Особые проблемы в жилищном вопросе 7 глава
Физиологическое оценивание. Многие клиенты социальных служб переживают проблемы, имеющие существенные физиологические аспекты, тем не менее социальные работники редко получают подготовку по измерению физиологических изменений, хотя последние достижения в области технологии физиологического контроля часто делают подобные измерения не очень сложными. Например, клиенты с сильными страхами, столкнувшись с тем, чего они боятся, жалуются на острое беспокойство или пытаются убежать или другим способом уклониться от ситуации, у них отмечается повышенное сердцебиение и усиление эндокринных функций организма. Если у клиента, лечившегося от страха перед собаками, при виде собак по-прежнему происходит учащение пульса, то вероятность рецидива здесь больше, чем у клиента с нормальным пульсом. Частота пульса является полезным показателем при проблемах, связанных с беспокойством, фобиями, застенчивостью, страхом перед публичными выступлениями и представлением о манере держаться. Частоту пульса можно измерить или по руке непосредственно путем отсчета ударов, или, более точно, при помощи недорогого приспособления, известного под названием фотоплетизмограф (прибор, закрепленный на конце пальца клиента, показывает частоту пульса). Кровяное давление можно легко контролировать при помощи сфигмоманометра, или манжеты для измерения давления. Клиенты, лечащиеся от алкоголизма и наркомании, могут подвергаться выборочному контролю с использованием соответствующего физиологического измерения. Ручная алкогольно-респираторная трубка легка в применении, относительно недорога и позволяет весьма точно определять уровень содержания алкоголя в крови клиента. Такой показатель полезен при учете потребления алкоголя независимо от самоотчетов клиента, информации, полученной при параллельном контроле, и поведенческих измерений. Подобные приспособления существуют и для измерения содержания побочных продуктов курения в выдыхаемом воздухе. Современные методы измерения степени злоупотребления наркотическими, успокаивающими и возбуждающими средствами включают исследование анализов мочи и крови.
Физиологическое измерение часто соединяется с ситуационными тестами для выработки совместных оценок проблемы клиента. Например, люди, которые боятся уколов или вида крови, часто в соответствующих ситуациях теряют сознание. Был разработан ситуационный тест, когда клиенту предлагают просмотреть видеозапись хирургической операции. При этом измерялся уровень кровяного давления и частота пульса клиента. Результаты этого теста, проводившегося до и после лечения, отчетливо показывали, что физиологические реакции, вызывающие потерю сознания, — резкое снижение пульса и давления — после окончания лечебного курса полностью отсутствовали. Хотя некоторые исследования показали, что самоотчеты клиента о степени беспокойства вполне совпадают с сопутствующими физиологическими показателями, существует и ряд несоответствий, которые требуют подтверждения и, значит, дополнительного применения физиологических способов оценивания. ИММИГРАНТЫ 334 335 ИММИГРАНТЫ
Заключение Применение методов измерения и простейших планов долговременного наблюдения за объектом является одной из основ социальной практики. Измерение и описание проблем клиента составляют сущность всех форм практики социального работника. Несмотря на то что измерение играет центральную роль в профессиональной социальной работе, лишь в последние десятилетия использованию формальных шкал и показателей измерения было уделено должное внимание. Между тем польза от использования методов измерения столь очевидна, что многие соответствующие процедуры сейчас широко применяются в практических областях социальной работы и в процессе обучения профессионалов. Применение самых различных способов оценивания состояния клиентов в настоящее время быстро развивается, а в ближайшие годы станет, вероятно, общепринятым стандартом социальной работы.
