Недостатки системы оказания помощи детям 9 глава
В области здравоохранения важным координатором национальной деятельности является Национальный совет по здравоохранению, образованный в 1920 г. Совет представляет собой "некоммерческую организацию, выступающую в роли общенационального центра для оценки нужд и участия в решении проблем, в выдвижении идей и изыскании средств для улучшения и укрепления здоровья американцев". В число его членов входят 22 добровольческие организации здравоохранения, 21 профессиональная и другие ассоциации, 10 ведущих добровольческих организаций, проявляющих большой (но не исключительный) интерес к здравоохранению, 6 страховых компаний и 7 учреждений федерального правительства. "Общий путь Америки" — еще одна национальная организация с всеохватывающим подходом к финансированию социального служения. Ее цель — изыскивать средства, с помощью которых граждане и организации (как государственные, так и добровольческие) могут принимать участие в, обеспечении таких услуг людям, которые отвечали бы их нуждам. "Общий путь..." иг- рает роль национального агентства для 2000 его местных организаций по всей стране. Изменения названия, произведенные со времени его основания в 1918 г., отражают изменения в объеме и направленности его деятельности; последовательность такова: Американская ассоциация общинных организаций — Ассоциация общинных фондов и советов — Объединение общинных фондов и советов Америки — "Общий путь Америки". "Общий путь Америки" наиболее широко известен благодаря его усилиям, направленным на развитие и координацию сбора финансовых средств. Это крупнейшая организация страны, занимающаяся мобилизацией средств для социального обслуживания. В 1918 г. для социальных организаций совместными усилиями было собрано 19,65 млн долл. В декабре 1985 г. собрали 2,33 млрд долл.
Национальные организации, занимающиеся стимулированием и использованием труда добровольцев, заслуживают отдельного обсуждения. В апреле 1969 г. президент Р. Никсон учредил при кабинете министров Комитет по добровольческой деятельности во главе с министром жилищного строительства и развития городов Дж. Ромни. Ведущим отделом комитета был отдел добровольных действий (сейчас — часть организации "Действие", деятельность которой будет рассмотрена ниже). Под руководством М. Фишера из Детройта, специального консультанта президента по добровольческой деятельности, по всей стране было проведено изучение добровольческих ресурсов и потенциала. Исследование показало, что в общенациональном масштабе нужна негосударственная структура для мобилизации ресурсов и выполнения программ добровольцев и организаций частного сектора. В результате в феврале 1970 г. был образован Национальный центр добровольческой деятельности, посвятивший себя "стимулированию и укреплению добровольчества — традиции граждан, обладающих чувством ответственности, которая помогает американскому народу строить свободное общество". У центра была обширная программа, предусматривающая установление отношений с федеральным правительством, создание национальных организаций, издание информационного бюллетеня, ознакомление с политикой штатов, касающейся добровольцев. В июле 1979 г. он слился с Национальным информационным центром добровольчест- ва — организацией, ставившей те же цели и задачи и существовавшей с 1966 г. Они образовали Национальный центр добровольческих действий "Волонтер". Эта новая организация предлагает самый полный набор услуг и ресурсов организациям, которые используют добровольцев. В число таких услуг входят: подготовка руководящих кадров, организационное развитие, создание сети организаций и обмен информацией, разработка проектов и их демонстрация, анализ и исследование общественных проблем, развитие общественного сознания и мобилизация граждан. В июне 1984 г. еще одна национальная организация, известная как Ассоциация бюро добровольцев (возникла в 1950 г.), тоже влилась в Национальный центр "Волонтер".
