Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психические процессы и функции




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Статус психологии является дискуссионным вопросом – должна ли она рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-констрективная или как диалоговая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука. В психологии выделяют следующие направления развития: рефлексология; психоанализ; бихевиоризм и необихеоризм; психогинетика; гештальтпсихология; когнитивная психология; гуманистическая психология; экзистенциальная психология.

Психоанализ

Психологическое направление, основанное З. Фрейдом в к. XIX в. и развившееся из методов изучения и лечения истерических неврозов. В центр внимания ставится движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психика включает 3 уровня: «Оно»- совокупность инстинктов, где основные самосохранение и продолжение рода, а также желание разрушения; «Я»- разум человека сдерживающий инстинкт; «Сверх-Я»- укоренившиеся в психике, контролирующие общественные нормы и правила (или сознательный, подсознательный, бессознательный). Причиной невроза является конфликт структур, но этаже энергия может сублимироваться и в интеллектуальною деятельность. Бессознательное проявляется в поведении и психики человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Рефлексология

Рефлексология – направление в психологии н. ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым. В рефлексологии правление психологической деятельности человека рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, исследования рефлексов, как процессы, сопутствующие актам поведения.

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. – behaviour поведение), основанный Дж. Уотсоном, исследует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемые внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулирована связь стимула и ответной реакции. Ответные реакции разделяются на наследственные (рефлексы, физиологические реакции элементарные «эмоции») и приобретенные(привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми условиями. Необихеовизм развивали Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, основываясь на объяснении устанавливаемых связей с помощью гипнотических конструктов, таких как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех или неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Интересным направлением стал операционализм, представленные К.Л. Халлом.

Психогенетака

Психогенетика (от греч. genesis - происхождение) использует данные генетики и генеалогический метод для выявления взаимодействия наследственности и среды в формировании межиндевидуальной вариантности психологических свойств человека (когнатавных и двигательных функций, темперамента). Активно развивается генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt –форма. структура), психология групп, основанная М. Вертгеймером, В. Келером, К. Коффкой, предложила разработку проблемы целесности, используя идеи «критического реализма», развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером. Согласно им физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связанны друг с другом изоморфно, поэтому изучение деятельности и феноменологическое самонаблюдение – взаимодополняющие методы, исследуя одно явление на разных понятийных языках. Субъективные переживания представляют собой феноменальных выражений различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями, сознание в гештальтпсихологии понимается как динамическое целое «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. В экспериментальном исследовании этого поля единицей анализа выступает гештальт. Гештальты былы обнаружены при восприятии форму, кажущегося движения, оптико-геометирческих иллюзий.

Когнитивная психология

Когнитивная психология (от лат. cognitio - знание) характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций, предназначенной для переработки информации. Перспективные области исследования: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры этих психологических процессов.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от лат. humanus- человечный), к которой принадлсжат А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард, направлена на изучение целостности и смысловых структур человека, опираясь на идеи М.Мерло-Понти о «бытии-для-мира» и человеке не обусловленном, а деятельно меняющем свое окружение. Здесь осмысляется творческая личность, ориентированная не на адаптацию к окружению, а на выход из этих границ. Предметами анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

 

Экзистенциальная психолгия

Экзистенциальную психологию (от лат. existentia - существование) представляют Л.Бинсвангср, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл, Дж.Бугенталь, рассматривающие проблему человека, который рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. Выделяется ряд вопросов - жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, смысла и бессмысленности существования, в центре внимания не внешняя обусловленность поведения человека, а его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных переживаниях и настроениях, особенно в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, воина, разрушения), уникальный личный опыт человека не может быть сведен к универсальным правилам. Экзистенциальная психотерапия направлена на восстановление аутентичности личности, достигаемой глубинной рефлексии.

