Информационные системы в практике социальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 59 Для удобства анализа социальная работа будет разделена на пять практических сфер: планирование политики, управление деятельностью учреждений и организаций, предоставление услуг, самопомощь клиентов и образование. Планирование политики или развития общины. Информационные потребности практической социальной работы на уровне планирования политики или развития общины достаточно сложны, и такая информация в больших количествах собирается различными агентствами, чтобы убедиться, что службы оказывают действенную, эффективную и поддающуюся контролю помощь клиентам. Компьютеризованная информационная система обеспечивает доступ к информации и получение ее в необходимом объеме на общенациональном и местном уровнях. Национальные сети, иногда называемые информационными хранилищами, представляют специализированную информацию через электронные системы сообщения, отдел бюллетеней, группы пользователей и библиографические банки данных. Пользователи специализированными информационными системами могут быстро найти специальную и общую информацию, послать собственные электронные сообщения другим пользователям. Другая функция информационных систем, используемых в планировании политики, состоит в том, чтобы помочь управляющим и персоналу агентства справиться с тем объемом информации, которую они собирают. Эти системы могут обеспечить статистический анализ данных, разработать модель и провести имитацию сложных процессов, представить графически сложную информацию и быстро вывести на дисплей возможные последствия принятых решений. Третья функция — использование информационных каналов для пропаганды социальной работы. Информационные системы могут составить выборку лиц в соответствии со специальными интересами, отправлять письма, получать ответы, готовить отчеты и т. д.
Управление агентствами. Информация, необходимая для работы агентств социальных служб, не отличается от информации, обеспечивающей работу любой другой организации. Для ее получения имеется большое количество компьютерных программ. Обычные программы помогают выполнять такие задачи, как ведение бухгалтерского учета, выписка счетов, составление бюджета, инвентаризация, разработка целей и оценка деятельности, подготовка рабочих планов и анализ результатов работы. Информационная система помогает отслеживать движение клиента в системе оказания услуг. Например, в психиатрических центрах информационная система может содержать социальные, психические и физиологические данные о пациенте, измерение уровня его способности самостоятельно функционировать, фиксацию проблем и действий, а также рабочего времени персонала. Эти информационные системы служат основанием для оценки качества услуг, анализа затраченных усилий и составления финансовых отчетов субсидирующим фондам. Агентства, оснащенные легко управляемыми информационными системами, считают, что их данные чрезвычайно полезны для принятия решений и разработки политики. Например, возможность быстро прогнозировать последствия для клиентов в случае сокращения фондов помог- ла сохранить многие программы агентств во время утверждения бюджета и принятия новых законов. Предоставление услуг, в сфере доведения услуг до потребителя информационные системы распространены в меньшей степени. Отчасти это происходит потому, что сущность социальной работы и типы клиентов различаются в зависимости от характера деятельности агентств, поэтому информационная система должна быть уникальной — специализированной для отдельных агентств. Информация в сфере услуг помогает, во-первых, социальным работникам выполнять внутренние задачи и, во-вторых, — взаимодействовать с клиентами.