Уолтер Б. Хадсон, Брюс А. Тайер См. также: Долговременное наблюдение в социальных исследованиях; Информационные системы: данные о клиентах; Персональное комплексное обслуживание; Практика социальной работы: эффективность; Социальныйдиагноз. • BostwickG. J., KyteN. S. (1985). Measurement. In: R. M. Grinnell, Jr. (Ed.). Social Work Research and Evaluation (2nd ed., p. 149— 160).Itasca, IU.:F. E. Peacock. • Corcoran K., Fischer J. (1987). Measures for Clinical Practice: A Source Book. N. Y.: Free Press. • Hudson W. W. (1985). Development and Use of Indexes and Scales. In: R. M. Grinnell Jr. (Ed.). Social Work Research and Evaluation (2nd ed., p. 185—205).Itasca,Ill.:F. E. Peacock Publishers. • Kazdin A. E. (1982). Single-Case Research Designs: Methods for Clinical and Applied Settings. N. Y.: Oxford University Press. ИЗНАСИЛОВАНИЕ. См. Женщины; Жертвы преступлений; Мужчины; Насилие в семье; Сексуальное насилие над детьми; Сексуальное насилие: службы социальной помощи. ИММИГРАНТЫ Иммиграция, или передвижение людей за национальные границы с целью переселения, объясняется несколькими главными факторами: значительным различием уровней жизни высокоиндустриальных государств и стран "третьего мира"; цикличностью функционирования международного рынка труда, создающей сезонные потоки рабочей силы; последствиями войн и социальных потрясений; изменениями политики в отношении беженцев. Иммиграционная политика представляет собой реакцию нации на перемещения людей в международном масштабе. Ее целью является рациональное обеспечение национальных интересов и сохранение контроля за государственными границами. Иммиграционная политика США на протяжении столетия колебалась между готовностью принимать людей и запретами на въезд в зависимости от интересов тех групп, которые оказывались сильнее. Иммиграционный закон 1965 г. разделил иммигрантов по признаку национального происхождения. Дебаты, ведущиеся по вопросам политики в области иммиграции, в основном касаются санкций за использование труда нелегально проживающих лиц и амнистий для тех из них, кто находится в стране в течение достаточно длительного времени.
История законодательства В истории Америки с начала ее заселения можно выделить пять главных периодов: колониальные времена (1609—1775 гг.), период неограниченного въезда, или "открытых дверей" (1776—1881 гг.), период регулируемого въезда (1882— 1916гг.), период ограниченной иммиграции (1917—1964 гг.) и период либерализации (после 1965 г.). Колониальный период, в это время иммиграционная политика Британской короны и местных властей преследовала две цели: заселить колонии и обеспечить источник очей силы для сельского хозяйства и ремесел. Полномочия регулировать въезд были даны местным властям, и в различных колониях эта проблема решалась по-разному. За пределами Америки была развернута широкая реклама, обещавшая бесплатные земельные наделы и гарантии религиозной терпимости. Активно применялась система договорного рабства, по которой бедняки должны были в течение четырех—сечи лет отрабатывать расходы на проезд и жилье. По истечении этого срока они становились свободными и имели право владеть землей. Корабли привозили не только взрослых, но и детей из бедных семей, работавших в качестве домашней прислуги на таких же договорных основаниях, а также осужденных преступников. До обретения США государственности в 1790 г. абсолютное число иммигрантов составляло около 1 млн — меньше, чем в последующие годы. Изучение фамилий в переписи 1790 г. приводит к выводу, что практически все белые иммигранты прибывали из Северо-Западной Европы, в основном (78,9%) с Бри-танских островов. Тем самым этническая структура общества колониальных времен предопределила англосаксонский облик сформировавшейся впоследствии нации. Период открытых дверей, в первые 100 лет своего существования США поощряли свободный въезд переселенцев из других стран. Первые федеральные законы о натурализации иностранцев были приняты конгрессом в 1790 г. В соответствии с ними любой свободный белый человек, проживший два года в США или под американской юрисдикцией, мог стать гражданином страны. Рассмотрение соответствующих просьб было поручено судам штатов. С1820 г., когда впервые проводился подсчет иммигрантов, по 1880 г. в США въехало более 10 млн человек, из которых 95% было из Северной и Западной Европы. В 1808 г. конгресс запретил работорговлю, но в действительности она не прекращалась вплоть до Гражданской войны, и к 1860 г. число африканцев, ввезенных в обе Америки, составило 9,5 млн.
