Особые проблемы в жилищном вопросе 9 глава
Постановка цели и заключение контракта. После компетентного изучения проблемы, если она соответствует функциям социальной службы и клиент демонстрирует готовность продолжать работу, уместно сформулировать цель, обсудить контракт. Постановка цели необходима, так как это дает направление оказанию помощи, а также служит критерием его успешности. Цели следует обсудить совместно, клиент должен испытывать ответственность за нее, она должна соответствовать его проблемам; иначе он не станет продолжать совместную работу. Когда цель обсуждена, внимание переносится на распределение ролей. Ясность в этом отношении уменьшает неопределенность и, следовательно, обеспокоенность интервьюируемого. Она также исключает ненужные затраты времени, связанные со стремлением клиентов узнать, что от них хотят, и пытающихся контролировать процесс общения с социальным работником. Более того, как показывают исследования, эффективное распределение ролей способствует продолжению встреч социального работника и клиента. Первое интервью и процесс заключения контракта завершаются обсуждением средств для достижения поставленных целей, намечаемой продолжительности и частоты встреч, числа участников, длительности всего процесса оказания помощи, даты следующей встречи, условий пересмотра контракта, средств контроля за ходом развития процесса, политики, методики и других существенных вопросов. Обеспечение непрерывности Во время трудного и напряженного процесса достижения поставленных целей необходимо концентрировать усилия на одной из них, пока клиенты не добьются существенного прогресса в этом вопросе, что позволит перейти к другой цели. Таким образом, вся тяжесть по руководству и направлению процесса ложится на социального работника. Концентрация усилий во время каждой встречи и их непрерывный характер имеют решающее значение. В целях обеспечения непрерывности процесса используется анализ заданий, которые клиент согласился выполнить между встречами, а также обсуждение в начале следующего интервью результатов выполнения этих заданий.
Изменение направленности Когда возникает необходимость изменить ход процесса помощи, социальные работники используют добавочные приемы. Основное здесь — дополнительное выражение сочувствия, интерпретация и конфронтация. Однако, прежде чем обратиться к этим навыкам, заметим, что все вышеперечисленные приемы также направлены на изменение процесса помощи, хотя и в меньшей степени. Дополнительное сочувствие. Дополнительное (аддитивное) сочувствие подразумевает сочувственные замечания, которые несколько превышают рамки сказанного интервьюируемым и основываются на умозаключениях самих социальных работников. Таким образом, дополнительные сочувственные высказывания являются интерпретирующими, в них интерпретируются чувства клиентов, их образ мыслей, потребности, внешние факторы, мотивы, убеждения и неадекватная манера поведения, которая является причиной существующих трудностей. Такого рода замечания помогают клиентам коснуться тех эмоций, которые лежат на грани или слегка выходят за грань их понимания. Прием дополнительного сочувствия используется также и в других целях, к которым относятся расширение знаний клиента об основных значениях чувств, мыслей и поведения, желаниях и потребностях, скры- тых мотивах поведения и нереализованных потенциальных возможностях. Интерпретация. В последнее время теоретики и исследователи-эмпирики уделяли значительное внимание концепции интерпретации, которая вызывала множество споров. Интерпретация была главным орудием социальных работников, ориентировавшихся на психоанализ, в то время как сторонники других теорий (главным образом гештальтпсихологии и некоторых экзистенциалистских теорий) избегали подобной методики. И все же в консультационном процессе, независимо от теоретической ориентации, социальные работники часто, будь то намеренно или не намеренно, выполняют интерпретаторскую функцию. Расхождению точек зрения способствует семантическая и концептуальная путаница. Однако в последних публикациях понятия становятся более четкими, что уменьшает неопределенность и неразбериху.
