Недостатки системы оказания помощи детям 15 глава
имидж профессии в сферу социальной работы стали привлекать мужчин на руководящие посты. В 1969 г. в создании популярной книги по социальной работе участвовало 42 автора, из них только две женщины. В 1970 г. в другой подобной книге из 33 авторов было три женщины, а среди 33 участников Национальной конференции по социальному планированию в том же году не было ни одной женщины. В начале 60-х годов удельный вес мужчин среди лиц с докторской степенью в области социальной работы стал резко возрастать, и к 1971 г. на долю женщин приходилось только 30%. Это имеет большое значение, поскольку лица с докторской степенью обладают предпочтительными шансами получить пост на политическом уровне, профессорскую кафедру или место в руководстве на национальном уровне. Также можно проследить дифференциацию между мужчинами и женщинами в том, что касается статуса и областей деятельности внутри самой сферы макропрактики. Работа в традиционных областях — организационной и административной, а также в планировании, выросших из деятельности благотворительных обществ, осуществлялась руководством обществ. Здесь основное внимание уделялось развертыванию программ, координации, вопросам эффективности и получению необходимых средств. Эта административная деятельность была более престижной. Поскольку, работая на таких должностях, приходилось в основном иметь дело с мужчинами в бизнесе и местном руководстве, в социальной работе эта сфера также отводилась в большинстве случаев мужчинам. Другие же функции в пределах той же макропрактики — организация местных общин, работа с волонтерами, помощь бедным — были связаны с более низким статусом, контингент клиентов здесь составляли преимущественно женщины и дети. Если женщины и попадали на административные должности, то чаще это бывало в тех организациях, которые работали с женщинами и девушками и имели небольшие бюджеты. Чем больше и престижнее была организация, тем вероятнее, что во главе ее будет стоять мужчина. В конце 60-х годов даже низовая руководящая работа на местах стала рассматриваться как поприще мужчин. Когда проблемы общины были включены в программы школ социальной работы, в отборе кадров возобладал односторонний подход по признаку пола. Среди слушателей юноши в основном изучали организационные вопросы, планирование и административные про-
блемы, а женщины — работу с клиентом, с группой и клиническую практику. В целом в начале века на макроуровне удельный вес женщин возрастал, хотя и не соответствовал их общей роли, и эта тенденция достигла своего пика в 30 — 40-х годах, но в следующем десятилетии начался обратный процесс. Причины Порой спрашивают, почему женщины столь неадекватно представлены в руководстве и управлении социальной работой? Имеются различные теории и концепции, объясняющие этот феномен как в общем плане, так и применительно к конкретным областям социальной работы. Эти теории разделены индивидуальным и структурным подходами. В первом случае ищут ответ в личности конкретной женщины, в плоскости биологии или психологии. Во-втором — на структурном или организационном уровне. Еще один подход соединяет индивидуальный и структурный компоненты. Один из аргументов индивидуального подхода заключается в том, что достижению женщинами высоких позиций в руководстве и управлении мешает биологический фактор, иронически сформулированный как "биология — это предопределение". Предполагают, что врожденные различия между мужчинами и женщинами являются определяющими и обнаруживаются в биологической роли женщин как матерей, специфике их эмоций, нервной и гормональной систем, исторической эволюции, — все это, как утверждают, препятствует их общественной деятельности и делает их неспособными принимать ответственные решения. Такие доводы часто кажутся правдоподобными, но столь же часто они извращают факты. Физические различия действительно существуют, но нет достаточных доказательств того, что именно они создают ту разницу ролей, которая носит в целом культурологический характер. Свидетельства, почерпнутые из антропологии, и исторические данные показывают, что представителям обоих полов принадлежали разные роли в различных культурах и в различные эпохи. Большая физическая сила мужчин, которой придается такое значение, не играет никакой роли в административной и руководящей деятельности. Воспитание детей и уход за ними стали скорее политическим и экономическим вопросом, чем биологическим.
