Распространение информации и компьютеры 9 глава
С помощью налоговых льгот также была предпринята попытка увеличить трудовой доход в частном секторе. К ним относятся льготы по налогам за новые рабочие места (1977—1979 гг.), которые стимулировали работодателей принимать на работу больше рабочих и заменить капитал рабочей силой, а также целевая налоговая льгота за рабочие места (введенная в 1979 г.), которая обеспечивала государственную дотацию на зарплату определенным группам рабочих (таким, как получатели государственного социального пособия, частично нетрудоспособные и ветераны войны во Вьетнаме). Эти программы казались многообещающими, но они не добились достаточной официальной поддержки. Демографические изменения, в условиях старения населения, а также роста числа разводов и раздельного проживания членов семьи (младшего или старшего поколений) увеличиваются размеры демографических групп, считающихся группами повышенного риска в отношении бедности. В результате эта проблема еще более обостряется. Данные изменения происходят как в силу того, что характер и численность семей, которые всегда были подвержены определенным изменениям, начали меняться еще быстрее, так и в силу того, что в 50-х годах в рабочей среде наблюдался "бум рождаемости". В современных условиях быстро возрастает число людей, достигших брачного возраста. Вместе с тем рождаемость снизилась и продолжает оставаться на низком уровне, что привело к уменьшению численности средней семьи. Увеличилась доля одиноких людей и домашних хозяйств, члены которых не связаны семейными узами. Изменения в возрасте и составе как бедных, так и небедных семей в равной степени влияют на программы по перераспределению доходов, так как критерии получения права на пособие и размеры пособия ориентированы на возраст, связанные с ним материальные и другие потребности и условия проживания. Кроме того, эти программы могут оказывать влияние на демографическое поведение, в особенности на выбор условий проживания. Например, выплаты в рамках государственной помощи обычно выше для семей с большим числом членов, но при этом доля, приходящаяся на каждого члена, уменьшается. Существуют определенные подтверждения того, что это может привести к делению больших семей на меньшие или к тому, что иждивенцы будут переводиться в семьи родственников с более низким уровнем дохода.
Таким образом, можно утверждать, что увеличение числа бедных семей было частично вызвано демографическими изменениями (в настоящее время значительное число семей возглавляется молодыми людьми, престарелыми и женщинами без супругов — все они имеют доход ниже среднего уровня). Следует учесть также, что по иронии судьбы, когда поколение "бума рождаемости" достигнет пенсионного возраста, оказывать поддержку им будет гораздо более малочисленное поколение периода спада рождаемости 70-х годов. Это уже сейчас заставляет беспокоиться о надежности системы социального обеспечения. "Антибедность": некоторые предложения Во-первых, пособия по программе "Помощь семьям с зависимыми детьми", которые и период с 1972 по 1982 г. уменьшились в среднем втрое в неизменных ценах, следует увеличить в соответствии с тем же индексом цен, который был использован для корректировки порога бедности. Необходимо ввести национальный минимум указанного пособия, и всем штатам следует предоставлять его семьям, имеющим соответствующий уровень дохода на члена семьи. Целесообразно учесть, что индексация пособий по социальному обеспечению и введение определенного национального минимума пособия являлись главными причинами снижения показателя бедности среди престарелых в 1967—1982 гг. Подобные изменения окажут аналогичное, хотя и менее радикальное воздействие на доходы семей с детьми.