Управленческая деятельность социальных работников. Несколько видов информации помогают социальным работникам в их деятельности. Например, интервью, полученные с помощью компьютера, используются для сбора необходимых сведений от клиентов. Часто этот метод более эффективен, чем данные, полученные путем личного опроса. Информационная система может содержать распорядок работы персонала, что дает возможность назначать даты совещаний, оповещая всех об этом при помощи электронной почты. Системы, составляющие график работы, фиксируют встречи с клиентами и напоминают о важных датах. Другая сфера деятельности социальных работников, в которой используется информационная система, — это разработка курса лечения и контроль за его эффективностью. Например, система контроля за употреблением лекарств проверяет все фоновые параметры клиента и предписанные указания по применению лекарства и прогнозирует последствия его употребления. Социальные работники должны постоянно следить за новыми тенденциями в своей сфере. Компьютеризованная база данных, которая, например, содержит сведения о новых средствах лечения в психиатрии, быстро дает отсылки на последние научные исследования. Информационные средства имеют большое значение для повышения уровня компетенции социальных работников. Поддержка диалога с клиентами. Острую необходимость в информации социальные работники испытывают во время работы с клиентами. Программное обеспечение в этой области позволяет: — следить за стандартами в диагностике и за статистическими оценками; ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ 360 361 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ
—получать, обобщать и давать отчеты о —предоставлять информацию и ее —обучать клиентов пользоваться компьютерными программами;
—предсказывать поведение клиентов, —разрабатывать модели вариантов поведения для облегчения дальнейшей диагностики и лечения; —оказывать содействие в лечении по Самопомощь клиентов. Сфера самопомощи клиентов — одна из самых неразработанных в информационной системе социальных служб. Эта сфера может получить довольно быстрое развитие, так как число потенциальных пользователей программ самопомощи значительно превышает число пользователей в агентствах и практических работников. Это огромный рыночный потенциал, поэтому инвестиции в программное обеспечение системы самопомощи могут быть очень выгодными и с финансовой точки зрения. Рынок информационных систем самопомощи может быть так же широк, как и рынок книг, если будут разработаны принципы самолечения для людей с определенными отклонениями. Необходимы достаточно эффективные программы, чтобы обучить клиентов принципам самопомощи в период стрессов, депрессий, правилам контроля за весом и т. п. Программы самопомощи должны лучше помогать клиентам, чем книги, поскольку информационные программы обеспечивают более детализированное представление данных и имеют средства контроля за возможным развитием последствий самолечения, а также вносят нужные изменения в этот процесс. Компьютер стал таким же распространенным предметом обихода, как и телевизор, поэтому национальные и локальные системы информации и группы по самопомощи клиентов могут давать специальную информацию о любой проблеме, относящейся к социальным службам. Группы электронной самопомощи объединяют клиентов, например инвалидов, имеющих компьютер, и оказывают им помощь. Образование. Электронный поиск информации в национальном банке данных призван заменить поиск материалов на книжных полках библиотек, а электронная передача информации намного дешевле хра- нения печатной продукции в библиотеках. Легкий доступ к информации позволит сосредоточить основное внимание на улучшении процесса образования. Например, программы, позволяющие студентам сделать конспект изучаемой темы и контролирующие грамотность, стиль и пунктуацию, дадут возможность уделять больше внимания сути рассматриваемой проблемы.
По мере того как информационная технология все шире внедряется в практику социальной работы, дополнительный акцент делается на информационной базе принятия решений. Инструментарий информационных систем с такой ориентацией может быть развит и повернут к обучению. Например, моделирование агентств, семей, индивидов позволит обучающимся социальной работе методом проб и ошибок научиться принимать нужные решения. Они смогут прогнозировать возможные последствия своих решений в политике, управлении и других практических сферах социальной работы. Разработка информационных систем Поскольку информация, необходимая для решения любых проблем, должна использоваться в соответствии с определенными процессами и процедурами, для развития информационных систем надо понимать эти процессы и процедуры настолько детально, чтобы быть в состоянии ввести их в компьютер. Процессы и процедуры, сложные для тренированного человеческого ума, часто становятся грандиозными, если их нужно запрограммировать в компьютере. Между тем если процессы представлены неадекватно, то ошибок не избежать и система будет работать ненадежно. Информационная система требует ответственности и сотрудничества всех пользователей, потому что ее успех зависит от аккуратного введения данных и от правильного использования выходящей информации при принятии решения. Этапы В процессе раЗВИТИЯ. Развитие информационной системы требует планирования, а также затрат значительного времени и усилий, как это иллюстрируется 8-этапным процессом, показанным в табл. 1 нас. 361—362. Покупая готовую программу или беря ее напрокат, можно пропустить некоторые этапы, но все необходимые действия должны быть выполнены и зафиксированы. Процесс развития информационной системы — повторяющийся процесс. Каждый следующий шаг повторяет действия предыдущего. На- Таблица 1 Восемь этапов в развитии информационной системы Этап 1. Оценка готовности и возможности осуществления проекта Узнайте мнение персонала о необходимости проекта. Создайте рабочий комитет. Определите цели создания информационной системы, задачи, сроки исполнения и ответственность за исполнение. Оцените позицию ключевых фигур. Оцените ожидания всех, кого касается проект. Подсчитайте ресурсы, необходимые для изменения системы, — деньги, время, компетентность исполнителей.