Некоторые теории находят причины в женской психике. Психодинамическая тео- рия предполагает, что воспитание мальчиков нацелено на их раннее отделение от матерей, привитие им стремления к большей независимости и личным достижениям. Девочкам, наоборот, труднее расстаться с матерью, н их воспитании в большей мере заложена снизь с окружающими, и, следовательно, они в большей степени зависят от их одобрения. Как считает М. Хорнер, женщины страшатся успеха, опасаясь, что значительный успех приведет к утрате женственности и охлаждению любимых. Существует мнение, что психодинамическая теория, связывающая проблему с воспитанием, полученным в детстве, в культурологическом отношении является тенденциозной и не дает универсального описания характера девочек. Боязнь успеха н некоторых случаях объясняет поведение женщины, но этот фактор не может стать осноной для обобщений. В более поздних исследованиях при попытках подтвердить выводы, к которым приходит М. Хорнер, было обнаружено, что боязнь успеха варьируется в зависимости от реальных достижений женщины или исчезает вовсе. Теория социализации также основывается на различиях в воспитании мальчиков и девочек. Культурные и общественные факторы рассматриваются с точки зрения того, как они воздействуют на стереотипные представления относительно роли мужчин и женщин ' и на объективность характеристик тех и других. В соответствии с этими стереотипами мальчики и мужчины напористы, агрессивны, логичны, рациональны, склонны к соперничеству и активны. Напротив, девушек и женщин считают пассивными, эмоциональными, призванными опекать и воспитывать ближних. В той мере, в какой макропрактика требует соответствующего набора качеств, эти стереотипы приводят к мысли, что женщины не подходят для занятия должностей на макроуровне. Женщин с детских лет приучают выполнять те рол и, которых от них ожидают. В очень интересном исследовании по проблемам психического здоровья (автор И. Броверман и др.) за характеристики нормального человека были приняты показатели здорового мужчины, но не женщины. Если исходить из этой шкалы, то нормальная женщина не считается здоровым взрослым человеком.
Структурные теории рассматривают проблему в большей мере в связи с местом женщины в трудовом процессе и в обществе, чем в свете заложенных в нее в детстве представлений о цели развития личности. При этом выделяются такие ключевые парамет- ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ 282 283 ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАНЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАНОТОЙ
ры, как власть, возможности и численность. Указанная теория полагает, что отсутствие власти и возможностей порождает такие личные качества, которые ведут к пассивности в отношении продвижения по службе. К этим параметрам относятся отсутствие уверенности в своем положении, сдержанность, стремление лишь удерживать занятые позиции. Поскольку власти и возможностей лишены по преимуществу женщины, указанные выше свойства стали рассматриваться как присущие женскому полу. Однако если женщине предоставить реальные возможности и власть, то, несмотря на весь багаж "прошлого", она сможет проявить большую гибкость, способность к конкуренции и стремление к продвижению по службе. Третий переменный параметр — численность — связан с проблемой некой символизации женщины. Когда небольшое число женщин занимает руководящее положение, они превращаются в символ, и это порождает определенные отрицательные явления — покровительственное отношение окружающих, изоляцию, ощущение маргинальности, восприятие себя как человека, которого выставили напоказ. Это может способствовать упрочению стереотипов относительно роли полов и сужать дальнейшие возможности продвижения женщин по служебной лестнице.
