Особые проблемы в жилищном вопросе 4 глава
и этнических меньшинств, нуждающиеся и помощи в большей степени, чем белые, не получали ее ни в больницах, ни при амбулаторном лечении; 3) расовое разделение, или сегрегация, существует и американских медицинских учреждениях, где чёрные имеют меньший доступ к врачам или специалистам, чем белые; 4) помощь национальным меньшинствам если и оказывается, то, как правило, менее квалифицированным медицинским персоналом. Этот же комитет дал ряд рекомендаций: 1) служба здравоохранения должна быть приспособлена к национальным эпидемиологическим особенностям и поведенческим моделям; 2) необходимо подготовить больше врачей — выходцев из национальных меньшинств; 3) работники медицинских служб должны изучать социокультурную информацию о различных этнических группах, с тем чтобы учитывать ее в своей деятельности, находить выходы на национальные группы, имеющие возможность помочь семье или индивиду, страдающему от болезней; 4) врачам и плановикам здравоохранения следует овладевать специальными знаниями об особых методах лечения национальных групп (самолечение и охрана здоровья) и использовать национальных врачевателей (хилеров, травников, знахарей, иглоукалывателей и т. п.); 5) целесообразно разработать специальные наставления по специфике оказания медицинской помощи представителям различных расовых, этнических, культурных и социально-экономических групп. Компьютеры и здравоохранение. В 80-е годы компьютерные системы получили большое применение при диагностике болезней, определении курса лечения и осуществлении других функций. Речь идет об автоматизированных клинических и химических лабораториях; сборе и хранении медицинских данных о пациентах; отслеживании больных, находящихся в критическом состоянии; развитии диагностических поддерживающих систем; осуществлении компьютерной томографии; применении диагностического ультразвука; развитии техники радиологической медицины. В настоящее время очень широко используются компьютеры для сбора, обработки и представления информации о пациентах, их историй болезней; в клинических лабораториях — для хранения, обработки информации и контроля за потоком лабораторных исследований. Целесообразно отметить и проведение компьютеризованного многоступенчатого обследования пациентов, применение компьютеров
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В США 315 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
при написании заключений, а также в информационных системах здравоохранения. Роль социальной работы Заявление Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). НАСР сделала заявление о политике в области здравоохранения на 80-е годы. Этот документ, охватывающий различные сферы политики в области здравоохранения, предусматривает всестороннее взаимодействие служб, предопределяющих медицинские услуги, социальных агентств, органов, занятых оказанием материальной помощи, — всех учреждений, от деятельности которых зависит состояние здоровья американцев. Национальная политика в области здравоохранения должна быть тесно связана с решением других социальных и экономических проблем. В этом отношении особое значение имеет подтверждение основных прав американцев, включая право на определенный стандарт жизни, социальное самовыражение, справедливый доступ к медицинскому обслуживанию и другим общественным службам, независимо от расы, религии, пола, возраста и этнического статуса. Необходимо также предоставление адекватного образования и развития социальных служб для поддержания хорошего здоровья и защиты от нежелательных воздействий.
