Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки системы оказания помощи детям 1 глава




Система оказания материальной помощи детям имеет существенные недостатки. Она проявляет излишнюю мягкость и, следова­тельно, поощряет родительскую безответст­венность. Во многом эта система несправедлива, поскольку делает женщин и детей еще более обездоленными и поощряет иждивенчество. Из всего числа матерей, ко­торые могли бы претендовать на материаль­ную помощь, в действительности получают ее лишь 59%. Почти 90% одиноких матерей и женщин, живущих отдельно от мужа, не получают помощи. Хотя статистика в отно­шении разведенных матерей выглядит благо­получной, все же каждая пятая из них лишена помощи. Кроме того, из тех детей, которым полагалась помощь, только 47 % получали ее в полном объеме, а 28% не полу­чали ничего.

Подобно другим социальным проблемам, недостатки и просчеты в системе оказания материальной помощи детям в первую оче­редь сказываются на наименее обеспеченных слоях населения и национальных меньшин­ствах. Лишь 40% бедных матерей (и 68%


относительно состоятельных) получают ма­териальную помощь на детей; помощь оказы­вается только 34% чернокожих и 44% испаноязычных матерей.

Несправедливость системы порождена ее терпимостью к безответственности родите­лей, которая осложняется нестрогим следова­нием закону. Многие отцы, оставившие семью, не выплачивают алименты. Для боль­шинства из них это не влечет за собой ника­ких последствий. В то же время некоторые — хотя и немногие — попадают за это в тюрьму. Размер помощи со стороны родителя, ушед­шего из семьи, зависит не только от его пла­тежеспособности, но и от позиции местных судей, судебных исполнителей и чиновников социальных служб. Существенную роль иг­рают также взаимоотношения между родите­лями и, наконец, опыт их адвокатов. Почти каждый оставивший семью родитель может указать на того, кто зарабатывает больше и платит меньшие алименты. Почти каждая мать-опекун может сказать, что некоторые дети получают большую материальную по­мощь, чем могли бы позволить доходы их ушедших из семьи отцов. Эта непоследова­тельность и отсутствие прочной законода­тельной основы делают вопрос о материальной помощи постоянным камнем преткновения между бывшими супругами. Отметим, что каждый второй ребенок, живу­щий в неполной семье, является бедным. По­скольку каждый второй ребенок из рождающихся сегодня, если сохранится ны­нешняя ситуация, будет жить в неполной семье до достижения совершеннолетия, то для него вполне реальна угроза бедности.

В то же время система оказания матери­альной помощи, решая проблему бедности, поощряет иждивенчество. Почти все бедные семьи, где мать воспитывает детей одна, получают какое-либо социальное пособие. В то время, когда оказывается материальная помощь, подавляющее большинство матерей не работает. Это неудивительно, потому что в рамках программы по оказанию материаль­ной помощи детям и семьям действует жест­кий налоговый режим в отношении доходов родителей. Поскольку программа направле­на прежде всего на оказание помощи бедным, то с ростом доходов семьи сокращается раз­мер пособия. Выйдя на работу и столкнув­шись с тем, что каждый заработанный ею доллар влечет сокращение пособия на 1 долл., мать-одиночка оказывается в ситуа­ции, когда подоходный налог равен 100 % до­хода. Таким образом, правительство одной рукой дает, а другой отбирает. Единственный


способ помочь бедным, не поощряя иждивен­чество, — это дополнить, а не заменить дохо­ды родителей-опекунов.

