Недостатки системы оказания помощи детям 11 глава
Расчетный период. Отдел текущего учета населения и большинство других организаций учитывают данные о распределении доходов на протяжении года. Использование более продолжительного периода позволяет устранить колебания доходов год от года, делая картину распределения доходов менее изменчивой. Более того, некоторое неравенство дохода в один какой-то год происходит и из-за того, что люди находятся на различных стадиях своей жизни, а доходы могут систематически изменяться с возрастом. Среди людей одинакового возраста различие доходов за год может определяться факторами, которые затем нивелируются на протяжении того или иного отрезка жизни. Например, человек, получающий образование, имеет значительно меньший доход, чем человек, работающий полную рабочую неделю, но в последующий период первый из них сможет получать более высокий доход. По этой причине некоторые специалисты считают, что учет распределения доходов за весь период жизни дает более точную картину экономического неравенст- ва. Анализ доходов за многолетний период показывает, что неравенство доходов в этом случае на 4—20% меньше, чем неравенство, получаемое при анализе доходом:т один год. Измерение неравенства. Простой метод измерения неравенства заключается в определении доли суммарного дохода, получаемого специфической группой населения, такой, например, как беднейшие 20% или самые богатые 5% населения. Альтернативные методы — это построение кривой Лоренца и определение обобщенных показателей, i Кривая Лоренца
Доходы в % 100 40 60 80 100 Домохозяйства в %
Чтобы построить кривую Лоренца (см. рис.), на горизонтальной оси откладывают совокупное число единиц совместного проживания (в процентах от общего числа), начиная с беднейших. На вертикальной оси откладывают соответствующую Совокупную долю дохода, получаемого этими единицами (также в процентах от общей суммы доходов). Линия, связывающая доли дохода, является кривой Лоренца. Если бы доходы были распределены равномерно, то обследованные 10% получали бы 10% общего дохода, обследованные 20% получали бы 20% общего дохода и т. д. Тогда кривая Лоренца была бы диагональной линией, иллюстрирующей полное равенство. В любой реальной экономике кривая Лоренца располагается ниже диагонали, так как беднейшие 10 % получают менее 10% общего дохода, беднейшие 20%
ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ 254 255 ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ
получают менее 20% и т. д. до 100% населения, которые, естественно, получают 100% всего дохода. Чем ближе кривая располагается к диагонали, тем меньшее неравенство она фиксирует. Коэффициент Гини — наиболее популярный числовой показатель неравенства. Этот коэффициент определяется как отношение площади между кривой Лоренца и диагональю полного равенства (площадь А на рис.) и общей площади под диагональю (площадь А + площадь В). Это отношение может находиться в пределах 0— 1. Более высокие значения характеризуют большее неравенство. Другим общепринятым показателем является коэффициент вариации, который равен стандартному отклонению распределения доходов, разделенному на его среднее значение. Более высокие значения этого показателя, так же как и в первом случае, характеризуют большее неравенство.
Распределение общих денежных доходов в 1984 г. для всех семей американцев приведено в таблице 1. Таблица 1 Распределение денежных доходов среди всех семей по данным за 1984 г.
* Средний доход (по медиане) — 26 433 долл., средний доход (средневзвешенная величина) — 31 052 долл. ** Число семей — 62 706 млн. Распределение сосредоточено около среднего дохода (по медиане), которое составляет 26 433 долл. Оно характеризуется наличием верхней и нижней ветви и смещено вправо (средневзвешенный доход составляет 31 052 долл.). Около 30% всех семей имели доход от 20 000 до 35 000 долл. Свыше 14% семей имели доход менее 10 000 долл., доход 11,1% семей составлял от 50 000 до 75 000 долл., и 4,7% семей имели доход 75 000 долл. и выше. Беднейшие 20% получали 4,7% всего дохода, средние 20% — 17%,, верхние 20% — 42,9% (см. табл. 2 на с.255). По данным, приведенным в таблице 2, неравенство доходов семей уменьшалось между 1947 г. и концом 60-х годов, затем оно начало расти. Более быстро неравенство увеличивалось после 1980 г. Отсутствие долговременной тенденции в последние 35—40 лет отражает приблизительное равновесие между увеличивающими неравенство социальными и экономическими факторами (в основном значительным увеличением относительного числа людей пожилого возраста, молодежи, семей с одним родителем и других единиц совместного проживания с низким доходом) и факторами, ведущими к равенству (главным образом быстрым ростом выплат и других поступлений за счет общественных фондов). Почти постоянный уровень неравенства в течение многих лет указывает или на процесс распределения доходов, в котором относительное положение семьи по отношению к получаемому доходу остается постоянным, или на процесс перемещения семей внутри каждой из доходных групп, что определяется большой подвижностью доходов. Существенное неравенство за какой-то один год, вероятно, является вполне терпимым социально, если имеются реальные возможности сдвигов в доходах. На основе полученных данных можно утверждать, что существует значительная подвижность доходов семей в США, что иллюстрирует таблица 3 на с.255.