Интерпретация помогает клиенту увидеть проблему в другом свете, что приводит к желаемому результату — открытию новых возможностей для лечебного воздействия. Общая концепция интерпретации, подчеркивающей иную точку зрения, достаточно широка и включает в себя разнообразную методику, направленную на переконструирование, перенаименование, переопределение проблемы, дополнительное сочувствие. Вопрос интерпретации решается двояко: в семантической и пропозициональной плоскостях. Семантический подход в интерпретации описывает опыт клиентов в соответствии с концептуальным лексическим словарем социального работника. Например: "Думаю, что под словом "расстроенный" вы подразумеваете, что вы обижены и разочарованы". Таким образом, семантические интерпретации тесно связаны с дополнительными сочувственными ответами. Пропозиционный подход в интерпретации подразумевает суждения социального работника о причинных связях между различными факторами проблемной ситуации, в которой находится клиент. Например: "Когда вы так упорно стараетесь не раздражать других, то раздражаетесь сами и в конце концов возмущаетесь тем, что другие злоупотребляют вашим хорошим отношением". Конфронтация. Конфронтация является эффективным приемом, позволяющим раскрыть для интервьюируемого существенные для его проблемы или то, что препятствует достижению цели. Конфронтация уместна в том случае, когда клиенты демонстрируют свои слабые места — противоречивость и непоследовательность убеждений, эмоций и поступков, ведущие к неадекватному поведению в целом. Противоречивость носит всеобщий характер, и выгодная позиция "со стороны", занимаемая социальным работником, позволяет ему предложить, новые перспективы и корректирующую обратную связь. Умелые конфронтации нацелены на расширение представлений интервьюируемою о тех силах, которые обусловливают его сопротивление изменением.
Конфронтация, интерпретация и дополнительное сочувствие применяются для расширения. представления клиентов о психодинамических факторах, которые влияют на их поведение. Эффективная конфронтация, как правило, является продолжением дополнительного сочувствия. Однако конфронтация используется только для того, чтобы помочь клиенту увидеть и изменить поведение, которое идет вразрез с желаемыми переменами, а также препятствует продвижению вперед и угрожает всему процессу оказания помощи. Интерпретация и дополнительное сочувствие применяются для расширения представлений клиента. Конфронтация таит в себе определенную угрозу взаимоотношениям с социальным работником, так как клиенты могут объяснить конфронтацию как критику, давление или неодобрение. В результате они могут обидеться, повести себя враждебно или замкнуться. В крайних случаях они могут не прийти на следующее интервью. По всем указанным причинам важно лишний раз выразить заверение в желании помочь и добрых намерениях. При использовании приема конфронтации необходима осторожность, и социальным работникам не следует привыкать к этому стилю ведения интервью. Наиболее опытные социальные работники поощряют самоконфронтацию (что таит в себе некоторый риск), обращая внимание интервьюируемых на те результаты, поступки и противоречия, которым, возможно, он не придавал значения. Ниже следуют примеры замечаний, поощряющих самоконфронтацию. "Я понимаю, что вы получили некоторое удовлетворение от того, что нагрубили учительнице, но мне неясно, каким образом это улучшило вашу ситуацию".
"Давайте теперь остановимся и посмотрим, что сделал каждый из вас для топ), чтобы создать напряженность, которую им сейчас испытываете". "Я не вижу, каким образом то поведение, о котором вы сейчас говорили, соотносится с ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 348 349 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
вашей целью. Как вы себе это представляете?" Эффективные прямые конфронтации включают в себя четыре элемента: 1) проявление заинтересованности; 2) ссылку на цели интервьюируемого, убеждения или обязательства; 3) ссылку на непоследовательность поведения (или его недостатки) и 4) возможные негативные последствия непоследовательного поведения. Нижеследующие высказывания иллюстрируют возможные ответы. Интервью проводилось с мужчиной-заключенным, освобожденным под подписку. "Уверен, что менее всего вам бы хотелось вернуться в тюрьму". "Я бы тоже этого не хотел и думаю, что вы это чувствуете. Но я должен быть с вами откровенен..." "Вы снова связались с той же компанией, из-за которой оказались в беде и попали в тюрьму. Надеюсь, вы понимаете, что идете той же дорогой, что и раньше. Мы оба прекрасно знаем, куда она ведет". Заинтересованная манера тактики конфронтации уменьшает риск того, что интервьюируемый займет оборонительную позицию и в отношениях наступит отчужденность. Однако социальный