Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки системы оказания помощи детям 9 глава




В области здравоохранения важным ко­ординатором национальной деятельности является Национальный совет по здравоохра­нению, образованный в 1920 г. Совет представляет собой "некоммерческую орга­низацию, выступающую в роли общенацио­нального центра для оценки нужд и участия в решении проблем, в выдвижении идей и изыскании средств для улучшения и укрепле­ния здоровья американцев". В число его чле­нов входят 22 добровольческие организации здравоохранения, 21 профессиональная и другие ассоциации, 10 ведущих доброволь­ческих организаций, проявляющих большой (но не исключительный) интерес к здравоох­ранению, 6 страховых компаний и 7 учреж­дений федерального правительства.

"Общий путь Америки" — еще одна национальная организация с всеохватываю­щим подходом к финансированию социаль­ного служения. Ее цель — изыскивать средства, с помощью которых граждане и ор­ганизации (как государственные, так и до­бровольческие) могут принимать участие в, обеспечении таких услуг людям, которые отвечали бы их нуждам. "Общий путь..." иг-


рает роль национального агентства для 2000 его местных организаций по всей стране. Из­менения названия, произведенные со време­ни его основания в 1918 г., отражают изменения в объеме и направленности его де­ятельности; последовательность такова: Аме­риканская ассоциация общинных организаций — Ассоциация общинных фон­дов и советов — Объединение общинных фондов и советов Америки — "Общий путь Америки".

"Общий путь Америки" наиболее широко известен благодаря его усилиям, направлен­ным на развитие и координацию сбора фи­нансовых средств. Это крупнейшая организация страны, занимающаяся мобили­зацией средств для социального обслужива­ния. В 1918 г. для социальных организаций совместными усилиями было собрано 19,65 млн долл. В декабре 1985 г. собрали 2,33 млрд долл.

Национальные организации, занимаю­щиеся стимулированием и использованием труда добровольцев, заслуживают отдельного обсуждения. В апреле 1969 г. президент Р. Никсон учредил при кабинете министров Комитет по добровольческой деятельности во главе с министром жилищного строительства и развития городов Дж. Ромни. Ведущим от­делом комитета был отдел добровольных дей­ствий (сейчас — часть организации "Действие", деятельность которой будет рас­смотрена ниже). Под руководством М. Фи­шера из Детройта, специального консультанта президента по добровольческой деятельности, по всей стране было проведено изучение добровольческих ресурсов и потенциала. Исследование показало, что в общенациональном масштабе нужна негосу­дарственная структура для мобилизации ре­сурсов и выполнения программ добровольцев и организаций частного сектора. В результате в феврале 1970 г. был образован Националь­ный центр добровольческой деятельности, посвятивший себя "стимулированию и укреп­лению добровольчества — традиции граж­дан, обладающих чувством ответственности, которая помогает американскому народу строить свободное общество".

У центра была обширная программа, пре­дусматривающая установление отношений с федеральным правительством, создание на­циональных организаций, издание информа­ционного бюллетеня, ознакомление с политикой штатов, касающейся доброволь­цев.

В июле 1979 г. он слился с Национальным информационным центром добровольчест-


ва — организацией, ставившей те же цели и задачи и существовавшей с 1966 г. Они обра­зовали Национальный центр добровольче­ских действий "Волонтер". Эта новая организация предлагает самый полный набор услуг и ресурсов организациям, которые ис­пользуют добровольцев. В число таких услуг входят: подготовка руководящих кадров, ор­ганизационное развитие, создание сети орга­низаций и обмен информацией, разработка проектов и их демонстрация, анализ и иссле­дование общественных проблем, развитие об­щественного сознания и мобилизация граждан. В июне 1984 г. еще одна националь­ная организация, известная как Ассоциация бюро добровольцев (возникла в 1950 г.), тоже влилась в Национальный центр "Волонтер".

