Недостатки системы оказания помощи детям 16 глава
То обстоятельство, что многие жертвы предпочитают не заключение правонарушителей в тюрьму, а возмещение причиненного им ущерба или предоставление какой-либо компенсации, требует соответствующего вмешательства социальных работников. Им часто приходится оказывать помощь судебному советнику в составлении плана по возмещению убытков, действуя в качестве посредников между правонарушителями и жертвами. Социальные работники предлагают иногда свое посредничество как альтернативу формальному судебному преследованию, особенно если существуют семейные, супружеские или сексуальные отношения между истцом и ответчиком. Программа "Жертва — свидетель" также предлагает различные практические советы жертвам, срочное возмещение хотя бы части ущерба при грабеже или нападении на чей-либо дом, что требуется в первую очередь пожилым и одиноким гражданам. Социальные службы, занимающиеся жертвами, приносят пользу системе правосудия и самим жертвам и свидетелям. Например, приемные центры, организуемые в соответствии с программой, уменьшают переполненность судебного помещения и предотвращают шум, мешающий судебному процессу. Обслуживание в центрах для несо- вершеннолетних смягчает проблему долгого ожидания в переполненных помещениях суда. В целом обеспечение транспортом, советами, осуществление опросов, не выводящих из душевного равновесия, и другая относящаяся к судебному процессу помощь помогают людям, ставшим жертвами, справляться со своим положением относительно спокойно. Все это способствует улучшению функционирования судебной системы. Расходы по обслуживанию можно сократить тремя путями: 1) с помощью объединения усилий служб для жертв различных типов, 2) с помощью привлечения добровольцев, 3) за счет создания групп самопомощи. Многие компенсационные программы по оказанию помощи жертвам имеют неиспользованные кассовые остатки в конце каждого финансового года. Тем не менее в начале 80-х годов вследствие отказа в предоставлении федеральных фондов для новых служб по программе "Жертва — свидетель" на первый план выдвинулась необходимость надежного, обязательного способа выделения фондов для обслуживания жертв, который не зависел бы от настроения общественности и от решений на различных правительственных уровнях. Отнесение судебных издержек на счет осужденный правонарушителей, используемое сейчас в некоторых штатах для финансирования компенсационных программ, может оказаться практическим способом обеспечения этих фондов в будущем. В период финансовых ограничений и растущей стоимости социального обслуживания важно, чтобы службы, занимающиеся жертвами, быстро приспосабливались к реальной ситуации, стабильно получали необходимые фонды и продолжали развиваться в качестве гуманной силы для осуществления заботы о членах общества, попавших в тяжелое моральное, физическое и материальное положение.
Будущее служб, занимающихся жертвами Появляются новые плодотворные методы работы с жертвами, хотя в некоторых случаях их эффективность еще недостаточно проверена. Сюда относятся меры по адаптации жертв преступлений к вновь возникшей ситуации, по преодолению психологической и физиологической травмы по изменению ориентированной на самообвинение внутренней установки жертвы, по достижению положительной переориентации в поведении. Социальные работники хорошо знают, что концепция виктимности является в определенной мере социальным порождением. Представление о том, какое поведение является виктимным, меняется с течением времени и различается в разных социальных слоях. Исторически эта концепция возникла в связи с процессами индустриализации, урбанизации и профессионализации. Категории жертв не статичны, они постоянно меняются, расширяются или сокращаются. Но независимо от того, как определяется виктимность, социальная работа может помочь в восстановлении справедливости, особенно в отношении жертв уголовных преступлений, удовлетворяя их различные материальные, эмоциональные и социальные нужды.
