Недостатки системы оказания помощи детям 8 глава
Таким образом, добровольческие организации не просто оказывают людям помощь. Они ослабляют напряженность в обществе, выступают в качестве механизма общественного контроля и дают возможность более открыто и активно исповедовать такие ценности, как равенство и сотрудничество. Кроме того, они помогают удовлетворить потребности — что можно назвать взаимным альтруизмом, — а это не могут сделать ни правительство, ни рынок. ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА 234 235 ДОНРОПОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА
Таблица 1 Благотворительные некоммерческие организации (по меньшей мере с одним платным работником), 1977 г.
* Их общее число равняется только 103 026. Однако авторы таблицы дают другую цифру — 103 066. Источник: L. M. Salamon, A. J. Abramson, The Federal Budget and the NOn-Profit Sector (Washington, D. C: Urban Institute Press, 198?). Финансирование Общее количество организаций и ИХ размер. Число добровольческих организаций, занимающихся социальным обслуживанием, очень велико и занимает значительное место в национальной экономике. Оценки количества организаций варьируются от 165 тыс. до 785 тыс. в зависимости от того, какие освобожденные от уплаты налогов организации в них включаются. Число добровольных организаций приведено на основе социального анализа переписи населения, произведенного Бюро переписей населения С ША с учетом освобожденных от налогов источников услуг, имеющих хотя бы одного платного работника (см. табл. 1). Расходы. Расчеты расходов в 1980 г. добровольческих организаций колеблются в зависимости от того, что включается в понятие "некоммерческие организации", — от общей суммы в 116,4 млрд до 181 млрд долл. Если прибавить стоимость оказанных услуг, то тогда расходы исчисляются в размере 199,5 млрд долл.
Текущие расходы всех частных некоммерческих организаций выросли примерно с 18 млрд долл. в 1960 г. до 181 млрд в 1982 г. Расходы на душу населения возросли со 101 долл. в 1960 г. до 779 долл. в 1982 г. — рост на 671 %. В постоянных долларах 1972 г. расходы увеличились с 36 млрд долл. в 1960 г. до 79 млрд в 1982 г., т. е. на 118%. Эти подсчеты не охватывают стоимость времени, затраченного добровольцами. Затраты на душу населения выросли с 200 долл. в 1960 г. до 340 долл. в 1982 г. — рост на 70%. Использование фондов в 1980 г. организациями, имеющими хотя бы одного платного работника, показано в таблице 2. Таблица 2 Использование фондов добровольческими организациями с одним или более платными работниками, 1980 г.
ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ. Источниками доходов некоммерческого сектора вначале были преимущественно благотворительные пожертвования, затем стали государственные пособия, контракты и поступления членских взносов, плата за продажу услуг, а недавно и коммерческие филиалы. Общий объем частных взносов, оставшихся важным источником доходов и по сей день, сократился как доля совокупного годового источника помощи с 33% в 1974 г. до 28% в 1980 г. Однако между различными областями обслуживания имелась существенная разница. Например, в области здравоохранения поддержка из частных источников сократилась с 14% в 1955 г. до 9% в 1982 г., а в области социальной работы — с 43 до 30%.
Изучение 12 общин в 1982 г. выявило 11 источников доходов некоммерческих социальных организаций (см. таблицу 3). Однако налицо значительные различия между разными общинами в размере доходов из кон- кретных источников. Например, поступления из государственных источников варьировались от 17 до 68 %. Членские взносы, вознаграждения и оплата услуг составляли от 7 до 51 %. В области здравоохранения и социальных услуг государственная поддержка в этот период возросла с 28 до 34%. Таблица 3 Источники доходов добровольных организаций по 12 общинам (в процентах)
Источник: М. Gutowski, L. M. Salamon, and К. Pittman, The Pittsburgh Non-Profit Sector in a Time of Government Retrenchment (Washington, D. C.: Urban Institute Press, 1984), p. 33. Reprinted with Permission of the Urban Institute, the copyright holder. Хотя доходы от членских взносов и вознаграждений оставались более или менее постоянными в период 1974 — 1980 гг., составляя около 39% общей суммы финансирования сектора в целом, в различных сферах они варьировались. В области здравоохранения они составляли 49%, в области образования и научных исследований — 53%, в области социальной работы — 25 %. Федеральное правительство. Меняющиеся идеология и политика федерального правительства по отношению к финансовой поддержке государственных неприбыльных организаций и упор на частную инициативу создают серьезные проблемы для многих организаций, вызывая изменения в источниках финансирования и сокращение числа услуг. Продолжая расходовать средства на здравоохранение и медицинскую помощь (которые росли, тем самым увеличивая государственное финансирование частных больниц), правительство резко сократило поддержку некоммерческих организаций других типов в период 1980 — 1984 гг. Было подсчитано, что в 1984 финансовом году федеральная помощь этим организациям была на 4,5 млрд долл. меньше, чем в 1980 г., что с учетом инфляции дало сокращение на 27 %. В тот же период некоммерческие организации социального обслуживания лишились 37% федеральной помощи, а организации развития общин и адвокатуры 29%. Эта тенденция, очевидно, сохранится. Только за период 1981 — 1982 гг. государственное финансирование этих организаций сократилось на 6% с учетом инфляции. В наибольшей степени пострадали программы занятости и обучения (на 13%), жилищного строительства и общинного развития (на 16%), социального обслуживания (на 8%).
