Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки системы оказания помощи детям 7 глава




Феномен самопомощи

Движение самопомощи — быстро разви­вающаяся форма деятельности добровольцев. Оно включает в себя группы, работающие в трех направлениях.

Первая группа самопомощи и взаимной поддержки имеет целью решение специфи­ческих проблем. Организованные по образцу "Анонимных алкоголиков", эти группы пыта­ются помочь своим членам справиться с таки­ми проблемами, как пристрастие к наркотикам, азартным играм, курению, перееданию. Сейчас насчитывается пример­но 500 тыс. таких групп, объединяющих око­ло 15 млн человек.

Вторая группа представляет собой ассо­циации по улучшению условий жизни и сре­ды обитания в микрорайонах и кварталах. Сюда входят программы расчистки забро­шенных участков под игровые площадки, ор­ганизация бригад, контролирующих криминогенную обстановку в районе, прове­дение ярмарок, сбор средств на местные нуж­ды и т. п.

В третью группу входят организации са­мопомощи, не поддающиеся точной класси­фикации. Они следят, например, за регулированием потребительских цен, эко­номией энергии, работой продовольственных кооперативов и за порядком в общественных скверах. О подобных добровольцах говорят иногда, что они "надеются на самих себя".


У всех этих форм самопомощи есть нечто общее: они рождаются из личного интереса и, в значительной степени успешно достигая коллективных целей, дают возможность сво­им членам добиться и решения личных задач. Хотя многие группы самопомощи могут быть организованы профессионалами — священ­нослужителями, социальными работниками, руководителями добровольцев, — и иметь связи с уже существующими организациями, они по большей части неформальны и не свя­заны с государственными учреждениями.

Сеть добровольческих организаций

За сравнительно короткий период появи­лась структура, имеющая целью обслужива­ние добровольцев и организацию их труда. В 1981 г. перечень организаций (в штатах и на местах) сообщал о наличии: от 300 до 350 ме­стных бюро добровольцев; 25 центров добро­вольческих действий на уровне штатов; от 50 до 75 местных колледжей и университетов, где читался курс по основам добровольческой работы; от 50 до 75 средних школ с препода­ванием соответствующего курса; от 400 до 450 колледжей или университетов, осущест­вляющих обмен информацией о добровольче­ской деятельности; от 300 до 400 местных добровольческих программ, действующих в церквах и синагогах.

Несколько общенациональных организа­ций заняты исключительно развитием и совершенствованием деятельности добро­вольцев. Так, в 1979 г. была создана органи­зация "Волонтер" — Национальный центр добровольческих действий. Ее задача — по­ощрять и поддерживать деятельность добро­вольцев и привлекать к работе новых людей. Коллективными членами этой организации являются многие местные центры. Имеются также профессиональная ассоциация лиц, стоящих у руководства добровольческой дея­тельностью, и другая ассоциация — научных работников, изучающих проблемы добро­вольческого движения.

Кроме того, существуют национальные добровольческие организации, действующие среди определенных групп населения или профессий. К ним, например, относятся Ас­социация молодежных союзов, Совет еврей­ских женщин, Национальная ассоциация добровольцев, работающих в исправитель­ных учреждениях, Объединение верующих женщин. Самую большую группу нацио­нальных добровольных организаций состав­ляют те, которым удается с помощью


ДОБРОВОЛЬЦЫ


228


229


ДОБРОВОЛЬЦЫ


 


добровольцев проводить в жизнь свои про­граммы. К ним относятся: Американский Красный Крест, Ассоциация юношей-хри-стиан, Ассоциация молодых христианок и "Старшие братья и сестры".

Что мешает использованию добровольцев

Многие исследователи считают, что глав­ной помехой является взаимное недоверие добровольцев и профессионалов. Произве­денное в 80-е годы сокращение государствен­ных ассигнований на социальные программы привлекло внимание к добровольцам, способ­ным заменить штатных социальных работни­ков. Такое положение дел усиливает сопротивление оплачиваемых штатных со­трудников против привлечения доброволь­цев. Для решения этой проблемы были предприняты серьезные усилия. В 1979 г. бы­ла организована Межведомственная группа специального назначения. Она занялась выяснением роли добровольцев в практике социальной работы, формулированием теку­щих проблем движения, разработкой таких учебных программ для школ социальной ра­боты, которые включали бы преподавание теории и практики добровольческой работы. В итоге соответствующие школы ввели теорию добровольческой деятельности в ка­честве обязательного предмета. Этому начи­нанию была оказана широкая поддержка; добровольцы и профессионалы начали обме­ниваться опытом и идеями друг с другом и со слушателями школ. В ходе этой работы было сделано два принципиальных вывода: 1) до­бровольческое движение должно быть включено в сферу интересов школ и государ­ственных учреждений на разных уровнях и с различными функциями и 2) школам соци­альной работы необходимо предоставить материалы для обучения основам доброволь­ческой деятельности и подготовки к исполь­зованию добровольцев на практике.