Текущие изменения системы оказания помощи

К середине 80-х годов произошли круп­ные изменения в системе оказания помощи детям. В 1984 г. палата представителей и се­нат единодушно одобрили, а президент под­писал весьма действенный законодательный акт в отношении материальной помощи де­тям. Закон предусматривает, что все штаты, получающие средства на эти цели из феде­рального бюджета, имеют право удерживать материальную помощь на ребенка из зарпла­ты родителей, оставивших семью, которые задерживают выплату материальной помощи в течение месяца. Закон также предусматри­вает назначение комиссий, которые должны выработать общие стандарты в отношении материальной помощи детям. Кроме того, впервые созданы предпосылки для того, что­бы штаты могли получать средства для оказа­ния материальной помощи не только по линии федерального бюджета, но и из других источников. Наконец, законопроект узако­нил использование штатом Висконсин средств федерального бюджета для того, что­бы финансировать опытную программу страхования материальной помощи детям.

В рамках программы, гарантирующей помощь детям, все родители, живущие от­дельно от детей, обязаны делить с ними свой доход. Размер отчислений зависит от их об­щего дохода и делится пропорционально ко­личеству детей, нуждающихся в помощи. Все дети при установлении личности не живуще­го с ними родителя (если он/она живы) име­ют право на получение пособия, равного по размеру или материальной помощи, выпла­чиваемой родителем, оставившим семью, или минимальному размеру гарантирован­ной социальной помощи, причем из двух этих возможных сумм берется большая. Если ро­дитель, оставивший семью, платит меньше, чем это предусматривает размер минималь­ных гарантированных социальных выплат, разница доплачивается государством, а роди­тель-опекун платит небольшой дополнитель­ный налог в объеме предоставленной общественной субсидии. Летом 1987 г. все ок­руга санкционировали немедленное удержа­ние выплат на материальную помощь детям из доходов родителей. Государственный де­партамент здравоохранения и социального обеспечения, по указанию законодательных органов штата, опубликовал данные о реко-


ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ


190


191


ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 


мендуемых размерах отчислений с дохода, которыми судьям следует руководствоваться при определении обязательств по выплате ма­териальной помощи. В соответствии с этим руководством размер помощи, выплачивае­мой на одного ребенка, составляет 17% обще­го дохода, 25% — на двух детей, 297» — на трех, 31 % — на четырех, 34% — на пятерых и более детей. Начиная с июля 1987 г. судьям предписывается руководствоваться этими ре­комендациями, а в случае отхода от них пред­ставлять письменное обоснование.

Спорные вопросы

Одна из основных проблем в проведении политики оказания материальной помощи детям состоит в том, как определить, какую долю необходимых на содержание ребенка средств следует взыскивать с родителя-опе­куна, родителя, проживающего отдельно от семьи, и какую с государства. Основной по­сылкой как принятого в 1984 г. федерального законодательства об оказании материальной помощи детям, так и предложения о введении страховки на оказание материальной помо­щи было то, что правительство должно играть более заметную роль в принуждении родите­лей выполнять свои обязательства по отноше­нию к детям.

Часть работников социальной сферы, ко­торые высказываются за увеличение доли го­сударственных расходов на содержание детей, считают, что необходимо предостав­лять пособие при рождении всех детей без исключения. США — единственная про-мышленно развитая страна в мире, где нет системы выплат при рождении ребенка. Од­нако если размер такого пособия будет доста­точно большим, чтобы покрыть все затраты на содержание и воспитание ребенка (т. е. заме­нит материальную помощь), то расходы на ребенка, которые несет родитель, живущий отдельно от семьи, как бы погашаются, и он не принимает в содержании ребенка никако­го участия. Содержание ребенка в таком слу­чае целиком перекладывается на плечи семьи, родителя-опекуна и бюджета.

В целом пособия и материальную помощь детям, выплачиваемые правительством, це­лесообразно считать дополнительным источ­ником материальной поддержки, но никак не основным.

