Недостатки системы оказания помощи детям 1 глава
Система оказания материальной помощи детям имеет существенные недостатки. Она проявляет излишнюю мягкость и, следовательно, поощряет родительскую безответственность. Во многом эта система несправедлива, поскольку делает женщин и детей еще более обездоленными и поощряет иждивенчество. Из всего числа матерей, которые могли бы претендовать на материальную помощь, в действительности получают ее лишь 59%. Почти 90% одиноких матерей и женщин, живущих отдельно от мужа, не получают помощи. Хотя статистика в отношении разведенных матерей выглядит благополучной, все же каждая пятая из них лишена помощи. Кроме того, из тех детей, которым полагалась помощь, только 47 % получали ее в полном объеме, а 28% не получали ничего. Подобно другим социальным проблемам, недостатки и просчеты в системе оказания материальной помощи детям в первую очередь сказываются на наименее обеспеченных слоях населения и национальных меньшинствах. Лишь 40% бедных матерей (и 68% относительно состоятельных) получают материальную помощь на детей; помощь оказывается только 34% чернокожих и 44% испаноязычных матерей. Несправедливость системы порождена ее терпимостью к безответственности родителей, которая осложняется нестрогим следованием закону. Многие отцы, оставившие семью, не выплачивают алименты. Для большинства из них это не влечет за собой никаких последствий. В то же время некоторые — хотя и немногие — попадают за это в тюрьму. Размер помощи со стороны родителя, ушедшего из семьи, зависит не только от его платежеспособности, но и от позиции местных судей, судебных исполнителей и чиновников социальных служб. Существенную роль играют также взаимоотношения между родителями и, наконец, опыт их адвокатов. Почти каждый оставивший семью родитель может указать на того, кто зарабатывает больше и платит меньшие алименты. Почти каждая мать-опекун может сказать, что некоторые дети получают большую материальную помощь, чем могли бы позволить доходы их ушедших из семьи отцов. Эта непоследовательность и отсутствие прочной законодательной основы делают вопрос о материальной помощи постоянным камнем преткновения между бывшими супругами. Отметим, что каждый второй ребенок, живущий в неполной семье, является бедным. Поскольку каждый второй ребенок из рождающихся сегодня, если сохранится нынешняя ситуация, будет жить в неполной семье до достижения совершеннолетия, то для него вполне реальна угроза бедности.
В то же время система оказания материальной помощи, решая проблему бедности, поощряет иждивенчество. Почти все бедные семьи, где мать воспитывает детей одна, получают какое-либо социальное пособие. В то время, когда оказывается материальная помощь, подавляющее большинство матерей не работает. Это неудивительно, потому что в рамках программы по оказанию материальной помощи детям и семьям действует жесткий налоговый режим в отношении доходов родителей. Поскольку программа направлена прежде всего на оказание помощи бедным, то с ростом доходов семьи сокращается размер пособия. Выйдя на работу и столкнувшись с тем, что каждый заработанный ею доллар влечет сокращение пособия на 1 долл., мать-одиночка оказывается в ситуации, когда подоходный налог равен 100 % дохода. Таким образом, правительство одной рукой дает, а другой отбирает. Единственный способ помочь бедным, не поощряя иждивенчество, — это дополнить, а не заменить доходы родителей-опекунов. Текущие изменения системы оказания помощи К середине 80-х годов произошли крупные изменения в системе оказания помощи детям. В 1984 г. палата представителей и сенат единодушно одобрили, а президент подписал весьма действенный законодательный акт в отношении материальной помощи детям. Закон предусматривает, что все штаты, получающие средства на эти цели из федерального бюджета, имеют право удерживать материальную помощь на ребенка из зарплаты родителей, оставивших семью, которые задерживают выплату материальной помощи в течение месяца. Закон также предусматривает назначение комиссий, которые должны выработать общие стандарты в отношении материальной помощи детям. Кроме того, впервые созданы предпосылки для того, чтобы штаты могли получать средства для оказания материальной помощи не только по линии федерального бюджета, но и из других источников. Наконец, законопроект узаконил использование штатом Висконсин средств федерального бюджета для того, чтобы финансировать опытную программу страхования материальной помощи детям.