Серьезным препятствием для работы до­бровольцев в государственном секторе явля­ется существующий федеральный закон, согласно которому федеральные учреждения не вправе пользоваться услугами доброволь­цев; правда, согласно специальному поста­новлению для многих учреждений сделано исключение. Некоторые федеральные орга­ны получили законное право поощрять уча­стие в добровольческой деятельности граждан. В их числе Министерство здравоох­ранения и социальных служб, Министерство


юстиции, Министерство жилищного строи­тельства и городского развития и т. п.

Другим препятствием явился вопрос на­логовых льгот для лиц, использующих лич­ные автомобили в своей добровольческой работе. Хотя льгота была увеличена с 9 до 12 центов на каждую милю, сторонники дальнейшего сокращения налога не добились успеха в своем требовании предоставить скидку в 20 центов на милю, как это принято в государственных учреждениях. Есть также данные, что действующее законодательство, регулирующее вычеты из налогооблагаемых сумм расходов по уходу за ребенком, не способствует участию в добровольческих мероприятиях женщин. Соответствующие законопроекты неоднократно вносились в конгресс, но безрезультатно.

Обращение президента к добровольцам

Призыв президента Рейгана вступать в ряды добровольцев социальной работы (1982) вызвал поддержку по всей стране. Хо­тя добровольческое движение выиграло от та­кого явного и убедительного интереса и внимания Белого дома, позиция президента все же была двойственной. Его призыв к рас­ширению движения добровольцев совпал со значительным сокращением расходов феде­рального бюджета на социальные нужды, причем это сокращение напрямую касается добровольческих организаций из-за умень­шения дотаций, числа оплачиваемых прави­тельством контрактов, снижения оплаты услуги т. п. Некоторые сокращения затраги­вали добровольческий сектор косвенным пу­тем. Так, резкое уменьшение ассигнований на социальное обеспечение и на поддержку малоимущих привело к тому, что многие из потерявших государственные пособия обра­тились за помощью в добровольческий сек­тор. Однако суровая действительность такова, что, как бы ни увеличивались взносы частных лиц, различных фондов и корпора­ций и сколь бы реальными ни были надежды на увеличение числа добровольцев, все это не в состоянии восполнить образовавшийся де­фицит средств в социальном обслуживании.

Сокращение аппарата государственных учреждений поколебало приверженность до­бровольцев принципу не занимать освободив­шиеся места штатных сотрудников. Добровольцы всегда считали такой поступок неэтичным. Однако совершенно ясно, что они все чаще пренебрегают указанным принци-


пом, чтобы поддержать деятельность важней­ших социальных служб. Некоторые наблю­датели проводят различие между увольнением штатного сотрудника "на ули­цу", — в этом случае его место добровольцы не должны занимать, и перемещением со­трудника на другую должность. Если потеря работы неизбежна в силу необходимости эко­номии бюджета, в какой-то степени обслужи -вание может продолжаться добровольцами. Вместе с тем работа добровольцев может об­легчить государству возможность избавиться от расходов на социальные нужды, посколь­ку, "штопая дыры", добровольцы тем самым как бы маскируют реальные потребности в той или иной деятельности и затрудняют получение ассигнований в будущем.

Важным начинанием президента Рейга­на было учреждение Президентской группы по инициативам частного сектора (конец 1981 г.). Центральным моментом в докладе, представленном группой (1982), являлась ре­комендация удвоить в ближайшие четыре го­да денежные пожертвования частных лиц и число добровольцев. В докладе предлагались и некоторые стимулы: налоговые льготы для добровольцев, исходя из стоимости затрачен­ного ими времени (или его части); налоговые льготы компаниям, которые выдают допол­нительное выходное пособие при отставке по­жилым сотрудникам, занимающимся добровольческой деятельностью, а также на­логовые льготы корпорациям, возмещающим служащим расходы за время, потраченное на добровольческую работу. Самым важным ре­зультатом деятельности Президентской груп­пы является растущее признание роли добровольческой работы и разработка соот­ветствующих программ, а также активное участие в движении добровольцев как рабо­тающих, так и вышедших в отставку граждан.

