Недостатки системы оказания помощи детям 3 глава
лись, не допускают подобного отношения к своим детям. Роль социальной работы Хотя и нет такой профессии, которая могла бы претендовать на исключительные прерогативы в решении проблемы плохого обращения и плохого ухода, социальная работа играет доминирующую роль в деле защиты детей. Соответствующие государственные ведомства уполномочены получать сообщения о случаях плохого обращения и ухода. Социальные работники в этих ведомствах отвечают за проверку и подтверждение достоверности сообщений. Вмешательство в семейные дела в случаях жестокого обращения с детьми и нейтрализация их последствий разрабатываются и осуществляются преимущественно социальными работниками в государственных и частных организациях. Даже если подготавливаемые планы предполагают сотрудничество ряда служб и специалистов, социальным работникам часто поручаются координирующие функции. Таким образом, они исполняют уникальную роль стражей детства и способны воздействовать на проводимую политику и практические действия в этой сфере. Предполагается, что вклад социальных работников в общее дело в значительной мере определяется их опытом работы с семьями, где допускается плохое обращение и плохой уход за детьми. Однако ситуация осложнена тем, что их практический опыт слабо подкреплен теоретическими знаниями, которые зачастую почерпнуты из литературы, имеющей отдаленное отношение к теории или научным исследованиям. Анализ содержательной стороны появляющихся в специальных журналах для социальных работников статей по рассматриваемой проблеме показывает, что большинство материалов посвящено программам или практическим вопросам и лишь в немногих анализируются теоретические проблемы или результаты научных изысканий. Л. Кэйн (1983) призвал социальных работников не только использовать результаты исследований специалистов в других областях в своей практической работе, но и самим не чуждаться научно-аналитической деятельности, чтобы определить, насколько эффективна их помощь неблагополучным семьям.
Хотя описанию и оценке различных методов ликвидации последствий плохого обращения уделяется серьезное внимание, до сих пор нет согласия относительно критериев их эффективности. Терапевтическая помощь,
ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ 202 203 ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ
консультации у юристов или психиатров — вот перечень наиболее распространенных услуг, рекомендуемых в подобных случаях. Но есть основания полагать, что именно они наименее приемлемы для семей. Если исходить из того, что плохое обращение с детьми связано с проблемами бедности, безработицы, низкого уровня жилищных условий и здравоохранения, то и приоритет должен отдаваться соответствующим услугам. Однако мало вероятно, чтобы кто-нибудь порекомендовал эти услуги, хотя именно в них нуждаются семьи и именно их они готовы принять. Многомерная природа проблемы плохого обращения с детьми и плохого ухода за ними побуждает к такой же многомерности в подходе к вмешательству и профилактике. Ключ к эффективности комплексной помощи заключается в координации, которая в целом возлагается на сотрудников учреждений по охране детства. Ведущая роль социальных работников при оказании помощи ставит их в положение, позволяющее воздействовать на общую линию и осуществление практических программ по этой весьма актуальной в настоящее время проблеме. Э. Миллинг Кинард См. также: Сексуальное насилие над детьми; Социальная защита детей. • Cain L. Р. (1983). The Social Worker as Researcher: Adding to the Knowledge Base of Protective Services. In: N. B. Ebeling, D. A. Hill (Eds.). Child Abuse and Neglect: A Guide With Case Studies for Treating the Child and Family (p. 259—274). Boston: John Wright-PSG. • Ebeling N. В., Hill D. A. (Eds.) (1983). Child Abuse and Neglect: A Guide With Case Studies for Treating the Child and Family. Boston: John Wright-PSG. • Hampton R. L., Newberger E. H. (1984, August). Child Abuse Incidence and Reporting by Hospitals: Significance of Severity, Class, and Race. Paper presented at the Family Violence Research Conference, Durham, N. H.
