Особые проблемы в жилищном вопросе 2 глава
Чтобы помочь законодателю, лоббист может применить разные тактики. Существенны личные контакты с председателем и членами комиссии: необходимо привлечь их внимание к законопроекту, разъяснить его содержание и направленность, дать им необ- ходимую для его понимания и поддержки информацию. В ходе таких контактов защитнику проекта следует определить "сочувствие" законодателей. Чтобы подтолкнуть комиссию к обсуждению законопроекта, лоббист может также мобилизовать избирателей, призвав их позвонить или написать членам комиссии. Он может также заручиться поддержкой влиятельных членов заинтересованного сообщества, которые имеют прямой доступ к законодателям. На этом этапе важным тактическим приемом является работа с аппаратом законодательного органа, с тем чтобы убедить сотрудников в достоинствах законопроекта. Штатные работники комиссии часто играют решающую роль в законодательном процессе, инициируя политические идеи, проводя исследования, выявляющие законопроекты, которые будут вынесены на обсуждение, а также составляя законопроект и выступая в качестве посредника между законодателями и административными учреждениями. Осторожный, действенный контакт с аппаратом играет решающую роль, поскольку дает защитнику проекта пусть косвенный, но весьма важный канал воздействия на законодателей. Даже если выяснится, что законопроекту обеспечена надежная поддержка комиссии, его защитник не должен расслабляться: могут возникнуть новые обстоятельства, которые вынудят членов комиссии изменить их первоначальный настрой. До тех пор, пока комиссия не представила билль на сессии, важно внимательно контролировать ход процесса.
Слушания на комиссии важны, поскольку помогают ее членам определить свою позицию. Кроме того, они привлекают внимание общественности к рассматриваемым вопросам и провоцируют таким образом более широкую реакцию избирателей, нежели та, на которую законодатель мог бы рассчитывать без слушаний. В ходе слушаний иногда появляется дополнительная информация о достоинствах и недостатках проектов, ранее остававшихся в тени. Не замеченный ранее недостаток билля, обнаружение неявных финансовых подтекстов или возникновение серьезных разногласий между лицами, выступающими в его поддержку, могут иногда задержать обсуждение или привести к отсрочке на неопределенное время. Исходя из этих и аналогичных причин, следует тщательно готовиться к слушаниям. Одним из видов подготовки является разработка сценария в защиту законопроекта.Лиц, поддерживающих законопроект, следует предупредить о времени, месте и форме слу- шания, подсказать аппарату комиссии оптимальный порядок выступления защитников законопроекта: первыми должны выступить наиболее способные и влиятельные; необходимо так скоординировать выступления, чтобы представляемые аргументы и информация взаимно дополняли друг друга, подготовиться к аргументам против проекта и к опровержениям. На самом слушании инициаторы проекта должны быть готовы выступить с доказательными доводами в его защиту. Как правило, вся аргументация в защиту проекта должна быть заранее написана и текст должен быть роздан членам комиссии перед представлением законопроекта, чтобы законодатели могли прочитать его в ходе изложения основных положений. Подготовка письменной аргументации позволяет комиссии более эффективно и внимательно работать над проектом. В литературе разработаны предложения по технике и тактике письменной аргументации. Наиболее репрезентативны следующие: представить такие аргументы, которые были бы обоснованными и доступными для понимания любого образованного и разумного взрослого человека; не использовать специальную лексику, за исключением тех случаев, когда это необходимо; предпочитать конкретное общему; не поучать, а доказывать на основе фактов и логики; остерегаться юмора — он может принизить серьезность аргументов; избегать враждебности в любой форме; сосредоточить доказательства именно на том законопроекте, который предложен. К этому перечню можно было бы добавить, что желательными характеристиками являются краткость, последовательность, готовность проявить уважение к требованиям комиссии. Выступающие также должны быть готовы беспристрастно, основываясь на фактах, ответить на сложные, а иногда и враждебные вопросы. Если невозможно предоставить требуемую информацию сразу же, выступающие должны сделать это как можно быстрее.