В рамках программы, гарантирующей помощь детям, все родители, живущие отдельно от детей, обязаны делить с ними свой доход. Размер отчислений зависит от их общего дохода и делится пропорционально количеству детей, нуждающихся в помощи. Все дети при установлении личности не живущего с ними родителя (если он/она живы) имеют право на получение пособия, равного по размеру или материальной помощи, выплачиваемой родителем, оставившим семью, или минимальному размеру гарантированной социальной помощи, причем из двух этих возможных сумм берется большая. Если родитель, оставивший семью, платит меньше, чем это предусматривает размер минимальных гарантированных социальных выплат, разница доплачивается государством, а родитель-опекун платит небольшой дополнительный налог в объеме предоставленной общественной субсидии. Летом 1987 г. все округа санкционировали немедленное удержание выплат на материальную помощь детям из доходов родителей. Государственный департамент здравоохранения и социального обеспечения, по указанию законодательных органов штата, опубликовал данные о реко- ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ 190 191 ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
мендуемых размерах отчислений с дохода, которыми судьям следует руководствоваться при определении обязательств по выплате материальной помощи. В соответствии с этим руководством размер помощи, выплачиваемой на одного ребенка, составляет 17% общего дохода, 25% — на двух детей, 297» — на трех, 31 % — на четырех, 34% — на пятерых и более детей. Начиная с июля 1987 г. судьям предписывается руководствоваться этими рекомендациями, а в случае отхода от них представлять письменное обоснование. Спорные вопросы Одна из основных проблем в проведении политики оказания материальной помощи детям состоит в том, как определить, какую долю необходимых на содержание ребенка средств следует взыскивать с родителя-опекуна, родителя, проживающего отдельно от семьи, и какую с государства. Основной посылкой как принятого в 1984 г. федерального законодательства об оказании материальной помощи детям, так и предложения о введении страховки на оказание материальной помощи было то, что правительство должно играть более заметную роль в принуждении родителей выполнять свои обязательства по отношению к детям. Часть работников социальной сферы, которые высказываются за увеличение доли государственных расходов на содержание детей, считают, что необходимо предоставлять пособие при рождении всех детей без исключения. США — единственная про-мышленно развитая страна в мире, где нет системы выплат при рождении ребенка. Однако если размер такого пособия будет достаточно большим, чтобы покрыть все затраты на содержание и воспитание ребенка (т. е. заменит материальную помощь), то расходы на ребенка, которые несет родитель, живущий отдельно от семьи, как бы погашаются, и он не принимает в содержании ребенка никакого участия. Содержание ребенка в таком случае целиком перекладывается на плечи семьи, родителя-опекуна и бюджета. В целом пособия и материальную помощь детям, выплачиваемые правительством, целесообразно считать дополнительным источником материальной поддержки, но никак не основным.
Есть и другие важные проблемы, возникающие в связи с оказанием материальной помощи детям. Как следует определять обязательства по оказанию такой помощи: рассматривать ли каждый случай отдельно или пользоваться общими рекомендациями? Дол- жна ли материальная помощь, подлежащая выплате по обязательствам, удерживаться из зарплаты или из других доходов? Насколько следует увеличивать отчисления на материальную помощь? Будет ли означать автоматическое удержание денег из зарплаты широкомасштабное вторжение в частную жизнь родителей, живущих отдельно от ребенка? Каковы будут обязанности работодателей? Наконец, в какой степени гарантированная правительством материальная помощь будет способствовать борьбе с бедностью, а в какой — росту иждивенческих настроений? Эти вопросы наряду с вопросом о распределении всех расходов по содержанию и воспитанию ребенка, вероятно, будут определять политику оказания материальной помощи детям в ближайшие 10—20 лет. Влияние на практику социальной работы Вопросы материальной помощи детям имеют большое значение для социальных работников. Ярким примером их участия в решении этой проблемы является их роль в деятельности семейных судов и служб по оказанию помощи семьям. Материальная помощь детям — это проблема, которая всесторонне обсуждается ими с теми супружескими парами, которые собираются разводиться. В то же время в ведении работников социальной сферы, несомненно, должно находиться оказание материальной помощи одиноким матерям. Знакомство с законодательной стороной этого вопроса, а также с существующей практикой позволяет работникам социальных служб давать матерям рекомендации относительно прав, которые они имеют в соответствии с законом, и их реальных перспектив. В некоторых случаях социальным работникам помогает их профессиональное умение быть посредниками, адвокатами и консультантами для того, чтобы помочь женщинам получить причитающееся им по закону пособие. Вопросы оказания материальной помощи детям в равной степени затрагивают и тех работников, которые так или иначе взаимодействуют с мужской частью населения. Сотрудники социальной службы должны быть готовы к тому, чтобы помочь отцам разобраться в вопросах, связанных с оказанием материальной помощи своим детям, осознать свою ответственность за их будущее. Кроме того, социальные работники обязаны давать отцам рекомендации относительно их прав, например о возможности видеться с детьми. Все эти проблемы должны постоянно находиться в сфере деятельности социальных служб и занятых в них работников, что в определенной мере будет способствовать улучшению положения детей, попавших в неблагоприятную ситуацию.
