Недостатки системы оказания помощи детям 10 глава
Современная практика документирования В современной практике документирования доминирующими являются следующие виды: диагностическое суммарное документирование; документирование, ориентированное на решение какой-либо отдельной проблемы; стандартизированные формы документации с использованием компьютера. Из них наиболее индивидуализированным и характерологичным является диагностическое суммарное документирование, отражающее особенности состояния клиента, обслуживания и подхода социального работника к практической деятельности. Документирование, ориентированное на решение какой-либо проблемы, более формализовано, разработано на основе официальных указаний относительно сбора и представления данных. Стандартизированные формы документирования аналогичны тем, которые используются в автоматизированных информационных системах, они придают единообразие процессу сбора и представления данных. Последний вид помогает типизировать состояние клиентов, устанавливает жесткий порядок как хранения документации, так и оказания услуг. Диагностическое суммарное документирование. Данный вид документирования преследует две цели: 1) индивидуализация клиента и его состоя- ния, 2) фиксация процесса оказания помощи. Это документирование не является набором неких правил, которые нужно постигать, скорее оно возникло из понимания запросов клиентов и совершенствовалось одновременно с ростом профессиональной компетентности и диагностического мастерства работников. "В конечном счете лишь подготовленный диагност может сделать хорошую запись, так как только он может выдернуть из бесконечного полотна социального опыта нить, возможно имеющую значение" (Дж. Гамилтон, 1946). По Гамилтону, эта значимость может быть выявлена лишь в ходе непрерывного психосоциального диагностирования, процесс которого следует описывать через регулярные промежутки времени. Диагностическая суммарная документация, как правило, ведется тематически и хронологически, в текущую повествовательную запись включается описание состояния клиента и его обслуживания.
Документирование, ориентированное на решение проблемы. Данный вид документирования имеет повсеместное распространение в организациях здравоохранения и психотерапии. Эта форма нацелена, во-первых, на улучшение медицинского образования и, во-вторых, на укрепление междисциплинарного сотрудничества и улучшение отчетности. Документация, ориентированная на решение проблемы, подразделяется на следующие разделы: 1) база данных, 2) перечень проблем, 3) начальные планы и 4) записи о достигнутом прогрессе в лечении. База данных, составляемая при приеме клиента, включает связанную со здоровьем и социальными вопросами информацию о его прошлом и настоящем. Действуя в группе или индивидуально, социальные работники используют базу данных, чтобы составить перечень проблем и первоначальных планов. В течение всего процесса лечения перечень проблем служит отчетным документом, по мере их выявления и решения новая информация заносится в этот перечень. Планы регулярно пересматриваются и модернизируются в соответствии с изменяющейся информацией и потребностями клиента. Существенной частью документации, ориентированной на решение проблем, являются записи о достигнутом прогрессе. Через определенные промежутки времени лечащие специалисты вводят в документацию новую информацию, нумеруя и распределяя эти записи по категориям, с тем чтобы они соответствовали перечню проблем. Записи о достигнутом прогрессе ведутся по СОАП-
форме: С — субъективная информация (например, полученная от пациента и его семьи); О — объективная информации (например, полученная из тестон или наблюдений лечащего специалиста); А — анализ этой информации и впечатление от псе; II — планы. Заключительная запись о достигнутом прогрессе — резюме, где указываются основные выводы о результатах проведенного лечения. Документирование, ориентированное на решение проблем, имеет свои достоинства и недостатки. Принятие этой формы всем персоналом какой-либо организации здравоохранения может дать положительные результаты, так как она способствует координации услуг профессионалов. Однако эта форма упрощает как саму проблему, так и деятельность, направленную на ее решение. Стандартизированные формы. Стандартизированные формы используются в большинстве агентств по социальному обслуживанию для сбора информации, описывающей клиентов, работников и услуги. Формы, которые могут быть заполнены с помощью коротких ответов или контрольных отметок, упрощают процесс документирования; они также гарантируют, что социальные работники предоставят ту информацию, которая необходима организации. Процесс сбора и представления информации систематизируется, поэтому применение этих форм обеспечивает каждому клиенту простой доступ к касающейся обслуживания информации. В систематизированном виде информация может использоваться при планировании, мониторинге и оценивании услуг, оказываемых различным группам клиентов. Организации социального обслуживания различаются степенью применения тех или иных стандартизированных форм при хранении документации. Одни агентства предпочитают формы для лицевых листов, характеризующих клиентов, и развернутые отчеты сотрудников о проделанной работе. Другие — формы для хранения практически всей документации. Третьи же занимают промежуточную позицию: для одних целей они применяют формы, для других — повествовательные отчеты. В настоящее время агентства, которые финансируются из частных средств и укомплектованы высококвалифицированными кадрами, оказывают предпочтение повествовательным моделям документации; в противоположность им общественные агентства с небольшим числом профессионально обученных работников
ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 248 249 ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
чаще всего используют системные формы документирования. Однако в будущем эти различия, вероятно, исчезнут, так как все большее число агентств стремится сделать свою документацию совместимой с системами обработки данных. Это позволит организациям социальной работы стандартизировать наибольший объем хранимой документации. Другие методы документирования. В дополнение к трем основным моделям документирования в агентствах и в учреждениях обучения социальной работе получают признание и другие методы документального фиксирования информации. Одни из них акцентируют внимание на результатах услуг. Например, и метод замеров продвижения к цели, и метод серийно-временного документирования полезны для обоснования изменения применяемых методик воздействия, в связи с тем что ранее поставленные цели обслуживания уже достигнуты и можно переходить к следующим плановым этапам. Другие методы фокусируются на процессе обслуживания. Например, аудио- и видеозаписи интервью и встреч с клиентами — ценное средство для наблюдения за поведением клиента и социального работника, для обучения профессиональному мастерству. Не заменяя, а скорее дополняя преобладающие подходы, каждый из этих методов намечает перспективу улучшения документирования при решении конкретных задач в социальной работе. Текущие вопросы Социальные работники, их организации и другие заинтересованные стороны предъявляют различные, зачастую противоположные требования к документации. С одной стороны, важно, чтобы документация была детальной и полной, так как она применяется в самых разных целях. С другой стороны, столь же важно, чтобы информация была сжатой и сдержанной, потому что агентства социальной работы должны с максимальной отдачей использовать свои ограниченные средства и защищать тайну своих клиентов. Трудно гарантировать, что документация сможет одновременно отвечать требованиям отчетности, эффективности и конфиденциальности.
В сложной системе социального обслуживания документация по социальной работе выполняет несколько функций: клиническую, административную, профессиональную, организационную. Чтобы обеспечить наличие в документации требуемой информации, агентства поощряют практических работников к подробному описанию случаев, которыми они занимаются. Практики имеют и свои причины для получения и хранения полной документации, поскольку она демонстрирует контролерам и руководителям компетентность работников. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться полезной сотруднику в случае судебного разбирательства. Однако составление и хранение документов — процесс трудоемкий и, следовательно, дорогой, особенно в настоящее время, когда средства агентств уменьшаются, а потребность в социальных услугах увеличивается. Агентства стремятся ограничить время, связанное с ведением документации, чтобы высвободить его для обслуживания и других важных видов деятельности. Организации могут сокращать время на документирование посредством снижения требований к документации, ее унификации, обеспечения сотрудников необходимым оборудованием. У практических работников также есть причины сократить время на документирование. Для многих документирование — обременительная обязанность, польза от которой не вполне ясна. Краткие записи, которые ведутся во время и по окончании встреч с клиентами и лицами, выступающими от их имени, кажутся таким социальным работникам вполне достаточными для планирования и осуществления услуг, и они не видят дополнительной пользы от составления и хранения подробного официального документа. Кроме того, в условиях растущих посягательств на тайну личности агентства и практические работники ясно осознают, что сведения, содержащиеся в документах, дают возможность для распространения конфиденциальной информации о клиенте. Часто они легко доступны для персонала внутри организации. Вдобавок, если эта информация предоставляется сторонним организациям, таким, как страховые компании, она может быть преднамеренно или неумышленно рассекречена без ведома или согласия клиента. Социальные работники должны хранить тайну клиента и делают это, устраняя любые доступы к документу посторонних лиц. Однако практические работники в большей степени сохранят тайну своих клиентов, если содержание документов будет кратким, хотя при этом в, ряде случаев они поступят вопреки требованиям отчетности.
