Недостатки системы оказания помощи детям 12 глава
"Великая депрессия" конца 20 — начала 30-х годов ввергла миллионы людей и их ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 260 261 ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
семьи в беспросветную нужду. Имевшиеся программы материальной помощи были недостаточны для удовлетворения экономических потребностей большинства жителей страны. Федеральное правительство поддерживало лишь программы материальной помощи отдельным категориям, наиболее пострадавшим в результате "депрессии". Но ухудшающаяся ситуация вынудила его принять в 1935 г. Закон о социальном страховании, легший в основу современной системы материальной помощи. Текущие программы. Современные программы оказания материальной помощи не представляют собой сбалансированную, хорошо организованную и взаимосвязанную систему. В разное время появлялись различные программы, которые служили достижению разных целей, имели неодинаковые критерии для оказания помощи и осуществлялись многими правительственными и другими организациями. В результате система оказания материальной помощи отличается очень сложной структурой. Хотя многие признают положительные аспекты указанной системы, однако это не останавливает их от критики отдельных программ, которые по-прежнему выпускают из поля своего зрения большие группы бедствующих. Недоумение вызывает небольшой размер пособий и компенсаций по безработице. Отмечается, что некоторые программы оказывают отрицательное воздействие на индивидов и семьи. Они вызывают разводы, раздельное проживание, предпринимаемые с целью получить пособие или финансовую помощь, которые невозможно получить, не изменив своего семейного положения.
Тем не менее программы оказания материальной помощи имеют и положительные стороны. Они обеспечивают поддержание определенного уровня материального положения миллионов американцев, а значит — социальную и экономическую стабильность в обществе. Не следует не замечать или преуменьшать их значение: они вносят свой вклад в экономическое существование индивида и общества в целом. Однако надо отметить и их недостатки и несовершенство, чтобы сделать их более эффективными. Основные программы Целесообразно остановиться на основных программах, оказывающих наибольшее воздействие и охватывающих значительные группы населения. Хотя различия между ними не всегда ясны, их все же можно разделить на два направления: социальное страхование и общественная помощь. Программы социального страхования. Это программы, в фонд которых возможный получатель пособия сам делает предварительный вклад, могущий иметь форму специального налога, который вносит будущий получатель, или его работодатель, или они оба. Пособия рассматриваются скорее как право, нежели как привилегия, и получение его не представляет собой социального позора. Пособия престарелым, потерявшим кормильца и нетрудоспособным выплачиваются пенсионерам, потерявшим кормильца членам семьи и нетрудоспособным. Зависимости между получением пособия по социальному страхованию и уровнем дохода (исключая доход, получаемый в период работы) не существует. Данная система — это крупнейшая программа социального страхования. Другие основные программы социального страхования в США — это компенсация по безработице и компенсация рабочим. Программы общественной помощи. Эти программы имеют одну особенность: заявитель должен доказать свою потребность в помощи и отсутствие альтернативного источника для ее получения. Указанные программы общественной помощи обычно финансируются из государственного бюджета и не требуют особых налоговых сборов.