Добровольческое движение и государственная политика

Вышеперечисленные перемены показы­вают, что для развития движения доброволь­цев и добровольческих организаций необходима четкая и последовательная соци­альная политика государства. Такая полити­ка могла бы состоять в следующем:

Во-первых, государство, в особенности на федеральном уровне, должно поощрять, об­легчать и стимулировать деятельность добро­вольцев как под эгидой самого государства, так и в специальных добровольческих орга­низациях. Федеральное правительство долж-


но снять все ограничения, запрещающие ра­боту добровольцев в федеральных учрежде­ниях. Оно должно уничтожить все препятствия на пути добровольцев и одновре­менно разработать поощрительные меры для добровольческих программ.

Во-вторых, поскольку эффективность ра­боты добровольцев в значительной степени зависит от эффективности добровольческих организаций, федеральное правительство должно с помощью налоговой политики и других мер укреплять последние. Оно должно объявить обязательными вычеты благотвори­тельных пожертвований из облагаемых налогом су мм и подтвердить право доброволь­ческих организаций заниматься лоббистской деятельностью. Государственные органы дол­жны признать роль добровольческих органи­заций как "питомника" инноваций и, в соответствии со своими интересами, как одного из инструментов государственной политики. Власти должны рассматривать государственные и добровольческие мероп­риятия как взаимодополняющие и предпри­нимать необходимые усилия, чтобы обеспечить такое сотрудничество. Государст­во должно признать огромное значение сильного и независимого добровольческого движения и установить равновесие между государственным, коммерческим и добро­вольческим секторами социальной работы. Важнейшим качеством любой федеральной политики в отношении деятельности добро­вольцев должны стать ее последовательность, конкретность и поощрение граждан к добро­вольческой работе.

Добровольцы в корпорациях и профсоюзах

Как показало исследование, 333 компа­нии в какой-то форме содействуют добро­вольческой деятельности; 239 компаний оплачивают "Освобожденное время", давая своим сотрудникам возможность заниматься общественными делами в рабочее время; 40 компаний сообщили, что предоставляют "отпуска для социальной службы", позволяю­щие служащим отсутствовать на основной работе до трех лет. Появляются также новые формы участия корпораций в добровольче­ской работе. Одна из них — готовность кор­пораций вкладывать деньги в учреждения, которым отдают свое время добровольцы — служащие этих корпораций. В настоящее время осуществляется финансируемый кор­порациями проект "Рабочее место в общине",


ДОБРОВОЛЬЦЫ


230


231


ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА


 


имеющий целью улучшить качество и увели­чить количество оплачиваемых рабочих мест для добровольцев. Это первый случай объеди­нения корпораций для финансирования про­екта, касающегося как коллектива служащих корпораций, так и добровольческих объеди­нений. Корпорации также создали Нацио­нальный совет по участию корпораций в добровольческой деятельности со своими первичными группами. Цель совета — поощ­рять и поддерживать участие служащих кор­пораций в добровольческой деятельности. Мотивом для создания подобных программ является собственный интерес корпораций, признание корпорации мощным альянсом организации и граждан, потребность в объе­динении для решения проблемы талантов и ресурсов, а также стремление сохранить плюралистический характер американского общества.

Начиная с 1971 г. профессиональные со­юзы стали организовывать независимые со­веты — "Объединения профсоюзных организаций". Члены профсоюза, доброволь­но работающие под их эгидой, участвуют в деятельности всех учреждений и оказывают всевозможные услуги для всего сообщества, однако первостепенное значение придается обслуживанию членов профсоюза. Главным мотивом их деятельности, как и в случае с корпорациями, является предоставление членам профсоюзов большей возможности добровольного социального служения.

О будущем

Добровольцев ждет беспокойное буду­щее. Один из возможных сценариев таков: за невозможностью значительно снизить наци­ональный долг последует, инфляция, спад, дальнейшее сокращение федеральных ассиг­нований на социальные нужды и усиленное давление на штаты, местные власти и добро­вольцев, с тем чтобы они восполнили образо­вавшиеся пробелы. В этих условиях добровольцы должны будут затрачивать на свою деятельность больше времени и появит­ся потребность в росте добровольческих ря­дов. Все добровольцы — будь то члены советов директоров, консультативных сове­тов или частные лица — должны чувствовать свою гражданскую ответственность и рабо­тать на нужды общества.