Параллельно с этим происходили важные события и в государственном секторе. Согласно плану реорганизации были объединены семь федеральных добровольческих программ; в результате возникла единая независимая организация "Действие", которая провела в 1971 г. ряд мероприятий. Шесть из семи программ, включая Добровольцев на службе Америки, Национальную студенческую добровольческую программу, Приемных дедушек и бабушек, Программу отставных добровольцев старшего поколения, раньше находились в ведении трех различных федеральных ведомств и независимой организации "Корпус мира". Организация "Действие" взяла на себя основную часть ответственности за управление организациями "Обслуживающий корпус отставных управляющих" и "Активный корпус управляющих". В 1973 г. она получила полномочия по Закону о внутренней добровольческой службе, разрешившему проведение нескольких новых добровольческих акций, включая "Университетский год действий", создание программ "Старшие компаньоны" и реализацию опытных проектов. Полномочия "Действия" затем несколько раз подтверждались, но во время дебатов 1979 г. по Закону о демократической добровольческой службе конгресс рассматривал вопрос о ликвидации его программ и распределении их между различными федеральными организациями. Однако "Действие" остается независимой исполнительной организацией. Акцент на добровольчество был результатом назначения в 1981 г. президентом Рональдом Рейганом специальной группы по инициативам частного сектора, задача которой — поощрять добровольчество. Аналогичные группы по частному сектору были также созданы в штатах.
Заключение Добровольческие организации США в середине 80-х годов были исключительно активны. Исследования выявили, что размах их деятельности был очень широким. Результаты исследований показали следующее. Во-первых, о добровольческом секторе никогда не думали как о чем-то целом. Скорее его рассматривали как ряд независимых организаций, деятельность которых незначительна по сравнению с деятельностью государства. Во-вторых, эти добровольческие организации не укладывались в исторически установившиеся дихотомии — в данном случае коммерческих и государственных организаций. Поскольку бизнес и государственные организации считались главными, к любому другому типу организаций относились как к организациям с ограниченными возможностями и значением. Более того, полагали, что частные организации социального служения станут малочисленными и постепенно отомрут, когда государство создаст минимальную базу обеспечения человеческих нужд и механизм их удовлетворения. Ничего не может быть дальше от истины. Добровольческих организаций множество, и они удовлетворяют значительное число потребностей. В них занято большое число людей, и их финансовая деятельность составляет важную часть валового национального продукта страны. Некоторые из этих организаций представляют собой давно известные социальные организации, традиционно связанные с социальной работой, но многие из них — "новое слово" в социальной работе. У них, конечно, есть свои проблемы — проблемы целей, подотчетности, приватизации, разрешения ценностных конфликтов. Но их борьба с трудностями развития является признаком расцвета, а не упадка. Элмер Дж. Тропмен, Джон Э. Тропмен См. также: Добровольцы; Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики; Социальное планирование в добровольческом секторе; Церковные агентства социальной помощи. * Cloward R., Epstein I. (1967). Private Agencies, Disengagement from the Poor: The Case of Family Adjustment Agencies. In: G. Brager, F. Purcell (Eds.). Community Action against Poverty. New Haven, Conn.: College & University Press. • Douglass J. (1983). Why Charity? Beverly Hjlls, Calif.: Sage Publications.
ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ 242 243 ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ
• Gilbert N. (1983). Capitalism and the Welfare • Gutowski M., Salomon L. M., Pittman K. ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ В этой статье рассматриваются задачи, выполняемые социальными работниками, когда они помогают потенциальным пользователям стать их клиентами и обсуждаются начальные фазы практической работы с клиентом. Показаны стадии привлечения потенциального пользователя, разъяснения ему содержания предоставляемой социальной помощи, услуг и процедура заключения договора с клиентом. Путь в агентство Ещё до того, как потенциальные пользователи социальной службы приходят к порогу агентства, они, возможно, уже совершили долгое путешествие в поисках помощи. Они могли попытаться решить свои проблемы собственными силами или обращались к семье и друзьям за советом и поддержкой. Если эти попытки не приносят облегчения, они могут