Особые проблемы в жилищном вопросе 10 глава
Принцип 9. Надежным единственным способом, гарантирующим проверку обоснованности данных, является их использование. Многие общественные агентства систематически проводят "чистки" информационных систем. Эта деятельность требует значительных ресурсов, изымаемых из сферы обслуживания клиентов. Лучший и единственный метод улучшения использования данных для менеджера и его персонала — действовать так, как если бы они являлись точными, и затем на основе полученных результатов проводить их корректировку. Заключение Информационные системы обладают огромным потенциалом помощи менеджерам, занятым в сфере услуг, в их усилиях улучшить работу агентства. Этому мешают не только технологические, но и организационные препятствия, а также человеческий фактор. Содержание курсов управления в области социальной работы по-прежнему сосредоточено на технологии разработки социальных программ и компьютерах. Такое же, а то и большее внимание должно быть уделено личности менеджера, с помощью которого данные становятся информацией, способной улучшить обслуживание клиентов. Чарлз А. Рапп См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Административное управление: внешние аспекты; Административное управление: межличностные аспекты; Информационные системы в агентствах; Информационные системы: данные о клиентах. • Drucker P.F. (1970). The Effective Executive. L.: Pan Books. • Patti R. (1984, March). In Search of Purpose for Social Welfare Administration. Paper presented at the Annual Program Meeting of the Council on Social Work Education. Detroit, Mich. • Peters T. J., Waterman R. H. (1982). In Search of Excellence. N. Y.: Harper & Row. • Rapp C. (1982). The Evaluation and Use of Information Services to Area Offices. Lawrence, Kans.: School of Social Welfare, University of Kansas. • Rothman J. (1980). Using Research in Organizations. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ УСЛУГИ Развертывание системы информационно-справочных услуг (сокращенно ИСУ) было одним из новаторских шагов с целью облегчить доступ и к информации и к услугам. Быстрое ее развитие в США в последние 25 лет может рассматриваться как реакция на меняющиеся условия и потребности постиндустриального общества, где беспрецедентное расширение сферы услуг породило настоятельную необходимость в дополнительной структуре, облегчающей доступ к этим ресурсам. Понятие ИСУ Существует общая точка зрения, что информационно-справочные услуги, относясь по сути своей к сфере общечеловеческих интересов, должны быть общедоступными, бесплатными и спроектированы таким образом, чтобы в любом случае связать лицо, обратившееся с запросом, с агентством, располагающим необходимыми ему ресурсами. Эта цель достигается благодаря созданию хорошо организованной современной системе предоставления информации. В ответ на запросы по телефону или в письменном виде, а также при личном обращении специально обученный персонал (с должным учетом потребно- сти клиента в сохранении доверительности и личной тайны) дает информацию, сонеты, справки о существующих ресурсах и возможных последующих действиях. Предлагаются различные уровни консультативной помощи в зависимости от потребностей потребителя и в рамках функций ИСУ. Возможно также предоставление транспорта, юридической помощи и вспомогательных услуг. Неотъемлемым элементом системы ИСУ являются программы связей с общественностью и организованный поиск потенциальных клиентов. Предлагаются также косвенные услуги, предоставляемые на основе обработанных данных, собственных программ системы. Такие данные могут быть сгруппированы в соответствии с потребностями разработки политических решений, социального планирования, защиты интересов различных социальных групп и классов, научных исследований.
Системы ИСУ Информационно-справочные услуги являются системой, которая представляет собой последовательность функциональных элементов — от предоставления информации и советов до подготовки справок и работы с клиентами на последующих стадиях. Именно на этапе информационно-справочных услуг, на основе профессиональных суждений сотрудников службы обычно определяется, сумеет ли клиент "выкрутиться" из той или иной ситуации самостоятельно, потребуется ли ему определенная минимальная помощь или же необходимы более интенсивная работа, предоставление консультаций и защита его интересов. В качестве организационной системы ИСУ может функционировать как независимое агентство, главная задача которого состоит в оказании информационных и справочных услуг. Программа ИСУ может также осуществляться внутри подразделения или отдела крупного агентства, такого, как департамент социальных услуг, или даже в местной библиотеке. В больших организациях, вроде медицинских или многоцелевых центром, система ИСУ может функционировать как внутриведомственная структура. Различии»' "горячие линии", автоответчики с заранее записанными материалами вроде "Медицина по телефону" и "Закон по телефону" (соответственно для выдачи медицинской или юридической информации) могут так же быть встроены в качестве компонентов в ИСУ В оперативном отношении система ИСУ рассматривается как межорганизационная структура, взаимодействующая с многочис- ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ УСЛУГИ 354 355 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ УСЛУГИ
ленными внешними системами услуг. В интересах анализа ее можно рассматривать и как централизованную и как децентрализованную. Централизованная система служит средоточием многочисленных систем ИСУ определенной территории в границах округа, штата и т. п., выступая в качестве головной по отношению к ним. Агентства, участвующие в системе ИСУ, могут в условиях централизации пользоваться стандартизированными досье учета ресурсов, сотрудничать в осуществлении учебных программ, участвовать в совместных финансовых проектах, в программах социальной политики и планирования на основе поступающих в центр данных.