Первый ряд цифр, например, показывает, что из 20% населения США, жившего в беднейших семьях в 1971 г., только 11,1% попали в эту же категорию в 1978 г. Другие 8,9% переместились в более высокую категорию. В целом 59,9% населения переместились вверх или вниз на одну категорию, в то время как 23,1 % переместились по крайней мере на две категории за семь лет. Часть населения владеет определенным богатством, что позволяет этой части получать дивиденды, процентные ставки, рентный доход, наличие которых ведет к возрастанию неравенства доходов. Больше того, если люди владеют богатством, которое может быть израсходовано или использовано Неравенство распределения денежных доходов среди семей.
* Н.д. — не имеется данных. Таблица 3 Подвижность доходов: число людей (в %) в различных сочетаниях в 1971 г. и 1978 г. в пятой части семейных доходов
ми в Соединенных Штатах значительно пре- восходит неравенство в получении доходов. В 1947 г. 5% наиболее богатых домохозяйств имели 17,5% общей суммы получаемых доходов. Данные 1984 г. свидетельствуют,
что по сравнению с 1947 г. происходят лишь ; пункта). ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ 256 257 ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ
Социально-экономические источники разницы доходов Анализ факторов, определяющих разницу доходов, обычно сосредоточивается на заработной плате, которая, по расчетам, составляет 75 % всех денежных доходов. Распределение заработной платы существенным образом влияет на распределение суммарного дохода. По имеющимся данным, неравенство в распределении заработной платы среди мужчин увеличилось между 1959 и 1978 гг. и, вероятно, продолжает увеличиваться. Неравенство в распределении заработной платы среди женщин, по-видимому, оставалось почти постоянным в этот период. Различия в заработной плате обусловлены индивидуальными причинами, они отражают врожденные характеристики личности, такие, как раса и пол, которые влияют на рыночное вознаграждение. Другие различия обусловлены институционными особенностями рынка труда, такими, как наличие профсоюзов. Наконец, различия определяются и разной квалификацией, специальностью и результатами труда. Существуют существенные противоречия относительно интерпретации и важности каждого из этих источников различий в размерах заработков. Рабочее время. Различия в количестве времени, уделяемого оплачиваемой работе, и в интенсивности труда обусловливают значительную степень неравенства заработной платы. Некоторые различия обусловливаются объективными причинами. Так, возрастание безработицы ведет к большему неравенству вследствие того, что потери доходов приходятся на лиц с низкой, средней и высокой заработной платой непропорционально. В отличие от этого другие различия обусловлены субъективными причинами и зависят, например, от решения найти дополнительную временную работу или быть занятым лишь часть рабочего времени, работать сверхурочно, заниматься собственным делом или работать на службе, которая позволяет самому регулировать количество рабочего времени. Специфика работы, требующая компенсационных выплат. Некоторые работы более трудны, более неприятны или более опасны, чем другие. С учетом уровня квалификации такие работы должны оплачиваться выше, чтобы побудить людей занять их. Имеются убедительные доказательства, что работы, связанные с большим риском, обусловливают большие выплаты. Образование и опыт. Достаточно достоверно установлена тесная связь между годами обучения и уровнем заработной платы. Однако теоретическая интерпретация этого соотношения порождает дебаты. Так, теория "человеческого капитала" доказывает, что работа, требующая более высокого образования, должна оплачиваться лучше, чтобы привлечь достаточное количество работников, так как люди обычно ожидают возмещения недополученного заработка за время, в которое они не работали, а учились, своеобразной компенсации за их решение отложить начало работы и осуществить инвестиции знаний в самих себя. Эта теория предполагает, что более длительное обучение создает более высокую производственную квалификацию, которая оценивается работодателями. Согласно же теории "сортировки", формальное обучение дает немного того, что может быть непосредственно применено в будущей работе. И следовательно, не повышает "капитал" работника, однако система образования "отсортировывает" наиболее способных молодых людей. Работодатели оценивают эти способности и ищут более об-разованныхлюдей и вознаграждают их выше. Неомарксистские теоретики доказывают, что образование сортирует людей по их социальному положению, а не по способностям. Они также предполагают, что более продолжительное обучение порождает лучшую дисциплинированность и социализирует будущих работников, побуждая их принять институты рынка. По этим причинам бизнес предпочитает более образованных и более конформных работников и вознаграждает их лучше.