Во-вторых, следует ввести целевую программу занятости, которая позволила бы соответствующим лицам получать зарплату и пользоваться благотворительностью. Проект поддержки социально неблагополучных работающих граждан (1980) является примером возможностей такой программы в борьбе с бедностью. В отличие от негативного подоходного налога, программа занятости подобного типа одновременно стимулирует трудовую деятельность и уменьшает количество бедных. В-третьих, целесообразно ввести программу страхования в поддержку детей, которая, в отличие от двух предшествующих предложений, увеличивающих государст-ненные расходы, будет способствовать сведению к минимуму потребности в дополнительных государственных фондах. В соответствии с этой программой любой взрослый, который имеет на иждивении ребенка и не живет с другим его родителем, сможет получать пособие, которое будет финансироваться путем уплаты отсутствующим родителем налога с заработной платы в процентном выражении. Если же налог, выплачиваемый отсутствующим родителем, будет меньше установленного минимума из-за его слишком низкой заработной платы, то он будет допол- няться до нужного уровня помощью, выделяемой из государственных фондов. Заключение Необходимо подчеркнуть, что хотя уменьшение количества бедных через увеличение рыночных доходов населения всегда было главной целью официальной политики, направленной против бедности, ведущими факторами, которые в действительности в течение последних 15 лет способствовали снижению уровня бедности, были увеличение денежной и натуральной помощи. Шелдон Данцигер См. также: Государственные службы социальной помощи; Помощь семьям с зависимыми детьми; Программа продовольственных талонов; Социальное страхование. • Lampman R. (1974). What Does It Do for the Poor? A New Test for National Policy.— Public Interest, N 34, 66—82. • Tobin J. (1969). Raising the Incomes of the Poor. In: K. Gordon (Fd.), Agenda for the Nation (p. 77— 116). Garden City. N. Y.: Doubleday. БЕДНОСТЬ И СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ
По данной общей теме см. статьи: Бедность Бездомные Голод и недоедание Дети, получающие материальную помощь Доходы: распределение по группам населения Доходы: система социальной защиты Качество услуг: контроль Общая и специальная социальная помощь Помощь семьям с зависимыми детьми Программа продовольственных талонов Социальное страхование БЕЖЕНЦЫ 52 53 БЕЖЕНЦЫ
БЕЖЕНЦЫ Беженцы — понятие древнее, как сама история. Пока людей преследовали за религиозную, социальную, классовую, расовую, этническую принадлежность или политические взгляды, существовали беженцы, т. е. люди, которые покидали свои дома, не имея возможности туда вернуться из-за вполне обоснованного страха преследования. В настоящее время в мире насчитывается свыше 9 млн беженцев, которые нуждаются в помощи и защите. Кроме того, несколько миллионов человек являются лицами, перемещенными по политическим мотивам. Одна из недавних волн беженцев была спровоцирована гражданскими войнами, революциями и другими катаклизмами в Юго-Восточной Азии, Афганистане, Африке и Центральной Америке. Начиная с 1975 г. свыше 1 млн вьетнамцев, лаосцев и камбоджийцев покинули свою родину, несколько сот тысяч до сих пор находятся в лагерях для беженцев и перемещенных лиц на территории Таиланда, Малайзии, Гонконга, Филиппин и Индонезии. По подсчетам властей Пакистана, почти 3 млн беженцев за время войны покинули Афганистан. Судан и Сомали приняли свыше 1 млн эфиопских беженцев с момента свержения правительства Хайле Селассие I в 1974 г. Приблизительно 150 тыс. сальвадорцев нашли убежище в Мексике, Гондурасе и по всей Центральной Америке. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев осуществляет международное содействие и защиту беженцев. Деятельность его распространяется на государства первого убежища, т. е. страны, где беженцы обрели первый безопасный приют, и заключается в обеспечении их жильем, питанием и в оказании им основной медицинской помощи. Управление также стремится найти такое урегулирование проблемы беженцев, чтобы они не находились в лагерях дольше, чем это необходимо.