Рассчитайте последствия введения усовершенствованной системы (позитивные и негативные). Подготовьте и распространите отчет о готовности и возможностях системы. Решите продолжать деятельность дальше или оставить усилия. Этап 2. Анализ существующей системы Определите, какие основные решения могут быть приняты с использованием новой информационной системы и какая информация для этого нужна. Определите характеристики необходимой информации, ее источники и методы сбора. Проанализируйте текущие и будущие входные данные, обработку, операции на выходе и требования, например, формы, операции, файлы и отчеты. Опишите последовательные логические пути и потоки информации. Определите проблемы существующей информационной системы. Определите объем предстоящей работы и обратитесь за помощью в общенациональные ассоциации или ассоциации штата. Разработайте политику и процедурные изменения, если это необходимо. Подготовьте и распространите аналитический отчет о системе и предварительные идеи. Решите продолжать дальше или оставить все усилия. Этап 3. Проект концепций Придайте окончательную форму рамкам информационной системы, целям и задачам. Подготовьте альтернативную концептуальную разработку — возможный поток данных и управление ими, записями, файлами и функциями обработки для удовлетворения потребностей в информации. Введите ограничения для возможных разработок. Определите периодичность сбора данных, объем, защиту, конфиденциальность, время обращения, гибкость информационной системы, надежность, возможности обработки и статистические показатели, потенциал роста, продолжительность хранения, связи с другими системами. Найдите средства для разработки, деньги, время, компетентных исполнителей. Представьте разработки в виде программ и аппаратной части. Оцените преимущества, недостатки и возможности альтернативных разработок. < Подготовьте и распространите отчет о разработке и решите, продолжать или оставить свои усилия. Этап 4. Детальная разработка и развитие Установите стандарты контроля и технического исполнения. Подберите программы для выбранного проекта. Выберите соответствующую программам аппаратную часть. Разработайте операции обработки и процедуры, логику программ, описание файлов и их структуру, индексы, механизмы исправления ошибок, хранения и дублирования. Спроектируйте формы ввода и исходящие формы. Спрограммируйте систему. Подготовьте инструкцию по программированию и эксплуатации. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ 362 363 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ
Продолжение табл. 1 Этап 5. Проверка системы и подготовка агентств Подготовьте операторов системы и пользователей. Разработайте критерии исполнения и план проверки. Проверьте логику связи ввода и вывода, программирование, формы, операционные процедуры и инструкции, использование выходящих данных для принятия решений. Проведите обучение и тренинг пользователей данных и всех, кого это касается. Этап 6. Конверсия Разработайте план конверсии. Введите информационную систему в стандартные операционные процедуры, например, такие, как оценка исполнения, новые возможности занятости. Реорганизуйте штат и рабочее пространство, если это нужно. Перейдите от старого к новому оборудованию, новым методам обработки и процедурам. Убедитесь, что все системы и контроль работают. Этап 7. Оценка Сравните работу системы с первоначальными задачами. Сравните прибыль и затраты с первоначальными оценками. Оцените, насколько система удовлетворительна. Уточните, используете ли вы выходящие данные для принятия решения. Убедитесь, что использование системы улучшило работу, например обслуживание клиентов. Этап 8. Функционирование, уход и модификация Отработайте стандартные операционные процедуры. Приготовьте систему дублирования, планы и процедуры для чрезвычайных случаев. Завершите документацию — инструкции по расширению, свертыванию или модификации системы. Начните все сначала, если требуются дополнительные подсистемы.
