Недостатки системы оказания помощи детям 6 глава
Смешанные программы. Некоторые исследователи выступают за то, чтобы объединить медицинские и социальные услуги в рамках одной программы и совместить более дорогостоящий медицинский уход с менее дорогими социальными услугами. В отдельных штатах осуществляются экспериментальные программы в этом направлении. Чтобы найти альтернативу домам для нетрудоспособных, штатам было разрешено обращаться к Управлению финансирования здравоохранения с просьбами разрешить им в некоторых пробных проектах сделать отступления от правил, установленных программой "Медикэр". На первом этапе были увеличены расходы на оплату помощи по ведению домашнего хозяйства и по дневному уходу за больными. Однако это увеличило общую стоимость, но не привело к значительному улучшению состояния клиентов и к уменьшению числа принимаемых в дома для нетрудоспособных. С начала 70-х годов Управление финансирования здравоохранения дало согласие на ряд экспериментальных проектов, осуществляемых с отступлением от правил, установленных программой "Медикейд". В этих проектах проверялось, к каким результатам приведет увеличение пособий по уходу в нестационарных условиях и некоторое ослабление финансовых требований для получения пособий. Результаты оказались неоднозначными. Наиболее успешными оказались те проекты, которые были рассчитаны на людей, целенаправленно готовившихся перебраться в дома для нетрудоспособных. Экспериментальные проекты, в 1981 г. в десяти штатах был развернут широкомасштабный проект, имевший целью выяснить эффективность долговременного ухода, осуществляемого вне стационарных учреж- дений. Проверялись две модели организации и управления долговременным уходом. В первом (ныне общепринятом) варианте одна организация осуществляла все организационные мероприятия, используя имевшиеся у нее в наличии возможности и выделяя незначительные средства для оплаты услуг со стороны. Во втором случае организаторам давалось право привлекать извне все виды услуг, предусмотренные в плане ухода за пациентом, и оплачивать их в соответствии с верхним пределом. Данный эксперимент еще не закончен, его результаты ожидаются в ближайшем будущем.
В 1981 г. был принят закон, который позволял штатам обращаться с просьбой о разрешении в порядке исключения оказывать определенные услуги, поименованные в отдельном списке, в том числе впервые разрешалось без проведения пробных проектов осуществлять в широких масштабах длительный уход в рамках программы "Медикейд" в условиях общины. Чтобы получить соответствующее разрешение, надо было привести доказательства, что общие расходы по долговременному уходу не превысят те суммы, которые были бы затрачены при сохранении прежнего порядка. Предполагалось, что проводимые меры позволят заменить стационарный уход, а не станут дополнением к нему. В 1985 г. было выдано около ста таких разрешений. Роль социальных работников Социальные работники участвуют во всех мероприятиях, связанных с долговременным уходом. Они действуют в домах для нетрудоспособных, участвуют в соответствующих программах в больницах, в уходе на дому, в дневном уходе и других формах, осуществляемых вне стационара. Они планируют и проводят в жизнь программы, оценивают их результаты, принимают жалобы от пациентов в домах призрения и координируют оказываемые услуги. Долговременный уход требует участия специалистов разных профессий, в нем переплетаются медицина и социальная работа. Практическая социальная работа с беспомощными старыми людьми и всеми, кто нуждается в долгосрочном уходе, в концептуальном плане требует умения оказывать непосредственные услуги, планировать и осуществлять программы и координировать услуги; ее целями являются психологическое и физическое благополучие клиента, а методы включают социопсихологический подход с учетом особенностей лич-
ности, конкретной ситуации. Сфера долговременного ухода — это естественное поле деятельности для социального работника. Социальная работа в домах для нетрудоспособных. В штате указанных домов должен состоять "уполномоченный по социальным услугам". Если у него нет степени магистра социальной работы, то наряду с ним может быть нанят консультант по этим вопросам, имеющий такую степень. Обычно на эти консультации официально отводится четыре часа в месяц. Наиболее детально разработанные модели социальной работы в домах для нетрудоспособных создаются в некоммерческом секторе, где чаще можно найти отдел социальной работы с несколькими подготовленными сотрудниками. Общие принципы деятельности социальных работников в домах призрения охватывают весь комплекс услуг до, во время и после пребывания пациента в этих домах. Социальные работники в этих учреждениях должны обслуживать различные контингенты пациентов, которые там находятся, включая неизлечимо больных, сравнительно молодых людей с физическими недостатками, людей, нуждающихся в краткосрочной реабилитации после госпитализации, лиц, страдающих неврозами, потерей памяти, хроническими душевными болезнями. Имеется все больше свидетельств в пользу