Социальная работа также ощущает на себе растущую стоимость здравоохранения, что может довести многие семьи до экономической катастрофы. Более того, растущая стоимость медицинской помощи предопределяет недоступность адекватного лечения для различных социально-экономических групп. НАСР обращается к населению страны с призывом обеспечить единообразную систему служб для всех групп и гарантировать равный доступ к ним, не разделяя людей по категориям, этносам, расам и другим признакам. Главное внимание уделяется необходимости профилактики болезней и охране здоровья. Службы здравоохранения следует рассматривать с медицинской, психологической и социальной точек зрения. Должны предоставляться все возможности для местного планирования и управления в области здравоохранения и участия потребителей в оценке работы медицинских служб. Системе оказания медицинской помощи следует принимать во внимание местные потребности, создавать возможности для пациента выбирать альтернативные лечебные варианты. Национальную программу здравоохранения следует финансировать посредством прогрессивного налогообложения, что дает гарантию стабильности. Необходимо установить справедливую систему оплаты медицинского персонала, основанную на стандартных методах покрытия стоимости лечения. Механизм оплаты должен стимулировать разработку программ для предотвращения болезней, снижения стоимости лечения, поиска доступного уровня возмещения и дешевых систем охраны здоровья (например, систем типа ООЗ). Следует сделать упор на оказание первичной медицинской помощи, стимулировать подготовку для этого медицинского персонала, особенно представителей национальных меньшинств и женщин, и унифицировать лицензионные и сертификационные нормы. Что касается научных медицинских исследований, то их целесообразнее вести по следующим основным направлениям: биомедицинскому, психосоциальному, по новым клиническим технологиям; проводить исследования поведения человека в связи с физической, психологической и социальной адаптацией; осуществлять эпидемиологические исследования для выявления групп риска; определять наиболее рациональную и эффективную систему управления и организации здравоохранения. Планирование здравоохранения должно иметь целью создание интегрированной и эффективной системы охраны здоровья, организации обществ поддержки здоровья и ведения здорового образа жизни, координации служб и распределению ресурсов и персонала таким образом, чтобы охватить все слои населения, группы меньшинств, различные регионы страны.
И наконец, государственная политика должна защищать продукты питания и окружающую среду, оказывать поддержку системе необходимого просвещения, социальным мерам и образу жизни, обеспечивающим здоровое существование нации. Социальные работники в системе здравоохранения. Из 45 тыс. социальных работников, занятых в системе здравоохранения, большинство работает в больницах, осуществляющих лечение острых случаев и имеющих продолжительные курсы лечения. 16,5 тыс. социальных работников заняты в различных больницах для пациентов по программам "Медикэр" и "Медикейд", 2,7 тыс. — в институтах длительного ухода и 2,6 тыс. — в больницах системы Управления по делам ветеранов. Практика социальной работы в области медицины включает: 1) раннее обнаружение больного в стрессовой ситуации или имеющего проблемы; 2) объяснение существа информации, предоставляемой пациентам и их семьям для облегчения принятия решения; 3) координацию действий медицинского персонала и установление хороших отношений между ним и пациентом; 4) обеспечение социальной защиты пациента и непрерывности процесса лечения; 5) оказание помощи в возмещении расходов на лечение. Клиент во всех случаях получает больше помощи от социальных работников в следующих сферах: транспортные услуги; услуги приходящих медицинских сестер, помощь в получении протезов и подобных аксессуаров, финансовая помощь, помощь в домашней работе, медицинское просвещение, письма и обращения. Социальные работники должны более внимательно относиться к охране здоровья и здорового образа жизни на местном уровне, принимая во внимание: во-первых, уход за хроническими больными и нетрудоспособными и обучение самолечению хроников, включая меры предотвращения обострения болезней и первую помощь на дому; во-вторых, проблемы окружающей среды, непосредственно влияющие на здоровье человека и общины в целом, такие, как вызывающие бронхиальные заболевания, плохие жилищные условия, недоедание, укусы бродячих собак и т. п; в-третьих, программы оздоровления, помощь организациям, выступающим за распространение здорового образа жизни. В конечном итоге следует постоянно иметь в виду, что поведение и образ жизни влияют на здоровье, что культурные, политические и экономические элементы окружающей среды взаимодействуют друг с другом.
