Недостатки системы оказания помощи детям 7 глава
Феномен самопомощи Движение самопомощи — быстро развивающаяся форма деятельности добровольцев. Оно включает в себя группы, работающие в трех направлениях. Первая группа самопомощи и взаимной поддержки имеет целью решение специфических проблем. Организованные по образцу "Анонимных алкоголиков", эти группы пытаются помочь своим членам справиться с такими проблемами, как пристрастие к наркотикам, азартным играм, курению, перееданию. Сейчас насчитывается примерно 500 тыс. таких групп, объединяющих около 15 млн человек. Вторая группа представляет собой ассоциации по улучшению условий жизни и среды обитания в микрорайонах и кварталах. Сюда входят программы расчистки заброшенных участков под игровые площадки, организация бригад, контролирующих криминогенную обстановку в районе, проведение ярмарок, сбор средств на местные нужды и т. п. В третью группу входят организации самопомощи, не поддающиеся точной классификации. Они следят, например, за регулированием потребительских цен, экономией энергии, работой продовольственных кооперативов и за порядком в общественных скверах. О подобных добровольцах говорят иногда, что они "надеются на самих себя". У всех этих форм самопомощи есть нечто общее: они рождаются из личного интереса и, в значительной степени успешно достигая коллективных целей, дают возможность своим членам добиться и решения личных задач. Хотя многие группы самопомощи могут быть организованы профессионалами — священнослужителями, социальными работниками, руководителями добровольцев, — и иметь связи с уже существующими организациями, они по большей части неформальны и не связаны с государственными учреждениями.
Сеть добровольческих организаций За сравнительно короткий период появилась структура, имеющая целью обслуживание добровольцев и организацию их труда. В 1981 г. перечень организаций (в штатах и на местах) сообщал о наличии: от 300 до 350 местных бюро добровольцев; 25 центров добровольческих действий на уровне штатов; от 50 до 75 местных колледжей и университетов, где читался курс по основам добровольческой работы; от 50 до 75 средних школ с преподаванием соответствующего курса; от 400 до 450 колледжей или университетов, осуществляющих обмен информацией о добровольческой деятельности; от 300 до 400 местных добровольческих программ, действующих в церквах и синагогах. Несколько общенациональных организаций заняты исключительно развитием и совершенствованием деятельности добровольцев. Так, в 1979 г. была создана организация "Волонтер" — Национальный центр добровольческих действий. Ее задача — поощрять и поддерживать деятельность добровольцев и привлекать к работе новых людей. Коллективными членами этой организации являются многие местные центры. Имеются также профессиональная ассоциация лиц, стоящих у руководства добровольческой деятельностью, и другая ассоциация — научных работников, изучающих проблемы добровольческого движения. Кроме того, существуют национальные добровольческие организации, действующие среди определенных групп населения или профессий. К ним, например, относятся Ассоциация молодежных союзов, Совет еврейских женщин, Национальная ассоциация добровольцев, работающих в исправительных учреждениях, Объединение верующих женщин. Самую большую группу национальных добровольных организаций составляют те, которым удается с помощью ДОБРОВОЛЬЦЫ 228 229 ДОБРОВОЛЬЦЫ
добровольцев проводить в жизнь свои программы. К ним относятся: Американский Красный Крест, Ассоциация юношей-хри-стиан, Ассоциация молодых христианок и "Старшие братья и сестры".