Что касается ближайшего будущего, то добровольцы и их организации должны за­хватить инициативу и теснее сотрудничать с корпорациями и профсоюзами, чтобы найти


дополнительные возможности заниматься добровольческой работой в рабочее время или получать для этого оплаченные отпуска. Дол­жны быть использованы все средства для под­держки и укрепления добровольческих центров на местах и на уровне штатов, по­скольку эти организации совершенствуют методы привлечения добровольцев, их обуче­ния и развивают добровольческую сеть, спо­собствуя также взаимодействию отдельных учреждений.

Наиболее важным моментом будущей деятельности добровольцев являются даль­нейшие меры по ликвидации существующих препятствий на пути конструктивного со­трудничества добровольческого и государст­венного секторов в области просвещения, здравоохранения, поддержки неимущих, в деле оказания помощи семье и в других спе­циальных областях, чем уже занимаются профессиональные социальные работники. Пока наступление в этой сфере не пойдет широким фронтом, движение добровольцев не сможет до конца использовать свой потенциал.

Гордон Мансер

См. также: Группы взаимной помощи; До­бровольческие агентства; Естествен­ные источники помощи.

• Abramson A.J., Salomon L. M. (1981). The Federal Government and the Nonprofit Sector: Implications of the Reagan Budget Proposals. Wash., D. C: Urban Institute. • President's Task Force on Private Sector Initiatives (1982). Building Partnerships. Wash., D. C.: U.S. Government Printing Office. • Salomon L. M. (1984). Nonprofits: The Results Are Coming. In: Foundation News, 25(4), 16— 23. • Schwartz F. S. (1984). Voluntarism, Volunteers and Social Work Practice. In: F. S. Schwartz (Ed.). Voluntarism and Social Work Practice: A Growing Collaboration. N. Y.: University Press of America.


ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА

Добровольческим агентствам всегда при­надлежало ведущее место в практике соци­альной работы. X. Левин (1977) предвидел, что в этой области произойдут важные изменения: возникнет необходимость прове­сти различие между коммерческими и неком­мерческими организациями. Он предложил называть некоммерческие организации "добровольческими", а коммерческие — "частными". В настоящее время перед добро­вольческими агентствами возникло множест­во проблем:

■ Возникновение различных форм добро­
вольческих организаций, включая различ­
ные типы групп и сетей самопомощи.

■ Отсутствие ясности относительно учреж­
дений и групп населения, которым эти орга­
низации подотчетны.

• Отсутствие четких границ между ними и государственными, частными и другими некоммерческими социальными организа­циями.

■ Серьезное сокращение финансирования,
которое привело к уменьшению числа соци­
альных услуг.

■ Появление новых источников поддержки
добровольческих организаций, в частности
дохода от платных услуг.

■ Возрастающая приватизация в сфере со­
циальных услуг.

Определения

Традиционное понятие "добровольческая организация", предполагавшее исполнитель­ного секретаря и штат добровольцев, уже ус­тарело. На сцену вышла неоднородная группа, состоящая примерно из 124 тыс. ор­ганизаций, — активная часть составленного Налоговым управлением списка, включав­шего 275 тыс. организаций. Так что же такое добровольческая организация? Много лет на­зад организации могли считаться доброволь­ческими, если их штат состоял из добровольцев. В настоящее время бюрократи­зация и профессионализация проникли и в эту сферу. Термин "некоммерческая негосу­дарственная организация, обеспечивающая гуманитарную социальную помощь" лучше выражает суть этих организаций, нежели термин "добровольческая". Цель этих органи­заций — помочь людям достичь более высо­кого качества жизни и обеспечить их средствами и услугами, помогающими разре-


шить кризисы повседневной жизни. Хотя по­добная организация не стремится заработать деньги, чтобы принести доход своим учреди­телям, некоторые авторы утверждают, что некоммерческие организации прячут свои прибыли в высоких окладах. С этой точки зрения некоммерческая организация оказы­вает социальные услуги в обмен на разумное жалованье или вознаграждение и не является собственностью акционеров, использующих ее для капиталовложений (некоторые ком­мерческие организации, например больницы и лечебные интернаты, также подпадают под это определение).

Добровольческие организации чаще, все­го управляются советом директоров, которые принадлежат к определенной среде. Их главная задача — обеспечение качества и должного объема услуг, а не получение финансовой выгоды.

