Особые проблемы в жилищном вопросе 1 глава
Социальные работники в своей профессиональной деятельности сталкиваются со специфическими проблемами групп людей, которые не могут самостоятельно функционировать в рамках свободного рынка жилья. Бездомные. В 1984 г. было подсчитано, что в США количество бездомных колеблется от 250 тыс. до 3 млн. При этом от одной четверти до половины бездомных людей страдают такими психическими заболеваниями, как шизофрения и маниакальная депрессия. Количество бездомных резко возросло в тот период, когда больницы, находящиеся в ведении штатов, стали в рамках процесса деин-ституализации выписывать психически больных людей. В связи со сложившейся ситуацией в большинстве районов страны возникла необходимость организации реабилитационных приютов. Протест против приютов. Тот факт, что из больниц стали выписывать психически больных, калек-подростков, людей с физическими недостатками, является серьезной проблемой, потому что нужно было организовать службы по оказанию психиатрической и других видов помощи по месту жительства. По всей стране начались выступления против организации приютов. Главная проблема здесь состоит в том, чтобы побудить клиентов жить в обстановке минимальных ограничений и вместе с тем предотвратить угрозу имущественным ценностям и агрессивное их поведение. Обновление муниципального жилищного фонда. Министерство жилищного строительства и городского развития США определило, что число "неблагополучных" жилых домов, находящихся в ведении муниципалитетов, достигает 180 тыс. Эти жилые дома расположены прежде всего в городских районах и находятся в зонах повышенной преступности. Они, как правило, очень старой постройки и составляют 15% всех муниципальных жилых объектов в стране. В связи с тем что значительное число семей с низкими доходами не в состоянии платить арендную плату в частном жилом секторе, указанные жилые комплексы не следует разрушать, однако они нуждаются в модернизации и реконструкции.
Переселение. Переселение многих семей с низкими доходами связано с городской реконструкцией и строительством автострад. Существующие сегодня проблемы — это спекуляция городской недвижимостью и превращение реконструируемых многоквартирных домов, сдававшихся внаем, в кондоминиумы — объекты совместного владения. Превращение сдававшихся внаем жилищ в кондоминиумы заставляет семьи с низкими доходами покидать эти районы и переезжать в другие части города (джентрификация). Только около половины штатов приняли законы о защите жителей реконструируемых домов, и менее чем в 20% городов, в которых имеет место такая реконструкция, приняты постановления, регулирующие эту деятельность. Затронутые этим процессом люди острее всего нуждаются в социальной помощи в момент получения извещения о выселении (который можно обжаловать через суд), а не в момент переселения и обустройства на новом месте. Регулирование арендной платы. В 1976 г. восемь штатов и округ Колумбия ввели на своей территории регулирование арендной платы. Выдвигаются и аргументы против введения системы регулирования арендной платы, главный из которых заключается в том, что такое регулирование препятствует содержанию домов в должном состоянии и дальнейшему улучшению условий жизни в них без значительного субсидирования. Рост числа семей, возглавляемых женщиной. Семьи, где женщина выступает в роли главы семьи, испытывают самое тяжелое бремя платы за жилье. Нехватка подходящего жилья в значительной мере отражается именно на таких семьях. Вполне вероятно, что и в перспективе семьи, возглавляемые женщинами, будут иметь более низкие доходы, чем семьи с двумя родителями или семьи, где из родителей есть только отец. Низкий уровень дохода приводит к тому, что во всех микрорайонах указанные семьи живут в домах худшей категории и местоположения. Необходимо многое сделать, чтобы улучшить тяжелое положение семей, возглавляемых женщинами.