Очевидно, и в будущем продолжатся попытки социальных работников примирить противоречивые цели отчетности, эффектив- ности и конфиденциальности. Как и ранее, будут изменяться содержание и структура записи в ответ на изменения в практике социальной работы и изменения в технологии. Если появится новая модель документирования, она, вероятно, будет сжатой, фокусирующей внимание на формах и видах предоставления обслуживания и его результатах, предназначенной для обработки информации на компьютере. Джин Доунер Кагл См. также: Договор с клиентом; Информационные системы в агентствах; Информационные системы: данные о клиентах; Исследования в социальной работе; Персональное комплексное обслуживание; Ценности и этика. •Burgess E. (1928). What Social Case Records Should Contain to Be Useful for Sociological Interpretation.— Social Forces, 6(4), 524—532. • Hamilton G. (1946). Principles of Social Case Recording. N.Y.: Columbia University Press. • Kagle J. D. (1984a). Privacy Versus Accountability: A Health Care Dilemma.— Social Work in Health Care, 9(3), 25—36. • Kagle J. D. (1984b). Restoring the Clinical Record.— Social Work, 29(1), 46—50. • Sheffield A. E. (1920). The Social Case History: Its Construction and Content. N. Y.: Russell Sage Foundation. ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Основной стратегией долговременного исследования объекта является процесс многократного сбора данных, повторяющийся через какие-то промежутки времени, будь то данные об отдельном лице или группе лиц, рассматриваемых как единый объект, в целом. Данные об отдельном объекте, собранные при одних условиях, сравниваются с данными, собранными при других условиях, и по характеру связи между изменениями условий и полученными результатами делается заключение об объекте. Данный подход в литературе по социальной работе может быть также описан с помощью терминов "единич- ный прецедент" или "индивидуальный случай", "одиночный объект", "временной ряд" или "клиническое оценивание". Исторические корни Долговременное исследование единого объекта не является новой методикой. В XIX в. и начале XX в. многие ученые, в том числе Герман Эббингхаус и Иван Павлов, использовали данные об индивидах, собранные в несколько приемов через определенные промежутки времени, как основу для своих исследований. На этой модели повторного опроса основана также бихевиористская схема проб и ошибок Б. Скиннера (1938). Ту же методику детализировал и описал М. Сидман (1960). Хотя эту работу часто игнорируют, тем не менее именно она заложила основу для многих позднейших серий исследований единых объектов. Долговременное наблюдение в исследовании человека "Журнал прикладного бихевиористского анализа" начал публиковать в 1968 г. отчеты об исследованиях, в которых метод временных рядов применен для оценки поведенческой деятельности в индивидуальной работе с клиентами. Р. Браунинги Д. Стоувер (1971) в общих чертах описали использование временных рядов в работе с дефективными детьми. В начале 70-х годов интерес к этой методологии возрос, поскольку накопились данные о том, что при традиционном суммарном методе сбора данных в групповых исследованиях "вымываются" индивидуальные различия. Индивидуальный подход, долговременное исследование объекта рекомендуются из-за этических и практических затруднений, связанных с проведением групповых исследований в условиях большинства клиник. Долговременное наблюдение в клинической работе М. Хоу (1974), С. Джайаратне и Р. Леви (1979) расширили сферу применения методологии индивидуальных исследований. Признавая ее ценность для клинической науки, они высветили и ее преимущества для практики социальной работы. Среди преимуществ — планирование процедур лечения клиента и постоянная обратная связь по результатам лечения, которые используются для принятия решений на следующем шаге лечения. Многие социальные работники были готовы к новому направлению и ноной методологии, поскольку испытывали беспокойство ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 250 251 ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
