Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки системы оказания помощи детям 15 глава





имидж профессии в сферу социальной рабо­ты стали привлекать мужчин на руководящие посты. В 1969 г. в создании популярной книги по социальной работе участвовало 42 автора, из них только две женщины. В 1970 г. в дру­гой подобной книге из 33 авторов было три женщины, а среди 33 участников Нацио­нальной конференции по социальному пла­нированию в том же году не было ни одной женщины. В начале 60-х годов удельный вес мужчин среди лиц с докторской степенью в области социальной работы стал резко возра­стать, и к 1971 г. на долю женщин приходи­лось только 30%. Это имеет большое значение, поскольку лица с докторской сте­пенью обладают предпочтительными шанса­ми получить пост на политическом уровне, профессорскую кафедру или место в руковод­стве на национальном уровне.

Также можно проследить дифференциа­цию между мужчинами и женщинами в том, что касается статуса и областей деятельности внутри самой сферы макропрактики. Работа в традиционных областях — организацион­ной и административной, а также в планиро­вании, выросших из деятельности благотворительных обществ, осуществлялась руководством обществ. Здесь основное вни­мание уделялось развертыванию программ, координации, вопросам эффективности и получению необходимых средств. Эта адми­нистративная деятельность была более пре­стижной. Поскольку, работая на таких должностях, приходилось в основном иметь дело с мужчинами в бизнесе и местном руко­водстве, в социальной работе эта сфера также отводилась в большинстве случаев мужчи­нам. Другие же функции в пределах той же макропрактики — организация местных об­щин, работа с волонтерами, помощь бед­ным — были связаны с более низким статусом, контингент клиентов здесь состав­ляли преимущественно женщины и дети. Ес­ли женщины и попадали на административные должности, то чаще это бывало в тех организациях, которые работали с женщинами и девушками и имели неболь­шие бюджеты. Чем больше и престижнее бы­ла организация, тем вероятнее, что во главе ее будет стоять мужчина. В конце 60-х годов даже низовая руководящая работа на местах стала рассматриваться как поприще мужчин. Когда проблемы общины были включены в программы школ социальной работы, в отбо­ре кадров возобладал односторонний подход по признаку пола. Среди слушателей юноши в основном изучали организационные вопро­сы, планирование и административные про-


блемы, а женщины — работу с клиентом, с группой и клиническую практику.

В целом в начале века на макроуровне удельный вес женщин возрастал, хотя и не соответствовал их общей роли, и эта тенден­ция достигла своего пика в 30 — 40-х годах, но в следующем десятилетии начался обрат­ный процесс.

Причины

Порой спрашивают, почему женщины столь неадекватно представлены в руководст­ве и управлении социальной работой? Име­ются различные теории и концепции, объясняющие этот феномен как в общем пла­не, так и применительно к конкретным обла­стям социальной работы. Эти теории разделены индивидуальным и структурным подходами. В первом случае ищут ответ в личности конкретной женщины, в плоскости биологии или психологии. Во-втором — на структурном или организационном уровне. Еще один подход соединяет индивидуальный и структурный компоненты.

Один из аргументов индивидуального подхода заключается в том, что достижению женщинами высоких позиций в руководстве и управлении мешает биологический фактор, иронически сформулированный как "биоло­гия — это предопределение". Предполагают, что врожденные различия между мужчинами и женщинами являются определяющими и обнаруживаются в биологической роли жен­щин как матерей, специфике их эмоций, нер­вной и гормональной систем, исторической эволюции, — все это, как утверждают, пре­пятствует их общественной деятельности и делает их неспособными принимать ответст­венные решения. Такие доводы часто кажут­ся правдоподобными, но столь же часто они извращают факты. Физические различия действительно существуют, но нет достаточ­ных доказательств того, что именно они со­здают ту разницу ролей, которая носит в целом культурологический характер. Свиде­тельства, почерпнутые из антропологии, и исторические данные показывают, что пред­ставителям обоих полов принадлежали раз­ные роли в различных культурах и в различные эпохи. Большая физическая сила мужчин, которой придается такое значение, не играет никакой роли в административной и руководящей деятельности. Воспитание де­тей и уход за ними стали скорее политиче­ским и экономическим вопросом, чем биологическим.

