Недостатки системы оказания помощи детям 2 глава
Все больше внимания уделяется группам детей, которые до сих пор выпадали из поля зрения работников социальных служб. Постоянно пополняются семейные детские дома с усыновленными и приемными детьми. Чтобы удовлетворить потребности детей нацменьшинств, предпринимаются попытки подбирать персонал из представителей тех же национальностей, создавать этнически однородные социальные службы в местах проживания нацменьшинств и готовить кадры со специальными знаниями. Закон о социальном обеспечении детей индейцев (1978), который предоставляет представителям племени право непосредственного контроля за социальной работой среди детей индейцев, — пример такого подхода. Службы социального обеспечения детей все более обретают правовой статус и подлежат судебной ответственности. Возросло количество судебных исков против социальных работников, причем наблюдается тенденция привлекать последних к уголовной и гражданской ответственности. И хотя подобные случаи редки и большинство исков отклоняется, тем не менее важна сама возможность судебного преследования. Как правило, обвинения предъявляются службам поддержки и касаются ответственности либо за неадекватную защиту детей, либо за нарушение родительских прав на конфиденциальность и тайну. Очень небольшое число судебных исков предъявлялось службам, призванным заменить семейное воспитание. В основном речь шла о неудовлетворительном обслуживании приемных детей и неспособности найти семьи для усыновления детей "из тюрьмы" и т. п. Очень часто социальным работникам приходится выступать в суде в качестве свидетелей. При этом строго соблюдаются правила сбора и регистрации доказательств в соответствии с судебными требованиями. Увеличилось количество сторон, чьи права юридически узаконены. Права предполагаемых отцов на воспитание детей, права приемных родителей в отношении приемных детей, права усыновленных детей на "поиски настоящих родителей" — все это свидетельствует о расширении прав на судебное рассмотрение в сфере социальной работы.
В последнее время наблюдается "вторжение" в данную сферу представителей других профессий, в частности медиков и юристов, первых — в связи со случаями физического и сексуального насилия над детьми, вторых — для решения таких вопросов, как усыновление, изъятие ребенка из семьи, права родителей и детей. По мере усиления внешнего контроля за деятельностью социальных служб полномочия самих социальных работников уменьшались. И хотя разработка точных и детальных законодательных норм ограничила гибкость деятельности социальных служб, осуществляется периодический контроль со стороны судов или гражданских комитетов за решениями социальных органов, касающихся жизни ребенка. Социальные службы сталкиваются с проблемами коммерциализации и приватизации. Повсюду созданы частные детские сады и службы оказания помощи по дому. Увеличение числа случаев усыновления без содействия государственных социальных органов — еще одно свидетельство данной тенденции. Службы социального обеспечения детей поощряют перераспределение ответственности за проблемы, ранее находившиеся главным образом, если не исключительно, в их компетенции. Создано большое число групп по оказанию самопомощи, которые представляют интересы родителей (включая приемных), родителей, чьи дети помещены в приют или усыновлены, самих усыновленных детей, родителей детей, подвергшихся насилию, и т. д. Очень часто инициаторами создания групп самопомощи выступают социальные работники, которые обеспечивают их необходимыми ресурсами и проводят консультации. Многие из групп самопомощи имеют свои издания, организуют конференции, берут на себя функции защиты, дают советы, консуль-
ДКТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 196 ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ
тации, занимаются просветительской деятельностью. В 50-е и 60-е годы социальное обеспечение детей было административно и концептуально определено как специализированная служба государственных социальных органов и получило признание и статус высокопрофессиональной области социальной работы. Однако в последнее время, по мере того как происходило дробление органов, перераспределение ресурсов, слияние и исчезновение некоторых служб, этот вид социального обеспечения не сумел сохранить свою уникальность и специфику, его элитный статус несколько упал. Как и все другие организации, призванные служить людям, службы социального обеспечения детей пострадали от суровых мер в области социальной политики, принятых администрацией Рейгана. Неуклонное движение к государству всеобщего благосостояния на основе расширения социальных программ, увеличения их финансирования со стороны федеральных органов, что было характерно для политики ряда президентов — "Нового курса" Рузвельта, "Справедливого курса" Трумэна, политики "Новых горизонтов" Кеннеди и курса на "Великое общество" Джонсона, — было приостановлено и повернуто вспять. От служб социального обеспечения детей теперь требуют больших результатов при выделении меньших ресурсов, работать "искуснее", а не "напряженнее" — путем внедрения компьютеризации, стандартизованных процедур и унификации деятельности. Сегодня федеральное правительство не финансирует масштабные программы, а возлагает ответственность за их осуществление на власти штатов и муниципальные органы власти. В результате многие специальные детские программы оказались под угрозой прекращения финансирования. Между тем есть основания и для оптимизма. Хотя федеральное финансирование сокращается, в конгрессе наблюдаются признаки обеспокоенности положением детей. Закон о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей 1980 г. явно стоит на страже сохранения программ. В 1982 г. создана специальная комиссия конгресса по делам детей, молодежи и семьи для выявления специфических потребностей этих категорий, кроме того, конгресс принял Закон о предотвращении плохого обращения и уходе за детьми.