эффективности различных видов вмешательства, имеющего целью улучшить психологическое состояние конкретных групп пациентов и укрепить их связь с обществом. Считается, что в этих домах возникает "приобретенная беспомощность". Убедившись в своей неспособности влиять на решения, которые касаются их судьбы, пациенты впадают в депрессию, не пытаясь воздействовать на ход событий. В результате этого растет заболеваемость и смертность. Социальные работники могут помочь пациентам активнее участвовать в решении вопросов, касающихся их повседневных дел. Можно содействовать созданию советов пациентов и советов семей как органов коллективного мнения. Многие считают, что качество жизни и ухода в домах для нетрудоспособных улучшится, когда границы между этими домами и обществом станут более проницаемыми, т.е. когда у пациентов появится возможность покидать их, а у людей извне — входить в них. И здесь социальные работники могут сыграть важную роль в налаживании подобных двусторонних связей.
ДНЕВНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ 222 223 ДНЕВНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
Долговременный уход в домашних условиях. Социальные работники активно разрабатывают и осуществляют программы, призванные помочь членам семьи, занятым долговременным уходом за больными родственниками. Семьи остаются основными источниками помощи, хотя ее оказание нередко сопряжено с физическими и эмоциональными стрессами. В семьях редко заранее обсуждается вопрос о том, какой вариант ухода за ним предпочтет в случае наступления беспомощности тот или другой член семьи. Поэтому социальные работники должны помогать престарелым и их родственникам прийти к определенному решению до того, как наступит это состояние и возникнет потребность в длительном уходе. Хорошие результаты дает групповая работа с членами семей, заботящимися о родственниках, страдающих старческим слабоумием, в ходе которой проводится обучение специфике ухода за такими больными, основным видам и методам заботы о них. Такие группы создаются и действуют в рамках центров психического здоровья, больниц и агентств социальной работы. Общая и профессиональная подготовка является важным средством оказания помощи семьям, обеспечивающим уход за своими беспомощными родственниками. Заключение В самых различных практических учреждениях социальные работники оценивают функциональное состояние клиентов, планируют меры по его улучшению или компенсации дисфункций, добиваются, чтобы составленные программы удовлетворяли потребностям людей. Традиционно присущие этой профессии формы работы по отдельным случаям, по группам, в общине и т. д. находят непосредственное применение и в сфере долговременного ухода за нетрудоспособными.
Розали Кейн См. также: Больницы и социальная работа; Здравоохранение в США; Первичные службы здравоохранения; Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Социальная защита престарелых; • Вгаип К. (1984). Geriatric Foster Care in Multicultural Hawaii. Paper presented at a meeting of the Gerontological Society of American. San Antonio, Tex. • Brody S. J., Persily N. A. (1984). Hospitals and the Aged: The New Old Market. Rockville, Md.: Aspen Systems. • Eustis N., GreenbergJ., Patten S. (1984). Long-Term Care for Older Persons: A Policy Perspective. Monterey, Calif.: Brooks/Cole Publishing Co. • KaneR. L.,Kane R. A. (1985).AWillandAWay:WhattheUnited States Can Learn from Canada About Care of the Elderly. N. Y.: Columbia University Press. • SitverstoneB., Burack-Weiss A. (1983). Social Work Practice with the Frail Elderly and Their Families: The Auxiliary Function Model. Springfield, 111.: Charles С Thomas, Publisher. ДНЕВНОЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. См. Дети, пользующиеся службами социального обеспечения; Дети: социальные услуги по уходу. ДНЕВНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ Стоимость медицинских услуг для престарелых достигла такого высокого уровня, что стала одной из причин финансового кризиса национального масштаба. Это вынудило федеральное правительство направить свою политику в области здравоохранения в сторону сокращения расходов. Рост числа людей преклонного возраста, в особенности лиц 85 лет и старше, неспособных обходиться без посторонней помощи, стал ощущаться с начала 70-х годов. Соответственно возрастал объем услуг, финансируемых по программам "Медикейд" и "Медикэр" и в соответствии с Актом о социальном обеспечении. Увеличение связанных с этим расходов стало почти неуправляемым. В тот же период федеральное правительство с согласия конгресса выделило безвозмездные дотации на осуществление исследовательских и показательных программ для престарелых, включая организацию центров дневного ухода и больниц. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы изыскать более дешевые альтернативы уходу на дому. Эксперименты с дневными центрами и больницами должны были, в частности, дать ответы на следующие вопросы: 1. На сколько дней можно сократить стационарное пребывание престарелых и сколько средств сэкономить?