Имеется прямая зависимость между продолжительностью приобретения опыта работы и заработной платой. Согласно теории "человеческого капитала", приобретение опыта сопровождается обучением на рабочем месте. Таким образом, более высокая заработная плата за больший опыт предоставляет вознаграждение за более высокую производительность, обусловленную таким обучением. Указанная зависимость согласуется также с обычными различиями оплаты за трудовой стаж независимо от производительности. Положение семьи. Финансовые возможности семьи ограничивают доступ некоторым людям к получению образования, тем самым косвенно влияя на заработную плату. Возможности родителей убедить детей в необходимости учиться и помочь им в получении школьного образования, поддержать их здоровье и затем обеспечить учебу в хорошем колледже также в дальнейшем могут иметь важное влияние на заработную плату. Положение и социально-экономический статус семьи могут оказывать непосредственное влияние на заработную плату и через рабочие контакты родителей. Эмпирический анализ заставляет предположить, что переменные факторы, характеризующие положение семьи, оказывают основное влияние на получение образования. Раса и ПОЛ. Заработная плата женщин и людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, ниже, чем заработная плата белых мужчин, даже в том случае, если другие факторы — образование и опыт — оказываются сопоставимыми. Большинство аналитиков интерпретирует эти различия как доказательство дискриминации на рынке труда. Другие исследователи считают, что рынок труда слишком конкурентен, чтобы равные по производительности рабочие получали бы в течение длительного времени неравную заработную плату. Эти исследователи приходят к выводу, что неизмеряемые, возможно, слабо уловимые различия в мотивации, качество образования и другие факторы обусловливают наблюдаемые различия в заработной плате. Профсоюзы. Профсоюзы стремятся повысить заработную плату своих членов относительно заработной платы аналогичных по производительности рабочих, не входящих в профсоюз, путем проявления способности заключать сделки. Разница в заработной плате членов и не членов профсоюза обычно составляет 10—20%. В то время как профсоюзы увеличивают неравенство заработной платы в промышленности, их практика заключения сделок уменьшает неравенство среди их членов и сглаживает разницу между непосредственно занятыми в производстве и непроизводственными — обслуживающими — работниками внутри фирм. Внутренний и вторичный рынок труда. Различия в заработной плате могут возникать и вследствие разницы в структуре фирм. Внутренний рынок труда в фирме характеризуется лестницей работ, обеспечивающей стабильную занятость. Наименее квалифицированные рабочие обычно вступают на низшую ступень лестницы. С опытом и приобретением квалификации они поднимаются со ступеньки на ступеньку, в результате лучшие рабочие места заполняются путем продвижения своих сотрудников, а не привлечением, возможно, даже более способных людей с открытого рынка труда. В результате внутренний рынок труда частично изолирован от давления рынка, и относительная заработная плата на внутреннем рынке зависит в значительной мере от традиции, статуса конкретного рабочего места, представлений рабочих о равенстве. Работодатели отбирают рабочих для работы на внутреннем рынке труда, исходя из уровня их общего и профессионального образования, в ряде случаев учитывая и расу, и пол, и другие характеристики, исходя из стоимости обучения, необходимого для выполнения той или иной работы. Рабочие, отвергнутые на внутреннем рынке труда, попадают на "вторичный рынок труда", где заработная плата, условия работы, стабильность работы, возможности обучения и продвижения хуже. Отметим, что двойственность рынка труда — существование внутреннего и вторичного рынка труда (или, иначе, многосегментного рынка труда), как определяющее условие различий в заработной плате, входит в конфликт с основным положением теории "человеческого капитала" об индивидуальном выборе и открытом конкурентном рынке труда. Другие факторы, в дополнение к этим источникам неравенства в заработной плате некоторые другие социально-экономические факторы оказывают непосредственное влияние на распределение дохода. Суммарное распределение заработной платы между мужьями и женами оказывает влияние на общий семейный доход. Необходимость работать жене возрастает в тех семьях, в которых мужья получают низкую заработную плату. Таким образом, происходит некоторое выравнивание доходов семей. Вместе с тем неравенство богатства порождает в определенной мере и неравный доход от имущества. Денежные