Советская психология

В России в н XX в психология оказалась в поле конфронтации естественнонаучных и богословско-идеалистических воззрений Развитие психологических знаний осуществляли И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А. Ф. Лазурский, Н.Н Ланге, Г.И. Челпанов и др. Особенность послереволюционной психологии - выдвижение на первый план прикладных отраслей, психологии труда и психотехники, педагогической психологии, судебной психологии, патопсихологии, социальной психологии. В центре внимания ученых, П Блонского, Л.Выготского, М.Басова, А Леонтьева, Н.Рыбникова, А Смирнов и др, находились психологические вопросы возрастного развития детей, формирования коллектива, влияния общественной среды на личность, эффективности обучения и т.д. В сер. XX в приобрело значение изучение интеллектуального опосредования ощущений Б.Г.Ананьевым, зрительных ощущений С.В Кравковым и слуховых Б.М.Тепловым. Развивались исследования, связанные с теорией установки Д Н Узнадзе, поднимавшие проблемы активности личности и бессознательного С Л.Рубинштейн разрабатывал деятельностный подход в психологии, сформулировав принцип единства сознания и деятельности, детерминированности психического внешними причинами посредством внутренних условий.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ФУНКЦИИ

Психические процессы выступают как компоненты любой человеческой деятельности, к ним относят ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание и речь.

Ощущение

Ощущение есть построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.

Результатом процесса ощущения, по Л М.Всккеру, является «парциальный образ мира», т.к. в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов. Согласно концепции А.НЛеонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани, которая на определенном этапе эволюционного процесса у организма перерастает в чувствительность, т.е. способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на сигнальные. Исследования А.Н Леонтьева и П.И.Зинченко показали, что ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно. Общим является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.

Выделяют различные классификации ощущений, в частности, по специфике органов чувств: зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные. Возможный интермодальные ощущения (синестезии), когда под действием одного раздражителя возникают ощущения другого. Например, звуки музыки, вызывающие ощущение цвета.

Существует ряд общих признаков в строении и функционировании ощущений. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и ценгральной нервной системы осуществляющих прием и анализ информации о явлениях происходящих как внутри, гак и вне организма. В условиях нормального функционирования анализаторы взаимодействуют друг с другом Слабые посторонние раздражители обычно повышают, а сильные понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов.

К свойствам анализаторов относятся пороговая интенсивность, дифференциальная чувствительность, адаптация, тренируемость, инерционность. Порогом чувствительности данной модальности или абсолютным нижним порогом ощущения называется величина воздействия раздражителя на органы чувств, при которой возникает ощущение. Переход о г не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходят скачкообразно. Данная закономерность в виде специальной кривой получила название психометрической. Дифференциальной (относительной) чувствительностью называют отношение изменения действующего стимула к его текущей величине, при котором возможно установить различие по интенсивности между раздражителями. Для разных органов чувств это значение различно, но для одного анализатора представляет постоянную величину. Адаптация есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. При этом пороги ощущений не являются постоянными и меняются при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза меняется. Тренируемость анализаторов называют повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности. При постоянно действующем анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем – понижается. Инерционность - способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая инерция ощущений обозначается как последовательные образы.

Восприятие

Восприятие это процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А. Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной среды к предметно оформленной.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориалъность. Предметность - восприятие окружающего мира в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающие определенные ощущения. Целостность — мысленная реконструкция объекта до некоторой целостной формы на основе ограниченного набора элементов и свойств. Константность - восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия. Категориалоность - отнесение воспринимаемых предметов к определенному классу, по соответствующим ему признакам и свойствам. Данные свойства нь врожденные, а приобретаются в процессе жизненного опыта вследствие работы анализаторов и синтетической деятельности мозга. В воспринимаемом предмет какое-либо качество бывает ведущим и информация от одного из анализаторов будет признана приоритетной (_оответс1венно различают зрительное, слуховое осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие. Важную роль в восприятии играют двигательные ощущения.

Человеку свойственно в образы восприятия интегрировав использование речи словесное обозначение позволяет абстрагировать и обобщать свойства предметов в целостный образ окружающего мира.

