Недостатки системы оказания помощи детям 4 глава
Когда федеральное правительство начало оплачивать основную часть услуг в сфере ухода за детьми для семей с низким уровнем дохода, оно стало уделять особое внимание качеству ухода и его стоимости. Было проведено обширное исследование того, как различные параметры ухода влияют на развитие детей и какие требуются затраты государственных средств для совершенствования работы детских центров. Численность групп, число детей, приходящихся на одного воспитателя, и квалификация персонала — вот три поддающиеся регулированию характеристики для сравнения и выявления различий в качестве ухода. Численность групп имеет особенно большое значение для детей в возрасте от трех до пяти лет. В группах малой численности воспитатель более активно занимается детьми, а они в свою очередь бо-
ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ 208 209 ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ
лее контактны, чаще вступают в диалог по собственной инициативе, проявляют большую готовность к инновациям и рефлексии, меньше враждебности, склонности к конфликтам или к бесцельным, немотивированным поступкам. Дети из таких групп достигали более значительных успехов в ходе тестирования по различным методикам. Эти и другие наблюдения давали веские аргументы для того, чтобы ввести государственные нормативы, ограничивающие численность групп в детских учреждениях, но в этом вопросе все же возобладал дух невмешательства. Вместо прямого регулирования были применены альтернативные подходы к повышению качества ухода за детьми: широкая публикация результатов исследований, обучение персонала, аттестация лиц и учреждений, предоставляющих услуги по уходу, и образовательная работа с ними, курсы для родителей, развитие информационно-справочной службы и других вспомогательных служб для родителей и персонала детских учреждений. Если родители испытывают трудности при поисках услуг по уходу за детьми, они могут предпринять ошибочные шаги, которые отрицательно отразятся на детях, на их работе и на домашней жизни. Поэтому необходимо комплексно подходить к вопросу о качестве ухода, вовлекая новые ресурсы для того, чтобы уход соответствовал запросам родителей.
Юридические вопросы, с развитием услуг в сфере ухода за детьми появилось много проблем, которые могут быть решены только законодательным путем. Это такие проблемы, как условия лицензирования, районирование, заработная плата персонала, налоговые льготы, условия труда, медицинское обслуживание, охрана, страхование детей и информирование о случаях плохого обращения с детьми. В Сан-Франциско был создан Юридический центр по вопросам ухода за детьми для решения возникающих в этой области спорных вопросов. Проблемы ответственности и страхового риска приобрели важное значение в связи со случаями плохого обращения с детьми в детских центрах. Лица, занявшиеся организацией домашних детских учреждений и информационно-справочных служб, столкнулись также с резким повышением страховых ставок. Уход за детьми в неформальных учреждениях стал одним из первых примеров того, что социум готов взять на себя часть ответственности за развитие детей. Однако коммерческий характер этой деятельности порождает большие сомнения относительно того, насколько этот вид социальных услуг нуждается в налоговых льготах и льготном страховании. Роль социальной работы Детские учреждения, уход за детьми, программы охраны младенчества не подпадают ни под одну из существующих институциональных категорий в сферах здравоохранения, образования или благосостояния. Социальная работа имеет давние традиции программ ухода за детьми наряду с программами дошкольного образования, ведения домашнего хозяйства и др. Но ни социальные учреждения, ни школа до сих пор не сумели создать модель, которая охватывала бы все формы ухода за детьми и защиты детей или помогала бы всем семьям выполнять свои обязанности в этой области.