работник должен: а) быть настороже в отношении возможной негативной реакции на конфронтацию и б) сочувственно отвечать интервьюируемому, чтобы уменьшить враждебность и разъяснить свои добрые намерения. Это два ведущих правила, соблюдение которых необходимо для эффективного использования конфронтации. Дин Г. Хепуорт, Джо Энн Ларсен См. также: Договор с клиентом; Практика социальной работы: обзор основных направлений; Социальный диагноз; Этнические группы и социальная работа. • Barton С, Alexander J. F. (1981). Functional Family Therapy. In: A. S. Gurman, D. P. Kniskern (Eds.). Handbook of Family Therapy (403—443). N. Y.: Brunner/Mazel. • Finn J., Rose S. (1982). Development of Validation of the Interview Skills Role-Play Test.— Social Work Research and Abstracts, 18 (2), 21 —27. • Hepworth D. H., Larsen J. A. (1982). Direct Social Work Practice: Theory and Skills. Homewood, 111.: Dorsey Press. • McNeely R.L., Badami M. K. (1984). Interracial Communication in School Social Work.— Social Work, 29(1), 22—25. • ZastrowC, Navarre R. (1979). Using Videotaped Role Playing to Access and Develop Competence. In: F. W. Clark et al. (Eds.). The Pursuit of Competence in Social Work. San Francisco: Jossey-Bass, 1979. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Основными критериями рациональной организации управления являются порядок в записях и использование персоналом необходимой информации. Большинство парадигм руководства базируется на потреблении и использовании информации. П. Друкер (1970) определяет современного менеджера как "работника знания", полагая, таким образом, что информация является его главным ресурсом. Информация, получаемая менеджером, большей частью несистематична и поступает из самых разных источников, например из разговоров с сотрудниками, из газет, обсуждения различных вопросов со служащими из других организаций. Наиболее же важно использование систематизированной информации, циркулирующей в сфере действия управленческих информационных систем и разработки социальных программ. Информация, получаемая из этих источников, может и должна быть использована для улучшения организационной и исполнительной деятельности и работать на клиента, являющегося главным объектом внимания в социальной работе.
Информация и менеджер Целью управления в сфере социального обслуживания является успешная работа организации по обслуживанию клиента. Менеджер разрабатывает программы, распоряжается людьми, ресурсами, а также информацией. Не отрицая того, что для улучшения работы организации необходим компетентный персонал и соответствующие ресурсы, ясно, что эта работа может быть улучшена, и в некоторых случаях радикально, за счет использования силы информации. Умелые систематизация и распространение информации придают необходимую энергию и мотивацию действиям, помогают сориентировать персонал на такие виды деятельности, которые увеличат эффективность труда и улучшат его организацию. Информация также может объединить задачи организационных структур и исполнительного персонала. При этом ее никогда не следует использовать для того, чтобы "запугать людей". Информация, по-видимому, сама по себе служит достаточным мотивом для деятельности. Если фонды — это кровеносная система организации, то информация — ее интеллект. Потенциал компьютерных информационных систем и систем разработки программ состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого организация может улучшить свою работу. Для этого необходимы три элемента: 1) способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; 2) возможность доступа к информации, способной повлиять на выбор управленческого решения; 3) способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо. Первый элемент — это, по существу, вопрос обеспечения исходной информацией о реальных проблемах, которые необходимо решить. Многие исследователи считают, что навык правильно находить информацию является даже лучшим залогом успешной деятельности менеджера, чем его способности к решению проблем. Проблемно-ориентированная исходная информация необходима для предотвращения организационных кризисов, нормальной работы персонала и последовательного исполнения программы. Второй элемент включает в себя доступ к информации, помогающей решить проблему. Несистематизированная исходная информация мало что говорит менеджеру о том, что ему делать. Информация о способах решения проблемы помогает ему выбрать способ действия или метод решения. Она может включать в себя, например, информацию об успешных социальных программах, эффективной практике управления, программах подготовки персонала или административных инструкциях. Источники такой информации чрезвычайно разнообразны — от коллег и подчиненных до журнальных статей, публицистики, правительственных постановлений