Лерой Г. Шульц См. также: Вмешательство в кризисную ситуацию; Полиция и социальная работа; Сексуальное насилие: службы социальной помощи. • Adams P., Adams С. (1984). Mount Saint Helen's Ashfall. — American Psychologist, 39(3), 252—260. • FinnJ., NlleJ. (1984). A Model for Consolidating Victim Services. — Social Casework, 65(6), 368—373. • Frank A., Foote С (1984). Formulating Children's Troubles for Organizational Intervention. — Canadian Review of Sociology, and Anthropology, 19(1), 111 — 122. • LehmanA., Linn L. (1984). Crimes Against Discharged Mental Patients in Board and Care Homes. — American Journal of Psychiatry, 141 (2), 271 — 274. • Morgan P. (1983). From Battered Wife to Program Client. — Kapilalistate, 17—35. • Rubin I. (1984). Marasmus or Recovery? The Effects of Cutbacks in Federal Agencies. — Social Science Quarterly, 65(2), 391—399. • Schultz L. (1984a). The Social Service Worker as a Victim of Violence: Policy and Practice Implications for West Virginia. Morgantown, W. Va.: School of Social Work, West Virginia University. • Schultz L. (1984b). The West Virginia Crime Reparations Act: A Social Policy Analysis. Morgantown, W. Va.: School of Social Work, West Virginia University. • Taylor A., Brassard M. (1984). Abuse in the Investigation and Treatment of Intrafamilial Child Sexual Assault. — Child Abuse and Neglect, 8(1), 47— 53. ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ 288 289 ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ
ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ В 70 — 80-х годах обеспеченность жильем продолжала быть одним из важных факторов благосостояния американского общества. Люди стремятся иметь собственный дом, и на вопрос, в каком доме они предпочитают жить, большинство отвечает, что в отдельном доме. Собственный дом — все еще главная составная часть американской мечты. В прошлом американцы, которые могли себе это позволить, покупали дом, как только набирали достаточную сумму, чтобы расплатиться за него.
В 70-е годы домовладение стало вынужденной тактикой противостояния инфляции. Собственный дом был главным капиталовложением, которое многие люди делали в своей жизни, и хорошим средством борьбы с галопирующей инфляцией, прекрасным способом избежать налогов. Дом в частной собственности создает чистый капитал для многих семей. Согласно данным Бюро переписей США, в конце 70-х и в 80-х годах средний возраст людей, впервые покупавших дом, составлял 28,3 лет. Однако далеко не всем удается приобрести дом. Те, чьи доходы слишком малы, чтобы думать о собственном доме, в основном вынуждены снимать жилье, и в этом случае они рассматривают дом как жилище, но не как средство вложения капи- тала. Их больше заботит вопрос о том, не потребуется ли выделять более значительную часть дохода на арендную плату. Проблемы 80-х годов В начале 80-х годов основная проблема заключалась в том, сможет ли большинство людей после десяти лет безудержной инфляции и возрастающей стоимости домов осуществить американскую мечту — иметь собственный дом. Для малоимущих и людей среднего достатка самым острым был вопрос о том, будут ли цены на жилье доступны для них, хватит ли у них денег на оплату жилья, смогут ли они улучшить свои жилищные условия, не затрачивая большую часть средств на оплату жилья. В период 60 — 80-х годов общее качество жилищного фонда в стране (таблица 1) постоянно повышалось. Министерство жилищного строительства и городского развития США подсчитало, что только 4 % общего жилищного фонда в стране не соответствует необходимым нормам и еще 6% не вполне соответствует им. Одновременно уменьшаются размеры семей. Однако по мере улучшения качества жилья его стоимость будет расти.