Сегодня социальная работа призвана сыграть многоплановую роль в осуществлении тех мероприятий и услуг, которые помогли бы взрослым лучше сочетать работу с заботой о детях и другими семейными делами. Социальные работники должны оказывать помощь семьям, прорабатывать необходимые усовершенствования в системе льгот по уходу за детьми, помогать неблагополучным семьям пользоваться существующими в социальной сфере возможностями по уходу за детьми для стабилизации обстановки в семье, проводить в жизнь существующие программы, так же как и информационно-справочное обслуживание, выявлять общественные потребности, касающиеся ухода за детьми, организовывать взаимодействие между теми общественными группами, которые должны нести совместную ответственность за создание нормально функционирующей, доступной для всех семей системы ухода за детьми. Артур Эмлер См. также: Дети; Дети, пользующиеся службами социального обеспечения; Детские дома и приюты; Приемныедети; Психическое здоровье и болезни у детей; Социальная защита детей. • Blank H. (1985). Fact Sheet. Wash., D. С: Children's Defense Fund. • Burud S., Aschbacner P., McCroskey J. (1984). Employer-Supported Child Care: Investing in Human Resources. Dover, Mass.: Auburn House. • Emlen A., Koren P. (1984). Hard to Find and Difficult to Manage: The Effects of Child Care on the Workplace. A Report to Employers. Portland, Oregon: Portland State University. • Frieman D. (1985). Corporate Financial Assistance for Child Care. N. Y.: Conference Board. • Galinsky E. (1986). Family Life and Corporate Policies. In: M. Yogman, Т. В. Brazelton (Eds.). Stresses and Supports for Families. Boston: Harvard University Press. ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ Для детей, имеющих поведенческие или эмоциональные проблемы, существуют учреждения нескольких типов: лечебные центры с круглосуточным пребыванием, семейные детские дома, кризисные и детские психиатрические центры, профилактории, спецшколы для детей и подростков, программы по лечению наркомании и алкоголизма. Групповой уход обеспечивают: организации по социальному обеспечению детей; учреждения для физически неполноценных; детские исправительные заведения; психиатрические лечебницы. Хотя в различных учреждениях подходы к лечению и организации пребывания детей и подростков различны, практически все они используют круглосуточное проживание как средство изменения неадекватного поведения. Часто такое лечение, определяемое как особым образом организованное окружение, в котором события повседневной жизни используются как образцы для привития основных, необходимых в жизни навыков, называют "лечением обстановкой' '. Окружение становится и средством, и средой роста и изменения. Этот метод основывается на идее обучения через жизненный опыт. Обычно непосредственные обязанности по воспитанию (а иногда основные обязанности по лечению и обучению) выполняются социальными работниками, специализирующимися на работе с детьми и молодежью, воспитателями, воспитателями-педагогами, психологами-консультантами по групповой работе и т. п. Часто в качестве дополнительных и вспомогательных форм воздействия выступают оздоровительная и трудовая терапия, психиатрия и клиническая психология.
В соответствии с реформой в государственной политике социального обеспечения детей, а именно с принятым в 1980 г. Законом о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей помещение ребенка в детское учреждение должно производиться только после того, как были предприняты "все возможные усилия" для предотвращения распада семьи. Это положение соответствует ут- верждению специалистов Лиги социального обеспечения детей (1982) о нежелательности "длительного или неопределенно долгого пребывания ребенка в детском учреждении". История вопроса Вековой спор между сторонниками детских учреждений и сторонниками жизни ребенка в семье продолжается и сегодня. С самого начала этот спор породил противоречия, критику и контркритику, получившую наиболее яркое и эмоциональное выражение в высказываниях лидеров — приверженцев этих двух подходов. Например, Р. Ридер (1925) утверждал: "Детские приюты должны вообще прекратить свое существование в качестве постоянного дома для трудных детей раннего возраста". С. Лэнгер (1925) отвечал ему: "Семья не является панацеей от всех социальных зол, и не надо ее рекламировать как "успокоительный сироп" социальной работы". Как бы то ни было, в конце XIX в. от крупных детских учреждений отказались и стали создавать учреждения типа частных домов, чтобы достичь более "домашней" атмосферы. В первой четверти XX в. зародилось и окрепло движение за психическое здоровье. В 30 — 50-х годах во многих детских учреждениях перешли к воспитанию и лечению эмоционально неуравновешенных детей. Недавние "открытия" злоупотреблений и плохого обращения с детьми в учреждениях для детей с нарушениями развития и правонарушителей послужили причиной создания программ деинституциализации услуг в области психического здоровья, исправления несовершеннолетних правонарушителей, социального обеспечения детей и умственно отсталых. Историю группового воспитания детей можно разбить на четыре этапа.