Реакция добровольческого сектора. Сокращение государственной помощи привело к росту усилий добровольческих организаций, направленных на увеличение поступлений благотворительных взносов фондов, рост заработанных доходов и к сокращению услуг. Частное благотворительное финансирование значительно увеличилось в 1980 — 1983 гг. В целом оно возросло на 11,7% в 1982 г. и на 8,1% в 1983 г. Однако если принять в расчет инфляцию и суммы, направляемые религиозным общинам и больницам (последние не страдали от сокращения дотаций правительства), то частное финансирование всех некоммерческих организаций в 1983 г. было всего лишь на 1,07 млрд долл. больше, чем в 1980 г. Это увеличение могло восполнить только четвертую часть сокращения федерального финансирования этих организаций в 1983 г. Во многих общинах фонды разработали целый ряд временных программ пожертвований и займов, чтобы помочь тем организациям, которые переживали финансовый кризис из-за сокращения государственных дотаций или проблем поступления наличных денег.
ДОКГОИОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА 236 237 ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА
Тем не менее в большинстве случаев увеличение средств, выделяемых для облегчения сложившейся из-за сокращения государств ионных дотаций ситуации, происходило за спет повышения организациями платы за их услуги (70%). Некоторые некоммерческие организации даже занялись приносящим доход бизнесом, видя в нем дополнительный источник средств. Несмотря на сокращение финансирования, организации, ориентирующиеся главным образом на обслуживание бедняков, нанимаясь вопросами трудоустройства и обучения, юридическими проблемами, социальным обслуживанием, и многоцелевые организации не могли увеличивать свои доходы за счет роста платы за услуги, поскольку их клиенты были не в состоянии платить. Даже при увеличении частных пожертвований и этих организациях в 1981 — 1982 гг. имело место общее уменьшение доходов.
Сокращение поддержки правительства лишь частично компенсировалось поступлениями из коммерческих источников, а это значит, что добровольческие организации имели меньше возможностей помочь наиболее, нуждающимся. По словам Л. Сейламона, и 1981 и 1982 гг. бедняки составляли больше половины клиентов в 30% организаций и не менее 10% клиентов половины организаций. Деятельность Добровольцев. Большая часть времени добровольцев затрачивалась на осуществление различных программ (83,1%), далее следовала деятельность по поддержке существования организаций (11,1 %) и обеспечение работы советов директоров и комитетов (5,2%). В области обслуживания программ 93,1% деятельности добровольцев приходилось на улучшение положения отдельных лиц. В. Ходжкинсон и М. Вейцман (1984) считают, что долларовая стоимость добровольного служения равнялась 30,7 млрд в 1974 г., 40,6 млрд в 1976 г. и 56,4 млрд в 1980 г. Подобные подсчеты всегда затруднительны. Тем не менее они дают основание говорить о высокой стоимости такого обслуживание, не говоря уже о его гуманитарном значении. Тенденции Каково же будущее добровольческих организаций? Какое давление на них оказывается и что ими движет? Предсказания и прогнозы всегда являются рискованным занятием, но тенденции, наблюдаемые сейчас, могут определить будущее добровольческого сектора. Однако специфические тенденции развития добровольческого сектора социаль- ных служб существуют в рамках тенденций общенационального развития, и поэтому вначале надо сказать несколько слов о последних. Общенациональные тенденции. В своем исследовании Дж. Нейсбит (1982) писал о тенденции перехода от централизации к децентрализации, от помощи организаций к самопомощи, от иерархии к сетевым структурам. Р. Райх (1983) остановил свое внимание на противоречиях, существующих между гражданской культурой и культурой бизнеса. Эти тенденции взаимосвязаны. Очевидно, что добровольческие организации уже сталкиваются с последствиями децентрализации некоторых государственных функций социального обеспечения, уменьшением количества решений, принимаемых на федеральном уровне, и передачей этой функции местным органам. Если эта тенденция сохранится, она может изменить саму структуру добровольческих организаций. На некоторых из них легко может быть оказан нажим, побуждающий их к большей децентрализации. Кроме того, могут раздаться призывы к увеличению независимости и автономии филиалов и отделений организаций (таких, например, как Американское онкологическое общество) и ассоциированных организаций (Бойскауты Америки). Происходит также некоторая децентрализация внутри общин. Например, бойскаутские клубы создают отделения в городских районах.