Закон держал двери широко открытыми для иммигрантов, однако в стране появились силы, выступавшие за ограничение въезда. Нативисты (от англ. native — коренной) выступали против группировок национальных меньшинств внутри страны на том основании, что они поддерживают связи с заграницей. Их протесты заметно усилились в период значительного притока ирландцев и немцев, вызванного кризисной экономической и политической ситуацией в Европе. Нативисты зачастую выступали с антикатолических позиций. Период регулируемого въезда. Первые попытки регулировать иммиграцию привели к введению федерального контроля, выделению "нежелательных" социальных групп иностранцев и законодательным ограничениям по расовому признаку. В 1881 г. конгресс отдал вопросы иммиграции под юрисдикцию федерального правительства, установив, что в административном плане ею будет заниматься Министерство финансов США. Был уточнен набор критериев отказа во въезде. Причиной для отказа могли стать специфические проблемы личной), политического и морального характера. В конечном итоге это вылилось в Закон 1882 г. об ограничении въезда китайцев, который был направлен против целой нации, а позже распространен на всех выходцев из Азии. Несмотря на все возрастающее негативное отношение, иммиграция процветала. За три десятилетия (с 1881 по 1910 г.) около 17,7 млн человек въехали в США, а за один только 1907 г., когда иммиграция достигла своего пика, разрешение на въезд получили 1285 тыс. человек. Произошли изменения в национальном составе: "старую" иммиграцию из Северо-Западной Европы сменила "новая" — из стран Южной и Восточной Европы. За ограничение этой "новой" иммиграции выступили представители англосаксонского расизма и рабочего движения. Последние опасались, что приток рабочих-иммигрантов отберет рабочие места и понизит зарплату коренных жителей. Период ограниченной иммиграции. Этот период был отмечен принятием иммиграционного законодательства в 1917 г. и введением экзамена на грамотность для иммигрантов старше 16 лет. Для рабочих из Индии, Индокитая и Афганистана были установлены дополнительные ограничения. Важнейшей чертой законодательства этого периода стало введение национальных квот в 1921 г., ужесточенных затем в иммиграционном законе 1924 г. Этот закон ограничил ежегодное число иммигрантов до 165 тыс. и установил квоту для каждой национальности на уровне 2% числа лиц этой национальности, рожденных за пределами США и проживавших в США в 1890 г. Позже за основу были взяты данные переписи 1920 г. Эта система более благоприятствовала уроженцам Северно-Западной Европы, на которых приходилось 82% общей квоты. Не разрешался въезд иностранцам, не имевшим права на приобретение гражданства (небелым, в частности, китайцам). Консульские работники США на местах имели значительные полномочия по проверке на основе различных критериев лиц, подававших заявления на получение визы.
Новое законодательство не делало различия между беженцами и иммигрантами, поэтому действовавшие квоты ограничивали въезд лиц, спасавшихся от нацистскою террора. ИММИГРАНТЫ 336 337 ИММИГРАНТЫ
Вторая мировая война внесла изменения в иммиграционную политику. Закон, запрещавший въезд. китайцам, был отменен в 1943 г., и для них была установлена символическая квота в 105 человек. Законы 1945 г. и 1947 г. разрешили въезд сверх квот около 120 тыс. жен и детей американских военнослужащих. Закон 1948 г. о перемещенных лицах разрешал въезд 220 тыс. человек, но он требовал найти лицо, гарантирующее содержание приезжающего, и не давал права на въезд сверх квоты. В 1950 г. было узаконено принципиальное различие между иммигрантами и беженцами. Закон 1952 г. об иммиграции и национальной принадлежности привел в систему предыдущие законодательные акты и национальные квоты. Азиатам были предоставлены символические квоты, и этим был положен конец ситуации, когда они не имели права на натурализацию. Этот закон был последним важным актом периода ограничений, поскольку ход событий в мировой политике изменил внешнеполитический курс Америки. Период Либерализации. Сдвиги в американском обществе в пользу плюрализма и некоторое перераспределение влияния между странами в 1965 г. привели к отмене национальных квот и дискриминационных ограничений азиатов. Был установлен общий потолок в 290 тыс. виз в год, из них 