Некоторые теории находят причины в женской психике. Психодинамическая тео-


рия предполагает, что воспитание мальчиков нацелено на их раннее отделение от матерей, привитие им стремления к большей незави­симости и личным достижениям. Девочкам, наоборот, труднее расстаться с матерью, н их воспитании в большей мере заложена снизь с окружающими, и, следовательно, они в боль­шей степени зависят от их одобрения. Как считает М. Хорнер, женщины страшатся ус­пеха, опасаясь, что значительный успех при­ведет к утрате женственности и охлаждению любимых. Существует мнение, что психоди­намическая теория, связывающая проблему с воспитанием, полученным в детстве, в куль­турологическом отношении является тенден­циозной и не дает универсального описания характера девочек. Боязнь успеха н некото­рых случаях объясняет поведение женщины, но этот фактор не может стать осноной для обобщений. В более поздних исследованиях при попытках подтвердить выводы, к кото­рым приходит М. Хорнер, было обнаружено, что боязнь успеха варьируется в зависимости от реальных достижений женщины или исче­зает вовсе.

Теория социализации также основывает­ся на различиях в воспитании мальчиков и девочек. Культурные и общественные факто­ры рассматриваются с точки зрения того, как они воздействуют на стереотипные представ­ления относительно роли мужчин и женщин ' и на объективность характеристик тех и дру­гих. В соответствии с этими стереотипами мальчики и мужчины напористы, агрессив­ны, логичны, рациональны, склонны к сопер­ничеству и активны. Напротив, девушек и женщин считают пассивными, эмоциональ­ными, призванными опекать и воспитывать ближних. В той мере, в какой макропрактика требует соответствующего набора качеств, эти стереотипы приводят к мысли, что жен­щины не подходят для занятия должностей на макроуровне. Женщин с детских лет приуча­ют выполнять те рол и, которых от них ожидают. В очень интересном исследовании по проблемам психического здоровья (автор И. Броверман и др.) за характеристики нор­мального человека были приняты показатели здорового мужчины, но не женщины. Если исходить из этой шкалы, то нормальная жен­щина не считается здоровым взрослым чело­веком.

Структурные теории рассматривают проблему в большей мере в связи с местом женщины в трудовом процессе и в обществе, чем в свете заложенных в нее в детстве пред­ставлений о цели развития личности. При этом выделяются такие ключевые парамет-


ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ


282


283


ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАНЛЕНИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАНОТОЙ


 


ры, как власть, возможности и численность. Указанная теория полагает, что отсутствие власти и возможностей порождает такие лич­ные качества, которые ведут к пассивности в отношении продвижения по службе. К этим параметрам относятся отсутствие уверенно­сти в своем положении, сдержанность, стрем­ление лишь удерживать занятые позиции. Поскольку власти и возможностей лишены по преимуществу женщины, указанные выше свойства стали рассматриваться как прису­щие женскому полу. Однако если женщине предоставить реальные возможности и власть, то, несмотря на весь багаж "прошло­го", она сможет проявить большую гибкость, способность к конкуренции и стремление к продвижению по службе. Третий перемен­ный параметр — численность — связан с про­блемой некой символизации женщины. Когда небольшое число женщин занимает ру­ководящее положение, они превращаются в символ, и это порождает определенные отри­цательные явления — покровительственное отношение окружающих, изоляцию, ощуще­ние маргинальности, восприятие себя как че­ловека, которого выставили напоказ. Это может способствовать упрочению стереоти­пов относительно роли полов и сужать даль­нейшие возможности продвижения женщин по служебной лестнице.

Обе теории — и социализации полов, и структурная — имеют прямое отношение к восприятию социальной работы как женской профессии. От специалистов здесь требуются такие качества, как доброта и готовность прийти на помощь, отзывчивость и заботли­вость. Это как раз совпадает со стереотипным представлением о женщинах. Можно спо­рить, насколько полно и точно широко рас­пространенные характеристики отражают практику социальной работы на микроуров­не, тем не менее совершенно очевидно, что они не отвечают стереотипным взглядам на требования, предъявляемые на макроуровне. Здесь, как стали считать в 50-х и 60-х годах, необходимы логичность, рационализм и на­пористость. В результате макроуровень про­фессии был предоставлен мужчинам. При этом указывалось, в частности, что назначе­ние мужчин на ведущие посты нужно не только чтобы способствовать "утверждению профессии" в глазах общества, но и с тем, чтобы поднять моральный дух мужской поло­вины сообщества, выражавшей недовольство тем, что им приходится заниматься "женской работой". Говорилось, что такое разделение позволит избежать проблем, которые якобы возникнут, когда мужчинам придется при-


спосабливаться к женщинам в роли своих на­чальников.