2.Сколько лиц и каких категорий в ре 3.Какие категории престарелых получа 4.Как отражаются подобные услуги на В Великобритании, где центры дневного ухода за престарелыми начали возникать в 60-х годах, в основу их организации была положена весьма гибкая концепция, и ожидаемые результаты не увязывались с материальной стороной дела. Исследования и показательные проекты находились на втором плане при расширении объема услуг такого рода. Их организаторы приступили к созданию психогериатрических и гериатрических дневных больниц и центров дневного ухода за престарелыми в рамках общин. Дж. Броклхерст полагает, что к середине 70-х годов различными формами дневного ухода было охвачено от 150 до 250 тыс. престарелых англичан. В 1980 г. было открыто 617 центров дневного ухода, которые обслуживали около 13,5 тыс. престарелых в день.
Американский подход Центры дневного ухода в США, хотя и опирались вначале на британскую модель, имели принципиальные отличия. Предполагалось разделить медицинскую и социальную сторону долговременного ухода и создать в этой связи соответствующее законодательство. В 1 980 г. конгресс так определял дневной уход за взрослыми: "Услуги, оказываемые лицу на регулярной основе менее 24 часов в сутки, в многоцелевом центре, вспомогательном учреждении или агентстве для лиц, страдающих теми или иными недостатками, или в другом учреждении, действующем на основе выданной государством лицензии, если эти услуги предоставляются лицу, которое не может быть оставлено без ухода в дневное время, но не нуждается в стационарном уходе. Такие услуги могут включать (наряду с прочими) организацию питания, личный уход, отдых, учебу, восстановление физических и профессиональных способностей и медицинское обслуживание". Концепция дневного ухода весьма широка и приложима к различным категориям престарелых. В то же время в определениях, учитывающих специфику источников финансирования, просматривались попытки ограничить набор услуг. Однако профессиональные социальные работники требовали расширения этого списка. Национальный институт дневного ухода для взрослых, действующий под руководством Национального совета по делам престарелых, рекомендовал принять более широкое определение, с тем чтобы продолжить нововведения в области социальных и медицинских программ. Программы, где на первом месте была реабилитация человека, направляли ресурсы на обеспечение всестороннего медицинского обслуживания в сочетании с такими дополнительными услугами, как физическая, речевая и трудовая терапия. Многие из этих программ предназначались для клиентов с отчетливо выраженной направленностью реабилитации. В программах, направленных на сохранение существующего состояния клиента, предполагалось достигнуть определенного баланса лечебных и социальных услуг благодаря сотрудничеству медицинского персонала и социальных работников. Эти программы предназначались для тех престарелых, кто уже исчерпал возможности улучшить свое состояние и нуждался в поддержке для сохранения хотя бы статус-кво. Центры с социальной ориентацией продолжали предоставлять индивидуальные и групповые услуги, связанные с проблемами изоляции, социализации и воздействия на поведение клиента. Учитывалось, что многие клиенты страдают от депрессии или ослабления умственных способностей, но никогда ранее не подвергались психиатрическому лечению в стационаре. Финансирование С самого начала финансирование программ дневного ухода осложнялось проблемами, связанными с действием Закона о медицинской помощи. На основании указаний федерального правительства штатам разрешено включать расходы на содержание центров дневного ухода для взрослых (с оказанием медицинских и социальных ус у г) в сметы, финансируемые по Закону о медицинской помощи. В 1983 г. Закон о координации служб по уходу за нетрудоспособными внес поправку в Закон о социальном обеспечении. В соответствии с этой поправкой каждый штат получил право создавать учреждения долговременного ухода на основе собственных планов, но с разрешения Министерства здравоохранения и социальных услуг. Штаты, которые обращаются за таким разрешением, должны представлять подробный отчет министерству не реже одного раза в год, а само разрешение выдается им на трехлетний срок. Многие штаты, и в их числе ДОБРОВОЛЬЦЫ 224 225 ДОБРОВОЛЬЦЫ
