирмы. Поэтому грамотно использованные итоги наблюдения помогают в будущем строить такие рекламные кампании, которые при индивидуальных особенностях бизнеса дают наилучший результат.
Обязательно определяется динамика роста товарооборота: Динамика роста товарооборота = товарооборот в период рекламной кампании товарооборот прошлого периода, который по длительности совпадает с периодом проведения рекламной кампании Например, если рекламная кампании длится год, то сравниваются товарооборот в течение текущего года, когда проводится рекламная кампания, и товарооборот предыдущего года. Помимо товарооборота, который фактически измеряется в трех промежутках времени (до, во время и после окончания рекламной кампании), таким же образом исследуют и другие показатели, в частности средний оборот товара за день, выручка, прибыль и т. д. Средний оборот товара за день рассчитывается по формуле: Средний оборот товара за день = объем продаж за определенный период число дней в периоде Выручка рассчитывается по формуле: Выручка = цена единицы товара х х количество проданных единиц товара Прибыль определяется по формуле: Прибыль = выручка - расходы на производство товара Показатели, рассчитанные в период проведения рекламной кампании, сравнивают с аналогичными показателями до проведения рекламной кампании. По тому, как изменились товарооборот, выручка, прибыль и другие показатели, а также от того, изменились ли они вообще, определяют экономическую эффективность рекламной кампании. В некоторых случаях представляется возможность рассчитать стоимость привлеченного клиента. Она рассчитывается как частное от деления бюджета рекламной кампании на количество привлеченных клиентов. Стоимость привлеченного клиента = бюджет рекламной кампании число привлеченных клиентов В процессе расчета могут возникнуть сложности в определении количества клиентов, однако для небольших компаний, которые могут это сделать, такой подход представляется весьма реальным. Расчет стоимости привлеченного клиента позволяет понять, насколько дорого на самом деле обошлась рекламная кампания, была ли она эффективнее предыдущей. Для очень крупных компаний расчет стоимости привлеченного клиента может оказаться затруднительным, ^ приблизительная оценка все равно возможна и необходима. Предприятиям не следует забывать об этом важнейшем показателе и всегда проводить его расчет. Выбор показателей для оценки эффективности рекламной кампании должен производиться с учетом инструментов рекламы, то есть в зависимости от того, какие средства рекламы были выбраны, будут выбираться и методы оценки эффективности как экономической, так и психологической.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|