Демографические процессы внутри про­фессии тоже выступают в роли ключевого структурного фактора. В 60—70-хгодах ста­ли уходить на пенсию женщины, достигшие высоких постов в политических и админист­ративных структурах социальной работы. Соответственно мужчины, пришедшие в эту профессию в 50-х годах, десятилетием позже начали получать докторские степени и про­двигаться по служебной лестнице. Именно они занимали в этот период наиболее видные позиции. Если раньше звание магистра каза­лось пределом мечтаний, то теперь на ответ­ственные должности в агентствах и учебных заведениях стали приходить мужчины-док­тора наук, обходя по службе работающих там женщин. В то же время программы борьбы с бедностью и переустройство городов расши­рили спектр социальной помощи. В традици­онных частных агентствах, обслуживавших семьи и детей, продолжали работать в основ­ном женщины, хотя и там все больше мужчин продвигалось на руководящие посты. В новых агентствах, в том числе и в государственном секторе, мужчины преобладали, в особенно­сти на макроуровне.

После того как мужчины заняли господ­ствующие позиции, такие "структурные" яв­ления, как недостаток внимания к работе с кадрами, приоритет приятельских отноше­ний и кумовство при найме и продвижении по службе, стали препятствовать выдвижению женщин. Те, от кого зависело назначение на управленческие посты, часто придержива­лись стереотипных представлений, считая, что мужчины более приспособлены для руко­водящей работы, а женщинам не хватает на­пористости, необходимой при планировании и организационной деятельности, и к тому же Они часто отсутствуют по семейным обстоя­тельствам. При отборе мужчин и женщин на административные роли применялись раз­ные критерии: для женщин принимался во внимание их прошлый послужной список, для мужчин — их потенциальные возможно­сти. Мужчин чаще начинали заранее гото­вить к руководящей работе, давая им возможность стажироваться на соответству­ющих должностях. Это объясняет, почему сравнительно молодые и менее опытные мужчины продвигались по служебной лест­нице быстрее, чем женщины. Кроме того, женщины, занимающие высокое положение, более придирчиво оценивались со стороны подчиненных и имели более низкий статус, чем мужчина в аналогичной должности.


Существует и еще одна причина выдви­жения мужчин на руководящие должности. Есть мнение, что мужчина, будучи главой семьи, нуждается в более высоком доходе. Этот аргумент также используется при назна­чении мужчин на более высокооплачиваемые должности. Предполагается, что женщины либо одиноки и не имеют семьи, либо заму­жем и пользуются поддержкой супруга. В обоих случаях делается вывод, что женщинам не нужна большая зарплата, которая связана с высокими административными постами.

Современная ситуация: решение проблемы

В современных условиях все больше вни­
мания уделяется неравноправному положе­
нию женщин, занятых социальной работой.
Еще в начале 70-х годов появился ряд статей,
осуждающих сексизм в этой области. Был уч­
режден Национальный комитет по пробле­
мам женщин,
а Комиссия по образованию в
сфере социальной работы, роли и положению
женщин подготовила аннотированный биб­
лиографический справочник (1981) о поло­
жении женщин в сфере управления.
Комиссия зарекомендовала себя с объектив­
ной стороны в разработке программ по обес­
печению культурологической
диверсификации в преподавании, и за этим,
в частности, последовали аналогичные меры
по улучшению положения женщин студен­
ток и преподавательниц. В конце 70-х годов
завершился крупномасштабный проект под­
готовки женщин для работы в сфере управле­
ния.

В последнее время снижается числен­ность студентов-мужчин на всех уровнях под­готовки кадров социальной работы. При дневном обучении на степень магистра удель­ный вес женщин вырос с 72% в 1978 г. до 80 % в 1983 г. Соответственно растет и пропорция женщин в эшелонах макропрактики, хотя здесь удельный вес мужчин остается выше, чем в социальной работе на местах. Возраста­ет и число женщин, имеющих докторскую степень. В 1971 г. женщины составляли 31 % лиц, получивших докторскую степень, к 1983г. — 56%. Более 60% женщин было сре­ди поступивших в докторантуру в 1983 г. Еще более отрадную картину представляет собой ситуация в учебных заведениях.

Хотя общая картина, с точки зрения жен­щин, занятых социальной работой на макро­уровне, выглядит отчасти обнадеживающей, причины этих сдвигов не до конца ясны. Воз­можно, дело в том, что признана важность проблемы равенства женщин. Другой причи-


ной может быть снижение числа мужчин, желающих заниматься социальной работой.