пример, первый шаг — оценка готовности и возможности работы — может повторяться неоднократно. Хотя процесс развития на первый взгляд кажется точной наукой, на самом Таблица 2 Возможные проблемы в развитии информационной системы 1. Неадекватное генеральное планирование
Признаки: Недостатки на уровне долговременных целей и задач; недостатки плана внедрения системы; излишние ожидания по отношению к определенной компьютерной системе; устаревание информационной системы агентства через два-три года. 2. Неадекватные коммуникации, недостаточное участие и подготовка пользователя Признаки: Недостатки в коммуникационных каналах; плохое функционирование рабочего комитета; отрыв разработчиков от пользователей; опасность, что полученная информация будет неправильно использована; недостаток подготовки всех потенциальных пользователей; разработчики системы думают, что система великолепна, а пользователи ненавидят ее. Продолжение табл. 2 3. Недостатки необходимых договорных обязательств и дефекты исполнения Признаки: Нет контроля за разработчиками; нестабильное финансирование; недостаток квалифицированного персонала для развития и управления системой; обвинение компьютера в неудачах управления. 4. Неадекватное управление системой Признаки: Компьютерные системы контролируются финансовыми службами; властные структуры запрещают доступ к компьютерам или информации. 5. Неспособность определить прибыль от использования информационной системы Признаки: Неспособность модели выполнять процедуру подсчета финансовой выгоды; неумение определить успешность информационной системы. 6. Неспособность поддерживать взаимодействие социального работника и клиента Признаки: Неадекватное измерение результата работы для клиента; непоследовательность записей в "истории болезни"; считается, что социальная работа не имеет достаточной информационной базы; социальные работники поставляют информацию, но редко пользуются выходящими данными информационной системы. 7. Производство компьютеров всегда находится в процессе быстрого изменения Признаки: Аппаратная часть будет намного дешевле, если подождать; недостаток стандартов аппаратной части и программ; частые появления и банкротства компьютерных компаний; перемещение персонала, обслуживающего компьютеры. 8. Трудности получения беспристрастной информации Признаки: Избыток рекомендаций, недостаток исследований; исследования устаревают, еще не будучи применены; более надежная информация поступает от продавцов; профессиональные ассоциации осуществляют слабое руководство. 9. Неадекватная документация Признаки: Недостатки документации во время разработки информационной системы, использования, ухода и ремонта ее; не осуществляют организационные изменения, поскольку трудно изменить систему компьютера; невозможность функционирования, если компьютер ломается; паника, когда разработчик (программист) увольняется с работы. часть. Однако очень трудно последовать этому совету, поскольку вначале обычно приоб ■ ретаются компьютер и другое оборудование. Часто единственный способ сравнивать продукцию различных фирм — это проверить скрупулезно спецификацию, игнорируя рекламу, разговоры при покупке и быструю демонстрацию продавцами. Попросите у продавца перечень пользователей и посетите некоторых их них из них. Ознакомьтесь с описанием программ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ 364 365 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНСТВАХ
в журналах и брошюрах. Продавцы известны склонностью рекламировать товар, не имеющийся в продаже. Ожидание ключевой части программы, заказанной несколько месяцев тому назад, обычное дело. Продавцы могут заменять товар и предлагать возможные варианты, заставляя покупателей очень долго ждать поставки. Важно учесть, что программа не существует до тех пор, пока ее не видно на дисплее в предусмотренном контрактом виде. Покупку программы можно сравнить с заключением брака, потому что покупатель и продавец вступают в длительные отношения, зафиксированные в контракте, особенно если программа имеет широкий спектр применения. Принципы успеха. Хотя в развитии информационных систем есть трудно преодолимые проблемы, общие принципы, ведущие к успеху, все же существуют. Одним из главных составляющих успеха является адекватная подготовка и планирование. Общая заинтересованность — это тоже путь к успеху. Обязательства по координации всех усилий должны быть возложены на управляющих самого высокого ранга. Пользователи и все заинтересованные лица должны иметь полную информацию и участвовать в процессе разработки от начала до конца, потому что эффективность информационной системы полностью зависит от пользователей, принимающих решения на основе предоставляемой им информации. Еще один принцип успеха развития информационной системы, и