Параллельно с этим происходили важ­ные события и в государственном секторе. Со­гласно плану реорганизации были объединены семь федеральных добровольче­ских программ; в результате возникла единая независимая организация "Действие", кото­рая провела в 1971 г. ряд мероприятий. Шесть из семи программ, включая Добро­вольцев на службе Америки, Национальную студенческую добровольческую программу, Приемных дедушек и бабушек, Программу отставных добровольцев старшего поколе­ния, раньше находились в ведении трех раз­личных федеральных ведомств и независимой организации "Корпус мира". Организация "Действие" взяла на себя основ­ную часть ответственности за управление ор­ганизациями "Обслуживающий корпус отставных управляющих" и "Активный кор­пус управляющих". В 1973 г. она получила полномочия по Закону о внутренней добро­вольческой службе, разрешившему проведе­ние нескольких новых добровольческих акций, включая "Университетский год дейст­вий", создание программ "Старшие компань­оны" и реализацию опытных проектов. Полномочия "Действия" затем несколько раз подтверждались, но во время дебатов 1979 г. по Закону о демократической добровольче­ской службе конгресс рассматривал вопрос о ликвидации его программ и распределении их между различными федеральными орга­низациями. Однако "Действие" остается не­зависимой исполнительной организацией.

Акцент на добровольчество был результа­том назначения в 1981 г. президентом Ро­нальдом Рейганом специальной группы по инициативам частного сектора, задача кото­рой — поощрять добровольчество. Аналогич­ные группы по частному сектору были также созданы в штатах.


Заключение

Добровольческие организации США в се­редине 80-х годов были исключительно ак­тивны. Исследования выявили, что размах их деятельности был очень широким. Результа­ты исследований показали следующее. Во-первых, о добровольческом секторе никогда не думали как о чем-то целом. Скорее его рассматривали как ряд независимых органи­заций, деятельность которых незначительна по сравнению с деятельностью государства. Во-вторых, эти добровольческие организа­ции не укладывались в исторически устано­вившиеся дихотомии — в данном случае коммерческих и государственных организа­ций. Поскольку бизнес и государственные ор­ганизации считались главными, к любому другому типу организаций относились как к организациям с ограниченными возможно­стями и значением. Более того, полагали, что частные организации социального служения станут малочисленными и постепенно ото­мрут, когда государство создаст минималь­ную базу обеспечения человеческих нужд и механизм их удовлетворения.

Ничего не может быть дальше от истины. Добровольческих организаций множество, и они удовлетворяют значительное число по­требностей. В них занято большое число лю­дей, и их финансовая деятельность составляет важную часть валового нацио­нального продукта страны. Некоторые из этих организаций представляют собой давно известные социальные организации, тради­ционно связанные с социальной работой, но многие из них — "новое слово" в социальной работе. У них, конечно, есть свои пробле­мы — проблемы целей, подотчетности, приватизации, разрешения ценностных кон­фликтов. Но их борьба с трудностями разви­тия является признаком расцвета, а не упадка.

Элмер Дж. Тропмен, Джон Э. Тропмен

См. также: Добровольцы; Социальное обеспе­чение: тенденции и проблемы политики; Социальное планирование в добровольче­ском секторе; Церковные агентства со­циальной помощи.

* Cloward R., Epstein I. (1967). Private Agencies, Disengagement from the Poor: The Case of Family Adjustment Agencies. In: G. Brager, F. Purcell (Eds.). Community Action against Poverty. New Haven, Conn.: College & University Press. • Douglass J. (1983). Why Charity? Beverly Hjlls, Calif.: Sage Publications.


ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ


242


243


ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ


 


Gilbert N. (1983). Capitalism and the Welfare
State. New Haven, Conn.: Yale University Press.