В конечном итоге пособия, получаемые благодаря системе социального обеспечения, и выплаты для покрытия расходов на жилье необходимо скоординировать или объединить, чтобы достичь в этом деле большей эффективности. ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ 294 295 ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ
Одинокие люди преклонного возрасти. Почти половина жилых единиц, где живут престарелые, занята одиночками. С возрастом и ослаблением здоровья одинокие старики нуждаются в более широкой сфере обслуживания, чтобы они могли жить у себя дома, а не в дорогостоящих специализированных заведениях. Медицинская помощь на дому, поддержание дома и уборка, транспортные услуги имеют большое значение и должны быть организованы с наименьшими затратами для обслуживающих учреждений. Расовые и этнические меньшинства. Особо сложная категория — семьи расовых и этнических меньшинств. Эти меньшинства обычно составляют большую часть проживающих в муниципальных жилых комплексах. Они чаще подвергаются переселению в связи с превращением арендуемых жилых единиц в кондоминиумы, кооперативы, а также в связи с другими видами государственной перепланировки старых жилых районов. Наконец, семьи национальных меньшинств являются преимущественно малоимущими. Вследствие этого они чаще сталкиваются с проблемами жилья. Для таких групп неблагоприятные жилищные условия являются постоянной проблемой и источником тревог и беспокойства. Роль социальной работы В связи с тенденцией искать решение жилищной проблемы рыночным путем занятые в этой сфере профессионалы должны внимательно следить за мерами, проводимыми в жилищной сфере. Особое внимание следует обратить на налоговую политику, чтобы быть уверенным, что семьи с низкими доходами получили все причитающиеся им льготы, и чтобы проблемы получения доступного жилья не стали еще более острыми. В качестве первого шага социальные службы должны оказать поддержку приблизительно 5 млн семей с низкими доходами, которые не получают пособий на покрытие расходов на жилье. Кроме того, социальная работа должна выполнять свою традиционную роль в организации муниципального жилищного строительства и соответствующих услуг, создании местных групп самопомощи различного рода, а также в оказании содействия по сооружению коллективных домов для престарелых и инвалидов. В связи с тем что рынок жилья различен в разных районах, требуются усилия для объединения предложения и спроса. Пособия на жилье, ориентированные на потребителей, вероятно, дадут возможность
многим семьям выбрать жилье лучшего качества и расположенное в более предпочтительных районах. Но без соответствующих консультаций и помощи социальных работников в поисках такого жилья многим семьям будет сложно воспользоваться такой возможностью. Еще одной сферой социальной работы является оказание помощи престарелым на дому. Этот вид помощи может иметь различные формы, включая посещение и утешение, оказание медицинской помощи, услуги по ведению хозяйства и уборку дома, а также транспортные услуги. Преодоление сопротивления созданию специализированных коллективных приютов является задачей настоящего момента. Тот факт, что целые группы населения окажутся вне заведений, где им в настоящее время оказывается социальная помощь, означает, что понадобятся профессиональные работники, ориентированные на планирование, организацию и управление приемлемыми коллективными приютами в гораздо большем числе районов. Наконец, субсидии на покрытие расходов на жилье должны предоставляться не бюрократическими организациями, которые восстанавливают против себя людей, а через посреднические структуры, предлагающие доступные услуги и встречающие живой отклик у людей. Короче говоря, перед социальными работниками стоит двойная задача. С одной стороны, они должны инициировать и поддерживать усилия, предпринимаемые государством и частным сектором для решения проблем различных групп людей, имеющих конкретные потребности, таких, как бездомные, выселенные, семьи с женщиной во главе, расовые и этнические меньшинства, а также престарелые одиночки. С другой стороны, они должны, как это делалось и в прошлом, продолжать поиск той практической роли, в которой они могли бы выступать в сфере проблем с жильем. Стремясь доводить услуги до потребителя и выполнять функции посредника в интересах клиента, социальная служба может подготовить кадры, в которых в настоящее время нуждается жилищная сфера. Речь идет о людях, имеющих навыки работы с информационной и справочной службой, предоставляющей советы и помощь в размещении на новом месте, налаживании взаимоотношений между жильцом и домовладельцем, управлении жилым фондом. В жилищной сфере имеется много возможностей для профессиональной деятельности со-
циальных работников, вооруженных конкретными знаниями и навыками. Милан Дж. Длуги См. также: Бездомные; Социальное планирование; Социальное планирование и организация в местных общинах; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы • Friedman J., Welnberg D. (Eds.) (1983). The Great Housing Experiment. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Goetz R. (1983). Rescuing the American Dream: Public Policies and the Crisis in Housing. N. Y.: Holmes & Meier. • LambR. (Ed.) (1984). The Homeless Mentally 111. Wash., D. C: American Psychiatric Association. • Sloss M. (1984). The Crisis of Homelessness: Its Dimensions and Solutions.— Urban and Social Change Review, 17, 18—20. • Smith W. R. (1983, January). Housing America.— Annals of the American Academy of Political & Social Science, 465, 9—149. • Struyk R.J., Mayer N.. Tuccillo J. (1983). Federal Housing Policy at President Reagan's Midterm. Wash., D. C: The Urban Institute Press. • Tuccillo J., Goodman J. (1983). Housing Finance: A Changing System in the Reagan Era. Wash., D. C: The Urban Institute Press. 297 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ. См. Законотворчество и социальная работа; История социального обеспечения; Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики; Федеральное социальное законодательство после 1961 г. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Хотя социальные работники активно участвуют в политических дебатах, эффективность их влияния на курс социальной политики достаточно проблематична. Сомнения в эффективности обусловлены тем завидным постоянством, с каким федеральное правительство сокращает в последние годы фонды, выделяемые на социальные программы, что в свою очередь отражается на решениях на местном уровне и уровне штата. Принятие позитивных политических решений становится все более трудным, происходит во все более жарких спорах. И в настоящее время, и в обозримом будущем решения, принимаемые правительствами штатов, округов и городов, будут оказывать все возрастающее влияние на судьбы граждан и социальных программ. Вполне вероятно, что на этом фоне политическая вовлеченность в законотворческий процесс станет обычным явлением для практики социальной работы не только по отношению к немногим профессионалам-лоббистам, но и по отношению к рядовым социальным работникам.