Общественная помощь оказывается как благотворительность бедным людям. Она предоставляется строго определенному контингенту индивидов или семей. Эти программы часто называют "сеть безопасности", основные из них: Помощь семьям с зависимыми детьми, Восполнение дохода и Продовольственные талоны. Масштаб, разнообразие и стоимость основных программ по оказанию материальной помощи весьма значительны. Право на получение одного вида помощи не лишает человека возможности получения и других пособий. По приблизительным подсчетам, около 60 млн граждан США получили материальную помощь в рамках по крайней мере одной существующей программы. Ежегодно в 80-х годах на оказание материальной помощи выделялось 233 млрд долл., не считая расходов на ведение административной деятельности. Поддержание доходов на определенном уровне путем оказания материальной помощи является одной из важнейших функций федерального правительства, имеющей большое значение для жизни миллионов граждан. Новые тенденции В 60-е и особенно в 70-е годы наблюдалось значительное увеличение расходов на оказание материальной помощи. Если в 1955 г. общие федеральные затраты и затраты штатов на социальное страхование и общественные программы помощи составляли 3,2% ВНП, то к 1980 г. эта доля возросла до 11,5%. Такое положение было связано с демографическими изменениями, увеличением числа обращавшихся за помощью и размеров помощи, а также с появлением новых программ, охвативших более широкие слои населения. Указанный значительный рост был остановлен в начале 80-х годов вследствие экономического спада, увеличения инфляции, безработицы и возобладания консервативного подхода к осуществлению программ, т. е. стремления сократить расходы на социальные нужды, что затронуло и программы оказания материальной помощи. Высшей точки такого рода активность достигла во время принятия в 1981 г. Закона о сбалансированном бюджете. Закон предполагал снизить расходы на все виды пособий. Никогда со времен принятия в 1935 г. Закона о социальном страховании не наблюдалось столь консервативного политического подхода к социальным программам. От этого закона особенно пострадали лица, получавшие пособие на зависимых детей. Вместе с тем под давлением обстоятельств некоторые практические изменения были внесены в законоположения об отдельных видах социальной помощи. Так, в 1983 г. в правила предоставления пособий престарелым, потерявшим кормильца и нетрудоспособным были внесены серьезные поправки. Они упразднили дефицит этого фонда, разрешили включить в категорию получающих его федеральных государственных служащих и сотрудников неприбыльных организаций, установили новые размеры налогообложения пособия, изменили схему налогообложения, ввели индексацию и снизили возрастной ценз его получателей.
Спорные проблемы Оказание материальной помощи — это область социального обеспечения, перед которой стоит много проблем, что ведет к постоянному реформированию прежних программ и появлению новых. Эти проблемы включают в себя следующие спорные вопросы: 1) должно ли пособие предоставляться наличными или в виде различных услуг или ваучеров; 2) как достичь вертикальной и горизонтальной справедливости в программах оказания материальной помощи; 3) предоставлять ли право получения помощи на основе вычленения конкретных категорий лиц или оказывать ее всем нуждающимся; 4) должны ли программы руководствоваться материальной эффективностью или социальной эффективностью; 5) должны ли программы разрабатываться федеральными или местными организациями и организациями штатов. К указанным вопросам в течение последних нескольких десятилетий подходили по-разному. При всем разнообразии подходов политики оказались не в состоянии разрешить проблемы. Три следующих вопроса наиболее показательны: 1. Каким должно быть отношение между занятостью и получением материальной помощи? Другими словами, должен ли получатель работать и при каких обстоятельствах? Многие исследователи подчеркивали необходимость занятости для бедных, утверждая, что оказание материальной помощи снижает заинтересованность в труде. С 1977 г. все программы оказания материальной помощи включали меры по стимулированию труда бедных. Общество было готово полностью поддержать лишь детей, некоторых матерей-одиночек, слепых, увечных и престарелых. Следовательно, большинство трудоспособных должны были работать или не получать помощи. Этот основополагающий подход считался очень важным и социально и экономически. Для получения информации о том, насколько указанное положение работает и какое влияние оказывает предоставление материальной помощи на ее получателя, в 1972—1976гт. были проведены широкие социологические исследования. В ходе исследований были подсчитаны суммарные доходы семей и прослежено их воздействие на желание работать. Оказалось, что только 6% мужей в таких семьях хотели бы снизить свое трудовое участие и ограничиться работой в течение нескольких часов, лишь 20% их жен не стремились найти работу, а среди женщин, возглавляющих семьи, их доля была всего от 5 до 12%. Таким образом, были выявлены лишь минимальные потери заинтересованности в труде, что явно не подтверждало широко распространенное мнение об исчезновении стимулов к труду.