Нью-Йорк, ограничивают выдачу разрешений для услуг по дневному уходу. В масштабах страны эти разрешения обычно выдаются в соответствии с медицинской моделью дневного ухода. В последнее десятилетие основные усилия направлялись на увеличение числа центров дневного ухода, увязывание их в единую сеть услуг в рамках общины и обеспечение надежной финансовой базы. Дневной уход рассматривается в контексте более масштабных исследований стоимости различных форм ухода. У. Вейссерт и другие специалисты поставили под сомнение выкладки относительно экономичности программ дневного ухода, их способности конкурировать с пансионатами и быть альтернативой стационарному уходу. Ряд исследователей, однако, выступили с другой интерпретацией соответствующих расчетов. Они выявили методологическую слабость информации, которой располагал Вейссерт, и бездоказательность его выводов об экономической неэффективности системы дневного ухода. На первом этапе экспериментальные и показательные проекты способствовали внедрению концепции дневного ухода в систему, уже существующую в США. Были разработаны новые модели, появился стимул для практиков и администраторов сделать дневной уход более доступным для престарелых. Перспективные вопросы По мнению У. Маколи и П. Арлинг, вопрос об оказании помощи старикам и в перспективе будет заключаться в том, как сочетать формальный и неформальный уход в домашних условиях, в общине и стационарах. Центры дневного ухода доказали свою эффективность при оказании помощи пожилым людям и обслуживании их в семье. Отмечается и польза, которую центры принесли лицам, страдающим некоторыми заболеваниями, и их семьям. М. Бернард (1984) предлагал оказывать добровольческие услуги по дневному уходу умственно неполноценным престарелым и помощь их близким. Практика подтверждает, что центры помогают вывести престарелых и их семьи из изоляции, возникающей при обслуживании на дому. Однако их вклад может быть еще более значительным. Элоиз Ратбоун-Маккуан См. также: Деинституцишшзация; Длительный уход за нетрудоспособными; Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Социальная защита престарелых. • Bernard М. (1984). Voluntary Care for the ■Elder Mentally Infirm and Their Relatives: A British Example.— Gerontologist, 24(2), 116— 119. • Brocklehurst J. С (1976). The British Experience with Day Care and Day Hospital. In: E. Pfeiffer (Ed.). Day Care For Older Adults (p. 52—57). Durham, N. C: Duke University Center for the Study of Aging and Human Development.» Isaacs B. (1981). A Description and Analysis of Adult Day Care Standards in the United States. Unpublished manuscript, National Council on Aging. Wash.: D. С • McAuley W. J., Arling P. (1984). Use of In-Home Care by Very Old People.—Journal of Health and Social Behavior, 25(1), 55—63. • PadulaH. (1983). Developing Adult Day Care: An Approach to Maintaining Independence for Impaired Older Persons (Monograph). Wash.: D. C: National Council on Aging. • Weissert W. (1978). Costs of Adult Day Care: A Comparison to Nursing Homes.—Inquiry, 15(1), 10—19. ДОБРОВОЛЬЦЫ К участию в добровольческой общественной деятельности людей побуждают самые разные мотивы. Можно смело сказать, что почти каждому случалось быть добровольцем. С начала 70-х годов ряды добровольцев выросли и претерпели изменения, что отражает демографические, экономические и социальные изменения общества в целом. К ним относятся: рост числа престарелых по отношению к остальному населению, значительное увеличение прав меньшинств и бедных, важные изменения в характере труда и в составе рабочей силы, быстрое распространение идей социальной ответственности корпораций, развитие женского движения и постепенное смещение акцента с заботы каждого исключительно о себе на иудео-христианскую концепцию заботы. Кроме того, в это время были введены ограничения на государственное финансирование социальной работы в результате попыток правительства сократить на всех уровнях расходы или уменьшить их рост. Количество Исследования свидетельствуют о значительном росте числа добровольцев за последние десятилетия. Министерство труда США в 1965 г. сообщало о 22 млн добровольцев. В 1974 г. Бюро переписей насчитало 37 млн добровольцев, что составляет рост в 68% к 1965 г. В 1981 г., по данным Института Гэллапа, насчитывалось 