и исследовательских отчетов. Третий элемент — это непосредственно роль менеджера. Организации требуется не только адекватная информация, но и умелые менеджеры, стремящиеся воплотить информацию в действие. Во многих случаях успешная деятельность обусловливается не столько информацией, как таковой, и не простым и механическим ее усвоением менеджером; ключ к успеху скорее в способности менеджера "переваривать" информацию. Например, проведенное исследование администраторов государственных учреждений выявило, что 44% респондентов целенаправленно отбирали информацию, имеющую отношение к проблемам, по которым им было необходимо принимать решения. Компьютеризованные управляющие информационные системы Компьютеризованные управляющие информационные системы (УИС) быстро становятся основным механизмом обеспечения менеджеров социальной сферы информацией, необходимой для разработки и осуществления программ. Первоначальное развитие информационных систем было стимулировано требованиями "вести хозяйство" и представлять отчетность. Эти системы были разработаны в расчете на работу больших компьютеров, направленную на увеличение эффективности и точности "выдачи квитанций" клиентам, персоналу и другим агентствам. Другой прочно установившейся характеристикой хорошего "ведения хозяйства" является поддержание в порядке бюджетных записей, перечней поставщиков агентства и списков клиентов. Большие компьютерные системы также позволяют администраторам высшего уровня более эффективно подготавливать информацию, необходимую для законодателей, федеральных агентств и вышестоящих организаций. Однако затраты, необходимые для создания такого рода удобств, весьма значительны. Почти треть стоимости однодневного пребывания пациента в больнице приходится на информационные системы. Компьютеризованные системы часто особенно тяготят персонал нижнего уровня, учитывая, что именно этот персонал несет наибольшую ответственность за ввод, получение и корректировку информации. Объем требуемой документации сейчас достиг критической величины; зачастую бесполезный сбор информации отвлекает от выполнения основной работы, снижает удовлетворенность трудом. Перегруженность информацией уменьшает продуктивность собранных сведений. Первые системы были к тому же дороги и громоздки и предъявляли чрезмерные требования к персоналу организации. У государственного агента обычно было от 6 до 10 независимых систем, которые ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 350 351 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
в редких случаях могли представлять сводные отчеты и требовали от линейного персонала по 6—7 раз записывать идентифицирующие признаки, необходимые для обработки информации. При всей своей выгодности первая компьютерная технология была недоступной для средних и малых агентств. Социальные услуги вступают в новую эру компьютеризованных информационных систем, основанную на двух принципиальных моментах. Во-первых, микрокомпьютерная технология доступна для малых и средних агентств. Такие машины способны формировать отчеты, проводить переработку текстовой информации, "запоминать" информацию о клиентах, выполнять некоторые функции по подбору клиентов, обсчитывать результаты стандартных тестов. Во-вторых, становится все более очевидным, что информация может использоваться в качестве инструмента управления, улучшая работу агентств и способствуя более полному удовлетворению потребностей клиента. Бизнес именно так использовал информацию для маркетинга, составления расписаний и маршрутов, распределения инвестиций. Возможность использовать информацию для лучшего выполнения социальных программ является главным отличием информационных систем второго поколения. Компьютер становится обязательной принадлежностью и базой данных для социальных работников. Компьютеры сейчас являются не отчужденными машинами или соперниками персонала, а наоборот, — дружественными помощниками, обеспечивающими выполнение служащими своих обязанностей в отношении организации и клиентов. Использование информации Исследования показывают, однако, что менеджеры редко используют доступную им информацию, несмотря на приписываемую ей выдающуюся роль в управлении. Разработчики социальных программ чаще всего жалуются на то, что результаты их труда не используются. Есть тысячи примеров, когда расчеты не применяются, даже если их результаты ясны и надежны, поскольку основаны на строгой методологии. Социальные работники-практики мало знают о методологии исследований и ставят их нередко на одно из последних мест в ряду факторов, влияющих на принятие решений. Общегосударственное обследование организаций социальной сферы показало, что менеджеры более 50% своего времени тратят на распределение документов среди подчи- ненных, на обсуждение их с подчиненными