Gutowski M., Salomon L. M., Pittman K.
(1984). The Pittsburgh Non-Profit Sector in a
Time of Government Retrenchment. Wash., D.
C: Urban Institute Press. • Hodgkinson V. A.,
Weitzman M. S.
(1984). Dimensions of the In­
dependent Sector: A Statistical Profile (1st ed.).
Wash., D. C: Independent Sector. • Janowitz
M.
(1976). Social Control of the Welfare State.
N. Y.: Elsevier Scientific Publishing Co. •
KramerR. M. (1981). Voluntary Agencies in the
Welfare State. Berkeley: University of California
Press. • Levin H. (1977). Voluntary
Organizations in Social Welfare. In:
Encyclopedia of Social Work (17th ed., p.
1573—1582). Wash., D. C: National
Association of Social Workers. • Naisbitt J.
(1982). Megatrends. N. Y.: Warner Books. •
Reich R. (1983). The Next American Frontier. N.
Y.: Times Books. • Salamon L. M., Abramson
A. J.
(1982). The Federal Budget and the Non-
Profit Sector. Wash., D. C: Urban Institute
Press.

ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ

В этой статье рассматриваются задачи, выполняемые социальными работниками, когда они помогают потенциальным пользо­вателям стать их клиентами и обсуждаются начальные фазы практической работы с кли­ентом. Показаны стадии привлечения потен­циального пользователя, разъяснения ему содержания предоставляемой социальной по­мощи, услуг и процедура заключения догово­ра с клиентом.

Путь в агентство

Ещё до того, как потенциальные пользо­ватели социальной службы приходят к порогу агентства, они, возможно, уже совершили долгое путешествие в поисках помощи. Они могли попытаться решить свои проблемы соб­ственными силами или обращались к семье и друзьям за советом и поддержкой. Если эти попытки не приносят облегчения, они могут выйти за рамки ближайшего окружения и об­ратиться к доступным им местным целите­лям. Так, американские индейцы могут попытаться получить помощь от шамана или старейшины племени, негры в сельской мес-


тности — от знахаря-травника, а белый пред­ставитель среднего класса с высшим образо­ванием — от экстрасенса. Когда эти усилия по выходу из сложившегося положения не приносят успеха, тогда люди приходят к фор­мальным организациям, составляющим сис­тему социальной службы. Это агентства психиатрической помощи, агентства соци­альной службы, отделы социального обеспе­чения. И хотя такие люди приходят в агентство, еще не решив окончательно, будут они с ним сотрудничать или нет, их все-таки считают добровольными клиентами, так как они имеют определенные пожелания и моти­вацию для получения поддержки в своих про­блемах (строго говоря, термин "добровольный клиент" неточен по содержанию, так как че­ловеку еще не предложили услуги и он не принял этого предложения, скорее он являет­ся кандидатом в клиенты).

Клиенты приходят в агентство и совсем другим путем, например они могут получить приговор суда, обязывающий их обратиться к услугам конкретного агентства. Так, от роди­теля, представшего перед судом по обвине­нию в жестоком обращении с ребенком или в пренебрежении своими родительскими обя­занностями, могут потребовать пройти психо­логическое консультирование в качестве одного из условий возвращения ребенка. Или человек, получивший условный срок, может быть принудительно направлен на лечение от алкоголизма или наркомании. В тюрьме или больнице психотерапевтические услуги мо­гут в обязательном порядке оказываться нахо­дящимся там людям в качестве части реабилитационной программы. Когда услуги предоставляются людям, которые не считают, что они нуждаются в этих услугах, эти инди­виды считаются вынужденными клиентами, хотя более точно было бы называть их не кли­ентами, а объектами социальной работы, по­скольку они являются людьми, поведение которых надо изменить, в то время как они сами не желают, чтобы это изменение про­изошло.

Некоторые люди связываются с агентст­вом по настоянию авторитетных лиц из своего окружения. Такие люди не ищут помощи или думают, что не нуждаются в ней, но приходят в агентство, потому что их убедили в этом. Например, мать или отец могут привести ре­бенка в агентство из-за беспокойства о его поведении или жена может убедить мужа об­ратиться за помощью в связи с проблемой чрезмерного потребления алкоголя. Такие люди считаются недобровольными клиента­ми.