Персонал служб социального обеспечения детей Рассматривая кадровый состав служб социального обеспечения детей, следует отметить высокий процент работников, имеющих специальную подготовку. По данным Национальной ассоциации социальных работников, в этих службах занято15,5% всех членов НАСР, кроме того, в службах помощи семье работает еще 11,2% членов указанной ассоциации. Среди социальных работников, имеющих степень бакалавра, самая высокая доля (35,8%) приходится на службы социального обеспечения детей. Для исполнения Закона о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей директивы федерального правительства рекомендовали степень бакалавра в качестве минимального квалификационного ценза для практических социальных работников и степень магистра — для руководящих должностей. Однако лишь незначительное число штатов фактически установили такие требования. В справочнике профессий, изданном Министерством труда США, отмечается, что "спрос на социальных работников в середине 90-х годов будет расти в среднем так же, как спрос на другие профессии, а основным источником рабочих мест будет замещение работников, выходящих на пенсию или переходящих на работу в другие сферы". В 1979 г. Управление по делам детей, молодежи и семьи в ответ на требования детских служб начало финансирование центров подготовки как на национальном, так и на региональном уровнях с целью разработки и распространения учебных материалов и оказания технической помощи в их использовании. Были выделены специальные средства для разработки учебных программ по подготовке специалистов по вопросам усыновления, для работы с детьми по месту жительства и с детьми — представителями этнических меньшинств.
В последние годы стали изучаться факторы, приводящие к стрессовым ситуациям работников социальных детских служб. Действительно, они испытывают сильнейшую эмоциональную нагрузку. Улаживание труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, часто не желающие сотрудничать, но вместе с тем требовательные клиенты — все это может свести на нет идеализм и энтузиазм работника. Несмотря на эти факторы, а также довольно низкую зарплату, большую нагрузку и постоянно меняющиеся внешние условия, большинство работников социальных детских служб удовлетворены своей деятельностью. Однако не вызывает удивления и тот факт, что, говоря о своих потребностях в области профессиональной подготовки, они на одно из первых мест ставят необходимость обучения приемам снятия стрессовых нагрузок. Таким образом, необходимость детских социальных служб не вызывает сомнений. Социальные работники этих служб выполняют функции, способствующие решению проблем, с которыми сталкиваются многие дети и семьи. Общественность, безусловно, поддерживает эти службы и программы. Альфред Кадушин См. также: Дети: социальные услуги по уходу; Несовершеннолетние: альтернативы судебного преследования; Приемные дети; Профессиональная ответственность; Усыновление. • Besharov D.J. (1985). The Vulnerable Social Worker. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • Jones M., Moore A. (1983). Annual Salary Study and Survey of Selected Personnel Issues. N. Y.: Child Welfare League of America. • O'Connor G. C, Waring M.L. (1981). Toward Identifying the Domain of Social Work.— Arete, 6 (4), 1 — 12. • Shyne A. W., SchroederA. G. (1978). National Study of Social Services to Children and Their Families. Rockville, Md.: Westat, Inc. • Tatara T. (1983). Characteristics of Children in Substitute and Adoptive Care—A Statistical Summary of the UCIS Natural Child Welfare Data Base. Wash., D. C: American Public Welfare Association. ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ Всплеск внимания к случаям плохого обращения и плохого ухода за детьми в последние годы порожден тем, что эту проблему вновь открыли для себя профессиональные медики. Благодаря достижениям рентгенологии как диагностического средства было признано, что казавшиеся ранее необъяснимыми детские травмы (переломы или внутренние кровоизлияния) являются результатом причиненной травмы. В 1962 г. С. Кемп и его коллеги для описания этого феномена пред- ложили термин "синдром избитого ребенка". Их сообщение, вобрав в себя результаты изучения целого ряда отраслей медицины, послужило толчком к тому, что этой проблемой стали заниматься многие специалисты, и на ее исследование были выделены соответствующие средства. К концу 60-х годов во всех штатах было принято законодательство, обязывающее сообщать властям о каждом случае подозрения на плохое обращение с детьми. В 1974 г. принят Закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий. Создан Национальный центр по проблемам жестокого обращения с детьми и запущенных детей, имеющий задачей координировать действия федеральных властей для решения этой сложной социальной проблемы. Очевидно, для улучшения общей ситуации в указанной области необходимо привлечь широкий круг специалистов в самых различных областях медицины, психологии, психиатрии, образования, работников правоохранительных органов и социальной службы. Однако все же именно социальная работа остается главной организаторской и исполнительной силой в деле защиты пострадавших детей и их семей.