Обе теории — и социализации полов, и структурная — имеют прямое отношение к восприятию социальной работы как женской профессии. От специалистов здесь требуются такие качества, как доброта и готовность прийти на помощь, отзывчивость и заботливость. Это как раз совпадает со стереотипным представлением о женщинах. Можно спорить, насколько полно и точно широко распространенные характеристики отражают практику социальной работы на микроуровне, тем не менее совершенно очевидно, что они не отвечают стереотипным взглядам на требования, предъявляемые на макроуровне. Здесь, как стали считать в 50-х и 60-х годах, необходимы логичность, рационализм и напористость. В результате макроуровень профессии был предоставлен мужчинам. При этом указывалось, в частности, что назначение мужчин на ведущие посты нужно не только чтобы способствовать "утверждению профессии" в глазах общества, но и с тем, чтобы поднять моральный дух мужской половины сообщества, выражавшей недовольство тем, что им приходится заниматься "женской работой". Говорилось, что такое разделение позволит избежать проблем, которые якобы возникнут, когда мужчинам придется при- спосабливаться к женщинам в роли своих начальников. Демографические процессы внутри профессии тоже выступают в роли ключевого структурного фактора. В 60—70-хгодах стали уходить на пенсию женщины, достигшие высоких постов в политических и административных структурах социальной работы. Соответственно мужчины, пришедшие в эту профессию в 50-х годах, десятилетием позже начали получать докторские степени и продвигаться по служебной лестнице. Именно они занимали в этот период наиболее видные позиции. Если раньше звание магистра казалось пределом мечтаний, то теперь на ответственные должности в агентствах и учебных заведениях стали приходить мужчины-доктора наук, обходя по службе работающих там женщин. В то же время программы борьбы с бедностью и переустройство городов расширили спектр социальной помощи. В традиционных частных агентствах, обслуживавших семьи и детей, продолжали работать в основном женщины, хотя и там все больше мужчин продвигалось на руководящие посты. В новых агентствах, в том числе и в государственном секторе, мужчины преобладали, в особенности на макроуровне.
После того как мужчины заняли господствующие позиции, такие "структурные" явления, как недостаток внимания к работе с кадрами, приоритет приятельских отношений и кумовство при найме и продвижении по службе, стали препятствовать выдвижению женщин. Те, от кого зависело назначение на управленческие посты, часто придерживались стереотипных представлений, считая, что мужчины более приспособлены для руководящей работы, а женщинам не хватает напористости, необходимой при планировании и организационной деятельности, и к тому же Они часто отсутствуют по семейным обстоятельствам. При отборе мужчин и женщин на административные роли применялись разные критерии: для женщин принимался во внимание их прошлый послужной список, для мужчин — их потенциальные возможности. Мужчин чаще начинали заранее готовить к руководящей работе, давая им возможность стажироваться на соответствующих должностях. Это объясняет, почему сравнительно молодые и менее опытные мужчины продвигались по служебной лестнице быстрее, чем женщины. Кроме того, женщины, занимающие высокое положение, более придирчиво оценивались со стороны подчиненных и имели более низкий статус, чем мужчина в аналогичной должности. Существует и еще одна причина выдвижения мужчин на руководящие должности. Есть мнение, что мужчина, будучи главой семьи, нуждается в более высоком доходе. Этот аргумент также используется при назначении мужчин на более высокооплачиваемые должности. Предполагается, что женщины либо одиноки и не имеют семьи, либо замужем и пользуются поддержкой супруга. В обоих случаях делается вывод, что женщинам не нужна большая зарплата, которая связана с высокими административными постами. Современная ситуация: решение проблемы В современных условиях все больше вни В последнее время снижается численность студентов-мужчин на всех уровнях подготовки кадров социальной работы. При дневном обучении на степень магистра удельный вес женщин вырос с 72% в 1978 г. до 80 % в 1983 г. Соответственно растет и пропорция женщин в эшелонах макропрактики, хотя здесь удельный вес мужчин остается выше, чем в социальной работе на местах. Возрастает и число женщин, имеющих докторскую степень. В 1971 г. женщины составляли 31 % лиц, получивших докторскую степень, к 1983г. — 56%. Более 60% женщин было среди поступивших в докторантуру в 1983 г. Еще более отрадную картину представляет собой ситуация в учебных заведениях. Хотя общая картина, с точки зрения женщин, занятых социальной работой на макроуровне, выглядит отчасти обнадеживающей, причины этих сдвигов не до конца ясны. Возможно, дело в том, что признана важность проблемы равенства