Есть и другие важные проблемы, возни­кающие в связи с оказанием материальной помощи детям. Как следует определять обяза­тельства по оказанию такой помощи: рас­сматривать ли каждый случай отдельно или пользоваться общими рекомендациями? Дол-


жна ли материальная помощь, подлежащая выплате по обязательствам, удерживаться из зарплаты или из других доходов? Насколько следует увеличивать отчисления на матери­альную помощь? Будет ли означать автома­тическое удержание денег из зарплаты широкомасштабное вторжение в частную жизнь родителей, живущих отдельно от ре­бенка? Каковы будут обязанности работода­телей? Наконец, в какой степени гарантированная правительством материаль­ная помощь будет способствовать борьбе с бедностью, а в какой — росту иждивенческих настроений? Эти вопросы наряду с вопросом о распределении всех расходов по содержа­нию и воспитанию ребенка, вероятно, будут определять политику оказания материальной помощи детям в ближайшие 10—20 лет.

Влияние на практику социальной работы

Вопросы материальной помощи детям имеют большое значение для социальных ра­ботников. Ярким примером их участия в ре­шении этой проблемы является их роль в деятельности семейных судов и служб по ока­занию помощи семьям. Материальная по­мощь детям — это проблема, которая всесторонне обсуждается ими с теми супру­жескими парами, которые собираются разво­диться. В то же время в ведении работников социальной сферы, несомненно, должно на­ходиться оказание материальной помощи одиноким матерям. Знакомство с законода­тельной стороной этого вопроса, а также с существующей практикой позволяет работ­никам социальных служб давать матерям ре­комендации относительно прав, которые они имеют в соответствии с законом, и их реаль­ных перспектив. В некоторых случаях соци­альным работникам помогает их профессиональное умение быть посредника­ми, адвокатами и консультантами для того, чтобы помочь женщинам получить причита­ющееся им по закону пособие.

Вопросы оказания материальной помощи детям в равной степени затрагивают и тех работников, которые так или иначе взаимо­действуют с мужской частью населения. Со­трудники социальной службы должны быть готовы к тому, чтобы помочь отцам разобрать­ся в вопросах, связанных с оказанием матери­альной помощи своим детям, осознать свою ответственность за их будущее. Кроме того, социальные работники обязаны давать отцам рекомендации относительно их прав, напри­мер о возможности видеться с детьми. Все эти проблемы должны постоянно находиться в


сфере деятельности социальных служб и за­нятых в них работников, что в определенной мере будет способствовать улучшению поло­жения детей, попавших в неблагоприятную ситуацию.

Ирвин Гарфинкел

См. также: Дети; Дети, пользующиеся служ­бами социального обеспечения; Помощь семьям с зависимыми детьми; Развод и раздельное проживание; Семья: совре­менные тенденции.

Garfinkel /., Melli M. (1982). Child Support: Weaknesses of the Old and Features of a Proposed New System (Vol. 1). Madison: Institute for Research on Poverty, University of Wisconsin. • Garfinkell., UhrE. (1984). ANew Approach to Child Support.— The Public Interest, (75), 111 — 122. • Krause H. D. (1981). Child Support in America: The Legal Perspective. Charlottesville, Va.: Miche Co. • Moynihan D. P. (1981). Welfare Reform's 1971—72 Defeat: A Historic Loss.— Journal of the Institute for Socioeconomic Studies, 6(1), 1 —20. • Oellerich D.T.(\ 984). The Effects of Potential Child Support Transfers on Wisconsin AFDC Costs, Caseloads and Recipient Weil-Being. Madison: Institute for Research on Poverty, University of Wisconsin.

ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В самом широком смысле термин "соци­альное обеспечение детей" охватывает все относящееся к политике, программам, дея­тельности и ответственности общества, от которых зависит благополучие детей. Законо­дательство по охране детей включает широ­кий спектр предписаний, начиная от обязательного обучения и законов о детском труде и кончая обязательными вакцинация­ми, требованиями к упаковочным материа­лам с точки зрения их токсичности, к детским ремням безопасности в автомобиле и к стандартам пожарной безопасности детской одежды.