немаловажный, состоит в том, что 10% всех ресурсов нужно истратить на аппаратуру, 40% — на программу и 50% — на проектирование, эксплуатацию системы и подготовку персонала. Во всех случаях каждый участник процесса должен быть готов прилагать новые и новые усилия и справляться с фрустрацией, сопровождающей обычно процесс разработки информационных систем. Достижения и проблемы Переход от рукописной формы передачи и хранения информации к печатной оказал огромное влияние на позднесредневековое общество. Появление электронной формы информации должно принести подобные результаты. При этом ясно видны различия между грядущим информационным и индустриальным обществом. Суть индустриального общества — это способность производить механическую энергию из природных источников, таких, как вода, уголь и нефть. Суть информационного общества — его способность управлять с помощью информации и передавать информацию в электронной форме. Технологии индустриального общества позволяли производить двигатели, системы механизмов рычагов и другие приспособления и процессы для механической работы. Технологии информационного общества — это компьютеры, телевидение, спутники связи, телефоны, лазеры и другие приспособления и процессы для работы с электронной информацией. Технологии, отличительной чертой которых является значительное снижение стоимости и быстрый рост мощности, потенциально несут в себе самое глубокое воздействие на общество. Эти два качества отличают информационные технологии. Один из первых компьютеров стоил приблизительно 400 тыс. дол. в 1946 г., в год его появления, был размером с дом с тремя спальнями, весил 30 тонн и производил 300 операций в секунду. В середине 80-х годов компьютер размером с атташе-кейс весил несколько фунтов, производил 15 млн операций в секунду и стоил менее 2 тыс. долл. В начале технологической революции трудно определить, каким будет влияние новых технологий на общество. Тем не менее интересно поразмышлять о влиянии современных информационных технологий на работу социальных агентств. На этот процесс можно посмотреть с разных точек зрения, а именно: планирования политики, управления, оказания услуг и с точки зрения клиента. Разработка политики и планирование. Главное воздействие информационных систем на уровне выработки политики и планирования — это лучший контроль и лучшее использование огромного объема информации, доступной для принятия решения. Поскольку политику социальных служб проводят в жизнь гражданские советы и законодательные органы, персонал которых имеет слабое представление об информационных управляющих системах, необходимо научить штатных сотрудников разрабатывать и использовать информационные системы. Если не преодолеть отрыв политиков от информационных технологий, то политикой займутся технократы, или она будет разрабатываться без использования имеющегося объема информации. Рост числа социальных агентств и взаимосвязь их с политикой штата и с национальными банками данных выдвинул на первый план проблемы доступа к информации, ее защиты, конфиденциальности и приватности. Доступ означает право индивида на информацию и информационные технологии. Защита информации означает физическую охрану ее с помощью замков и других физических заградительных барьеров. Конфиденциальность означает определенный уровень ограничения на использование информации — например, можно прочитать, но не изменить или уничтожить часть данных о клиенте. Сохранение тайны, приватность предполагают право клиента сохранить личную информацию в тайне. Теоретически людям, принимающим политические решения, следовало бы принять превентивные меры относительно выполнения всех вышеупомянутых условий и установить правила использования информации для разных категорий граждан. Однако в быстро развивающейся компьютерной сфере на проблему реагируют лишь тогда, когда она становится очень острой. Таким образом, некоторые из перечисленных проблем будут решаться медленно, шаг за шагом, и вполне возможно, что окончательное решение будет найдено в суде. В информационном обществе у социальных служб могут возникнуть новые проблемы. Информация — это власть, и хорошая информация стоит дорого, поэтому лица, располагающие средствами, могут захватить информационную власть, оставив бедных и обездоленных далеко позади. Сфера занятости является, возможно, одной из сфер, где проблема доступа к информации приобретает особое значение. Неудачникам может быть уготована судьба выполнять работы, не требующие квалификации и часто подлежащие автоматизации. Недостаток доступа к информации может стать новой проблемой, и такая традиционная роль социального работника, как информационное посредничество, должна приобретать все возрастающее значение. Менеджмент. Основное достижение в области информационных