Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностно-нормативная основа групповых отношений




Социально-психологическая основа отношений, складывающихся в группе, взаимосвязана с пришлыми в ней нравственными ценностями и нормами. Нормы вы­полняют регулятивные функции, определяющие поведение людей в группе и за ее пределами. Представление о правильности или неправильности групповых ценностных ориентации и норм относительно, поскольку для одного человека одновременно существуют нормы разного уровня обязательности. Групповые нормы первого уровня обязательности, например юридические, недопустимо нарушать, нормы среднего уровня обязательности, в частности нравственности, допускают незначительные от­клонения, а нормы низкого уровня обязательности добровольны и произвольны.

Лидерство и управление группы

Групповое управление, самоуправление, воздействие на психологию и поведе­ние отдельных членов обычно осуществляется как через официально назначенных лиц - руководителей, так и неофициальных, имеющих авторитет и высокий статус - лидеров. Авторитет лидера в группе обычно не менее силен, чем руководителя. Права руководителя группы не всегда достаточны для побуждения членов группы на со­вершение нужных поступков. В жизни любой группы бывает необходим лидер. Ино­гда роли лидеров и официальных руководителей групп совмещены, но в большинстве случаев их внутригрупповые функции различны. Руководитель нацелен на успешное выполнение работы, а лидер на учет личных интересов членов группы.

Проблема лидерства многозначна. Иногда лидера наделяют особым набором личностных черт, данных от природы, но специфика особенностей лидера не всегда очевидна. Альтернативная позиция отрицает наличие у лидера специфических черт и видит в формировании лидера результат соответствия индивидуальных особенностей данного человека, проявленных им в совместной деятельности и общении с членами группы, требованиям сложившейся ситуации, а при изменении групповой задачи и ситуации лидером может стать другой.

Стиль лидерства - это совокупность средств психологического воздействия, используемых лидером для влияния на членов группы. Различают 3 стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный. Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностъю его действий. Демократичный стиль отличается тем, что лидер обращается к мнению людей, привлекает их к выра­ботке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Либеральный стиль - форма поведения лидера, когда он фактически уходит от своих обязанностей, ведет себя как рядовой член группы и все вопросы решаются коллективно.

Межличностные отношения в группах и коллективах

Взаимоотношения в группах делятся на официальные и неофициальные, руко­водства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Офици­альными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе, они фиксируются законом, регулируются положениями, соответствующими правила­ми и нормами. Неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоот­ношений людей. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой, а лич­ные складываются между людьми независимо от этого. В рациональных межличност­ных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, данные им окружающими. Эмоциональные отношения это субъективные оценки, основанные на личном, индивидуальном восприятии людьми друг друга.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике или в динамике, т.е. анализировать особенности существующей системы отношений или, законы их преобразования и развития. Отношения в группах закономерно изменяются. В начале группового развития они бывают относительно безразличными, затем могут стать конфликтными или, напротив, коллективистскими. Согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относитель­ной личностной устойчивостью можно предположив зависимость межличностных отношений и от людей, и от социальных ситуаций, в которых отношения формируют­ся. Это интеракционизм в интерпретации поведения и отношений личности, т.е. лич­ность, будучи внутренне относительно устойчивой в базовых свойствах, внешне мо­жет проявлять себя по-разному в зависимости от обстоятельств. При этом, чем ближе группа к коллективу, тем благоприятнее условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения худших.

 

 

Влияние различных групп на поведение личности и межличностные отношения в группе: (+) – положительные моменты; (-) – отрицательные моменты; (↔) – отношения; (↕) поворот отношений в любую сторону.

Влияние групп разного уровня развития на поведение личности может быть представлено схематично для пары индивидов. Возможно, вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено (а), также это во вновь обра­зованной группе из случайных людей, но эти отношения нестабильны и могут не­предсказуемо меняться (б). А в коллективе, благодаря особым нормам отношений, индивиды ведут себя положительно по отношению к товарищам по группе (в).В кор­порации, напротив, могут поощряться индивидуалистические наклонности (г). Одна­ко отношения в группе не сводимы к диадическим, а строятся с учетом отношений с окружающими данную пару людьми.

Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помо­щью социометрии - комплекса методик, предназначенных для исследования эмоцио­нальных-личных отношений: взаимных симпатий и антипатий, привлекательности и непривлекательности, авторитетности или неавторитетности. Социометрические. ме­тодики 'позволяют выявить в группе лидера и оценить сплоченность. Методики предполагают, на основании социометрических критериев, опрос членов группы друг о друге, сводя ответы в социометрические матрицы или социограммы. По общим и ин­дивидуальным социограммам судят о системе личных взаимоотношений в группе и анализируют положение в ней каждого члена.

Параметры успешной групповой деятельности

Соответствие деятельности группы предъявляемым к ней требованиям прово­дится по 2 уровням: правовому, нормативному, заданному законами, и моральному, следующему социальным ожиданиям в форме нравственных суждений и обществен­ных идеалов. Характеристики группы, важные для успешной совместной работы, де­лят на формальные, описывающие структуру и способы организации деятельности, и содержательные, отражающие личные взаимоотношения. К формальным можно от­нести численность группы, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности ре­шаемых задач, распределением обязанностей между членами. К содержательным - межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутрен­ние установки, лидерство. Самодеятельная активность членов группы, т.е. их сверх­нормативную деятельность - высший критерий эффективности работы группы.

Повышение эффективности групповой деятельности подчиняется ряду мер.

Изменение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия этого могут быть различны. В положительном случае, с увеличением группы в ней появляется больше потенциально талантливых и разносторонних людей, легче рас­пределяются обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела, больше собирается и перерабатывается информа­ции. В отрицательном случае, в группе уменьшается сплоченность, появляются группировки, ухудшается управление и взаимодействие членов. Рост группы может вести к расхождению мнений, обострению взаимоотношений, психологическому дистанцированию и неравномерному изменению статуса и авторитета ее членов, что по­нижает средний вклад каждого участника в итоги совместной деятельности.

Композиция, т.е. индивидуальный состав, заметно влияет на группу. Группа может быть психологически совместима, работоспособна и нет, сплоченна и разоб­щена. Неоднородная композиция группы затрудняет взаимопонимание, выработку общей позиции, ведет к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. В психологически однородных группах люди больше удовлетво­рены и стремятся к общению, в трудных ситуациях, вызывающих эмоциональную, психологическую и физическую напряженность, в условиях дефицита времени, отво­димого на решение задачи здесь вероятны лучшие результаты.

Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности. Суще­ствует несколько основных форм: коллективно-кооперативная, организованная на рабочем взаимодействии и взаимозависимости участников группы; индивидуальная, ба­зирующаяся на самостоятельной работе каждого скоординированная, когда самостоятельно работающие участники группы соотносят свои процессы и результаты с деятельностью остальных. Выбор формы организации совместного труда определяет­ся задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрело­сти. За исключением индивидуальных творческих работ, предпочтение отдается кол­лективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает потенциальным сверхаддитивным эффектом, хорошо мобилизует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности вос­приятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...