выйти за рамки ближайшего окружения и обратиться к доступным им местным целителям. Так, американские индейцы могут попытаться получить помощь от шамана или старейшины племени, негры в сельской мес- тности — от знахаря-травника, а белый представитель среднего класса с высшим образованием — от экстрасенса. Когда эти усилия по выходу из сложившегося положения не приносят успеха, тогда люди приходят к формальным организациям, составляющим систему социальной службы. Это агентства психиатрической помощи, агентства социальной службы, отделы социального обеспечения. И хотя такие люди приходят в агентство, еще не решив окончательно, будут они с ним сотрудничать или нет, их все-таки считают добровольными клиентами, так как они имеют определенные пожелания и мотивацию для получения поддержки в своих проблемах (строго говоря, термин "добровольный клиент" неточен по содержанию, так как человеку еще не предложили услуги и он не принял этого предложения, скорее он является кандидатом в клиенты). Клиенты приходят в агентство и совсем другим путем, например они могут получить приговор суда, обязывающий их обратиться к услугам конкретного агентства. Так, от родителя, представшего перед судом по обвинению в жестоком обращении с ребенком или в пренебрежении своими родительскими обязанностями, могут потребовать пройти психологическое консультирование в качестве одного из условий возвращения ребенка. Или человек, получивший условный срок, может быть принудительно направлен на лечение от алкоголизма или наркомании. В тюрьме или больнице психотерапевтические услуги могут в обязательном порядке оказываться находящимся там людям в качестве части реабилитационной программы. Когда услуги предоставляются людям, которые не считают, что они нуждаются в этих услугах, эти индивиды считаются вынужденными клиентами, хотя более точно было бы называть их не клиентами, а объектами социальной работы, поскольку они являются людьми, поведение которых надо изменить, в то время как они сами не желают, чтобы это изменение произошло.
Некоторые люди связываются с агентством по настоянию авторитетных лиц из своего окружения. Такие люди не ищут помощи или думают, что не нуждаются в ней, но приходят в агентство, потому что их убедили в этом. Например, мать или отец могут привести ребенка в агентство из-за беспокойства о его поведении или жена может убедить мужа обратиться за помощью в связи с проблемой чрезмерного потребления алкоголя. Такие люди считаются недобровольными клиентами. В некоторых случаях представители агентства сами приходят в общину в поисках клиентов. Таким образом они стремятся привлечь внимание возможных кандидатов в клиенты к своим услугам. Агентство может рассылать листовки или давать объявления в местной газете с описанием деятельности и услуг, которые оно оказывает людям, находящимся в трудной жизненной ситуации (например, смерть одного из членов семьи, развод, тяжелое состояние здоровья). Так, Союз по семейным проблемам Нью-Йорка успешно использует этот подход, его сотрудники посещают бедные районы города, населенные этническими меньшинствами, контактируют с семьями, предлагая им помощь и указывая на не использовавшиеся ранее возможности в этом отношении. То, каким образом приходит клиент в агентство (добровольно, по принуждению, по настоянию родственников), влияет на процедуру заключения договора и помогает определить, сможет ли кандидат стать получателем услуг агентства. Получение статуса клиента в агентстве не гарантируется любому кандидату, а также не предоставляется немедленно по прибытии в агентство. Проблема соответствия услуг потребностям клиента Агентство принимает во внимание особенности кандидата, прежде чем предложить ему свои услуги. Каждое агентство специализируется на конкретной проблеме. Одни — на проблемах детства, другие — на конкретных проблемах взрослых, например тяге к самоубийству и пр. Предполагается, что агентства не должны дублировать услуги, состязаться друг с другом в поисках клиентов, так как подобная конкуренция дорого обходится и ведет к излишним тратам ограниченных ресурсов. В идеале службы агентств должны образовывать всестороннюю систему услуг для удовлетворения потенциальных потребностей своей общины. К сожалению, реальная система предоставления услуг со стороны социальных служб далеко не совершенна. Идеал всеохватывающей сети услуг плохо соотносится с убогой реальностью. Учитывая к тому же сложность системы предоставления услуг, кандидату трудно решить, какое агентство ему подходит. Исследования показали, что только приблизительно половине кандидатов, ищущих помощи, предоставляются услуги. Некоторых клиентов сразу отвергают, других направляют в другие агентства, третьи не принимают