В соответствии с ориентацией на обслу­живание клиентов (минимальная плата, мак­симальная гибкость) штат этих организаций также является добровольческим. Это озна­чает, что часть времени персонала может быть "подарена" работе, так как труд работни­ков оплачивается по более низким ставкам, чем в целом в обществе и поскольку данная организация остается зависимой от добро­вольных пожертвований. Вместе с тем следует отметить, что добровольческие орга­низации добились роста заработной платы и увеличения льгот для своих сотрудников. Од­нако считается, что забота о заработке не главное для штатных работников организа­ций, ориентированных на служение людям. Есть и противоположная точка зрения, согласно которой улучшение положения пер­сонала — основная цель организаций служе­ния, а штатными сотрудниками движут не только гуманные, но и карьерные мотивы.

Хотя добровольческие организации не являются государственными, в них наблюда­ется также и "государственная" ориентация. Но даже при всех своих государственных и коммерческих элементах добровольческие организации все же имеют другие ориенти­ры. Они образуют третий сектор.

Типы добровольческих организаций

М. Гутовский, Л. Саламон и К. Питмен (1984) разделили добровольческие организа­ции на следующие категории:

■ организации, основная функция кото­рых — помощь своим собственным членам, например профессиональные ассоциации и общественные клубы;


ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА


232


233


ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА


 


церкви, синагоги, мечети и другие рели­гиозные организации;

■ благотворительные организации, вклю­
чающие фонды, "Общий путь" и такие рели­
гиозные федерации, как "Католическая
благотворительность", Еврейская федерация
социального обеспечения и организации,
оказывающие помощь не только своим чле­
нам, но и другим людям.

К ним следует добавить две важных фор­мы социального обслуживания, а именно:

■ организации самопомощи, ставящие пе­
ред собой цель оказания социальной поддер­
жки, например "Анонимные алкоголики";

■ частные лица, оказывающие социальную
помощь (частная практика).

Разумеется, отдельные лица, занимаю­щиеся частной практикой, никак не пред­ставляют собой "организации" и обычно не являются "добровольцами" (хотя и могут при­нимать некоторых клиентов бесплатно или за невысокую плату). Однако их важно здесь упомянуть, поскольку они входят в число разных форм социального обслуживания. Клинический справочник Американской ас­социации социальных работников, вышед­ший в 1985 г., перечисляет примерно 9000 клинических социальных работников, заня­тых частной практикой.

В данной статье "добровольческие орга­низации" определяются как некоммерческие негосударственные организации социальной работы, которые прямо или косвенно помога­ют людям. Под это определение подпадают все вышеперечисленные благотворительные организации. К их числу можно также отне­сти подразделения других некоммерческих организаций, таких, как церкви, синагоги и мечети, если считать их целью оказание со­циальных услуг.

Исторический обзор

Американское общество начиналось как коллективное общество, состоящее из инди­видов и небольших групп, оказывающих друг другу помощь. В нем отсутствовали более раз­витые структуры церкви и государства, ха­рактерные для европейских обществ и, возможно, послужившие в Европе основой государственных институтов социального обеспечения, которые заботятся о нуждах на­селения. Американское же общество разви­валось преимущественно через частную инициативу. Как отметил Р. Крамер (1981), в США существуют как частные, так и госу­дарственные формы служения людям. Одна­ко между государственным и частным,


правительственным и неправительственным в США наблюдается явный конфликт.

Историю добровольческих организаций можно разделить примерно на пять основных периодов: 1) коллективистский (коммуналь­ный), 2) собственно добровольческий, 3) смешанный, 4) конфликтный, 5) партнер­ский.

Коллективистский период охватывает время между колонизацией страны европей­цами и Гражданской войной — примерно 250 лет. Нормой здесь являлись неформаль­ные и импровизированные, а не официаль­ные и структурированные способы оказания помощи; ответственность за них несли мест­ные органы, как государственные, так и до­бровольческие. Однако на протяжении всего этого периода наблюдалась растущая форма­лизация помощи нуждающимся.

Сегодня отдельные черты общинное™, коллективизма еще довольно сильны во мно­гих сельских районах, где уцелели традиции взаимопомощи.