Определение

Проблемы, с которыми постоянно сталки­ваются службы социального обеспечения де­тей, вызываются нарушениями в системе


взаимоотношений родителей и ребенка. Они возникают в тех ситуациях, когда:

роль отца никем не выполняется (по при­чине смерти, развода, ухода из семьи, разъез­да, тюремного заключения или незаконного рождения ребенка);

родительские обязанности исполняются не на должном уровне из-за психического за­болевания, физических недостатков, при­страстия к наркотикам или просто по небрежности, например в случае плохого от­ношения к детям или их игнорирования;

определенные психические, физические или эмоциональные характеристики ребенка не отвечают норме, родительским и социаль­ным ожиданиям;

массовая безработица или плохие жи­лищные условия часто затрудняют нормаль­ное выполнение родительских обязанностей.

Альтернативный подход к проблеме соци­ального обеспечения детей заключается в том, чтобы расписать по категориям необходи­мость в специфических услугах в следующих ситуациях:

"отсутствие" — родитель отсутствует (на­пример, оставил семью) или отсутствует ре­бенок (потому что убежал из дома);

"условия" — характеристики родителя, которые делают его неспособным должным образом воспитывать ребенка, или же харак­теристики ребенка, которые препятствуют его эффективному обучению;

"образ действий" — поведение родителя, наносящее вред ребенку (например, плохое обращение или пренебрежение), или поведе­ние ребенка, препятствующее выполнению родительских обязанностей.

Службы социального обеспечения обна­ружили, что очень часто именно родители яв­ляются источником проблем для детей. Второе место занимают проблемы и трудно­сти, вытекающие из поведения детей. И нако­нец, источником детских проблем может быть величина дохода семьи, условия жизни и т. п. Соответствующие данные показывают, что в 70—80% случаев причинами проблем явля­лись родители, в 10—15% — дети и в 5— 10% — условия жизни родителей.

Службы социального обеспечения счита­ются вспомогательным институтом. Первич­ным институтом социального обеспечения для детей является семья. Социальные служ­бы имеют право на вмешательство только тог­да, когда семья потерпела неудачу или если она близка к этому и ребенок нуждается в удовлетворении жизненно важных биопсихо­логических потребностей или же в том слу­чае, если родители или ребенок испытывают затруднения в выполнении своих ролей.


 


ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ


192


193


ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 


Относительно концепции социальной помощи как строго ограниченной деятельно­сти, направленной на решение уже возник­ших проблем ребенка, существуют весьма противоречивые мнения. Сторонники более универсального институционального пре­дупреждающего подхода считают, что назна­чение этих служб — оказание социальных услуг всем детям. И хотя этот подход может со временем оказаться предпочтительным, ныне преобладает ориентация на социальные службы как вспомогательные. Таковыми они были в прошлом, таковыми, вероятно, пока и останутся.

Закон о социальном обеспечении (1935) и поправки к нему (1962), а также Закон о содействии усыновлению и социальном обес­печении детей (1980) касаются конкретных групп детей и их специфических проблем. Среди нуждающихся детей наиболее часто упоминаются "бездомные", "лишенные средств к существованию", "зависимые", "иг­норируемые родителями", а среди проблем, которые требуют особого внимания, — "пре­небрежение родительскими обязанностями", "отсутствие средств к существованию", "пло­хое обращение", "эксплуатация".

Предложенная федеральным Управле­нием по делам детей, молодежи и семьи сис­тема служб социальной помощи детям и семьям также основывается на представле­нии о вспомогательном характере служб. В проекте отмечается, что клиентами служб яв­ляются "дети, молодежь и их семьи — все, для кого традиционные меры поддержки со сто­роны общества, школы, церкви и семьи ока­зались недоступны, непригодны или неадекватны".

Подход, основывающийся на концепции вспомогательного минимального обслужива­ния, во многом является и результатом идео­логических ограничений. В американской системе ценностей неприкосновенность и не­зависимость семьи занимают немаловажное место. Даже очень осторожные программы помощи семье встречают сопротивление, по­скольку расцениваются как вторжение в частную жизнь.