Все больше людей всех рас становится собственниками домов, вместе с тем среди собственников домов больше белых, чем черных. По перспективным оценкам, в последующие 25 лет будет наблюдаться по крайней Таблица I мере небольшой рост в приобретении домов в собственность. Если стремление стать владельцем собственного дома по-прежнему бу-дет у большинства американцев, то стоимость дома должна остаться на уровне, который им доступен, или общество должно вкладывать в жилищное строительство больше средств, чем оно вкладывало в последние годы. Однако высказываются опасения, что увеличение вложений в жилищное строительство может снизить темпы промышленного развития и отнимет средства, необходимые для других областей первостепенной важности. В данной экономической обстановке может случиться так, что для приобретения собственного дома значительной части американских семей придется отказаться от осуществления других планов. Не менее важной задачей становится сохранение более или менее приемлемых размеров арендной платы, чтобы семьям не пришлось значительно урезать свой бюджет. Социодемографические аспекты Жилье должно давать возможность семьям вести такой образ жизни, которым они дорожат, включая работу, хорошие школы, набор коммунальных услуги достойных соседей. При выборе жилья учитывается много соображений помимо его стоимости и качества. Выбор места жительства. Министерство жилищного строительства и городского развития провело опрос для выяснения отношения американцев к жилью. Выявлено, что 75% взрослого населения американцев предпочитает жить в отдельном доме. Кроме того, 48% хотят жить в сельской местности, небольшом промышленном городе, в маленьком городе или деревне; 28% — в пригородах небольших или среднего размера городов; 16% — в городе с населением свыше 250 тыс. человек; 8% — в среднего размера городе с населением 50—250 тыс. человек. Цифры говорят о том, что большинство людей хочет жить в менее населенном и более спокойном окружении. Более трех четвертей населения предпочитает жить где угодно, но не в городах среднего размера или крупных городах. Интересно, что каждый третий американец, участвовавший в опросе, предполагает переменить место жительства в ближайшие два года. С одной стороны, люди, живущие в городах среднего и крупного размера и предполагающие переменить место жительства, заявили о том, что равновероятны их решение поменять место жительства в пределах своего города (47%) и решение переехать в приго-
род или небольшой город (45%). С другой стороны, потенциальные переселенцы» живущие в пригородах, выразили желание продолжать жить в пригороде (80%) и лишь 13% хочет переехать в город. Наконец, 87% потенциальных переселенцев в сельской местности и в небольших городах предполагают переехать в другое место в своем районе или в другой район, и только 11 % собираются переехать в город. В 1981 г. районы городов-спутников, пригороды и средние города приняли основную часть семей-переселенцев, в то время как в крупных городах численность населения продолжала сокращаться. Большинство тех, кто живет за пределами города, не собираются возвращаться в город, а городские жители, которые создают новые семьи и не могут платить высокую плату за жилье в пригородах-спутниках, поселяются в более старых городских домах, которые им доступны. Если появится подходящее по цене жилье в пригородах и городах-спутниках, возрождение крупных городов может сильно замедлиться. Если же стоимость новых домов будет возрастать, особенно в пригородах и городах-спутниках, возрождение крупных центральных городов ускорится. Такая перспектива возрождения предполагает, что новые семьи будут по-прежнему стремиться приобрести собственный дом. Демографические модели. Для понимания сложившейся ситуации с жильем очень важно учесть две демографические характеристики. Это — выход на общественную арену поколения периода "бума рождаемости" и изменение состава семей. Поколение периода "бума рождаемости". Это поколение, родившиеся в 1947— 1957 гг., достигло возраста для создания семьи в конце 70-х годов и пика активности в 90-х годах. В связи со снижением рождаемости в последующие годы очередное поколение, создавая семьи, будет нуждаться в меньшем количестве жилья. Следовательно, спрос будет сохраняться высоким до конца первой половины 90-х годов, после чего может пойти на спад. Как было сказано выше, тип и местонахождение жилья имеют особое значение с точки зрения переустройства и возрождения крупных городов. По-видимому, ключевой вопрос состоит в том, смогут ли такие города удерживать вновь нарождающееся поколение, или оно покинет города, если цены на дома станут более доступными в других районах. Изменение состава семей. Количество домов или квартир, занятых супружескими парами с детьми или без детей, резко сокра-
ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ 290 291 ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ
семью новых домов составляла более 60% в год. В 60 — 70-е годы и первую половину 80-х годов дома, возводимые за счет муниципалитетов, были лишь незначительной частью новостроек. Таким образом, частные дома на одну семью составляли подавляющее большинство новостроек. Темпы жилищного строительства за этот период подтверждают факт цикличности рынка жилья: в течение нескольких лет они возрастали, а затем снижались, после чего снова возрастали. Этот скачкообразный феномен связан с наличием или отсутствием финансовых средств, предоставляемых под разумный процент, и состоянием потребительского спроса на жилье. Влияние инфляции. Существует много возможностей проиллюстрировать влияние инфляции, но нужно отметить, что главным ее проявлением является то, что цена на дома растет гораздо быстрее, чем общий ценовой индекс и средний доход семьи. С 1970 по 1982 г. средняя продажная цена нового дома почти утроилась, в то время как средний семейный доход возрос только вдвое. Основной рост продажной цены произошел между 1973 и 1979 гг., когда цены на новые дома возросли на 88%. С 1980 г. рост цен начал замедляться. С 1970 г. все меньше и меньше семей могли позволить себе приобрести дом. Если семьи не соглашаются на общий процент по закладной и не хотят тратить на жилье большую часть своего месячного дохода, то для многих семей покупка собственного дома становится попросту недоступной. Данные о средней продажной цене на новый дом в сопоставлении со средним доходом семьи приводятся в таблице 2. В период с 1960 по 1975 г. соотношение между средней продажной ценой односемей-ного нового дома и средней величиной дохода семьи изменилось несущественно (если цена дома превышала доход семьи в 1960 г. в Таблица 2 Средняя продажная цена на новые, рассчитанные на одну семью дома и средний семейный доход в 1960 — 1982 гг. (за отдельные годы)
2,81 раза, то в 1975 г. — в 2,86 раза). В то же время в конце 70 — начале 80-х годов это соотношение серьезно изменилось и в 1982 г. достигло 3,44 раза в пользу продажной цены дома. Однако следует учесть, что имеется существенная разница между ценой, по которой продаются новые и уже находившиеся в эксплуатации дома. Указанная разница позволяет семьям при покупке не нового дома с выгодой перейти из квартиросъемщиков во владельцы дома. Поэтому реконструкция городских районов объясняется тем, что покупка бывших в эксплуатации домов обходится дешевле, чем приобретение нового дома. Положение квартиросъемщиков можно сравнить с положением владельцев домов. Арендная плата составляет ощутимый процент общего дохода семьи. В течение многих лет Министерство жилищного строительства и городского развития США считало, что если цифра указанной платы выше 25% дохода семьи, то это показатель возникновения серьезных проблем в расходах на жилье. К 1981 г. эта цифра возросла до 30%, и, естественно, для семей, состоявших из одного человека, супружеских пар старше 65 лет и всех типов семей с женщиной во главе арендная плата была чрезвычайно тяжелым бременем. Министерство жилищного строительства и городского развития также подсчитало, что одна треть всех съемщиков (а если взять семьи с самым низким доходом, то уже три четверти) тратит более 35% имеющихся доходов на жилье. В 70-е годы вследствие высокого уровня инфляции увеличились процентные ставки за кредит и тем самым осложнилась система финансирования строительства жилья. Необходимость проведения реформы в финансировании жилищного строительства привела к принятию в 1980 г. Закона о прекращении правительственного регулирования деятельности банков-депозитариев и валютном контроле. Этот закон расширил полномочия ипотечных учреждений и, кроме того, предусматривал постепенную отмену процентных ограничений на все виды депозитов. В конце 70-х годов другие федеральные органы также смягчили свои правила и разрешили использование альтернатив помимо обычной тридцатилетней фиксированной ставки по закладным. Таким образом, сбер-банки и ассоциации, предоставляющие ссуды, и банки получили возможность более успешно конкурировать с другими финансовыми учреждениями. В результате в распоряжении кредиторов появился целый набор ипотечных обязательств. Были введены такие обязательства, как закладные с корректируе- Таблица3 ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ 292 293 ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ
мой ставкой, закладные с возможностью пересмотра ставки, закладные с нефиксируе-мой процентной ставкой, чтобы сделать ипотечное финансирование более гибким. В 80-х годах продолжалось снижение степени государственного регулирования в системе финансирования жилищного строительства. По-видимому, в результате этого процесса не будет разницы между теми, кто предоставляет кредиты по закладной, и теми, кто предоставляет кредиты в любой другой форме. Отмена государственного регулирования обеспечивает возможность большей согласованности между применяемыми процентными ставками в различных отраслях и сферах деятельности, так как на жилищное строительство больше не будет распространяться льготный режим, как это было раньше. Это также означает, что процентные ставки по закладным будут выше, чем до отмены государственного регулирования, что значительно уменьшает возможность семей получить доступный кредит на покупку дома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|