Социальный работник и клиент в Системе Здравоохранения. Главная направленность социальной работы должна заключаться в активной защите интересов пациента. Она распадается на несколько различных аспектов: выбор вида помощи, гарантия помощи и доступа к ней, анализ индивидуальной мотивации и устранение недовольства, установление отношений между оказывающим помощь и получающим ее; защита прав клиентов, создание консультативных групп, обеспечение охраны здоровья, включая формирование групп самозашиты клиентов и групп просвещения потребителей. Цель деятельности — установить взаимоотношения между специалистами и клиентами на основе партнерства. Рекомендации клиентам и оказывающим медицинскую помощь — это основа социальной работы. Социальные работники, встречаясь с новым клиентом, должны быть готовы осуществить предварительное обследование и дать заклю- чение о потребностях клиент, и также выявить его проблемы. Па дальнейшей контрактной стадии клиент и социальный работник заключают соглашение, и котором формулируется проблема и даются возможные способы ее решения. Социальный работник должен обладать способностями и возможностями реализовать эту задачу. Окончание работы наступает в тот момент, когда задача выполнена и проблема решена. В заключение еще раз отметим, что социальная работа в области здравоохранении занимает особое место, оказывая влияние на политику, планирование и законодательство в этой сфере и обеспечивая для клиента возможность получить квалифицированную и разностороннюю медицинскую помощь. Доман Лум См. также: Больницы и социальная работа; Государственная служба здравоохранения; Здравоохранение: планирование; Здравоохранение: финансовая база; Неотложная медицинская помощь; Первичные службы здравоохранения; Профилактика в здравоохранении; Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
• Donabedian A. (1980). The Definition of Quality and Approaches to Its Assessment. Ann Arbor, Mich: Health Administration Press. • Enthoven A. C. (1980). Health Plan. Reading Mass.: Addison-Wesley Publishing Co. • FeldsteinP. J. (1983). Health Care Economics. N. Y.: John Wiley & Sons. • Institute of Medicine (1981). Health Care in a Context of Civil Rights. Wash., D. C: National Academy Press. • Rehr H. (1983). The Consumer and Consumerism. In: R, S. Miller, H. Rehr (Eds.). Social Work Issues in Health Care (p. 20—73). Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • Trevino F. M., Moss A. J. (1983). Health Insurance Coverage and Physician Visits among Hispanic and Non-Hispanic People. In: Health, United States 1983 and Prevention Profile. Hyattsville, Md.: U. S. Department of Health and Human Services. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТХ Число социальных работников, запитых и здравоохранении США, начиная с 60-х годов удвоилось и сейчас составляет приблизитель- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 316 317 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РЛПОТЛ
но 45 тыс.; 45% членов Национальной ассоциации социальных работников участвуют в программах медицинской или психиатрической помощи. Общие тенденции Успехи службы социальной помощи в области здравоохранения вызвали повышение интереса к специальному медицинскому образованию. В 1975 г. Общество руководителей социальной работы в больницах при Ассоциации американских больниц и Совет по образованию в области социальной работы рекомендовали обеспечить более основательную научную базу для обучения социальных работников и усовершенствовать учебные планы по биологии, психологии и обретению практических навыков. Сочетание растущего количества социальных работников в медицинских учреждениях и уровня их профессионализма в этой области способствовало выработке стандартов современной практики. Американская ассоциация социальных работников здравоохранения и Ассоциация американских больниц приступили к созданию таких нормативов еще в 20-е годы. Нормативы современной социальной практики в здравоохранении усовершенствованы Национальной ассоциацией социальных работников. В 1982 г. специализированные нормативы для социальных работников в областях, связанных с потерей трудоспособности по возрасту и почечной болезнью в последней стадии, пополнили Нормативы социальной работы в учреждениях системы здравоохранения. Более того, многие социальные работники узких специализаций (в частности, перинатальной практики, онкологии и нефрологии) объединились в группы, установившие контакты с национальными специализированными организациями, например с Американским онкологическим обществом. Как показала проведенная в течение 1972/73 учебного года проверка, 65 из 85 школ, вверенных Совету по образованию в области социальной работы, все они соответствовали требованиям, предъявляемым к учреждениям, готовящим студентов для практической социальной работы в здравоохранении. Увеличение количества школ, готовящих социальных работников для медицины, отражает растущие требования