Что мешает использованию добровольцев Многие исследователи считают, что главной помехой является взаимное недоверие добровольцев и профессионалов. Произведенное в 80-е годы сокращение государственных ассигнований на социальные программы привлекло внимание к добровольцам, способным заменить штатных социальных работников. Такое положение дел усиливает сопротивление оплачиваемых штатных сотрудников против привлечения добровольцев. Для решения этой проблемы были предприняты серьезные усилия. В 1979 г. была организована Межведомственная группа специального назначения. Она занялась выяснением роли добровольцев в практике социальной работы, формулированием текущих проблем движения, разработкой таких учебных программ для школ социальной работы, которые включали бы преподавание теории и практики добровольческой работы. В итоге соответствующие школы ввели теорию добровольческой деятельности в качестве обязательного предмета. Этому начинанию была оказана широкая поддержка; добровольцы и профессионалы начали обмениваться опытом и идеями друг с другом и со слушателями школ. В ходе этой работы было сделано два принципиальных вывода: 1) добровольческое движение должно быть включено в сферу интересов школ и государственных учреждений на разных уровнях и с различными функциями и 2) школам социальной работы необходимо предоставить материалы для обучения основам добровольческой деятельности и подготовки к использованию добровольцев на практике. Серьезным препятствием для работы добровольцев в государственном секторе является существующий федеральный закон, согласно которому федеральные учреждения не вправе пользоваться услугами добровольцев; правда, согласно специальному постановлению для многих учреждений сделано исключение. Некоторые федеральные органы получили законное право поощрять участие в добровольческой деятельности граждан. В их числе Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство юстиции, Министерство жилищного строительства и городского развития и т. п.
Другим препятствием явился вопрос налоговых льгот для лиц, использующих личные автомобили в своей добровольческой работе. Хотя льгота была увеличена с 9 до 12 центов на каждую милю, сторонники дальнейшего сокращения налога не добились успеха в своем требовании предоставить скидку в 20 центов на милю, как это принято в государственных учреждениях. Есть также данные, что действующее законодательство, регулирующее вычеты из налогооблагаемых сумм расходов по уходу за ребенком, не способствует участию в добровольческих мероприятиях женщин. Соответствующие законопроекты неоднократно вносились в конгресс, но безрезультатно. Обращение президента к добровольцам Призыв президента Рейгана вступать в ряды добровольцев социальной работы (1982) вызвал поддержку по всей стране. Хотя добровольческое движение выиграло от такого явного и убедительного интереса и внимания Белого дома, позиция президента все же была двойственной. Его призыв к расширению движения добровольцев совпал со значительным сокращением расходов федерального бюджета на социальные нужды, причем это сокращение напрямую касается добровольческих организаций из-за уменьшения дотаций, числа оплачиваемых правительством контрактов, снижения оплаты услуги т. п. Некоторые сокращения затрагивали добровольческий сектор косвенным путем. Так, резкое уменьшение ассигнований на социальное обеспечение и на поддержку малоимущих привело к тому, что многие из потерявших государственные пособия обратились за помощью в добровольческий сектор. Однако суровая действительность такова, что, как бы ни увеличивались взносы частных лиц, различных фондов и корпораций и сколь бы реальными ни были надежды на увеличение числа добровольцев, все это не в состоянии восполнить образовавшийся дефицит средств в социальном обслуживании. Сокращение аппарата государственных учреждений поколебало приверженность добровольцев принципу не занимать освободившиеся места штатных сотрудников. Добровольцы всегда считали такой поступок неэтичным. Однако совершенно ясно, что они все чаще пренебрегают указанным принци-
пом, чтобы поддержать деятельность важнейших социальных служб. Некоторые наблюдатели проводят различие между увольнением штатного сотрудника "на улицу", — в этом случае его место добровольцы не должны занимать, и перемещением сотрудника на другую должность. Если потеря работы неизбежна в силу необходимости экономии бюджета, в какой-то степени обслужи -вание может продолжаться добровольцами. Вместе с тем работа добровольцев может облегчить государству возможность избавиться от расходов на социальные нужды, поскольку, "штопая дыры", добровольцы тем самым как бы маскируют реальные потребности в той или иной деятельности и затрудняют получение ассигнований в будущем. Важным начинанием президента Рейгана было учреждение Президентской группы по инициативам частного сектора (конец 1981 г.). Центральным моментом в докладе, представленном группой (1982), являлась рекомендация удвоить в ближайшие четыре года денежные пожертвования частных лиц и число добровольцев. В докладе предлагались и некоторые стимулы: налоговые льготы для добровольцев, исходя из стоимости затраченного ими времени (или его части); налоговые льготы компаниям, которые выдают дополнительное выходное пособие при отставке пожилым сотрудникам, занимающимся добровольческой деятельностью, а также налоговые льготы корпорациям, возмещающим служащим расходы за время, потраченное на добровольческую работу. Самым важным результатом деятельности Президентской группы является растущее признание роли добровольческой работы и разработка соответствующих программ, а также активное участие в движении добровольцев как работающих, так и вышедших в отставку граждан. Добровольческое движение и государственная политика Вышеперечисленные перемены показывают, что для развития движения добровольцев и добровольческих организаций необходима четкая и последовательная социальная политика государства. Такая политика могла бы состоять в следующем: Во-первых, государство, в особенности на федеральном уровне, должно поощрять, облегчать и стимулировать деятельность добровольцев как под эгидой самого государства, так и в специальных добровольческих организациях. Федеральное правительство долж- но снять все ограничения, запрещающие работу добровольцев в федеральных учреждениях. Оно должно уничтожить все препятствия на пути добровольцев и одновременно разработать поощрительные меры для добровольческих программ.