по поводу эффективности практического аспекта их деятельности. Нужны были рекомендации, которые улучшили бы социальную работу и продемонстрировали ее важность для клиентов. В связи с возросшим интересом к долговременному исследованию единого объекта некоторые факультеты социальной работы начали обучение методу временных рядов студентов, изучающих клиническую работу. Эта модель выступает одновременно как исследовательское и практическое средство. В числе первых центров, ведущих обучение этой методике, был Вашингтонский университет. Под руководством декана факультета социальной работы Скотта Брейера был разработан план, в котором изучение метода клинического научного исследования было объединено с изучением практических лечебных процедур. Преподаватель старался возможно теснее связать эти предметы, он же являлся связующим звеном между факультетом и преподавателями, ведущими студенческую практику. В конечном итоге студенты представляли проект, описывающий применение метода индивидуального оценивания к ситуации какого-то одного из клиентов. Такое построение процесса обучения вело к тому, чтобы студенты рассматривали клиническое оценивание как неотъемлемую часть всей клинической практики, а не как нечто обособленное. Методология долговременного наблюдения: современное состояние Научные работы 80-х годов по вопросу индивидуального оценивания рассматривают разные типы отдельных единых объектов в самых различных клинических условиях и большое число методик лечения. К этому времени совершенствуются также процедуры сбора данных, предлагаются различные варианты их обработки, происходит накопление статистических процедур оценивания единичных объектов на основе изучения временных рядов. Зависимые и независимые переменные. Методология изучения единых объектов в клинической практике требует, чтобы были в наличии три основных компонента: лечебное воздействие (независимая переменная), оценка результата (зависимая переменная) и план, позволяющий сравнивать первое и второе. Лечебное воздействие должно быть воспроизводимым от одного врача к другому. Оценки результата лечения должны быть достоверными и обоснованными. Кроме того, в зависимости от требований Ситуации могут быть выбраны разные установки, что вызовет соответствующее изменение методики исследования. Например, если во главу угла поставлено требование свести к минимуму сложности в процессе сбора данных, врач укажет набор необходимых данных, отличный от того, который был бы избран, если бы для сбора данных имелись большие средства. Это один из примеров компромисса, общепризнанного в этой области, хотя исследователи должны постоянно отдавать себе отчет в том, что такого рода компромиссы уводят в сторону от научной строгости, и признавать, что есть предел ограничения необходимых данных. Выбор метода исследования. Поскольку исследуется единичный объект или группа, рассматриваемая как единый объект, то невозможен контрольный образец. Наблюдение должно вестись за одним объектом, который последовательно помещается в различные условия. Другими словами, единый объект может соотноситься лишь с самим собой. Типичное сравнение может быть проведено между сериями данных, собранными в один интервал времени (при условии, что воздействие не проводится), и сериями, собранными в другой интервал времени (после проведения воздействия). Фаза без воздействия обычно называется базисной, или А-фазой, а фаза, когда проводится первичное воздействие, обычно называется В-фазой. Если проводятся различные виды воздействия, соответствующим фазам присваиваются последующие буквы алфавита. Если вид воздействия повторяется, то применяется то же буквенное обозначение. Базисный метод, который состоит из фазы до воздействия, сменяемой фазой воздействия, называется АВ-методом. АВ-метод имеет такие преимущества, как легкость в получении и сравнении данных, что обеспечивается естественным изменением условий от А до В. Главным изъяном является недостаточная уверенность в обоснованности полученных выводов, другими словами, неясно, данное воздействие или что-то другое вызвало изменения в конечных результатах. В распоряжении исследователя имеются альтернативные, более надежные методики. Однако эти методы обычно трудны для реализации, и поэтому они не слишком популярны среди социальных работников. Например, одним из них является АВАВ-метод, который предполагает повторное исследование, призванное доказать, что характер данных изменяется в результате воздействия. Использование этого принципа — "маловероятных последовательных совпадений" — является определенной защитой от угрозы недостаточной обоснованности. АВ- и АВАВ-методы отвечают главным образом на вопрос: "Эффективно ли воздействие?" Однако существует множество других методов оценивания единого объекта, которые отвечают на взаимоисключающие вопросы. Среди них такие, как: "Действует ли один вид лечения лучше, чем другой?", "Какие