Представление

Представление является процессом воспроизведения прошлых образов. Результаты представления - вторичные образы, воспроизведение прошлых первичных образов Эго образы объектов, уже не действующих на рецепторную поверхность анализатора Представления воплощают в себе образную память что делает их связующим звеном между первосигнальными (образы ощущений и восприятий) и второсигналъными мыслительными и речемыслительными психическими процессами. Представления, накапливая признаки единичных образов, становятся основой для построения класса объектов, создавая возможность и понятийно-логического отображения его структуры. Представления позволяют прийти к обобщенном) классу объектов, синтезированных в представлении.

Воображение

Воображение есть психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений Воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания Образы воображения не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла, направленность в будущее — мечта.

Воображения может быть активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Пользуясь активным воображением, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется человеком, не просто механически копируется или воссоздается, а творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность, какова она есть Функции воображения образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний Человека.

Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения могут быть 3 видов. Агглютинация - создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. Акцентирование - выделение какой-либо части, детали целого. Типизация - сложный прием творческого обобщения аналогичных эпизодов. Например, литературный образ, концентрирующий типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Мышление

В психологии мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях

Мышление есть процесс, его результат – мысль. Мыслительный процесс осуществляется в 2 формах — формирование и усвоение понятий и решение проблем. Формирование понятий это отличие «похожего» от «непохожего», а усвоение научает, субъекта узнавать признаки, присущие каждому из понятий Решение проблем опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти, и содержит 4 этапа формулирование вопроса, проблемы, задачи перебор вариантов решения; выдвижение гипотез, решение задачи - ответ или выработка суждения по данному вопросу. Аналогичны этапы творческого мыслительного процесса подготовка, созревание, вдохновение, проверка истинности.

Мыслительный процесс включает 5 операций сравнение - установление отношений сходства и различия, анализ - мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез - воссоединение элементов в целостную структуру; абстракция и обобщение - выделение общих признаков, конкретизация и дифференциация - возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Все операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления - опосредования, т.е. раскрытия существенных связей и отношений.

П.Я. Гальперин отметил формирование умственных действий в процессе решения задач посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами разных уровней (восприятия, представления, понятия). Это оперирование реализуется сначала средствами громкой внешней речи, а затем речи внутренней. Последний уровень - высшая форма «чисто умственного», «идеального» действия. Операнды это вещественные или психологические предметные структуры, являющиеся объектами оперирования, - материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, конструкты и др., их изменение меняет характеристики мыслительных операций. Мышление есть процесс непрерывного обратимого перевода информации с языка образов на язык символов. Структурной единицей мысли является суждение, его речевым эквивалентом служит трехчленное предложения, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.

В становлении мышления выделяются 2 стадии - допонятяйная и понятийная со своей логикой и организацией Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Теоретическое и практическое мышление, по мнению Б.М. Теплова, отличаются чем, что работа практического мышления направлена

на разрешение конкретных задач, а теоретического - на нахождение общих закономерностей.

Творческое мышление, по Дж. Гилфорду, отличает оригинальность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне, возможность видеть объект по

новому, расширять функциональное применение на практике, продуцирование идей в неопределенной ситуации. Препятствуют творческому мышлению склонность к

конформизму, желание быть похожим на других; внутренняя цензура, вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным или получить возмездия со стороны других ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости, желание найти ответ немедленно.

Память

Память является одной из основных форм организации психической жизни

Память - интегральная следовая форма отражения. По уровню сохранения информации выделяются мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств и не поддается произвольному управлению, в ней возникает образ ощущения. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. В кратковременной памяти сохраняется информация, к которой привлечено внимание, здесь она обрабатывается и интерпретируется. Кратковременная память может произвольно управляться с помощью повторения или символизации. Промежуточная (буферная) память осуществляет сохранение информации при переводе из кратковременной в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации, но не всегда информация может быть вовремя извлечена.

Доступность информации определяется организацией хранения по 2 типам: с

произвольным доступом к информации, которая непрерывно преобразуется, и без, когда она хранится в неизменном виде. Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от величины класса, т.е. количества альтернатив, из чего производится выбор, ценности информации, установки человека, логической категоризации. Сохранение информации определяют: привычность материала; контекст; принцип специфичности кодирования, мотивация, углубление в изучаемый материал.