Первый этап — период физического разделения, имевший целью извлечь "дефективных" детей из дискриминирующей среды благотворительных приютов, работных домов, тюрем и т. п. и создать учреждения, предназначенные специально для них. Второй этап — движение от крупных к небольшим частным учреждениям, приведшее к замене громадных старых учреждений меньшими домами семейного типа, работники которых являются как бы приемным» родителями. Такого вида "коттеджи" были достаточно большими по современным стандартам, но в них поддерживалась по крайней мере видимость семейной атмосферы. На третьем этапе, с начала XX в., концепцию организации и лечения, используемую в возникающей тогда психологии развития де- ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ 210 211 ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ
тей, пытались применить в институциональной сфере. Речь шла об использовании психологических тестов, лечении с помощью команды психиатрических работников и разграничении функций ухода за детьми и их лечения. Позже, в конце 40— начале 50-х годов, получили развитие различные психоаналитически обоснованные виды "терапевтической" среды, где уделялось больше внимания такому фактору, как групповая динамика, и привлекался штат специалистов, осуществляющих лечение.
Наконец, на четвертом этапе, который можно было бы назвать экологическим или этапом внимательного отношения к окружению, стало ясно, что различия в эффективности лечения связаны больше с такими факторами, как наличие или отсутствие поддержки в окружении ребенка после его пребывания в детском учреждении, чем с оценкой социального работника, степенью успешности программы лечения, типом лечения или сложностью проблем ребенка. Эти открытия наряду с тенденциями более общей политики, направленной на деинституцио-лизацию и нормализацию услуг, переместили фокус внимания с того, что происходит в учреждении, на внешние факторы — связи в непосредственном окружении (в общине), взаимоотношения с семьей, последующее за выпиской внимание, уход и заботу. Демография групп детей, нуждающихся в заботе Самая последняя и наиболее полная перепись детей и подростков, находящихся в детских учреждениях, была осуществлена Школой управления социальной работой при Чикагском университете. Исследование, проведенное в 1981 г., охватывало детские учреждения практически всех типов — лечебно-психиатрические, исправительные и просто воспитательные — и выявило следующие тенденции: хотя количество детских учреждений с 1966 г. заметно возросло, число детей и подростков, находящихся в них, уменьшилось; в основном росло количество учреждений для детей и подростков-правонарушителей и лечебно-психиатрических учреждений; за последние 16 лет учреждения всех типов уменьшились в размерах. Если в 1965 г. лишь в каждом втором из обследованных учреждений находилось менее 26 детей и подростков, то в 1981 г. детские учреждения в большинстве своем были небольшими; в 1981 г. дети почти поровну распределялись между государственными и частными учреждениями. Немного более од- ной трети всех детей находилось в детских исправительных учреждениях, одна четверть — в лечебно-психиатрических и около одной пятой — в учреждениях социального обеспечения детей (воспитательных). Остальные дети находились в детских учреждениях кратковременного пребывания. В целом в 1981 г. в более чем 3,9 тыс. учреждений содержалось свыше 125 тыс. детей по сравнению со 155 тыс. детей в 2,3 тыс. учреждений в 1965 г. Эти цифры отражают снижение и абсолютного и относительного показателей пребывания детей в детских учреждениях: с 19,9 на 10 тыс. детей и подростков в 1965 г. до 17,3 на 10 тыс. в 1981 г. В учреждениях некоторых видов главную роль играет неправительственный сектор. Например, 92% детей и подростков в учреждениях для эмоционально неуравновешенных получают помощь от добровольческих и частных агентств социальной помощи. Некоторые исследователи озабочены тем, что в результате смягчения уголовного законодательства и вывода части несовершеннолетних правонарушителей из пенатен-циарной системы, т. е. из традиционных исправительных учреждений, произошло перемещение этих подростков в частные психиатрические центры и центры по реабилитации наркоманов. В последние годы несколько исследовательских отчетов документально подтвердили злоупотребления в добровольческих учреждениях, финансируемых религиозными