Система ИСУ может рассматриваться как децентрализованная, если на данной территории две или более подобные системы действуют независимо на различных уровнях, не имея общего головного центра, поставляющего информацию. Местные общины могут предпочитать децентрализованную систему, поскольку низовым агентствам легче получить доступ к высокопоставленным лицам и реагировать на запросы определенных групп населения, чем к объединенным централизованным структурам ИСУ. На практике системы ИСУ, как правило, несут в себе элементы как централизации, так и децентрализации. Среди характеристик систем ИСУ — набор услуг, источники и уровень финансирования, географическая зона деятельности, демографическая ситуация, политическая база. Например, Федерация ИСУ в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, связана со множеством специализированных агентств, обслуживающих район столицы штата с населением 7,5 млн человек. Ее бюджет составляет 1,6 млн долл., которые поступают из государственных фондов и за счет добровольных пожертвований. Система же ИСУ в двух сельских округах в Северной Калифорнии обслуживает менее 150 тыс. человек при бюджете менее 64 тыс. долл. Она пользуется поддержкой специального территориального агентства по делам престарелых и занимается только этой категорией жителей. Система ИСУ в Южной Дакоте в пределах своего штата бесплатно оказывает телефонные информационно-справочные услуги, ее центр находится в служебных помещениях аппарата губернатора штата. В Мемфисе, штат Теннесси, городская система ИСУ, базирующаяся в библиотеке и известная под названием ЛИНК (в переводе — связующее звено), финансируется за счет средств округа по статье непредвиденных расходов. Региональ- ный информационный центр в Юго-Восточной Вирджинии поначалу специализировался на услугах в области здравоохранения, а затем благодаря финансированию со стороны штата перерос в головную систему ИСУ.
Формирование системы ИСУ Информационно-справочные услуги в современной, отчетливо выраженной форме появились только в 60-х годах. Чтобы сократить число пациентов в больницах и полнее задействовать ресурсы общин, в частности, для помощи престарелым и хроническим больным, Государственная служба здравоохранения США выделила средства для создания программ ИСУ в некоторых общинах, а Администрация по делам престарелых занялась проектами, призванными улучшить связь стариков с общинными службами. Эти проекты включали содействие и проведение крупномасштабных исследований для развития практической работы ИСУ, осуществление программ и изучение достигнутых результатов. Среди других федеральных ведомств, признавших важность ИСУ, были Администрация по делам социального обеспечения, Служба экономических возможностей и появившиеся тогда комплексные психоневрологические центры. Одновременно с развертыванием программ ИСУ в государственном секторе они появлялись и в организациях, входивших в общественные объединения, связанные с проблемами здравоохранения, вроде Национальной ассоциации инвалидов (детей и взрослых) и Американского Красного Креста. На местном уровне группы добровольцев организовали службы ИСУ, имевшие дело с такими специфическими вопросами, как нарушение прав собственности, проблемы неполных семей, положение женщин и т. д. Вскоре получили широкое распространение "горячие линии", по которым можно было получить совет, особенно молодым людям, оказавшимся в кризисной ситуации. Газеты, радио и телевидение тоже создали службы, связанные с ИСУ, например популярную программу "Призыв к действию". В это время бурно развивалось предоставление указанного вида услуг в таких сферах, как помощь престарелым, больным и душевнобольным. Расширение сети организаций ИСУ К началу 70-х годов специализированные службы, предназначенные для конкретных контингентов, были вытеснены растущей сетью более широких и общих по характеру программ ИСУ как в рамках социальных агентств, так и в нетрадиционных учреждениях — публичных библиотеках, торговых центрах, банках, на железнодорожных и автобусных станциях и в других местах скопления людей. Информационно-справочные услуги по месту работы оказывались через профессиональные консультации, службы помощи в устройстве на работу. Передвижные службы ИСУ и бесплатные услуги по телефону завоевывали популярность, так как были доступными и позволяли решить проблему расстояния. Закон о социальном страховании 1974 г., утвердивший службы ИСУ в качестве предназначенных для всех граждан, стимулировал быстрый рост сети программ ИСУ. Благодаря гибкому подходу руководство программами ИСУ могло осуществляться как департаментами социального обеспечения в штатах, так и на контрактной основе неправительственными организациями. Другим катализатором распространения ИСУ было движение за деинституционализацию, выявившее недоступность общинных услуг для выписанных из больниц душевнобольных. Более активно стало заявлять о себе движение защиты прав потребителей, требуя доступа клиентов к касающейся их информации и сохранения конфиденциальности на основе федерального Закона о личной тайне 1974 г.