Определения Определения плохого обращения и ухода за детьми неясны и нечетки. Достаточно сказать, что в законах штатов, обязывающих сообщать об указанных случаях, отсутствует какое бы то ни было единство формулировок. Хотя соответствующие критерии с течением времени совершенствовались, они по-прежнему поражают своим многообразием. В большинстве определений проводится разграничение между плохим обращением и плохим уходом, причем в их физических и эмоциональных аспектах. В некоторых определениях делается упор на последствия плохого обращения и ухода, отразившиеся на состоянии ребенка или выразившиеся в нанесении ему повреждений. В других — обращается внимание на намерения нарушителя. Разница между плохим обращением и плохим уходом зачастую определяется так же, как между преступным действием и преступным бездействием. Наиболее очевидны критерии плохого обращения, выразившиеся в применении физического насилия, поскольку они проявляются в видимых повреждениях на теле ребенка. Критерии для распознания плохого ухода значительно менее конкретны, хотя сообщения о таких фактах поступают гораздо чаще, чем о плохом обращении. Критерии же уста- ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ 198 199 ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ
новления психологической формы плохого обращения и плохого ухода настолько расплывчаты, что практически не существуют. Этим объясняется резкость соответствующих сообщений. ' В результате если составление сообщения поручить профессионалу, то определения, которые он использует, будут варьироваться в зависимости от его специальности — социальная работа, медицина, психиатрия, психология, социология, право или образование. Также весьма субъективны и определения плохого обращения или ухода за детьми. Но и здесь многое зависит от сообщений сотрудников, производящих расследования. Таким образом, сфера социальной работы играет первостепенную роль в официальной классификации каждого случая и тем самым в вынесении решения о необходимости обратиться в службу защиты детства. Инциденты Распространенность случаев плохого обращения и плохого ухода за детьми определяется по-разному, начиная от расчетов, основанных на различных обследованиях, и кончая официальной статистикой. Как бы то ни было, по сравнению с истинным положением дел имеющиеся цифры по меньшей мере занижены. Основываясь на зарегистрированных и подтвержденных фактах плохого обращения с детьми в десяти самых крупных штатах, А. Суссман и С. Коэн в 1975 г. пришли к выводу, что в целом по стране их число в 1972 г. составило 35 267 и в 1973 г. — 38 779. В 19ЁЭ г. М. Страус, Р. Джеллес и С. Стейнмец проанализировали результаты общенационального репрезентативного опроса семей с двумя родителями и с детьми в возрасте от 3 до 17 лет. Сообщения респондентов о применении ими насилия по отношению к собственным детям позволили сделать вывод, что в 1975 г. 3,8% всех детей в возрасте от 3 до 17 лет (от 1,5 до 2 млн человек) подвергались телесному воздействию со стороны своих родителей. Под эгидой Национального центра по проблемам жестокого обращения с детьми проводилось исследование с целью установить в целом по стране число случаев и степень плохого обращения и ухода в течение года — с мая 1979 г. по конец апреля 1980 г. По материалам выборочного обследования, осуществленного организациями по охране детства в школах, больницах, судах и полиции, было подсчитано, что число детей, страдающих от плохого обращения или ухода, в течение года составляло 652 тыс. (10,5 на 1000 детей). При этом о значительной части (79%) случаев не было официально сообщено органам по охране детства. Исходя из этого, исследователи предположили, что действительное число страдающих детей в стране составляет по крайней мере миллион. Наиболее полную информационную базу для подсчета зарегистрированных случаев плохого обращения (причем с динамикой во времени) дает проводимый Американской гуманитарной ассоциацией ежегодный анализ докладов о состоянии дел в этой области в целом по стране. Собраны и проанализированы данные за семилетний период — с 1976 по 1982 г. Всего число сообщений о всех формах плохого обращения и ухода за детьми возросло с 416 тыс. в 1976 г. (10,1 на 1000 детей) до 929 тыс. в 1982г. (20,1 на 1000), или почти в два раза. Однако увеличение числа сообщений вовсе не обязательно