Добровольческий, период располагается ориентировочно между Гражданской войной и принятием Закона о социальном обеспече­нии в 1935 г. В этот период в социальной работе получили развитие частные организа­ции. Было основано Объединение благотво­рительных организаций, начали свою деятельность благожелательные визитеры и начался сбор средств в "военные кубышки" (впоследствии благожелательные визитеры, создав национальную организацию, стали называться "Общий путь"). Национальная конференция благотворительности и коррек­ции тоже была основана в это время по ини­циативе Американской ассоциации общественных наук; позднее она преврати­лась в Национальную конференцию по соци­альному обеспечению, пожалуй самую значительную организацию общественных деятелей и частных лиц в сфере гуманитар­ной помощи. Этот период оказался зенитом классической частной благотворительности. К концу Гражданской войны число тех, кто имел право на пенсию, возросло в три раза. Было подсчитано, что пенсионный фонд для половины белых мужчин Севера составлял крупнейшую статью расхода федерального правительства после уплаты процентов по на­циональному долгу.

Смешанный период начался с принятия Закона о социальном обеспечении в 1935 г. и продолжался примерно все то время, пока действовал президентский Комитет по право­нарушениям и преступности несовершенно­летних (1960), предшественник программы


борьбы с бедностью. В этот период чувство гражданской ответственности за социальное благополучие нашло выражение в различных программах, осуществляющих Закон о соци­альном обеспечении. Возросли расходы на эти цели, как частные, так и государствен­ные. Правда, произошло некоторое смещение ролей. В то время как в предыдущий период государственные и частные агентства брали на себя ответственность за финансовую по­мощь бедным, в смешанный период государ­ственные организации гарантировали обеспечение основных услуг и поддержки, а частные агентства были вынуждены искать новые формы и новые области обслуживания. И все же частная организация помощи поль­зовалась значительным влиянием.

Конфликтный период начался с создания президентского Комитета по правонаруше­ниям и преступности несовершеннолетних в администрации Дж. Кеннеди (начало 60-х годов) и продолжался до "кончины" програм­мы борьбы с бедностью. "Новые" организа­ции, поддерживаемые правительством, критически относились к "старым" частным организациям. Утверждалось, что для реше­ния проблем бедности и преступности было достаточно времени, но старые, индивидуа­листические методы (как в добровольческих, так и в государственных организациях) "не сработали". Нужны были новые подходы на базе общин, что привело к бурному росту но­вых государственных и частных организа­ций. Несмотря на общие усилия, господствовало мнение, что заботу об обездо­ленных должно брать на себя государство. Ча­стные добровольческие организации были в известном смысле оттеснены на второй план, хотя они и привлекались для выполнения ка­ких-то частей государственных программ. Эта точка зрения была настолько популяр­ной, что лишь недавно в результате весьма серьезных исследований деятельность част­ного сектора получила надлежащую оценку.

В 70-е годы начался период интенсивного сотрудничества частных и государственных структур (партнерский период). Государст­венный сектор стал использовать частные добровольческие организации для осуществ­ления своих программ. Расширилась практи­ка договоров. Государственные финансовые средства стали важной частью бюджетов мно­гих частных организаций. В период "нового федерализма" президента Р. Никсона как распределение годового дохода, так и приня­тие решений было прерогативой штата или общин.


Такое партнерство правительства и до­бровольческих организаций, вместе добива­ющихся облегчения социальных болезней, будет, возможно, и в ближайшем будущем. Однако в этом партнерстве ведущая роль по­степенно перейдет к добровольческому секто­ру. Важно понять, что концепция добровольческих ассоциаций в социальной сфере в какой-то степени обусловливает ха­рактер партнерства.

Социальные функции

Добровольческие организации выполня­ют несколько социальных функций. Во-пер­вых, они выступают как противоядие безличностному миру города. По мере урба­низации активная взаимопомощь, характер­ная для сельских районов, сходит на нет. На сцену выходят добровольческие организа­ции.

Во-вторых, добровольческие организа­ции открывают "зеленую улицу" для проявле­ния ценностей жертвенности. Они — путь, на котором находят выражение и личные, и групповые идеи. Эти ценности характерны для США, имеющих прочные традиции в со­здании ассоциаций.

В-третьих, добровольческие организации компенсируют ограниченность демократии и рынка как механизмов удовлетворения соци­альных нужд. Кроме того, они могут выра­жать "плюрализм ценностей".

М. Янович (1976) обратил внимание на еще одну, четвертую функцию: обществен­ный контроль, заменяющий принудитель­ный административный контроль.

В-пятых, добровольческие организации служат необходимым механизмом компенса­ции социальных нужд. С. Бурмен и П. Левит считают, что в сравнении с рынком, иерар­хией и коллективным выбором (тремя други­ми механизмами распределения ресурсов) добровольческие организации являются наи­более эффективными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...