именно элементы в воздействии, являющемся эффективным, обусловили его успех?", "Какой уровень воздействия является оптимальным?" Индивидуальная работа с объектом предоставляет специалистам возможность как оценить собственную работу, так и обратиться к вопросам, имеющим научную значимость. Перспективы Энтузиазм по поводу использования этих методов, характерный для 70-х годов, в последующее десятилетие несколько уменьшился. Это было вызвано как сомнениями в их практической ценности, так и сложностью их применения для социальных работников первого эшелона. Как ни странно, будучи средством с исследовательской ориентацией, этот подход не обратил свою исследовательскую деятельность на себя, чтобы ответить на основной вопрос: ведет ли использование этих методов к обслуживанию более качественному, или более быстрому, или более удовлетворяющему потребителя? Вопрос еще ждет окончательного ответа. Имеются и другие проблемы. Так, социальные работники иногда утверждают, что их противостояние методике длительного оценивания единого объекта обосновывается тем, что, применяя эти процедуры, они следуют бихевиористам. Действительно, терапия бихевиоризма в значительной степени основывается на экспериментальном анализе: такой анализ устанавливает связь поведения индивида с последствиями для него самого. Однако между этими двумя подходами имеются и существенные отличия, которые делают их отождествление совершенно неоправданным. Наконец, хотя теоретические достоинства метода долговременного наблюдения за прогрессом у клиента ни у кого не вызывают сомнения, их практическая ценность представляется более проблематичной ввиду почти непреодолимых сложностей организации долговременных исследований клиентов в массовых масштабах. Рона Л. Леви См. также: Измерения в социальной работе; Исследования в социальной работе; Социальные технологии и нововведения. • Barlow D. H., Hayes S. С, Nelson R. G. (1984). The Scientist Practitioner. N. Y.: Pergamon Press. • Barlow D. H., Hersen M. (1984). Single Case Experimental Designs: Strategies for Studying Behavior Change (2nd ed.). N. Y.: Pergamon Press. • Browning R. M., StoverD. (1971). Behavior Modification in Child Treatment. Chicago: Aldine Publishing Co. • Howe M. (1974). Casework Self-Evaluation: A Single Subject Approach. — Social Service Review, 48(1), 1—23. • Jayaratne S., Levy R. L. (1979). Empirical Clinical Practice. N. Y.: Columbia University Press. • Sidman M. (1960). Tractics of Scientific Research. N. Y.: Basic Books. • Skinner B. F. (1938). The Behavior of Organisms. N. Y.: Appleton-Century-Crofts. ДОМА ИНВАЛИДОВ И ПРЕСТА-РЕЛЫХ. См. Длительный уход за нетрудоспособными; Здравоохранение: планирование. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ. См. Бедность; Дети, получающие материальную помощь; Доходы: система социальной защиты; Неполноценность физическая; Общая и специальная социальная помощь; Пожилые и престарелые; Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Помощь семьям с зависимыми детьми; Социальное планирование в государственном секторе; Социальное страхование; Федеральное социальное законодательство после 1961 г. ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ 252 253 ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ
ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ Во многих случаях правительственная политика (например, законы о минимальной заработной плате, постановления, которые ограничивают монополизм или деловое соперничество) влияет на ставки заработной платы, стоимость товаров и прибыль. Налоги и правительственные субсидии приводят к непосредственному перераспределению рыночных доходов и создают конечный доход семьи, который может быть использован для покупки товаров и услуг. Чтобы установить, как реально происходит в обществе распределение доходов, все население делится на группы в зависимости от размера получаемых доходов и определяется число семей в каждой группе. Распределение доходов часто рассматривается как грубый индикатор распределения материального благополучия в обществе. Определение и измерение показателей Неравенство в распределении доходов может быть определено как простая разница в размерах доходов безотносительно к тому, что было бы желательно с точки зрения справедливости системы вознаграждения или нежелательно с точки зрения нарушения некоего идеального равенства. Измерение неравенства обычно фиксирует разницу в доходах в течение определенного периода, обычно одного года, но не