женщин. Другой причи- ной может быть снижение числа мужчин, желающих заниматься социальной работой. Феминистский подход В последние 15 лет сформировался феминистский подход к работе на макроуровне. Раньше, для того чтобы заняться "мужской работой" в своей профессии, женщины должны были уподобиться мужчинам. Поскольку макропрактика требует наступательное™, логичности, рационализма, соревновательности и целеустремленности, традиционно считается, что женщинам необходимо перенять эти "мужские" черты, которые сделают их более пригодными для этой работы. Феминистская позиция призывает изменять характеристики профессии, вместо того чтобы изменять женщин. Говоря более конкретно, ни один из наборов качеств не связан с определенным полом, и женщина в не меньшей мере, чем мужчина, может обладать всем спектром присущих человеку свойств. Более того, некоторые из качеств, считающихся "женскими", могли бы способствовать развитию работы на макроуровне. Феминистский подход не имеет в виду подмену одного набора качеств другим, но стремится извлечь лучшее из обоих. Феминистская точка зрения основывается на нескольких концептуальных положениях. Во-первых, она рассматривает проблемы не в аналитической перспективе, а скорее в синтетической и целостной. Этот подход предполагает, что процесс неотделим от результата и не менее важен, чем итог, и оба имеют равное значение. Из этого следует, например, что процедура воплощения в жизнь политического плана заслуживает не меньшего внимания, чем его содержание, и, понимая, как достигается цель, мы лучше сознаем, что она собой представляет. Сюда же относится и идея о том, что "личностное" и "политическое" неразделимы, что межличностные отношения не могут быть отделены от политики и на практике одно перерастает в другое. Вопросы власти и влияния являются одной из основных плоскостей различия между феминистской и традиционной теориями макропрактики. Феминистский подход заключается в том, что власть не является конечной. Это не обязательно власть над другими, но власть сама по себе. Это не подход "нулевой суммы", когда победа одной стороны обязательно должна быть поражением другой, здесь выиграют обе стороны при увеличении власти одной из них. Наделять других властью и влиянием, а не стремиться ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ 284 285 ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
удержать все в своих руках — задача менеджера и лидера. Когда различные группы наделяются равными властью и влиянием, их позиции психологически уравновешиваются, и это создает возможность находить более творческие решения. Когда же власть распределяется неравномерно, господствующая сторона навязывает оппонентам угодное ей решение. Равноправные отношения, сотрудничество в принятии решений и неиерархическая организация — центральные принципы феминистского подхода. Другим аспектом феминистского подхода, также связанным с ориентацией и на характер процесса, а не только на его результат, является создание сети взаимоотношений. Вместо того чтобы рассматривать действие как локально ограниченное событие с началом и концом, феминистский метод рассматривает каждое такое действие как часть более протяженного — в широких границах "единой сети", или целого. Поэтому большое значение придается межличностным отношениям, каждое мероприятие рассматривается в широком контексте, а не в качестве изолированного события, и связи рассматриваются как расширяющиеся со временем. Это имеет прямое отношение и к администраторам организаций, и к тем, кто занимается планированием деятельности общества. Феминистскому подходу присуще уважение к различиям, поскольку неиерархический, эгалитарный метод работы с двумя выигрывающими позволяет легче воспринимать реальность различий, не давая сравнительных качественных оценок "лучше—хуже" или "выше—ниже". Феминистский подход к решению макропроблем в планировании и политической сфере предполагает внимание к тому, как проводимая политика и осуществляемые программы воздействуют на различные группы населения — подавляют их или укрепляют их позиции. Более того, имеется в виду, что те, кого непосредственно затрагивают проводимые меры, должны привлекаться к участию в оценке, планировании и разработке соответствующих программ. Это приведет к созданию более равноправной политической модели, к сужению и изменению роли профессиональных политиков. Они не будут более навязывать то решение, которое им кажется верным. Вместо этого на первый план выступает диалог, принуждение уступает место влиянию, а в случае принятия иного решения это не воспринимается как поражение политика. Ситуация скорее будет склады- ваться таким образом, что синтез нескольких точек зрения и появление коллективно принятого решения будут рассматриваться как общая победа. В сфере общественной организации конфронтационный подход, возможно, иногда будет