Прежде чем установить разумные пара­метры системы социального обеспечения де­тей, необходимо осознать, что ее границы весьма расплывчаты и проницаемы. Отдель­ные ответвления системы могут функциони­ровать как части общей, взаимосвязанной сети, каждая из которых предоставляет услу­ги детям и их семьям, — система школ, меди­цинская система, система организации отдыха, правовая система и т. д. В гораздо


большей степени, чем какие-либо другие социальные органы, службы для детей уком­плектованы и управляются профессиональ­ными социальными работниками.

Дж. О'Коннор и М. Веаринг называют социальное обеспечение детей одной из не­многих областей, "в которой социальная ра­бота традиционно играет доминирующую и определяющую роль", где профессия соци­ального работника "остается жизнеспособной и влиятельной" и "куда, по существу, вся со­циальная сфера направляет свою энергию и ресурсы".

Таким образом, социальное обеспечение детей считается одним из бастионов социаль­ной работы.

Службы

Службы социального обеспечения детей ориентированы на конкретные группы насе­ления и на решение специфических проблем, являются специализированными подразде­лениями внутри всей системы социального обеспечения.

Лига социального обеспечения детей Америки представляет собой совокупность детских социальных служб, члены кото­рой — государственные и добровольческие организации, занимающиеся указанными проблемами. Лига взяла на себя ответствен­ность за выработку и публикацию норм и по­ложений для каждой из указанных организаций, которые она характеризует как "уникальные и специфические". Организа­ции, представленные единой авторитетной службой, выступающей от лица всей сферы социального обеспечения детей, обретают тем самым необходимую степень легитимно­сти.

При недавнем пересмотре норм и поло­жений, одобренных Советом директоров Ли­ги социального обеспечения детей, определены следующие девять "специфиче­ских и уникальных" составных частей соци­альной службы: услуги для детей и семей на дому, дневной присмотр за детьми, оказание помощи домохозяйкам, помощь семьям с приемными детьми, проблемы усыновления, присмотр за группой детей в доме, создание центров присмотра за детьми по месту жи­тельства, защита детей и, наконец, оказание помощи родителям, не состоящим в браке.

Справочник профессий, изданный Ми­нистерством труда США в 1984 г., определяет социальную работу с детьми следующим об­разом: "Социальные работники, занятые в сфере социального обеспечения детей, при­званы улучшать благосостояние детей и мо-


лодежи. Они могут давать рекомендации ро­дителям о том, как лучше заботиться и воспи­тывать детей, консультировать детей и молодежь, когда те сталкиваются с проблема­ми социальной адаптации, организовывать службы помощи родителям в случае их забо­левания. Социальные работники имеют пра­во обратиться в суд в тех случаях, когда детьми пренебрегают или плохо с ними обра­щаются; они могут оказывать помощь роди­телям, не состоящим в браке, и давать рекомендации семейным парам относитель­но усыновления. Посетив семью и оценив ее ситуацию, они могут определить ребенка в приют или рекомендовать усыновление".

Все эти услуги могут быть сгруппирован-ны по ряду разнообразных признаков. Так, службы поддержки детей и семей включают патронажные услуги, семейную терапию и просветительство в области семейной жизни. Услуги, предоставляемые на дому, весьма не­определенны и варьируются от несистемати­ческой неформальной патронажной работы до систематического официального патрона­жа и проведения программ, ориентирован­ных на семью и дом (всеохватывающее интенсивное профилактическое вмешатель­ство в жизнь семьи). Добровольческие служ­бы помощи семье и районные центры психической коррекции оказывают помощь семьям, сталкивающимся с трудностями во взаимоотношениях между родителями и детьми, проводят консультации и занимают­ся просветительской деятельностью.