указывает, перемещаются ли отдельные работники или семьи вверх или вниз по шкале распределения доходов за данный период. Величина определенного таким образом неравенства не показывает степени подвижности доходов. Показатели неравенства доходов необходимо отличать от показателей бедности, которые касаются только области наиболее низких доходов. Вопросы неравенства доходов обычно рассматриваются применительно к населению в целом. Любой анализ распределения и неравенства доходов должен начинаться с определения доходов, затем единицы доходов, потом выявления расчетного периода, в течение которого измеряется доход, и, наконец, установления меры неравенства. Так как эти показатели могут оказывать значительное влияние на оценку степени неравенства, любой человек, планирующий использовать или сравнивать данные по распределению доходов, должен быть знаком с ними. Доход. Доход — это приращение покупательной способности за определенный период. Отдел текущего учета населения Бюро переписей США, в течение длительного времени постоянно регистрирующий распределение доходов, определяет доход как сумму денег, полученных в виде заработной платы, дивидендов, ставок, ренты, общественных и частных пособий и пенсий и т. д. В этом определении отсутствуют многие важные источники дохода, включая прирост капитала, побочные приработки, поступления в семью не в виде наличных денег, а натурой, в частности в результате отоваривания бесплатных продуктовых талонов, стоимость домашней работы и других продуктов, производимых дома. Бюро переписей разрабатывает методику учета неденежных поступлений в общем доходе семьи и уже создало такую методику на основе исследования статистики бедности. Данные Отдела текущего учета населения приводятся без вычета выплачиваемых налогов, не учитывают региональной разницы стоимости жизни, и в них не указывается ряд источников денежных доходов. Чтобы оценить различия способности до-мохозяйств потреблять экономические ресурсы, необходимо настолько всеобъемлющее измерение доходов, насколько это возможно. Если же, напротив, интересы исследователей сосредоточены на изучении того, как рыночная экономика вознаграждает отдельных лиц или семьи за их полный экономический вклад, то соответствующей мерой должен быть рыночный доход — частный труд и доходы от собственности до уплаты налогов и получения общественных выплат. Чтобы проанализировать распределение вознаграждений на рынке труда, необходимы данные о денежной заработной плате до выплаты налогов и, если известны, сведения о дополнительных выплатах — различного рода приработках. Единица дохода. Бюро переписей приводит данные о распределении дохода по отдельным группам населения: семьям, лицам, не имеющим родственников, и домохо-зяйствам. Семья состоит "из двух или более человек, связанных родством, браком или усыновлением и совместным проживанием". Не имеющие родственников лица — это "лица в возрасте 15 лет и старше, которые не живут с какими-либо родственниками". "Домохозяйство состоит из всех людей, которые занимают помещения в данном доме". В принципе соответствующая единица совме- стного проживания для анализа разницы экономического благополучия определяется как единица, получающая соответствующий доход. Если доход в доме объединяется, тогда именно домохозяйство является наиболее подходящей единицей. Если доход не делится среди сожительствующих лиц, не являющихся родственниками, или семей, тогда наиболее подходящими для анализа единицами являются семья и отдельные лица, не имеющие родственников. Если интересы исследователей сосредоточены на распределении трудовых заработков, тогда наиболее подходящими единицами анализа являются работающие лица независимо от их отношений в доме. Метод раздельного учета дохода фиксирует разделение полученных доходов между входящими в дом семьями и отдельными лицами, в жестком соответствии с различием в потребностях внутри рассматриваемой единицы. При менее жестком учете считают, что все члены единицы совместного проживания имеют одинаковые потребности и рассчитывают общий доход, приходящийся на одно лицо. Такой подход не учитывает, что потребности могут изменяться с возрастом или социально-культурным уровнем членов семьи или другой единицы совместного проживания. "Шкала эквивалента взрослого" допускает более тонкий учет разницы в размерах доходов в составе единицы совместного проживания. Эта шкала построена с использованием сложных статистических методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|