120 тыс. отводились для Восточного полушария, не более 20 тыс. на одну страну, при этом преимущество имели персонально отобранные лица и члены их семей, а также люди, обладающие выдающимися профессиональными данны- ми. В 1976 г. требования для Восточного и Западного полушария были унифицированы, ко всем государствам применен единый подход. В 1980 г. был принят Закон о беженцах, снизивший общее число иммигрантов до 270 тыс., но значительная часть беженцев получила право въезда помимо этой квоты через международные организации помощи беженцам. Современное законодательство, количественные ограничения и льготы Действующее (по состоянию на 1985 г.) законодательство выделяет три основные категории лиц, въезжающих на постоянное жительство в США. Первую категорию, не подпадающую под численные ограничения, составляют ближайшие родственники граждан США — супруги, не состоящие в браке несовершеннолетние дети и родители взрослых граждан США. Сюда же относятся некоторые специфические группы иммигрантов — священнослужители отдельных религий, лица, ранее состоявшие на государственной службе США за рубежом, и бывшие граждане США. Ко второй категории относятся иммигранты, подпадающие под ограничения общей квоты в 270 тыс. человек, причем каждая страна имеет право не более чем на 20 тыс. виз, а зависимые территории и колонии — не более чем на 600 виз, которые вычитаются h:i квоты метрополии. Внутри этой категории установлено шесть уровней предпочтения, hi которых четыре определены по признаку се мейных отношений, а два в зависимости от рода занятий. Третью категорию составляют беженцы, численность которых ежегодно определяется президентом после консультаций с конгрессом. Программа приема беженцев увязывалась не с задачей стабилизации состава населения, а с необходимостью решения специфических проблем. После пребывания в США в течение одного года беженец имеет право обратиться с просьбой о предоставлении ему статуса постоянно проживающего лица. Специальная категория "приезжих" была введена для применения в чрезвычайных ситуациях, возникающих при прибытии непосредственно из стран проживания больших групп кубинцев и гаитянцев, не имеющих статуса беженцев. Особая категория "имеющих убежища" была введена, чтобы защитить иностранцев, находящихся в стране или в портах прибытия в США и не имеющих возможности вернуться в свою страну в силу ожидающих их там репрессий. Не имеющие убежища могут обращаться с просьбой о предоставлении им права постоянного проживания через один год, но из них такой статус могут получить не более 5 тыс. человек в год. Чтобы представить себе общие размеры иммиграции, важно учитывать, что беженцы, имеющие статус "приезжих" и "не имеющих убежища", не включаются в установленную иммиграционную квоту, как и ближайшие родственники граждан США, не подпадающие под количественные ограничения. В дополнение к иммигрантам и беженцам большие группы иностранцев находятся в стране временно — это студенты, туристы, иностранные официальные лица и предприниматели. Иммиграционное законодательство определяет условия, на которых им предоставляется или не предоставляется право работать. Законодательно оформлены перечни причин отказа во въезде или выдворения из страны, хотя фактически эта часть законодательства широко открыта для интерпретаций и толкований. Данные Службы иммиграции и натурализации США показывают, что в 1983 г. в страну въехало 559,8 тыс. иностранцев. Из них 222,8 тыс. имели право на статус постоянно проживающих в США. В целом 57,1 тыс. беженцев и 2,9 тыс. лиц, не имеющих убежища, получили статус постоянно проживающих, а 9,8 млн человек въехали по временным разрешениям (в основном гости, деловые люди, члены экипажей кораблей и самолётов и проченные рабочие). Нелегальные иммигранты Трудно определить политику по отношению к тем иммигрантам, кто въезжает в страну без соответствующего разрешения, и к тем, кто, въехав легально, остается в США дольше установленного времени. Их точная численность неизвестна, по различным оценкам, она колеблется от 1 до 12 млн человек. В дополнение к политическим мотивам, побуждающим преувеличивать или же преуменьшать это число, имеются многочисленные трудности, связанные с вопросом о том, кого следует считать нелегальными иммигрантами. Исходя из данных переписи 1980 г., число