В некоторых случаях представители агентства сами приходят в общину в поисках клиентов. Таким образом они стремятся при­влечь внимание возможных кандидатов в клиенты к своим услугам. Агентство может рассылать листовки или давать объявления в местной газете с описанием деятельности и услуг, которые оно оказывает людям, находя­щимся в трудной жизненной ситуации (на­пример, смерть одного из членов семьи, развод, тяжелое состояние здоровья). Так, Союз по семейным проблемам Нью-Йорка успешно использует этот подход, его сотруд­ники посещают бедные районы города, насе­ленные этническими меньшинствами, контактируют с семьями, предлагая им по­мощь и указывая на не использовавшиеся ра­нее возможности в этом отношении.

То, каким образом приходит клиент в агентство (добровольно, по принуждению, по настоянию родственников), влияет на проце­дуру заключения договора и помогает опреде­лить, сможет ли кандидат стать получателем услуг агентства. Получение статуса клиента в агентстве не гарантируется любому кандида­ту, а также не предоставляется немедленно по прибытии в агентство.

Проблема соответствия услуг потребностям клиента

Агентство принимает во внимание осо­бенности кандидата, прежде чем предложить ему свои услуги. Каждое агентство специали­зируется на конкретной проблеме. Одни — на проблемах детства, другие — на конкретных проблемах взрослых, например тяге к само­убийству и пр. Предполагается, что агентства не должны дублировать услуги, состязаться друг с другом в поисках клиентов, так как подобная конкуренция дорого обходится и ве­дет к излишним тратам ограниченных ресур­сов. В идеале службы агентств должны образовывать всестороннюю систему услуг для удовлетворения потенциальных потреб­ностей своей общины. К сожалению, реаль­ная система предоставления услуг со стороны социальных служб далеко не совершенна. Идеал всеохватывающей сети услуг плохо со­относится с убогой реальностью. Учитывая к тому же сложность системы предоставления услуг, кандидату трудно решить, какое агент­ство ему подходит. Исследования показали, что только приблизительно половине канди­датов, ищущих помощи, предоставляются ус­луги. Некоторых клиентов сразу отвергают, других направляют в другие агентства, третьи не принимают предложений агентства об ус­лугах.


Ряд проблем, связанных с деятельностью служб, предоставляющих услуги, не дают возможности кандидатам воспользоваться ими. Одна из таких проблем — "снятие сли­вок", когда услуга оказываются тем кандида­там, которые имеют наилучшие шансы добиться успеха в решении проблем в резуль­тате заключения контракта со службой, в то время как от кандидатов с наиболее трудными проблемами стараются избавиться. Финансо­вая сторона зачастую побуждает агентства искать или принимать только тех клиентов, которые могут полностью оплатить расходы за услуги. Особые трудности испытывают бедные клиенты со сложными проблемами. Иногда их посылают из агентства в агентство по кругу.

Учитывая узкую специализацию агентств, как быть кандидату с рядом слож­ных взаимосвязанных проблем, таких, как алкоголизм, семейные конфликты и психи­ческая болезнь? Его в ряде случаев перебра­сывают из одного агентства в другое только потому, что ни одно из них не предназначено для решения его проблем в комплексе. Такая ситуация лабиринта может кончиться тем, что клиент вообще не получит никаких услуг.

Социальный работник, занимающийся приемом клиентов, должен хорошо осозна­вать все эти проблемы, так как они сущест­венно влияют на состояние клиента. Важно понимать, что сопротивление или негативное отношение клиента к принятию услуг может быть результатом того, как его принимают, а не следствием расстройства личности. Ука­занные работники должны осознавать ответ­ственность в оказании помощи кандидатам при заключении договора со сложной систе­мой предоставления услуг. Просто отослать кандидата в другое агентство является плохой услугой. Хороший социальный работник, следуя этике своей профессии, должен до­биться того, чтобы обратившегося к нему че­ловека приняли в другом агентстве, и проследить, чтобы ему была оказана необхо­димая помощь.