предложений агентства об услугах. Ряд проблем, связанных с деятельностью служб, предоставляющих услуги, не дают возможности кандидатам воспользоваться ими. Одна из таких проблем — "снятие сливок", когда услуга оказываются тем кандидатам, которые имеют наилучшие шансы добиться успеха в решении проблем в результате заключения контракта со службой, в то время как от кандидатов с наиболее трудными проблемами стараются избавиться. Финансовая сторона зачастую побуждает агентства искать или принимать только тех клиентов, которые могут полностью оплатить расходы за услуги. Особые трудности испытывают бедные клиенты со сложными проблемами. Иногда их посылают из агентства в агентство по кругу. Учитывая узкую специализацию агентств, как быть кандидату с рядом сложных взаимосвязанных проблем, таких, как алкоголизм, семейные конфликты и психическая болезнь? Его в ряде случаев перебрасывают из одного агентства в другое только потому, что ни одно из них не предназначено для решения его проблем в комплексе. Такая ситуация лабиринта может кончиться тем, что клиент вообще не получит никаких услуг. Социальный работник, занимающийся приемом клиентов, должен хорошо осознавать все эти проблемы, так как они существенно влияют на состояние клиента. Важно понимать, что сопротивление или негативное отношение клиента к принятию услуг может быть результатом того, как его принимают, а не следствием расстройства личности. Указанные работники должны осознавать ответственность в оказании помощи кандидатам при заключении договора со сложной системой предоставления услуг. Просто отослать кандидата в другое агентство является плохой услугой. Хороший социальный работник, следуя этике своей профессии, должен добиться того, чтобы обратившегося к нему человека приняли в другом агентстве, и проследить, чтобы ему была оказана необходимая помощь. Предварительный отбор клиентов Важнейшая задача социального работника на стадии отбора кандидатов — обеспечение "индивидуализации", т. е. процесс детального выявления соответствия их потребностей и проблем возможностям и услугам системы. Необходимо помочь кандидатам понять, чего они хотят и как их проблемы могут быть решены с помощью предоставляемых услуг. Поскольку часто возникает несоответствие между потребностями обра- ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ 244 245 ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ
щающихся лиц и возможностями агентств, работник может научить кандидатов, как наилучшим образом представить себя для получения необходимых услуг. В то же время следует повлиять на отсеивающую процедуру агентства в том направлении, чтобы она была менее жесткой и больше отвечала индивидуальным потребностям кандидатов. Во время процедуры отбора социальный работник должен выяснить путь, каким кандидат пришел в агентство, и помочь ему выразить чувства, испытанные в процессе поиска помощи. Следует учесть, что в результате предыдущего неудачного опыта поисков помощи клиенту, может быть, трудно высказать свои проблемы и заботы. Затем социальный работник должен помочь кандидату сформулировать проблему, которая привела его в агентство. "Начинать нужно с нынешнего состояния клиента" — хорошо известный этический принцип практической социальной работы. Далее работник должен объяснить кандидату, как работает агентство, какие услуги могут представлять для него интерес, или объяснить, в какое агентство ему лучше направиться. Некоторые агентства ведут такую работу сразу с группой кандидатов или предоставляют информацию о предлагаемых услугах с помощью компьютера еще до встречи кандидата с ведущим прием социальным работником. На данной стадии не требуется полного и углубленного изучения кандидата. Главная задача социального работника и кандидата — решить, может ли агентство предоставить ему те услуги, которые помогут сплавиться с проблемой. Работник может рассказать кандидату о последующих стадиях, ожидающих его в роли клиента. Например, описать процедуры диагностики, психологические тесты, предстоящее медицинское обследование или объяснить, что кандидат будет поставлен на очередь и каков механизм этой очереди. Кандидат и социальный работник должны договориться либо о предварительном контракте — пробном соглашении, либо о продолжении изучения проблемы, либо о направлении кандидата в другое агентство. Если кандидат находится в состоянии возбуждения, или склонен к попыткам самоубийства, или опасен для окружающих, социальный работник должен мобилизовать все свои возможности, чтобы защитить клиента и предотвратить тяжелые последствия. Выяснение ролей Когда кандидат принимает предложение стать пользователем услуг, он приобретает статус клиента. Тогда задачей работника становится