Существует три основных решения проблемы беженцев: добровольная репатриация, поселение в стране первого убежища и переселение в третью страну. Как правило, репатриацию принято считать наиболее приемлемым решением, потому что беженцы благополучно возвращаются в свои родные места, язык, культуру и стиль жизни которых они уже знают. Однако во многих случаях репатриация невозможна, по крайней мере в обозримом будущем, ибо источник преследования, который побудил беженцев покинуть страну, по-прежнему сохраняет сильные позиции. Поселение в соседней стране рассматривается в качестве второго по приемлемости решения, так как зачастую соседние страны близки друг другу по культуре и местная интеграция проходит для беженцев менее болезненно. Однако не все страны первого убежища изъявляют желание или способны предоставить постоянное место жительства. Большая часть беженцев в настоящее время приходится на развивающиеся страны, где государство-хозяин часто не в состоянии оказать адекватную помощь своему собственному населению. Делаются попытки увязать помощь беженцам с программами, содействующими развитию этих стран, но эти программы ранее не принимались и еще не апробированы. В других случаях беженцев по традиции рассматривают в качестве врагов или их присутствие может вызывать меры возмездия со стороны государства, гражданами которого они являются. Когда нет других возможных решений, переселение в третью страну рассматривается как необходимый, хотя и не предпочтительный вариант. Это часто связано с тем, что беженцев приходится переправлять за тысячи миль к месту их нового постоянного жительства. Для беженцев из развивающихся стран переселение также может означать перемещение из сельских районов в индустриальные. Хотя подобное перемещение может создавать проблемы, бесспорно, намного хуже такие альтернативы, как неопределенно долгое проживание в лагерях для беженцев или насильственная репатриация. США как страна переселения беженцев Хотя США были местом постоянного приюта для лиц, спасающихся от преследований со времен прибытия английских колонистов, создание постоянных административных структур по приему беженцев и оказанию им помощи предусмотрено лишь Законом о беженцах от 1980 г. До 1980 г. переселение беженцев осуществлялось на основе временного законодательства или специальных административных актов. Прием беженцев. Сформулированы правила, кого считать беженцем и кого как следует принимать из числа уже получивших статус беженцев. Американское законодательство заимствовало определение из Конвенции ООН о статусе беженца, которым является "любой человек, находящийся за пределами какой бы то ни было страны, граж-
данином которой он является, или, в случае отсутствия у него гражданства, за пределами любой страны, которая была последним местом проживания такого человека, и который не может иди не желает возвращаться туда и не может или не желает воспользоваться защитой той страны из-за преследований или вполне обоснованного опасения преследований по соображениям расового, религиозно-IX), национального, политического характера или принадлежности к определенной общественной группе (Закон о беженцах, 1980) ". Количество беженцев, которое страна может принять ежегодно, определяется президентом в ходе его консультации с Комитетами по судебной практике при палате представителей и сенате. На основании Закона о беженцах "количество беженцев, которое может быть принято... в любой финансовый год... должно быть определено президентом до начала финансового года после соответствующей консультации, исходя из гуманитарных соображений или же национальных интересов". В чрезвычайных ситуациях президент может обратиться за срочной консультацией и соответствующим образом согласовать количество беженцев, которое государство может принять. Во время общих и срочных консультаций президент также определяет предполагаемую географию размещения принятых беженцев в течение финансового года. При определении уровня приема беженцев учитываются соображения как международного, так и внутриполитического характер». Госдепартамент ежегодно публикует доклады, которые определяют потребность в переселении среди различных групп но всем мире и тот предел, до которого другие страны примут беженцев или окажут содействие в их переселении. Доклады содержат анализ влияния переселения беженцев на интересы внешнеполитического курса США. Кроме того, эти доклады также содержат информацию о предполагаемом эмоциональном, экономическом и демографическом воздействии поселения беженцев в США. Основываясь на этой информации, правительство устанавливает допустимый потолок для приема беженцев по географическим регионам. Не все люди, соответствующие статусу беженцев, получают право на въезд в США. Это право регулируется степенью приоритетности. Первоочередное право предоставляется в тех случаях, когда беженцам грозит смертельная опасность, а также политиче- ским узникам и диссидентам. Кроме этих чрезвычайных обстоятельств приоритетное право предоставляется беженцам, непосредственно связанным с США по прежней работе в интересах американского правительства или фирм или имеющим близких родственников, проживающих в данной стране (количество беженцев, прибывших в США начиная с 1975 г., приведено в таблице 1). На 1985 г. были установлены следующие максимальные квоты на въезд: Юго-Восточная Азия — 50 тыс.; Ближний Восток и юг Азии — 5 тыс.; СССР и Восточная Европа — 9 тыс.; Латинская Америка и страны Карибского бассейна — 3 тыс.; Африка — 3 тыс. (Госдепартамент