Предварительный отбор клиентов

Важнейшая задача социального работни­ка на стадии отбора кандидатов — обеспече­ние "индивидуализации", т. е. процесс детального выявления соответствия их по­требностей и проблем возможностям и услу­гам системы. Необходимо помочь кандидатам понять, чего они хотят и как их проблемы могут быть решены с помощью предоставляе­мых услуг. Поскольку часто возникает несоответствие между потребностями обра-


ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ


244


245


ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ


 


щающихся лиц и возможностями агентств, работник может научить кандидатов, как на­илучшим образом представить себя для полу­чения необходимых услуг. В то же время следует повлиять на отсеивающую процедуру агентства в том направлении, чтобы она была менее жесткой и больше отвечала индивиду­альным потребностям кандидатов. Во время процедуры отбора социальный работник дол­жен выяснить путь, каким кандидат пришел в агентство, и помочь ему выразить чувства, испытанные в процессе поиска помощи. Сле­дует учесть, что в результате предыдущего неудачного опыта поисков помощи клиенту, может быть, трудно высказать свои проблемы и заботы. Затем социальный работник дол­жен помочь кандидату сформулировать проблему, которая привела его в агентство. "Начинать нужно с нынешнего состояния клиента" — хорошо известный этический принцип практической социальной работы.

Далее работник должен объяснить канди­дату, как работает агентство, какие услуги могут представлять для него интерес, или объ­яснить, в какое агентство ему лучше напра­виться. Некоторые агентства ведут такую работу сразу с группой кандидатов или пре­доставляют информацию о предлагаемых ус­лугах с помощью компьютера еще до встречи кандидата с ведущим прием социальным ра­ботником.

На данной стадии не требуется полного и углубленного изучения кандидата. Главная задача социального работника и кандида­та — решить, может ли агентство предоста­вить ему те услуги, которые помогут сплавиться с проблемой. Работник может рассказать кандидату о последующих стади­ях, ожидающих его в роли клиента. Напри­мер, описать процедуры диагностики, психологические тесты, предстоящее меди­цинское обследование или объяснить, что кандидат будет поставлен на очередь и каков механизм этой очереди. Кандидат и социаль­ный работник должны договориться либо о предварительном контракте — пробном со­глашении, либо о продолжении изучения проблемы, либо о направлении кандидата в другое агентство. Если кандидат находится в состоянии возбуждения, или склонен к по­пыткам самоубийства, или опасен для окру­жающих, социальный работник должен мобилизовать все свои возможности, чтобы защитить клиента и предотвратить тяжелые последствия.


Выяснение ролей

Когда кандидат принимает предложение стать пользователем услуг, он приобретает статус клиента. Тогда задачей работника ста­новится объяснение клиенту как его собствен­ной роли, так и роли специалистов социальной работы, других профессионалов и непрофессионалов, как, например, психи­атров, психологов, медсестер, священников, приемных родителей, которые могут быть вовлечены в процесс помощи. Исследования показывают, что часто ожидания клиентов путаны, неправильны или не соответствуют возможностям социальной службы. Расхож­дения в ожиданиях могут привести к отрица­тельной оценке социальной помощи и к прекращению дальнейших посещений. Поэ­тому задача социального работника заключа­ется в том, чтобы выяснить ожидания клиента относительно его собственных обязанностей, обязанностей социального работника и дру­гих людей, участвующих в предоставлении услуги. Работник также должен поделиться с клиентом своим мнением в отношении обя­занностей клиента, социального работника и других лиц, предоставляющих услуги. Про­цедура подробного разъяснения может обна­ружить расхождения между ожиданиями работника и клиента, которые следует обсу­дить и прийти к компромиссу. Приводимый ниже пример показывает, какие могут возни­кать недоразумения и конфликты.