Работа получателя пособия (и, соответственно, получение им зарплаты) рождает проблему определения уровня налогообложения. Для сохранения заинтересованности в труде получатель помощи должен платить относительно низкий налог со своих заработков. Однако, для того чтобы правительство могло ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 262 263 ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
финансировать социальные программы, оно нуждается в расширении налоговой базы и увеличении поступлений от налогов. 2. Должен ли размер пособия определяться на основе принципов справедливости или принципов адекватности? Речь идет о том, должен ли размер пособия быть равен трудовому и финансовому вкладу, который был сделан, или весь фонд пособий должен быть поделен таким образом, чтобы предоставить большую помощь наиболее нуждающимся, имея в виду поднять их экономический уровень до удовлетворения насущных потребностей. Указанная проблема особенно затронула Помощь престарелым, потерявшим кормильца и нетрудоспособным. Изменения, внесенные в эту программу, были направлены на установление соответствия между размером помощи и потребностями, что ущемляло интересы тех, кто вносил наибольшие суммы в эту программу в годы работы. В последние годы эта проблема стоит не столь остро, поскольку удалось значительно увеличить размеры помощи и обеспечить достойное существование ее получателям. Другие программы, например Продовольственные талоны, Помощь семьям с зависимыми детьми и компенсации безработным, не смогли поднять размеры помощи до уровня, превышающего уровень бедности. Это означает, что они не отвечают потребностям. Поэтому требования установить пособия на детей или ввести специальный налог для создания фонда семьям, не имеющим дохода, исходили из того принципа, чтобы помощь Сыла адекватна потребностям бедных людей.
3) Должны ли программы оказания помощи быть универсальными или избирательными? Другими словами, должны ли все члены общества иметь право получать материальную помощь при наличии соответствующих условий, или помощь должна оказываться лишь нуждающимся? Помощь престарелым, потерявшим кормильца и нетрудоспособным и компенсации безработным — это универсальные программы. Продовольственные талоны, Восполнение дохода и Помощь семьям с зависимыми детьми имеют избирательный характер, так как помощь оказывается лишь экономически нуждающимся в ней. Универсальные программы, более дорогостоящие, претворяются в жизнь с определенного установленного времени и приносят, как правило, больше выгод средним и высшим слоям общества. Избирательные программы имеют "целевую эффективность". Вместе с тем они могут иметь некоторые от- рицательные последствия для получателей, так как возрастает возможность стать социально ущербным в глазах окружающих. Нет достаточных эмпирических данных, позволяющих судить об этой стороне указанных программ, однако некоторые исследователи ее подтверждают. Вместе с тем не следует подчеркивать подобные последствия программ, поскольку это может быть препятствием для их расширения. Указанные выше обстоятельства ведут к основному недостатку избирательных программ — нежеланию участвовать в них многих, кто имеет право на помощь. Учитывая моральные издержки и чувство стыда, связанное с получением помощи, многие и не обращаются за нею. Нежелание обращаться за помощью, безусловно, не представляет собой проблему и не вызывает беспокойства в США, но тем не менее, как показывают результаты обследования, такие программы охватывают лишь 46% имеющих право на соответствующую помощь. Данное обстоятельство трудно игнорировать, поэтому необходимы дальнейшие исследования, прежде чем будут четко сформулированы предложения о том, как увеличить численность людей, которых можно охватить избирательными программами. Определенное клеймо ущербности и недостаток информации — вот главные препятствия; очевидно также, что препятствием являются некоторые бюрократические сложности, не дающие вовлечь в эти программы многих людей, испытывающих экономические трудности и действительно нуждающихся в материальной помощи. В конечном итоге, вероятно, следует разумно сочетать универсальные и избирательные программы, поскольку в настоящее время нельзя надеяться лишь на возможности использования определенных их видов. Материальная помощь и социальная работа Одно из направлений в истории социальной работы в США было тесным образом связано со сферой оказания материальной помощи. "Дружелюбные посетители" из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками. Деятельность "дружелюбных посетителей" сильно отличается от активности современных социальных работников, однако многое из деятельности добровольцев благотворительных обществ сохранилось и в ходе профессионализации социальной работы.