и на участие в совместном — с подчиненными или вышестоящими руководителями — решении проблем. Менее 50% респондентов использовали компьютерные отчеты в качестве основы для оценки и поощрения работников, запросов большего количества ресурсов или их перераспределения, пересмотра методов и процедур организаторской деятельности и функционирования системы управления, повышения достоверности информации. На базе этих данных можно предположить, что если информационно обоснованные компьютерные отчеты и используются, то в большой мере пассивно, например просто обсуждаются. В то же время они редко используются для активных действий менеджеров, скажем для перераспределения ресурсов или пересмотра процедур. Факторы, способствующие использованию информации К факторам, определяющим интенсивность использования информации менеджерами, относятся: 1) организационная культура и случайные причины; 2) содержание информации; 3) форма ее предоставления; 4) навыки, установки и знания менеджера. Организационная культура. Будут ли данные интерпретированы и воплотятся ли в практические действия менеджера, в существенной мере зависит от организационной культуры и случайностей. Будет ли затрачен какой-либо труд на интерпретацию данных, это зависит от разных случайных обстоятельств, скажем от оценки деятельности менеджера его руководителем или от неувязок в финансовых отчетах. В системах оценки работников часто используются такие критерии, как пунктуальность, ответственность и умение сотрудничать, а не способность выполнить работы, связанные с задачами организации. Персонал стремится прибегать к размытым и неопределенным критериям исполнительности и противится введению точных и четких показателей результативности работы с клиентом. Без поддержки как высшего руководства, так и "людей в окопах" любая система мероприятий будет саботироваться и окажется неэффективной. Разработка такой системы должна вовлекать персонал разных уровней и допускать компромисс в выборе мер, направленных на выполнение задач организации и удовлетворение потребностей клиентов. Организации социального обслуживания не поощряются за эффективную работу, в чем бы она ни выражалась — в удовлетворенности клиентов, изменении их поведения или статуса. Администраторы редко получают выговоры, и им даже редко приходится отвечать на вопрос о том, положение скольких клиентов удалось "улучшить". Видимо, им кажется достаточным укладываться в бюджет, не попадать на страницы газет и продолжать обслуживать "оптимальное" число клиентов. Отчеты для федерального правительства делают упор на цифры, характеризующие количество клиентов, способы их обслуживания, затраченные средства, сумму предоставленных услуг. В них редко отражается, действительно ли обслуживание принесло какую-либо пользу клиенту. Адекватность информации. Другой фактор, влияющий на использование менеджером полученных данных, касается содержания информации. Как правило, неприбыльные организации не испытывают недостатка в данных. Они наслаждаются обилием цифр и статистики. Им не хватает, скорее, систематизированной информации, которая бы помогала в управлении. Как уже говорилось, без хорошей информации менеджерам трудно принимать обоснованные решения, оценивать исполнение, заинтересовать своих работников и защищать организацию от мошенничества. До недавнего времени концепции оказания социальных услуг фактически не существовало. Только в 1984 г. была предложена адекватная схема ее оценки, включающая: эффективность, продуктивность и действенность работы социального агентства, потребность в ресурсах, а также удовлетворенность персонала и потребителей. Оформление отчетов. Использование менеджерами информации зависит также от того, как она представлена. Менеджеры сферы услуг — чрезвычайно занятые люди, на которых возлагаются тысячи разных видов ответственности и задач. Им редко хватает времени на чтение или размышление. А исследовательские отчеты по той или иной социальной программе обычно превышают 50, а часто и 100 страниц. Они часто содержат сотни, если не тысячи, фрагментов информации с очень неясными заголовками, в них отсутствуют осмысленные стандарты для сопоставления данных. Информация редко представляется в виде графиков. Очевидно, что если информация предназначена для того, чтобы помочь менеджеру улучшить работу организации, то она должна быть представлена в форме, соответствующей характеру ра- боты, ресурсам и стилю деятельности менеджера. Умения, знания и установки. Менеджер — вот кто более всех влияет на использование информации. Информации бесполезна до тех пор, пока менеджер не знает, как ее интерпретировать, осмыслить и как действовать на ее основе. Исследовании показывают, что определенные профессиональные группы занимают позиции, не способствующие использованию