• Кетре С H., Silverman F. N., Steele В. К, • Straus M. A., Gelles R. J., Steinmetz S. K. ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ В реальной жизни зачастую складываются ситуации, в которых родители не в состоянии осуществить весь комплекс забот о ребенке и вынуждены прибегать к помощи других лиц. Перед родителями в таком случае открываются две возможности: обратиться в детское учреждение или использовать различные формы ухода за ребенком на дому. Когда речь идет о детском учреждении, то имеется в виду уход за детьми вне дома — в центре, находящемся под государственным или частным контролем, или в семьях, которые берут на себя заботу о нескольких детях и которые получили название "семейные детские учреждения". Уход за детьми на дому включает разнообразные методы: например, оставление ребенка под опекой других взрослых членов семьи, использование приходящих лиц для наблюдения за детьми на дому, присмотр старших братьев и сестер за младшими, взаимная забота детей друг о друге. История Социальная работа по уходу за детьми имеет как бы две истории. Одна из них — история законодательных актов и публичных дискуссий, которая привела в конечном итоге к выработке основных программ, обеспечивающих лицензированные услуги детских учреждений для семей с низким уровнем доходов, к субсидированию ухода за детьми и к разработке регулирующих деятельность социальных служб нормативов. Другая история связана с демографическими процессами, точнее, с изменением степени занятости матерей работой по найму, что влекло за собой рост объема услуг по уходу за детьми, организованных семьями у себя дома. Частично эти услуги осуществлялись в кооперации с семьями соседей, частично с помощью людей, которые приходили по вызову на дом из специально созданных частных агентств услуг по уходу за детьми. Указанные две истории тесно переплетаются, поскольку государственные программы в итоге ответили на порожденные демографическими процессами проблемы системой субсидий семьям с детьми, снижением для них подоходного налога, а частные корпорации стали принимать во внимание проблемы их сотрудников по воспитанию детей и предоставлять служащим льготы, позволяющие сочетать работу с семейными заботами.
XIX век. В конце XIX в. была основана Национальная федерация работников дневного ухода. При этом предполагалось, что детям лучше находиться в яслях, чем в перенаселенных домах, что ясельный уход предпочтительнее помещения ребенка в приют. Однако групповая форма ухода за детьми попала под усиливающийся огонь критики со стороны священнослужителей, работников благотворительных организаций и нарождающихся профессиональных агентств социальной работы. На протяжении всей американской истории социальная поддержка нуждающихся в ней детей руководствовалась идеологией, в соответствии с которой забота о детях со стороны общества — это забота об их семьях, это помощь беднякам в решении их проблем. XX век. В этом столетии федеральные
1960-е ГОДЫ. В 60-х годах началось новое расширение системы детских учреждений. Было решено предоставлять федеральные субсидии (на основе отчислений из центрального бюджета в местные бюджеты) штатам для развития системы детских учреждений. При этом штаты получали право вырабатывать нормативы, которым должны отвечать детские учреждения. В результате этих процессов из государственного бюджета стали выделять почти четверть миллиарда долларов в год на детские учреждения полного дня, которые посещали около 440 тыс. детей. Программа стимулирования занятости, принятая в 1967 г., предусматривала предоставление мест в них детям студентов. Наличие детских учреждений помогло сократить число людей, получающих пособия по бедности, и восполнить пробелы в образовании и воспитании детей, вызванные недостатком доходов семьи. Программа "Война с бедностью", объявленная Законом о равных экономических возможностях, выделила дополнительные средства на развитие детских программ, в частности программы "Большое начало". К концу десятилетия существовало уже более 200 программ, связанных с охраной детства, в том числе центры "Родители—дети", Помощь мигрантам и сезонным сельскохозяйственным рабочим, Помощь детям с физическими недостатками, Содействие бабушкам и дедушкам, Снабжение продуктами питания, Медицинские услуги, Помощь семьям с зависимыми детьми и т. д. В целом в эти годы усиливалось движение за развитие детских учреждений. К концу 60-х годов ежегодные расходы на детские учреждения, программу "Большое начало" и программы дошкольного воспитания вышли за пределы 500 млн долл. и продолжали расти. Те же процессы, получившие одобрение общественности, продолжались и в 70-е годы. 1970-е ГОДЫ. Участницы женского движения отстаивали право на пользование субсидируемыми государством детскими учреждениями. Они утверждали, что это предоставит женщинам равные с мужчинами возможности для получения образования и работы. Широко распространенная концепция комплексного характера детских учреждений подразумевала,, что там не только присматривают за детьми, но и занимаются их развитием. Например, в рамках программы "Большое начало" детские учреждения осуществляли охрану здоровья детей, следили за их правильным питанием, давали образование, оказывали социальные услуги семьям, обеспечивали участие родителей в воспитании. Предполагалось, что услуги такого рода должны предоставляться всем детям страны, а не только детям из бедных семей. Однако федеральное правительство отказалось субсидировать столь масштабное расширение программы, сославшись на нежелание поддерживать "коллективистские методы воспитания детей". Тем не менее к концу десятилетия программа "Большое начало" охватывала уже 400 тыс. детей и стоила 900 млн долл. в год, а основные федеральные программы по уходу за детьми (Программа детского питания, Помощь семьям с зависимыми детьми и др.) обошлись примерно в 3 млрд долл.
ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ 204 205 ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ
В 70-е годы росло внимание к качеству услуг детских учреждений. Федеральные межведомственные требования, предъявляемые к детским учреждениям, были составлены в 1968 г., в них впервые устанавливалась норма соотношения персонала и детей, которая была определена на уровне 1:5. Однако эта пропорция была чрезмерно занижена для четырехлетних детей, но неоправданно высока для младенцев. И уже в 1970 г. конференция экспертов выработала новые нормативы. Были установлены основы оптимального развития детей, что нашло отражение в федеральных межведомственных требованиях, где соотношение для младенцев и начинающих ходить детей устанавливалось как 1:3. Однако федеральные власти не ставили перед собой задачи внедрения официальных нормативов для детских учреждений по всей стране. Исключением была программа "Большое начало", в рамках которой качеству обслуживания всегда уделялось самое серьезное внимание. Проведенная в 1973 г. проверка установила, что из 552 учреждений четыре пятых не отвечают элементарным требованиям гигиены и безопасности. После этого законодательно были установлены нормативы, на основании которых проводилось лицензирование. Серия сравнительных обследований учреждений, работающих по лицензиям штатов, вскрыла большие различия в соотношениях между численностью персонала и детей, недостаточное внимание к величине групп и нарушения пересмотренных федеральными межведомственными правилами нормативов. Несмотря на это, уровень контроля федеральных органов к концу десятилетия стал снижаться, и теперь контроль за качеством услуг лежит в основном на властях штатов. 1980-е ГОДЫ. В результате проводимой в 80-е годы политики сокращения бюджетных ассигнований и децентрализации консервативный индивидуалистический подход затронул и сферу ухода за детьми. При сокращении бюджетных ассигнований резко возросло количество финансируемых частным капиталом программ, роль же правительства свелась к предоставлению налоговых льгот для развития системы ухода за детьми. Частные компании осознали, что их сотрудники не в состоянии самостоятельно разрешить весь комплекс проблем "уход за ребенком — работа — семья", и стали развивать собственные программы социальной помощи своим работникам. Частные коммерческие центры социальной работы, имевшие широкую сеть в масш- табах страны, захватили большую часть рынка услуг по уходу за детьми. Растет коммерциализация этой сферы. Финансирование ухода за детьми До 80-х годов федеральные власти по преимуществу прибегали к прямому финансированию услуг по уходу за детьми для семей с низким уровнем доходов, пользующихся лицензированными учреждениями и участвующих в целенаправленных программах. Эти программы, едва устоявшие под натиском инфляции 70-х годов, затем попали под бюджетный пресс администрации Рейгана. В этих условиях более привлекательным могло оказаться косвенное федеральное субсидирование через льготное подоходное налогообложение, дающее семьям большую свободу выбора и использования лицензированных и нелицензированных форм ухода. Налоговая скидка может составлять до 30% при сумме скорректированного валового дохода до 10 тыс. долл., дальше применяется скользящая шкала, при которой скидка уменьшается на 1 % при росте дохода на каждые 2 тыс. долл. и достигает 20 % при доходах свыше 28 тыс. долл. Средняя скидка в 1982 г. равнялась 300 долл., а для семей с доходами 10—15 тыс. долл. — 362 долл. В 1983 г. налоговые скидки в связи с уходом за детьми возросли на 37% после того, как еще 1,4 млн налогоплательщиков потребовали льготного обложения, и превысили 2 млрд долл. Все больше налогоплательщиков пользуются этой льготой, и такая тенденция, видимо, останется устойчивой. Кроме того, все большее число работодателей в той или иной мере возмещают расходы по уходу за детьми своим сотрудникам. Эта система была впервые введена в 70-е годы, когда правительство предоставило налоговые скидки компаниям на расходы на социальные нужды, и стала широко применяться в 80-е годы. Гибкая система льгот дает служащим возможность более широкого выбора в зависимости от потребностей семьи в разные периоды жизни. Работники могут оплачивать уход за детьми из не облагаемых налогами сумм, получаемых от работодателей и образовавшихся за счет определенных удержаний из фонда заработной платы, а также