Феминистский подход

В последние 15 лет сформировался феми­нистский подход к работе на макроуровне. Раньше, для того чтобы заняться "мужской работой" в своей профессии, женщины долж­ны были уподобиться мужчинам. Поскольку макропрактика требует наступательное™, логичности, рационализма, соревнователь­ности и целеустремленности, традиционно считается, что женщинам необходимо пере­нять эти "мужские" черты, которые сделают их более пригодными для этой работы. Феми­нистская позиция призывает изменять харак­теристики профессии, вместо того чтобы изменять женщин.

Говоря более конкретно, ни один из набо­ров качеств не связан с определенным полом, и женщина в не меньшей мере, чем мужчина, может обладать всем спектром присущих че­ловеку свойств. Более того, некоторые из ка­честв, считающихся "женскими", могли бы способствовать развитию работы на макро­уровне. Феминистский подход не имеет в ви­ду подмену одного набора качеств другим, но стремится извлечь лучшее из обоих.

Феминистская точка зрения основывает­ся на нескольких концептуальных положени­ях. Во-первых, она рассматривает проблемы не в аналитической перспективе, а скорее в синтетической и целостной. Этот подход предполагает, что процесс неотделим от ре­зультата и не менее важен, чем итог, и оба имеют равное значение. Из этого следует, на­пример, что процедура воплощения в жизнь политического плана заслуживает не мень­шего внимания, чем его содержание, и, пони­мая, как достигается цель, мы лучше сознаем, что она собой представляет. Сюда же отно­сится и идея о том, что "личностное" и "политическое" неразделимы, что межлично­стные отношения не могут быть отделены от политики и на практике одно перерастает в другое.

Вопросы власти и влияния являются од­ной из основных плоскостей различия между феминистской и традиционной теориями макропрактики. Феминистский подход за­ключается в том, что власть не является ко­нечной. Это не обязательно власть над другими, но власть сама по себе. Это не под­ход "нулевой суммы", когда победа одной сто­роны обязательно должна быть поражением другой, здесь выиграют обе стороны при уве­личении власти одной из них. Наделять дру­гих властью и влиянием, а не стремиться


ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ


284


285


ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


 


удержать все в своих руках — задача менед­жера и лидера.

Когда различные группы наделяются рав­ными властью и влиянием, их позиции пси­хологически уравновешиваются, и это создает возможность находить более творче­ские решения. Когда же власть распределяет­ся неравномерно, господствующая сторона навязывает оппонентам угодное ей решение. Равноправные отношения, сотрудничество в принятии решений и неиерархическая орга­низация — центральные принципы фемини­стского подхода.

Другим аспектом феминистского подхо­да, также связанным с ориентацией и на ха­рактер процесса, а не только на его результат, является создание сети взаимоотношений. Вместо того чтобы рассматривать действие как локально ограниченное событие с нача­лом и концом, феминистский метод рассмат­ривает каждое такое действие как часть более протяженного — в широких границах "еди­ной сети", или целого. Поэтому большое значение придается межличностным отно­шениям, каждое мероприятие рассматрива­ется в широком контексте, а не в качестве изолированного события, и связи рассматри­ваются как расширяющиеся со временем. Это имеет прямое отношение и к администрато­рам организаций, и к тем, кто занимается планированием деятельности общества. Фе­министскому подходу присуще уважение к различиям, поскольку неиерархический, эгалитарный метод работы с двумя выигрыва­ющими позволяет легче воспринимать реаль­ность различий, не давая сравнительных качественных оценок "лучше—хуже" или "выше—ниже".

Феминистский подход к решению макро­проблем в планировании и политической сфере предполагает внимание к тому, как проводимая политика и осуществляемые программы воздействуют на различные груп­пы населения — подавляют их или укрепля­ют их позиции. Более того, имеется в виду, что те, кого непосредственно затрагивают проводимые меры, должны привлекаться к участию в оценке, планировании и разработ­ке соответствующих программ. Это приведет к созданию более равноправной политиче­ской модели, к сужению и изменению роли профессиональных политиков. Они не будут более навязывать то решение, которое им ка­жется верным. Вместо этого на первый план выступает диалог, принуждение уступает ме­сто влиянию, а в случае принятия иного ре­шения это не воспринимается как поражение политика. Ситуация скорее будет склады-


ваться таким образом, что синтез нескольких точек зрения и появление коллективно при­нятого решения будут рассматриваться как общая победа. В сфере общественной органи­зации конфронтационный подход, возмож­но, иногда будет необходим, но он не будет применяться автоматически. Вместо скоро­палительных заключений и агрессивных на­падок целью должно быть искреннее привлечение членов местных сообществ к принятию решений с прицелом на установле­ние долгосрочного сотрудничества.