В начале XX в. многие зачинатели социальной работы выступали за создание пенсионной системы для матерей-одиночек и проведение других реформ. В тот период управление агентствами социальной помощи было передано в руки социальных работников. Социальные работники сделали много для разработки и принятия Закона о социальном страховании 1935 г. Взаимосвязь между социальной работой и мерами по определению контингента, имеющего право на социальное обеспечение, была настолько тесной, что до сих пор общественность отождествляет социальную работу с социальным обеспечением. Начиная с 1972 г. социальные службы Помощи семьям с зависимыми детьми и другие службы программ общественной помощи были выделены из сферы материальной помощи. До этого указанные функции выполнялись одним и тем же социальным работником или одной и той же организацией. Разделение затронуло как содержание работы, так и организационную структуру. Однако трудно с уверенностью сказать, отвечало ли отделение социальной работы от области материальной помощи объективным потребностям и свело ли это к минимуму негативные последствия для тех людей, на которых не распространялось воздействие социальных служб. В одном из исследований отмечалось, что разделение имело целью вывести за рамки агентств социального обеспечения социальные службы и расширить социальные программы в других агентствах. Насколько удачным был этот эксперимент для получателей помощи, остается неясным. В последние годы обозначилась тенденция разработки новой концепции функций работающего в сфере материальной помощи и улучшений в сфере оказания услуг. Ранее считалось, что деятельность по оказанию материальной помощи должна быть стандартизована и сведена до уровня конторской работы, для чего не требуется особых навыков. Такое понимание проблемы устарело, и начались поиски новых подходов. Наиболее весомый вклад в такого рода поиски был сделан Министерством здравоохранения и социальных служб. Предложенная модель, разработанная на основе эмпирических данных о формах оказания материальной помощи в США, выделила восемь областей этой деятельности, требуюших соответствующих практических навыков и стандартов, а также особые критерии для отбора сотрудников. Сущность деятельности и исполнительных стандартов оказывается более сложной, чем это считалось прежде. Работники служб материальной помощи также прилагают усилия для профессионализации своей деятельности. Этому способствует недавно созданная Национальная ассоциация служащих, ведающих начислением пособий. В ассоциацию вошли работники, ранее занятые в программах Помощи семьям с зависимыми детьми и Продовольственных талонов, они весьма широко понимают свою роль и готовы участвовать в претворении в жизнь и других программ. Эта ассоциация не связывает себя с Национальной ассоциацией социальных работников, поскольку ее члены не считают себя социальными работниками. Еще одно проявление профессионализации деятельности по оказанию материальной помощи — это появление в последние годы специального курса обучения в колледжах общего типа, поскольку применяющаяся в специализированных колледжах социальной работы программа обучения не совсем отвечает потребностям работников сферы оказания материальной помощи как на уровне бакалавра, так и на уровне магистра. Исследования показывают, что дополнительная подготовка работников сферы оказания материальной помощи приносит экономический эффект. Так, профессионально проведенный сотрудником опрос приводит к уменьшению возможных ошибок. Увеличение расходов на обучение сотрудников на 50% ориентировочно приносит уменьшение на 2,3% числа открытия дел и на 1 % — выплат по делам в национальном масштабе. Профессиональная подготовка сотрудников сферы оказания материальной помощи не только повышает их профессиональный уровень, но и приносит другие позитивные результаты, в частности улучшает моральные отношения между сотрудником и получателем материальной помощи. Заключение Развитие сферы оказания материальной помощи в США обычно рассматривается в рамках филантропизма и либеральных традиций. Миллионы индивидов и семей получают финансовую помощь в рамках этой сферы. Развитие ее шло довольно медленно и неровно, однако можно все же надеяться на ее рост. Если социальные работники хотят сыграть свою роль в этом деле, то им необходимо приобрести специальные знания и осознать • специфику области оказания материальной ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 264