через систему пособий на иждивенцев, которая позволяет предпринимателям оплачивать уход за детьми из не облагаемых налогами средств. Предприниматели могут помочь своим сотрудникам сэкономить деньги, договорившись с детскими учреждениями о снижении цен на услуги по уходу за детьми. Другие работодатели финансируют местные детские центры, выдают оплаченные талоны, по которым сотрудники имеют право на необходимые им услуги по уходу за детьми. Число финансируемых компаниями детских центров возросло с 1978 по 1982 г. примерно в 4 раза — со 105 до 415. Из 385 работодателей, предоставляющих своим служащим льготные услуги по уходу за детьми, 40% создали свои детские центры, 35% финансировали уход в центрах вне предприятия, 13 % заключили контракт на информационные и справочные услуги и 4% возмещали расходы по частному уходу за детьми. Финансирование ухода за детьми — дело сложное. Хотя большую часть расходов несут семьи, государство, общественные организации, предприниматели различными способами помогают им: правительство через программы и услуги, налоговые скидки на федеральном уровне и в штатах; работодатели и профсоюзы — через льготы, предоставляемые служащим; церковь, организация "Общий путь Америки" тратят на услуги по уходу за детьми примерно 5 % своих ресурсов и т. д. Большинство случаев финансирования ухода за детьми вовсе не предполагает обмен "деньги — услуги". Это скорее обмен услугами или просто совместное участие в уходе за детьми, являющееся проявлением чувств любви, долга, человеческого взаимопонимания. Услуги по уходу за детьми Помимо получения денежной помощи и финансовых льгот для ухода за ребенком семья может воспользоваться еще тремя формами социальных услуг: во-первых, уходом в детских центрах и учреждениях семейного типа; во-вторых, различными видами ухода за детьми с проведением специализированного лечения, в том числе психических отклонений; в-третьих, получить информацию, позволяющую выбрать наиболее подходящий вариант ухода за детьми через программы помощи. Среди тех проблем по уходу за ребенком, которые приходится решать семьям, в которых работают и отец, и мать, финансовая проблема зачастую не самая сложная. Родители вынуждены изобретать сложнейшие комбинации, составлять краткосрочные и долгосрочные графики дежурств с разбивкой по дням, с привлечением старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, других родственников и домочадцев. Однако все чаще семьи прибегают к услугам по уходу за детьми вне дома. Уменьшение числа детей в семье и рост числа работающих матерей идут рука об руку — большинство семей, пользующихся такими услугами, имеют одного ребенка. Детские учреждения семейного типа. Устройство детей в семьи родственников менее распространено, чем было когда-то. Чаще речь идет о семьях соседей. Детское учреждение семейного типа организуется неработающими женщинами, имеющими на попечении собственных детей (как правило, это многодетные семьи) и берущимися присматривать за детьми соседей в дневные часы. Чаще всего группа состоит из трех-четырех детей, что меньше численности, официально установленной для государственных детских учреждений. Семейные учреждения — важнейший резерв по уходу вне дома за младенцами, а также для присмотра за школьниками. Домашние условия и малая численность группы детей позволяют обеспечивать гибкий подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Высказывалось беспокойство по поводу того, что такие группы создаются в домах, ситуацию в которых никто не контролирует, что их руководители никак не связаны с социальными службами и не прошли необходимой подготовки, не имеют доступа к информационно-справочным программам. Тем не менее семейные группы оказались чрезвычайно жизнеспособны, и к данной форме соседской взаимопомощи прибегает несколько миллионов американских семей. Детские центры. Хотя некоммерческие детские центры продолжают оказывать значительные услуги семьям с низким доходом и церкви стали шире использовать свои возможности для создания детских учреждений, тем не менее рост сети детских учреждений, созданных коммерческими компаниями, был куда более впечатляющим. Самая крупная из таких коммерческих сетей — "Киндер кэр" — имеет более 950 центров в США и Канаде, в которых обслуживаются около 100 тыс. детей. Эта компания увеличила свои доходы в 5 раз за пять лет и контролирует большую часть рынка в этом виде бизнеса. Вторая по значению компания "Пти академи" имеет более 400 центров в 24 штатах, а "Чилдренз уорлд" обслуживает более 20 тыс. детей в 160 центрах. Эти предприятия стали доходными отчасти благодаря большому числу детей в каждом центре и незначительным затратам на оплату персонала, отчасти за счет продажи предпринимателям своих услуг, дающих право на налоговые льготы. ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ 206 207 ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ
Лечение в детских учреждениях. В любом обществе уход за больными детьми признается важной частью системы специализированных услуг семьям. Система, которая предполагает лечение детей в детских учреждениях, а не в специализированных клиниках, в наибольшей степени учитывает интересы семьи и ребенка. Она способна помочь сохранению целостности семьи, выполнить программу лечения ребенка и помочь избежать помещения ребенка в стационарные заведения или интернаты. Помощь служащим. Программа помощи сотрудникам начиналась как поиски корпорациями решения проблем, связанных с чрезмерным потреблением спиртных напитков. Затем эта программа была расширена и включила в себя потребности служащих по уходу за детьми. Масштабы подобных программ росли по мере того, как росло внимание к устройству сотрудниками своих детей, к тому, как это отражается на их работе, и, в свою очередь, какое влияние, положительное или отрицательное, политика компании оказывает на способность сотрудников плодотворно сочетать работу с семейными делами. Компании вырабатывают гибкую линию в вопросах, связанных с освобождением по болезни, отпуском по беременности и родам и по уходу за больным ребенком, скользящим графиком работы и т. д. Компании все чаще дают своим служащим возможность более свободно сочетать работу с уходом за детьми. Так, два обследования, проведенные в Портленде (штат Орегон), показали, что число компаний, предоставляющих отпуск по уходу за больным ребенком, возросло с 43% в 1984 г. до 57% в 1985 г. Услуги по уходу за больным ребенком. Организация ухода за больным ребенком отличается от ухода за ребенком в обычном состоянии. Обследование в Портленде показало, что только 20% матерей при болезни детей идут на работу, оставляя их на попечении детских учреждений. Если служащие остаются дома, им обычно приходится или уходить в отпуск без сохранения содержания, или использовать часть полагающегося очередного отпуска. Когда родители не могут остаться дома, возникает потребность в обеспечении ухода за больным, которая породила систему соответствующих услуг. Некоторые из созданных в этой связи служб посылают сиделок на дом (например, "Мама в аренду" в Портленде), другие организуют лазареты в детских центрах (вроде лазарета "Чихаю и кашляю" в Метэйре, штат Луизиа- на, или "Куриный суп" в деловой части города Миннеаполиса) или семейные отделения детских центров (например, "Сопим и хрипим" в Беркли и "Бабушкин дом" во Фремонте, штат Нью-Йорк). Информационно-справочные услуги. В ходе целого ряда обследований было выявлено, что большинство работающих родителей жалуются на трудности в поисках услуг по уходу за детьми, что отрицательно сказывается на их служебных и домашних делах. Поэтому информационно-справочные услуги (их еще часто называют ресурсно-справочными услугами) представляют собой очень важную систему помощи родителям, желающим устроить своих детей в какое-нибудь детское учреждение. Есть достаточно много общих многоцелевых справочных программ, распространяющих сведения о детских учреждениях наряду с информацией о том, куда следует обращаться по любому другому вопросу. Однако наиболее эффективными являются специализированные информационные службы, связанные с уходом за детьми. Они помогают родителям выбрать тот тип ухода, который они хотят для своих детей, подобрать наиболее удобно расположенное учреждение. Микрокомпьютеры позволили многим подобным службам автоматизировать свою работу. Информационно-справочные службы финансируются местными властями, правительствами штатов, организацией "Общий путь Америки" и корпорациями. Усилиями фирмы Ай-Би-Эм создана общенациональная программа по предоставлению справочных услуг, однако услугами этой информационной сети могут пользоваться только сотрудники Ай-Би-Эм. В Портленде (штат Орегон) финансирование информационно-справочной службы исключено из государственного сектора и осуществляется за счет контрактов с 18 компаниями. В 