США, 1984). Программы ПОМОЩИ. Закон о беженцах наделяет юридической силой программу оказания особой помощи беженцам. Цель программы — способствовать скорейшему достижению экономической самостоятельности беженцев. Реализацией программ и оказанием помощи внутри страны занимаются два основных федеральных агентства: Бюро по реализации программ для беженцев при Госдепартаменте США, которое отвечает за передвижение, первоначальный прием и размещение беженцев, прибывающих из-за границы, и Управление по проблемам переселения беженцев при Департаменте здравоохранения и гуманитарных служб, которое отвечает за дальнейшую реализацию программ по оказанию помощи беженцам. Кроме того, центры по контролю за заболеваниями при Департаменте здравоохранения и гуманитарных служб и Департаменте по делам образования осуществляют небольшие программы, которые используют фонды по переводу из Управления по вопросам переселения беженцев. Беженцы получают следующие виды помощи и услуг, предоставляемых в рамках законодательства и государственных программ (эти программы осуществляются под эгидой Управления по вопросам переселения беженцев). Субсидии на организацию приема и размещения. Бюро по реализации программ для беженцев предоставляет субсидии добровольческим агентствам, которые занимаются переселением беженцев на основе соглашения с целью проведения подготовки к прибытию беженцев (выявление и ориентирование спонсоров, организация переезда беженцев к месту окончательного назначения), организации прибытия (помощь с первоначальным размещением, обеспечение ме-
белью, едой и одеждой), а также с целью налаживания контактов со службами здравоохранения, трудоустройства и профессиональной подготовки. Денежная ПОМОЩЬ. Беженцы, бесспорно имеющие право на пособие по программам "Помощь семьям с зависимыми детьми" (ПСЗД) или "Страхование восполнения дохода", могут получать помощь с полной федеральной компенсацией всех расходов на уровне штата, связанных с их пребыванием в США в течение первых 36 месяцев. Беженцы, которые имеют право на получение дополнительного дохода, но не подпадают под категорию ПСЗД, могут получать денежную помощь в течение первых 18 месяцев своего пребывания в США с полной федеральной компенсацией всех расходов на уровне штата. Медицинская ПОМОЩЬ. Беженцы, имеющие безусловное право на бесплатное медицинское обслуживание, могут им воспользоваться с полной федеральной компенсацией расходов на уровне штата в течение первых 36 месяцев своего пребывания в США. Беженцы, которые имеют право на получение дополнительного дохода, но не подпадают под категорию ПСЗД, могут получать медицинское обслуживание в рамках медицинской помощи беженцам в течение первых 18 месяцев своего пребывания в США с полной федеральной компенсацией всех расходов на уровне штата. Общая. ПОМОЩЬ. Если у штата или округа есть программа оказания общей помощи другим нуждающимся гражданам, постоянно проживающим на их территории, беженцы могут быть охвачены этой программой с полной федеральной компенсацией за период между 19-м и 36-м месяцем пребывания в США. Социальные Службы. Штаты этих служб финансируются из расчета количества проживающих на их территории беженцев, которые провели в США 36 или менее месяцев, для поддержания сферы услуг, включая службы по трудоустройству, программы "английский как второй язык", службы переводчиков и социальной адаптации. Приоритет отдается службам по трудоустройству и изучению языка, как способствующим обретению экономической самостоятельности. Выравнивание дотаций. Добровольческие службы финансируются на основе доллар за доллар (до 1 тыс. долл.) для оказания денежной и медицинской помощи и па развитие социальных служб для беженцев, па которых не распространяется программа штата. БЕЖЕНЦЫ Целевая ПОМОЩЬ. "Уплотненные районы" (районы высокой концентрации беженцев, зависимых от благотворительной помощи) получают средства на оказание поддержки дополнительным службам, способствующим экономической независимости. Помощь детям беженцев, осуществляемая Департаментом образования. Эта программа предоставляет средства в распоряжение штатов на создание условий для обучения детей беженцев. Программа здоровья для беженцев. Осуществляемая центрами по контролю за заболеваниями, эта программа предоставляет дотации властям штатов и на местах для выявления проблем, связанных со здоровьем беженцев, которые могут помешать эффективному их переселению, и для направления беженцев в соответствующие диагностические и лечебные центры. Программа "Английский как второй язык" и культурная ориентация. Осуществляемая Бюро по реализации программ для беженцев, эта программа предоставляет беженцам, направляющимся в США, возможности для обучения в подготовительных центрах для беженцев в Таиланде, на Филиппинах и в Индонезии (для представителей Юго-Восточной Азии) и