Дж. Нейсбит отметил также тенденцию замены институциональной помощи самопомощью. Дезинституциализация здесь очевидна, и добровольческие организации уже стараются активизировать свою деятельность в этом направлении в своих общинах. Многочисленные и разнообразные группы самопомощи постепенно начинают оказывать влияние в общенациональном масштабе. Практически эти группы создаются по каждой проблеме. Может оказаться, что добровольческие организации будут способствовать деятельности таких групп, вместо того чтобы самим оказывать прямую помощь. Эта возможная тенденция связана с другой тенденцией, о которой пишет Нейсбит, — тенденцией перехода от иерархии к сети организаций. Необходимость поручать другим собирать информацию по той или иной проблеме и выявлять соответствующие ресурсы будет возрастать. Следовательно, большее значение будут приобретать информационные службы, и добровольческим организациям придется тратить больше времени на сбор, хранение и распространение информации. Программы могут оказаться связанными с публичными библиотеками и требовать компьютерного обмена информацией. Нужно учитывать также две дополнительные тенденции — старение населения и растущее негативное отношение к отдельным обездоленным группам населения. Жители Соединенных Штатов явно стареют, увеличивается число семей, в которых представлены несколько поколений, а также доля пожилых людей. Следовательно, добровольческим организациям придется уделять больше внимания проблемам пожилых, независимо от того, возникла ли она просто как индивидуальная проблема данного пожилого человека или же в связи с взаимоотношениями в семье. Подходы, учитывающие многопоколенность семей, становятся все более популярными, так как социальные работники понимают, что теперь нужно заниматься взаимоотношениями родителей и детей, сколько бы лет нибыло тем и другим. И наконец, мы являемся свидетелями перехода от того, что называлось "государством всеобщего благосостояния", к чему-то нежелательному, что можно было бы назвать "государством бедности". Правда, психология "государства бедности" никогда и не исчезала (эта психология, несомненно, побудила разработать план Никлоса в 30-е годы, предлагавший ресторанам упаковывать оставшуюся пищу в банки, которые раздавались бы беднякам как вознаграждение за колку дров). В последние десятилетия выдвигаемые предложения носили весьма позитивный характер, но усилились негативное отношение и враждебность к государственным программам помощи обездоленным, возможно в связи с последствиями экономического спада. Добровольческие организации знакомы с этим негативным и враждебным отношением, но им придется еще больше иметь с ним дело в будущем. Специфические тенденции. Эти тенденции следующие. Растущее разнообразие. Как уже отмечалось, добровольческий сектор имеет широкую и разнообразную финансовую базу. Прежние различия между государственными и частными организациями исчезают, так же как и различия между коммерческими и некоммерческими. Однако появляется множество новых организаций. Приватизация. Встает вопрос: в каком смысле можно "приватизировать" эти организации, если они всегда были частными? Существенны по меньшей мере три момента. Во-первых, надежда на государственную поддержку — через оплату услуг или дотации — сокращается. Это говорит о возврате к частным источникам. Во-вторых, акцент на плате из государственных или негосударственных источников важен уже сам по себе. Он вполне может означать коммерциализацию благотворительности или придание социальной помощи характера бизнеса. В-третьих, растет стремление к расширению практики взимания платы, желание видеть в оказании социальной помощи способ заработать, а не проявление альтруизма. Рост значения добровольцев, в настоящее время добровольцы снова стали главной движущей силой организаций (частично это произошло из-за сокращения ассигнований федерального правительства). Расширилась подготовка добровольцев. Национальный центр добровольческой деятельности служит одним из примеров. Кроме того, федеральное правительство учредило организацию "Действие" для стимулирования добровольчества. К добровольцам начали относиться более серьезно, и все больше возрастает спрос на их услуги. Разрабатываются варианты возможной деятельности добровольцев. Так называемые новые добровольцы должны будут предлагать более конкретные и тщательно разработанные планы, их роль будет должным образом оценена, и они займут ведущее место в деятельности организаций. Новые роли и новые организации. Приоритетные задачи социального обслуживания все в большей степени будут формулироваться в местных общинах; окружные и общинные организации должны играть новую и более важную роль в руководстве государственными программами, анализировать их и вмешиваться в процесс их осуществления, развивать и укреплять структуры и методы более широкого вовлечения граждан в свою деятельность. Одной из таких уже действующих форм участия граждан являются группы самопомощи. Эти группы возникают очень быстро и решают самые разные социальные проблемы. Распространенность таких групп отвечает идеологии "самопомощи", характерной для американской культуры, и отражает недоверие к громоздким институтам. Спорные вопросы Рассмотренные выше тенденции развития добровольческого сектора породили новые спорные вопросы. Цель организаций. Вопрос: "Чем вы занимаетесь?" — начинает вызывать неудобство. Это объясняется смешением источников ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА 238 239 ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА
финансирования, непроясненностью мотивов и потенциальной коммерциализацией заботы о человеке. В связи с этим возникает и вопрос о том, кто является клиентами добровольческого сектора. Традиционно это были люди из низших социальных слоев — бедняки. Однако такие проблемы, как семейные взаимоотношения, разводы, дети-инвалиды, различные злоупотребления, плохое обращение с детьми и супругами, возникают во всех слоях общества. Это порождает следующие проблемы: должен ли добровольческий сектор обслуживать средний класс наряду с менее обеспеченными слоями? Если должен, то следует ли добровольческим организациям взимать плату, если клиенты в состоянии ее платить? Если организации получают плату, то как они должны поступать с теми, кто платить не в состоянии? И если вмешиваются третьи финансирующие учреждения, особенно страховые компании, не подрывают ли они самостоятельность добровольческих организаций? Вопрос о том, чем занимаются добровольческие организации, сейчас интенсивно обсуждается. Когда люди делают пожертвования, они вправе ожидать, что смогут получить что-то взамен, хотя бы доступ к получению услуг, если в них возникнет потребность. Конфликты. Добровольческие организации не свободны от порождаемых культурою конфликтов, как и любые другие организации. Примерами таких ценностных конфликтов является необходимость выбирать: равенство или воздаяние по заслугам, независимость или взаимозависимость, избирательность по отношению к клиентам или универсальность обслуживания, использование работников со специальной подготовкой или же имеющих общие навыки. Улаживание этих и других конфликтов представляет собой труднейшую организационную задачу, перед которой стоит добровольческий сектор. Менеджмент. Как правило, добровольческим организациям необходимо думать об улучшении своей системы управления, чтобы решать финансовые вопросы, противостоять нажиму со стороны общин и требованиям о подотчетности. "Общий путь Америки" в США и Канаде старался выполнить эту задачу, устраивая курсы по вопросам управления, но эта область требует дальнейшей работы. Интерес к администрированию как методу социальной работы возник недавно. Программ подготовки к административной работе очень мало. В сложившееся системе оказания помощи переход от практической работы к управленческой обычно труден для отдельных лиц и не всегда полезен для организации. Школы бизнеса и другие программы готовят кадры управляющих для некоммерческих организаций, однако преданность этих последних делу управления социальными организациями весьма сомнительна. Подотчетность. Вопрос о подотчетности в добровольческих организациях сейчас занимает большое место. Вопрос этот сложный. С одной стороны, как отмечал Н. Гилберт (1983), программами организаций все в большей степени руководят те, кто их финансирует (государство, "Общий путь Америки" и др.). С другой стороны, упор на взимание платы ставит в повестку дня вопрос о том, каким образом работник может отчитаться перед клиентом или пациентом. Отсюда еще более широкая проблема: "Что такое подотчетность для организации по обслуживанию людей?" Лучшее использование финансовых средств? Удовлетворенные клиенты? Высокий процент законченных дел? Можно продолжать этот перечень и дальше. Поскольку объем и важность деятельности добровольческих организаций стали более очевидными и эта деятельность распространилась на средний класс, интерес общества к этим организациям возрос. Теперь уже недостаточно делать добро, нужно делать его хорошо. Национальные организации Добровольческие организации существуют и в общенациональном масштабе, и в масштабе штатов, и на местном уровне. Деятельность в масштабе штатов заключается в проведении конференций, кроме того, на уровне штатов действуют различные координирующие и планирующие организации, отделения обслуживающих организаций и ассоциации таких организаций в штатах. В разных штатах эффективность и влияние таких организаций различны. Национальные организации так же разнообразны и имеют такое же широкое распространение, как и организации в местных общинах. В "Энциклопедии социальной работы" 1965 г. перечисляются 336 национальных добровольческих организаций. В книге "Независимый сектор" числится 321 национальная организация. К числу национальных организаций относятся профессиональные организации, такие, как Американская ассоциация социальных работников, религиозные организации, такие, как Национальный совет церквей, Национальная католическая кон- ференция благотворительности и национальные организации протестантских религий; координирующие и финансирующие организации — "Общий путь Америки", Совет еврейских объединений и Фонды благосостояния; организации обслуживания — Ассоциация