Ирвин Гарфинкел См. также: Дети; Дети, пользующиеся службами социального обеспечения; Помощь семьям с зависимыми детьми; Развод и раздельное проживание; Семья: современные тенденции. • Garfinkel /., Melli M. (1982). Child Support: Weaknesses of the Old and Features of a Proposed New System (Vol. 1). Madison: Institute for Research on Poverty, University of Wisconsin. • Garfinkell., UhrE. (1984). ANew Approach to Child Support.— The Public Interest, (75), 111 — 122. • Krause H. D. (1981). Child Support in America: The Legal Perspective. Charlottesville, Va.: Miche Co. • Moynihan D. P. (1981). Welfare Reform's 1971—72 Defeat: A Historic Loss.— Journal of the Institute for Socioeconomic Studies, 6(1), 1 —20. • Oellerich D.T.(\ 984). The Effects of Potential Child Support Transfers on Wisconsin AFDC Costs, Caseloads and Recipient Weil-Being. Madison: Institute for Research on Poverty, University of Wisconsin. ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В самом широком смысле термин "социальное обеспечение детей" охватывает все относящееся к политике, программам, деятельности и ответственности общества, от которых зависит благополучие детей. Законодательство по охране детей включает широкий спектр предписаний, начиная от обязательного обучения и законов о детском труде и кончая обязательными вакцинациями, требованиями к упаковочным материалам с точки зрения их токсичности, к детским ремням безопасности в автомобиле и к стандартам пожарной безопасности детской одежды. Определение Проблемы, с которыми постоянно сталкиваются службы социального обеспечения детей, вызываются нарушениями в системе взаимоотношений родителей и ребенка. Они возникают в тех ситуациях, когда: роль отца никем не выполняется (по причине смерти, развода, ухода из семьи, разъезда, тюремного заключения или незаконного рождения ребенка); родительские обязанности исполняются не на должном уровне из-за психического заболевания, физических недостатков, пристрастия к наркотикам или просто по небрежности, например в случае плохого отношения к детям или их игнорирования; определенные психические, физические или эмоциональные характеристики ребенка не отвечают норме, родительским и социальным ожиданиям; массовая безработица или плохие жилищные условия часто затрудняют нормальное выполнение родительских обязанностей. Альтернативный подход к проблеме социального обеспечения детей заключается в том, чтобы расписать по категориям необходимость в специфических услугах в следующих ситуациях: "отсутствие" — родитель отсутствует (например, оставил семью) или отсутствует ребенок (потому что убежал из дома); "условия" — характеристики родителя, которые делают его неспособным должным образом воспитывать ребенка, или же характеристики ребенка, которые препятствуют его эффективному обучению; "образ действий" — поведение родителя, наносящее вред ребенку (например, плохое обращение или пренебрежение), или поведение ребенка, препятствующее выполнению родительских обязанностей. Службы социального обеспечения обнаружили, что очень часто именно родители являются источником проблем для детей. Второе место занимают проблемы и трудности, вытекающие из поведения детей. И наконец, источником детских проблем может быть величина дохода семьи, условия жизни и т. п. Соответствующие данные показывают, что в 70—80% случаев причинами проблем являлись родители, в 10—15% — дети и в 5— 10% — условия жизни родителей. Службы социального обеспечения считаются вспомогательным институтом. Первичным институтом социального обеспечения для детей является семья. Социальные службы имеют право на вмешательство только тогда, когда семья потерпела неудачу или если она близка к этому и ребенок нуждается в удовлетворении жизненно важных биопсихологических потребностей или же в том случае, если родители или ребенок испытывают затруднения в выполнении своих ролей.
ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 192 193 ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Относительно концепции социальной помощи как строго ограниченной деятельности, направленной на решение уже возникших проблем ребенка, существуют весьма противоречивые мнения. Сторонники более универсального институционального предупреждающего подхода считают, что назначение этих служб — оказание социальных услуг всем детям. И хотя этот подход может со временем оказаться предпочтительным, ныне преобладает ориентация на социальные службы как вспомогательные. Таковыми они были в прошлом, таковыми, вероятно, пока и останутся. Закон о социальном обеспечении (1935) и поправки к нему (1962), а также Закон о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей (1980) касаются конкретных групп детей и их специфических проблем. Среди нуждающихся детей наиболее часто упоминаются "бездомные", "лишенные средств к существованию", "зависимые", "игнорируемые родителями", а среди проблем, которые требуют особого внимания, — "пренебрежение родительскими обязанностями", "отсутствие средств к существованию", "плохое обращение", "эксплуатация". Предложенная федеральным Управлением по делам детей, молодежи и семьи система служб социальной помощи детям и семьям также основывается на представлении о вспомогательном характере служб. В проекте отмечается, что клиентами служб являются "дети, молодежь и их семьи — все, для кого традиционные меры поддержки со стороны общества, школы, церкви и семьи оказались недоступны, непригодны или неадекватны". Подход, основывающийся на концепции вспомогательного минимального обслуживания, во многом является и результатом идеологических ограничений. В американской системе ценностей неприкосновенность и независимость семьи занимают немаловажное место. Даже очень осторожные программы помощи семье встречают сопротивление, поскольку расцениваются как вторжение в частную жизнь. Прежде чем установить разумные параметры системы социального обеспечения детей, необходимо осознать, что ее границы весьма расплывчаты и проницаемы. Отдельные ответвления системы могут функционировать как части общей, взаимосвязанной сети, каждая из которых предоставляет услуги детям и их семьям, — система школ, медицинская система, система организации отдыха, правовая система и т. д. В гораздо большей степени, чем какие-либо другие социальные органы, службы для детей укомплектованы и управляются профессиональными социальными работниками. Дж. О'Коннор и М. Веаринг называют социальное обеспечение детей одной из немногих областей, "в которой социальная работа традиционно играет доминирующую и определяющую роль", где профессия социального работника "остается жизнеспособной и влиятельной" и "куда, по существу, вся социальная сфера направляет свою энергию и ресурсы". Таким образом, социальное обеспечение детей считается одним из бастионов социальной работы. Службы Службы социального обеспечения детей ориентированы на конкретные группы населения и на решение специфических проблем, являются специализированными подразделениями внутри всей системы социального обеспечения. Лига социального обеспечения детей Америки представляет собой совокупность детских социальных служб, члены которой — государственные и добровольческие организации, занимающиеся указанными проблемами. Лига взяла на себя ответственность за выработку и публикацию норм и положений для каждой из указанных организаций, которые она характеризует как "уникальные и специфические". Организации, представленные единой авторитетной службой, выступающей от лица всей сферы социального обеспечения детей, обретают тем самым необходимую степень легитимности. При недавнем пересмотре норм и положений, одобренных Советом директоров Лиги социального обеспечения детей, определены следующие девять "специфических и уникальных" составных частей социальной службы: услуги для детей и семей на дому, дневной присмотр за детьми, оказание помощи домохозяйкам, помощь семьям с приемными детьми, проблемы усыновления, присмотр за группой детей в доме, создание центров присмотра за детьми по месту жительства, защита детей и, наконец, оказание помощи родителям, не состоящим в браке. Справочник профессий, изданный Министерством труда США в 1984 г., определяет социальную работу с детьми следующим образом: "Социальные работники, занятые в сфере социального обеспечения детей, призваны улучшать благосостояние детей и мо- лодежи. Они могут давать рекомендации родителям о том, как лучше заботиться и воспитывать детей, консультировать детей и молодежь, когда те сталкиваются с проблемами социальной адаптации, организовывать службы помощи родителям в случае их заболевания. Социальные работники имеют право обратиться в суд в тех случаях, когда детьми