систем на уровне менеджмента заключается в том, что создается так называемый "автоматизированный офис", т. е. интеграция процессов обработки текста, данных и телекоммуникационных систем. Превращение современных агентств социальных служб в такие офисы еще серьезнее обостряет существующие проблемы. Руководителям нужно решить, как быстро они хотят компьютеризировать свои агентства, сознавая, что введение новых технологий может травмировать персонал. Главное препятствие, с которым приходится сталкиваться, — это сопротивление переменам со стороны персонала, новое штатное расписание и проблема распределения денег, выделенных на компьютеризацию. Руководителям следует четко представлять, какую часть бюджет ни создание информационной системы следует затратить на конфиденциальность и защиту информации, особенно в том случае, если это должно уменьшить расходы на развитие системы и обучение персонала. Сохранение тайны и проблема доступа к информации становятся очень актуальными, если агентства применяют телекоммуникационные средства для связи с банками данных или передачи информации финансирующим органам. В большинстве случаев системы защиты информации бывают неэффективными, поэтому приходится выбирать между значительным увеличением расходов на приобретение защитного оборудования и программирования и продолжением деятельности без использования телекоммуникационных средств, что менее продуктивно. Непосредственные услуги, в сфере непосредственных услуг использование информационных систем предполагает все возрастающее применение автоматизированных данных и информации для принятия конкретного решения. Нужно время, чтобы определить, в каких сферах социальной работы более эффективны компьютерные системы, а какие функции лучше выполняет человек. Возникает также проблема профессиональной компетентности социальных работников, если они пренебрегают решением, предложенным компьютером. Например, компьютерная модель, работающая в области благосостояния детей, рекомендует социальному работнику забрать ребенка из семьи. Однако социальный работник принимает решение его оставить. В результате ребенок подвергается насилию или его убивают. В таком случае возникнет вопрос: должны ли компьютерные рекомендации остаться конфиденциальными, или же к ним должен быть открыт доступ, чтобы возбудить уголовное преследование социального работника? Еще одна проблема касается роли социального работника в сфере развития и контроля за программами самопомощи. Должен ли он выступать в роли защитника потребителя и эксперта программ самопомощи, или более предпочтительна для него установка "остерегайтесь покупателя"? Может ли социальный работник профессионально опреде лить, что такое эффективная самопомощь и самолечение? Сохранение тайны информации работниками в сфере прямых услуг предпологает ответственность за разглашение сведений, если того не желает клиент. Они не должны ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ 366 367 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ
передавать информацию вышестоящим организациям или другим учреждениям, например в банк (для обнаружения мошенников, получающих незаконные пособия) и т. п. В случае если клиент понес ущерб из-за нарушения конфиденциальности, то какую ответственность должен нести социальный работник, располагавший этой информацией и не сумевший сохранить ее в тайне? Клиенты. Информационные системы имеют большое значение для клиентов, так как они связывают их со службой прямых услуг. Их значение еще более возрастает, если клиенты получают более широкий доступ к данным, особенно же если информационные системы агентств становятся доступными клиентам через телефонную, телевизионную связь и компьютеры. Например, клиенты, поддерживающие коммуникационную связь с агентствами, могут иметь доступ к источникам, получать различные документы, информацию об имеющихся услугах, использовать программы для самопомощи и профессиональной подготовки. Сохранение тайны предполагает необходимость определять меру информации, касающейся клиентов, использующих информационные системы, и решать, как ее применять. Конфиденциальность должна определять уровень доступа клиентов к информации, которая их не касается. Например, могут ли агентства ограничивать доступ к детальной информации об условиях предоставления социальных услуг лицам, которые не имеют прямого отношения к данному виду обслуживания? Заключение Поскольку на всех уровнях социальной службы собрано и работает огромное количество информации, электронные информационные системы оказывают и будут оказывать сильнейшее влияние на практику социальной работы. Однако в отдельных областях социальной работы решение проблем является настолько трудным, что потребуются целые годы, чтобы накопить нужную для этого информацию. Тем не менее пусть медленное, но последовательное внедрение информационных технологий внесет серьезные изменения в практику социальной работы, отвечающей потребностям информационной эры. Дик С куч См. также: Информационное обеспечение принятия управленческих решений; Информационные системы: данные о клиентах; Компьютеризация. • Greist J. H. et al. (1983). Computers and Psychiatric Diagnosis.