юношей-христиан (YMCA) и Ассоциация девушек-христианок (YWCA), клубы девушек, клубы юношей, Американская служба семьи, Американская лига социального обеспечения детей и различные организации, связанные со здравоохранением. Цели и особенности национальных организаций различны. Некоторые, как Национальная ассамблея добровольческих организаций национального здравоохранения и социального благополучия, Национальный совет по здравоохранению, Независимый сектор, действуют главным образом на горизонтальном уровне, способствуя развитию сотрудничества и координации усилий национальных организаций. Другие действуют на вертикальном уровне, поддерживая разные отношения с местными организациями, например: ■ "Общий путь Америки" координирует де ■ Американский Красный Крест, Амери ■ Ассоциации юношей-христиан, Ассоци * Американская лига социального обеспечения детей, Американская служба семьи, Национальный совет по делам престарелых созданы по инициативе местных организаций. Эти национальные организации предоставляют ассоциированный статус организациям и отдельным лицам, которые хотят установить с ними связь и пользоваться их информационными и учебными программами. Несмотря на разнообразие национальных добровольческих организаций, старающихся обеспечить понимание и поддержку человеческого благополучия со стороны общества, среди населения растет скептическое отношение, недоверие и непонимание добровольческого сектора, что нашло отражение в политических препятствиях для частных организаций и в споре о налоговом обложении благотворительной деятельности. В конгрессе поднимался вопрос о федеральной поддержке, то же делал и аппарат президента. Предложения 1985 г. относительно реформы налогообложения, однако, продолжают вызывать споры. В докладе Комиссии по делам частной благотворительности и общественным нуждам подчеркивался скептицизм широкой публики и говорилось, что одной из главных проблем, интересовавших комиссию, был вопрос о том, каким образом добровольческий сектор "может сохранять и в случае необходимости повышать общественное доверие к себе и своим институтам". В заключение в докладе указывалось, что комиссия "обратила внимание на многие вопросы, задачи, изменения и неопределенность, с которыми сталкивается частный сектор и его благотворительный фундамент в середине 70-х годов. Нам кажется, что проведенное комиссией изучение значительно расширило знания в этой области. Однако при обращении ко всем вопросам становилось ясно, что многие другие проблемы остаются недостаточно исследованными. Для любого вывода, рекомендации или утверждения, связанных с конкретным вопросом или группой вопросов, информация была недостаточной, чтобы прийти к определенному заключению относительно важных или неотложных проблем. Эта область американской жизни настолько огромна и разнообразна, нехватка информации, с которой столкнулась комиссия, настолько значительна, чтомыбыг-ли вынуждены не углубляться в суть проблем". Поэтому комиссия рекомендовала создать постоянную общенациональную комиссию конгресса по некоммерческому сектору. Такая комиссия так и не была создана, но работа Комиссии по делам частной блоготво-рительности привела к нескольким важным результатам на национальном уровне. Например, в качестве косвенного результата работы комиссии и растущего давления добровольческого сектора были созданы Коалиция национальных добровольческих организаций и Национальный совет по благотворительной деятельности. В 1980 г. была создана единая организация, называющаяся Независимым сектором и представляющая собой общенациональный форум национальных добровольческих организаций, фондов и корпораций, стремящихся сохранить и развить национальную традицию ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА 240 241 ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА
пожертвований, добровольчества и некоммерческой инициативы. В Независимом секторе состоит почти 600 членов, причем 52% членов составляют национальные организации (321 национальная добровольческая организация). Рост и влияние независимого сектора отражают стремление национальных организаций к совершенствованию, защите добровольческого сектора и использованию его опыта и влияния при разработке государственной политики. Более старой координирующей организацией, чем Независимый сектор, преследующей те же цели, причем более решительно, является Национальная ассамблея добровольческих организаций национального здравоохранения и социального благополучия (основана в 1923 г.). Какое-то время в нее входили и национальные и местные организации, но затем число членов было ограничено; сейчас их 30. Цель этой организации — облегчать установление связей и сотрудничество между первичными организациями, способствуя прогрессу деятельности каждой организации и сектора служения людям в целом. Главными пунктами ее программы является руководство и управление организациями и государственная политика. Недавно она переехала в Вашингтон, чтобы быть в курсе принимаемых законов, вводимых принципов регулирования и федеральных программ, касающихся служения людям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|