Вспомогательные службы берут на себя ответственность за выполнение некоторых родительских функций. Сюда входит при­смотр за детьми днем и оказание помощи по дому, т. е. оказание помощи родителям при пребывании ребенка дома. Службы, занима­ющиеся семейным воспитанием, призваны временно или постоянно заменять родителей. Речь идет об усыновлении детей, функциони­ровании детских учреждений и домашних групп. Вместе с тем, например, социальная работа с несовершеннолетними правонару­шителями и детьми-инвалидами специально исключена из перечня Лиги социального обеспечения детей, так как об этих детях обычно заботятся другие службы, например медицинские и исправительные заведения на уровне штата. Следует обратить внимание и на то, что здесь не упомянут ряд программ, затрагивающих интересы детей, в том числе по обеспечению прожиточного минимума и социальному страхованию, которые поддер­живают миллионы детей, испытывающих финансовые затруднения. Они не включены


в сферу социального обеспечения, поскольку программа по обеспечению прожиточного минимума осуществляется не социальными работниками, а специальным ведомством; то же относится и к программе социального страхования.

В то же время, как считает Лига, помимо обеспечения и оказания упомянутых услуг, социальные службы для детей должны также изучать потребности детской части населе­ния в своем районе, следить, чтобы создава­лись и были доступными необходимые службы, и, наконец, активно бороться за раз­работку назревших, но отсутствующих пока социальных программ. В более общем плане можно сказать, что социальные службы раз­деляют также ответственность за социальные перемены, которые могут помочь сохранить семью.

Существует классификация этих служб по источникам финансирования и спонсорст­ва: 1) государственные органы, спонсорами которых выступает федеральное правитель­ство, штат или округ; они финансируются за счет государственных налогов; 2) доброволь­ческие некоммерческие организации, фи­нансируемые местными фондами, включая и конфессиональные — католические, проте­стантские, иудейские, и неконфессиональ­ные; 3) частные коммерческие организации, где спонсорами выступают частные лица и финансирование идет за счет взносов; 4) ор­ганизации, объединенные на профессио­нальной основе, например по местоположению детских садов или по оказа­нию помощи детям и семьям сотрудников од­ной организации.

Проведенное общенациональное иссле­дование труда социальных работников (900 человек) выявило, что 41 % из них занимают­ся многими видами социальной работы, а 47% — специализированными услугами. Среди специализированных услуг чаще всего отмечались: поддержка детей и семей (22 %), приемные дети (10%), приюты (6%), усы­новление (5%). Очень незначительное число работников присматривали за детьми или оказывали помощь по дому, при этом наибо­лее часто упоминались консультации и пат­ронаж, а не присмотр за детьми днем или оказание помощи по дому (они занимают ме­нее 10% общего объема услуг).

В целом патронаж — самый распростра­ненный вид услуг, от которого во многом зависит эффективность деятельности соци­альных служб. Социальный работник актив­но оказывает помощь и поддержку, дает советы и рекомендации, помогает прояснить


ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ


194


195


ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 


многие вопросы и снабжает информацией. Все это призвано помочь клиенту осознать потребность в патронажных услугах.

В последнее время службы социального обеспечения пересмотрели приоритеты в своей деятельности. Услугам по дому, теоре­тически признанным наиважнейшими, отдан теперь и практический приоритет. Сейчас, как никогда ранее, в центре внимания соци­альных служб находятся вопросы нормаль­ной жизни ребенка в семье, обеспечение ему надлежащей заботы. Все более высоко оцени­вается значение усыновления, а также до­машних детских групп, хотя количество охваченных ими детей пока невелико. В связи с тенденцией к деинституциолизации и со­зданию "естественных условий" воспитания значение институциальных детских учреж­дений (детдомов, приютов) продолжает сни­жаться.

Некоторые специфические проблемы, относящиеся г. компетенции социальных служб (например, пренебрежение детьми, плохое обращение с ними, особенно сексу­альное насилие), находятся в центре обще­ственного внимания. Для решения этих проблем выделяются средства, направляю­щиеся на исследования, разработку и апроби­рование программ и рекомендаций, подбор персонала.