пренебрегают или плохо с ними обращаются; они могут оказывать помощь родителям, не состоящим в браке, и давать рекомендации семейным парам относительно усыновления. Посетив семью и оценив ее ситуацию, они могут определить ребенка в приют или рекомендовать усыновление". Все эти услуги могут быть сгруппирован-ны по ряду разнообразных признаков. Так, службы поддержки детей и семей включают патронажные услуги, семейную терапию и просветительство в области семейной жизни. Услуги, предоставляемые на дому, весьма неопределенны и варьируются от несистематической неформальной патронажной работы до систематического официального патронажа и проведения программ, ориентированных на семью и дом (всеохватывающее интенсивное профилактическое вмешательство в жизнь семьи). Добровольческие службы помощи семье и районные центры психической коррекции оказывают помощь семьям, сталкивающимся с трудностями во взаимоотношениях между родителями и детьми, проводят консультации и занимаются просветительской деятельностью. Вспомогательные службы берут на себя ответственность за выполнение некоторых родительских функций. Сюда входит присмотр за детьми днем и оказание помощи по дому, т. е. оказание помощи родителям при пребывании ребенка дома. Службы, занимающиеся семейным воспитанием, призваны временно или постоянно заменять родителей. Речь идет об усыновлении детей, функционировании детских учреждений и домашних групп. Вместе с тем, например, социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и детьми-инвалидами специально исключена из перечня Лиги социального обеспечения детей, так как об этих детях обычно заботятся другие службы, например медицинские и исправительные заведения на уровне штата. Следует обратить внимание и на то, что здесь не упомянут ряд программ, затрагивающих интересы детей, в том числе по обеспечению прожиточного минимума и социальному страхованию, которые поддерживают миллионы детей, испытывающих финансовые затруднения. Они не включены в сферу социального обеспечения, поскольку программа по обеспечению прожиточного минимума осуществляется не социальными работниками, а специальным ведомством; то же относится и к программе социального страхования. В то же время, как считает Лига, помимо обеспечения и оказания упомянутых услуг, социальные службы для детей должны также изучать потребности детской части населения в своем районе, следить, чтобы создавались и были доступными необходимые службы, и, наконец, активно бороться за разработку назревших, но отсутствующих пока социальных программ. В более общем плане можно сказать, что социальные службы разделяют также ответственность за социальные перемены, которые могут помочь сохранить семью. Существует классификация этих служб по источникам финансирования и спонсорства: 1) государственные органы, спонсорами которых выступает федеральное правительство, штат или округ; они финансируются за счет государственных налогов; 2) добровольческие некоммерческие организации, финансируемые местными фондами, включая и конфессиональные — католические, протестантские, иудейские, и неконфессиональные; 3) частные коммерческие организации, где спонсорами выступают частные лица и финансирование идет за счет взносов; 4) организации, объединенные на профессиональной основе, например по местоположению детских садов или по оказанию помощи детям и семьям сотрудников одной организации. Проведенное общенациональное исследование труда социальных работников (900 человек) выявило, что 41 % из них занимаются многими видами социальной работы, а 47% — специализированными услугами. Среди специализированных услуг чаще всего отмечались: поддержка детей и семей (22 %), приемные дети (10%), приюты (6%), усыновление (5%). Очень незначительное число работников присматривали за детьми или оказывали помощь по дому, при этом наиболее часто упоминались консультации и патронаж, а не присмотр за детьми днем или оказание помощи по дому (они занимают менее 10% общего объема услуг). В целом патронаж — самый распространенный вид услуг, от которого во многом зависит эффективность деятельности социальных служб. Социальный работник активно оказывает помощь и поддержку, дает советы и рекомендации, помогает прояснить ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 194 195 ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