84 млн добровольцев — 127% их числа в 1974 г. и 280% от данных 1965 г. В 1983 г. Институт Гэллапа сообщил уже о 92 млн добровольцев, что составляет рост в 9,5% за два года. Однако при этих подсчетах применялись разные методики и использовались различные определения. Так, добровольцы, действовавшие только в религиозной сфере, не учитывались в 1965 г., а в последующие годы учитывались. Данные Института Гэллапа за 1981 и 1983 гг. отличались от предыдущих подсчетов тем, что включали так называемых неформальных добровольцев, работавших в одиночку, вне организаций. Данные же за 1981 г. включали и взрослых, и подростков в возрасте 14 — 17лет. В 1983 г. в обзоре Института Гэллапа 18лет и старше). Имеются данные, что число добровольцев в государственных агентствах социальной работы увеличивается поскольку местные государственные органы пытаются сохранить необходимый уровень обслуживания в условиях сокращения бюджетных ассигнований и других ограничений. От 20 до 30% организованных групп добровольцев работает под руководством правительственных организаций социальной работы. Опираясь на сведения Института Гэллапа, организация Национальный центр добровольческих действий "Волонтер" подсчитала, что общая стоимость проделанной добровольцами работы только за 1981 г. составляет 65,5 млрд долл. В 1974 г. типичным представителем американских добровольцев была замужняя белая женщина 25 — 44 лет, окончившая колледж и принадлежащая к группе населения с высоким доходом. Этот тип практически мало изменился и к 1980 г. Данные обзора Института Гэллапа за 1983 г. продолжали свидетельствовать о жесткой корреляции между процентом взрослых добровольцев и уровнем их образования и дохода. Процент добровольцев среди взрослых белых людей вырос с 54 до 55%, в то время как среди чернокожих снизился с 41 до 39%. Процент взрослых среди женщин-добровольцев оставался стабильным с 1981 по 1983 г. и составлял 56, а процент взрослых среди мужчин-добровольцев за этот же период возрос с 47 до 53. Эти данные позволяют предположить, что произошли культурные сдвиги, сделавшие добровольческую деятельность для мужчин более престижной. К движению добровольце» подключается все больше пожилых людей; кроме того, многие, еще не участвующие в движении, хотели бы к нему присоединиться. Число таких людей выросло с 4,5 млн в 1974 г. до 5,9 млн в 1981 г. Включив в свои данные за 1981 г. добровольцев, не связанных с движением формально, Институт Гэллапа вывел для возрастной группы пожилых цифру 9,1 млн добровольцев. Пожилые люди в наше время более здоровы, экономически независимы и образованны, чем представители прошлых поколений, что и объясняет их более активное участие в добровольческой деятельности. Потенциальная возможность стать добровольцами среди 65-летних и лиц более старшего возраста сейчас больше, чем когда-либо прежде. Где работают добровольцы Возникает вопрос: каковы же конкретные занятия добровольцев? По данным специального обследования, в течение недели, с 6 по 13 ноября 1965 г., 21,6% добровольцев зани-мались какой-либо деятельностью в сфере просвещения; 19,8% были заняты в службах социального обеспечения, таких, как дома для престарелых или приюты; 8,5% добровольцев оказывали юридическую помощь или помогали путешествующим; доля добровольцев в учреждениях здравоохранения составила 17,3%; 12,7% общего числа добровольцев принимали участие в гражданской деятельности и участвовали в решении местных проблем. Другое обследование, проведенное примерно через десять лет в течение недели, с 6 по 13 апреля 1974 г., показало, что 50% всех добровольцев посвятили себя религиозно ориентированной деятельности. В области просвещения и здравоохранения работало по 15% всех добровольцев; 14% занимались гражданской деятельностью и местными проблемами; 12% — вопросами гражданства; 11 % работали в сфере отдыха и развлечений, 7 % участвовали в деятельности служб социального обеспечения (на этот раз таких добровольцев при опросах относили к "работающим с престарелыми и в сиротских приютах"). Наконец, в 1983 г. Институт Гэллапа привел данные об участии взрослых добровольцев в следующих видах деятельности: оказание отдельных актов добровольной помощи (неформалы) — 23%; в религиозной сфере действовали 19 %; в области просвещения — 16%; в здравоохранении — 13%; в решении локальных, местных проблем