Во-вторых, поскольку эффективность работы добровольцев в значительной степени зависит от эффективности добровольческих организаций, федеральное правительство должно с помощью налоговой политики и других мер укреплять последние. Оно должно объявить обязательными вычеты благотворительных пожертвований из облагаемых налогом су мм и подтвердить право добровольческих организаций заниматься лоббистской деятельностью. Государственные органы должны признать роль добровольческих организаций как "питомника" инноваций и, в соответствии со своими интересами, как одного из инструментов государственной политики. Власти должны рассматривать государственные и добровольческие мероприятия как взаимодополняющие и предпринимать необходимые усилия, чтобы обеспечить такое сотрудничество. Государство должно признать огромное значение сильного и независимого добровольческого движения и установить равновесие между государственным, коммерческим и добровольческим секторами социальной работы. Важнейшим качеством любой федеральной политики в отношении деятельности добровольцев должны стать ее последовательность, конкретность и поощрение граждан к добровольческой работе. Добровольцы в корпорациях и профсоюзах Как показало исследование, 333 компании в какой-то форме содействуют добровольческой деятельности; 239 компаний оплачивают "Освобожденное время", давая своим сотрудникам возможность заниматься общественными делами в рабочее время; 40 компаний сообщили, что предоставляют "отпуска для социальной службы", позволяющие служащим отсутствовать на основной работе до трех лет. Появляются также новые формы участия корпораций в добровольческой работе. Одна из них — готовность корпораций вкладывать деньги в учреждения, которым отдают свое время добровольцы — служащие этих корпораций. В настоящее время осуществляется финансируемый корпорациями проект "Рабочее место в общине", ДОБРОВОЛЬЦЫ 230 231 ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА
имеющий целью улучшить качество и увеличить количество оплачиваемых рабочих мест для добровольцев. Это первый случай объединения корпораций для финансирования проекта, касающегося как коллектива служащих корпораций, так и добровольческих объединений. Корпорации также создали Национальный совет по участию корпораций в добровольческой деятельности со своими первичными группами. Цель совета — поощрять и поддерживать участие служащих корпораций в добровольческой деятельности. Мотивом для создания подобных программ является собственный интерес корпораций, признание корпорации мощным альянсом организации и граждан, потребность в объединении для решения проблемы талантов и ресурсов, а также стремление сохранить плюралистический характер американского общества. Начиная с 1971 г. профессиональные союзы стали организовывать независимые советы — "Объединения профсоюзных организаций". Члены профсоюза, добровольно работающие под их эгидой, участвуют в деятельности всех учреждений и оказывают всевозможные услуги для всего сообщества, однако первостепенное значение придается обслуживанию членов профсоюза. Главным мотивом их деятельности, как и в случае с корпорациями, является предоставление членам профсоюзов большей возможности добровольного социального служения. О будущем Добровольцев ждет беспокойное будущее. Один из возможных сценариев таков: за невозможностью значительно снизить национальный долг последует, инфляция, спад, дальнейшее сокращение федеральных ассигнований на социальные нужды и усиленное давление на штаты, местные власти и добровольцев, с тем чтобы они восполнили образовавшиеся пробелы. В этих условиях добровольцы должны будут затрачивать на свою деятельность больше времени и появится потребность в росте добровольческих рядов. Все добровольцы — будь то члены советов директоров, консультативных советов или частные лица — должны чувствовать свою гражданскую ответственность и работать на нужды общества. Что касается ближайшего будущего, то добровольцы и их организации должны захватить инициативу и теснее сотрудничать с корпорациями и профсоюзами, чтобы найти дополнительные возможности заниматься добровольческой работой в рабочее время или получать для этого оплаченные отпуска. Должны быть использованы все средства для поддержки и укрепления добровольческих центров на местах и на уровне штатов, поскольку эти организации совершенствуют методы привлечения добровольцев, их