После заслушивания законопроекта комиссия обычно рассматривает его на исполнительной сессии, открытой для общественности. Здесь в законопроект могут быть внесены поправки, после чего он будет доложен законодательному органу или отложен. Это решающий момент, в течение которого лоббист должен быть в пределах досягаемости, уметь предложить помощь и информацию и принять участие в любых переговорах, необходимых для получения большинства при голосовании. Если позволяет время. можно вновь активизировать избирателей, с тем чтобы они написали или позвонили законодателям и подтолкнули их к принятию желаемого решения. На этом этапе защитник проекта должен поддерживать особенно тесный контакт с тем законодателем, кто внес законопроект, чтобы любые компромиссы заключались при его полном понимании и согласии. Организация действий после слушаний В КОМИССИЯХ. Если посчастливилось провести законопроект через комиссию, можно считать, что преодолен основной барьер, но отнюдь не все. Теперь законопроект может быть направлен в другую комиссию, особенно если он связан с финансами. Обычно законопроект передается на рассмотрение членов законодательного собрания. К сожалению, ограниченное время, интересы конкурентов, оппозиция со стороны членов комиссии, занимающих ключевые позиции, могут привести к тому, что законопроект не будет включен в повестку дня. Поэтому "вытягивание" законопроекта из редакционной комиссии является решающим моментом. Работа редакционной комиссии отличается от деятельности комиссии, куда проект был представлен. Поэтому ранее проделанная работа на этой сессии может не увенчаться успехом. Тогда придется вновь предпринять усилия, аналогичные прежним. Более того, так как члены редакционной комиссии, вероятнее всего, принадлежат к наиболее влиятельным кругам в палате, ответственным за рассмотрение основных вопросов, защитник проекта должен приложить еще больше усилий, чтобы включить проект в повестку дня. Здесь в его арсенале — снова письма и звонки, контакты с влиятельными лидерами общины и освещение вопроса в печати.
Слушания в палате. Когда законопроект поступает в палату для обсуждения и дебатов (обычно это называют вторым чтением), в него могут быть внесены поправки. Оппоненты и несогласные получают возможность внести в него такие изменения, которые защитник проекта может посчитать нежелательными. Одна из стратегий оппозиции как раз и заключается во внесении таких поправок, которые другие законодатели сочтут неприемлемыми и проголосуют против изначально предлагаемого проекта, даже если раньше его поддерживали«И даже при отсутствии сильной оппозиции возможно, что внесенные в законопроект изменении ослабят его эффективность или же исказят первоначальное содержание. Следовательно, в эти моменты лоббист должен быть готов к таким .ЧЛ1ЦИТЛ ПРАВ КЛИЕНТА 302 303 ЗАЩИТА ПРАВ КЛИЕНТА
компромиссам, которые не нарушат целостности проекта. При слушании законопроекта в парламенте основная нагрузка по его защите ложится на законодателей, которые внесли его и поддержали на более ранних стадиях. Однако им должен помочь и инициатор проекта. Он может: оповестить заинтересованных лиц о включении законопроекта в повестку дня, оповестить их о времени слушания и обеспечить их присутствие; определить принципиальных оппонентов и apгументы, которые они выдвинут при слушании на местах; подготовить информацию для выступающих лиц, которую они могут использовать в качестве контраргументов; посчитать, сколько законодателей могут выступить за и против предлагаемой меры; организовать избирателей для установления контакта с не задействованными ранее законодателями, чтобы заручиться их поддержкой; наблюдать за дебатами в законодательном собрании, чтобы предупредить законодателя, внесшего законопроект и ответственного за прохождение билля, о необходимости предотвратить маневр оппозиции, нацеленный на срыв или отсрочку дебатов или голосования.
Следует также обдумать возможность освещения дебатов по законопроекту в прессе, если реакция общественности может иметь значение. Если у защитника проекта есть доступ к лицам, работающим в средствах массовой информации, которые скорее всего могли бы оказать поддержку, то это хороший случай прибегнуть к их помощи. Если законопроект дошел до третьего чтения, на котором происходит решающее голосование, его защитник должен сохранять бдительность. В лучшем случае спорные вопросы к этому времени будут разрешены, и окончательное голосование станет простым делом. Основной задачей здесь являются меры, обеспечивающие голосование. Необходимо держать под контролем любые возможные изменения в числе голосов, быть готовым к переговорам с законодателями, которые могут склониться к изменению своей полиции, поощрять избирателей звонить или писать законодателям. Социальные работники все больше убеждаются в том, что законотворчество не является более областью нескольких профессионалов, обитающих в далеких столицах. Профессионалы на всех уровнях начинают понимать, что они должны тесно взаимодействовать с законодательными орга-нами, чтобы бороться за фонды и отстаивать существующие программы. Ничто не может помешать социальным работникам стать опытными и влиятельными проводниками законопроектов, как уже показали многие из них. Рональд Б. Дие, Рино Дж. Патти См. также: Политические действия и социальная работа; Средства массовой информации; Территориальная община: социальные действия; Участие граждан в социальных программах. • Dear R. В., Patti R.J. (1981). Legislative Advocacy: Seven Effective Tactics. Social Work, 6(4), 289—296. • MathewsG. (1982). Social Workers & Political Influence. Social Service Review, 56(4), 616—628. • Sharwell G. R. (1982). How to Testify Before a Legislative Committee. In: M. Mahaffey, J. Hanks (Eds.). Practical Politics: Social Workers and Political Responsibility (p. 85—98). Silver. Spring, Md.: National Association of Social Workers.