нелегальных иммигрантов составило чуть более 2 млн, почти 55% из них — это мексиканцы. Присутствие в стране нелегальных рабочих создает немало проблем. Широко распространено мнение, что они, соглашаясь работать за невысокую зарплату, отнимают рабочие места у коренных жителей. Однако чаще всего они берутся за ту работу, которую американцы и не захотели бы выполнять, поэтому прямой конкуренции за рабочие места здесь не существует. В то же время очевидно, что в периоды роста безработицы наличие нелегальных иммигрантов ведет к сокращению числа свободных рабочих мест и к снижению заработной платы коренных жителей. Встает вопрос и о том, в какой мере они истощают ресурсы социальных служб. Выборочные обследования показывают, что нелегально проживающие иностранцы меньше всех пользуются программами материальной помощи отчасти потому, что они еще не имеют достаточного стажа работы, а также из страха разоблачения. Далеко не все из них пользуются системой образования, хотя их дети имеют на это право. Льготами и пособиями социального обеспечения беженцы пользуются на уровне выше среднего, легальные иммигранты — на среднем уровне, а нелегальные — ниже среднего уровня. Характеристики вновь прибывающих В литературе, посвященной этому вопросу, делается различие между "старыми" иммигрантами, по большей части англичанами, ирландцами и немцами, прибывавшими в США в первой половине XIX в., и "новыми" иммигрантами из стран Южной и Восточной Европы, включая итальянцев и русских, прибывших в конце XIX — начале XX в. Однако изменение политической ситуации в мире во второй половине XX в. увеличило приток иммигрантов и внесло коррективы в их этнический состав. Между двумя переписями ИММИГРАНТЫ 338 339 ИММИГРАНТЫ
населения в 1970 и 1980 гг. численность жителей США увеличилась на 11,5%, а число американцев, родившихся за границей, — с 4,7 до 6,2%. Данные табл. 2 характеризуют состав американцев, родившихся за границей. Обращают на себя внимание и демографические изменения в составе иммигрантов. Иммигранты, как это и всегда было, молоды, но сейчас большую их часть составляют женщины, чего ранее никогда не было. Это явление имеет две причины — процесс воссоединения семей и увеличение количества рабочих мест для женщин. Меньшую часть стали составлять лица, имеющие высокую квалификацию, и дипломированные специалисты, что связано с ростом иммиграции из развивающихся стран. Среди приезжающих выделились две многочисленные группы, способные оказать значительное воздействие на будущую демографическую обстановку в Соединенных Штатах. Азиатские иммигранты. Хотя в течение столетия выходцев из Азии практически совсем не пускали в США, теперь они представляют наиболее быстро растущее этническое меньшинство страны. В 1981 г. более 40% беженцев и иммигрантов составляли азиаты, в то время как в 1965 г. их было всего 6%. По оценочным прогнозам, азиатское меньшинство в США по своей численности может оказаться сопоставимым с выходцами из Латинской Америки. Хотя регион, из которого они прибывают, носит единое название азиатско-тихоокеанского, иммигранты приезжают по меньшей мере из дюжины различных стран, говорят на разных языках, принадлежат к разным культурам и политическим течениям, относятся к различным экономическим слоям. С 1910 по 1970 г. среди иммигрантов преобладали японцы, к 1980 г. наиболее многочисленными стали китайцы и филиппинцы. Корейцы могут стать третьей по величине группой. Растет число иммигрантов с Индийского субконтинента. Увеличивается численность иммигрантов из Индокитая. Успехи их адаптации к жизни в Америке зависят от социально-классовой принадлежности, образовательного уровня и наличия в США ранее сформировавшейся национальной иммигрантской общины. Для всех азиатов, кроме индусов, возникают трудности с овладением английским языком, и все без исключения ощущают себя в социальном и культурном отношении оторванными от американского общества. Испаноязычные иммигранты. Внимание к положению новых иммигрантов объясняется большой численностью и специфической предысторией испаноязычного на- селения Соединенных Штатов. Многие из них стали гражданами США в результате территориальных захватов (мексиканцы) и военных приращений территории (пуэрториканцы). В последующем иммигранты — легальные и нелегальные — вливались в уже существующее