обучения и развивают добровольческую сеть, способствуя также взаимодействию отдельных учреждений. Наиболее важным моментом будущей деятельности добровольцев являются дальнейшие меры по ликвидации существующих препятствий на пути конструктивного сотрудничества добровольческого и государственного секторов в области просвещения, здравоохранения, поддержки неимущих, в деле оказания помощи семье и в других специальных областях, чем уже занимаются профессиональные социальные работники. Пока наступление в этой сфере не пойдет широким фронтом, движение добровольцев не сможет до конца использовать свой потенциал. Гордон Мансер См. также: Группы взаимной помощи; Добровольческие агентства; Естественные источники помощи. • Abramson A.J., Salomon L. M. (1981). The Federal Government and the Nonprofit Sector: Implications of the Reagan Budget Proposals. Wash., D. C: Urban Institute. • President's Task Force on Private Sector Initiatives (1982). Building Partnerships. Wash., D. C.: U.S. Government Printing Office. • Salomon L. M. (1984). Nonprofits: The Results Are Coming. In: Foundation News, 25(4), 16— 23. • Schwartz F. S. (1984). Voluntarism, Volunteers and Social Work Practice. In: F. S. Schwartz (Ed.). Voluntarism and Social Work Practice: A Growing Collaboration. N. Y.: University Press of America. ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА Добровольческим агентствам всегда принадлежало ведущее место в практике социальной работы. X. Левин (1977) предвидел, что в этой области произойдут важные изменения: возникнет необходимость провести различие между коммерческими и некоммерческими организациями. Он предложил называть некоммерческие организации "добровольческими", а коммерческие — "частными". В настоящее время перед добровольческими агентствами возникло множество проблем: ■ Возникновение различных форм добро ■ Отсутствие ясности относительно учреж • Отсутствие четких границ между ними и государственными, частными и другими некоммерческими социальными организациями. ■ Серьезное сокращение финансирования, ■ Появление новых источников поддержки ■ Возрастающая приватизация в сфере со Определения Традиционное понятие "добровольческая организация", предполагавшее исполнительного секретаря и штат добровольцев, уже устарело. На сцену вышла неоднородная группа, состоящая примерно из 124 тыс. организаций, — активная часть составленного Налоговым управлением списка, включавшего 275 тыс. организаций. Так что же такое добровольческая организация? Много лет назад организации могли считаться добровольческими, если их штат состоял из добровольцев. В настоящее время бюрократизация и профессионализация проникли и в эту сферу. Термин "некоммерческая негосударственная организация, обеспечивающая гуманитарную социальную помощь" лучше выражает суть этих организаций, нежели термин "добровольческая". Цель этих организаций — помочь людям достичь более высокого качества жизни и обеспечить их средствами и услугами, помогающими разре- шить кризисы повседневной жизни. Хотя подобная организация не стремится заработать деньги, чтобы принести доход своим учредителям, некоторые авторы утверждают, что некоммерческие организации прячут свои прибыли в высоких окладах. С этой точки зрения некоммерческая организация оказывает социальные услуги в обмен на разумное жалованье или вознаграждение и не является собственностью акционеров, использующих ее для капиталовложений (некоторые коммерческие организации, например больницы и лечебные интернаты, также подпадают под это определение). Добровольческие организации чаще, всего управляются советом директоров, которые принадлежат к определенной среде. Их главная задача — обеспечение качества и должного объема услуг, а не получение финансовой выгоды. В соответствии с ориентацией на обслуживание клиентов (минимальная плата, максимальная гибкость) штат этих организаций также является добровольческим. Это означает, что часть времени персонала может быть "подарена" работе, так как труд работников оплачивается по более низким ставкам, чем в целом в обществе и поскольку данная организация остается зависимой от добровольных пожертвований. Вместе с тем следует отметить, что добровольческие организации добились роста заработной платы и увеличения льгот для своих сотрудников. Однако считается, что забота о заработке не главное для штатных работников организаций, ориентированных