многие вопросы и снабжает информацией. Все это призвано помочь клиенту осознать потребность в патронажных услугах. В последнее время службы социального обеспечения пересмотрели приоритеты в своей деятельности. Услугам по дому, теоретически признанным наиважнейшими, отдан теперь и практический приоритет. Сейчас, как никогда ранее, в центре внимания социальных служб находятся вопросы нормальной жизни ребенка в семье, обеспечение ему надлежащей заботы. Все более высоко оценивается значение усыновления, а также домашних детских групп, хотя количество охваченных ими детей пока невелико. В связи с тенденцией к деинституциолизации и созданию "естественных условий" воспитания значение институциальных детских учреждений (детдомов, приютов) продолжает снижаться. Некоторые специфические проблемы, относящиеся г. компетенции социальных служб (например, пренебрежение детьми, плохое обращение с ними, особенно сексуальное насилие), находятся в центре общественного внимания. Для решения этих проблем выделяются средства, направляющиеся на исследования, разработку и апробирование программ и рекомендаций, подбор персонала. Социальная работа, связанная с проблемами внебрачной подростковой беременности и воспитания подростками своих детей, также признается обществом крайне значимой, однако средства, выделенные на эту деятельность, пока весьма незначительны. Для представления об объеме услуг, оказываемых службами помощи детям и семьям, отметим, что в 1982 г. только Американская служба семьи насчитывала среди своих членов 280 местных добровольческих некоммерческих служб. В том же году они оказали услуги 1,1 млн семей, или приблизительно 3 млн человек; во многих случаях речь шла о помощи в улучшении отношений между родителями и детьми. Тенденции и проблемы За последние два-три десятилетия про-, изошли определенные изменения в направлениях работы служб помощи детям, что было вызвано ростом численности нуждающихся в помощи социальных служб групп детей. Это дети, растущие в бедности, воспитываемые одним родителем, внебрачные дети подростков и дети молодых работающих матерей. Постепенно повышается средний возраст детей, охватываемых заботами социальных служб. Большая их часть приближается к подростковому возрасту или уже достигла его, поэтому социальная помощь этой группе пользуется особым вниманием. Еще одна проблема заключается в том, что по сравнению с другими областями социальной работы службы социального обеспечения детей имеют дело с очень большим процентом так называемых недобровольных клиентов — детей, страдающих от плохого обращения или запущенных своими родителями. Основная цель всех действующих в настоящее время программ — избежать изъятия ребенка из семьи. Только в том случае, если нахождение его дома невозможно, рассматривается вопрос 6 помещении ребенка в другие условия. Службы поддержки и вспомогательные службы, оказывающие помощь ребенку на дому, имеют приоритет перед службами, заменяющими семейное воспитание. Предпринимаются значительные усилия по организации новых услуг на дому и расширению их применения. Деятельность в защиту детей, целью которой является создание стабильных благоприятных условий для детей, сопровождается все возрастающим признанием прав ребенка наряду с правами родителей и распространением на детей права судебной защиты. Появилось много специализированных социальных служб, которые оказывают помощь подросткам-наркоманам, остающимся без присмотра детям работающих родителей, тем, кто подвергся сексуальному насилию. Осуществляются программы предупреждения беременности у подростков, обеспечивается присмотр за детьми днем. Создание подобных специализированных, выполняющих лишь одну функцию служб позволило органам социального обеспечения детей перейти от непосредственного оказания социальной помощи к управлению социальной работой, оплачивая от имени клиентов услуги целого ряда специализированных, часто добровольческих организаций. Сейчас превалирует более широкий подход в отношении факторов, которые следует учитывать при решении проблем, попадающих в сферу деятельности социальных служб для детей. В качестве основного клиента социальных служб для детей рассматривают скорее семью, чем ребенка. Поэтому основной упор делается на работу с семьей. В связи с тем что в 60-е годы "вдруг" обнаружились случаи насилия над детьми, после чего были приняты федеральные законы, обязывающие сообщать о подобных случаях, на- грузка на службы поддержки резко возросла. Деинституциолизация несовершеннолетних правонарушителей и политика, призванная оградить их от судебного преследования, привели к тому, что ответственность за подобных молодых людей переместилась от исправительных учреждений к социальным службам. Социальные службы для детей всегда несли ответственность за обеспечение детской безопасности, создание приемлемых условий проживания и хорошей обстановки в семье. В настоящее время на социальную службу возложена ответственность за поддержание цельности и стабильности хороших отношений между родителями и ребенком, причем не только применительно к вполне благополучным детям, но и к имеющим серьезные социальные и эмоциональные отклонения и физические недостатки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|