объяснение клиенту как его собственной роли, так и роли специалистов социальной работы, других профессионалов и непрофессионалов, как, например, психиатров, психологов, медсестер, священников, приемных родителей, которые могут быть вовлечены в процесс помощи. Исследования показывают, что часто ожидания клиентов путаны, неправильны или не соответствуют возможностям социальной службы. Расхождения в ожиданиях могут привести к отрицательной оценке социальной помощи и к прекращению дальнейших посещений. Поэтому задача социального работника заключается в том, чтобы выяснить ожидания клиента относительно его собственных обязанностей, обязанностей социального работника и других людей, участвующих в предоставлении услуги. Работник также должен поделиться с клиентом своим мнением в отношении обязанностей клиента, социального работника и других лиц, предоставляющих услуги. Процедура подробного разъяснения может обнаружить расхождения между ожиданиями работника и клиента, которые следует обсудить и прийти к компромиссу. Приводимый ниже пример показывает, какие могут возникать недоразумения и конфликты. "Мать привела 14-летнюю дочь в агентство по семейному консультированию по поводу проблем с поведением. Мать ожидала, что социальный работник займется дисциплиной ее дочери и будет сообщать ей каждый месяц, как идут дела. Мать не думала, что она сама должна быть как-то вовлечена в процесс оказания помощи. Ожидания социального работника были другими. Ее не учили наказывать детей, и она не считала, что наказание является частью ее профессиональной роли. Она предполагала, что мать также должна участвовать в процессе и приходить со своей дочерью каждую неделю. Когда все эти расхождения были выяснены и обсуждены, мать согласилась попробовать работать по плану социального работника. Матери и дочери совместными усилиями удалось улучшить свои отношения". Договор об услугах Договор об услугах — важная составляющая практической социальной работы. Было проведено значительное число исследований о процедуре заключения и выполнения договора. Договор — это рабочее соглашение, которое заключается между клиентом, социальным работником и другими лицами, участвующими в процессе оказания помощи. Например, они могут договариваться: о целях проводимой работы; о ключевой проблеме или проблемах, которые они надеются разрешить; о задачах предоставляемых услуг; о временных рамках их совместной деятельности; о различных процедурах или специальных методиках, которые будут использоваться (например, индивидуальная, групповая работа или работа с семьей); об особых требованиях агентства, например об оплате, часах работы, о социальных работниках, которые будут заниматься с клиентом, о необходимости сообщения в суд или в другие агентства. Договор об услугах может быть письменным и подписан всеми заинтересованными сторонами или просто устным соглашением об условиях. Цель договора — разъяснить различные аспекты предоставляемых услуг, так чтобы все стороны понимали, что из этого может получиться. Договор об услугах не является юридическим документом. Юридический договор ко многому обязывает, и его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах более гибок. В нем стороны могут в результате повторных обсуждений менять отдельные пункты по мере продвижения в работе. Например, могут пересматриваться цели, временные рамки, методики работы в процессе предоставления услуг. Бывают случаи, когда социальный работник работает в тесной связи с судом или законодательной системой и должен тщательно различать пункты договора об услугах, которые обусловливаются судебными решениями, и менее строгие пункты, касающиеся других услуг. Такой подход "двойного договора" может помочь недобровольным клиентам извлечь пользу из принудительно оказываемых услуг. Существенным аспектом договора об услугах является и то, что работник поощряет клиента активно участвовать в процессе выработки его условий. Желательно, чтобы клиент был равноправным партнером в принятии решений относительно плана социальной работы. Такого идеала можно достичь, дав клиенту возможность первому изложить свои взгляды на данную проблему или пути ее решения, избегая использование профессиональной лексики, особенно при записи договора, и выражая его условия по возможности словами самого клиента. Совместная работа над договором об услугах очень важна, так как это один из способов, каким реализуется на практике важный этический принцип о самоопределении клиентов. Договор — важный этап непосредственной работы с индивидами, семьями и группами, однако его заключение нередко является весьма сложной проблемой на практике. С некоторыми клиентами в соответствующих конкретных ситуациях очень трудно