организациями и не лицензируемых государством. Другие исследователи изучили частоту злоупотреблений и случаев плохого обращения с детьми в частных детских учреждениях, факт которых признается многими экспертами все более серьезной проблемой. Эти две категории учреждений — частные добровольческие религиозные учреждения и частные психиатрические центры, нередко финансируемые третьими организациями, составляют так называемый скрытый сектор детских учреждений. Фактором, серьезно влияющим на современную политику в отношении детских учреждений, является то, что во всех типах этих учреждений находится менее 1 % всех детей в стране в возрасте от рождения до 17 лет. Это отчасти объясняет, почему замещающим семьям, где детей официально не усыновляют, и учреждениям для детей и подростков не уделяется должного внимания в национальной социальной политике. Подавляющее большинство американских детей живут со своими биологическими отцом и ма- терью или усыновлены, что наглядно видно из таблицы. И все же, в силу того что довольно значительное число детей нуждается в уходе, в повестке дня национальной политики оказалась реформа внесемейного воспитания. Одним из этапов этой реформы стал закон о содействии в усыновлении и социальном обеспечении детей (1980). Цель закона — обеспечить постоянный дом детям, выброшенным системой замещающего ухода, либо вернув их родителям, либо обеспечив возможность их усыновления. Для детей, подвергающихся риску насильственного разделения с семьей, закон предусматривает "разумные усилия" по предотвращению помещения в детское учреждение и обязывает осуществлять судебный надзор до того, как ребенок помещается в учреждение. Другие статьи закона предусматривают проведение переписи всех детей, находящихся в системе замещающего воспитания (включая детские учреждения), и предоставление специальных субсидий для людей, усыновляющих детей с "особыми потребностями". Для достижения этих целей создаются в общегосударственном масштабе информационные системы, методики наблюдения за каждым случаем, юридический контроль за помещением ребенка в учреждение, ориентированная на семью профилактическая служба и общегосударственные планы развития службы по социальному обеспечению детей. Детское бюро США недавно подсчитало, что общее число детей как в замещающих семьях, так и в детских учреждениях равно и средняя длительность пребывания в них детей заметно снизились со времени последних об- следований (1977). Несколько исследований, проведенных после принятия закона, дали следующие выводы: —в замещающих семьях и в детских уч —около 70% детей, нуждающихся в спе —возвращение к родителям и родствен — три четверти детей оказываются в Эти данные и общее направление политики закона 1980 г. позволяют считать, что будет сокращаться помещение детей в детские учреждения любого типа, поскольку предпринимаются все возможные усилия, чтобы оставить ребенка в его родной семье. Выводы из исследований проблемы детей, выписанных из детских учреждений Исследования группового воспитания детей в детских учреждениях сталкиваются со множеством методологических проблем, включая внутреннюю и внешнюю достоверность и надежность. Как правило, к этим проблемам относятся отсутствие контрольных групп, нечеткое определение предоставляющих услуги учреждений, ограниченный или ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ 212 213 ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ
неадекватный отбор критериев эффективности, отклонения в выборке или предвзятость наблюдателя. Обобщение результатов многих исследований дает возможность выявить ряд проблем, связанных с оценкой данных. Если ограничиться анализом таких твердых индикаторов адаптации, как поведение в школе, контакты с судом и т. д., то результаты группового воспитания в детских учреждениях будут выглядеть неважно. Однако если пользоваться более субъективными индикаторами, такими, как мнение терапевта или различными оценками воспитанников, то детские учреждения представляются эффективными. То же самое можно сказать, наблюдая за поведением на фоне терапевтического окружения во время пребывания ребенка в детском учреждении или сразу после выхода из него. Однако если наблюдать поведение со все растущими интервалами в школе, общине или семье после выхода из детского учреждения, то все заметнее становится снижение эффекта лечения. Несмотря на потенциальные