и неденежные доходы из общественных фондов — трансферы — предоставляются главным образом домохозяйствам, находящимся в нижней части шкалы распределения доходов. Эти трансферы уменьшают коэффициент Гини на 19% и повышают долю беднейших 20% с менее 5% рыночного дохода до приблизительно 8 % общего дохода. В противоположном направлении действует налоговая система, хотя она оказывает лишь незначительное влияние на уровень неравенства. Политические дебаты относительно распределения доходов Фундаментальный политический воп- рос: как интенсивно должно влиять прави- ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 258 259 ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЫЮЙ ЗАЩИТЫ
тельство на рыночные силы, причастные к распределению доходов? В Соединенных Штатах, где господствует концепция свободы рыночных сил (которые неизбежно порождают неравенство), существует лишь минимальное давление общественного мнения, направленное на уменьшение неравенства доходов и богатства. Политические дебаты, как правило, сосредоточиваются на уменьшении разницы доходов в зависимости от региона, расы, пола, возраста, принадлежности к той или иной отрасли промышленности и профессиональной группе. v Существует более широкая поддержка стремления изменить процесс распределения доходов на основе уменьшения неравенства возможностей. Эта поддержка оказывается антидискриминационными законами, федеральными ссудами для колледжей, программами дошкольного начального обучения и г. д. Однако стратегия выравнивания возможностей другим путем, на основе ограничения большого наследства или другими ограничениями семейного богатства никогда серьезно не рассматривалась. Политика налоговых и социальных льгот была провозглашена и стала претворяться в жизнь с целью уменьшить негативные последствия потери доходов в связи с преклонным возрастом, безработицей, утратой нетрудоспособности или потерей кормильца. В этой связи следует отметить помощь населению в оплате продуктов, жилища или медицинской страховки, реализацию программ уменьшения бедности, справедливого сокращения налогового бремени. Поскольку социальные льготы вовлекают в оборот огромные суммы, то такие программы оказывают серьезное влияние на общее распределение доходов. Пособия, предоставляемые главным образом в соответствии с Программой помощи семьям, имеющим детей, и Законом о дополнительной защите доходов, а также система продовольственных талонов и помощь по программе "Медикейд" играют важную роль в смягчении бедности и уменьшении неравенства. С конца 70-х годов обширная программа реформ прекратила свое развитие. Сокращение программ помощи при президенте Рейгане урезало количество предоставляемых льгот, изменило побудительные мотивы работы по Программе помощи семьям, имеющим детей, уменьшило доходы многих бедных и близких к бедности семей и способствовало увеличению неравенства. Если социальные работники хотят препятствовать этому, они должны с еще боль- шей энергией продолжать поддерживать политику, направленную против обнищания, политику сохранения доходов бедняков, зная, что успех в достижении этих целей будет содействовать меньшему неравенству в доходах. Действия по защите и за расширение политики равных возможностей реально содействует более справедливому распределению доходов. Роберт Д. Плотник См. также: Доходы: система социальной защиты; Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики; Социальное планирование в государственном секторе; Федеральное социальное законодательство после 1961 г. • Atkinson А. В. (1983). The Economics of Inequality. N. Y.: Oxford University Press. • Blank R., Blinder A. (1986). Macroeconomics, Income Distribution and Poverty. In: S. Danziger, D. Weinberg (Eds.), Fighting Poverty: What Works and What Doesn't. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Duncan G. J. (1984). Years of Poverty, Years of Plenty: The Changing Economic Fortunes of American Workers and Families. Ann Arbor, Mich.: Institute for Social Research. • Lampman R. (1984). Social Welfare Spending: Accounting for Changes from 1950 to 1978. N. Y.: Academic Press. • OsbergL. (1984). Economic Inequality in the United States. Armonk N. Y.: M. E. Sharpe, Inc. • U. S. Bureau of the Census. (1985). Money Income of Households, Families and Persons in the United States: 1983. In: Current Population Reports (Series P—60, No. 146). Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В США по крайней мере трое из десяти граждан получают материальную помощь. Оказание материальной помощи, ставшее в последнее время столь широко распространенным явлением, может быть рассмотрено с разных точек зрения. С финансовой точки зрения оказание материальной помощи следует отнести к системе социального обеспечения, поддерживающей на определенном уровне доходы индивидов или семей, имею- щих право на помощь. С функциональной точки зрения — это социальная служба, а также работающие в ней. С организационной — это система взаимосвязанных программ, имеющих целью улучшить условия существования отдельных категорий населения, в частности бедных, пенсионеров, иждивенцев и нетрудоспособных, людей, не имеющих кормильцев, безработных. Термин "материальная помощь" имеет широкое применение и может быть использован для обозначения системы финансовой помощи на местном, федеральном уровнях и уровне штагов. Материальная помощь предоставляется наличными или в виде ваучеров индивидам или семьям в периоды приостановки поступления доходов или их сокращения как единовременно, так и на длительный срок. Таким образом, уровень жизни индивида или семьи благодаря оказанию единовременной или долговременной экономической помощи остается относительно стабильным. Однако материальная помощь не включает в себя налоговые льготы и различные специальные пособия, которые получают работающие. Первые относятся к финансовому, а вторые к профессиональному обеспечению и не имеют отношения к сфере материальной помощи. Система материальной помощи в США Программы материальной помощи в США различаются масштабами, избирательными критериями, источниками финансирования и целями. Они осуществляются федеральным правительством, местными властями и правительствами штатов. Некоторые программы в 80-х годах были объединены, ряд программ упразднили, разработав новые. Поэтому довольно трудно подсчитать точное количество действующих программ, тем не менее их число никак не меньше ста. Большинство программ осуществляется под эгидой пяти федеральных министерств (здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, труда, жилищного строительства и городского развития, внутренних дел), а также Комитета по экономическим возможностям, Управления по делам ветеранов, Совета по пенсионному обеспечениюже-лезнодорожников и Комиссии гражданской службы. Программы оказания материальной помощи, осуществляемые под руководством правительств штатов и местных властей, поддерживаются гораздо большим числом правительственных и властных организаций на местах. Крупные программы всегда находят- ся в центре внимания и подвержены постоянным политическим колебаниям. Эти программы включают помощь престарелым, потерявшим кормильцев и нетрудоспособным, т. е. области, входящие в систему социального обеспечения, компенсации по безработице, помощь семьям с зависимыми детьми, продовольственные талоны, компенсации работающим и т. д. Краткая история. Предшественниками системы материальной помощи в США принято считать британские законы для бедных 1597—1601 гг., завезенные в американские колонии переселенцами. Каждая колония приняла свой закон, взяв за основу британский образец. Колониальные законы для бедных, довольно жесткие и карательные с современной точки зрения, продолжали действовать до Гражданской войны. В 1865 г. после упразднения рабства и освобождения бедных и истощенных рабов, не способных выжить без посторонней помощи, федеральное правительство образовало Бюро по делам беженцев, освобожденных лиц и управлению покинутыми землями. Таким образом, федеральное правительство впервые взяло на себя ответственность за оказание финансовой и других видов помощи нуждающимся гражданам (как черным, так и белым). Историческую эволюцию сферы оказания материальной помощи в XIX в. следует рассматривать в контексте той эпохи. Понятия о социальных ценностях века складывались под влиянием сурового индивидуализма, социального дарвинизма и могущественной протестантской этики. Упор делался на спасение души. Политика и принципы первоначальных программ оказания помощи были связаны с понятиями социальных ценностей. Прогрессивная Эра (1900—1914) была отмечена частичными реформами в социально-экономической политике США. Одним из важных новшеств было назначение пенсий матерям, имеющим детей-иждивенцев. Эти пенсии субсидировались государственными органами и предоставлялись для обеспечения благосостояния детей и укрепления стабильности семей. В 40 штатах с 1921 г. предоставлялись пенсии матерям и вдовам. В 1909—1920 гг. 43 штата приняли законодательство, предоставляющее компенсации рабочим в случае получения травм и заболеваний на рабочих местах. Хотя эти первые законы носили крайне ограниченный характер, но они были первым шагом в этом направлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|