— Psychiatric Annals, 13(10), 785—792. • Hedlund J. L., ViewegB. W., Cho D. W. (1985). Mental Health Computing in the 1980s.— Computers in Human Services, 1(1, 3—34; 2, 1—31). • SchoechD., SchkadeL. L., Mayers R. S. (1982). Strategies for Information System Development.— Administration in Social Work, 5(3, 4), 11—26. • Schwartz M. (Ed.) (1984). Using Computers in Clinical Practice. N.Y.: Haworth Press. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ В 80-е годы в разработке и использовании информационных систем в сфере социального обеспечения населения был достигнут существенный прогресс. Во-первых, появились общенациональные добровольческие системы данных по ряду программ социального обслуживания. Во-вторых, более широко стали использоваться данные информационных систем, обслуживающих менеджеров социальных агентств. Национальная добровольческая система данных В 80-е годы административная ответственность за многие программы социального обеспечения, которую несли федеральные органы, была переложена на штаты. Этот процесс сопровождался значительным ослаблением требований к отчетности, что привело к отсутствию многих данных по социальным программам, которые ранее собирались, анализировались и распространялись федеральным правительством. Например, принятие Закона о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей (1980) предполагало федеральную систему отчетности, которая не была осуществлена администрацией Рейгана. Министерство здравоохранения и социального обеспечения США приняло решение опираться не на обязательную федеральную отчетность, а на добровольческую систему отчетности. В результате в 1982 г. при финансовой поддержке Службы помощи населению (СПН) была учреждена Добровольческая информационная сеть (ДИС), в задачи которой входил сбор и анализ данных, добровольно представляемых социальными учреждениями по вопросам охраны детства, единовременных субсидий на социальные нужды и по проблемам умственно отсталых и имеющих отклонения в развитии. Работники Детского бюро США постоянно используют данные ДИС. В целом же использование данных ДИС на уровне штатов продолжает оставаться ограниченным, хотя эти ценные данные могут оказаться полезными руководству и исследователям социальных учреждений на уровне штатов. В целом работа ДИС наглядно продемонстрировала жизнеспособность добровольческой деятельности по сбору данных в качестве альтернативы федеральной отчетности. ДИС является не первой попыткой создания национальной базы данных по программам социального обслуживания. Например, гуманитарная ассоциация Америки начиная с 1974 г. получала данные о равнодушном и жестоком обращении с детьми от государственных учреждений штатов, куда они поступили от добровольцев. В течение ряда лет эти данные эффективно использовались многими специалистами, в том числе администраторами правозащитных учреждений в штатах и исследователями в области социальной работы, а также теми, кто занимались проблемами брошенных и испытывающих жестокое обращение детей. Национальный институт психического здоровья, осуществляющий принятую им национальную программу отчетности, регулярно собирает большое количество самых разных статистических данных в учреждениях психиатрической помощи по всей стране. В отличие от систем сбора данных, о которых говорилось выше, руководство этой добровольческой программой осуществляет федеральное правительство. Используя различные методы обследования, соответствующий отдел института регулярно собирает сведения о больных, их обслуживании, кадрах и расходах в психиатрических больницах, коммунальных центрах психического здоровья, центрах лечения на дому и в психиатрических учреждениях, находящихся в ведении Управления по делам ветеранов. Полученные данные публикуются в ряде аналитических и статистических отчетов, посвященных разным темам. За многие годы эта программа накопила обширную информацию по вопросам психического здоровья, которая доступна для заинтересованных специалистов и организаций. Существует еще целый ряд национальных систем данных, в том числе Националь- ная база данных по делам престарелых. Архив данных по подростковой беременности, предохранению от беременности и планированию семьи. Эти национальные информационные системы финансируются федеральным правительством и получают данные главным образом от го
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|