достичь соглашения. Иногда клиент или работник при обсуждении договора нарочно скрывает какие-то позиции или условия, надеясь, что они как-то разрешатся в процессе работы. В других случаях одна из сторон может намеренно саботировать соглашение, если она не была активно вовлечена в процесс принятия решения или если ее мнение не было учтено в окончательном варианте. В таких случаях задача социального работника — быть мастером обговаривать болезненно-чувствительные проблемы в жизни клиента. Он должен всячески способствовать достижению соглашения с клиентом и помогать ему и своим коллегам следовать соглашениям. Когда кандидат и работник совместно выработали план, учитывающий индивидуальные потребности и нужды клиента, а также используемые в этих целях ограниченные ресурсы, это значит, что они создали надежную основу успешного результата общих усилий. Бретт А. Сейбурн См. также: Персональное комплексное обслуживание; Посреднические услуги в практической социальной работе; Практика социальной работы: обзор основных направлений. • Alcabes A., Jones J. (1985). Structural Determinants of "Clienthood".— Social Work, 30(1), 49—53. • GarvinC.SeaburyB. (1984). Interpersonal Practice in Social Work: Process and Procedures. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Knapp C. (1980). Service Contract Use in Preventing and Reducing Foster Care: Final Evaluation Report. Hampton, Va.: Hampton Department of Social Services. • Maluccio A. (1979). Learning From Clients: Interpersonal Helping as Viewed by Clients and Social Workers. N. Y.: Free Press. ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 246 247 ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В документации, которую ведут социальные работники в процессе своей практической деятельности, они описывают и оценивают состояние клиента, определяют цель услуг, подтверждают ранее определенные задачи обслуживания, планы, виды деятельности, фиксируют достигнутый прогресс, оценивают результаты обслуживания. При этом они как бы заново анализируют состояние клиента, процесс обслуживания, и в итоге у них могут появиться новые соображения, позволяющие совершенствовать как деятельность, осуществляемую по отношению к клиентам, так и деятельность, осуществляемую от их имени. История документирования Изучение истории ведения документации в процессе социальной работы свидетельствует, что ее форма менялась вслед за изменением функций, т. е. содержание и структура записи изменялись, хотя иногда с опозданием, в ответ на изменение целей и способов использования документации. Новые виды документации не вытесняли уже существовавшие, но занимали свое место рядом с ними. В начале XIX в., когда записи применялись главным образом для того, чтобы документально подтвердить распределение средств между нуждающимися, это были просто гроссбухи. Во второй половине XIX в. стало важным не только указать, кому предоставлялись средства, но почему и с каким результатом. В документации этого времени проявилось стремление работников "довести дело до конца". Она содержала отчеты о ежедневных контактах с клиентами, суждения об их потребностях и откликах. Это так называемые повествовательные отчеты. А. Шеффелд 11920) описала документацию, в которой отражалась работа по изучению жизни неблагополучных семей и помощь им. Данная индивидуальная информация накапливалась ради достижения трех главных целей социальной работы: 1) ближайшая цель — достижение максимальной эффективности помощи отдельным клиентам; 2) конечная цель — общее социальное улучшение и 3) побочная цель — укрепление критического стиля мышления у самого сотрудника, занимающегося изучением жизни неблагополучных семей и помощью им. Документирование процесса обслуживания. В последующие годы Э. Бер-джесс предложил социальным работникам сделать документацию более пригодной для социологической интерпретации, заменив повествовательные отчеты застенографированными интервью с клиентами. Такие стенографические отчеты помогут человеку с помощью его собственных слов увидеть, каков он есть. Стенографические записи, включающие как то, что говорил клиент, так и то, что говорил социальный работник во время интервью или встречи, стали важным методом документирования. В течение последующих четырех десятилетий работники по изучению условий жизни неблагополучных семей и помощи им и специалисты по работе с группами вели и изучали документацию процесса обслуживания, чтобы лучше понимать клиентов и повышать свое практическое мастерство. Однако сегодня такой метод неприемлем для социальных работников, поскольку слишком трудоемок и громоздок, чтобы его можно было применять в повседневной практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|