Социальная работа, связанная с пробле­мами внебрачной подростковой беременно­сти и воспитания подростками своих детей, также признается обществом крайне значи­мой, однако средства, выделенные на эту де­ятельность, пока весьма незначительны.

Для представления об объеме услуг, ока­зываемых службами помощи детям и семьям, отметим, что в 1982 г. только Американская служба семьи насчитывала среди своих чле­нов 280 местных добровольческих некоммер­ческих служб. В том же году они оказали услуги 1,1 млн семей, или приблизительно 3 млн человек; во многих случаях речь шла о помощи в улучшении отношений между ро­дителями и детьми.

Тенденции и проблемы

За последние два-три десятилетия про-, изошли определенные изменения в направле­ниях работы служб помощи детям, что было вызвано ростом численности нуждающихся в помощи социальных служб групп детей. Это дети, растущие в бедности, воспитываемые одним родителем, внебрачные дети подрост­ков и дети молодых работающих матерей. Постепенно повышается средний возраст де­тей, охватываемых заботами социальных


служб. Большая их часть приближается к подростковому возрасту или уже достигла его, поэтому социальная помощь этой группе пользуется особым вниманием.

Еще одна проблема заключается в том, что по сравнению с другими областями соци­альной работы службы социального обеспе­чения детей имеют дело с очень большим процентом так называемых недобровольных клиентов — детей, страдающих от плохого обращения или запущенных своими родите­лями.

Основная цель всех действующих в на­стоящее время программ — избежать изъятия ребенка из семьи. Только в том случае, если нахождение его дома невозможно, рассмат­ривается вопрос 6 помещении ребенка в дру­гие условия. Службы поддержки и вспомогательные службы, оказывающие по­мощь ребенку на дому, имеют приоритет пе­ред службами, заменяющими семейное воспитание. Предпринимаются значитель­ные усилия по организации новых услуг на дому и расширению их применения.

Деятельность в защиту детей, целью ко­торой является создание стабильных благо­приятных условий для детей, сопровождается все возрастающим признанием прав ребенка наряду с правами родителей и распростране­нием на детей права судебной защиты. Появилось много специализированных соци­альных служб, которые оказывают помощь подросткам-наркоманам, остающимся без присмотра детям работающих родителей, тем, кто подвергся сексуальному насилию. Осуществляются программы предупрежде­ния беременности у подростков, обеспечива­ется присмотр за детьми днем. Создание подобных специализированных, выполняю­щих лишь одну функцию служб позволило органам социального обеспечения детей пе­рейти от непосредственного оказания соци­альной помощи к управлению социальной работой, оплачивая от имени клиентов услуги целого ряда специализированных, часто до­бровольческих организаций.

Сейчас превалирует более широкий под­ход в отношении факторов, которые следует учитывать при решении проблем, попадаю­щих в сферу деятельности социальных служб для детей. В качестве основного клиента со­циальных служб для детей рассматривают скорее семью, чем ребенка. Поэтому основ­ной упор делается на работу с семьей.

В связи с тем что в 60-е годы "вдруг" обна­ружились случаи насилия над детьми, после чего были приняты федеральные законы, обя­зывающие сообщать о подобных случаях, на-


грузка на службы поддержки резко возросла. Деинституциолизация несовершеннолетних правонарушителей и политика, призванная оградить их от судебного преследования, при­вели к тому, что ответственность за подобных молодых людей переместилась от исправи­тельных учреждений к социальным службам.

Социальные службы для детей всегда не­сли ответственность за обеспечение детской безопасности, создание приемлемых условий проживания и хорошей обстановки в семье. В настоящее время на социальную службу воз­ложена ответственность за поддержание цельности и стабильности хороших отноше­ний между родителями и ребенком, причем не только применительно к вполне благопо­лучным детям, но и к имеющим серьезные социальные и эмоциональные отклонения и физические недостатки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...