профессиональных медработников к соответствующей подготовке будущих специалистов в области социальной работы. В отчете 1982 г. школы социальных работников сообщили, что 27% студентов решили получить образование в медицинских центрах. Одной из проблем, с которой сталкиваются факультеты социальной подготовки, является создание таких учебных планов, которые отражали бы специфические цели и задачи социальной работы в здравоохранении и давали знания, необходимые для компетентной практики в учреждениях этой системы. Цели и задачи социальной работы в здравоохранении Основная задача профессиональных работников здравоохранения — это забота о физическом и психическом здоровье пациента. Что касается социальных работников, занятых в этой сфере, то их задачи могли бы быть сформулированы следующим образом: 1. Оценить психосоциальные стрессы и 2. Помочь пациентам и их семьям получить максимальную пользу от социальных программ здравоохранения. 3. Создать социальные программы по ох 4. Гуманизировать программы лечебных
5.Способствовать всестороннему лечению пациентов в тесном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работниками. 6.Участвовать в анализе сложившегося 7.Привлекать население к участию в социальной помощи и способствовать повышению уровня его информированности. 8.Оценивать и улучшать социальную медицинскую поддержку, беря на себя инициативу и ответственность. Чтобы поддерживать социальное функционирование индивидов, семей, общин и социума в целом, система социальной помощи руководствуется в своей деятельности всесторонним целостным подходом к человеку и обществу. Если прежде в образовании социальных работников основным считались психологические и межличностные элементы этого под- хода, то теперь учебный план подчеркивает социальные, культурные, общественные и физические аспекты социальной работы. Научная база В середине 80-х годов учебные планы подготовки социальных работников в области здравоохранения были значительно усовершенствованы. Появилось значительное количество учебных программ, разработанных для специализированной подготовки. В основе этих программ лежали определенные общие предпосылки. Социальный работник привносит свои профессиональные знания и навыки в деятельность медицинских учреждений. Однако, работая в медицинских учреждениях, социальный работник приспосабливается к специфике их целей и задач. Для понимания нужд больного, находящегося в больнице, социальный работник должен знать природу болезни и учитывать множество психологических, социальных и физиологических факторов, относящихся к болезни и уходу за пациентом. Этиологические факторы не всегда просты или очевидны, и социальный работник должен учитывать, что адаптация к болезни — дело не только самого пациента. Исследуя связь между физическим и психическим состоянием, профессиональный социальный работник, занятый в здравоохранении, должен принимать во внимание семейные, этнические и культурные предпосылки, а также социально-экономическое положение пациента. Социальный работник здравоохранения всегда взаимодействует с врачами различных специальностей, сестрами и другим медицинским персоналом больницы, приобретая соответствующие знания и опыт. Находясь в медицинском учреждении, он должен овладеть терминологией современного здравоохранения. Сложная система организации, которую предлагают службы охраны здоровья, подвержена влиянию многих взаимодействующих факторов. Чтобы понять работу этих систем, социальному работнику необходим концептуальный подход к организации и набор методик вмешательства в целях защиты и поддержки пациента. Студентам, собирающимся стать социальными работниками здравоохранения, необходимы глубокие знания относительно направлений развития здравоохранения, программ и служб, а также специальные навыки для взаимодействия с системой службы здоровья. Кроме того, они обязаны вникать в суть происходящих в соци- альной политике изменений, которые влияют на обеспечение служб медицинской помощи. Помимо этого социальные работники системы здравоохранения должны учитывать личность пациента, обстоятельства его семейной жизни. В своей практической деятельности им следует проводить консультирование больного, его семьи или их друзей и соседей, объяснять им суть социальной политики и их права. Социальный работник больницы должен уметь оказывать услуги, связанные с процессом реабилитации больных после выписки из больницы, что очень важно, поскольку действенная реабилитация — это ключ к выздоровлению пациента. Основные проблемы образования Несмотря на то что цели, задачи и проблемы, знание которых необходимо для практической деятельности социальных работников в здравоохранении, в достаточной мере изучены, тем не менее остается немало сложных вопросов. В плане развития специализированного образования социальных работников здравоохранения можно ли не согласиться с тем, что начинающему социальному работнику нужны достаточно разнообразные медицинские