Наконец, в области административной деятельности в соответствии с феминистским подходом упор делается на качество, органи­зационное единообразие, ротацию обязанно­стей и повышение квалификации служащих. Хотя в традиционных агентствах редко удает­ся создать полностью неиерархические структуры, иерархичность можно смягчить, стимулируя совместное принятие решений или по меньшей мере расширяя участие под­чиненных в этом процессе, уделяя внимание характеру этого участия и личностным отно­шениям. Такой подход не только не наносит ущерба делу, но и позволяет повысить резуль­тативность труда.

В целом то, что называют феминистской моделью, не является чем-то новым. Эта мо­дель совпадает с гуманистической тради­цией, с концепцией человеческих отношений в процессе управления, с некоторыми прин­ципами японской модели организации и уп­равления, ранними демократическими традициями работы с группами и работы в общине. Вместе с тем феминистский подход имеет три особенности. Во-первых, некото­рые из более ранних концепций приводятся в единую систему. Во-вторых, признается связь с культурологическими ценностями и социальными нормами, присущими женщи­нам в нашем обществе. В-третьих, целенап­равленно вскрывается дискриминация женщин, заложенная в современной полити­ке и связанных с ней процедурах, которая носит как организационный, так и системный характер.

Рут Брандвейн

См. также: Женщины; Организация и управ­ление в социальной работе: тенденции и проблемы.

AddamsJ. (1983). Peace and Bread in Time of War. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers (Original work published 1922). • Brandwein R. (1986). A Feminist Approach to Social Policy. In: N. Van Den Bergh, L. Cooper (Eds.). Feminist Visions for Social


Work. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • Brovermanl., et al. (1972). Sex Role Stereotypes: A Current Appraisal.— Journal of Social Issues, 28(2), 59—78. • Horner M. (1972). Toward an Understanding of Achievement Related Conflicts in Women. Journal of Social Issues, 28(2), 157—175. • Sutton J. (1982). Sex Discrimination among Social Workers.— Social Work. 27(3), 211217.YamataniH. (1982). Gender and Society Inequity: Statistical Interaction Effects. Social Work Research and Abstracts, 18(4), 24—27.

ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Социальные службы, занимающиеся жертвами преступлений, стали развиваться достаточно поздно. До 70-х годов основные усилия в этом направлении фокусировались на реабилитации правонарушителей, кото­рые считались жертвами общества или систе­мы правосудия. В 70-х годах стали считать, что жертвы преступлений заслуживают вни­мания социальных работников, это произош­ло прежде всего в результате политических действий феминистского движения и реши­тельных попыток общества найти разреше­ние проблем без применения силы. При поддержке федерального правительства бы­ли разработаны и стали осуществляться но­вые программы работы с жертвами преступлений. В этом отношении необходимо отметить законодательные акты по предуп­реждению жестокого обращения с детьми, по защите детей от сексуальных злоупотребле­ний, по поиску и оказанию помощи детям, пропавшим без вести, и др. Кроме того, жер­твам преступлений начали оказывать по­мощь сотни частных социальных организаций.

В 70-х годах много разных групп населе­ния оказалось жертвами преступлений. Это престарелые, подвергшиеся жестокостям, по­хищенные дети, душевнобольные, с которы­ми дурно обращаются окружающие, жертвы детской порнографии, и даже сами социаль­ные работники становились жертвами наси­лия. Две тысячи округов работали над разработкой программ по оказанию помощи жертвам преступлений, а после вынесения приговора правонарушителю — над такими вопросами, как освобождение на поруки и возмещение убытков. Штаты ввели в дейст­вие компенсационные программы для устра-


нения экономических затруднений, появля­ющихся в результате преступления.

Вмешательство социальных работников

Три группы жертв преступлений являют­ся клиентами социальной службы. Это лица, в той или иной мере лишившиеся накоплен­ного достояния, детии женщины, подвергаю­щиеся различного рода насилию, а также те, кто нуждается в помощи и поддержке в ре­зультате других преступных действий. Мето­ды вмешательства зависят, с одной стороны, от характера преступления и от того, к какому типу относится жертва, а с другой стороны, от философии социального работника и его воз­можностей. В результате растущего внима­ния социальных служб к данной проблеме появились и теория и разнообразная практи­ка оказания помощи жертвам преступлений.