Эта статья знакомит с особенностями процесса выработки и принятия законодательных актов. Она привлекает внимание прежде всего к политическим и институциональным условиям, в которых разрабатывается законодательная политика; в ней обсуждается, насколько существено значение этих условий для эффективного лоббирования и воздействия на законотворчество. Контекст законотворчества Профессионалы в области законотворчества прекрасно знают, что успешное влияние на законодательный орган федерации, штата, муниципалитета обеспечивается знанием нескольких принципов. Эти "принципы" политической жизни действуют в любых условиях и при всех тенденциях, независимо от социальной перспективы, от того, какая партия находится у власти, и т. д. Упомянутые "принципы" действенны для всех времен, и опытные практики всегда помнят о них, даже не отдавая себе в этом отчета. Политические реалии. Первый "принцип" — он же наиболее фундаментальная реальность политической жизни — заключается в том, что любой политик стремится быть избранным на соответствующую должность. Стать членом законодательного органа — это необходимое, если не единственное условие, позволяющее добиться изменения политики. Каждый профессионал знает, что это стремление оказывает влияние на большую часть того, что происходит в законодательном учреждении, и часто определяет действия законодателя в отношении конкретного законопроекта. Желание быть переизбранным на новый срок играет не меньшую роль. Другой "принцип" — постоянное несоответствие между ресурсами и потребностями. Так как денег на все никогда не хватает, то главным вопросом в делах законодательных является стоимость программы. Благое основание, сила аргументов и поддержка законодательных органов часто являются второстепенным фактором по сравнению с наличием средств. Поэтому для того, чтобы действовать успешно, сторонник программы должен быть сведущ в области налоговой системы и размера государственного дохода. Нет никакого смысла прогонять законопроект через все критические этапы законодательного процесса только для того, чтобы обнаружить, что для обеспечения предлагаемой программы не выделили денег. Третий "принцип" — хорошо известно, что лишь немногие — около 20% — из всех представляемых в государственные законодательные органы документов получают статус закона. Эту реальность должны принимать в расчет все участники законодательного процесса, и задача любого лоббиста состоит в том, чтобы увеличить это число. К сожалению, перед теми, кто занят программами социальной работы, стоят особенно трудные задачи. Замечено, что законопроекты, требующие больших финансовых затрат, предлагающие серьезное социальное изменение или поднимающие непопулярный политический вопрос, имеют меньше шансов пройти, чем законопроекты, требующие низких затрат, ведущие к незначительным изменениям или не вызывающие вовсе никаких изменений и поднимающие популярный вопрос. Это означает, что лоббист, стоящий на защите социальных программ, часто не может обеспечить прохождение желаемого законопроекта с первой или второй попытки и должен приготовиться к долгосрочной борьбе. Однако некоторые законодатели полагают, что могут себе это позволить; здесь-то защитник программы и сталкивается с одним из главных затруднений. Бывалый лоббист знает, например, что временной горизонт деятельности большинства представителей законодательной власти — и тем более сенаторов — невелик. Законодательные сессии чаще всего продолжаются от 60 до 90 дней, и в это время принимаются решения по множеству насущных проблем, причем проблемы эти сложны, а возможности обдумать и изучить их нет. Будет ли одобрена или отвергнута новая программа охраны здоровья? Что следует вычеркнуть для сокращения бюджета? Будут ли подняты налоги? Слишком часто подобные политические решения и голосования по противоречивым законопроектам, имеющим далеко идущие последствия, нужно провести именно сейчас, а не в следующем месяце или же на следующей неделе. Поспешный выбор может привести к потере поддержки избирателей. И все же часто такие решения должны приниматься, если даже для тщательного обсуждения нет времени. Зачастую законодатели сталкиваются с вопросами, решение которых может отвратить от них часть избирателей независимо от того, как они проголосуют. Они осозна- ют, что должны проголосовать так, чтобы не противостоять своей партии или союзникам и в то же время сохранить необходимую поддержку избирателей. Это мучительный выбор, требующий компромиссов, от которых законодатели предпочли