отражает действительный рост числа самих случаев. Можно, скорее, говорить об усилении внимания к проблеме, в результате чего вскрывается и регистрируется больше фактов. Соотношение сообщений о плохом обращении и плохом уходе в физической форме в течение всего периода оставалось более или менее постоянным. Сводные данные за семь лет показывают, что в 25% сообщенных случаев дело касалось плохого физического обращения (от 19,4 до 27,6%), а 64% включали в себя плохой уход (от 59,4 до 70,6%). Сексуальные, эмоциональные и другие проявления плохого обращения и ухода здесь не учитывались. Целесообразно проанализировать структуру случаев плохого обращения и ухода за детьми с различных точек зрения: источников информации, возраста и пола детей, их расовой и этнической принадлежности, социально-экономического статуса, виновности родителей. Классификации случаев плохого обращения с детьми ИСТОЧНИКИ данных. Данные об официальных сообщениях показывают, что на протяжении всего времени их структура с точки зрения источников получения информации оставалась постоянной — 47 % от специалистов и 53% от неспециалистов. Среди специалистов число сообщений довольно равномерно распределялось между представителями различных профессий (медицина, педагогика, социальные услуги, правоохранительные органы). Свыше половины всех сообщений (56%) касаются инцидентов в школах, хотя в ведомства охраны детства школы сообщают только о 13% установленных фактов. В рамках упомянутого исследования школы были источником самой большой части рассматривавшихся случаев плохого обращения и ухода (по 46%). Казалось бы, больницы скорее, чем любое другое учреждение, должны служить источниками подобных сообщений в ведомства по охране детства. На деле же они информируют лишь о немногим более половины проходящих через них случаев. Возраст детей. За семь лет, в течение которых поступали официальные сообщения о всех формах плохого обращения и ухода, сообщения о физических проявлениях плохого обращения составляли от 15 до 20 % в каждой возрастной группе, но самым высоким был процент среди детей от 12 до 17 лет. Судя по данным общенационального исследования, частота случаев плохого обращения и ухода с возрастом детей увеличивается, достигая пика для юношей 15 — 17лет(14,2на 1000 человек). Низший уровень отмечается для дошкольников, от рождения до пяти лет (6,3 на 1000). В сравнении с их удельным весом в общей численности детей дошкольники менее других представлены среди жертв плохого обращения и ухода (17% при их удельном весе 29%). Доля пострадавших детей в возрасте от 6 до 11 лет почти соответствует их удельному весу (36 и 39%), а доля подростков 12 — 17 лет несколько превышает его (47% против 38%). Цифры, касающиеся только физических форм плохого обращения, наиболее высоки в подростково-юношеской группе (19%для12 — 14-летних и 20 % для 15 — 17-летних). Физические проявления плохого ухода были, напротив, самыми высокими в младшей возрастной группе (23% случаев касались детей от рождения до двух лет). При этом анализ официальных сообщений и результатов общенационального исследования показал, что в количественном отношении доли мальчиков и девочек равны. Этнические группы детей. Белые, как правило, составляют около двух третей всех зарегистрированных случаев по всем формам плохого обращения и ухода, черные — около одной пятой. Однако в сравнении с той долей,"которую белые составляют во всем населении, они представлены в меньшей степени, чем черные. По данным общенационального исследования, доля черных (11,5 на 1000) и белых (10,5 на 1000) сохраняется во всех формах плохого обращения и ухода. Социальный статус, в официальной информации связь между плохим обращением и социальным статусом семьи проявлялась в относительно высокой доле случаев, где фигурировали семьи без отца (40,8%, тогда как в целом по стране удельный вес таких семей составляет 17 %), и в постоянно значительном удельном весе семей, получающих государственную помощь (45% случаев, в то время как всего такие семьи составляют 11,9%). Общенациональное исследование выявило также наиболее высокую долю семей с доходом менее 7 тыс. долл. в год (27,3 на 1000). Для сравнения: в семьях с доходом 25 тыс. долл. в год и выше соответствующая цифра составит на 2,7. Среди фактов физических форм плохого обращения 35 % приходилось на семьи с доходом