ДОБРОВОЛЬЦЫ 226 227 ДОБРОВОЛЬЦЫ
участвовали 11 %; в организации отдыха и сбора пожертвований по 10%; вопросами гражданства и связанной с этим работой занимались 7% добровольцев; социальным обеспечением — 6%. Чем занимаются добровольцы Поскольку официальные опросы и другие обследования показывают, что добровольцы участвуют в широком круге мероприятий по оказанию помощи, трудно дать четкую классификацию их конкретной деятельности. Это подтверждают выборочные данные, полученные в 1981 г. в результате опросов Института Гэллапа. В них перечисляются члены советов директоров благотворительных и других добровольных организаций, наблюдатели при голосовании на выборах, сборщики финансовых пожертвований, спасатели, добровольцы, работающие в больницах, члены школьных попечительских советов, дежурящие в школе матери, тренеры, билетеры, хористы. Различные формы деятельности могут быть сгруппированы следующим образом: —обслуживание — традиционная фор —борьба за перемены и защита граждан
— гражданская деятельность — работа — руководящая деятельность доброволь — самопомощь, предполагающая по — сбор финансовых средств и пожертво ретной цели, например для выпускников колледжа или университета. Почему люди становятся добровольцами Поскольку потребность общества в добровольцах постоянно возрастает, вопрос о том, почему люди становятся добровольцами, приобретает все большее значение. Мотивы носят личный характер, отражают интересы и склонности индивида, начиная от альтруистических побуждений и кончая личной заинтересованностью, а часто сочетают и то и другое. Личная заинтересованность может включать желание способствовать решению какой-либо локальной проблемы или же совершить действие, имеющее значение для личной карьеры. Мотивом для вступления в ряды добровольцев может послужить потребность в самопомощи и взаимопомощи. За этим стимулом стоит исторически сложившийся опыт взаимопомощи в трудную минуту и понимание того, что люди, успешно справившиеся с определенными трудностями, могут помочь другим людям, оказавшимся в подобных обстоятельствах. Еще одним мотивом являются причины нравственного и религиозного характера. На протяжении всей истории человечества добровольная забота, помощь, сочувствие и самопожертвование основывались на вечных этических принципах, в том числе на справедливости и милосердии. Диапазон экономических мотивов добровольческой деятельности может быть очень широким — от желания приобрести новую специальность или подготовиться к новой карьере до стремления сэкономить деньги, работая в продовольственном кооперативе или в другом кооперативном предприятии. Желание добиться лучшей работы социальных учреждений — государственных, коммерческих и добровольческих — также заставляет многих людей добиваться для себя и для других полагающихся им прав и привилегий. Некоторые поддерживают движение по охране окружающей среды и контролю над ядерным оружием. Личные причины для участия в добровольческой деятельности могут быть самыми разными — от убеждения, что каждый человек должен что-то сделать для общества, до простого удовлетворения своей деятельностью. Некоторые добровольцы стремятся к государственному или общественному признанию. Другие нуждаются в активности, в общении или же хотят реали- зовать свои таланты и тем самым ощутить себя состоявшейся личностью. Неслучайность добровольческой активности означает, что организации, заинтересованные в привлечении добровольцев, должны серьезно подумать, как создать для них возможность заняться полезной и интересной работой, которая была бы нужна людям и давала бы удовлетворение самим добровольцам. Чтобы составить хорошую программу добровольческой деятельности, организации должны рассматривать ее как продолжение своей служебной, штатной программы. Для того чтобы программа деятельности добровольцев была эффективной, организация социальной работы должна разработать систему ее осуществления, параллельную своей собственной программе и совместимую с ней. Такая программа должна отражать растущий профессионализм добровольцев и рассматривать их как коллег штатных работников, — их сотрудничество должно опираться на взаимное доверие и уважение к опыту и деятельности друг друга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|