Судане (для эфиопов). Как видно из перечисленных программ, переселение беженцев связано с деятельностью на всех трех уровнях — федеральном, уровне штата и местном, по линии как государственных, так и частных организаций. Частные добровольческие агентства давно проявляли заинтересованность в создании условий для переселения беженцев. Через местные представительства и их филиалы по всей стране добровольческие агентства принимали участие в деятельности, связанной с расселением каждого крупного потока беженцев в США. Ниже приводится список агентств, участвующих в настоящее время в программах переселения, и указывается количество беженцев, обустроенных ими в 1984 финансовом году: ■■ Американский совет помощи национальным меньшинствам — 6391; • Американский фонд чехословацких беженцев — 1882; ■ Буддистский совет — 540; ■ Всемирная организация социальной по БЕЖЕНЦЫ 56 57 БЕЖЕНЦЫ
_-Общество помощи еврейским иммигрантам — 2377; ■ Международный комитет по чрезвычай ■ Лютеранская служба иммигрантов и бе ■ Американо-польский комитет по пробле ■ Толстовский фонд —2068; ■ Конференция католиков США - 27 988; ■ Всемирный совет церквей — 936; ■ Всемирная служба помощи беженцам —5766. Добровольческие агентства занимаются разнообразной оперативной деятельностью. Они принимают участие в организации гуманитарной помощи за границей; содействуют правительству по приему беженцев; организуют спонсорство и размещение беженцев в США; принимают беженцев в местах их переселения; предлагают спектр услуг за свой собственный счет, дотации на организацию приема и размещения, выравнивание дотаций или контракты социальных служб государственного подчинения, а также материальную помощь беженцам в течение первых 30 дней их пребывания в стране. Службы штатов также играют важную роль в расселении. Официальным лицам на уровне штата даны полномочия в отношении осуществления программ денежной помощи и программ социальных служб и целевой помощи. Штаты координируют работу других служб, кооперируясь при этом с добровольческими агентствами и государственными структурами. Большинство штатов на контрактной основе используют частные программы обучения языку и службы по трудоустройству для обеспечения социального обслуживания, в то время как государственные службы социального обеспечения, оказывая помощь конкретному лицу, руководствуются стандартами ПСЗД. Для получения права на федеральные фонды помощи беженцам штаты обязаны представить годовой план в Управление по вопросам переселения беженцев. План должен содержать изложение намерений штата способствовать экономической независимости с указанием лица, ответственного за обеспечение координации государственных и частных ресурсов; планы по организации помощи и опеки в отношении несовершеннолетних без сопровождения взрослого и выявлению беженцев с осложнениями медицинского характера. Штаты должны учре- дить консультативные советы, состоящие из представителей добровольческих агентств, беженцев и других лиц, заинтересованных в проблемах расселения. Сами беженцы также принимают участие в осуществлении программ по расселению. Для оказания содействия вновь прибывающим была создана Ассоциация размещения беженцев. Ассоциации взаимной помощи (АВП), образованные беженцами, в настоящее время обеспечивают в полном объеме услугами, включающими переводческие службы, службы социальной адаптации, службы по вопросам трудоустройства и экономической занятости. Демография География размещения и численность. С середины 70-х до середины 80-х годов самая значительная группа беженцев прибыла в США из стран Юго-Восточной Азии. За этот период доступ в страну получили 712 500 беженцев из Юго-Восточной Азии, включая 109 600 камбоджийцев, 143 900 лаосцев и 459 000 вьетнамцев. Эти беженцы расселились по всем штатам страны. Штаты с наибольшей численностью беженцев из Юго-Восточной Азии — Калифорния (285 100), Техас (51 300), Вашингтон (32 600), Нью-Йорк (24 800), Пенсильвания (23 900), Иллинойс (23 400), Миннесота (22 600) и Вирджиния (21 000). Между 1975 и 1982 гг. в США прибыло 92172 беженца из СССР, и почти 70 % из них осели в четырех штатах: Нью-Йорке, Калифорнии, Иллинойсе и Пенсильвании. Третью крупную группу беженцев составляют кубинцы. В течение 1980 г. в США переправилось свыше 125 000 кубинцев, большинство из которых осело во Флориде, где кубинцы селились начиная с 1960 г. Хотя эти кубинцы юридически не являются беженцами (в связи с тем что они въехали в страну нелегально и только потом получили специальное разрешение на въезд, которое дало им право остаться), они пользуются правом на все виды помощи как беженцы. После принятия Закона о беженцах в США прибыло большое количество беженцев из других стран. Наиболее значительные группы беженцев включают поляков (за 1983 и 1984 финансовые годы прибыло 9488 человек), румын (8012), эфиопов (5053), афганцев (4897), иранцев (3745), чехов (2059) и иракцев (1766). Эти беженцы наряду с другими, вновь прибывающими имели тенденцию концентрироваться в регионах, где уже существуют этнические общины, при этом наибольшее число направлялось в Калифор Возраст И ПОЛ. Как правило, в среднем беженцы моложе населения США. Среди всех прибывших в 1984 г. беженцев 52,6% были моложе 21 года, 13,4% — в возрасте до 5 лет. В США в 1980 г. на те же категории приходилось соответственно 35,8 и 8,6%. Только 2,1% прибывших беженцев были старше 65 лет, в то время как на долю этой категории в США приходится 11,2% населения. Среди прибывших в 1984 г. 55,6% составляли мужчины, 44,4% — женщины. Соответствующие показатели для населения США на 1980 г. были 48,5 и 51,5%. Диспропорция между мужчинами и женщинами особенно заметна среди возрастной категории от 12 до 19 лет, где соотношение между мальчиками и девочками равно 2:1. Эту разницу частично можно объяснить большей степенью уязвимости подростков мужского пола перед лицом грозящей опасности, например быть призванными в армию для участия в гражданских войнах, что дает им больше оснований к решению покинуть страну, где они родились. Явное исключение составляют беженцы из Камбоджи, где преобладают женщины (52%). Хотя специальные исследования по анализу статуса и по половому признаку не проводились, создается впечатление, что среди камбоджийцев имеется большее число семей, во главе которых стоит женщина-одиночка, по сравнению с другими группами. Экономический статус. Самая полная информация о занятости среди беженцев имеется в отношении группы из Юго-Восточной Азии, самой многочисленной. Поданным на октябрь 1984 г., 55% всех беженцев из Юго-Восточной Азии старше 16 лет имели работу или находились в ее активном поиске. Среди всех трудоспособных 85,4% имели работу, в то время как от общего числа населения они составляли 93%. Среди тех, кто приехал в 1975 г., количество работающих увеличилось до 93,7 % по сравнению с 64,4 и 59% соответственно для прибывших в 1983— 1984 гг. Многие беженцы получают государственную помощь в период подготовки к трудовой деятельности. В США приблизительно 54% беженцев в настоящее время получают денежную помощь в течение трех лет или меньше. Дополнительно они получают деньги на питание и медицинскую помощь. Социальная работа и ее проблемы Целый ряд проблем социальной работы возникает в связи с расселением беженцев. Экономическая интеграция и адаптация. Четко выраженная цель программы расселения заключается в том, чтобы помочь беженцам стать экономически независимыми членами американского общества. Перед авторами программы эта цель ставит задачу, как в переходный период наилучшим образом помочь беженцам с жильем, одеждой, питанием и основным источником дохода, чтобы не делать их зависимыми от государственной помощи на длительное время. Система ПСЗД использовалась в качестве основной формы оказания финансовой помощи беженцам, так как ее наличие не зависит от численности и места проживания беженцев. Тем не менее по своему замыслу помощь по линии ПСЗД не предназначена для удовлетворения нужд беженцев в переходный период. Такие условия, как ограниченное количество рабочих часов для получателя помощи по ПСЗД, лишают стимула многосемейных беженцев, не имеющих опыта существования на американском "рынке труда. Социальная и культурная адаптация. В целях достижения экономической самостоятельности в настоящее время программа для беженцев в качестве своей первоочередной задачи рассматривает развитие служб, связанных с трудовой занятостью. На остальные службы адаптации, такие, как службы психического здоровья, по организации доступа в медицинские учреждения и связанные с переводческими услугами, приходится значительно меньше средств. С течением времени снижается потребность в одних видах служб и увеличивается потребность в других. Особенно это касается психиатрической службы для тех беженцев, которые уже прожили в стране несколько лет. Сначала преобладает желание выжить, но, когда беженцы получают работу и ближе знакомятся со страной, куда они переселились, пережитое прошлых лет может вызвать сложности с адаптацией. Люди, занятые реализацией программ для беженцев, независимо от специфики служб, в которых они работают, часто вынуждены иметь дело с этими проблемами. Проблемы профессионализации. Профессионализация кадров, работающих с беженцами, — новое явление; которое продолжает эволюционировать. Относительно небольшое количество учебных программ для БЕЗДОМНЫЕ 58 59 БЕЗДОМНЫЕ
социальных работников предлагает специфические курсы по проблемам расселения беженцев или, в более общем плане, по проблемам культурного взаимодействия. До недавнего времени отсутствовала процедура аккредитации служб для беженцев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|