Занятость. См. Безработица и неполная занятость; Обеспечение занятости; Пособия: система "отработки"; Социальное обеспечение: финансирование; Федеральное социальное законодательство после 1961 г. ЗАЩИТА ПРАВ КЛИЕНТА Работа по защите прав клиента стала составной частью практики социальной работы лишь с середины 60-х годов. Первым, кто предложил социальным работникам выступить в роли защитника прав клиентов, был организатор социальной работы по месту жительства Ч. Гроссер (1965). В то время социальные работники часто подвергались критике за провалы в их деятельности, направленной на решение проблем городской бедноты. Успехи и неудачи движения за гражданские права и так называемой "войны против бедности" поставили на повестку дня весьма принципиальный вопрос о том, чьи же интересы на самом деле защищают социальные агентства — свои или клиента. Концепция защиты прав клиента предполагает, что социальное обслуживание и социальные блага являются формой собственности, на которую различные классы и группы населения имеют определенные права. Поскольку агентства социального обеспечения зачастую отстаивают собственные интересы в ущерб интересам своих клиентов, права этих последних, в том числе на получение социальной помощи, часто нуждаются в специальной защите. В этой ситуации было предложено признать, что социальный работник, как и адвокат, отвечает в первую очередь перед клиентом, а не перед работодателем или обществом. Социальный работник, если это потребуется, должен занять партизанские позиции и делать все возможное, чтобы защитить интересы клиента (Специальный комитет по правам клиента, 1969). Начальный этап Эти идеи, ставшие сейчас для профессионалов общепризнанными, сначала были восприняты как слишком радикальные. В то время социальные работники просто не привыкли рассматривать интересы клиентов как самоценные и более значимые, чем интересы социального агентства. Некоторые авторы (например, В. Шварц, 1969) высказали соображения об опасности, связанной с разделением интересов клиента и социальных служб и с участием в политических играх. В этих условиях трудно было предвидеть, с какой легкостью защита прав клиента станет профессиональной функцией социального работника. Отметим, что интерес к такого рода деятельности значительно возрос после того, как С. Браэр (1967) предложил считать правовую защиту отдельного клиента составной частью профессиональных обязанностей социального работника. Созданный Национальной ассоциацией социальных работников (НАСР) Специальный комитет по правам клиента признал, что обязанность социального работника участвовать в защите прав клиента прямо вытекает из Этического кодекса НАСР. Наконец, Р. Санли (1970) предложил принцип "от дела к делу", идея которого состоит в том, что дело социального обслуживания клиента требует защиты его интересов вплоть до возбуждения дела в гражданском суде, и разработал модель практических действий агентств по оказанию социальной помощи семье. Впоследствии эта модель была одобрена Американской службой семьи. Признание В последнее десятилетие литература по социальной работе отнюдь не изобиловала материалами, где давался бы концептуальный анализ проблем защиты прав клиента. Тем не менее именно в этот период многие признали защиту прав отдельного клиента одной из основных задач практической социальной работы. В большинстве последних учебных пособий защита прав клиента обычно трактуется как стратегия помощи клиенту (Б. Комптон и Б. Галауэй, 1984, С. Джер-мейн и А. Джитерман, 1980, Ф. Холлис и М.Вудз, 1981.Х. Нозерн, 1982,Л. Шульман, 1984, X. Вайсман, И. Эпштейн и А. Сэ-вейдж, 1983). Во многих учебных заведениях, готовящих социальных работников, студенты подробно изучают как, когда и каким образом защищать права клиентов. Комитет по научно-исследовательской работе НАСР разработал специальные стандарты, нормы и процедуры, которые давали бы социальным работникам гарантии от возможных санкций со стороны их агентств в защиту прав клиента. На достаточно быструю институционали-зацию действий по так называемому "социальному делу" оказал влияние ряд факторов. Во-первых, в среде социальных работников получили широкое распространение новые знания, связанные с последними открытиями в области психологии, общей теории систем, экологических теорий. При этом первоочередное внимание социальные работники стали уделять целям, а не методам, как прежде, что способствовало официальному признанию необходимости их правозащитной деятельности. Во-вторых, происшедшие в течение последних