Помощь оказывается и отдельным лицам, и группам, и семьям, имеет форму социаль­ной профилактики, разъяснения прав и об­щественного воспитания. Обычные усилия с использованием существующей практики работы с жертвами преступлений часто кри­тикуются за отсутствие эффективных мето­дов поддержки и заметных результатов. Так, применение к жертвам преступлений мето­дов поддержки людей, имеющих проблемы с психическим здоровьем, часто сталкивается с дополнительными трудностями и рождает излишнее напряжение, а в случаях сексуаль­ного оскорбления жертв приводит и к совер­шенно ненужной огласке. Поддержка со стороны семьи жертвы также может неожи­данно привести к обратным результатам. В то же время индивидуальные советы, основан­ные на модели душевного здоровья и разрабо­танные для жертв супружеского оскорбления, успешно применяются и в дан­ных случаях. Например, по отношению к ли­цам с дисфункциональным поведением, которое появилось у них после того, как они стали жертвами преступления, включая жен­щин — жертв насилия.

Широкое вмешательство — в том числе и профилактические меры по предупрежде­нию преступлений — привело к неоднознач­ным результатам и требует дальнейшего исследования и изучения. Такие профессио­нальные меры, как ознакомление обществен­ности с возникающей угрозой распространения преступности, доведение до сознания людей опасности стать жертвой преступления, личная подготовка потенци­альных жертв к защите, половое воспитание, говорят о растущей озабоченности в отноше-


ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


286


287


ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


 


ими жертв преступлений со стороны самых широких слоев общества.

Программа "жертва — свидетель"

Эта программа предполагает такие действия,как индивидуальное административное попечительство социальным работником, бе­рущим на себя все организационные вопросы обслуживания жертвы, координация судебных и общественных служб, изучение, анализ последствий этой деятельности и нпесение необходимых коррективов.

Социальный работник на всех этапах су­дебного разбирательства держит своего кли­ента в курсе дела, информирует его о составе присяжных заседателей, функциях обвини­теля, гражданских свидетелей, о возможно­сти появления в суде полиции в случаях, если:п-о требуется. Социальный работник может также отправлять письма или звонить жерт-iiiiM или свидетелям, ставя их в известность, когда им следует быть в суде. В больших горо­дах с высоким уровнем преступности уста-пи вливаются компьютерные системы, помогающие сократить число случаев непо-чилсния в суде жертв и свидетелей, что явля­ется важным фактором при разборе дела. Обслуживание по программе "Жертва — еиидстель" предусматривает и организацию непосредственно в здании суда удобного при­емного центра для жертв преступлений.

Посреднические службы и службы по возмещению убытков способствуют облегче­нию работы перегруженной судебной систе­мы и получению жертвами некоторой компенсации за понесенные ими потери. Ни одна из компенсационных программ штатов не покрывает потери полностью. Программа дает возможность осуществить справедливое возмездие при помощи цивилизованной сис­темы правосудия. В отдельных случаях реа­билитация жертвы требует организации дополнительной сыскной работы и сбора сви­детельских показаний против правонарушителя.

Любая программа обязательно должна предусматривать изучение и анализ расходов и доходов по обслуживанию. Это не только способствует экономным и разумным затратам помогает дальнейшему финансированию программы и дает обоснованный отчет властям. Изучение затрат показывает также просчеты и излишества в обслуживании, способствует его улучшению. Поиск и проработка постоянных источников финансирова­ния — это необходимая ответная мера на финансовый консерватизм и потерю доходов штата.


Очень важно изолировать на период суда правонарушителей, их родственников и дру­зей от жертвы, для чего требуется отдельное место в судебных помещениях. Адвокатам также нужны специальные места для опроса свидетелей, нужны они и социальным работ­никам для оказания помощи жертвам при за­полнении документов, имеющих отношение к потере заработка, медицинским расходам, похоронным затратам, срочным отчислениям на социальное обслуживание.

Программа "Жертва — свидетель" может предложить советы, помогающие разреше­нию эмоциональных проблем, или найти для нуждающихся другие социальные организа­ции, предоставляющие необходимую по­мощь. Социальные работники обеспечивают тактичное обслуживание лиц, выведенных из душевного равновесия нанесенным им оскор­блением или другим ущербом, запуганных следственным процессом, защитником пре­ступников или их семьями. В некоторых случаях обеспечивается также дневное об­служивание и оплачивается доставка жертв и свидетелей в суд и обратно. При этом часто требуются специальные услуги для транспор­тировки в здание суда получивших увечья жертв и свидетелей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...