слабости в программах исследований и трудности интерпретации результатов, исследования эффективности детских учреждений все же позволяют сделать общий вывод о том, что окружение, в которое попадает ребенок после выхода из детского учреждения, является сильнейшим фактором в определении успешности адаптации, независимо от того, какие успехи были достигнуты во время лечения. Этот вывод подтверждают исследования М. Аллерханда и др. (1966), наблюдавших за 50 выписанными из лечебного центра в Огайо (Белфэр) детьми: "Возможно, наиболее поразительным результатом нашего исследования явилось то, что ни одна из характеристик поведения ребенка внутри учреждения не являлась сама по себе значимой для прогнозирования его адаптационных возможностей после выхода из учреждения. В неблагоприятном окружении все положительные качества, приобретенные воспитанниками, быстро терялись, тогда как благоприятная обстановка усиливала их". Р. Нелсон, М. Синглер и Л. Джонсен (1978) обнаружили, что дети, покинувшие лечебное учреждение и попавшие в благоприятное окружение, где они получали поддержку семьи, друзей, соседей, школы и т. д., в большей степени сохраняли достигнутое во время лечения, чем дети, попавшие в неблагоприятное окружение, — первые сохраняют более 70% достижений, а вторые— только 50%. Их исследование примечательно тем, что оно измеряет поведение в четырех временных точках, причем в первый раз — до помещения ребенка в воспитательное учреждение. Эти и подобные результаты неудивительны для тех, кто занимается предоставлением услуг или оценкой программ для детей и подростков. Сохранение результатов лечения, их анализ, а в конечном счете и воспроизводство моделей программ остаются самыми важными вопросами для тех, кто занимается планированием деятельности детских учреждений. Тенденции развития системы детских учреждений Экологические факторы. Сохранение результатов пребывания в детском учреждении в значительно большей степени зависит от поддержки, получаемой ребенком от непосредственного окружения после выхода из учреждения, нежели от типа проблемы и лечения. Следовательно, та методика, что получила название "экологический подход", имеет большое значение для детских учреждений. В соответствии с этим подходом детское учреждение рассматривается как сложное переплетение множества разнообразных внутренних и внешних элементов. Особое внимание нужно обратить на связь между программой, реализуемой в учреждении, и семьей, соседями, группой ровесников и другими потенциальными источниками поддержки в обществе, где ребенку предстоит жить. Значение экологического подхода подтвердил массачусетский эксперимент по де-институционализации. Важным следствием указанного подхода для профессионалов, работающих в данной области, является то, что им следует тратить меньше времени на непосредственный контакт с детьми, а больше — на подготовку их окружения, в частности на создание сети социальной поддержки для детей и их семей. При этом возникают следующие задачи: 1) обучение детей и их семей практическим навыкам эффективного взаимодействия со своим окружением; 2) помощь в развитии действующей сети поддержки и создание ее там, где она отсутствует; 3) признание того, что "помощь окружения" относится не только к тому, что будет "после лечения" — она начинается до помещения ребенка в учреждение, продолжается во время его пребывания там и длится после выхода оттуда. Родители как партнеры в ситуации замещающего воспитания. Если рассматривать детское учреждение как временную поддержку для семьи, находящейся в кризисе, а не как ее заменитель, тогда семья должна быть полноправным партнером в процессе оказания помощи. Традиционные детские учреждения не поддерживали тесных контактов с родителями. Между тем настоятельно необходимы различные способы участия родителей в воспитании ребенка во время его нахождения в детском учреждении или в замещающей семье. Без интенсивной работы с семьей программа, осуществляемая в детском учреждении или в замещающей семье, вряд ли может быть эффективной. Непрерывность заботы. Деятельность детских учреждений должна быть вписана в общий комплекс служб помощи трудным детям, который включает: осуществляемые дома, ориентированные на семью программы, имеющие целью предотвращение направления ребенка в детское учреждение; службы, предназначенные для воссоединения детей с их семьями; специальные