Прогресс в области информатики способствовал централизации информационных услуг, а основанные на применении компьютеров программы породили более эффективные и экономичные системы, поскольку автоматизация стала более доступной. Централизованные базы данных давали доступ к источникам новейшей информации о наличии ресурсов, вакансиях рабочих мест и другим сведениям, включая итоги переписей и важнейшие статистические материалы. К середине 70-х годов развитие информационной технологии позволило перейти от систем ИСУ, управлявшихся вручную, к автоматизированным. Их возможности в отношении классификации, сбора, хранения и воспроизведения информации были расширены в результате применения микрокомпьютеров и терминалов, подсоединенных к централизованным базам данных. Однако обследование, проведенное в 1978 г., установило, что расширение программ ИСУ проводилось при недостаточно четком планировании и страдало фрагментарностью. Был сделан вывод, что ИСУ является "комплексной системой, нуждающейся в улучшении", и рекомендовано создать централизованную федеральную сеть ИСУ. Сеть ИСУ Сокращение государственного субсидирования и объема социальных услуг в 80-х годах положило начало новому периоду, когда актуальной стала задача более тесного взаимодействия и объединения усилий. Возросла конкуренция в борьбе за получение доли скудных ресурсов, в особенности после того, как были установлены совокупные (пакетные) субсидии на социальные услуги вместо выделения средств специально для ИСУ. В то же время увеличилась поддержка частных корпораций по отношению к программам ИСУ, особенно связанным с занятостью и детскими садами. Частные компании и фонды выделяли дотации для различных систем ИСУ, помогали создавать и расширять автоматизированные сети ИСУ. Установить общий объем услуг, оказываемых по линии ИСУ, в современных условиях затруднительно, поскольку не существует централизованной и обязательной ведомственной отчетности. Как бы то ни было, с учетом того, что о многих системах ИСУ не сообщается, а другие носят неформальный, диверсифицированный характер, одни существуют в государственном, а другие в общественном или частном секторах, в настоящий момент предположительно действуют до 10 тыс. программ ИСУ. Подготовка кадров Вплоть до настоящего времени нет никаких рецептов или модели укомплектования кадрами программ ИСУ, так же как нет универсального перечня и четкого определения обязанностей сотрудников. Некоторые организации пользуются услугами только профессионалов. Во многих местных системах ИСУ работают полупрофессионалы, для которых эта деятельность становится основным занятием, и они получают квалификацию специалистов по оказанию социальных услуг. В ряде случаев основу персонала составляют добровольцы, которые играют главную роль в оказании информационно-спрнноч ных услуг по "горячим линиям" для отдельных групп населения и престарелых. Не существует какой-то одной профессии, которая занимала бы доминирующее положение в ИСУ. Хотя и программам мой системы в 60-х годах на руководящих постах находились социальные работники, позже специалисты других профессий включились ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ УСЛУГИ 356 357 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ
как в административную работу, так и в непосредственное осуществление программ. Среди них были врачи, педагоги, библиотекари, психологи, специалисты по компьютерной технике. В быстром развитии ИСУ обозначилось новое направление, предусматривавшее взаимодействие специалистов различных профессий в интересах увеличения объема оказываемых услуг, уменьшения конкуренции и чрезмерной специализации. Например, совмещение библиотекарями должности специалиста по информации, а социальными работниками — эксперта по связям с общественностью и работе в общинах пошло на пользу и тем и другим в смысле профессионального партнерства. Технические навыки библиотекаря объединяются с присущим социальному работнику умением межличностного общения, проведения интервью, выявления проблемы, консультирования, умением найти общий язык с клиентом и принять на себя защиту его интересов. Во многих учебных программах ИСУ постоянный персонал и добровольцы обычно сосредоточиваются на общих задачах и методах работы агентства. Некоторые школы социальной работы и библиотечного дела начали проводить обучение по практике ИСУ и методике осуществления соответствующих программ. Международные перспективы В международном плане английские и американские модели ИСУ оказали воздействие на формирование аналогичных моделей во многих развитых и развивающихся странах. Благодаря близости к США Канады соответствующие службы в различных частях Канады весьма напоминают американскую модель ИСУ. Страны, тесно связанные с Великобританией, — Австралия, Индия, Израиль, Южная Африка — строили свои системы по английскому образцу. Некоторые уникальные новаторские черты есть в системах, разработанных на Кипре, в Японии