"Мать привела 14-летнюю дочь в агентст­во по семейному консультированию по пово­ду проблем с поведением. Мать ожидала, что социальный работник займется дисциплиной ее дочери и будет сообщать ей каждый месяц, как идут дела. Мать не думала, что она сама должна быть как-то вовлечена в процесс ока­зания помощи. Ожидания социального работника были другими. Ее не учили нака­зывать детей, и она не считала, что наказание является частью ее профессиональной роли. Она предполагала, что мать также должна участвовать в процессе и приходить со своей дочерью каждую неделю. Когда все эти рас­хождения были выяснены и обсуждены, мать согласилась попробовать работать по плану социального работника. Матери и дочери со­вместными усилиями удалось улучшить свои отношения".

Договор об услугах

Договор об услугах — важная составляю­щая практической социальной работы. Было


проведено значительное число исследований о процедуре заключения и выполнения дого­вора. Договор — это рабочее соглашение, ко­торое заключается между клиентом, социальным работником и другими лицами, участвующими в процессе оказания помощи. Например, они могут договариваться: о целях проводимой работы; о ключевой проблеме или проблемах, которые они надеются разре­шить; о задачах предоставляемых услуг; о временных рамках их совместной деятель­ности; о различных процедурах или спе­циальных методиках, которые будут использоваться (например, индивидуальная, групповая работа или работа с семьей); об особых требованиях агентства, например об оплате, часах работы, о социальных работни­ках, которые будут заниматься с клиентом, о необходимости сообщения в суд или в другие агентства. Договор об услугах может быть письменным и подписан всеми заинтересо­ванными сторонами или просто устным со­глашением об условиях. Цель договора — разъяснить различные аспекты предоставля­емых услуг, так чтобы все стороны понимали, что из этого может получиться.

Договор об услугах не является юридиче­ским документом. Юридический договор ко многому обязывает, и его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах более гибок. В нем стороны могут в результате повторных обсуждений менять отдельные пункты по мере продвиже­ния в работе. Например, могут пересматри­ваться цели, временные рамки, методики работы в процессе предоставления услуг.

Бывают случаи, когда социальный работ­ник работает в тесной связи с судом или зако­нодательной системой и должен тщательно различать пункты договора об услугах, кото­рые обусловливаются судебными решения­ми, и менее строгие пункты, касающиеся других услуг. Такой подход "двойного догово­ра" может помочь недобровольным клиентам извлечь пользу из принудительно оказывае­мых услуг.

Существенным аспектом договора об ус­лугах является и то, что работник поощряет клиента активно участвовать в процессе вы­работки его условий. Желательно, чтобы кли­ент был равноправным партнером в принятии решений относительно плана социальной ра­боты. Такого идеала можно достичь, дав кли­енту возможность первому изложить свои взгляды на данную проблему или пути ее ре­шения, избегая использование профессио­нальной лексики, особенно при записи


договора, и выражая его условия по возмож­ности словами самого клиента. Совместная работа над договором об услугах очень важна, так как это один из способов, каким реализу­ется на практике важный этический принцип о самоопределении клиентов.

Договор — важный этап непосредствен­ной работы с индивидами, семьями и группа­ми, однако его заключение нередко является весьма сложной проблемой на практике. С некоторыми клиентами в соответствующих конкретных ситуациях очень трудно достичь соглашения. Иногда клиент или работник при обсуждении договора нарочно скрывает ка­кие-то позиции или условия, надеясь, что они как-то разрешатся в процессе работы. В дру­гих случаях одна из сторон может намеренно саботировать соглашение, если она не была активно вовлечена в процесс принятия реше­ния или если ее мнение не было учтено в окончательном варианте. В таких случаях задача социального работника — быть масте­ром обговаривать болезненно-чувствитель­ные проблемы в жизни клиента. Он должен всячески способствовать достижению согла­шения с клиентом и помогать ему и своим коллегам следовать соглашениям. Когда кан­дидат и работник совместно выработали план, учитывающий индивидуальные потребности и нужды клиента, а также используемые в этих целях ограниченные ресурсы, это зна­чит, что они создали надежную основу ус­пешного результата общих усилий.