на служение людям. Есть и противоположная точка зрения, согласно которой улучшение положения персонала — основная цель организаций служения, а штатными сотрудниками движут не только гуманные, но и карьерные мотивы. Хотя добровольческие организации не являются государственными, в них наблюдается также и "государственная" ориентация. Но даже при всех своих государственных и коммерческих элементах добровольческие организации все же имеют другие ориентиры. Они образуют третий сектор. Типы добровольческих организаций М. Гутовский, Л. Саламон и К. Питмен (1984) разделили добровольческие организации на следующие категории: ■ организации, основная функция которых — помощь своим собственным членам, например профессиональные ассоциации и общественные клубы; ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА 232 233 ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА
церкви, синагоги, мечети и другие религиозные организации; ■ благотворительные организации, вклю К ним следует добавить две важных формы социального обслуживания, а именно: ■ организации самопомощи, ставящие пе ■ частные лица, оказывающие социальную Разумеется, отдельные лица, занимающиеся частной практикой, никак не представляют собой "организации" и обычно не являются "добровольцами" (хотя и могут принимать некоторых клиентов бесплатно или за невысокую плату). Однако их важно здесь упомянуть, поскольку они входят в число разных форм социального обслуживания. Клинический справочник Американской ассоциации социальных работников, вышедший в 1985 г., перечисляет примерно 9000 клинических социальных работников, занятых частной практикой. В данной статье "добровольческие организации" определяются как некоммерческие негосударственные организации социальной работы, которые прямо или косвенно помогают людям. Под это определение подпадают все вышеперечисленные благотворительные организации. К их числу можно также отнести подразделения других некоммерческих организаций, таких, как церкви, синагоги и мечети, если считать их целью оказание социальных услуг. Исторический обзор Американское общество начиналось как коллективное общество, состоящее из индивидов и небольших групп, оказывающих друг другу помощь. В нем отсутствовали более развитые структуры церкви и государства, характерные для европейских обществ и, возможно, послужившие в Европе основой государственных институтов социального обеспечения, которые заботятся о нуждах населения. Американское же общество развивалось преимущественно через частную инициативу. Как отметил Р. Крамер (1981), в США существуют как частные, так и государственные формы служения людям. Однако между государственным и частным, правительственным и неправительственным в США наблюдается явный конфликт. Историю добровольческих организаций можно разделить примерно на пять основных периодов: 1) коллективистский (коммунальный), 2) собственно добровольческий, 3) смешанный, 4) конфликтный, 5) партнерский. Коллективистский период охватывает время между колонизацией страны европейцами и Гражданской войной — примерно 250 лет. Нормой здесь являлись неформальные и импровизированные, а не официальные и структурированные способы оказания помощи; ответственность за них несли местные органы, как государственные, так и добровольческие. Однако на протяжении всего этого периода наблюдалась растущая формализация помощи нуждающимся. Сегодня отдельные черты общинное™, коллективизма еще довольно сильны во многих сельских районах, где уцелели традиции взаимопомощи. Добровольческий, период располагается ориентировочно между Гражданской войной и принятием Закона о социальном обеспечении в 1935 г. В этот период в социальной работе получили развитие частные организации. Было основано Объединение благотворительных организаций, начали свою деятельность благожелательные визитеры и начался сбор средств в "военные кубышки" (впоследствии благожелательные визитеры, создав национальную организацию, стали называться "Общий путь"). Национальная конференция благотворительности и коррекции тоже была основана в это время по инициативе Американской ассоциации общественных наук; позднее она превратилась в Национальную конференцию по социальному обеспечению, пожалуй самую значительную организацию общественных деятелей и частных лиц в сфере гуманитарной помощи. Этот период оказался зенитом классической частной благотворительности. К