службы по усыновлению; программы поддержки семей и семейного воспитания; специальные виды замещающего воспитания. Все эти формы лучше всего рассматривать как дополняющие друг друга, хотя отношения между ними и критерии, в соответствии с которыми ребенок должен оказаться на попечении той или другой из них, неясны. Вовлеченность социальных работников Что касается социальных работников, то они, по всей видимости, будут продолжать играть важную роль в создании, осуществлении деятельности детских учреждений и ее оценке. Вновь возникший интерес к семье потребует знаний и умений в таких сферах, как семейная терапия, подготовка к жизни в семье и поддержка родителей. Озабоченность поддержанием результатов лечения приведет к еще большему вниманию к работе после выхода из учреждения, включающей установление связей с окружением и консультации с сетью естественной помощи. В детских учреждениях существует достаточно возможностей для создания партнерских отношений ребенка и воспитателя, например, при работе с семьей. И наконец, в области исследований социальные работники будут по-прежнему играть ведущую роль в развитии специальных структур детских учреждений и в проведении оценки существующих лечебно-воспитательных программ. Джеймс К. Уиттэйкер См. также: Дети; Дети: социальные услуги по уходу; Приемные дети; Психическое здоровье и болезни у детей; Семья и социальная работа; Социальная:шщита детей. • Alkrhand M.E., Weber R., llaug M. (1966). Adaptation and Adaptability: The Bellefaire Follow-up Study. N. Y.: Child Welfare League of America. • Child Welfare I-cague of America. (1984). Directory of Member Agencies. N. Y.: Author. • DonleyK, Haimes R. (1984). New Dimensions in Child Placement: Residential Group Care/Adoption Collaboration.— Unpublished manuscript. • Hawkins J. D., Catalano R. (1985). Project Adapt. Seattle: University of Washington, Center for Social Welfare Research. • Langer, S. (1925). Reply.— Survey, 54(5), 624. • Nelson R. H., Singer M.J., Johnsen L. O. (1978). The Application of a Residential Treatment Evaluation Model.— Child Care Quarterly, 7(2), 164—175. • Reeder R.R. (1925). Our Orphaned Asylums.— Survey, 54, 283—287. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ По данной общей теме см. статьи: Дети Дети-беглецы Дети, получающие материальную помощь Дети, пользующиеся службами социального обеспечения Дети, страдающие от плохого обращения Дети: социальные услуги по уходу Детские дома и приюты Исправительные учреждения для несовершеннолетних Молодежь и социальные службы Несовершеннолетние: альтернативы судебного преследования Несовершеннолетние преступники и правонарушители Несовершеннолетние преступники и правосудие Подростки Подростковая беременность Приемные дети Сексуальное насилие над детьми Социальная защита детей Усыновление Ш кола и социальная работа
ДЛИТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ 214 215 ДЛИТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ
ДИСКРИМИНАЦИЯ. См. Расовая дискриминация и неравенство; Социальная дискриминация женщин. ДЛИТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА 11ЕТРУДОСПОСОБНЫМИ Управление финансирования здравоохранения, в ведении которого находится большинство программ долговременного ухода за не трудоспособными, правительства штатов, издающие законодательные акты по этому вопросу, и исследователи в области социальной политики сходятся на следующем определении: "Под долговременным уходом за нетрудоспособными понимается медицинский и личный уход, а также личные услуги, окапываемые в течение длительного времени лицам, утратившим или никогда не имевшим способность самостоятельно обслужить себя. Такой уход может быть постоянным или периодическим, его цель заключается в том, чтобы обеспечить потребности человека в обстановке, которая в наименьшей степени ограничивала бы его свободу. Потребность в услугах, их интенсивность и виды определяются степенью функциональной неполноценности". Под функциональной неполноценностью в данном случае имеют в виду неспособность самостоятельно выполнить простые повседневные действия, включая личную гигиену, одевание, прием пищи и лекарств, пользование туалетом, перемещение но комнате, или же более сложные процедуры — приготовление пищи, уборку, стирку, покупки, решение финансовых вопросов, ремонт жилья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|