Процессы памяти: запечатление, хранение, воспроизведение и забывание.

Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти, где происходит анализ и идентификация информации.

Хранение - накопление материала для эпизодической (автобиографической) и

семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий а также структуры, свойственные данной культуре Семантическая память служит основой для фиксации событий хранимых в эпизодической памяти (Организация информации в памяти может быть пространственная (отражающая когнитивность физического пространства), ассоциативная(группировка элементов с общими признаками), иерархическая (отнесение элемента информации к определенной категории).

Воспроизведение (извлечение) информация происходит на основе той структуры, в составе которой она запоминалась и осуществляется 2 путями узнаванием и воспоминанием. Важную роль здесь играет контекст, поэтому человеку бывает легче узнать информацию чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек абстрагируется от множества деталей и получает возможность обобщения. Забыванием трудно управлять. Факторы, влияющие на забывание возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, связанная с событиями, происходящими до и после запоминания материала, подавление - мотивированное забывание неприятных ситуаций.

По происхождению различают генетическую (наследственную) и прижизненную память. В прижизненную память входят двигательная, образна: (зрительная, слуховая, кинестетическая и т д), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память.

Внимание

Вниманием называется выделение актуальных, значимых сигналов. Как и память, внимание присутствует на всех уровнях психической организации.

Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности. Внимание ограничивает поле восприятия, т.е. человек воспринимает то, что хочет (видеть, слышать и т.д.), предопределяя структуру получаемой информации. Внимание осуществляет выбор информации для обрабатывания, ограниченного одним объектом в каждый момент времени, и характеризуется фиксированным объемом. А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. А.Л. Розов, Ж. Годфруа отождествляют внимание с ориентировочной деятельностью. А. ПЯ. Гальперин, С.Л. Кабыльнидкая считают внимание психологической формой контроля, когда контроль достигает уровня идеального действия. По Н. Ф. Добрынину, внимание это определенная организация психической деятельности.

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности. Если они носят непроизвольный характер речь идет о непроизвольном внимании. К нему по мнению К. К. Платонова, относится установка, те состояние готовности иди предрасположенности личности к действию определенным образом. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью это произвольное внимание. Н.Ф. Добрынин выделил также последовательное внимание, естественно сопровождающее деятельность личности.

Характеристики внимания устойчивость, концентрация внимания, распределение внимания, переключаемость, предметность Устойчивость это длительность привлечения внимания к одному объекту, после чего наступает колебание внимания. Концентрация внимания есть повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Распределение позволяет удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Переключаемость это скорость перехода от одного вида деятельности к другому, в частности, рассеянность есть плохая переключаемость. Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Речь и язык

Язык - социальное явление, важнейшее средство развития человеческой психики и инструмент общения. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление, происходит накопление и передача опыта, знаний, умений.

Возникновение и развитие языка знаменует появление новой формы отражения

Действительности. Язык есть сложная система кодов. сформировавшаяся в общественной истории Основной элемент языка - слово, это средство кодирования человеческого опыта, обозначения вещей, выделения признаков, действий, отношений. Согласно Л.С. Выготскому, слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда -предметного действия, оно носило симпраксический характер, т.е. получало свое значение в конкретной практической деятельности. Слово обладает аннотативной, обозначающей функцией, это предметная соотнесенность, представление, замещение предмета, а также ассоциативное окружение –«семантическое поле». Другая функция слова - значение, отражающее помимо вышеназванного анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. Именно язык переводит дознание человека в рациональный план.

Усвоение речи происходит через общение. Форма речи, возникающая у ребенка — диалог, т.е. громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие, это речь для себя, эгоцентрическая, хотя и громкая. Постепенно в процессе интериоризации внешняя речь переходит во внутреннюю. Н. Хомский предложил гипотезе о существовании глубинной грамматики: за поверхностными синтаксическими структурами, своими для разных языков, существует небольшое число глубинных структур, отражающих общие схемы построения мысли, и и в основе развития познавательных процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая компетентность.