концу Гражданской войны число тех, кто имел право на пенсию, возросло в три раза. Было подсчитано, что пенсионный фонд для половины белых мужчин Севера составлял крупнейшую статью расхода федерального правительства после уплаты процентов по национальному долгу. Смешанный период начался с принятия Закона о социальном обеспечении в 1935 г. и продолжался примерно все то время, пока действовал президентский Комитет по правонарушениям и преступности несовершеннолетних (1960), предшественник программы борьбы с бедностью. В этот период чувство гражданской ответственности за социальное благополучие нашло выражение в различных программах, осуществляющих Закон о социальном обеспечении. Возросли расходы на эти цели, как частные, так и государственные. Правда, произошло некоторое смещение ролей. В то время как в предыдущий период государственные и частные агентства брали на себя ответственность за финансовую помощь бедным, в смешанный период государственные организации гарантировали обеспечение основных услуг и поддержки, а частные агентства были вынуждены искать новые формы и новые области обслуживания. И все же частная организация помощи пользовалась значительным влиянием. Конфликтный период начался с создания президентского Комитета по правонарушениям и преступности несовершеннолетних в администрации Дж. Кеннеди (начало 60-х годов) и продолжался до "кончины" программы борьбы с бедностью. "Новые" организации, поддерживаемые правительством, критически относились к "старым" частным организациям. Утверждалось, что для решения проблем бедности и преступности было достаточно времени, но старые, индивидуалистические методы (как в добровольческих, так и в государственных организациях) "не сработали". Нужны были новые подходы на базе общин, что привело к бурному росту новых государственных и частных организаций. Несмотря на общие усилия, господствовало мнение, что заботу об обездоленных должно брать на себя государство. Частные добровольческие организации были в известном смысле оттеснены на второй план, хотя они и привлекались для выполнения каких-то частей государственных программ. Эта точка зрения была настолько популярной, что лишь недавно в результате весьма серьезных исследований деятельность частного сектора получила надлежащую оценку. В 70-е годы начался период интенсивного сотрудничества частных и государственных структур (партнерский период). Государственный сектор стал использовать частные добровольческие организации для осуществления своих программ. Расширилась практика договоров. Государственные финансовые средства стали важной частью бюджетов многих частных организаций. В период "нового федерализма" президента Р. Никсона как распределение годового дохода, так и принятие решений было прерогативой штата или общин. Такое партнерство правительства и добровольческих организаций, вместе добивающихся облегчения социальных болезней, будет, возможно, и в ближайшем будущем. Однако в этом партнерстве ведущая роль постепенно перейдет к добровольческому сектору. Важно понять, что концепция добровольческих ассоциаций в социальной сфере в какой-то степени обусловливает характер партнерства. Социальные функции Добровольческие организации выполняют несколько социальных функций. Во-первых, они выступают как противоядие безличностному миру города. По мере урбанизации активная взаимопомощь, характерная для сельских районов, сходит на нет. На сцену выходят добровольческие организации. Во-вторых, добровольческие организации открывают "зеленую улицу" для проявления ценностей жертвенности. Они — путь, на котором находят выражение и личные, и групповые идеи. Эти ценности характерны для США, имеющих прочные традиции в создании ассоциаций. В-третьих, добровольческие организации компенсируют ограниченность демократии и рынка как механизмов удовлетворения социальных нужд. Кроме того, они могут выражать "плюрализм ценностей". М. Янович (1976) обратил внимание на еще одну, четвертую функцию: общественный контроль, заменяющий принудительный административный контроль. В-пятых, добровольческие организации служат необходимым механизмом компенсации социальных нужд. С. Бурмен и П. Левит считают, что в сравнении с рынком, иерархией и коллективным выбором (тремя другими механизмами распределения ресурсов) добровольческие организации являются наиболее эффективными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|