1984 г. 36 компаний поддерживали в материальном отношении информационно-справочные службы по уходу за детьми. Самая обширная программа подобного рода действует в штате Калифорния, где справочная служба по уходу за детьми поддерживается за счет средств штата. Система учета и информации по детским учреждениям изучает потребности, существующую политику, формирует потребительский спрос, координирует справочную систему в масштабах штатов, курирует техническую помощь и подготовку кадров, помогает расширять сеть учреждений по уходу за детьми на местах. Тенденции и проблемы Воздействие демографических факторов. Увеличение спроса на услуги по уходу за детьми происходит в значительной степени в результате роста уровня занятости матерей и изменения состава семей. Как известно, в масштабах страны велико количество разводов, и оказавшиеся главами семей и имеющие детей-школьников в возрасте между 6 и 17 годами разведенные матери все чаще вливаются в ряды рабочей силы. В 80-е годы работали три четверти женщин этой группы. Среди замужних женщин работали 62% матерей с детьми от 6 до 17 лет (против 49% в начале 70-х годов). Однако самый резкий рост занятости наблюдается среди матерей с маленькими детьми. В семьях с детьми до шести лет число работающих замужних матерей с 1970 по 1980 г. возросло с 30 до 45%. Занятость "ранее бывших замужем" матерей, которая была и прежде велика, продолжает расти. Эти тенденции в занятости матерей повышают спрос на услуга по уходу за детьми и в то же время снижают предложение со стороны тех, кто мог бы эти услуги предоставить. Например, детские учреждения семейного типа всегда создавались как раз неработающими матерями. Поэтому если обществу не удастся найти радикальное решение, то все больше детей будут оставаться дома одни. Налоговые льготы или прямые услуги. Две главные политические линии продолжают соперничать между собой в подходе к финансированию ухода за детьми — действовать через налоговую систему или субсидировать предоставление прямых услуг. Между тем обе они имеют взаимодополняющие преимущества. Налоговая система представляет собой простой и эффективный способ поддержки системы ухода за детьми, не предполагающий излишней зависимости от бюрократии. Налоговые льготы могут применяться почти везде по скользящей шкале, причем материальное положение семьи проверке при этом не подвергается. Вместе с тем маловероятно, что налоговые льготы помогут удовлетворить те специфические потребности в уходе за детьми, которые существуют у населения с низким уровнем доходов. Это особенно касается семей, которые борются за выживание и чей маргинальный образ жизни ставит под угрозу безопасность и развитие их детей. Растущая занятость матерей в семьях с двумя родителями во многих случаях существенно повысила их доходы в отличие от не- полных семей, большинство которых опустились за черту бедности. В 1980 г. в семьях без отца 65% детей в возрасте до шести лет жили в бедности (против 12% в семьях, где главой является отец). Существование этих двух экономических уровней создает тревожное различие в способности семей воспользоваться услугами по уходу за детьми. Это различие становится в особенности разительным, когда дело касается чернокожих американцев и других меньшинств, страдающих от высокого уровня безработицы и экономического неравенства. Образовательные программы. Спрос на уход за детьми частично был удовлетворен расширением государственной системы обучения, в которую включены также детские сады различных уровней. Между 1967 и 1980 гг. число посещающих детские сады детей старше четырех лет возросло с 65 до 85 %, а число посещающих детские сады детей трех-четырех лет достигло 39 %. Вместе с теми, кто находится в детских центрах, процент дошкольников, охваченных групповой формой ухода, достигает 54%. Качество ухода. С середины 60-х годов качество ухода было основным предметом озабоченности общественности, хотя вряд ли ему уделялось приоритетное внимание в рамках государственной политики в отношении детских учреждений. Специалисты в области охраны детства и развития детей занимались теми направлениями работы, которые призваны были способствовать оптимальному развитию ребенка: лицензированием детских учреждений, гарантиями защиты детей от плохого обращения, переполненности детских учреждений, от антисанитарных или небезопасных условий в них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|