бы уклониться, но которых они тем не менее не могут избежать. В силу всех этих причин — стремления быть переизбранным, слишком короткого времени для изучения и обдумывания, необходимости голосовать по проекту, любое решение по которому лишит его части избирателей, — законодатель и стремится рассматривать лишь те проекты, которые могут дать результат в ближайшее время. Задача, которая стоит перед защитником проекта, ориентированного на изменение социальной ситуации, заключается в том, чтобы суметь навязать долгосрочные цели среднему законодателю, стремящемуся ограничиться ближайшей перспективой. Перспективы законотворчества. Политическая динамика, определяющая все законодательные сессии, делает их непредсказуемыми и уникальными. Состав участников сессии меняется, иногда довольно резко. Может меняться партийное большинство в палатах, что имеет своим следствием изменение политических приоритетов, создание нового руководства. При всех благих намерениях экономические прогнозы могут оказаться неверными, финансовая неопределенность может привести бюджет к кризису, что заставит буквально все важные политические дела отложить на второй план. Например, в ходе конкретной законодательной сессии экономическое положение может неожиданно измениться к худшему, уровень безработицы, процентные ставки и инфляция увеличатся в большей степени, чем ожидалось, вследствие этого продажа жилья и товаров длительного пользования может стремительно упасть. Налоги на доходы, с продажи и на добавленную стоимость — основные источники формирования государственного дохода — могут сократиться, и часто критически. Такие изменения и непредсказуемые экономические обстоятельства отражаются на годовом доходе, т. е. реальный годовой доход серьезно отличается от планируемого, на основании которого просчитывался бюджет. Единственным решением в данном случае может быть либо сокращение программ, либо увеличение налогов, однако ни то, ни другое решение не будет встречено с энтузиазмом. Коротко говоря, решение любого законодательного органа по любой обсуждаемой ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 298 299 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
проблеме будет зависеть от непредсказуемой расстановки сил. Таким образом, сторонник программ должен ожидать непредвиденных действий законодателей, сохранять гибкость и быть готовым к изменению стратегии и тактики, если изменятся обстоятельства. Во всех штатах, вместе взятых, на каждую законодательную сессию представляется от 200 до 250 тыс. законопроектов. Даже штат средних размеров представляет от 3 до 4 тыс. законопроектов на каждую сессию, а крупные штаты — гораздо больше. Подобное изобилие разнообразных сложных, формально-юридических и технических вопросов означает, что законодатели, как бы умны и работоспособны они ни были, смогут углубиться лишь в отдельные проблемы. К тому же стремительный темп сессии почти не оставляет времени для чтения, изучения и размышлений. Важно понять, во-первых, что все участники законотворческого процесса должны специализироваться по некоторым проблемам. (Бывалые лоббисты сосредоточиваются иногда лишь на четырех-пяти законопроектах за все время сессии.) Во-вторых, в целом верно, что, чем сложнее вопрос, тем меньшее число законодателей в нем разбирается. В подобных случаях законодатели в большей степени, чем обычно, полагаются на коллег, имеющих опыт, надежных экспертов в соответствующем комитете и лоббистов, с которыми уже установили отношения и которым доверяют. В-третьих, в силу такой специализации имеется всего лишь несколько представителей аппарата и законодателей, с которыми лоббисты могут содержательно и предметно работать. Для защищающего какую-то программу очень важно знать, кто из законодателей и аппарата разбирается в проблеме, поскольку именно они способны наилучшим образом использовать предоставленную им информацию. Если вдуматься в то, какие препятствия должен преодолеть документ, чтобы стать законом, учесть противоречивые точки зрения даже на самые простые вопросы, недостаток знаний у законодателей по большинству предлагаемых проектов, то станет ясно, что ключом к успешному решению большинства вопросов является компромисс. Грамотные защитники законопроекта понимают, что и в самый лучший проект будут внесены поправки; это нормальная и планируемая часть процесса. Разнородные и противоречивые интересы требуют согласования, и без него большинство предлагаемых мер терпит неу- дачу. Очень немногие законопроекты получают статус