необходим, но он не будет применяться автоматически. Вместо скоропалительных заключений и агрессивных нападок целью должно быть искреннее привлечение членов местных сообществ к принятию решений с прицелом на установление долгосрочного сотрудничества. Наконец, в области административной деятельности в соответствии с феминистским подходом упор делается на качество, организационное единообразие, ротацию обязанностей и повышение квалификации служащих. Хотя в традиционных агентствах редко удается создать полностью неиерархические структуры, иерархичность можно смягчить, стимулируя совместное принятие решений или по меньшей мере расширяя участие подчиненных в этом процессе, уделяя внимание характеру этого участия и личностным отношениям. Такой подход не только не наносит ущерба делу, но и позволяет повысить результативность труда. В целом то, что называют феминистской моделью, не является чем-то новым. Эта модель совпадает с гуманистической традицией, с концепцией человеческих отношений в процессе управления, с некоторыми принципами японской модели организации и управления, ранними демократическими традициями работы с группами и работы в общине. Вместе с тем феминистский подход имеет три особенности. Во-первых, некоторые из более ранних концепций приводятся в единую систему. Во-вторых, признается связь с культурологическими ценностями и социальными нормами, присущими женщинам в нашем обществе. В-третьих, целенаправленно вскрывается дискриминация женщин, заложенная в современной политике и связанных с ней процедурах, которая носит как организационный, так и системный характер. Рут Брандвейн См. также: Женщины; Организация и управление в социальной работе: тенденции и проблемы. • AddamsJ. (1983). Peace and Bread in Time of War. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers (Original work published 1922). • Brandwein R. (1986). A Feminist Approach to Social Policy. In: N. Van Den Bergh, L. Cooper (Eds.). Feminist Visions for Social Work. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • Brovermanl., et al. (1972). Sex Role Stereotypes: A Current Appraisal.— Journal of Social Issues, 28(2), 59—78. • Horner M. (1972). Toward an Understanding of Achievement Related Conflicts in Women. Journal of Social Issues, 28(2), 157—175. • Sutton J. (1982). Sex Discrimination among Social Workers.— Social Work. 27(3), 211 — 217. • YamataniH. (1982). Gender and Society Inequity: Statistical Interaction Effects. Social Work Research and Abstracts, 18(4), 24—27. ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Социальные службы, занимающиеся жертвами преступлений, стали развиваться достаточно поздно. До 70-х годов основные усилия в этом направлении фокусировались на реабилитации правонарушителей, которые считались жертвами общества или системы правосудия. В 70-х годах стали считать, что жертвы преступлений заслуживают внимания социальных работников, это произошло прежде всего в результате политических действий феминистского движения и решительных попыток общества найти разрешение проблем без применения силы. При поддержке федерального правительства были разработаны и стали осуществляться новые программы работы с жертвами преступлений. В этом отношении необходимо отметить законодательные акты по предупреждению жестокого обращения с детьми, по защите детей от сексуальных злоупотреблений, по поиску и оказанию помощи детям, пропавшим без вести, и др. Кроме того, жертвам преступлений начали оказывать помощь сотни частных социальных организаций. В 70-х годах много разных групп населения оказалось жертвами преступлений. Это престарелые, подвергшиеся жестокостям, похищенные дети, душевнобольные, с которыми дурно обращаются окружающие, жертвы детской порнографии, и даже сами социальные работники становились жертвами насилия. Две тысячи округов работали над разработкой программ по оказанию помощи жертвам преступлений, а после вынесения приговора правонарушителю — над такими вопросами, как освобождение на поруки и возмещение убытков. Штаты ввели в действие компенсационные программы для устра- нения экономических затруднений, появляющихся в результате преступления. Вмешательство социальных работников Три группы жертв преступлений являются клиентами социальной службы. Это лица, в той или иной мере лишившиеся накопленного достояния, детии женщины, подвергающиеся различного рода насилию, а также те, кто нуждается в помощи и поддержке в результате других преступных действий. Методы вмешательства зависят, с одной стороны, от характера преступления и от того, к какому типу относится жертва, а с другой стороны, от философии социального работника и его возможностей. В результате растущего внимания социальных служб к данной проблеме появились и теория и разнообразная практика оказания помощи жертвам преступлений. Помощь оказывается и отдельным лицам, и группам, и семьям, имеет