Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные тенденции западной педагогики




Экспериментальные педагогические новации

В современных условиях особенно актуальна необходимость в обновлении обучения и воспитания. Наиболее радикальную позицию занимают здесь сторонники неинституционной педагогики - П.Гудман, И.Иллич, Ж.Гудлэд. Ф.Клейн. Дж.Холт (США), Л.Бернар (Франция) и др., считающие что современная школа обречена на исчезновение и нужно полностью изменить ориентиры образования. Однако боль­шинство педагогов, напротив, предлагают совершенствовать существующую прак­тику школы посредством корректировки содержания и форм обучения и воспитания. Возросла роль экспериментальных школ как центров поиска нового содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Организация школ-пилотов превратилась в важное направление государственной школьной политики.

Перманентное воспитание

Начиная с 1960-х гг. в мировом сообществе получили распространение идеи пожизненного (постоянного) воспитания, т.е. поощрение развития личности в тече­ние всей жизни и взаимосвязь между школьным (институционным) и внешкольным (неформальным) воспитанием и обучением. Пожизненное воспитание означает пре­емственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, са­мообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-эконо­мической жизни общества. Предусматривается развитие системы периодически по­вторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ.

Препятствием для пожизненного воспитания являются слабые связи между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. С этой целью во многих странах введена деятельность школьных кооперативов, культурно-просве­тительских центров, например, школа как «центр общинного воспитания» (США), «воспитательный город» (Франция), «Дом свободного времени» (Северная Европа) и др. Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. Сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объеди­нений. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов, в основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, действовать во имя общественного блага, воспитать честных, смелых, ловких людей.

Современное техническое оснащение в педагогике

В мировой педагогике активно обсуждаются перспективы и стратегия приме­нения новой техники в образовании и воспитании.

Сторонники технического детерминизма полагают, что электронное обеспече­ние поможет снять проблемы неуспеваемости учащихся, взаимодействия учеников и преподавателей, индивидуализации преподавания и учения, экономии школьного бюджета. К оснащению школы новейшей техникой приводит экономическая перспектива: сегодня большинство занятого населения ведущих стран мира пользуется электронным оборудованием. В развитых странах создаются общенациональные структу­ры ресурсов информационных, аудио и телевизионных средств для учебных заведе­ний. Появляются специализированные хранилища таких ресурсов: аудио и видео цен­тры, учебные классы с новейшим оборудованием. Возникают планетарные электрон­ные системы, позволяющие обмениваться учебными материалами миллионам пользо­вателей. Новейшие технические средства превратились в обязательное условие учеб­ного процесса, компьютеры играют важную роль в воспитании детей и подростков -при правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится союзни­ком педагогически целесообразной социализации подрастающего поколения.

Значительную роль в воспитании играют в современном мире средства массо­вой информации. Это, по сути, параллельная школа. Педагоги считают необходимым учитывать ее созидательные и разрушительные возможности. Наибольшее воздейст­вие на молодое поколение среди средств массовой информации имеет телевидение. В ведущих странах мира сложились системы учебного телевидения, помогающие при­общать школьников к ценностным общественным ориентирам. Среди форм воспита­ния, связанных с массмедиа, на особом месте стоит пресса в школе, популярная в старших классах школ многих стран мира. Пресса в школе - это организованная в пе­дагогических целях работа с учащимися, способствующая усвоению различной ин­формации, поступающей из газет и журналов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

6. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.

7. Бессознательное. Сб. статей. Новочеркасск, 1994.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1995.

9. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение, М., 1983.

10. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984. '

11. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. Л., 1974-1981.

12. Венгер Л.А. Мухина B.C. Психология. М., 1988.

13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

15. Возрастная и педагогическая психология. М., 1992.

16. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.

17. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М., 1982-1984.

18. Гальперин П-Я. Введение в психологию. М., 1976.

19. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

20. Гиппенрсйтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

21. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М., 1992.

22. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.

23. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов СПб, 1994.

24. ГрофС. За пределами мозга. М., 1993.

25. ЖкнкннН.Н. Речь как проводник информации, М., 1982.

26. ЖуравлевВ.Н. Педагогика в системе наук.о человеке. М., 1990

27. Загюроасец А.В. Шбранные психологические труды! Т. 1.М., 1989

28. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Росзрв-на-Дону.1997.

29. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1981.

30. Изард К. Эмоции человека. М., 1980

31. История и психология. Под рад Поршнсии Ь.Ф.. Анциферовой Л.И. М., 1971.

32. Кон И.С. В поисках с«б«. М., 1984

33. Краткий психологический сломрь Пол рсд Петровского Л.В. М, 1985.

34. Кутер П. СоврсксииыЯ психошдли!. CI16., 1997.

35. Леонтьсв A.M. HjftpajiHUC психологические трулы: В 2-х т М., 1983.

36. Линдссй П., Порчах Л А Переработка информации у человека. М., 1974.

37. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. М. 1972.

38. Лурня А.Р. Я1ык и «пнаиие М., 1978.

39. Манере Д. Социдлии* психологии. СПб., 1997.

40. Мамарддшвили М.К. Как «понимаю философию. М., 1980.

41. Маслоу А. Лальиис пределы человеческой психики. М„ 1997.

42. Мсрлни B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

43. Мясишсв В.II. Психология отношений. М., 1995.

44. Нсбылииын В.Д, Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

45. Немое Р.С. Общие основы психологии. В 3-х кн. М., 1994.

46. Обоюв Н.II. Межличностные отношения. Л., 1979.

47. Общая психология. Под ред. Петровского E.G. M., 1976.

48. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.

49. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

50. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М., 1996.

51. Психология индивидуальных различий. Тексты Под ред. Гиппенрсйтер Ю.Б.. Романова В.Я. М., 1982.

52. Психология личности. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: 1982.

53. Психология эмоций. Тексты. Под ред. Гиппенрсйтер Ю.Б., Вилюнаса В.К.. М.. 1984.

54. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2 т. М., 1993.

56. Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987.

57. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

58. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.

59. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

60. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.

61. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994.

62. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

63. Солсо РЛ. Когнитивная психология. М., 1996.

64. Сонин В.А. Словарь персоналий: психологи от А до Я. М., 1997.

65. Социальная психология личности. М., 1979.

66. Социальная психология. Под ред. Кузьмина Е.С.. Семеном ЕС. Л..1979.

67. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

68. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

69. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

70. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.. 1990.

71. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

72. Хекхаузен X. Мотивации и деятельность. М., 1986.

73. Хомский Н. Язык и мышление. М.. 1972.

74. Хрестоматия по вниманию. Под ред. А. Н. Лсоктьсва и др. М., 1976.

75. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я.. Ждан АН. M., 1992.

76. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. М., 1979.

77. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В Л. М., 1979.

78. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михайловской М.Б. М., 1975.

79. Шабельников В.К, Психика как функциональная система. Алма-Ата, 1986.

80. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

81. Юнг КТ. Психологические типы. СПб., 1995.

82. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

83. ЯрошевскийМ.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...