законов без дополнительных поправок. Законодательный процесс связан с компромиссом, и искусство законодателя есть искусство компромисса. Кроме того, все законодатели имеют свои приоритетные законопроекты, которые могут пройти только с помощью их коллег. В таких условиях имеет место активная торговля голосами. В решающий момент голосования законодатели могут изменить свое мнение, и чаще всего в сторону отрицания, чем подтверждения. Проще добиться поражения законопроекта, нежели его прохождения. Тактические вопросы законотворчества Тактика оказания влияния на принятие решений по законопроектам, представляющим интерес для лоббиста и его избирателей, должна исходить из того, что каждый пункт законотворческой процедуры необходимо рассматривать как барьер, который нельзя выпускать из внимания. Формулирование оригинального проекта. При формулировании законодательного предложения очень важно создать коалицию заинтересованных лиц. К этому процессу надо подключить не только тех, от кого можно ждать поддержки (т. е. группы с аналогичными целями и идеологией), но и тех, кто держит нейтралитет или находится в оппозиции до тех пор, пока не проинформирован относительно программы и не включен в процесс ее разработки. В такие группы и коалиции обычно входят правительственные департаменты, ответственные за претворение в жизнь предлагаемого документа, штатные члены законодательного комитета, профессиональные или деловые ассоциации, профсоюзы и группы защиты потребителя. Все они могут сыграть важную роль на законодательном совещании, но официальные лица правительственных департаментов и аппарат законодательных комитетов особенно важны, так как они играют решающую роль в информационном обеспечении решения. Контакты с отдельными лицами или представителями этих групп могут варьироваться от информационных встреч и телефонных звонков до более активных действий, направленных на получение представления об их реакции на первоначальную идею вплоть до включения положений, которые они считают желательными. Этот процесс есть нечто большее, чем простые деловые отношения: он формирует "лоцманский тест", помогающий заранее оценить проблемы, с которыми может столк- нуться предложение, когда оно будет рассматриваться законодательными органами и когда оно будет проводиться в жизнь. То, что защитник законопроекта узнает на этом этапе процесса, может послужить формированию более обоснованного и жизнеспособного законопроекта. Организация предварительной работы. Прежде всего сторонник проекта должен решить, кто из законодателей сможет внести проект на сессию. В большинстве случаев удается найти законодателя для представления законопроекта. Обычно имеется доступ и к аппарату комиссии, и к членам комиссии, которая обеспечивает прохождение билля, излагает его на соответствующем уровне, осуществляет конституционный контроль и определяет, какие из рассматриваемых положений будут затронуты вносимым законопроектом. Но прежде всего нужно решить вопрос о том члене законодательного органа, кто сможет внести законопроект. Это сложный вопрос, требующий оценки конкретных лиц и законодательного и политического контекстов, в которых они действуют. Инициатор и защитник проекта пытается выбрать для выдвижения законопроекта такого члена законодательного органа, который обеспечит приоритет законопроекту на политической арене и располагает необходимым временем, энергией и политическим капиталом, чтобы провести билль. Оценка соответствующих действий законодателя во многом зависит от его прежних усилий в аналогичной законодательной области, от его законотворческой деятельности, связей, интереса к данному вопросу. Иногда интерес законодателя к конкретной проблеме или программе может быть мотивирован или стимулирован личным или семейным опытом. Важно также оценить политический контекст: насколько предлагаемая законодательная инициатива отвечает интересам большинства избравших данного парламентария граждан; достаточно ли устойчиво положение законодателя, чтобы проведение противоречивого и непопулярного предложения не грозило ему провалом при переизбрании; имеет ли он серьезную политическую поддержку со стороны групп, чьи интересы не затрагиваются проводимым им предложением; в какой мере вносимые законодателем предложения соответствуют или не соответствуют приоритетам, выдвинутым предварительным собранием или лидерами его партии. Эти и другие подобные факторы обусловливают политические издержки и выгоды, которые влияют на готовность законодателя выдвинуть