форму социальной профилактики, разъяснения прав и общественного воспитания. Обычные усилия с использованием существующей практики работы с жертвами преступлений часто критикуются за отсутствие эффективных методов поддержки и заметных результатов. Так, применение к жертвам преступлений методов поддержки людей, имеющих проблемы с психическим здоровьем, часто сталкивается с дополнительными трудностями и рождает излишнее напряжение, а в случаях сексуального оскорбления жертв приводит и к совершенно ненужной огласке. Поддержка со стороны семьи жертвы также может неожиданно привести к обратным результатам. В то же время индивидуальные советы, основанные на модели душевного здоровья и разработанные для жертв супружеского оскорбления, успешно применяются и в данных случаях. Например, по отношению к лицам с дисфункциональным поведением, которое появилось у них после того, как они стали жертвами преступления, включая женщин — жертв насилия. Широкое вмешательство — в том числе и профилактические меры по предупреждению преступлений — привело к неоднозначным результатам и требует дальнейшего исследования и изучения. Такие профессиональные меры, как ознакомление общественности с возникающей угрозой распространения преступности, доведение до сознания людей опасности стать жертвой преступления, личная подготовка потенциальных жертв к защите, половое воспитание, говорят о растущей озабоченности в отноше- ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 286 287 ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ими жертв преступлений со стороны самых широких слоев общества. Программа "жертва — свидетель" Эта программа предполагает такие действия,как индивидуальное административное попечительство социальным работником, берущим на себя все организационные вопросы обслуживания жертвы, координация судебных и общественных служб, изучение, анализ последствий этой деятельности и нпесение необходимых коррективов. Социальный работник на всех этапах судебного разбирательства держит своего клиента в курсе дела, информирует его о составе присяжных заседателей, функциях обвинителя, гражданских свидетелей, о возможности появления в суде полиции в случаях, если:п-о требуется. Социальный работник может также отправлять письма или звонить жерт-iiiiM или свидетелям, ставя их в известность, когда им следует быть в суде. В больших городах с высоким уровнем преступности уста-пи вливаются компьютерные системы, помогающие сократить число случаев непо-чилсния в суде жертв и свидетелей, что является важным фактором при разборе дела. Обслуживание по программе "Жертва — еиидстель" предусматривает и организацию непосредственно в здании суда удобного приемного центра для жертв преступлений. Посреднические службы и службы по возмещению убытков способствуют облегчению работы перегруженной судебной системы и получению жертвами некоторой компенсации за понесенные ими потери. Ни одна из компенсационных программ штатов не покрывает потери полностью. Программа дает возможность осуществить справедливое возмездие при помощи цивилизованной системы правосудия. В отдельных случаях реабилитация жертвы требует организации дополнительной сыскной работы и сбора свидетельских показаний против правонарушителя. Любая программа обязательно должна предусматривать изучение и анализ расходов и доходов по обслуживанию. Это не только способствует экономным и разумным затратам помогает дальнейшему финансированию программы и дает обоснованный отчет властям. Изучение затрат показывает также просчеты и излишества в обслуживании, способствует его улучшению. Поиск и проработка постоянных источников финансирования — это необходимая ответная мера на финансовый консерватизм и потерю доходов штата. Очень важно изолировать на период суда правонарушителей, их родственников и друзей от жертвы, для чего требуется отдельное место в судебных помещениях. Адвокатам также нужны специальные места для опроса свидетелей, нужны они и социальным работникам для оказания помощи жертвам при заполнении документов, имеющих отношение к потере заработка, медицинским расходам, похоронным затратам, срочным отчислениям на социальное обслуживание. Программа "Жертва — свидетель" может предложить советы, помогающие разрешению эмоциональных проблем, или найти для нуждающихся другие социальные организации, предоставляющие необходимую помощь. Социальные работники обеспечивают тактичное обслуживание лиц, выведенных из душевного равновесия нанесенным им оскорблением или другим ущербом, запуганных следственным процессом, защитником преступников или их семьями. В некоторых случаях обеспечивается также дневное обслуживание и оплачивается доставка жертв и свидетелей в суд и обратно. При этом часто требуются специальные услуги для транспортировки в здание суда получивших увечья жертв и свидетелей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|