помощи, а также выступить инициатором новых перемен. Найти точки соприкосновения между социальной работой и сферой оказания материальной помощи — в интересах как социальных работников, так и миллионов получателей помощи. Норман Л. Вайерс См. также: Бедность; Обеспечение занятости; Общая и специальная социальная помощь; Помощь семьям с зависимыми детьми; Пособия: система "отработки"; Программа продовольственных талонов; Социальное страхование. • AxinnJ., Levin H. (1975). Social Welfare: A History of the American Response to Need. N. Y.: Dodd, Mead & Co. • BarthM. C, Carcagno G. J., Palmer J. L. (1974). Toward an Effective Income Support System: Problems, Prospects, and Choices. • Bell W. (1983). Contemporary Social Welfare. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Ginsberg M. I., Mesnikoff A. M., Kulis S. (1984). Work, Welfare, and the Family: The Consequences of AFDC Losses for New York City Working Mothers, and Their Families. N. Y.: Columbia University School of Social Work. • Leiby J. (1978). A History of Social Welfare and Social Work in the United States. N. Y.: Columbia University Press. • Lurie I. (1975). Integrating Income Maintenance Programs: Problems and Solutions. In: I. Lurie (Ed.). Integrating Income Maintenance Programs (p. 1—38). N. Y.: Academic Press. • Piven F. F., С toward R. A. (1971). Regulating the Poor: The Functions of Public Welfare. N. Y.: Pantheon Books. • Rodgers H. R., Jr. ( 1982). The Cost of Human Neglect: America's Welfare Failure. Armonk, N. Y.: M. E. Sharpe. • Schorr A. L. (1977). Fair Shares. In: A. L. Schorr (Ed.). Jubilee for Our Times: A Practical Program for Income Equality (p. 1—24). N. Y.: Columbia University Press. • Stew B. (1980). Social Security and Pensions in,. Transition: Understanding the American Retirement System. N. Y.: Free Press. • Storey J. R-, TownsendA. A., Cox I. (1973). How Public Welfare Benefits Are Distributed in Low-Income Areas.—Studies in Public Welfare Policy (Paper No 6). Wash., D. C: U. S. Congress, Joint Economic Committee, Subcommittee on Fiscal Policy. • Svahn J. A., Ross M. (1983) Social Security Amendments of 1983: Legislative History and Summary of Provisions.— Social Security Bulletin, 46(7), 3—48. • Titmuss R. M. (1969). The Social Division of Welfare: Some Reflections on the Search for Equity. In: Essays on the Welfare State (p. 34—55). Boston: Beacon Press. • Trattner W. 1.(1 974). From Poor Law to Welfare State: A History of Social Welfare in America. N. Y.: Free Press. ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. См. Дети: социальные услуги поуходу. ЕВРЕЙСКИЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. См. Церков-ные агентства социальной помощи. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОМОЩИ Понятие "естественные источники помощи" возникло недавно, но явление, которое оно описывает, старо как мир. Взаимоотношения между родственниками, друзьями, соседями и знакомыми, регулируемые законами и привычками, всегда служили основой социального устройства общества, они помогали выжить и даже преуспеть, несмотря на голод, холод, войны и ухудшение состояния окружающей среды. Благотворительная помощь религиозных организаций оказывалась человеку с самых давних времен. С ростом населения и усложнением взаимоотношений в обществе отдельные личности, которые из-за своих физических и эмоциональных особенностей или антисоциального поведения не устраивали других людей, исключались из общества. Они изолировались в отдельные группы, которые были как предметом заботы со стороны остальных граждан, так и подвергались наказаниям за свою несовместимость с ними. Как это ни парадоксально, формирование системы помощи привело к тому, что работники указанной системы, уверенные в своем профессионализме, взяли на себя, по примеру медиков, большую часть заботы о нуждающихся людях вместо организации помощи им со стороны окружающих. С 1960 г. началось сотрудничество работников социальной сферы и других членов общества. Была подготовлена программа "Война с бедностью", основная задача которой — создать возможности для бедных лю- дей самостоятельно решать свои проблемы. Одновременно уделялось внимание расширению числа социальных служб и увеличению помощи общественных благотворительных организаций. Внедрение этой программы показало, что одни службы помощи и поддержки нуждающихся не в силах решить все социальные проблемы. Очевидным стал факт, подтвержденный исследованиями психологов, социологов и антропологов, что естественные источники помощи остаются важнейшими для большинства людей. Определение Выявление тех связей между людьми, на основе которых формируются естественные источники помощи, — это взгляд под определенным углом на социальное окружение человека. Считающееся классическим определение социального окружения с точки зрения социальной работы дано Дж. Митчелом (1969): это особая сеть взаимоотношений связанных между собой людей, на основе которых может быть объяснено социальное поведение человека. Такие черты социального окружения, как его численность, характер взаимосвязей и их прочность и близость, являются очень важными, равно как и отношения людей между собой. При этом "кругом людей" может быть семья, соседи, отдельная личность. Рассматривая в качестве естественных источников помощи группу людей или отдельного человека, профессиональные социальные работники уделяют особое внимание тем взаимоотношениям между ними и нуждающимся в помощи, которые сами по себе должны быть поддержаны. Эта поддержка может быть материальной или моральной, в виде совета или предоставления различной информации. Установлено, что человек охотнее оказывает и принимает материальную или моральную поддержку от близких ему людей, а получает информацию — от незнакомых. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОМОЩИ 266 267 ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОМОЩИ
Естественные источники помощи не являются неизменными, хотя и формируются спонтанно, без профессионального вмешательства. Окружение человека может меняться. Как правило, у человека имеются разнообразные системы связей: от тех, что формируются с коллегами на основе совместной деятельности в формальных структурах и добровольных организациях, до более личностных взаимоотношений, например, с друзьями. Ошибкой было бы полагать, что все взаимоотношения предполагают поддержку. В большинстве своем они являются, так сказать, навязанными на основе родства, совместной работы или места проживания. Такие отношения могут быть источниками как поддержки, так и стрессов. Не каждый человек, связанный родством, работой и т. п. с другим человеком, оказывается полезным во всех ситуациях. Вероятно, в различных критических ситуациях могут помочь разные люди. Характеристики Большинство людей имеют свое мнение о каждом человеке из своего окружения. Это мнение складывается из типов отношений (родственник, сосед, друг, коллега) и степени близости. При образном описании окружение человека можно представить разделенным на сектора по типам отношений и концентрические окружности по степени их близости. В любой ситуации помощь, как правило, ожидается скорее от родителей, чем от случайных знакомых. Однако в отдельных случаях отношения между родителями и детьми могут быть настолько сложными, что о взаимной поддержке говорить не приходится. Взаимоотношения между людьми в городе заметно отличаются от взаимоотношений в сельской местности. Пожилые люди, живущие в домах престарелых, имеют возможность получать поддержку и помощь от персонала, расширяется и круг их знакомств, особенно с людьми своего возраста. В то же время старики, остающиеся жить у себя дома, должны полагаться только на старых друзей и родственников, которые могут жить и далеко от них. Оказание помощи может происходить на взаимовыгодной основе. Так, например, помощь часто оказывают в качестве благодарности за оказанную ранее услугу или в ожидании подобной услуги в будущем. В то же время в окружении каждого человека есть люди, которые всегда готовы помочь и при этом не ждут ничего взамен. Такого рода аль- труисты являются центральными фигурами естественных сетей помощи и поддержки. Функции Функции естественных источников помощи во многом аналогичны функциям официальных социальных структур. Это неудивительно, так как официальные службы созданы для того, чтобы оказывать помощь в тех случаях, когда система неформальных отношений уже бессильна. Официальные службы обеспечивают самую различную помощь — от превентивной, в виде советов и консультаций, до конкретной заботы о прикованных к постели людях и т. п. Неформальная естественная помощь является как бы первой ступенью в решении возникающих проблем, помогает их сформулировать и, если возможно, решить. Однако накоплено достаточно фактов, подтверждающих, что неформальные источники полезны лишь тогда, когда возникшая проблема не является чрезмерно сложной. За достаточно редкими исключениями, обременительная помощь (тяжелобольным, находящимся в тюремном заключении) в большинстве случаев осуществляется родственниками; если же они отказываются от оказания подобной поддержки, то весьма мало вероятно, что найдется другой неформальный источник, способный заполнить этот пробел. Однако роль неформальной помощи достаточно велика. Например, в ситуации, когда человеку срочно требуется большая сумма денег, люди, его окружающие, могут помочь собрать ее, внося каждый небольшую сумму. При этом отношения не меняют своего неформального характера. Несмотря на многие негативные процессы, происходящие в современном обществе (уменьшение числа больших семей, концентрация людей в больших городах, увеличение числа разводов, все большее вовлечение женщин в производство), помощь, которую человек получает от окружающих, не становится меньше. Появление таких новых видов неформальной помощи, как движение групп самопомощи, дополняет традиционные формы помощи со стороны родных и знакомых. Роль социальной защиты В последние годы возникают споры о взаимоотношениях официальных организаций и сетей естественных источников помощи. Некоторые полагают, что это два разных мира: "государственный мир бюрократов и частный мир семьи" (П. Абраме, 1978). Другие же утверждают, что существо помощи едино,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|