лет перемены в обществе побудили социальных работников, имеющих квалификацию организаторов социальной работы в местах компактного проживания (общины), постепенно переключить свое внимание с деятельности по социальному реформированию на социальное планирование и управление. В свою очередь социальные работники-клиницисты в этой ситуации уже не испытывали столь жесткого давления, вынуждающего их действовать по схеме, и могли заниматься правозащитой в интересах клиента в соответствии с целесообразностью в каждом конкретном случае. В-третьих, еще в 70-е годы многие государственные агентства начали внедрить службы, ориентированные на консультирование и повышение качества обслуживания ЗАЩИТА ПРАВ КЛИЕНТА 304 305 ЗАЩИТА НРАВ КЛИЕНТА
специфических групп населения (X. Кут-чинс и С. Кутчинс, 1978) и называвшиеся "услуги по защите прав клиентов". Это обстоятсльство расширило толкование понятия о защите прав клиента и помогло легитимизировать правозащитную деятельность социальных работников. Проблемы определения Как отмечали Н. Джилберт и X. Шпехт (1976), "использование абстрактного понятия защиты прав клиента в практике социальной работы привело к удачному результату: каждый, безусловно, волен мыслить и мечтать по-своему, но вместе с тем он вправе надеяться на то, что в своей практической деятельности получит определенную социальную защиту. В обществе сформировалась потребность сориентировать социальную работу на решение проблем социальной справедливости, поэтому призыв к правозащитой деятельности сделал профессию социального работника более привлекательной". Однако нечеткость определений вызвала определенную дестабилизацию, помешала тщательно разработать этические критерии, а также не способствовала систематическому изучению процесса правозащиты как необходимого вида деятельности социальных работников-практиков и повышению эффективности исполнения ими своих профессиональных функций. В первых публикациях по проблемам социальной защиты клиентов защитник понимался либо как человек, ставящий превыше всего интересы конкретного клиента, либо как человек, ведущий конкретный случай по гражданскому делу для того, чтобы защитить интересы определенного класса или слоя населения. Первые исследователи часто четко разграничивали понятия защиты права конкретного клиента (частного права) и защиты прав класса (слоя населения). Тем не менее в специальной литературе продолжают появляться разные точки зрения на то, должна ли защита прав клиента быть профессиональной функцией социального работника (X. Вайс-сман, И. Эпштейн и А. Севидж, 1983), его функциональной обязанностью (Б. Мак-Гоуэн, 1978), специфическим видом деятельности (М. Соусин и С. Колум, 1983) либо, наконец, просто техническим приемом (X. Кутчинс и С. Кутчинс, 1978). Нет единого мнения и по поводу тактических действий защитника: должен ли он использовать исключительно наступательную тактику (С. Джермейн и А. Джиттерман, 1980), по- пытаться выступить посредником, но с наступательных позиций (Ф. Холлис и М. Вудз, 1981) или же использовать в полном объеме все приемы тактических действий — наступательность, посредничество и сотрудничество (Б. Мак-Гоуэн, 1978). Несмотря на различия в определениях понятия защиты частного права клиента, практикующие социальные работники продолжали поиск согласия. Об этом свидетельствует анализ работы 105 социальных защитников из штата Мичиган, который проделал И. Эпштейн (1981). Характерно, что все социальные работники, о которых говорится в исследовании, считали защиту прав клиента основной частью своей деятельности. Когда им задавали вопрос, как бы они определили правозащиту, большинство связывало ее либо с посредничеством, либо с действиями от имени клиента в решении проблем "взаимоотношений клиента с равнодушной системой". Эта же мысль нашла свое отражение во всех последних, более формализованных дискуссиях*" по поводу практики правозащиты. Таким образом, на нынешнем этапе концепция защиты прав отдельного клиента может быть более четко определена как заинтересованное посредничество от имени отдельного клиента или определенной группы клиентов с целью отстоять их права на получение необходимых услуг и средств в одном или нескольких соответствующих государственных или иных учреждениях. Процесс защиты прав Процесс правозащиты представляет значительный интерес. Защита прав отдельного клиента — это планируемые динамичные действия, учитывающие ряд взаимосвязанных переменных. Как и в любых других случаях посредничества в социальной работе, решение о времени