знания для практической деятельности в лечебном учреждении? Как лучше организовать такое обучение? Как следует осуществить связь между академической программой и практикой в школе социальной подготовки? Какое место в образовании социальных работников должна занять такая специализация? Насколько специфика медицинского учреждения может быть интегрирована в двухгодичную программу подготовки специалиста по социальной работе? Сколько часов следует отвести приобретению практических навыков и практическим занятиям, повышению квалификации? И наконец, поскольку новые технологии делают здравоохранение более сложным, каким образом в образовательный процесс включить овладение знаниями и навыками, необходимыми для понимания узких медицинских специализаций? В дополнение к традиционному поиску сближения медицинских курсов с практикой социальной работы некоторые школы подготовки социальных работников здравоохранения готовы предложить совместные программы повышения квалификации или включить в планы социальной работы практические курсы, необходимые для оказания помощи пациентам. К тому же созданы консорциумы школ и университетов для совместного обучения студентов преподавателями ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ПЛАНИРОВАНИЕ
социальной работы и врачами в клинических учреждениях. Очевидно, наиболее эффективна модель, когда преподаватель-практик высшего учебного заведения работает в учреждении здравоохранения, т. е. когда социальный работник является в то же время профессионалом-медиком. Существует мнение, что даже очень высокая квалификация преподавателя (на уровне магистра) не обеспечивает студенту адекватного уровня компетенции, необходимого ему как специалисту-практику. Поэтому для продолжения специализированного образования была предложена трехлетняя клиническая интернатура. Барбара Беркман См. также: Больницы и социальная работа; Здравоохранение в США; Неотложная медицинская помощь; Неполноценность психическая; Неполноценность физическая; Психическое здоровье и социальная работа. • Berkman В. (1980). Educating for Sociai Work Practice in Health: Dilemmas for School and Agency. Paper presented at a joint national conference of the Society of Hospital Social Work Directors of the American Hospital Association and the Council on Social Work Education. Aibuquerque, N. ML • CaHton T. (1984). Clinical Social Work in Health Settings. N. Y.: Springer Publishing Co. • CaroffP., Mailick M. (1984). Health Concentrations in Graduate Schools of Social Work: The State of the Art— Health and Social Work, 10(1), 5—14. • Council on Social Work Education (1982). Curriculum Policy for the Master's Degree and Baccalaureate Degree Programs in Social Work. N. Y.: Author. • Specialization and Specialty Interests (1981).— Health and Social Work, 6(4) (Suppl.). ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ПЛАНИРОВАНИЕ Уже в течение многих лет в США признается необходимость планирования в области здравоохранения в целях обеспечения справедливого распределения материальных средств, оборудования и медицинских кадров. Рост цен на медицинские услуги, особенно в больничном секторе, сделал планирование здравоохранения еще более настоятельным. Планированием здравоохранения называется процесс развития и перераспределения ресурсов, имеющихся в сфере здравоохранения, для удовлетворения нынешних и будущих потребностей населения в медицинском обслуживании. Обычно этот процесс подразумевает: 1) инвентаризацию всех ресурсов здравоохранения в географически определенном районе, городе, регионе, коммунальном округе или квартале; 2) определение текущих и будущих проблем общественного здравоохранения; 3) разработку плана приведения имеющихся в здравоохранении ресурсов в соответствие с существующими потребностями; 4) реализацию данного плана. История первоначального планирования здравоохранения В той или иной форме планирование здравоохранения существовало в США всегда. Медики сначала сами определяли, где требуются их услуги и сколько они будут стоить пациенту. Каждый врач планировал сам, на свой страх и риск. Руководство на коммунальном уровне решало вопрос о том, нужна ли населению больница или нет. Первые организованные и коллективные попытки в области планирования были предприняты добровольцами, в основном на местном уровне. Эти добровольческие усилия были связаны с деятельностью советов социальных агентств, которые создавались в 20-е годы богатыми и филантропически настроенными спонсорами в ответ на всеобщие требования финансовых пожертвований, исходившие от социальных организаций. Их объединили не только совместные усилия по поиску средств, но и стремление спланировать потребности людей. Именно эти советы стали инициаторами первых организованных попыток планирования в области здравоохранения. Засыпанные требованиями о предоставлении средств на строительство больниц, они пришли к выводу о необходимости создать отдельную структуру, которая бы