Формирование психики

Сложные психические процессы социальны по формированию, опосредствова­ны и благодаря этому произвольны.

Теоретический конструкт, призванный объяснить качественное своеобразие человеческой психики - высшие психические функции. Психические явления, соглас­но Л.С.Выготскому могут быть «натуральными», детерминированными преимущест­венно генетическим фактором, и «культурными», т.е. высшими психическими функ­циями, формирующимися под влиянием социальных воздействий. Основной признак высших психических функций - опосредствованность «психологическими орудиями»

- знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического разви­тия человечества, прежде всего речью.

Высшая психическая функция сначала реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком - как интерпсихический процесс, а затем

- как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. На первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, но в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Обучение и развитие

В психологии важна проблема соотношения обучения и развития. Л.С.Выготс­кий обосновал ведущую роль обучения в развитии, обучение должно стать источни­ком нового в развитии. Характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением зона ближайшего развития, она определяется содержанием таких за­дач, которые ребенок решает сначала с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. Достигнутое ребенком к моменту обучения характеризуется как зона актуального развития.

4. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

В психологии одно из важных мест занимает проблема личности человека, понимаемой как относительно устойчивая система поведения индивида, построенная на основе его включенности в социальный контекст.

Человек как индивид есть представитель вида Homo Sapiens. В понятии «индивид» отражается целостность субъекта и наличие у него особенных индивидуальных свойств, которые отличают его от других представителей этого вида. Человек от рождения имеет обусловленные природой особенности - генотип, который в процессе
жизни развивается и преобразуется в фенотип. Как индивиды, люди отличаются
морфофизиологическими (рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной систе­мы) и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Личность - качественно новое образование, формирующееся в социальном окружении. Личность, осмысляемая как система социального поведения индивида, об­ладает самооценкой, строящейся на взаимных оценках людей, и идентификацией.
А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни развивают модель личности, объясняющую
внутрипсихологические процессы. А в бихевиоризме личность понимается как систе­ма генеризованных форм поведения, модель личности основывается на наблюдаемом
поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации - ситуационизм, интеракционизм. В гуманистической психологии утверждается имплицитная теория личности, проблема принимающей решения, самоактуализирующейся личности. В советской психологии А.Валлон, И.Мейерсон, Ж.Политцер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев определяют личность как продукт исторического развития индивида в коллективно трудовой деятельности. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что личность создается общественными отношениями, в которые вступает субъект в своей деятельности, подчиненной иерархии мотивов, где главное - соотношение мотивов смыслообразующих и стимулов. По А.В.Петровскому, развитие личности опре­деляет тип группы, куда она включена и интегрирована, личностная активность есть
стремление выйти и действовать за границами требований ситуации или ролей.

Самосознание личности есть осознанное человеком своего общественного ста­туса и жизненных потребностей. Самосознание - акт сознания, отражающий внешний
мир и свое место в нем, познающий свой внутренний мир, позволяющий его переживать и определенным образом относиться к себе. (Осознание себя "предполагает
внутреннюю целостность и постоянство личности. Самосознание формируется в про­цессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от
успешности деятельности человека. Главная функция самосознания - сделать дос­тупными для человека мотивы и результаты своих поступков, дать возможность по­нять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

Структура личности, рассмотренная в трудах С.Л.Рубинштейна, А.Г.Ковале­ва, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева, в целом охватывает:

· определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

  • динамику психофизиологических функций и структуру органических потребно­стей, также относимых к индивидным (индивидуальным) свойствам, высшая инте­грация которых представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции роли.
  • мотивацию поведения и ценностные ориентации;
  • структуру и динамику отношений.

 

Структура личности, по Б.Г.Ананьеву, строится по 2 принципам - субордина­ционному и координационному. Она формируется в процессе индивидуально-психо­логического развития по 3 направлениям: онтогенетическая эволюция психофизиоло­гических функций; становление деятельности и история развития человека как субъ­екта труда, познания и общения; жизненный путь человека (история личности). Инте­грация личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...