Бретт А. Сейбурн

См. также: Персональное комплексное обслу­живание; Посреднические услуги в прак­тической социальной работе; Практика социальной работы: обзор основных на­правлений.

Alcabes A., Jones J. (1985). Structural Determinants of "Clienthood".— Social Work, 30(1), 49—53. • GarvinC.SeaburyB. (1984). Interpersonal Practice in Social Work: Process and Procedures. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Knapp C. (1980). Service Contract Use in Preventing and Reducing Foster Care: Final Evaluation Report. Hampton, Va.: Hampton Department of Social Services. • Maluccio A. (1979). Learning From Clients: Interpersonal Helping as Viewed by Clients and Social Workers. N. Y.: Free Press.


ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


246


247


ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


 


ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В документации, которую ведут социаль­ные работники в процессе своей практиче­ской деятельности, они описывают и оценивают состояние клиента, определяют цель услуг, подтверждают ранее определен­ные задачи обслуживания, планы, виды деятельности, фиксируют достигнутый про­гресс, оценивают результаты обслуживания. При этом они как бы заново анализируют со­стояние клиента, процесс обслуживания, и в итоге у них могут появиться новые соображе­ния, позволяющие совершенствовать как де­ятельность, осуществляемую по отношению к клиентам, так и деятельность, осуществляе­мую от их имени.

История документирования

Изучение истории ведения документа­ции в процессе социальной работы свиде­тельствует, что ее форма менялась вслед за изменением функций, т. е. содержание и структура записи изменялись, хотя иногда с опозданием, в ответ на изменение целей и способов использования документации. Но­вые виды документации не вытесняли уже существовавшие, но занимали свое место ря­дом с ними. В начале XIX в., когда записи применялись главным образом для того, что­бы документально подтвердить распределе­ние средств между нуждающимися, это были просто гроссбухи.

Во второй половине XIX в. стало важным не только указать, кому предоставлялись средства, но почему и с каким результатом. В документации этого времени проявилось стремление работников "довести дело до кон­ца". Она содержала отчеты о ежедневных контактах с клиентами, суждения об их по­требностях и откликах. Это так называемые повествовательные отчеты. А. Шеффелд 11920) описала документацию, в которой от­ражалась работа по изучению жизни небла­гополучных семей и помощь им. Данная индивидуальная информация накапливалась ради достижения трех главных целей соци­альной работы: 1) ближайшая цель — дости­жение максимальной эффективности помощи отдельным клиентам; 2) конечная цель — общее социальное улучшение и 3) побочная цель — укрепление критическо­го стиля мышления у самого сотрудника, занимающегося изучением жизни неблаго­получных семей и помощью им.


Документирование процесса об­служивания. В последующие годы Э. Бер-джесс предложил социальным работникам сделать документацию более пригодной для социологической интерпретации, заменив повествовательные отчеты застенографиро­ванными интервью с клиентами. Такие сте­нографические отчеты помогут человеку с помощью его собственных слов увидеть, ка­ков он есть. Стенографические записи, вклю­чающие как то, что говорил клиент, так и то, что говорил социальный работник во время интервью или встречи, стали важным мето­дом документирования.

В течение последующих четырех десяти­летий работники по изучению условий жизни неблагополучных семей и помощи им и спе­циалисты по работе с группами вели и изуча­ли документацию процесса обслуживания, чтобы лучше понимать клиентов и повышать свое практическое мастерство. Однако сегод­ня такой метод неприемлем для социальных работников, поскольку слишком трудоемок и громоздок, чтобы его можно было применять в повседневной практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...