сосредоточила свои усилия на планировании и строительстве больниц. Так возникли советы, занимающиеся госпитальным планированием. Параллельно с этим процессом шло и расширение деятельности добровольцев, которые сосредоточили свои усилия на укреплении здоровья и борьбе с болезнями и занимали весьма решительные позиции. Примером может служить деятельность в 1900-х годах Национальной ассоциации по туберкулезу. Была создана организованная сеть действующих по всей стране добровольцев, которые привлекли внимание к проблеме туберкулеза и способствовали разработке как государственных, так и частных программ профилактики и лечения туберкулеза. В 1963 г. был создан Национальный совет по здравоохранению, который должен был координировать и вводить в организационные рамки все имеющиеся добровольческие инициативы. Добровольческие действия, направленные на планирование здравоохранения, в США были более активными, чем в других странах. Этот феномен объясняется тремя факторами: готовностью специальных учреждений и отдельных профессионалов оказать техническую помощь; традиционным американским недоверием к правительству, особенно к "большому правительству"; гибкостью добровольческих ассоциаций. Роль федерального правительства Удорожание услуг, необходимость внедрения новых технологий, рост населения, доступность медицинских услуг лишь ограниченному числу клиентов — все это породило проблемы в системе здравоохранения и сделало необходимым вмешательство федерального правительства. Закон Хилла—Бертона. Этот закон стал значительным шагом на пути законодательного оформления планирования в области здравоохранения. Он был принят в 1935 г. и направлен на оказание помощи штатам в проведении инвентаризации больничного имущества, в разработке обширного плана больничного строительства и в организации государственной и благотворительной помощи здравоохранению. Чтобы получить право на помощь, каждый штат должен был создать агентство, которое отвечало бы за реализацию закона. В обязанность главы медицинского ведомства США входило установление критериев оценки необходимого количества койко-мест, объема строительства и определение приоритетных направлений. Вслед за законом последовал ряд существенных поправок к нему: в 1954 г. были предоставлены субсидии на лечение хронических больных и устройство реабилитационных центров, домов ребенка, диагностических и лечебных центров; в 1964 г. были выделены средства для создания широкой сети агентств, которые должны были заниматься больничным планированием; в 1970 г. была установлена дотация на модернизацию больниц, особенно в городах. Законом Хилла—Нортона был создан отличный механизм финансирования строительства больниц и учреждений здравоохранения, а также создания агентств госпитального строительства па всей территории страны. Однако эта первая и значительная инициатива правительства в области планирования была подвергнута критике. Прежде всего, закон содержал статью о "равном, но раздельном" доступе, которая была направлена на изгнание негров из больниц для белых. Только в 1963 г. суд признал это положение неконституционным. Другие критиковали закон за то, что он "стал не более чем руководством для вложения ассигнованных правительством средств в финансирование объектов частного сектора". Наконец, широкая сеть советов больничного планирования не обеспечивала должного управления и не мешала стремлению больниц создавать лишние койко-места или дублировать наличные материальные средства и оборудование. Например, в 1975 г., через 30 лет после принятия закона, больницы располагали примерно 67 тыс. лишних коек, которые содержались за счет федерального правительства и стоили примерно 2 млрд долл. в год. Закон о региональных медицинских программах. В 1965 г. федеральное правительство приняло закон о региональных медицинских программах. Закон получил известность как развернутое наступление на сердечные заболевания, рак и паралич. Он предусматривал дотации на развитие региональной кооперации медицинских школ, научных институтов и больниц в проведении исследовательских работ, в обучении кадров и в организации соответствующей пропаганды лечения этих болезней. С этим законом связывалась надежда на то, что новые научные знания и технологии, полученные в результате самых современных методов исследования, станут доступны практикующим врачам по всей стране, особенно в ее отдаленных районах. Закон обладал рядом уникальных особенностей. Во-первых, он предполагал регионализацию — деление огромной территории на более мелкие единицы. Регион, например, мог состоять из нескольких округов внутри одного или двух расположенных рядом штатов. Другая особенность состояла в создании региональных консультативных советов при участии медицинских институтов, агентств здравоохранения, специалистов, государственных и частных групп. Наконец, была разработана схема двойного финансирования, согласно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|