информации. В такой ситуации будут преобладать сопротивление и недостаточное использование данных, даже если все другие факторы будут позитивными. В результате управленческие умения и установки основываются главным образом на самостоятельной учебе менеджера и на том умении, что приходит с опытом непосредственной работы. Эффективное информационное управление Несмотря на все указанные малоутешительные обстоятельства, постепенно начинают утверждаться принципы более эффективного использования информации менеджерами, занятыми в сфере услуг. Принцип 1. Сбор, хранение и предоставление информации являются утилитарными процессами, а не целью самой по себе. У менеджеров должно быть четкое представление о назначении организации, а информационная система должна способствовать улучшению и облегчению выполнения ее предназначений, исполнительских и управленческих функций. Для обеспечения связи между специалистами по информации и практическим персоналом — как руководителями, так и исполнителями — необходимы специфические механизмы. Это подводит ко второму принципу. Принцип 2. Персонал, которому предписано выполнение определенных операций, должен направлять или по меньшей мере полноправно участвовать в разработке и применении информационного обеспечения его деятельности. Принятие решений о том, какие вопросы следует задать и какая информация должна быть собрана, нельзя предоставлять техническим или другом специалистам в области информатики, потому что осуществление практической социальной деятельности не их задача. Менеджер и области социальной работы должен быть мерным лицом, задающим требования к составу и качеству информации. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 352 353 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ УСЛУГИ
Принцип 3. Использование информации требует поддержки и содействия на верхнем уровне администрации. Принцип 4. Содержание информации должно согласовываться с организационной неопределенностью и случайностями. Поддержка руководителя, в частности, необходима потому, что он оказывает влияние на случайности. Связь между организационными условиями и информацией взаимна, и одним из способов изменить случайные обстоятельства является изменение в сборе и хранении информации. Принцип 5. Продукты информационной системы должны быть представлены в такой форме, которая удобна для использования. Для расчетно-аналитиче-ских исследований это означает, что отчеты должны быть легкими для понимания, учитывать специфику аудитории, на которую они рассчитаны. Информационные управляющие системы должны выдавать отчеты в стандартной форме, с четкими заголовками и по возможности с графиками, диаграммами и другими наглядными средствами, позволяющими легче воспринять представленные материалы. Короче говоря, отчеты и информационные системы должны помогать направлять и концентрировать внимание управленцев, мотивируя их деятельность. Принцип 6. Использование информации облегчается, если имеются благоприятные внешние обстоятельства. Хороший консультант по осуществлению организационных изменений часто посоветует отложить внедрение идеи до наступления событий, увеличивающих возможность ее проведения в жизнь. К такого рода событиям можно отнести: приход нового лидера, наступление нового бюджетного цикла, изменение положения в экономике, преодоление неблагоприятных обстоятельств, сезонные изменения. Соответствующие информационные материалы в руках умелого менеджера могут быть использованы для модификации воздействия окружения — получения поддержки, изменения политического климата и т. п. Принцип 7. Использование информации проявляется в действиях менеджера, нацеленных на улучшение работы организации. Информация бесполезна до тех пор, пока не приводит к каким-либо действиям ее получателя. В целом возможна деятельность менеджера трех видов: — использование информации для поощрения исполнителей;
—стремление получить дополнительные —реализовать новый тип поведения, изменив политику, процедуры, должностные Менеджер определяет образцовых исполнителей — специалистов, подразделения программы — и стремится внедрить элементы их практической деятельности в работу других структурных единиц. Он также стремится определить некомпетентных исполнителей и барьеры, мешающие улучшению их работы. Принцип 8. Использование информации, направленной на улучшение работы, требует постоянных проверок используемых исходных данных. Проведенные измерения, первоначально признававшиеся пригодными, позднее могут быть признаны неадекватными или дезориентирующими менеджера. Неудачный выбор на начальном этапе может привести к пустой трате времени и ухудшить работу. Следовательно, менеджер должен отслеживать нескончаемые изменения в потоках информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|