испаноязычное население, сохранявшее свой язык и культуру. Другая отличительная черта иммигрантов этой группы состоит в том, что они могут попасть в США, просто перейдя границу пешком (этих иммигрантов так и прозвали — "пешеходы"). Прибывающие мексиканцы концентрируются главным образом в Калифорнии и на Юго-Западе, выходцы из стран Карибского бассейна оседают во Флориде и на Северо-Востоке. В 1980 г. в одном Нью-Йорке насчитывалось до миллиона испаноязычных жителей (без пуэрториканцев), большинство среди них составляли доминиканцы, кубинцы и колумбийцы, как мигранты и беженцы, так и нелегально приехавшие в США. Проблемы иммиграции Проблемы социальной политики по отношению к иммигрантам можно в общих чертах подразделить на четыре: проблемы, рожденные национальной и гражданской принадлежностью; проблемы занятости и наличия рабочих мест на рынке рабочей силы; проблемы социального обеспечения; гуманитарные проблемы и гражданские свободы. Все государства стремятся осуществлять контроль над своими границами и обеспечить соблюдение своих законов. И то и другое может быть нарушено в результате появления значительного числа нелегальных иммигрантов. Встают также и проблемы единства общества, численности населения, его этнического состава и сопряженной с этим неоднородности языка и обычаев. Есть мнение, что новые иммигранты, в особенности нелегальные, могут занять те места, которые должны были достаться безработным американцам. Но свидетельства в пользу такой точки зрения не слишком убедительны, поскольку многие приезжие работают на тех местах, которые не хотят занимать коренные американцы, а также в этнических предприятиях (например, магазинах и ресторанах). Другая проблема заключается в том, что использование сезонных иностранных работников жизненно необходимо для сельскохозяйственного производства в США. Для ее решения следует на законных основаниях широко привлекать временных рабочих для обработки сезонной продукции при одновременном ужесточении пограничного режима. Требуется определенная реформа иммиграционной политики, которая позволила бы использовать труд иностранцев 1,ен на контрактной основе и сократила бы число незаконно въезжающих. Представители испаноязычных групп и лидеры правозащитных организаций заявляют, что санкции против предпринимателей, пограничное патрулирование и возможное введение удостоверений личности придется оплатить слишком дорогой ценой: во избежание санкций работодатели будут подвергать дискриминации всех испаноязычных лиц, включая и граждан США. Следующим важным вопросом является социальное обеспечение приезжающих. В действительности новые иммигранты не слишком обременяют эту систему. Естественный отбор сам по себе приводит к тому, что приезжают наиболее целеустремленные, молодые, полагающиеся на свои силы люди. Материальная зависимость беженцев более значительна, в особенности тех из них, кто приезжает из сельской местности, не имея ни образования, ни профессии. Поскольку политика в вопросе о беженцах тесно связана с факторами внешнеполитической стратегии США, приходится обучать этих лиц, чтобы они могли сами себя обеспечивать, — это цена, которую уже давно приходится платить. И наконец, в связи с политикой в области иммиграции встают вопросы гражданских свобод и гуманизма. В США глубоко укоренилась традиция предоставления убежища, в особенности для защиты от политических преследований. Сложнее обстоит дело с теми, кто спасается от экономических лишений Роль социальной работы Исторически сложилось так, что иммигранты преимущественно зависят от помощи ранее прибывших соотечественников, этнических организаций, определенных форм благотворительности и некоторых специализированных социальных агентств. Вследствие большого притока беженцев до и после второй мировой войны была расширена работа с новоприбывшими. Позднее предметом деятельности специализированных агентств стали вопросы усыновления сирот из других стран. Но, несмотря на это, деятельность, связанная с иммигрантами, не была интегрирована в общее русло практической социальной работы и подготовки кадров для нее. В соответствии с Законом о беженцах 1980 г. Государственный департамент США принял на себя обязанность заключать контракты с добровольческими агентствами, за-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|