и Польше. В сообщениях из многих стран особо подчеркивается роль добровольца как агента, непосредственно оказывающего услуги, и характеризуются возможности систем организованного доступа к информации в плане участия в социальном планировании, выработке политической линии и проведении социальных изменений. Предстоит выяснить, смогут ли системы ИСУ, созданные на международной основе, адекватно реагировать на кризисные ситуации и сиюминутные потребности мобильных групп населения, принадлежащих к разным нациям. Тенденции, проблемы, планы Концепцию развития ИСУ часто сводят к прямым контактам с клиентами, однако эта система имеет более широкое значение — как планирующий, политический и исследовательский механизм. Интерес к возможностям, заложенным в ИСУ, проявляют многие группы и слои — законодатели, планирующие инстанции, политические круги, общественные деятели. Естественно, система ИСУ не может решить проблемы бедности, дискриминации и безработицы. Она способна, однако, выявить тенденцию, указать на потребность, обозначить недостатки, неадекватность и неэффективность существующих услуг. Эта служба традиционно была оперативной, и ее задача состояла в том, чтобы быстро реагировать на запросы потребителей. Но, стремясь не отставать от изменений приоритетов и потребностей, руководители систем ИСУ занимают скорее упреждающую позицию, устанавливая широкие связи и разрабатывая программы защиты населения, предусматривающие участие общественности. Сложным является вопрос о том, кто именно пользуется благами информационного общества. Информационная бедность мешает получать услуги, информационный достаток позволяет пожинать плоды, взращенные обществом услуг. Поскольку обладание информацией равнозначно власти, споры сейчас идут о том, как обеспечить равенство в этом плане, кто должен контролировать источники и распределение информации при должном соблюдении конфиденциальности. Требует более четкого определения роль профессионалов, полупрофессионалов и добровольцев, чтобы оптимизировать возможности персонала в предоставлении ИСУ. Задачи профессионалов носят здесь многообразный характер, включая как конкретные знания, так и компетентность в вопросах выработки общей линии поведения, в планировании, консультировании и административной работе. Результатом должна стать комплексная по своему содержанию роль профессионала, способного предоставлять высококачественные услуги и одновременно устанавливать эффективное сотрудничество между различными звеньями системы социальных услуг. Межпрофессиональное взаимодействие и междисциплинарное обучение практике использования ИСУ и в осуществлении программ может способствовать аккумулированию и должному использованию опыта, навыков и профессионализма специа- листов. Чтобы предоставление услуг было комплексным и эффективным, нужно повысить роль обученных добровольцев и иметь компетентных инструкторов для обучения персонала. Хотя ИСУ предоставляются обычно бесплатно, это не значит, что они ничего не стоят. Затраты на содержание персонала и архивов и оперативные расходы могут быть очень высокими. Сокращение финансирования и объема услуг требует максимального использования имеющихся ресурсов. С ограничением правительственных ассигнований в государственном и общественном секторах социальной работы можно ожидать, что частный сектор, корпорации примут более активное участие в программах ИСУ в собственных интересах управления производством и в интересах своих служащих. Вопреки распространенному мнению, что идеальным является один централизованный пункт ИСУ, опыт показывает: предпочтительнее иметь ряд каналов подключения к этой системе, что дает потребителю возможность выбора. Роль фактора, стимулирующего развитие систем ИСУ, перейдет от федерального правительства к администрации штата, региона или опустится до местного уровня, по мере того как будут развиваться более широкие системы, перешагивающие через юридические и географические границы. Р. Левинсон См. также: Оценка социальных программ; Посреднические услуги в практической, социальной работе; Ценности и этика. • Alliance of Information and Referral Systems (1984). Directory of Information and Referral Services in the United States and Canada. Indianapolis, Ind.: Author. • Durrance J. C. (1984). Community Information Services—An Innovation at the Beginning of Its Second Decade. In: Advances in Librarianship (Vol. 13, p. 100—123). N. Y.: Academic Press. • GundersonR. (1983). Is Computerization Right for My Agency?— Information and Referral, 5(1), 1—11. • Levinson R. W., Haynes K. S. (Eds.) (1984). Accessing Human Services: International Perspectives. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Sallee A. L, Berg B. (1983). Day Care I & R As a Corporate Child Care Option.— AIRS Journal, 5(2), 1—18. ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ, см. Доку-ментация в практической социальной работе; Информационно? обеспечение принятия управленческих решении; Информационные и справочные услуги; Информационные системы в агентствах; Информационные системы: данные о клиентах; Компьютеризация. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНСТВАХ скорость, с какой современная электронная техника может работать с информацией, столь велика, что радикально меняет роль информации в обществе. Это особенно относится к разным социальным службам, которые собирают, хранят, преобразовывают и передают значительные объемы информации в процессе обслуживания клиентов. Все это в современных информационных системах берет на себя компьютер. Поэтому возникает необходимость пересмотреть роль информации во всех формах практической социальной работы. Основные концепции Термин "информационная система", если нет дополнительных оговорок, в данной статье означает систему информации, заложенной в память компьютера. Термин "информация" носит здесь общий характер и обозначает информацию в самых разных формах. "Система" подразумевает, что для достижения некой цели информация обрабатывается, т. е. упорядочивается и интегрируется. Процесс обработки информации включает сбор, хранение, поиск, передачу и предоставление информации пользователю. Цель информационной системы устанавливается пользователем, следовательно, человек является важнейшим компонентом информационной системы. Информация, ее ввод и извлечение — другой важный компонент. Обработка информации в соответствии с подробными инструкциями пользователя — основной процесс в информационных системах. Информационная система — это система, объединяющая людей, процедуры обработки и оборудование — обычно на базе компьютера — для сбора, обработки, поиска и предоставления информации. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ 358 359 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ
Компьютер надо отличать от информационной системы. Компьютер представляет собой электронную и механическую основу информационной системы. Кроме того, информационная система включает в себя людей с их целями, информационными нуждами и организации, в которых эти цели и нужды существуют. Помимо компьютера для осуществления функций информационной системы могут быть использованы и другие электронные устройства, например принтер. В компьютерных системах физические компоненты называются аппаратными средствами. Инструкции, направляющие и контролирующие операции в аппаратных средствах, называются компьютерными программами. Компьютерные программы, процедуры их использования и соответствующая документация называются программным обеспечением. Ключевой компонент любой информационной системы, в особенности же той, что предназначена для хранения больших объемов информации, — это технология управления файлами, или базой данных, которая помогает пользователю выполнять следующие функции: — защита конфиденциальности данных — проектирование форм для ввода данных; — обработка и хранение данных с использованием простых приемов или более сложных программ; — проектирование форм данных для поиска и представления на дисплее (графические программы обычно используются для — управление и контроль за внутренни Многие информационные системы созданы так, чтобы использовать имеющиеся в продаже пакеты программ, называемые системами управления баз данных, которые затем приспосабливаются к потребностям пользователя. Другие информационные системы создаются для решения специальных задач, что повышает их сложность. Поэтому эти программы труднее выполнять или изменять. Исторические перспективы Компьютеры были созданы в 40 — 50-х годах и появились в продаже в конце 50-х годов, когда первый большой, дорогой и медлительный компьютер был использован для обработки обычной информации в такой специализированной области, как учет платежных ведомостей. В 60-х годах были компьютеризованы многие управленческие задачи среднего уровня и был введен термин "информационная система" управления, обозначающий соединение отдельных операций по программированию заданий в единую систему аппаратного и программного обеспечения, программистов, обслуживающего персонала и пользователей. В конце 70-х годов гибкие "дружественные (по отношению к пользователю)" информационные системы, способные быстро выдавать информацию в ответ на вопрос "что, если", были названы системами поддержки принятия решения. Эти системы использовались при решении сложных проблем, относящихся к политике, высшему управлению и профессиональным потребностям клиентов. В 80-е годы развитие технологий искусственного интеллекта позволило перейти к обработке знаний (информация в форме отношений и описаний). Эти экспертные системы используют различные механизмы умозаключений для извлечения сведений, необходимых для принятия решений на уровне высококлассных специалистов. Технологии информационных систем будут совершенствоваться по мере того, как люди будут открывать для себя возможности их использования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|