менее 7 тыс. долл. и 79% — на семьи с доходом менее 15 тыс. долл. Больше половины (57%) случаев физических проявлений плохого ухода имели место в семьях с доходом менее 7 тыс. долл. и 91 % — с доходом менее 15 тыс. долл. Виновники плохого обращения. В подавляющем большинстве случаев виновными в плохом обращении и плохом уходе за детьми были родители (94,2%), в том числе родные родители (85%). В целом плохое обращение и плохой уход чаще допускают женщины (60,8%), чем мужчины (39,2%). По данным общенационального исследования, родители или замещающие их лица виновны в большинстве случаев всех видов плохого обращения и ухода (88%), физических форм плохого обращения (87%) и плохого ухода (87 %). Родные матери виновны в 66% случаев физического проявления плохого обращения и 83% плохого ухода, родные отцы — соответственно в 45 и 46%. В целом родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в два раза чаще, чем родные отцы (75 % против 41%). Современное состояние Причины явления. К числу современных проблем в первую очередь относится тот факт, что ни одна из множества теорий, пытающихся объяснить причины плохого обращения с детьми, так и не стала общепризнанной. Подобно тому как определения в этой сфере зависят от личных и профессиональных воззрений и ценностей авторов, теории причин дурного обращения отражают в основном убеждения и профессиональный опыт исследователя. Первоначально во всех работах по этой проблематике делалась попытка найти медицинскую модель плохого обращения и плохого ухода, давалось психиатрическое объяснение этих явлений. Психиатрическая модель относит плохое обращение и уход за
ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ 200 201 ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ
счет патологических изменений в психике виновного, начиная с тяжелых психических заболеваний и кончая отдельными отклонениями от нормы. Хотя в исследованиях плохое обращение и плохой уход связываются с рядом определенных черт личности родителей, цельного комплекса характеристик не было создано. Более того, эмпирические наблюдения не подтвердили, что психические заболевания являются главным фактором в этиологии плохого ухода и плохого обращения с детьми. Социологическая модель в определении причин плохого обращения и ухода смещает акцент с личных качеств родителей на социальный контекст, в котором происходит нарушение. В частности, в качестве основного возбудителя стресса, ведущего к дурному обращению, рассматривались факторы социальной среды: социально-экономическое положение семьи, безработица, финансовые затруднения, плохие жилищные условия, размеры и состав семьи, юный возраст родителей, социальная изоляция. В качестве важного фактора, влияющего на обращение с детьми, рассматриваются также принятые социокультурные нормы и воззрения соответствующих групп населения. Но, хотя многие исследования указывали на связь между факторами социальной среды и случаями плохого обращения и ухода, тем не менее ни один из этих факторов не был налицо во всех семьях. Поэтому социологическая модель не может дать всеобъемлющего объяснения причин анализируемого явления. Еще одна теория подчеркивает роль самого ребенка, который побуждает к плохому обращению и плохому уходу. Исследования сосредоточивались на специфических характеристиках ребенка, особенно врожденных, которые мешают развитию позитивных отношений между ним и родителями, — низкий вес при рождении, недоношенность, физические или психические недостатки и болезни, особенности поведения. Независимо от того, имеются ли эти особенности у ребенка или нет, если родители воспринимают его как имеющего отклонения или трудного, то это может увеличивать риск плохого обращения или ухода. Представление, согласно которому ребенок участвует в создании предпосылок для плохого обращения, вылилось в концепцию плохого обращения и ухода как конечного результата взаимодействия родителей и ребенка. Хотя это представление скорее относится к плохому обращению, чем к плохому уходу, последний тоже может быть объясним влиянием поведения и особенностей ребенка. По мере того как с течением времени эволюционировал концептуальный подход к этиологии плохого обращения и плохого ухода, было признано, что ни один из факторов не может рассматриваться в качестве единственной причины. Это привело к интеграции указанных