и способе конкретных действий может быть принято только после совместного с клиентом тщательного изучения проблемы, ее оценки и взаимного согласования относительно целей, а также возможных потерь и приобретений при возникновении альтернативных подходов. Только одна модель решения при защите прав отдельного клиента предполагает необходимость учета 20 различных вариантов посреднических действий социального работника (Б. Мак-Гоуэн, 1978). Выявление проблемы. Возникла ли проблема в результате специфических потребностей клиента, сбоя во взаимоотношениях между клиентом и системой услуг, либо в результате плохой организации, или из-за низкой квалификации персонала социального агентства? Вполне вероятно, что причина кроется и в межведомственной несогласованности либо в недостатках самой социальной политики. Общая цель. Является ли целью сохранение существующего обслуживания на прежнем уровне или расширение спектра предоставляемых услуг? А может быть, цель состоит в том, чтобы защитить клиента от плохого социального обслуживания? Система "мишеней". Является ли объектом вмешательства какой-то компонент в организации собственных действий социального работника (внутренняя защита) либо же другое установление или другое учреждение (внешняя защита)? Какие услуги оказывает данное учреждение? Каковы отношения между защитником и лицом, принимающим решение: сотрудничества, нейтральные или неприязненные (М. Соусин и С. Колум, 1983)? Санкционирование. Что дает социальному работнику право вмешиваться в систему, которая не требовала помощи? Есть ли это законное право клиента, административное полномочие, собственное усмотрение или же профессиональная оценка потребностей клиента? Ресурсы. Каким активом располагает защитник? Имеет ли он доступ к тому, что может быть использовано в предполагаемых действиях? Его актив могут составлять: знание о положении клиента, административном механизме и движущих политических силах, о ресурсах местной общины; влияние защитника в пределах элементов, определенных в системе "мишеней", или в местных властях; его коммуникативные и посреднические навыки и умения; поддержка со стороны естественных источников помощи клиента, коллег по работе или же официальных лиц из социального агентства. Потенциальная восприимчивость системы"мишеней". Какова вероятность того, что ответственные работники учреждений, включенных в систему "мишеней", захотят воспринять запрос защитника? Будет ли роль защитника и его запрос считаться законным? Уровень вмешательства. На каком уровне следует вмешаться? Можно ли достигнуть цели посредством действия отдельного лица, ответственного за принятие решений, или же требуются структурно-ад- министративные или политические реформы? (В. Дэвидсон и С. Рани, 1976). Объект вмешательства, к кому сотрудник учреждения; инспектор или руководитель подразделения, включенный н систему "мишеней"; исполнительный или финансирующий орган; представитель властей; независимая социальная служба; местная община; судебные или законодательные органы. Стратегия и способ вмешательства. Какие найти подходы, какими возможностями необходимо воспользоваться, чтобы достичь намеченной цели? Какую тактику должен выбрать защитник: сотрудничество, посредничество или же соперничество? Какие методы целесообразно применить: ходатайство, увещевание, уступки, давление, принуждение? Или прибегнуть к опосредованным методам, например подготовить клиента к самостоятельным, независимым действиям, либо мобилизовать местную общину или группу клиентов на определенные действия, или же обратиться за помощью к кому-либо на стороне? Использование предыдущего опыта правозащиты. Чему можно научиться, исходя из уже имеющегося опыта решения схожих проблем? Возникали ли ранее какие-либо трудности или обнаруживались какие-либо непредвиденные обстоятельства? Появлялись ли новые возможности либо новые проблемы? Может быть, после анализа уже имеющегося опыта будет необходимо переосмыслить возникшую у клиента проблему, заключить новый контракт с клиентом, пересмотреть план действий? Не очень ясно, как в действительности взаимодействуют эти переменные. М. Соусин и С. Колум (1983) предложили типовую схему практики правозащиты, основанную на концепции влияния социума. По их мнению, принятие окончательного решении в отношении объекта защиты, должного уровня вмешательства и стратегии и тактики зависит в конечном счете от общего социального фона, контекста вмешательства, т. е. отток, носят ли взаимоотношения между защитником и потенциальным ответственным лицом характер сотрудничества, нейтралитета либо соперничества. Эта типология созвучна с оценками, которые можно найти в публика- ЗАЩИТА ПРАВ КЛИЕНТА 300 307 ЗАЩИТА ПРЛН КЛИЕНТА