законопроект. И наконец, при выборе вносящей) предложение законодателя следует принимать во внимание его положение и роль в законодательном органе. При прочих равных факторах желательно, чтобы он был членом партии большинства и членом законодательной комиссии или подкомиссии, в юрисдикцию которых входит данный законопроект. Быть председателем комиссии не обязательно. Хотя председатели комиссии обладают потенциальной властью, рабочая нагрузка и давление со стороны конкурентов часто не позволяют им проводить какие-то законопроекты, помимо тех, что настоятельно требуются обстоятельствами времени и политической конъюнктурой. Должна приниматься во внимание и неформальная роль законодателя в законодательном органе. Не следует прибегать к помощи тех законодателей, которые известны среди коллег своей несдержанностью или чрезмерным идеализмом в вопросах, относящимся к их компетенции. "Законодатели с одним-единственным интересом", каким бы уважением они ни пользовались среди коллег, часто так увязают в своих интересах, что оказываются неспособными к компромиссу, направляя свои усилия на продвижение лишь половины положений билля. Представление проекта. Как уже отмечалось, условия рабочего графика законодателей являются наиболее значительным и в то же время наименее понятным препятствием для прохождения законопроектов. В частности, в законодательных органах штатов, где наблюдается тенденция к конституционному ограничению времени проведения сессии, а также произвольно принимаются правила, устанавливающие сроки рассмотрения проектов, часто именно фактор времени определяет судьбу законопроекта. Поэтому чем раньше билль будет представлен, тем выше его шанс на обстоятельное рассмотрение. Своевременная подача билля дает его защитникам время, необходимое для того, чтобы сколотить лобби, организовать давление при слушании в комиссии, отразить удар возможной оппозиции и договориться о необходимых изменениях. По мере приближения конечных сроков обсуждения биллей и перерыва в работе законодательных органов обычно обостряется конкуренция. В этот момент труднее влиять на прохождение проекта. Существуют, конечно, особые ситуации, когда из стратегических соображений (например, чтобы не дать оппозиции мобилизоваться) бо- ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 300 301 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
лее разумно дождаться последней минуты для внесения законопроекта, но в целом лучше представить проект как можно раньше. Влияние комитетов и комиссий, в некоторых законодательных органах представленные законопроекты рассматриваются сначала подкомиссией, а затем выносятся на комиссию. Многие законопроекты, особенно финансовые, должны пройти все этапы рассмотрения в комиссии, прежде чем будут доложены в палате для голосования. В любом случае лишь часть законопроектов, поступающих в комиссию, дойдет до палаты, остальные "умирают" на комиссии. Даже слушания и серьезное обсуждение на комиссии не гарантируют, что комиссия даст "добро" на дальнейшее прохождение. Появление серьезной оппозиции, выявление значительной ошибки или слабого места, неспособность лиц, поддерживающих проект, к компромиссу в каких-то частностях — все это может послужить для комиссии основанием воздержаться от дальнейших действий, "убить" его для сессии. Наконец, некоторые законопроекты могут быть в ходе обсуждения комиссий значительно изменены. При подобном положении дел защитники законопроекта имеют три задачи: оказывать влияние на ход рассмотрения в комиссии, следить за тем, чтобы проект получил как можно более сильную поддержку, и добиться наиболее благоприятной реакции комиссии на первоначальный законопроект или же такого пересмотра своего предложения, который был бы приемлем как для законодателей, так и для избирателей. Учитывая, что комиссия обычно не в состоянии обсудить асе посту -пившие законопроекты, ей надо сделать выбор. При выборе вступают в игру несколько факторов: безотлагательность проблемы; внимание к ней общественности; личные предпочтения и политические интересы членов комиссии, особенно ее председателя; законодательные приоритеты и условия каждой сессии; приоритеты, сформулированные на предварительных собраниях партий, особенно партии большинства. Здесь особенно важен выбор того законодателя, кто вносит и отстаивает проект, так как если он не готов оказать влияние на прохождение законопроекта в комиссии, то задача защитников проекта бесконечно осложняется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|