подходов в комплексную модель. Она трактует плохое обращение и плохой уход за ребенком как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием нескольких элементов: особенностями родителей и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызванными социально-экономической средой, в которой живет семья, и общественными условиями в более широком смысле слова. В известной мере даже при комплексном подходе упор делается на тот или иной элемент модели, но эмпирическим исследованиям еще предстоит выяснить сравнительную роль каждого из компонентов. Вмешательство. Подходы к проблеме вмешательства в случаях плохого обращения и ухода за детьми так же многочисленны, как и теории. Методы исцеления, как правило, выводятся из конкретных концептуальных подходов. Психиатрическая модель отстаивает традиционную психотерапию с целью изменить личностные характеристики нарушителя. Социологическая модель призывает устранить порождаемые социальной средой стрессы, связываемые с плохим обращением и уходом. Модель, признающая роль ребенка в побуждении к дурному обращению с ним, указывает на необходимость менять его поведение. Комплексные модели предлагают столь же комплексные, многогранные подходы к искоренению этого явления. Попытки выделить наиболее эффективную модель борьбы против плохого обращения и ухода показали, что возможен лишь частичный успех. Значительный уровень рецидивов в ходе или после внешнего вмешательства свидетельствует о том, как трудно добиться даже минимального успеха — уберечь ребенка от причинения ему нового вреда. Даже если признается виновность родителей, вместе с тем растет понимание того, что необходимо помочь ребенку самостоятельно преодолеть вредные последствия плохого обращения и ухода. Несмотря на то что многочисленные исследования зарегистрировали такие последствия в неврологическом, поведенческом и эмоциональном отношениях, лечение детей, подвергшихся плохому обращению и уходу, все еще не стало предметом постоянного внимания. Допустимость изоляции ребенка от семьи в качестве метода вмешательства остается спорной. Принять подобное решение — значит положить на одну чашу весов право семьи на невмешательство в ее частную жизнь, а на другую — право ребенка на защиту его интересов. Отсутствие эффективных критериев, позволяющих определить необходимость изоляции ребенка от семьи, привело не только к неоправданной изоляции, но и к тому, что она не проводилась там, где это было необходимо. Нежелание изолировать ребенка от семьи отчасти мотивируется недостатками системы интернатов, однако имеются аргументы, показывающие, что помещение ребенка в интернат не влечет за собой вредных последствий для него. Отсутствуют также принципиальные установки по принятию решений о лишении родительских прав и помещению детей в воспитательные учреждения. Предотвращение. Хотя вмешательство и устранение последствий остаются важнейшими элементами борьбы против плохого обращения и ухода за детьми, все большее внимание уделяется ранней профилактике. Предлагаемые профилактические меры включают отказ от культурологического оправдания насилия и физических наказаний, смягчение бедности и других стрессов, порождаемых внешней средой, воспитание родителей. Степень эффективности таких программ еще предстоит определить. Противоречивые отклики вызывает один из подходов к ранней профилактике — использование методики проверок родителей с точки зрения их предрасположенности к плохому обращению с детьми. Изучение этой методики привело к выводу, что она сопряжена с известной дискриминацией по отношению к родителям. Как бы то ни было, широкое использование подобных проверок среди населения порождает неразрешимые пока этические проблемы, в частности проблему возможности необоснованных прогнозов. Цикличность. Через большинство исследований, посвященных рассматриваемой проблеме, проходит мысль о цикличности явления: считается, что родители, виновные в плохом обращении и плохом уходе, в детстве сами страдали от такого обращения. Но этот постулат оспаривается. Тщательное исследование эмпирического материала показывает, что это справедливо лишь применительно к небольшой части родителей, виновных в плохом обращении и уходе. Многие же из них не испытывали дурного обращения в детстве, и, напротив, нередко те, с кем плохо обраща-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|