циях по организации социальной работы в сообществах и общинах. Стратегия действий очень широка — от поиска консенсуса до открытого конфликта, а выбор конкретной тактики во многом зависит от характера и степени согласия между агентом и системой "мишеней". На практике на выбор стратегии правозащиты влияют существо проблемы, цель и санкции на вмешательство, а также осуществляющий изменение агент и система "мишеней". Главными определяющими результата являются ресурсы агента и восприимчивость системы "мишеней". Наиболее успешно действующие защитники используют широкую палитру средств и технических приемов, однако основную ставку делают скорее на свои коммуникативные и посреднические навыки, чем на силовое давление. Эти выводы подтверждают, что защита прав отдельного клиента представляет собой сложный процесс, требующий особых навыков и умений и реализуемый в условиях взаимодействия множества переменных величин. Этические, практические и политические дилеммы Исследования показывают, что правозащитная деятельность социальных работников способствует повышению эффективности деятельности служб социальной помощи, что клиенты относятся к защите их прав в основном положительно. Однако среди практических социальных работников пока еще немало тех, кто неохотно занимается правозащитой или недооценивает эту работу как услугу по оказанию непосредственной помощи клиентам. Так, С. Рис и А. Уоллис (1982), обобщив двадцатилетний опыт социальной работы в США, Великобритании, Австралии и Канаде, пришли к выводу, что, несмотря на "высокую оценку клиентами посредничества, переговоров и правозащитной деятельности, проводимых от их имени или же совместно с ними, социальные работники не признают эти вопросы важными". Это противоречие, очевидно, объясняется тем, что практика правозащиты требует не только определенных дополнительных навыков и умений, но и особых усилий со стороны социальных работников, направленных на решение этических проблем, которые обычно не встречаются в непосредственной работе с клиентами. Занятые практикой правозащиты, социальные работники чаще всего сталкиваются с тремя дилеммами, на которые впервые указал В. Ричан (1973). Проблемы лояльности. Несмотря на то что Этический кодекс НАСР четко фиксирует обязанности социального работника действовать в первую очередь в интересах клиента, это не устраняет таких проблем, как баланс интересов разных клиентов. Важно определить и то, насколько серьезен частный случай, чтобы оправдать подрыв авторитета социального учреждения, деятельность которого может быть подвергнута публичному осуждению. Патернализм. Само понятие правозащиты подразумевает действия от имени другого. Это, однако, чревато возможной недооценкой того чувства удовлетворения и автономии, которое клиенты получают в результате своих собственных действий, и ограничивает для них возможность отвечать за себя самим. При каких обстоятельствах этот риск оправдан? Исправление versus реформа. Защита прав клиента, по существу, консервативное социальное действие. Оно направлено на решение проблем отдельного клиента с помощью социального работника, работающего в организациях, которые являются частью существующего общественного устройства. Хотя вмешательство может улучшить жизнь отдельных клиентов, в конце концов успешная защита является лишь смягчением давления и конфликта, стимулирующего более широкое социальное изменение. Другие препятствия, встающие на пути социального работника, занимающегося правозащитной деятельностью, связаны с окружающей его социальной средой. Из опрошенных в 1981 г. И. Эпштейном социальных работников 90% указали, что в своей правозащитной работе они столкнулись с определенными внешними трудностями. Более двух третей (71%) отметили наличие трудностей внутриведомственного характера, связанных с политикой социального агентства, должностными инструкциями, а также отсутствием поддержки должностных лиц. 40% опрошенных испытывали серьезное или умеренное неудобство, вызванное причинами внутриведомственного, а не внешнего характера. Это обстоятельство говорит о том, что, хотя социальных работников и призывают ставить интересы клиентов выше интересов соответствующих агентств, проведение этого положения в жизнь может закончиться для социального работника тяжелым личным стрессом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|